Как быстро научить ребенка выговаривать букву Р?


Почему люди не выговаривают букву р

Одни люди учатся произносить ее, когда осваивают речь, еще в раннем детстве, и при этом не возникает никаких затруднений. Другим людям это кажется целым искусством и нередко случается, что ребенок, не научившийся говорить р, так и проживает всю жизнь с дефектом речи. Причины такого отклонения могут быть следующими:

1 Короткая уздечка языка, которая мешает его свободному движению. Если дефект обнаружен в раннем возрасте, уздечку можно растянуть с помощью специальных упражнений, при отсутствии эффекта ее подрезают.

2 Недостаточное развитие мышцы языка из-за длительного использования пустышки и кормления малыша с бутылочки. Нарушение возникает и тогда, когда родители долго кормят ребенка мягкой или перетертой пищей.

3 Человек произносит звук неправильно, потому что слышит его иначе. Причина заключается в индивидуальных особенностях слухового анализатора. Дефект исправим, но на это требуется много времени.

4 Генетически обусловленная патология речевого аппарата. Такой дефект передается по наследству или появляется в период внутриутробного развития. Он практически не поддается коррекции упражнениями.

5 Копирование речи взрослых может привести к развитию нарушения, если кто-то из семьи не выговаривает букву или владеет языком, в котором картавость является нормой.

6 Нежелание малыша выговаривать правильно. Такие проблемы часто возникают у детей в раннем возрасте, и в этом случае проблему можно решить, лишь при использовании правильного психологического подхода.

Интересно! Белый шум для новорожденных: как правильно слушать?

Современные методики позволяют справляться даже с очень тяжелыми формами картавости, но иногда требуется и хирургическое вмешательство.

Учимся дома выговаривать звук [р]

Многие родители спрашивают, как выучить букву «Р» ребенку дома. Для этого нужно делать упражнения для тренировки речевого дыхания, артикуляционную гимнастику, купить домашние тетради для закрепления произношения звука [р] и заниматься по ним.

ТОП-5 эффективных упражнений для формирования правильного произношения «Р»

Одними из лучших упражнений считаются:

  • «Грибок». Улыбнуться, открыть рот. Присосать широкий язык к нёбу. Это шляпка гриба, а подъязычная связка – ножка. Упражнение лучше делать лежа.
  • «Буря в стакане». Понадобятся емкость с водой и трубочка для сока. Нужно подуть через трубочку, чтобы вода забурлила.
  • Предложить ребенку сказать д-р-рынь, при этом щекоча кончик языка ватной палочкой.
  • «Барабанщик». Нужно улыбнуться и открыть рот, кончиком языка постучать за верхним рядом зубов многократно, четко произнося звук [д-д-д].
  • «Моторчик». Предложить малышу «завести мотор» [д-д-д], в это время с помощью палочки от мороженого быстро делать колебательные движения по краю языка из стороны в сторону.

Лексические темы для организации занятий в подготовительной группе ДОУ

Техника постановки звука от логопеда

Звук ставится двумя способами: по подражанию и механическим путем. Эти два способа могут работать также в сочетании. Постановка по подражанию основана на повторении звука за логопедом. Его следует подкреплять картинкой, тогда малышу будет легче ассоциировать звук с реальным предметом.

Механический способ воздействия на речевые органы производится при помощи каких-либо приспособлений (зонд, шпатель, ватная палочка).

Постановка звука с помощью логопедического зонда

Ребенку предлагается произнести звук, при этом логопед помогает языку принять нужное положение.

Артикуляционная гимнастика

Чтобы помочь малышу научиться ставить язык в правильное положение, следует выполнять комплекс упражнений:

  • «Качели».
  • «Маляр».
  • «Посчитай верхние зубки».
  • «Лошадка».
  • «Грибок».
  • «Гармошка».
  • «Комарик».
  • «Моторчик».

Взрослому желательно показать на своем примере, как делается упражнение, потом предложить малышу повторить за ним. Комплекс построен в определенной последовательности, чтобы упражнения выполнялись от простых к сложным.

Обратите внимание! В результате артикуляционной гимнастики укрепляются мышцы стенок и кончика языка.

Виды нарушений произношения буквы р

Отсутствие правильного произношения компенсируется человеком с помощью различных механизмов. Из них наиболее известные – это:

1 Горловой звук: при говорении задействуется мягкое небо или язычок в горле (а не кончик языка). Удивительно, что именно такое произношение является нормой во французском и немецком языках.

2 Полное отсутствие звука – дефект речи, при котором р вовсе выпадает из произносимого слова, или замена его на другие буквы (чаще всего – л). Нередко встречается у маленьких детей.

3 Кучерский звук: буква р произносится при вибрации губ, что нехарактерно для нормальной речи. Это похоже на сигнал «тпрру», с помощью которого кучер дает команду лошадям.

4 Носовое произношение, а также вибрация края языка – дефекты, при которых выдыхаемый воздух проходит в неправильном направлении, что вызывает искажение звука.

Иногда ребенок выговаривает твердую р, но не может произнести мягкую (в словах перед ь, е, я, ю, и).

Что следует помнить, обучая ребёнка букве «Р»?

Не пытайтесь добиться быстрых результатов. Помните, малыш имеет право картавить до определенного возраста.

Используя несложные методы, можно плавно и ненавязчиво научить ребёнка говорить букву «Р» правильно. Главное, не заставлять его насильно заниматься. Мир двух-трёхлетки воспринимается им как увлеченная игра, и ваша задача – помочь постигать его, не прерывая игрового процесса. Насильные действия приводят к обратному эффекту – ребёнок специально делает всё возможное, чтобы у него ничего не получилось.

И никогда не дразните его и не давайте понять, что картавость – это недостаток. Неосторожно сказанное слово может нанести обиду на всю жизнь и развить комплекс неполноценности, который останется в подсознании даже когда проблема речи будет решена.

Как научить ребенка выговаривать букву р

Чтобы научить малыша выговаривать звук р, нужно для начала запомнить такие правила:

1 Ребенок учится выговаривать простые звуки, а затем сложные. Поэтому до двух лет не стоит требовать этого от малыша, можно лишь подготовить его речевой аппарат с помощью легких упражнений.

2 Занятия целесообразно начинать при достижении ребенком пятилетнего возраста. Выполнение гимнастики может совпадать с моментом, когда малыш учится читать, а это позволяет расширить круг упражнений.

3 Маленькие дети не будут выполнять упражнения, если не испытывают к ним интерес. Поэтому самые эффективные методики разработаны именно на игровой основе.

4 Если родители начинают обучение ребенка, они должны пройти курс упражнений до конца. В противном случае малыш так и не освоит умение в полной мере (например, не сможет выговаривать или твердый, или мягкий звук).

5 Занятия проводят по графику и обязательно ежедневно. Перерывы сведут к нулю прежние успехи ребенка. Только частое повторение упражнений поможет довести правильное произношение до автоматизма.

Интересно! Готовимся к школе дома вместе с мамой

Если родители решились самостоятельно устранить дефект речи у малыша, они сами должны ознакомиться со всем курсом занятий. Тогда не возникнет путаница при непосредственном выполнении упражнения.

Желательно посмотреть процесс постановки буквы р у детей на этом видео, подобранном порталом Мое Чудо специально для наших читательниц:

О дятлах, лошадках и прочих полезных животных или как научиться выговаривать букву Р?

Приступая к занятиям с малышом, вы должны задаться целью получить изолированный звук. Его постановка предполагает несколько упражнений, которые развивают речевой аппарат: губы (упражнения «Улыбка», «Трубочка»), язык («Иголочка», «Лопаточка», «Лошадка», «Хулиган») и т. д. Упражнения чтобы выговаривать букву р, опишем некоторые из них.
Для губ:

  • «Улыбка». Необходимо растянуть губы в широкой улыбке так, чтобы были видны зубы. Удерживать улыбку 10 секунд.
  • «Трубочка». Вытяните губы в «трубочку» и держите так 10 секунд.

Для языка:

  • «Чистим зубы языком». Приоткройте рот, обнажив зубы, и кончиком языка почистите сначала внутреннюю, а потом и внешнюю их стороны. Челюсть неподвижна!
  • «Иголочка». Высуньте язык вперед, сделав его узким. Продержите его в таком положении 10 секунд
  • «Змейка». Сделайте все, как в предыдущем упражнении. Слегка покусайте язык, это должно «взбодрить» его мышцы.
  • «Хулиган». Попробуйте высунуть язык и поболтать им.
  • «Чашечка». Откройте рот и дотягивайтесь языком до верхних зубов, при этом не касаясь их. В результате должно получиться нечто вроде чашечки.
  • «Лошадка». Откройте широко рот. Прилепите язык к небу, а затем сильно щелкните. Важно следить за тем, чтобы в движение приходил весь язык, а не только его передняя часть. Челюсть при этом не должна двигаться.
  • «Грибок». Положение органов речи, как и в предыдущем упражнении. Не опускайте язык и удерживайте его таким образом 10 секунд, растягивая уздечку.

Однако сами по себе эти упражнения только развивают мышцы языка и не могут вызвать нужный звук. Существует большое количество способов постановки звука «р». Один из них – по подражанию – предполагает, что вы сами покажете, как правильно рычать. И если со взрослым фокус вряд ли пройдет, то дети, благодаря гибкости их ума, запросто могут осилить таким способом этот звук. Если же поставить «р» по подражанию не получилось, то можно выбрать другой способ. Один из них называется «Дятел» (или «Моторчик», кому как нравится). Суть этого упражнения заключается в следующем: ребенок широко открывает рот, упираясь на бугорки за верхними зубами, и начинается быстро-быстро произносить звук «д». При этом необходимо пальцем или зондом проводить по нижней поверхности языка – чем быстрее, тем лучше. Следите за тем, чтобы челюсть ребенка не двигалась, тогда вы получите в конце концов нечто похожее на «дррр».

Добиться хороших результатов можно только при ежедневных занятиях, длящихся около 20 минут. Главное в этом деле не впадать в крайности и не требовать от ребенка долгой работы. Эти упражнения идут на пользу только до некоторых пор, при злоупотреблении ими они способны лишь отдалить эффект. О том, что во время занятий, необходимо быть максимально добродушно настроенным и говорить не приходится, так ведь? Ребенок может не понять ваших объяснений, у него не всегда хватит сил и ловкости делать абсолютно правильно все упражнения – это вы должны переносить со стоическим терпением. Желательно, чтобы ваш ученик воспринимал «Лошадку» или «Чашечку» как веселую игру, от этого процесс постановки звука только ускорится.

К сожалению, ни один логопед в мире не скажет, сколько времени нужно будет заниматься упражнениями. У ребенка может вырваться звук и на первом занятии, и через полгода. Однако если вы чувствуете, что что-то пошло не так или, напротив, вы получили долгожданный звук, отправляйтесь еще раз к логопеду за новыми рекомендациями.

Упражнения для буквы р для детей

С детьми младшего возраста можно проводить упражнения с произношением слов со звуком р. Малыша, наверняка, заинтересует игра, в которой нужно воспроизвести звуки животных или транспорта (можно использовать мягкие игрушки и спрашивать, как рычит лев или медведь).

Примерно с этого же возраста можно разучивать стихи с буквой р. В специально подобранных нашим порталом «Мое Чудо» логопедических стишках она повторяется часто и в нужном порядке по отношению к другим звукам.

Помогут заинтересовать малыша и забавные загадки, как на этом видео:

Скороговорки с буквой р для развития речи

В них, как и логопедических стихах, подобран специальный набор звуков в определенном порядке. Чем меньше возраст, тем проще и короче должна быть скороговорка. Нужно разучить с ребенком всего 4-5 штук и повторять упражнение как можно чаще в течение дня.

Зарядка для языка

Положение языка при произношении буквы р может быть скорректировано с помощью артикуляционных упражнений, включающих разные движения языка и губ. Одни задания помогают растянуть уздечку и натренировать мышцу языка, другие – запомнить положение языка, третьи – направить воздух в верном направлении.

Задачка «Огурец и капуста»

Однажды кочан капусты и огурец пошли вместе на реку. Огурец сразу в воду бросился, а кочан капусты стал на бережку раздеваться и раздевался до самого вечера. Огурец его дожидался, дожидался и от холода весь покрылся пупырышками.

Спросите ребенка: — Куда пошли вместе огурец и капуста?

Мы пока не научились выговаривать букву Р, но стараемся с ребенком заниматься, играть, учить наизусть скороговорки и маленькие стишки со звуком «Р». А вы как справились с этой проблемой? Будем рады вашим комментариям к статье

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: