«Какого цвета мяч?» — неправильный вопрос. Как научить ребенка говорить: 7 хитростей


Причины, из-за которых ребенок может не выговаривать буквы

Неправильное произношение букв может объясняться неправильным воспитанием. Если родители, общаясь со своим ребенком, меняют голос, сюсюкаются или лепечут, то малыш привыкает к такому общению и у него закрепляется неверное произношение букв.

Поэтому нужно разговаривать с ребенком правильным и четким языком. Сразу пресекайте малейшие недостатки в речи своего малыша, потому как с возрастом исправить их будет в несколько раз труднее.

Неправильное отношение к разговорной речи. Бытует мнение, что обучение разговорной речи происходит без вмешательства со стороны взрослых. Но если родители не будут участвовать в процессе становления речи ребенка, то со временем станет проявляться отставание малыша в речевом развитии.

Мой ребенок не говорит все «буквы»

16 Мой ребенок говорит не все буквы

Специалисты разделяют понятия «звук» и «буква». Буквы мы пишем и читаем, а звуки слышим и произносим. В данном случае родителей беспокоит неправильное произношение или отсутствие в речи ребенка определенных звуков. В три года дети могут правильно произносить большое количество изолированных (то есть отдельных, вне слова) гласных и согласных звуков, таких как: А, У, И, О, М, П, Б, Т, Д, Н, В, Ф, К, Г, Х.

Однако при этом большинство малышей еще недостаточно правильно произносят многие слова, их речь не всегда понятна окружающим.

Практически все трехлетние дети смягчают звуки – это главная особенность речи в этом возрасте. Ребенок говорит лёзетька

вместо ложечка,
нёська
вместо ножка. Кроме того, он заменяет трудные для произнесения звуки более легкими. Такие ошибки и замены звуков специалисты называют
физиологическими
, то есть проходящими, свойственными всем детям раннего вораста, а нарушение произношения –
физиологическим косноязычием
.

Как определить, что у ребенка физиологическое косноязычие

— Малыш не выговаривает шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ или заменяет их другими звуками. Например, лошадка

произносится в
лосядку
, кошечка – в
косетьку
.

— Не произносит звук Р (каова

вместо корова,
от
вместо рот) или использует вместо него звуки Л, ЛЬ, В, Й (
лак
вместо рак,
лямаска
-ромашка,
вак
-рак,
йыба
-рыба).

— Смягчает звук Л (кальбаса

вместо колбаса), заменяет его на звук Й (
туй
-стул).

— Звуки К и Г заменяются звуками Т и Д (тапля

вместо капля,
дусь
-гусь).

— Вместо звонких звуков использует глухие (сайка

-зайка и т.п.).

Особенности произношения маленьких детей зависят от структуры слов: один и тот же звук в словах разной сложности ребенок произносит неодинаково.

Чем сложнее слово, тем больше вероятность того, что малыш исказит звук (протокваша

вместо простокваша).

В «легких» словах, где этот звук стоит рядом с гласным, малыш произнесет его верно (лиса, Соня).

Дело в том, что детям очень сложно произнести несколько (2-2) идущих подряд согласных. Если ребенок еще не научился правильно выговаривать один из этих звуков, кроха либо пропускает его, либо искажает.

Очень часто дети сокращают длинные, незнакомые слова, пропуская один или несколько слогов. Например, температура превращается в ампиратуру

, а сковородка становится
кавотокой
.

Малыши могут менять местами звуки или слоги: пыселос

вместо пылесос,
чедоман
вместо чемодан.

Если речь ребенка развивается правильно, к 4-5 годам большинство из перечисленных нарушений исчезает или их число значительно уменьшается.

Наряду с физиологическими искажениями или заменами звуков у ребенка раннего возраста может выявляться неправильное (ненормативное) произнесение некоторых звуков. Например, одна из наиболее часто встречающихся проблем – межзубное произнесение свистящих звуков С и З, когда кончик языка между зубами. Такое произношение является неправильным в любом возрасте, и в этом случае без помощи логопеда не обойтись. Не нужно ждать, когда малышу исполниться 5 лет. Занятия с логопедом по исправлению произношения следует начинать, как только такое нарушение выявлено.

Мы рады помочь Вам и Вашим детям!

Учим ребенка выговаривать звуки

Существует множество разнообразных приемов по правильной постановке речи малыша. Но многие родители не знают, как научить ребенка выговаривать буквы дома, и поэтому сразу обращаются за помощью к логопедам. Хотя зачастую эту проблему можно решить в домашних условиях. Необходимо только правильно подойти к организации занятий. Родители должны помнить, что нельзя перегружать малыша, длительность каждого занятия не должна превышать 15 минут. Если ребенок проявляет нежелание заниматься, отложите занятия не некоторое время. Заставив силой малыша произносить буквы, можно навсегда отбить у него желание правильно разговаривать, да и вообще учиться.

Перед каждым занятием необходимо усадить ребенка, следя за тем, чтобы он сидел прямо. Убираются все отвлекающие предметы, выключается телевизор. Отличным вариантом станут занятия перед зеркалом, чтобы ребенок видел не только артикуляцию сидящего перед ним взрослого, но и свою собственную.

Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок говорит неправильно»

Марина Сочнева

Консультация для родителей «Если Ваш ребёнок говорит неправильно»

Если Ваш ребенок говорит неправильно

В раннем возрасте это обычно не беспокоит родителей — их даже умиляет детский лепет, и они сами повторяют смешные детские словечки. Со временем, конечно, речь может исправиться самостоятельно. Но всегда ли? К сожалению, нет. Иногда ребенок привыкает неправильно произносить звуки, и то, что казалось милым и забавным, становится неприятным для постороннего слуха и, главное, вредным для самого ребенка.

Недостатки речи могут задерживать умственное развитие: ведь речь не только служит выражением мысли, но и формирует мышление. Если ребенок до поступления в школу не научится правильно говорить, то он будет делать ошибки в письме и чтении.

Наиболее часто дети неправильно произносят шипящие звуки Ш, Ж, Ч, Щ, свистящие С, З, Ц сонорные Р, Л. Существует несколько вариантов неправильного произношения звуков:

• Ребенок совсем не произносит какой-либо звук. Он говорит

«Апка»

вместо
«Шапка»
или
«кААндаш»
вместо
«карандаш»
.

• Заменяет один звук другим. Тогда он произносит «Сапка»

вместо

«Шапка»

или
«Каландаш»
вместо
«Карандаш»
.

• Искажает звук. В этом случае он заменяет нужный звук другим,

не существующим в русском языке. Например, произносит звук С с высунутым между зубами кончиком языка или звук Р произносит гортанно и т. д.

• Пользуется звуком неустойчиво. В одних словах ребенок

произносит правильно, а в других — нет.Например: «огуреЦ»

, но
«Сыпленок»
,
«яйСо»
или изолированно может произносить звук, а в словах и в самостоятельной речи им не пользуется.

Чаще всего причина искажения звуков или их замена в нарушении движений органов речи (языка, губ)

и слухового восприятия. Поэтому в первую очередь необходимо выяснить, достаточно ли подвижны язык и губы у ребенка. Для этого попробуйте выполнить с ним следующие простые упражнения, но чтобы
ребёнку не было скучно, придумайте сказку, «Жил был язычок…»
1. «Язычок выглянул в окошко»

. Открыть рот. Не закрывая его, высунуть кончик языка и спрятать. Повторить несколько раз.

2. «Язычок посмотрел по сторонам»

. То же, но теперь кончик языка попеременно перемещать из одного угла рта в другой — упражнение.

З. «Язычок бегает по кругу»

То же, но теперь кончик языка совершает
круговое движение по верхней, затем по нижней губе сначала в одну, потом в другую сторону.
4. «Язычок испёк блинчик»

Научите ребенка удерживать язык широким, ненапряженным.
Если не получается расслабить язык, пошлёпайте его губами и произностите «пя-пя-пя»
с высунутым языком.

5. «Трубочка»

Предложите ребенку сделать язычок блинчиком и свернуть
«блинчик»
трубочкой.
Если сразу не получается, слегка приподнимите боковые края языка указательным и большим пальцами (руки должны быть чистыми)
.

6. «Язычок катается на лошадке»

Пощелкайте языком с
ребёнком, кто громче.
7. «Язычок пошел в зоопарк и увидел там»

:

— Бегемота (широко раскрыть рот и удерживать в таком положении 3-5 секунд)

;

— Слона (вытянуть губы хоботом вперёд)

;

— Лягушек (растянуть губы в широкой улыбке)

.

Эта сказка может продолжаться так долго, насколько позволит Ваша фантазия. Упражнения лучше всего выполнять перед зеркалом, чтобы ребенок мог контролировать свои движения. Цель их в том, чтобы активизировать мышцы речевого аппарата, научить ребенка управлять ими, удерживать в заданном положении. Без этого он не сможет преодолеть неправильное произношение звуков.

Еще более важно для формирования хорошей, чистой речи слуховое внимание ребенка, его восприятие звуков речи окружающих людей и слуховой контроль за собственной речью.

Для развития слухового внимания и контроля можно порекомендовать следующие упражнения:

1. «Угадай, что звучит»

. Возьмите 3-5 звучащих игрушек
(погремушку, барабан и т. д.)
. Познакомьте ребенка со звучанием каждой из них. Потом предложите ему отвернуться и отгадать, на какой из них вы играли.

2. «Кто это?»

Взрослый подражает крику животных или птиц, жужжанию насекомых. Ребенок должен отгадать, кому вы подражали.

3. «Ушки-послушки»

Ребенок по вашему поручению запоминает какой-либо звук, который он хорошо произносит. Затем вы произносите ряд слов, содержащих этот звук и не имеющих его.Например:
«Рыба, Рак, голова, стол, каРандаш, тигР»
. Ребенок должен хлопнуть в ладоши,
если услышит слово со звуком Р.
4. «Где спрятался звук?»

Научите ребенка определять место звука в слове
(в начале, в середине, в конце слова)
.

5. «Будь внимательным»

. Является разновидностью двух предыдущих игр, только вместо слов ребенку предлагается отобрать лишь те картинки, где изображен предмет, название которого содержит заданный звук.

6. «Сам назови слова»

. По заданию взрослого ребенок самостоятельно называет слова с определенным звуком. Звук может быть в начале слова, в середине и в конце.

Не заставляйте ребёнка, попробуйте заинтересовать его. Включитесь сами в игру, введите соревновательный момент, и Ваш малыш будет с удовольствием играть.

И самое главное — с 4-5 лет дети сами начинают осознавать свой недостаток и некоторые из них переживают его очень болезненно, замыкаются в себе, становятся нервными, молчаливыми. Если не обращать внимания на речь ребенка, эти нервно-психические нарушения могут усилиться. Указывать ребенку на ошибки его речи надо, но делать это тактично, деликатно.

Упражнения для произношения звуков

Первоначально рекомендуется подготовить карточки, на которых будут изображены животные и предметы, в начале, середине или конце которых присутствуют проблемные буквы. Нужно понаблюдать, всегда ли произношение сложной буквы получается проблемным, или в некоторых позициях.

1. Чтобы освоить букву «С» рекомендуются применять упражнения:

  • «Рельсы» (когда язык должен «ездить» по внутренней стороне верхних зубов).
  • «Тишина» (несколько раз повторяйте звук «т-ссс», растягивая букву «С»).

В качестве закрепления буквы нужно выбрать картинки или слова, где присутствует буква «С»: сани, сито, пояс, солнышко, свет. Можно использовать предложения: Саша сеет семена или стихи:

«В лесу темно,

Все спят давно.

Одна сова не спит,

На суку она сидит».

2. Буква «З» является собратом «С», только звонким. Поэтому чтобы научить ребенка выговаривать букву «З», нужно произнести «с», только повысив голос. Покажите малышу, поднеся руку к его горлышку, как напрягаются мышцы, произнося звонкие звуки. Закрепляем букву словами: заяц, зверь, зуб, звезда, а также предложениями: Зайчик зимой как маленький зверек.

3. Букву «Ц» можно освоить, прибегнув к упражнению «Тишина», только произносить нужно не «т-ссс», а «тс-тс-тс». Закрепляем словами: цапля, цыпленок, цепь, пицца, и предложениями: Какой цвет у птицы?

4. Выговаривать букву «Ш» можно при помощи небольшого фокуса: попросите ребенка произнести букву «с», а сами ложечкой приподнимите язычок малыша к небу. Получится звук «ш». Закрепляется буква словами: шило, шепот, уши, шум; предложениями: Наша Маша шуршит; а также стихами:

«Милый мишка, Славный мишка, Весь из плюша Сшит наш мишка».

5. Такой же фокус можно проделать, с буквами «з» и «ж». Закрепить букву «Ж» нужно словами: жук, еж, жаба. А также предложениями: Жанна ожидает книжки.

6. Чтобы освоить букву «Ч», попросите малыша проговорить «ть-ть-ть», при этом нажав на щеки малыша пальцами. Тогда вы услышите заветное «ч». А чтобы букву закрепить, попросите малыша проговорить слова: чай, черепаха, дочка, мяч; предложения: Чистят ванночку чижи.

7. Самой распространенной для родителей является проблема букв «Р» и «Л». Приемы и упражнения для решения этой проблемы направлены на обучение ребенка рычать, не проглатывая сложные буквы и не заменяя сложную «р» на более легкую «л»:

«Лошадка» — изображайте вместе с ребенком цоканье и стук копыт лошадки.

«Зубки чистим язычком» — попросите малыша широко улыбнуться. Затем нужно провести языком по внутренней поверхности верхних зубов. Следите, чтобы нижняя челюсть ребенка оставалась без движения.

«Дразнилка» — ребенку предлагается подразниться. Для этого расслабленный язык высовывается и болтается вверх-вниз. Сопровождается дразнилка рычанием.

Отдельное внимание в обучении буквам «Р» или «Л» уделяется скороговоркам:

  • Ехал Грека через реку, видит Грека: в реке рак.
  • На дворе трава, на траве — дрова: раз, два, три лежат дрова.
  • Съел храбрец тридцать три пирога, да все они с творогом.
  • Всех скороговорок не перескороговоришь.

Сын-первоклассник стал говорить как маленький

Сергей, здравствуйте.

Такое поведение дети демонстрируют чаще всего в результате острой потребности во внимании. Предположу, что ваш младший ребенок говорит еще не очень хорошо, ваш старший сын видит это и копирует. Или помнит время, когда брат говорил хуже, зафиксировался на нем и теперь повторяет то поведение, как эффективное. То есть, его психика искала причину, по которой младшему ребенку достается больше внимания и времени и сделал заключение, что стоит просто копировать основные поведенческие паттерны и внимания будет больше.

Теоретически, была какая-то история, которая сейчас дает свой отклик. Например, вы говорили, что малыш маленький и ему нужна забота, а ты (старший сын) уже большой и справишься сам. И теперь, когда ему нужна поддержка, он впадает в состояние малыша.

Возможно, объективно это не так (вы равномерно распределяете внимание между детьми), но субъективно ребенку может казаться совсем иначе. Кроме того, предположу, что ребенок пошел в первый класс, это достаточно серьезный стресс, и психика ищет способы борьбы с ним.

В любом случае, если говорит он так только с родителями, значит послание адресовано именно им. Ребенок просит о помощи. Ваша задача не акцентировать внимание на этом поведении (не поощряйте, не высмеивайте, не стыдите и не наказывайте), а зеркальте и учите иначе добиваться желаемого. Например, можете говорить: «Сынок, ты говоришь, как маленький, чтобы я тебе помог? Ты можешь говорить об этом прямо». Чаще обнимайте, говорите, что любите, проявляйте интерес не только к успехам, но и к личности самого ребенка (например, интересуйтесь его друзьями, увлечениями и т.д.).

Обращайте внимание на продолжительность и качество сна, питание, режим дня. Психике нужны ресурсы для сопротивления. А они пополняются через базовые потребности и более сложные (в любви, признании, самореализации и т.д.). Учите сына расслаблению, например с помощью дыхательных упражнений.

И да, стоит выяснить, как обстоят дела в школе, возможно, сыну требуется помощь. Лучше всего говорить опосредованно, чтобы миновать защитные механизмы. Например, поиграйте в школу или придумайте историю про мальчика, который впервые пошел в школу. Вы можете задавать условия, а сын пусть предлагает то, как события будут разворачиваться дальше. Первая идея вашего сына будет максимально приближена к реальности. Потом можно вместе подумать, какая ситуация еще могла случиться, и как главному герою справиться с ней. Чем больше тактик ребенок будет иметь, тем здоровее и адаптивнее он будет.
Ольга Дорохова, психолог сайта «Я — родитель»

Секреты, помогающие быстро научить ребенка выговаривать буквы

Кроме непосредственных занятий с речевыми мышцами ребенка и упражнений на обучение сложной букве, необходимо уделять внимание развитию мелкой моторики. Вместе с ребенком перебирайте крупы, нанизывайте бусинки на ниточку, лепите из пластилина или теста. И главное: работая, не молчите. Рассказывайте ребенку сказки, потешки или скороговорки.

Другим секретом является приучение ребенка часто повторять букву «Д». Произнося эту волшебную букву, тренируются мышцы языка, он правильно располагается во рту и при постоянных тренировках ребенок научится произносить сложную букву «р».

Что такое картавость?

Картавость – это неумение произносить звук Р, Рь, проявляется в замене его на другие звуки (Л, Й, И, У) и гортанный звук (французское грассирование).

В логопедии это нарушение носит название дислалия (простая или физиологическая), в зависимости от возраста ребенка. Картавость, как правило, сопровождается нарушением произношения шипящих звуков таких как Ш, Щ, Ж, Ч. Если ребенок не говорит или говорит очень непонятно (его «кашу во рту» понимают только родители), то это повод обратиться к специалистам.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: