Родители часто сами способствуют задержке речи ребенка: когда нужно обращаться к логопеду?

Маленькие дети искажают произношение слов, по-разному коверкают их, и до какого-то возраста это нормально. Отличить вариант нормы от дефекта речи неподготовленным родителям бывает непросто.

Проблемы с речью тянут за собою отставание в общем развитии, ведь речь является его основой. Нередка ситуация, когда родители спохватываются, что пора бежать к логопеду, только после разговора с воспитателем в детском саду или с учителем младших классов. В статье предложено несколько способов, как понять нужен ли логопед ребенку, или несовершенства его речи пройдут по мере взросления.

Как понять, когда малышу нужен логопед

Какие дефекты речи требуют особого внимания

На развитие речи и языка влияет ряд факторов, в том числе физическая зрелость, наследственность и окружающая среда. Проблемы со слухом являются частыми причинами дефектов произношения, но даже дети с нормальным слухом могут страдать нарушениями или проблемами с артикуляцией.

Ниже приведены три наиболее распространенных среди младших дошкольников дефекта, когда ребенку нужен логопед. Они должны настораживать внимательных родителей, но чаще всего оказываются незамеченными, так как их принимают за обычное детское коверкание слов и произношения.

Для удобства контроля развития речи логопеды советуют удобный и простой дневник, куда стоит записывать все новые слова малыша. Этот опросник можно , заполнить и продолжать далее. Обязательно захватите с собой на прием к специалисту — с его помощью быстро сложится общее впечатление о речевых навыках ребенка

Заикание или логоневроз

В возрасте 2-3 лет дети часто заикаются в начале предложения. Это явление может принимать форму повторения первого звука или слога в слове или первого слова в предложении. Чаще случается, когда малыш устал, взволнован или находится в конкурентной ситуации, такой, когда он стремится проявить себя лучше или быстрее, чем его сверстники.

Материал к теме Как защитить ребенка от коронавируса

Шепелявость

Шепелявость является еще одной распространенной проблемой артикуляции, когда маленькие дети учатся говорить. Дошкольники, как правило, делают замену легкого в произношении звука на более сложный для них.

Длинные паузы

Еще одним недостатком является появление слишком длинных пауз между словами или мыслями. Это признак поиска правильного слова или размышлений о том, как структурировать свое следующее предложение. На видео ниже подробнее рассказано, на что обратить внимание и когда стоит обратиться к логопеду.

Как понять, что логопед необходим подростку?

Родителям школьников младшего и среднего возраста следует обратиться к логопеду, если:

  • у ребенка есть нарушения устной речи – он заикается, плохо выговаривает большинство звуков, среди «каши» невозможно понять отдельные слова и фразы;
  • есть существенные патологии письменной речи – ребенок не в состоянии читать или писать, пропускает буквы, путает местами слоги, делает ошибки в словах, даже если хорошо знает правило;
  • ребенок испытывает трудности в освоении родного языка.

Как помогут занятия с логопедом подростку? Если Вы обратились вовремя, то вскоре речь ребенка станет правильной, разборчивой и связной, исчезнут трудности с ее пониманием, повысится успеваемость в школе и популярность среди сверстников.

Что родители могут сделать помимо обращения к логопеду

На ранних этапах заикания родители должны сделать все, что необходимо для создания более спокойной обстановки, в которой можно самовыражаться без тревожности. У врачей до сих пор нет четкого ответа о том, почему дети заикаются, но есть вещи, которые родители могут сделать, чтобы облегчить проблему. Вот три способа:

  1. Уменьшите стресс. Хотя неясно, почему дети заикаются, известно, что эмоциональное напряжение в значительной степени связано с заиканием, как и семейная история этого заболевания. Избегайте давления на вашего малыша, чтобы ускорить его языковые навыки или исправить их недостатки.
  2. Читайте как можно больше. Лучший способ помочь развить языковые навыки — читать понятные и простые для понимания сказки, рассказы и стишки. Исследования показывают, что дети, которым регулярно читают, могут развивать осмысленный язык — произнося свои первые настоящие слова — раньше и эффективнее. Обязательно укажите на рисунок в книге — автомобиль, мяч или собачку, — и четко произнесите эти слова.
  3. Обедайте всей семьей. Исследования показывают, что в семьях, где приняты совместные обеды за общим столом, дети имеют лучшие устные навыки. Возможно, через регулярное участие в разговоре со взрослыми, они узнают множество новых слов и правильные способы формирования предложений.

Материал к теме Как понять, когда ваш ребенок должен начать говорить

Своевременная работа с логопедом необходима

ТЕСТ — Нужен ли вашему ребенку логопед?

Вашему малышу 4- 5 лет?

Как узнать, когда идти к логопеду?

Считается, что раньше, чем ребенку исполнится 5 лет, обращаться к логопеду не надо.

К 5 годам речь ребенка во многом сформирована. Самым благоприятным периодом для развития речи является возраст 2-3 лет. Именно тогда родителям нужно задаться вопросом: «Все ли хорошо с речью ребенка?»

Этот вопрос особенно актуален, если у матери были проблемы во время беременности или родов. Если ребенок наблюдался у невропатолога, то надо особенно внимательно следить за становлением речи.

Тогда логопед не будет обращаться к родителям с вопросом: «Где же вы были раньше?»

Чем раньше логопед обнаружит нарушения речи (если таковые имеются), тем проще будет все исправить.

Нужен ли вашему ребенку логопед?

Пройдя следующий тест, вы узнаете, нормально ли развивается речь вашего малыша, и не пора ли идти к логопеду?

1. Беременность матери протекала без осложнений?

2. Роды произошли в срок, без осложнений?

3. К 1 году ребенок употреблял 3–4 «лепетных» слова (МАМА, ПАПА, БАБА), понимал отдельные слова, соотносил их с конкретными предметами.

4. В год ребенок понимал простые инструкции, сопровождаемые жестами («Где мама?», «Дай ручку», «Нельзя»).

5. К двум годам употреблял предложения из двух-трех слов, понимал и правильно выполнял двухступенчатую инструкцию («Пойди на кухню и принеси чашку»). Имел словарный запас минимум 50 слов.

6. К 2,5 годам у ребенка сформировалась элементарная фразовая речь (простое предложение из 2 слов — «Дай куклу», «Пойдем гулять»)

7. В 3 года ваш ребенок умеет правильно связывать разные слова в предложения. От простой фразы из двух слов он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа. Употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда).

8. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (С, З, Ц), несколько позднее шипящие (Ш, Ж, Ч, Щ).

9. К 5 годам обычно появляются звуки Р, Л. В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов. Исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т. п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает ВСЕМИ звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

10. К пяти годам ребенок полностью усвоил обиходный словарь. Пользуется обобщающими понятиями (одежда, мебель, посуда, овощи и т. д.).

  1. Речь ребенка в 3-4 года — Тест логопеда для родителей
  2. Речь ребенка в 4-5 лет — Тест для родителей
  3. Тест для родителей — Готов ли ваш ребёнок к письму?

(10 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)

Loading …

Двуязычные дети (билингвы)

Многие дети в настоящее время растут, изучая два языка. Смешивание словарного запаса из двух языков, допущение большего количества грамматических ошибок и относительно небольшой словарный запас в активе речи — все это обычное поведение детей на ранних этапах освоения двух языков одновременно.

Однако недостатки обычно исчезают со временем сами собою. Эти нормальные характеристики иногда ошибочно принимаются педиатрами за речевые задержки. Поэтому убедитесь, что педиатр знает, что ваш малыш-билингв осваивает сразу два языка, если вас направляют к специалисту-дефектологу.

Как сразу ОПРЕДЕЛИТЬ, что ЛОГОПЕД НАСТОЯЩИЙ ПРОФЕССИОНАЛ?

Анна

собираюсь с ребенком к логопеду, посоветуйте на что следует обратить внимание чтобы понять что это точно профессионал, спасибо

Лариса

Вот, прямо-таки и растерялась от Вашего вопроса… И не знаю что сказать…

Немного не в тему, но все же — если человек порядочный, а у Вашего ребенка нарушение речи тяжеловатое, то такой логопед должен будет вам настоятельно рекомендовать логопедический сад, а не обещать самостоятельно со всем справиться…

Ольга

Я тоже думаю, что настоящий профессионал не будет «тянуть одеяло на себя», а посоветует комплекс мероприятий, который может быть только в специально организованных условиях!

Юлия

Тут есть статья:

ЛОГОПЕД ЛОГОПЕДУ РОЗНЬ: КАК ВЫБРАТЬ ХОРОШЕГО СПЕЦИАЛИСТА https://inauka.ru/health/article80864?subhtml

Но хорошего логопеда вы сами определите: как занимается с ребенком, что делает. Часто так бывает, что и специалист хороший(и многим нравится, и отзывы хорошие, и регалии), а ребенок не хочет с ним заниматься (tr), а с девочкой-студенткой — с большим удовольствием (fr). Как вы выбираете, например, своего парикмахера? По результату, по подходу — и с логопедом примерно так же.

Надя

А сколько у логопеда уходит время на тестирование ребенка?

И еще вот такой вопрос — мой ребенок ходит в частную группу,имею ли я право присутствовать на занятиях логопеда во время занятий ..хочется посмотреть,что и как делает логопед и потом что-то отрабатывать дома…

Наталия

Попросите провести логопеда для вас консультацию.Логопед покажет и расскажет,как заниматься с ребенком дома. Консультирование родителей входит в должностные обязанности детсадовского логопеда. :-)

Ольга

Раз в месяц. а при необходимости и чаще приглашаю родителей на занятие, а одна мамочка постоянно сидит на занятии т.к. она честно призналась. что иначе ей самой потом не понятно чем с ребёнком дома заниматься и как. (fr)

Инна

А мне одна мамочка сказала, что ей врач посоветовала определить хорошего логопеда по признаку: «дает логопед домашние задания или нет. Если дает — хороший специалист». Я всегда даю домашние задания, но, честно, не встречала логопедов (опытных и не очень), которые не дают домашних заданий, так что признак — сомнительный.

Наталья

Не обещает быстрых результатов, а даёт реальную картину и прогноз.

Марина

Я ОЧЕНЬ ЛЮБЛЮ ,когда мамочка присутствует на занятиях с её ребёнком. Она видит, как нужно заниматься дома и чем. И , кстати, «проникается» важностью нашей работы для развития речи её ребёнка. Ведь не секрет, что многие рассуждают примерно так:» Сам заговорит! Я тоже БУКВЫ не выговаривала.»И ещё. Есть очень хорошие специалисты, которые любят «грузитЬ» родителей спец. терминами, не стесняйтесь, просите объяснить, что это слово обозначает.

Лариса

А я думаю, что логопед не может быть специалистом широкого профиля. У каждого из нас есть какие-то склонности, предпочтения, уклон в опыте и, постепенно, с практикой каждый логопед становится супер-специалистом в каком-то вопросе. Я к тому, что нельзя объять необъятное, что-то дается, а что-то нет…

Я, вот, никогда не возьмусь за заикание — у меня барьер перед этим нарушением и я не чувствую себя в нем уверенно. А как без уверенности можно достойно помочь людям?

1

Простые физиологические проблемы

Недостатки речи у дошкольников, как правило, несерьезны. Большинство детей с дефектами произношения усваивают правильные звуки к началу школьных лет, когда они лучше контролируют мышцы, участвующие в разговоре. Здесь хорошо помогают различные стишки и скороговорки. Так, логопеды советуют читать ежедневно самую длинную скороговорку на русском языке «Лигурия», чтобы отточить навыки дикции до совершенства.

Материал к теме Коронавирус и дети: профилактика, симптомы, лечение и прогноз

Педиатр и детский стоматолог помогут исключить физиологические проблемы, в том числе дефекты зубов, которые могут вызвать дефекты и общее нарушение речи. Иногда решение так же просто и естественно, как появление постоянных передних зубов у дошкольника. Если физиологические причины отсутствуют, а речь так и не появилась до 2,5-3 лет (хотя бы простые фразы из 2-3 слов), необходима консультация у специалиста.

Решение проблем с речью может быть простым

Симптомы задержки в развитии речи

Такие симптомы могут появиться практически с раннего возраста:

  • ребенок мало гулит и лепечет, делает это либо беззвучно, либо однотипными звуками;
  • не реагирует на чужую речь и звук в возрасте до 1 года;
  • не стремится повторять чужие слова в возрасте до 1,5 лет;
  • не может выполнить простое задание в возрасте до 2 лет;
  • не имеет самостоятельных слов в возрасте до 2 лет;
  • не может соединять простые слова в простые фразы в возрасте до 3 лет;
  • не имеет собственной речи к 3 годам, а только воспроизводит заученные из книжек и мультфильмов фразы;
  • предпочитает вместо речи использовать жесты или мимику.

Если вы обнаружили у своего ребенка такие симптомы, то вам следует обратиться к логопеду в Ейске в ЛКК «Сенситив» по предварительной записи.

Диагностическое оборудование в ЛКК «Сенситив»

Лапароскопическое удаление кисты яичника

Медицинское оборудование для хирургии в ЛКК «Сенситив» в Ейске

Медицинское оборудование для диагностики в ЛКК «Сенситив» в Ейске

Острый отит у детей: симптомы и лечение

Современный маммограф в Ейске, достоверная диагностика

Увеличенная грудь у мужчин: хирургическое лечение

Расстройства речи у детей школьного возраста

Такие нарушения, как заикание и шепелявость, требуют профессионального внимания, если они продолжаются в течение продолжительного периода времени или ухудшаются, или если они вызывают беспокойство у школьника.

Если заикание длится более нескольких месяцев, или если ребенок расстроен из-за того, что ему трудно общаться, обратитесь к его педиатру. В зависимости от проблемы он может направить вас к логопеду.

Не нужно думать, что ребенок еще слишком мал для работы со специалистом – профессиональные логопеды и дефектологи могут заниматься с детьми в возрасте от 2-3 лет. Даже для таких малышей разработаны комплексы логоритмической гимнастики, игровые формы занятий. Помните, что своевременный запуск речи необходим для правильного развития мышления. Не откладывайте визит к специалисту, если у вас есть какие-то сомнения.

Даже, если ваш ребенок заговорил очень рано, это еще не значит, что говорить он будет правильно. А понять, какое у малыша произношение, лучше как можно раньше, чтобы вовремя принять меры.

Дети, склонны повторять слова за взрослыми. Некоторые, уже в годик говорят достаточно большое количество слов, а другие, наоборот, начинают разговаривать только после двух лет. Но и в первом и во втором случае, ребенок в первую очередь повторяет за родителями. Сначала, это, конечно, мало похоже на нормальные слова, но со временем, речь должна стать четкой и осмысленной.

Родителям, следует знать, что правильная речь, это в первую очередь их прямая обязанность. Очень многие взрослые, разговаривая с детьми, специально искажают слова, говоря их неправильно. Делать этого категорически нельзя! Общайтесь с ним как со взрослым, то есть в своей обычной манере. Ведь. если вы будете коверкать слова, то не сомневайтесь, что дети заговорят также.

Общаясь с малышом, старайтесь делать это в спокойном, доброжелательном тоне, старайтесь убрать крики и ругань из своей речи.

Для детей, в возрасте до 5 лет, тот факт, что ребенок картавит, является явлением абсолютно нормальным. Поправить речь, родители могут и сами, при помощи речевых игр, чтения ребенку вслух книг, разучивания стишков.

Самыми сложными для детей звуками являются “Р”, “Ч”, “Ш”, “Щ” и “Ж”. Пока ребенок не научится их говорить, он будет заменять эти звуки похожими, которые, по своему усмотрению, он использует для построения слов. Но, настороженность родителей должна возникнуть в случае, когда ваш ребенок не только заменяет но и пропускает гласные звуки, делая большие паузы между слогами.

О посещениях логопеда лучше начинать думать с 2-х лет. Для того чтобы понять, нужно ли вмешательство логопеда, можно попросить ребенка, называть предметы на картинках, либо воспользоваться тестами, которые есть в специальных книжках. Но, если у вас и безо всяких тестов есть желание показать ребенка специалисту, сделайте это обязательно.

Неправильно поставленная речь, может сильно усложнить жизнь ребенку. Во-первых, это трудности с обучением, которые неизбежно возникнут. Не будем также забывать, что вовремя не исправленные детские речевые дефекты, могут остаться на всю жизнь, и сильно подпортить уже взрослого человека. Дорогие папы и мамы, при малейшем вашем подозрении на неправильное произношение, отправьтесь вместе с ребенком к специалисту. Это недолго, но очень важно!

Похожие статьи:

Когда в рацион малыша следует вводить соки () Грудной возраст > Питание

У каждой мамы рано или поздно возникает вопрос, когда же малышу начинать вводить в рацион соки. Ведь в соках столько необходимых для организма витаминов. Да это так, но эти витамины нужны малышу, прежде всего для того,…

Как верно использовать соску? () Грудной возраст > Воспитание ребенка

Вполне возможно, что ваше дитя спокойно сможет обходиться и без соски. А это очень хорошо для малыша, для его будущего. Большинство педиатров выступают против пустышек. Так как соска может привести (в дальнейшем) к…

Нужно ли ребёнку соблюдать режим () Раннее детство > Режим крохи

Наверняка вопрос, вынесенный в заголовок статьи, кому-то покажется риторическим, однако, не всё так однозначно, попробуем разобраться: В вопросах режима, как и во всём, что имеет отношение к воспитанию и развитию…

Нужен ли ребенку отец? () Планируем беременность > Нужен ли отец

Актуальный вопрос. Был актуальным, есть и будет. Я бы даже отметил, что на сегодняшний день актуальность стала чувствоваться острее, чем это было, скажем, лет 50 назад.

Первая прогулка с малышом: как не навредить? (10592 Просмотров) Новорожденный > Здоровье

Уже на последних месяцах беременности женщина мечтает о том, как будет прогуливаться по улице с малышом в колясочке, показывая ему новый мир. Малыш родился и возникло много вопросов, которые обычно не волнуют…

Нужен ли логопед взрослому человеку

Достаточно распространено ошибочное мнение, что логопед – это специалист, работающий исключительно с детьми. Действительно, чаще всего его пациентами становятся те, кто только учится говорить. Но, и взрослых людей бывают ситуации, когда они буквально учатся заново произносить звуки и буквы. Инсульт, тяжелые травмы, воспаления голосовых связок – это все влияет на качество речи. так же, могут быть логопедические проблемы, не устраненные в раннем возрасте. Изменить речевые привычки сформировавшегося человека очень сложно, но возможно. При условии, что пациент готов к систематической работе над собой, можно достичь достаточно высоких результатов. В случае с болезнью или травмой, эффективность занятий с логопедом взрослого пациента зависит от многих факторов. В первую очередь от того, насколько сильно пострадали органы речевого аппарата и возможно ли их полное или частичное восстановление. Часто артикуляционные упражнения дополняются медикаментозной терапией и логопедическом массажем. Но большую часть взрослых пациентов составляю люди, имеющие дефекты речи, не устраненные в детском возрасте – картавость, шепелявость, заикание и многое другое. В целом, это все негативно влияет на качество жизни – ограничивает выбор профессии, формирует устойчивые комплексы, приводит к понижению самооценки. Методики работы с взрослыми пациентами несколько отличаются от способов лечения детей, но в основе лежит все та же артикуляционная гимнастика. Улучшение качества работы артикуляционного аппарата позитивно отражается на речи – она становится яснее, разборчивее. Именно по этой причине все эти упражнения регулярно выполняют дикторы телевиденья и радио. Эта профессия подразумевает полное отсутствие логопедических проблем, но гимнастика необходима для поддержания «рабочей» формы. Кроме того, занятия с логопедом для взрослых часто необходимы людям, чья профессиональная деятельность напрямую связана с регулярными нагрузками на речевой аппарат – учителя, воспитатели, артисты. Своевременное вмешательство специалиста поможет предотвратить мутацию голоса и дальнейшие негативные изменения. Отдельная категория пациентов взрослого логопеда – люди, которые курят. Если пагубная привычка сохраняется на протяжении длительного периода, голосовые связки повреждаются, а регулярные занятия помогут минимизировать нежелательный эффект.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: