ПРАВИЛА ПОСТАНОВКИ ЗВУКОВ ПРИ ОТСУТСТВИИ У РЕБЕНКА ЗУБОВ


Место образования согласных
Губные (лабиальные)
губно-губные (билабиальные)
лабиовелярные
лабиокорональные
губно-зубные
(лабиодентальные)
зубно-губные (дентолабиальные)
Двузубные (бидентальные)
Переднеязычные (корональные)
язычно-губные (лингволабиальные)
межзубные (интердентальные)
зубные (дентальные)
зубно-альвеолярные (дентоальвеолярные)
альвеолярные
апикальные
ламинальные
постальвеолярные
палато-альвеолярные
ретрофлексные
Боковые (латералы)
Дорсальные
постальвеолярные
альвео-палатальные
палатальные
лабио-палатальные
велярные
увулярные
увуло-эпиглоттальные
Корневые
фарингальные
эпиглотто-фарингальные
эпиглоттальные
Глоттальные
См. также полный Список согласных
Проект:Лингвистика

Губно-зубны́е согласные
(
ла́биодента́льные
, от лат. labium
(губа)
+ лат. dens
(зуб)
) — согласные, образуемые между нижней губой и верхними зубами. Активным речевым органом является нижняя губа, которая поднимается и соприкасается с верхними зубами.

Известны следующие губно-зубные согласные:

МФАОписаниеПримеры
ЯзыкОрфографияIPAЗначение
глухой взрывной губно-зубнойгреческийσάπ
φειρος
[ˈsafiro̞s̠]сапфир
звонкий взрывной губно-зубнойсиккааллофон губно-зубного удара /ⱱ/ при тщательном произношении
p̪͡fглухая губно-зубная аффрикататсонга[1]N/A[tim̪p̪͡fuβu]бегемоты
b̪͡vзвонкая губно-зубная аффрикататсонга[2]N/A[ʃileb̪͡vu]подбородок
губно-зубной носовой[3]английскийsym
phony[4]
[ˈsɪfəni]симфония
глухой губно-зубной спирантрусскийф
акт
[f
akt]
звонкий губно-зубной спирантрусскийв
ар
[v
ar]
губно-зубной аппроксимантнидерландскийw
ang
[]щека
губно-зубной одноударныймоноvwa]послать
губно-зубной щёлкающийнлънгʘ
oe
]мясо

Единственными часто встречающимися губно-зубными звуками, играющими роль фонем, являются фрикативы и аппроксиманты. Губно-зубные одноударные имеют место в качестве фонем более чем в десятке языков, но эти языки географически ограничены центром и северо-востоком Африки.[5] При прочих способах образования гораздо чаще встречаются губно-губные варианты.

Диакритический знак, используемый в МФА, для обозначения губно-зубных выглядит как ̪

.

Примечания

  1. Как отдельные фонемы встречаются только в диалекте шинкуна
    языка тсонга (с придыхательными и непридыхательными аллофонами в свободном варьировании). Звук p̪͡f отличается от немецкой губно-губно-зубной аффрикаты, которая начинается с губно-губной смычки и имеет губно-зубное завершение.
  2. Только в диалекте шинкуна
  3. Смычные (взрывные и носовой ) пока не засвидетельствованы как отдельные фонемы ни в одном языке. Иногда они пишутся как ȹ ȸ
    (монограммы
    qp
    и
    db
    ).
  4. [ɱ] — аллофон /m/, который встречается во многих языках перед /v/ и /f/, например, в английском языке.
  5. Olson, Kenneth S. & John Hajek.
    Crosslinguistic insights on the labial flap. Linguistic Typology. — doi:10.1515/lity.2003.014, 2003. — С. 7(2). 157–186..

Нарушения произношения свистящих звуков

  1. Межзубный сигматизм, при котором кончик языка просовывается между зубами. Это может быть при переднем открытом прикусе, вялом языке, прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед), слабости мышц кончика языка при дизартрии, отсутствии передних зубов, при аденоидах, чрезмерно крупном или длинном языке, слабой круговой мышце рта.
  2. Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа приближается к верхним резцам. (С,Ц напоминает Ф, З – В) Это происходит из-за прогнатии (нижняя челюсть выступает вперед ), гипотрофии мышц кончика языка при дизартрии.
  3. Боковой сигматизм. Воздушная струя выходит не по желобку в центре языка, а в бок. Может наблюдаться отклонение уголка рта и щеки в сторону. Причиной может стать: боковой открытый прикус, длинный узкий язык, паретичность боковых краёв языка при дизартрии.
  4. Пригубный сигматизм. Произношение звуков С, З, Ц напоминает Т, Д. Предрасполагающие факторы те же, что и у межзубного сигматизма.
  5. Носовой сигматизм. Мягкое нёбо не плотно смыкается с задней стенкой глотки. Часть воздуха проходит через нос. Причиной может стать: паретичность мягкого нёба, расщелины.
  6. Шипящее произнесение свистящих звуков. Это происходит когда кончик языка оттягивается вглубь рта, не образуется желобок, по которому идет воздух при произношении свистящих звуков. Причиной может стать: повышенный тонус мышц языка при дизартрии, при открытой органической ринолалии.

Кроме искаженного произношения свистящих звуков часто бывает замена звуков С, СЬ, З, ЗЬ, Ц другими звуками (парасигматизм). Замены звуков происходят от недоразвития фонематического восприятия. Это важно учитывать при коррекции и развивать при таких нарушениях в первую очередь фонематический слух.

Звук С чаще всего заменяется на Ф, СЬ, Ш, Т, З.

Звук З чаще всего заменяется на В, ЗЬ, С, Д, Ш, Ж.

Звук Ц чаще всего заменяется на С, Т, СЬ, ТЬ, Ш.

Если у вашего ребенка вы заметили подобные нарушения то подготовительным этапом в коррекции неправильного звукопроизношения будет артикуляционная гимнастика для постановки свистящих звуков.

Литература

  • Ladefoged, Peter; Maddieson, Ian (1996). The Sounds of the World’s Languages
    . Oxford: Blackwell. ISBN 0-631-19814-8.
Согласные звуки в Международном фонетическом алфавите
Согласные
(Список, Более полная таблица)
См. также: Алфавит МФА, Гласные
Щёлкающие
ВзрывныеИмплозивные
ФрикативныеАбруптивы
АппроксимантыДругие латеральные
ДрожащиеКоартикулированные аппроксиманты
ОдноударныеКоартикулированные щелевые
Латер. фрикат.Аффрикаты
Латер. сонантыДвухфокусные лабиовелярныеk͡pɡ͡bŋ͡m
На этой странице содержатся фонетические символы алфавита МФА, которые могут некорректно отображаться в некоторых обозревателях. Если символы образуют пару, справа помещается звонкий согласный. Затенение указывает, что данная артикуляция считается невозможной.
Это заготовка статьи по фонетике или фонологии. Вы можете помочь проекту, дополнив её.

Техника выполнения

  • начинать проводить артикуляционную гимнастику необходимо обязательно перед зеркалом и ежедневно;
  • лучше выполнять упражнения 3-4 раза в день по 3-5 минут;
  • не следует предлагать детям более 2-3 упражнений за раз;
  • каждое упражнение выполняется 5-7 раз, статические упражнения (упражнения на удержание артикуляционной позы) выполняется по 5-10 секунд;
  • артикуляционную гимнастику выполняют сидя, так как у ребенка в таком положении ровная спина, а тело не напряжено;
  • по мере того, как ребенок освоит упражнения и начнет их выполнять правильно, зеркало можно убрать;
  • артикуляционные упражнения следует выполнять до тех пор пока ребенок не станет произносить четко и правильно звуки С, З, Ц;
  • гимнастику для органов артикуляции рекомендуется проводить и на этапе автоматизации звуков в речи, как разминку перед речевыми играми.

Виды сигматизма

  • Призубный сигматизм — недостаток произношения звуков отличается тем, что во время произношения свистящих звуков кончик языка упирается в края нижних или верхних резцов, тем самым мешая проходу воздуха, как следствие меняется произношение звука, например слово самолет в этом случае будет произнесено тамолет.
  • Шипящий сигматизм – в этом случае произношение слов становится шипящим. Зачастую во время произношения человек меняет несколько букв в каждом слове к примеру слово собака, произносится шябяка.
  • Губно-зубной сигматизм – проявляется заменой букв так, например буква (в) произношение человека страдающего губно-зубным сигматизмом будет произнесена (ф). Происходит это по причине того, что кончик языка упирается в верхнее небо.
  • Боковой сигматизм — кончик языка во время разговора упирается в верхние альвеолы происходит искажение букв, достаточно часто боковой сигматизм проявляется в полном непонимание речи.
  • Носовой сигматизм – человек произнося слова, выделяет их гнусаво, как следствие теряется понимание таких букв как (х).

Искажения произношения свистящих звуков (сигматизмы).

Межзубный сигматизм

Кончик языка при произнесении свистящих звуков не опускается вниз, а просовывается между верхними и нижними резцами. Свистящие звуки приобретают так называемый шепелявый оттенок. Очень часто межзубное произношение свистящих сочетается с таким же произношением шипящих и переднеязычных звуков т, д, н, л. Предрасполагающими моментами к возникновению межзубного произношения могут служить вялость кончика языка и прямой открытый прикус.

Коррекция: необходимо подобрать упражнения для укрепления мышц кончика языка и передней части спинки языка, выработки направленной воздушной струи/ Отрабатывать звук [И], при котором положение языка близко к артикуляции звука [С]. Нужно перевести широкий кончик языка за нижние резцы, сблизить их и «пускать длинный легкий ветерок».

Боковой сигматизм

Воздушная струя идет не к средней линии передних резцов, а вбок, уклоняясь в одних случаях вправо, а других — влево, или же выходит по обоим краям языка. Эти уклонения можно обнаружить, передвигая вдоль губ узкую полоску бумаги или тонкий кусочек ваты, которые отклоняются, когда попадают под выходящую воздушную струю. Этот вид сигматизма характеризуется неприятным хлюпающим звуком. Случаи односторонних боковых сигматизмов могут зависеть от уклонения языка вправо или влево и от смещения в ту или другую сторону нижней челюсти при смыкании зубов. Случаи двусторонних сигматизмов связаны с тем, что язык своей спинкой поднимается к нёбу, не образуя желобка посередине, боковые края языка опущены и пропускают воздушную струю. Очень часто боковое произношение распространяется на обе группы (свистящих и шипящих) звуков, часто присоединяется такое же произношение и мягких пар задненёбных и боковое произношение звука р. Эти факты подтверждают органическую основу возникновения боковых сигматизмов — парез языка. Слышится хлюпающий звук «хьль» («хлюп» вместо «суп»)

Коррекция: случаи бокового сигматизма часто требуют длительной работы. Для исправления ребенок высовывает широко распластанный язык между зубами и в этом положении произносит (с шепелявым оттенком) слоги и слова. Необходимо задувать на широкий язык, боковые края которого касаются верхних коренных зубов. Полезно задувание в пузырек, в отверстие ключа, отрабатывать произношение звуков И, Ф. Постепенно, день за днем язык оттягивается за нижние зубы.

Носовой сигматизм

Струя воздуха идет в нос, что чаще всего зависит от поднятого корня языка, и звуки заменяются храпом в нос. Соответственные движения губ, челюстей и образование желобка на языке не формируются или оказываются неполными, только намеченными. Очень часто носовой сигматизм распространяется и на шипящие звуки. Причиной искажения звука в данном случае является излишнее напряжение задней части языка.

Коррекция: для устранения полезно применять такой способ: родитель произносит С, З, направляя выдыхаемый через рот воздух на кончики пальцев ребенка, потом ребенок повторяет. Можно использовать и межзубный звук. Длительно произносить Ф , просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение. Можно длительно произносить Ф , просунув широкий кончик языка между нижней губой и верхними зубами, затем перевести язык в зазубное положение (если необходимо, провести дифференциацию Ф и Х).

Губно-зубной сигматизм

Свистящие, чаще шипящие звуки (а иногда и те и другие) произносятся в той или иной степени подобно губно-зубным звукам Ф и В (фраза — Кошка и собака живут недружно—приобретает примерно следующий вид: Кофка и фабака вивут недрувно). Свистящие и шипящие звуки заменяются двугубными щелевыми звуками, язык в произношении не участвует. Произношение свистящих и шипящих включает элементы произношения как свистящих и шипящих (положение языка), так и звуков Ф и В (положение губ).

Коррекция: при губно-зубном сигматизме необходимо затормозить участие губ, для чего проводятся подготовительные артикуляционные упражнения (улыбка — трубочка). Можно оттянуть нижнюю губу пальцем. Если необходимо, провести работу по различию звуков С-Ф.

Призубный сигматизм имеет два варианта:

1. Кончик языка находится на уровне щели между верхними и нижними резцами и мешает свободному выходу воздуха. Желобок не образуется. Вместо свиста получается тупой шум. Этот вариант относится к чистым сигматизмам. 2. Свистящие и шипящие звуки (чаще всего и те и другие одновременно) заменяются звуками Т и Д (с — т, з — д, ж — д, ш — т, ц — т, ч и щ — т): Котка и табака дивут недрудно. Последний вариант — один из самых тяжелых, так как охватывает одновременно все семь звуков, искажает речь, делает ее малопонятной и, безусловно, тяжело отражается на письме и приводит к невозможности формирования фонематического различения в большой группе звуков. Этот вариант наблюдается при тугоухости и других случаях тяжелого речевого недоразвития.

Коррекция: в случаях призубного сигматизма достаточно выработать длительную направленную воздушную струю и с механической помощью опустить кончик языка к нижним зубам и таким образом получить щель вместо смычки.

Шипящий сигматизм

Свистящие и шипящие звучат одинаково нечетко, сходны со звучанием смягченных шипящих (Шябака и кошька живут недружьно). Кончик языка в этом случае опущен вниз, но несколько оттянут в глубь рта, спинка языка напряжена, желобка не образует, боковые края языка не смыкаются с коренными зубами, в результате струя воздуха растекается по всей поверхности языка. Коррекция: поднимать и опускать среднюю часть спинки языка при опущенном кончике языка. Задувать на язык при опущенной средней части спинки языка. Направлять воздушную струю посередине языка. Работать над образованием глубокого желобка. Удерживать широкий кончик языка за нижними резцами. Чередовать движения широкого языка за нижние и верхние зубы. Удерживать губы в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов. Чередовать движения широкого кончика языка от нижних резцов к подъязычной уздечке. Сопоставлять и различать на слух звуки С-Щ. Отрабатывать звуки И, Ф. Необходимо провести дифференциацию звука С и звука-заменителя Щ.

Парасигматизмы (замены звуков)

проявляются чаще всего в следующих заменах: Ц — С, Ц — Т, Ц — Ч, С — Т,С — Ф, З — Д, З — В.

Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:

Артикуляционная гимнастика при сигматизме свистящих

Вы, наверное помните, как в детстве смеялись над теми, кто «шепелявил»?

Так вот это не просто смешное произношение, а нарушение речи, которое называется сигматизм.

Сигматизм – это нарушение звукопроизношения свистящих [с], [з], [ц] и шипящих [ш], [ж], [ч], [щ] звуков.

Это нарушение относят к фонетическим.

Отдельно выделяют парасигматизм – это замена свистящих звуков другими.

Сигматизм делится на определенные категории:

* Межзубный сигматизм. Во время фонации не образуется желобок посредине языка.

* Губно-зубной сигматизм. Нижняя губа поднимается вверх к резцам.

Призубный сигматизм. Он упирается в резцы, образуя преграду для воздушной струи.

* Шипящий сигматизм. Язык вытянут к твердому небу, выгнут и оттянут внутрь ротовой полости.

* Боковой сигматизм. Язык отклоняется в сторону, воздушная струя идет в бок.

* Носовой сигматизм. Воздушная струя идет в нос.

Какие способы устранения существуют?

Чаще всего используются артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения.

Следует учитывать вид нарушения.

Например, на исправление призубного, бокового сигматизма уходит больше времени, чем на нормализацию фонации при межзубном и носовом.

Вот некоторые виды упражнений, которые можно прорабатывать дома:

* «Трубочка». Для выполнения нужно сомкнуть зубы, улыбнуться, показав их, зафиксировать такое положение на 5 секунд, затем вытянуть их трубочкой и опять задержать на такое же время.

* «Лопата». Открыть рот, язык положить на нижнюю губу и задержать его в таком положении на 3-7 секунд.

* «Непослушный язычок». Сделать такое же положение языка, как в «Лопате», затем верхней губой пошлепать по языку. В этот момент необходимо воспроизвести такие звуки «пя-пя-пя».

* «Гол». Следует растянуть губы в улыбке, расположить конец языка на нижней губе, сверху прикрыть другой губой, но не до конца, а оставив маленький просвет. Перед собой на стол положить шарик из ваты и попытаться сдуть его. Необходимо следить чтобы, сдувая шарик, ребенок воспроизводил четкий звук «Ф».

* «Чистим зубки». Улыбнуться, продемонстрировав свои зубы, кончиком языка пройтись по зубам, как будто чистишь их. Губя при этом не должны двигаться, а должны находиться в улыбке.

* «Горка». Ребенок должен растянуть губы в улыбке, немножко приоткрыть рот, кончиком языка упереться в нижнюю челюсть, а остальную часть органа приподнять, чтобы образовалась горка.

* «Вкусное варенье». Рот приоткрывается, широкий язык облизывает верхнюю губу, двигаясь сверху вниз.

* «Чашечка». Расслабить язык внутри ротовой полости, приподнять над нижним небом, свернуть боковые части внутрь тела языка.

Выполняя такие простые упражнения несколько раз в день, существенно поможет в устранении нарушения.

Как поставить звуки при сигматизме?

Программа по разработке речевого аппарата тут

Автор статьи Сидорова Наталия

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: