Как можно восстановить речь после инсульта?


Общие правила и рекомендации

Чтобы снизить выраженность негативных последствий инсульта, важно правильно оказать первую помощь. Если удалось обнаружить первые признаки нарушения мозгового кровообращения, следует немедленно вызвать первую помощь. Это – внезапно возникшая острая головная боль, повышение артериального давления, онемение одной части лица, рвота, кровоизлияние в сетчатке глаза.
Первая помощь заключается в следующем:

  1. Запрещается давать человеку еду и питье. В противном случае можно вызвать паралич органов, ответственных за глотание.
  2. Если возникла рвота, голову пострадавшего поворачивают на бок, что позволяет избежать попадания массы в дыхательные пути.
  3. Человеку, находящемуся в стадии приступа, запрещается делать резкие движения.
  4. С больного снимают сдавливающие элементы одежды: ослабляют воротник, ремень, галстук.
  5. Если, измерив давление, удалось выявить его повышение, разрешается дать человеку соответствующую таблетку.

При потере сознания, аритмичности дыхания и пульса проводят сердечно-легочные реанимационные мероприятия.

Восстановление больных, перенесших инсульт, — достаточно длительный и поэтапный процесс, который проводится в несколько стадий. Сразу после оказания первой помощи человека помещают в реанимационное отделение, где проводят контроль состояния здоровья и проводят необходимые лечебные мероприятия. Далее больного переводят в неврологический стационар, где врачи борются за восстановление пораженных мозговых клеток.

Однако, можно максимально приспособить человека к жизни за счет иных нейронов, которые не были повреждены в процессе острого нарушения кровообращения. Как можно восстановить речь после инсульта в каждом конкретном случае, зависит от степени поражения головного мозга. К общепризнанным методам реабилитации относят занятия с логопедом.

Комплекс упражнений

Эффективность логопедических упражнений после инсульта в домашних условиях зависит от их регулярности. После согласования с логопедом лечебные упражнения должны выполняться ежедневно. Врач составляет логопедический комплекс отдельно для каждого пациента.

Самыми эффективными считаются следующие упражнения:

  • Пациент должен вытянуть губы вперед и напрячь их. Продержать в таком положении 5 секунд, а затем расслабить. Через 2 секунды упражнение следует повторить. Оно позволяет вернуть тонус мимической мускулатуре.

  • Больной захватывает нижнюю губу зубами и прикусывает. Держит в таком положении несколько секунд и отпускает. Следом он должен захватить зубами верхнюю губу и продержать в таком положении 5 секунд.

  • Сначала вытянуть язык вперед, а затем потянуться за ним шеей. Застыть в таком положении на 3 секунды, а затем расслабиться. Повторить комплекс не менее 10 раз.
  • Попеременно облизывать верхнюю и нижнюю губу не менее 10 раз. После этого нужно столько же раз облизывать губы по кругу.
  • Пациент должен напрячь язык и дотронуться им до кончика верхнего неба.
  • Цокать языком в течение 1 минуты.
  • Совершать круговые движения языком в полости рта, не размыкая губ.
  • Улыбаться, добиваясь максимального растяжения губ.
  • По счету помощника сначала прижать подбородок к груди, а затем вернуться в исходную позицию.
  • Сначала вытянуть шею, затем язык и попытаться издать шипящий звук.

Выполняя логопедические упражнения вместе с больным, следует помнить, что лечение может занять много времени. Пациенту потребуется много терпения и сил, чтобы достигнуть хороших результатов. Поэтому очень важно поддерживать у него хорошее настроение. Он должен чувствовать заботу близких.

Почему пропадает способность разговаривать

При инсультном приступе прекращается доступ крови к церебральным структурам, и мозговые клетки погибают. Когда очаг поражения затрагивает речевые центры, то развивается нарушения дикции или развивается афазия, когда человек полностью теряет способность разговаривать.

Второй, менее опасной причиной, является паралич лицевой мускулатуры. Люди утрачивают способность нормально говорить из-за того, что половина языка «не слушается» и не получается полноценной артикуляции.

По характеру возникших нарушений выделяют несколько видов афазии:

  • Тотальная. Инсультники не говорят и не понимают обращенные к ним слова. Сознание спутано, возможна полная амнезия.
  • Сенсорная. Развивается при поражении височных долей (центр Верники). Человек может частично разговаривать, но не понимают значение слов.
  • Моторная. Мозговые центры не нарушены, проблемы с артикуляцией появились из-за паралича языка и лица.
  • Амнестическая. Похожа по проявлениям на сенсорную, но больные теряют способность распознавать названия предметов.
  • Семантическая. Люди не могут понять сложные предложения и общаются с помощью коротких простых фраз.

Методика восстановления речи после инсульта подбирается с учетом механизма нарушения. Моторная афазия устраняется легко, а вот тотальная потеря речи требует сложной программы реабилитации и редко бывает успешной.

Виды речевых нарушений после инсульта

Речевые нарушения, которые в медицине называют афазией, после инсульта наблюдаются у 35% пациентов. В зависимости от того, какой участок мозговой ткани пострадал и как сильно, различают несколько основных типов афазии.

Моторная афазия

В мозге человека существует участок, который называется центром Брока, или моторным. Это участок коры, который локализируется в задней части третьей мозговой извилины лобной доли. У правшей – это левое полушарие, а у левшей – наоборот. Этот участок коры обеспечивает моторную организацию речи, то есть произношение слов.

При повреждении этого центра развивается моторная афазия, то есть невозможность выговорить слова и предложения. Пациент понимает обращенную к нему речь, но проговорить свой монолог у него не получается. Вместо этого он издает набор звуков или несвязанных между собой отдельных слов.

Сенсорная афазия

Сенсорная речевая зона, которая отвечает за понимание речи, находится в задней части верхней мозговой извилины височной области доминантного полушария (у правшей – справа, у левшей – наоборот). Называется этот участок центр Вернике.

При его повреждении во время инсульта пациент перестает понимать речь других людей, в связи с чем страдают и его речевые функции – он произносить отдельные слова, правильно, но не связано между собой. Такая афазия называется сенсорной.

Речевые центры головного мозга

Семантическая афазия

Такое нарушение развивается, когда повреждается участок головного мозга, находящийся на стыке между теменной, височной и лобной долями. При этом пациенты не понимают сложных грамматических письменных и устных конструкций речи. Например, человек не может объяснить какая разница между словосочетаниями “отец брата” и “брат отца”. Это случается, потому что пациент перестает понимать связь между словами при помощи их окончаний, предлогов, союзов, сравнений и определений.

Амнестическая афазия

При этом нарушении человек владеет спонтанной и диалоговой речью, но у него возникают трудности при назывании знакомых предметов (он не помнить в данный момент, ка называется та или иная вещь).

Тотальная афазия

Это самая тяжелая форма речевых нарушений, когда человек сам не разговаривает и не понимает речи окружающих. Наблюдается при обширных мозговых инсультах.

Видео-урок о формах афазии:

Классификация и симптомы речевых нарушений

При афазии после инсульта лечебные мероприятия начинают, когда исчезает угроза для жизни и состояние пациента становится стабильным. При ишемическом приступе, если появились нарушения речи, лечение проводят с 1-3 дня, а когда произошло мозговое кровоизлияние – на 5-7 сутки.

Методика восстановления подбирается индивидуально, с учетом механизма афазии и очага поражения мозговых структур.

Методы восстановления речи после инсульта зависят от стадии постинсультного периода. На раннем этапе проводится:

  • медикаментозная терапия;
  • массаж;
  • занятия с логопедом.

Но в стационаре только намечают пути восстановления, а дальнейшие лечебные мероприятия будут проводиться дома. Родственникам пациента подробно рассказывают: что делать, чтобы вернуть речь.

В момент выписки точный прогноз неврологи дать не могут. Успех восстановительных мероприятий, проводимых в домашних условиях, зависит не только от тяжести мозговых повреждений, но и от регулярности проводимых занятий. Немаловажную роль играет и психологический настрой пациента – нужно помочь человеку поверить, что он снова сможет нормально разговаривать.

Препараты для восстановления речи после инсульта на ранней стадии применяют для ограничения очага поражения и улучшения питания нервной ткани. Пациентам назначают:

  • ноотропы (стимулируют регенерацию и помогают восстановить функции мозговых клеток);
  • гипотензивные средства (необходимы при критических подъемах АД);
  • кроворазжижающие препараты (уменьшение вязкости крови позволяет улучшить церебральное кровообращение);
  • диуретики (применяются для снижения отечности мозговой ткани).

Дополнительно, для стимуляции восстановительных процессов, могут применяться:

  • Глиатилин;
  • Цераксон;
  • Актовегин;
  • Мексидол.

Медикаменты позволяют снизить тяжесть мозговых нарушений, но одних лекарств для восстановления речевой функции недостаточно.

Прежде чем проводить упражнения для восстановления речи, следует запомнить несколько правил:

  1. От простого к сложному. Не нужно форсировать события, начинать надо с простых движений губами и языком.
  2. Хвалить за малейший успех. Если инсультник поверит в свои силы, то восстановление речи будет более успешным.
  3. Избегать переутомления. Если человек устал или утратил интерес, то лучше отложить занятие.

Первые упражнения для развития речи проходят под наблюдением логопеда в стационарных условиях. В этом периоде оценивается характер возникших отклонений, подбираются эффективные упражнения, которые необходимо выполнять в домашних условиях. Но не следует увлекаться: для достижения успеха достаточно ежедневно делать предлагаемые движения по 5-10 раз.

Рекомендованные ниже практические упражнения помогут восстановить артикуляцию и улучшить работу лицевой мускулатуры. Вот несколько движений из предлагаемых рекомендаций, как вернуть речь:

  • Сложить губы трубочкой и выдохнуть воздух, издавая звук «У».
  • Покусывать зубами сначала нижнюю, а затем верхнюю губу. Поможет восстановить тактильные ощущения. Кусать слегка, не повреждая ткани. При сильном расстройстве чувствительности на лице упражнение делать не рекомендуется.
  • Улыбаться, стараясь, чтобы уголки рта приподнимались симметрично.
  • Высовывать свернутый в трубочку язык
  • Почмокать губами.
  • Водить языком по зубам и мягкому небу, облизывать губы.
  • Медленно надувать и сдувать щеки, стараясь, удерживать воздух парализованной и здоровой частью губ.

Гимнастику рекомендуется делать перед тем, как начинать логопедические упражнения. Разминка лицевых мышц поможет улучшить артикуляцию и повысить качество занятий.

Массаж

Когда нарушена речь после инсульта, у больного отмечаются дополнительные расстройства:

  • слюнотечение;
  • «обвисание» щеки и уголка рта;
  • проблемы с принятием пищи (во время пережевывания еда вываливается изо рта).

Массажные процедуры помогут улучшить мышечный тонус и восстановить нарушенную мимику. После снижения тяжести пареза инсультнику станет легче выговаривать слова.

Массажируют точки на лице и языке (расположение надо уточнить у специалиста), проводится мягкое поглаживание и растирание щек, лба и подбородка.

Родители помнят, что детям с невнятной речью подбирали скороговорки, позволяющие улучшить артикуляцию звука. Восстановление дикции взрослых проводится по аналогичной схеме. Подбирая скороговорки для восстановления речи после инсульта, надо руководствоваться следующими правилами:

  1. Начинать с простых. Сначала выбирать короткие, из 1-3 предложений, вызывающие умеренное затруднение в произношении.
  2. Добавлять буквы постепенно. Сначала надо добиться артикуляции 1-2 звуков, а затем добавить следующие. Большая логопедическая нагрузка вызовет у взрослого перенапряжение речевого аппарата.
  3. Добавить в занятия элемент игры. Механическое произношение слов поможет меньше, чем совместное разучивание скороговорок. Если в семье есть маленький ребенок, плохо выговаривающий слова, то хорошим вариантом станут одновременные учить рифмы с малышом и с родственником, перенесшим инсульт.

Обратите внимание! Для тренировки работы губ наиболее подходят скороговорки со звуками “Б”, “П”, а для языка – “Л” и “В”. Примеры приведены ниже.

Со звуком “Б”:

  • Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел. А вот белка не бела – белой даже не была.
  • Бык тупогуб, тупогубенький бычок, у быка бела губа была тупа.

Со звуком “П”:

  • Пошла Поля полоть в поле.
  • Пётр Петрович, по прозванью Перов, поймал птицу пигалицу; понёс по рынку, просил полтинку, подали пятак, он и продал так.

Со звуком “Л”:

  • Полили ли лилию? Видели ли Лидию? Полили Лилию, видели Лидию.
  • Мы ели, ели ершей у ели. Их еле-еле у ели доели.

Со звуком “В”:

  • Вавилу ветрило промоклосквозило.
  • Не видно – ликвидны акции или не ликвидны.

Помимо рифмовок для развития речи, рекомендуется использовать детские стишки и считалки. Занимаясь в домашних условиях, надо заинтересовать больного, помочь поверить в успех.

Проблемы с речью после инсульта исчезнут скорее, если человек будет время от времени произносить стишки или считалки. По мере тренировки артикуляции у человека появится правильная речь, улучшится мимика, появится уверенность в собственных силах.

В дополнение к массажу и логопедической гимнастике врачи рекомендуют использовать фитотерапию. Хорошо помогут отвары и настои из следующих растений:

  • шишки сосны;
  • калина;
  • чабрец;
  • можжевельник;
  • шиповник;
  • земляника;
  • календула.

Общеукрепляющее действие оказывают хвойные ванны. Содержащиеся в хвое эфирные масла улучшают мышечную подвижность и улучшают позитивный настрой. Если есть противопоказания для принятия общей ванны, можно делать ванночки для ног.

Проблемы с речью, возникшие после инсульта, могут быть разных видов. Некоторые люди и вовсе утрачивают возможность говорить, но мыслительный процесс при этом не нарушается. В таком случае задействуют невербальную методику общения.

Многие люди, перенесшие инсульт, попросту, стесняются разговаривать и плохо идут на контакт с окружающими, включая родственников. Однако, родным не стоит опускать руки, а нужно всеми возможными способами пытаться вернуть пострадавшего к нормальной жизни.

Степени дизартрии

Нарушение речи (дизартрия) может иметь различную степень выраженности, которую логопеды определяют с учетом выраженности клинических проявлений и уровня внятности речи больного, понятной для окружающих.

Исходя из этого, дизартрию можно разделить по следующим степеням:

  1. Начальная степень – первая имеет название стертой дизартрии. Клинические проявления слабо выражены. Их сможет выявить только логопед. Среди характерных симптомов – редкое проглатывание слогов, невыразительная речь.
  2. Вторая степень – типичная. В таком случае изменения речи более заметны, но она понятна для окружающих. Сравнить изменения, присущи 3 степени, можно с невнятной речью пьяного человека.
  3. Третья степень – выраженная. Наблюдается существенное нарушение речевой функции. Понять, о чем говорит больной, могут только родственники.
  4. Четвертая степень – полное искажение речи или ее отсутствие.

Восстановить речевую функцию полностью возможно при нарушении 1 степени, тогда как 4 степень практически не поддается коррекции.

Виды афазии

Потеря речи после инсульта протекает по типу афазии – системного нарушения, вызванного локальными патологическими изменениями в коре головного мозга. Афазия, в свою очередь, подразделяется на несколько видов:

  • Тотальная. Возникает в первые дни после приступа. Человек не говорит вообще, не распознает обращенную речь.
  • Моторная. Следующая стадия, которая последует после тотальной афазии – моторная. Выражается в отсутствии речевой функции. Несмотря на трудности общения, человек узнает родственников и понимает обращения.
  • Сенсорная. Человек не понимает обращенную речь, что вызвано органическим поражением центра, отвечающего за звуковые анализы устной речи.
  • Семантическая. Больной понимает простые обращения и высказывания, однако остаются трудности с понимаем сложных речей.
  • Амнестическая. Человеку трудно называть предметы, однако повторные, диалогические, спонтанные речевые функции не нарушены.

Скорректировать подобные нарушения функции речи, которые пропадают после инсульта, можно специальными реабилитационными мероприятиями: педагогическими, психологическими, социальными.

Расстройство речи после приступа (инсульта) обусловлено поражением соответствующих областей головного мозга. Например, если произошел ишемический инсульт, нарушается кровообращение в органе, а при геморрагическом возникает локальное кровоизлияние.

Подобные патологические изменения вызывают гибель клеток в речевом центре или прекращение передачи нервных импульсов от коры органа к голосовому аппарату. Насколько выраженными будут речевые изменения, зависит от отдела и обширности поражения головного мозга.

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного

Восстановление речи после инсульта: что необходимо знать родным больного
После перенесенного инсульта у больного наблюдается расстройство речи или даже полная ее потеря.

Чтобы вернуть человека к полноценной жизни, необходимо провести комплекс реабилитационных мероприятий, который следует начинать в самые короткие сроки.

Восстановление речи после инсульта – едва ли не самое главное в комплексе реабилитационных мероприятий.

Почему нарушается речь после инсульта

Привычные функции организма после инсульта перестают выполняться из-за отсутствия питания мозга, спровоцированного нарушением кровоснабжения.

Если кровь перестает поступать в зоны, управляющие речевой функцией, то происходит атрофия клеток мозга с нарушением этой функции. Таких зон в мозге имеется две – моторная и сенсорная.

Моторная зона отвечает за:

  • правильное воспроизведение речи, независимо от того – устной или письменной;
  • управление мышцами, формирующими условия для правильного произношения звуков.

Сенсорная зона связана с функциями восприятия звуков, с памятью и с распознаванием образов.

Ответственность этой зоны:

  1. связь отдельных слов в осмысленные предложения;
  2. сохранение в памяти информации, делающей произносимое внятным и понятным.

На нарушения речевой функции влияют еще две зоны мозга – зрительная кора, благодаря которой человек может читать, и слуховая, благодаря которой человек воспринимает звуки и может их распознавать. При кровоизлияниях в мозг могут быть поражены несколько участков, управляющих этой функцией.

Виды мозгового инсульта

опасность заключается в атрофии клеток, поскольку этот процесс необратимый. Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный и требует упорного труда не только неврологов, логопедов, родственников, но и самого больного.

Разновидности речевых расстройств

Нарушение нормального кровообращения может оказать негативное воздействие на речевые центры коры головного мозга.

Тогда у человека возникают коммуникационные проблемы различной степени тяжести – в зависимости от величины области поражения.

Могут возникнуть проблемы с произношением не только предложений, но и отдельных слов и звуков. Возникают сложности с формированием слов, мыслей.

Различают такие виды нарушений речи после инсульта:

  • дизартрия – нарушена подвижность лицевых мышц, управляющих артикуляцией, в результате чего речь становится невнятной;
  • афазия – полная или частичная потеря способности говорить;
  • диспраксия – мышцы лица сохраняют обычный для организма тонус, но движение этих мышц и координация расстроены, произношение невнятное.

Несмотря на все сложности, восстановление речи у больных после инсульта возможно, и современные методики и лечение достигают хороших результатов.

Восстановление речи и памяти после инсульта – процесс длительный, требующий значительных усилий как со стороны медиков, так и со стороны родственников и – это самое главное – от самого пациента.

Чтобы речевые функции восстановились, нужно добиться того, чтобы здоровые участки мозга перестроились и взяли на себя выполнение функций пораженных участков.

Оценка речевых способностей после перенесенного инсульта

Возможно восстановление речи после инсульта в домашних условиях. В комплекс реабилитационных мероприятий входят:

  1. занятия с врачом-логопедом;
  2. различные физиологические процедуры;
  3. лечение медикаментами;
  4. регулярные физические нагрузки;
  5. интенсивные дыхательные упражнения;
  6. работа с нарисованными буквами, словами, предложениями.

Кроме перечисленного, восстановление речи после инсульта сейчас достаточно успешно производится лечением стволовыми клетками.

Препараты для восстановления речи после инсульта при медикаментозном лечении назначаются невропатологом и способствуют нормализации процессов в головном мозге, поддержанию психического равновесия.

Медикаментозное восстановление речи после ишемического инсульта отличается препаратами от лечения после инсульта геморрагического.

Для предотвращения склеивания тромбоцитов назначаются тиклид и аспирин, для восстановления кровообращения – церебролизин, глицин, для восстановления метаболических функций – финилин, гепарин.

Для восстановления психического равновесия назначаются антидепрессанты, снотворные, успокоительные препараты – адаптол, феназепам, валериана, персен.

Занятия с врачом-логопедом

Методика восстановления речи после инсульта выбирается коллегиально неврологом и логопедом в зависимости от того, насколько велика степень нарушения речевой функции, и от общего состояния пациента. Занятия для восстановления речи после инсульта с логопедом начинаются в стационаре.

Занятия с врачом логопедом — для восстановления речи после инсульта

Общими для всех методик являются следующие приемы:

  • пение для завершения предложений;
  • при сенсорных расстройствах использовать наглядный материал для восприятия – рисунки, жесты;
  • произносить окончания предложений вместе с пациентом;
  • подтверждение пациентом слова, соответствующего картинке;
  • повторение пациентом самых обиходных бытовых фраз;
  • демонстрация врачом правильных движений губ и языка;
  • поиск пациентом рифмованных слов, комментирование картинок;
  • чтение скороговорок;
  • заучивание отрывков стихотворений.

Домашние упражнения в реабилитационный период

После выписки из больницы восстановление речи после инсульта в домашних условиях проводят родственники и врачи, навещающие больного.

Врачи, осматривая пациента, беседуя с ним, с родственниками, дают рекомендации по проведению дальнейших реабилитационных мероприятий.

В этот период родственникам рекомендуется:

  1. разговаривать с больным медленно, не повышая голоса;
  2. по возможности кто-то должен постоянно находиться в поле зрения больного;
  3. не торопить больного с ответом, чтобы не вызвать нервного срыва;
  4. не поправлять сказанное больным, если он сам об этом не просит.

Восстановление речи после инсульта – процесс длительный, растянутый во времени.

Логопедический массаж для восстановления речи в домашних условиях

Все это время родные и близкие должны понимать, что нарушена у больного только речевая функция, но интеллект его не пострадал.

Поэтому в общении с больным следует:

  • разговаривать с больным короткими предложениями;
  • формулировать вопросы так, чтобы можно было ответить «да» или «нет»;
  • не перескакивать с одной темы на другую;
  • если не поняли сказанное, лучше переспросить, чем притвориться, что поняли;
  • для облегчения понимания использовать вспомогательные предметы – карандаш, блокнот, компьютер, телефон;
  • убрать отвлекающие раздражители – яркий свет, музыку, телевизор.

Помогут в восстановлении речи после инсульта упражнения лечебной физкультуры, игра в шахматы, пение, дыхательная гимнастика и др.

Возможные проблемы при реабилитации

В процессе реабилитации могут возникнуть некоторые проблемы, связанные с привычками больного до инсультного периода.

Особенно это касается курильщиков. Категорически запрещается курение как самому больному, так и близким в его присутствии.

Это же относится к алкогольным напиткам, включая пиво. И постараться оградить больного от негативной информации.

Заключение

В процессе реабилитации нужно проявить максимум понимания и запастись терпением.

Не указывать на ошибки, но поощрять даже самый незначительный успех. Только так можно добиться максимально возможной реабилитации человека.

: Практические упражнения для работы по восстановлению речи у больных перенесших инсульт

Источник: https://noalone.ru/infocentr/zdorove/vosstanovlenie-rechi-posle-insulta/

Сколько восстанавливается речь

Работа логопеда после мозгового удара заключается в следующем:

  • оценка речевых нарушений;
  • подбор тактики для устранения речевых отклонений;
  • коррекция упражнений с учетом прогресса в восстановлении речи.

Логопед после инсульта с речевыми нарушениями становится одним из важных врачей для обеспечения полноценной реабилитации.

Занятие с логопедом для лежачих больных проводится дома, а пациентам, способным передвигаться, рекомендуется посещение поликлиники. В большинстве специализированных учреждений есть логопед для взрослых, помогающий устранить речевые отклонения. Дополнительным плюсом инсультнику станет смена впечатлений и возможное участие в групповых занятиях с «товарищами по несчастью».

Логопед для взрослых после инсульта нужен, чтобы избежать стойких речевых расстройств. Чем раньше начнутся восстановительные мероприятия, тем больше шансов у пациента начать нормально разговаривать.

Перед тем, как восстанавливать речь после ишемического или геморрагического инсульта, врач проводит комплексную диагностику, по результатам которой оценивает состояние компонентов речи больного:

  • определяет, насколько человек понимает обращения окружающих, включая сложные лексико-грамматические конструкции, каков объем восприятия слов на слух;
  • насколько правильно больной строит свои высказывания;
  • имеются или отсутствуют дефекты внутренней речи, трудности в формулировке высказываний;
  • насколько полно человек контролирует свою речь.

По результатам проведенной диагностики врач определяет методику коррекции нарушений, например, с помощью логопедических занятий или практических упражнений. Не нужно надеяться, что добиться восстановления речи можно будет за короткий срок. В большинстве случаев требуется комплексная терапия с применением нескольких методов.

Геморрагический, ишемический инсульт требуют не только проведения логопедических и психологических занятий для коррекции нарушений, но и приема определенных препаратов, которые назначают на любом этапе восстановления:

  • дегидратационных;
  • нейрометаболических церебропротекторов;
  • с рассасывающим действием;
  • ангиопротекторов;
  • витаминных средств;
  • противосудорожных;
  • гепатопротекторов;
  • препаратов для регуляции эмоционального и поведенческого состояния.

Любое лекарственное средство назначают в индивидуальном порядке, с учетом особенностей нарушения речевой функции и степени изменений.

Занятия с логопедом

Что делать при потере речи после инсульта, подскажет логопед во время урока. В первую очередь врач определяет особенности нарушения функции, по которым в индивидуальном порядке составляет этапы восстановления. Логопедические упражнения в 30% случаев позволяют скорректировать выраженные расстройства уже к стадии выписки из отделения.

Далее занятия продолжают проводить в домашних условиях, но время от времени (каждый месяц или неделю) посещают специалиста для определения уровня восстановления речи. Достичь возвращения правильной речи можно, соблюдая следующие принципы реабилитации:

  • систематическое наблюдение за реакцией на громкие и тихие звуки, голоса;
  • постепенное повышение речевой нагрузки в процессе уроков;
  • обучение произношению, наблюдая за тем, как человек понимает смысл произносимых речевых конструкций;
  • больший уклон на то, что интересно больному, учет его пожеланий;
  • использование музыкальных приемов, например, изучение названий, слов во время подпевания любимой песни;
  • сочетание устной речи с рисованием: при невозможности произнести какое-либо слово, больной может нарисовать, что оно означает.

После того, как человек будет в состоянии произносить отдельные слова, хотя бы минимальный объем, можно изучать скороговорки для развития речи.

Чтобы нормализовать разговорную функцию, родным рекомендуется проводить с больным упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях. Сразу нужно понимать, что входящие в комплекс упражнения для человека, перенесшего инсульт, будут даваться очень сложно.

Итак, примерный комплекс речевой гимнастики, которая поможет восстановить речь у взрослого:

  • сложить губы в трубочку, после вернув в исходную позу, стараться удержаться в обоих положениях по 5 секунд;
  • верхней губой захватить нижнюю, удержаться 5 секунд, после вернувшись в исходную позу (то же самое проделать с нижней губой, стараясь захватить верхнюю);
  • высунуть язык как можно дальше, удержаться в такой позе 3 секунды;
  • облизать верхнюю и нижнюю губу, двигаясь справа налево, потом наоборот;
  • язык сложить в трубочку, высунуть и удержаться в такой позе 3 секунды.

В комплексе с речевыми нагрузками проводят тренировку письма.

Назначают физиотерапевтические процедуры, среди которых – электроимпульсная стимуляция мимических мышц, магнитотерапия, лазеротерапия, грязелечение, мануальная терапия.

Человеку, перенесшему инсульт, показано правильное питание с включением в рацион растительного масла, морепродуктов, овощей и фруктов, которые включают клетчатку и фолиевую кислоту. Важно урегулировать питьевой режим, выпивая в день не меньше 2 л. жидкости.

Из рациона убирают животный жир, копчености, острую, жареную, маринованную, кондитерскую пищу. Ограничивают до минимума соль, крепкий чай и кофе. Под запретом – спиртное.

Не менее эффективна народная медицина. Например, для приготовления отваров и настоев можно задействовать зверобой, чабрец, землянику, календулу, можжевельник. Такие средства помогают повысить защитную функцию организма, нормализовать деятельность сосудов в головном мозге.

Насколько быстро можно будет восстановить функцию, и каков прогноз потери речи, зависит от уровня патологических изменений в головном мозге. На период выздоровления влияет и быстрота обучения, особенности реабилитационного периода.

Вид приступа и наличие последствийСрок выздоровления
По ишемическому типу: минимальные неврологические дефекты, включая изменения в речевой функцииПолная реабилитация спустя 2-3 месяца
По ишемическому или геморрагическому типу: выраженные неврологические изменения, стойкий дефицит речевой функцииПолная реабилитация спустя несколько лет, а иногда и больше
По ишемическому или геморрагическому типу: тяжелые неврологические изменения, полная потеря речи, паралич одной стороны туловищаПолная реабилитация невозможна

По статистике, чаще возможно полное восстановление речи при ишемическом инсульте. Более длительное восстановление функции наблюдается у лиц, перенесших геморрагический приступ.

Если не удалось избежать инсульта, не нужно отчаиваться и опускать руки. Большое значение в выздоровлении имеет настрой человека. Научно доказано, что положительное отношение к проблеме и желание вернуть утраченные функции в разы быстрее помогает полностью выздороветь.

Другие методы

При восстановлении речи после инсульта, кроме логопедических занятий, применяется ряд мероприятий. При комплексном подходе к лечению удается добиться положительных результатов. В зависимости от тяжести состояния больного после перенесенного инсульта специалисты подбирают схему лечения.

Применение стволовых клеток

Методика применения стволовых клеток достаточно новая. Такое лечение позволяет обновить и восстановить пораженные ткани и сосуды, произвести замену поврежденных клеток нервной ткани на здоровые. Процедура осуществляется в первые дни после инсульта. Ранние сроки проведения обеспечивают максимальный положительный эффект.

Стволовые клетки получают из биоматериала больного, затем выращивают их до нужного объема. Лечение проводят в два приема с перерывом в 2 – 3 месяца.

В результате повышается эластичность сосудов. Они становятся более прочными, нормализуется кровяное русло, на месте поврежденных сосудов образуются новые ткани. Это приводит к нормализации функций головного мозга, восстанавливаются жизненный тонус и самочувствие больного.

Лечение медикаментами

Применение лекарственных препаратов позволяет улучшить кровообращение головного мозга, усилить питание клеток нервной системы, что приводит к улучшению памяти, внимания и умственной работоспособности. Можно ли медикаментозно восстановить речь после инсульта? Нет. Сократить время реабилитации и улучшить состояние пациента лекарственные препараты не могут.

Хирургическое вмешательство

Хирургический метод используется, когда встает вопрос, как восстановить речь после ишемического инсульта, если не помогают другие способы лечения. Операция проводится нейрохирургом, который формирует новое соединение между речевым центром и здоровым сосудом мозга. Повреждённые сосуды остаются в стороне. В результате усиления питания и кровоснабжения в зоне речи может наблюдаться улучшение состояния пациента. Эффективность данного метода низкая, и риск проведения операции намного выше, чем польза от нее.

Физиотерапевтические методы

Как восстановить речь после инсульта другими методами терапии, должен решать опытный специалист. Физиотерапия дает положительный эффект тогда, когда нарушение речи не связано с повреждением сосудов речевых центров, а возникло в результате поражения мышц, отвечающих за мимику. Во время лечения применяются:

  1. Электростимуляция. При нарушении моторной функции на мышцы лица воздействуют электрическим током.
  2. Иглорефлексотерапия позволяет улучить артикуляцию при нарушении моторной функции речи.
  3. Функциональное управление. При этом методе пациент сам визуально контролирует движение мышц лица. Такой способ не подходит больным, у которых нарушено понимание речи.

Применение средств народной медицины

В народной медицине при проблеме, как восстанавливать речь после инсульта, применяется черная редька. Ее используют в натертом или нарезанном виде, держат во рту или прикладывают к лицевому нерву. Лечебное действие корнеплода основано на его раздражающем эффекте.

Сколько ждать восстановление речи

Сказать, через какое время восстановится речь после инсульта невозможно. На скорость восстановления влияет:

  • Сохранение способности к артикуляции. Когда пропала речь и человек издает лишь мычащие звуки, то научить говорить снова сложно.
  • Характер афазии. Когда причиной стало нарушение функционирования мимических мышц, то обучение полноценному произношению звуков проходит легче. Пациентов, которые не могут вспомнить, как называется предмет или действие, приходится заново учить словам, объяснять, как строить фразы для выражения мыслей.
  • Особенности ОНМК. Восстановление речи у пациентов после ишемического инсульта происходит быстрее, чем у лиц после мозгового кровоизлияния.
  • Забота близких. Родственники, регулярно делающие с инсультником речевые упражнения и подбадривающие человека при небольших успехах, помогут лучше, чем занятия с логопедом после инсульта. Врач только поможет составить и постепенно корректировать программу реабилитации.

Даже учитывая все факторы, трудно определить: через сколько восстанавливается речь после инсульта. Родственников пациента предупреждают, что речевые функции придется тренировать долго: от нескольких месяцев до года и неизвестно, через сколько времени инсультник полноценно заговорит. В медицине известны случаи, когда больные учились разговаривать в течение нескольких лет, пока не достигли успеха.

Кроме того, неврологи и логопеды сразу предупреждают, что 100% гарантии восстановительные мероприятия не дают. Восстанавливается ли речь, прежде всего зависит от вида поражений речевых центров, а затем уже от качества проводимого лечения.

Упражнения для восстановления речи после инсульта являются важным звеном реабилитации

Инсульт – очень сложная болезнь. Расстройство речи – одно из самых распространенных нарушений психических процессов, которые наблюдаются при инсульте. Случится болезнь может практически в любом возрасте.

Различают ишемический и геморрагический виды инсульта. И тот, и другой требует длительного восстановления физических и психических функций организма.

Медиками разработаны специальные упражнения для восстановления речи после инсульта, которыми можно заниматься и самостоятельно дома.

Расстройство речи

Для нормального восприятия происходящего вокруг человек нуждается в понимании речи и способности самому воспроизводить слова и строить из них предложения. Правильное произношение и понимание сказанного – жизненнонеобходимо для полноценной жизни.

На сколько затянется процесс восстановления, зависит от многих факторов, в том числе и упорства медиков, родственников и самого больного. У одних он составляет от нескольких недель до пары месяцев, для других может растянуться и на дольше. К сожалению, есть и такие, которым так и не удается заговорить.

Афазия (нарушение способности говорить) развивается из-за повреждения речевой зоны головного мозга.

Для того чтобы правильно выбрать метод лечения, следует разобраться с видом нарушения.

Различают следующие виды афазии:

  • Тотальная — больной не способен сам ничего сказать и понять, что пытаются ему сказать. Он ничего не помнит и никого не узнает.
  • Моторная — зачастую этот вид сменяет тотальную спустя несколько дней после перенесенного инсульта. Больной узнает родных и близких, понимает, что говорят ему, но сам сказать ничего не может. Со временем может пытаться воспроизводить звуки, используя интонацию для лучшего понимания.

В этом случае наблюдаются нарушения центра Брока (речедвигательного), который отвечает за моторную функцию. Больной все понимает, но сам воспроизвести речь не может. Человек часто воспроизводит звуки, но правильно объединить их не может, путает похожие по артикуляции звуки.

  • Афазия Вернике (сенсорная). При этом виде нарушения больной не понимает родной речи. Воспринимает ее как набор звуков и не улавливает смысл сказанного. В этом случае довольно сложно определить масштабы нарушения.
  • Семантическая. Больной понимает только простые предложения. Сложные речевые обороты не поддаются его пониманию.
  • Амнестическая. Больной может вести диалог, но часто забывает названия предметов.

Наиболее опасной считается сенсорная афазия. Речь очень тяжело восстанавливается.

Лечение после инсульта

Лечение следует проводить в первые 6 месяцев после инсульта, только тогда результаты будут максимально эффективными. Занятия можно начинать, как только стабилизируется состояние больного. Ни один врач не даст 100% гарантии, что больной заговорит. Но систематическое выполнение различных упражнений поможет максимально наладить речевую функцию.

На первых занятиях желательно присутствие родственников, тогда и больному спокойнее, и родные знают, как правильно проводить тренировки. Для лечения разработан целый комплекс мероприятий:

  • Медикаментозное лечение.
  • Артикуляционная гимнастика с логопедом.
  • Систематическое выполнение упражнений.
  • Комфортная атмосфера.

Только если человек будет иметь желание выздороветь, его окружат любовью и заботой, результат будет заметен быстрее. Родные не должны избегать речевых контактов с больным, как бы сложно это ни происходило.

Говорить нужно спокойно, не кричать и внятно произносить каждый звук. Постоянно нужно спрашивать названия тех или иных предметов, которыми пользуется человек: чашка, ложка, полотенце, телевизор.

Хорошо, когда ему часто читают, а он пересказывает смысл прочитанного.

Важно! Никогда не стоит обсуждать проблемы пациента, связанные с нарушением его речевых функций при нем.

Всегда нужно подбадривать и хвалить даже за самые незначительные победы. Люди после инсульта плохо различают слова похожие по звучанию. Поэтому можно изобразить на рисунке и тренироваться их произносить и различать на слух.

Больные не различают слов, когда разговаривает сразу несколько человек, следует учитывать это. Как только человек начнет выговаривать слова, ему можно давать дополнительные самостоятельные задания, например, вставить пропущенное слово в предложение. Просмотр телевизора лучше ограничить до 2 часов в день.

Нужно включать позитивные передачи по интересам, которые будут побуждать комментировать.

Близким нужно запастись неимоверным терпением. Инсульт – очень серьезная и сложная болезнь, последствия которой не так-то просто устранить.

Советы для родственников

Человек, чувствующий себя обузой, очень редко добивается хороших результатов. Пациент, который все понимает, но ничего не может сказать, ощущает себя беспомощным.

Поэтому следует придерживаться простых правил:

  • Не стоит говорить с человеком как с обреченным. С ним нужно вести разговор спокойно, внимательно наблюдать за реакцией и всеми изменениями.
  • Больному не стоит общаться с агрессивными или безразличными особами. Его должны окружать близкие и любящие люди.
  • Рекомендуется включать любимую музыку, побуждая больного подпевать.
  • Говорите и слушайте. Только если человек будет чувствовать важность сказанного для окружающих, он будет пытаться говорить.
  • Не стоит слишком утомлять: «Тише едешь – дальше будешь».

Эти рекомендации помогут поскорее преодолеть трудности и вернуть человека в привычную жизнь.

Работа с логопедом

Если в больнице, где лежит больной, есть логопед, то он начнет заниматься с пациентом, как только это будет возможно. Нельзя терять время зря. Работа может продолжаться и после выписки, а затем и самостоятельно дома.

Работа со специалистом:

  • Логопед осторожно прощупывает масштабы повреждения, он проверяет реакцию больного на тихий голос, затем на шепот.
  • Постепенно усложняет задания.
  • Специалист не учит произносить отдельные слова и звуки, ему важно слышать их в контексте, пациент должен научиться пользоваться ими в речи.
  • Упражнения подбираются индивидуально, исходя из вида афазии.
  • Специалист начинает предложение, пациент его заканчивает.
  • Если у больного есть любимые песни, специалист обязательно их использует в своей работе.
  • Если состояние больного улучшилось, врач может предложить срисовать предложенные картинки.

Поначалу уроки логопеда длятся не более 15 минут, постепенно увеличивая время.

Важно! Разочарование родных читается у них же на лице, а это негативно отображается на стремлениях больного. Следует внимательнее следить за мимикой и радоваться даже самым незначительным продвижениям.

Упражнения для самостоятельного выполнения

Огромную роль в быстрейшем улучшении речевой функции имеют самостоятельные занятия. После выписки больной периодически посещает логопеда, который оценивает наличие улучшений и рекомендует, какие занятия следует выполнять.

Каждое упражнение следует повторять по 10 раз:

  • Вытянуть губы в трубочку и зафиксировать их в этом положении на несколько секунд.
  • Нижними зубами прикусить легонько верхнюю губу.
  • Верхней челюстью тянуться к подбородку.

Задания для языка:

  • Вытянуть язык трубочкой.
  • Максимально вытянуть шею вперед, при этом рот открыт, а язык максимально высунут.
  • Выполнить предыдущее упражнение, озвучив его шипением.
  • Шею вытянуть вперед, а губы сложить трубочкой.
  • Облизать губы по кругу сначала в одном направлении, затем в другом.
  • Издавать «цокающие» звуки.
  • Тянуть язык в сторону носа, затем подбородка.

Закончить урок следует позитивными упражнениями: раздать воздушные поцелуи, улыбнуться обнажив зубы, а затем улыбнуться, прикрыв их губами.Отличные результаты наблюдаются у пациентов на групповых занятиях, на которых они могут поддерживать друг друга.

Важно! Больному, перенесшему инсульт, следует проговаривать скороговорки, зачитывать вслух логопедические тексты, напевать песенки и выстраивать логические цепочки.

При невнятной речи и для улучшения голоса рекомендуется массировать язык обычной зубной щеткой утром и вечером. Это упражнение расслабляет орган и помогает улучшить речь.

Лечение лекарственными препаратами

Человечество еще не изобрело такой таблетки, которая помогла бы восстановить речь. Медикаменты, назначенные врачом, направлены на улучшение кровообращения в мозге и питание нервных клеток. Они улучшают умственную деятельность и память, повышают внимание, что в комплексе положительно сказывается на общем состоянии организма.

Хирургическое вмешательство

В случаях ишемического инсульта, когда перепробованы все способы, остается еще один — формирование экстра-интракраниального микроанастомоза. Это операция, во время которой нейрохирурги создают дополнительное соединение между участками мозга: неповрежденным сосудом и речевой областью. Кровообращение возобновляется, и состояние больного быстро улучшается.

Лечебная физкультура

Нарушения речи наблюдаются не только при нарушениях соответствующей области мозга, но и при параличе мимических мышц. Они не могут выполнять свою работу, поэтому человек утрачивает речевую функцию. ЛФК помогает восстановить возможность говорить.

Прогноз лечения

При моторной афазии, когда трудно разговаривать из-за пареза лицевых мышц, прогноз благоприятен. Если лечение и логопедические занятия начаты сразу, то у большинства пациентов полностью восстанавливается способность говорить.

У пожилых людей из-за возрастного замедления метаболизма, мимика не всегда восстанавливается полностью, поэтому сохраняются незначительные нарушения речи: шепелявость, нечеткое произношение некоторых звуков. Но эти отклонения умеренные и человек может полноценно общаться с родными и друзьями.

Амнестическая и сенсорная афазии требуют долгой работы. Инсультника учат сначала узнавать слова или предметы, дополнительно работая над артикуляцией. Полное восстановление при этих видах почти не бывает – после долгих занятий удается научить человека воспринимать слова и узнавать родных. Чаще всего словарный запас у этой группы лиц ограничен, а обучение новым понятиям происходит тяжело.

При семантической афазии удается лишь улучшить дикцию и уменьшить парез лицевых мышц. Из-за поражения мозговых структур такие люди смогут общаться только простыми фразами.

После инсульта восстановление не всегда возможно, но это не значит, что нужно отказываться от посещения логопеда или не делать речевую гимнастику. В раннем восстановительном периоде, если пациент находится в сознании и способен выполнять упражнения – заниматься нужно. Даже если дикция не восстановится полностью, улучшение артикуляции и уменьшение тяжести пареза поможет при последующей реабилитации.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: