Логопедическое сопровождение обучающихся с ОВЗ в условиях инклюзивного образования

Замечание 1

В настоящее время, в мире оформилась тенденция к увеличению количества детей с ОВЗ – ограниченными возможностями здоровья, проявляющимися в разных формах. Это требует развивать учреждения, которые способны оказать профессиональную помощь и поддержку в развитии детей с отклонениями и обеспечении их нормальной социализации. Основной проблемой современного мира является обеспечение интеграции и инклюзии детей с ОВЗ в образовательную сферу, где происходит учебно-воспитательный процесс с нормально развивающимися детьми.

Инклюзия предполагает вовлечение в систему образования всех детей, посредством разработок специальных образовательных программ, учитывающих возможности и индивидуальные особенности развития каждого ребенка и помогающих создать необходимые условия для обучения детей с ограниченными возможностями.

В наше время инклюзивное обучение стало достаточно популярным. Образовательный процесс становится индивидуально ориентированным и подходящим для каждого его участника – как ребенка с ОВЗ, так и нормально развитого.

Помимо этого, предполагается развивать модель интегративного обучения т.е. обучения, строящееся на базе объединения разрозненных элементов системы образования, обеспечения их тесной взаимосвязи и сотрудничества. Интеграционная модель образования основывается на том, что дети, имеющие любые отклонения в развитии должны освоить программу общеобразовательных учебных учреждений.

Замечание 2

Если ранее дети с ОВЗ могли обучаться только в системе специального образования, то сейчас их активно включают в общую образовательную систему. Реорганизация системы образования на современном этапе нацелена на обеспечение качественного и доступного образования для любых категорий граждан

Характеристика детей с отклонениями в развитии

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) являются детьми, которые имеют различные отклонения от нормального развития психических и физиологических процессов организма, делающих нереальным ведение ими нормальной, полноценной жизнедеятельности. Дети с психофизическими нарушениями развития требуют применения к ним особо подхода в обучении и воспитании.

К детям с ОВЗ относятся следующие категории граждан:

  1. Дети, имеющие нарушения в работе слухового аппарата.
  2. Дети, имеющие нарушения зрения.
  3. Дети, у которых присутствуют отклонения в речевом развитии логопаты.
  4. Дети с нарушением опорно-двигательного аппарата.
  5. Умственно- отсталые дети.
  6. Дети, имеющие нарушения психического характера.
  7. Дети с нарушением поведения и общения.
  8. Дети, наделенные сложными отклонениями в развитии, связанными с одновременным нарушением и психических и физических процессов — слепоглухонемые, глухие или слепые умственно-отсталые дети.

Нарушения бывают разных характеров и проявляются в различных формах. Некоторые легко поддаются логопедической корректировки, некоторые могут только сгладиться либо компенсироваться.

Обеспечение нормального развития ребенка с ОВЗ зависит от типа нарушения, его степени проявления, периода развития и причины, а также условий, в которых живет и обучается ребенок.

Отклонения в развитии являются сложным системным процессом. Возникновение одного дефекта, в зависимости от причины и формы, может привести к появлению других отклонений, которые проявляются в нарушении познавательных способностей и ярко проявляются во время социокультурного становления ребенка. Любые отклонения могут привести к развитию новых, если не уделять внимание их коррекции.

Что такое ОВЗ? — несколько путей для родителей

Что такое ОВЗ? Ограниченные возможности здоровья так расшифровывается эта аббревиатура. В эту группу входят дети, нуждающиеся в специальных условиях для своего развития и обучения.

Содержание статьи

  • Что такое ОВЗ?
  • Классификации основных видов нарушений развития
  • 3 диагностических критерия, влияющих на прогноз и обучение
  • Какие есть возможности у родителей и детей?

Что такое ОВЗ?

Обычно, когда спрашивают «что такое ОВЗ?», вопрос звучит в контексте детской инвалидности. Термин «детская инвалидность» часто воспринимается на уровне физиологических нарушений или травм.

Согласно нормативно-правовых документов, для детей-инвалидов установлена классификация. Закреплены определенные виды заболеваний и степени нарушений для детей разного возраста. При отсутствии внешних физиологических признаков, ребенок может относиться к группе с ОВЗ по ряду нарушений психологической или сенсорной сферы. Эти нарушения могут носить, как постоянный так и временный характер.

Понятие ОВЗ не разрывно связано с разработкой и применением индивидуальных программ и специализированной инфраструктуры. Грамотный и системный подход может не только улучшить общее состояние ребенка с ОВЗ, но и помочь ему восстановить утраченные или недостающие навыки и функции. Адаптироваться и социализироваться в обществе наравне с обычными детьми.

История знает множество примеров, когда люди с ОВЗ не только полностью социализировались в обществе, но и добивались успеха. Порой значительно большего, чем средний обычный человек. Вот несколько примеров, которые вдохновляют работать и двигаться вперед специалистов и родителей.

Темпл Гранден – человек с расстройством аутистического спектра. Стала доктором философии, профессором, писательницей, автором книги. Где в подробностях описала свое состояние, сделав мир людей с аутизмом более понятным окружающим людям.

Ким Пик – прототип героя известного фильма «Человек дождя». Человек с синдромом Саванта (частный случай аутизма). Его способности поразительны. В возрасте 3х лет он мог мгновенно извлекать кубический корень и перемножать трехзначные числа с десятичными дробями. В 53 года он знал наизусть более 7 тысяч книг. По объему и глубине своих познаний Ким Пик мог заткнуть за пояс любого профессора.

Американке Саре Миллер удалось занять президентское кресло девелоперской компании Nova Systems. А Петер Леви был одним из основателей Accent Technologies. Из записей Сары Миллер можно узнать, как она видит мир:«Я могу мыслить исключительно в рамках бинарной компьютерной логики, — только черное и белое, ноль и единица, никаких полутонов. Именно поэтому многообразие нюансов чувств и эмоций других людей повергает меня в ужас. Зачастую я ловлю себя на мысли, что даже думаю на языках программирования».

Mapия Лaнгoвaя, poдилacь в 1997 гoду с синдромом Дауна. Спopтcмeнкa, poccийcкaя чeмпиoнкa миpa пo плaвaнию. B юнoм вoзpacтe, мaмa вoдилa ee в бacceйн. Boдa cтaлa для peбeнкa poднoй cтиxиeй и Мария cтaлa пpoфeccиoнaльнoй cпopтcмeнкoй.

Этот список можно продолжать бесконечно. Люди с ОВЗ ни чуть не менее успешны в своей жизни, если задаются целью всерьез.

Дети с ОВЗ очень часто отстают в развитии от сверстников. Но как часто это бывает недостаток в чем-то одном, компенсируется в развитии других способностей. Это дает педагогам и медицинским работникам возможность реабилитировать ребенка. И помочь ему освоить недостающие навыки и умения по возможности в короткие сроки. Продуктивней всего делать это, опираясь на сильные стороны ребенка.

Классификации основных видов нарушений развития

Наиболее известна классификация Виктора Васильевича Лебединского, которая была создана, чтобы выделить детей с разными видами отклонения в развитии в группы для разработки системы психолого-педагогичекой помощи.

Классификация В.В. Лебединского

  1. Дефицитарное развитие – потеря слуха, зрения и опорно-двигательной и прочих функции. В эту группу можно отнести сенсорную, моторную или сенсомоторную алалию;
  2. Общее стойкое недоразвитие – умственная отсталость различной степени тяжести;
  3. Задержанное развитие – задержка психического развития;
  4. Дисгармоничное развитие– нарушение эмоционально-волевой сферы и поведения;
  5. Искаженное развитие – расстройства аутистического спектра;
  6. Поврежденное развитие – деменция (нарушения в следствии травм ЦНС).

В современной классификации термин ОВЗ хоть и стал несколько шире, но все равно не включает еще детей с неврологическими расстройствами, например с эпилепсией. Синдромами различного вида, генетическими нарушениями, и детей которые перенесли физическую травму, например, в результате автокатастрофы.

ФГОС (Федеральный государственный образовательный стандарт) выделяет 8 групп детей с ОВЗ:

  • задержка интеллектуального развития;
  • нарушения слуха (слабослышащие, глухие);
  • задержка психического развития (ЗПР);
  • проблемы со зрением (слабовидящие, слепые);
  • нарушения в работе опорно-двигательного аппарата;
  • задержка речевого развития;
  • расстройства общения и поведения;
  • множественные проблемы со здоровьем (сочетание нескольких патологий одновременно).

Несмотря на то, что некоторые пункты кажутся одинаковыми, отличия между ними все-таки есть. Дети с ОВЗ отличаются особенностями поведения и обучения:

  • Дети с задержкой интеллектуального развития – это как правило дети с диагнозом умственная отсталость. Им сложнее всего с освоением новых навыков и задач. И отсюда трудности с обучением;
  • Дети с нарушениями общения и поведения. Дисгармоничный тип нарушения развития. У них все хорошо с интеллектуальным развитием. Обычно они хорошо осваивают новые знания и навыки, но есть проблемы с поведением, с саморегуляцией и управлением своими эмоциями. Они создают серьезные сложности в процессе развития и обучения. Таким детям нужны особые условия для обучения, например, тихая обстановка, малое число учеников в классе и т.п.
  • Дети с задержкой психического развития (ЗПР) в сравнении с общим интеллектуальным недоразвитием, усваивают материал лучше и быстрее. И сам термин говорит, что эта задержка, и она может быть преодолена.

Что объединяет этих детей? Многие однотипные проблемы присущи детям из разных групп в классификации. Им сложно установить контакт с другими детьми и взрослыми, выстроить и поддерживать общение достаточно длительный период.

Таким детям часто сложно сконцентрироваться на выполнении какой-то одной задачи. Им присущи сложности с концентрацией внимания и постоянные переключения на отвлекающие факторы – яркий цвет, громкие звуки, резкий запах и т.д.. Либо наоборот замкнутость, уход в себя.

Когда детская нервная система не справляется с большим объемом информации и ищет возможности для сенсорной разгрузки, отсюда нервные срывы и крики, истерики на занятиях.

Расстройства, связанными с нарушением координации движения, положением тела, рук и ног в пространстве, отсутствие мелкой моторики. Такие дети часто выглядят неловкими, часто разбивают что-то, задевают что-то, роняют предметы, падают на ровном месте, толкают нечаянно, стоящих рядом и т.п. Им самим сложно, они чувствуют себя неловко. Как будто находятся в чужом теле. Другой вес тела, другая длина рук и ног, пальцы которые не хотят слушаться и пр.

3 диагностических критерия, влияющих на прогноз и обучение

Если обобщить внешние проявления нарушений развития, то можно выделить 3 критерия, по которым можно самому оценить степень тяжести проблем:

Первый критерий — использование помощи. Умение принимать, использовать, испытывать потребность в использовании разного вида внешней помощи. Многим нужна физическая помощь, а кому то только организующая или стимулирующая. Чем более серьезный вид помощи требуется, тем, как правило, нарушения более серьезные.

Второй критерий – перенос знаний умений навыков с одной задачи или ситуации на другую. Чем больше затруднен такой переход ребенка с одного вида задач на другие аналогичные, тем нарушения более серьезные. Например, дети не могут решать задание по аналоги, потому что ее не видят. Каждое задание воспринимается как новое, его надо заново изучать, что значительно затрудняет процесс обучения и адаптации.

Третий критерий — критика и самоконтроль. Как в процессе работы, так и к результату своей работы. Чем более серьезные нарушения, тем критика и самоконтроль меньше.

Какие есть возможности у родителей и детей?

Говоря о системе помощи, можно условно выделить два основных подхода — медицинский и психолого-педагогический. Нельзя сказать, что какой то из них важнее или наоборот другой незначительный. Оба подхода необходимы, и применять их надо в системе в комплексе, чтобы они помогали друг другу, а не создавали дополнительных проблем. Родители всегда находятся в ситуации выбора — на что обратить свое внимание в первую очередь.

Например, есть проблемы с поведением ребенка. Медицина может снять фармакологией общую расторможенность, сделать его спокойнее, менее возбужденным. Но если перестараться, и успокоить излишне, то в таком состоянии и учится ему будет сложно. И более того — не будет у него никакого желания что-то учить.

Для примера – попробуйте на ночь выпить успокоительного, а потом ходить по дому и учить стихи. Вряд ли у вас получиться это сделать. Мотивация пропадет уже через 10 минут.

То есть на стыке сотрудничества обоих подходов будет наиболее эффективная работа по восстановлению функций. Безусловно необходимы оба подхода – и медицинской стороны и со стороны педагогики-психологии. Одни помогают медикаментами и процедурами. Другие учат — как взаимодействовать с людьми, как себя вести в социуме.

Как выбрать – по какой методике заниматься?

Первый критерий – доступность. Каждый выбирает тот метод, который есть у него в доступности. Пока не было интернета жителям крупных городов везло чуть больше, но сейчас с развитием средств связи – скайп, мессенджеры, соц сети, видеоканалы и т.д. в любом населенном пункте, в любой стране где есть сотовая связь или интернет есть возможность получить консультацию необходимого специалиста.

Второй – это тот метод, что дает наилучший результат. Тот, который работает. Вполне может так быть, что одна методика не даст результатов, зато другая дает.

Третий по порядку, но не по значению критерий – цели, которые ставят перед собой родители. Что они хотят получить в итоге. Это тоже влияет на выбор той или иной методики.

Кроме доступности, цены и эффективности. Есть еще один показатель – время. К сожалению, на все это нужно время. Время на обучение методикам, время на диагностику, время на занятия и т.д. Можно все отдать в руки специалистов. Но это потребует много средств, которых и так не всегда хватает

Родители и специалисты

Родители могут обратиться к специалисту за консультацией, а могут самостоятельно изучить методики в интернете, освоить и применять их. Благо в сети много материалов и сертифицированных и самодельных.

Так возник новый подход, в котором произошло разделение труда между родителями и специалистами.

Специалисты, которые уже потратили многие годы на освоение специальности. Они занимаются практикой, диагностируют детей и разрабатывают индивидуальные планы развития и работы с ребенком.

И родители, которые взяли на себя роль специалиста проводящего занятия с ребенком.

Таким образом родители получают квалифицированную диагностику своего ребенка, на основании опыта специалиста. Родители могут обратиться к самому продвинутому или хорошему по их мнению специалисту через интернет и получить онлайн-консультацию.

Провести диагностику своего ребенка, получить грамотное заключение, разработать со специалистом план работы с ребенком и получить инструкции по проведению занятий дома.

А сами занятия родители могут проводить своими силами. Благо все материалы дидактические и учебные пособия можно без проблем приобрести в интернете. В дальнейшем специалист по отчетам родителей ведет только корректировку занятий. Отмечает прогресс или наоборот фиксирует проблемы, и помогает родителю найти способ преодоления. Таким образом, родитель получает квалифицированную помощь в проведении занятий, и колоссальный объем занятий с ребенком.

Учитывая, что родитель получит принципы обучения, навыки, то он их сможет применять не только в рамках занятий, но и в обычной жизни, в повседневном общении со своим ребенком, и тогда работа по развитию ребенка плавно перейдет в обычную жизнь, и заполнит все время проведенное вместе с ребенком.

До встречи!

На связи был Андрей Шевченко

Записаться на консультацию и задать возникшие можно на странице сайта

Особенности логопедической деятельности в условиях инклюзивного образования

Было проведено множество исследований, касающихся развития детей с ОВЗ, которые показали, что практически все дети с ограниченными возможностями имеют проблемы с речевым развитием. Инклюзивное обучение предполагает оказание логопедического лечения, чтобы речевые дефекты были максимально скорректированы и ребенок мог обучаться и развиваться.

Коррекционная деятельность состоит из специально подобранной программы, включающей большое количество двигательных упражнений для всех групп мышц, имеющих различный характер и степень сложности. Логопедическая терапия направлена на развитие силы, работоспособности, пространственной ориентации, координации движений, подвижности суставов, развития контрольных и самоконтрольных способностей. Важное значение имеет индивидуализация образовательных и коррекционных программ и постепенное приобщение детей с ОВЗ к работе в общей группе с нормально развивающимися детьми.

Работа логопеда в инклюзивной среде образования имеет некоторую специфику:

  1. Для начала необходимо провести исследования, чтобы определить речевой дефект и его специфику. Это делается посредством применения специальных методик;
  2. Далее происходит составление индивидуальной программы, которая разрабатывается логопедом совместно с другими специалистами, исходя их специфики дефекта и индивидуальных особенностей;
  3. В обязанности логопеда входит создание стратегии по устранению причин неуспеваемости детей с ОВЗ;
  4. Логопеды проводят коррекционную терапию с детьми, имеющими различными отклонения в развитии с учетом индивидуальных особенностей личности ребенка, как положительных, так и отрицательных, необходимых для осуществления компенсации работы недоразвитых процессов;
  5. Наиболее дефективный речевой компонент находится в центре внимания логопеда;
  6. На разных этапах коррекционной терапии логопед может изменять свои целевые методические установки. Допускается опора на модульное планирование т.е. процесс обучения состоит их трех модулей: фонетическое речевое развитие, развитие лексики и грамматики, развитие способностей с анализу и синтезу звукового и слогового состава слова;
  7. Логопед должен организовать коррекционную работу, исходя из возрастной специфики обучающихся;
  8. Требуется применение творческого подхода логопеда, нестандартных методик и технологий, поскольку дети с ОВЗ отличаются наличием восприятия, внимания, памяти, мыслительных процессов, сенсорных способностей, слабой работоспособностью.

Логопедическая терапия может принести достаточно высокие результаты, если логопед тщательно выбирает материал занятий, наглядные пособия и подает его научно-обоснованным, профессиональным способом. Важно также, распределять грамотно время, уделяемого каждому этапу логопедической терапии и использовать современные информационные технологии в работе, позволяющие повысить эффективность логопедического воздействия.

Полезные ссылки и литература по теме

Для начала несколько суперполезных изданий, которые помогут повысить квалификацию воспитателя, педагога, логопеда и дефектолога. Это бумажные пособия:

  • Настольная книга педагога, работающего с ОВЗ. Знакомит с психолого-педагогическими портретами детей с особенностями. В основном, рассчитана на школьных учителей, но будет полезна родителям и воспитателям ДОУ.
  • Чрезвычайно важное пособие для коррекционного педагога – «ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ». Расскажет, в каком документе искать нужную информацию.
  • Сборник локальных нормативных актов, которыми регулируется обучение детей с ОВЗ по ФГОС. Приведенные документы можно использовать в качестве примеров, чтобы разработать адаптированную программу, приказ, рабочий план.
  • Методичка по работе с дошкольниками «Дети с ОВЗ в детском саду: особенности комплексного сопровождения». Очень хорошие отзывы о материале.
  • Пособие «Основы психокоррекционной работы с обучающимися с ОВЗ». Предлагает инновационные подходы в развитии инклюзивного образования, тема актуальная.

Есть менее важная, но не менее интересная литература. Для тех, кто уже немножко в теме и пытается вникнуть поглубже, могу посоветовать еще несколько изданий:

  • На важную тему тьюторов в школе. Методичка «Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях инклюзии».
  • Пособие для организаторов культурных мероприятий в детсаду – «Праздники и досуги для дошкольников с ОВЗ».
  • Для логопедов и дефектологов – «Песочные игры для развития математических представлений у детей с ОВЗ». Поможет не только совладать с математикой, но и развивать речь.
  • Пособие «Альтернативная коммуникация в обучении детей с ОВЗ». Рассказывает, когда и кому из деток нужны альтернативные и дополнительные методы общения, как их применять.
  • На ту же тему – рекомендации по альтернативным коммуникациям от других авторов.
  • Пара книжек по сопровождению семьи ребенка с ОВЗ – одна и вторая. Родителей надо сделать активными участниками образовательного процесса.
  • CD-диск с вебинаром в помощь педагогам-психологам. Имеет сложное название «Социально-коммуникативное развитие детей с ОВЗ в соответствии с ФГОС как средство социальной адаптации». Учит оказывать социальное сопровождение, способствовать раскрытию личностного потенциала.

Четыре степени нарушения здоровья

В классификации Лапшина и Пузанова все структурировано, систему легко использовать. Почему – увидите ниже. Есть и другие классификации. Например, по Егоровой. Она предлагает особенности разделять по локализации на 3 вида: телесные (двигательные, хронические), сенсорные (слух, зрение), мозговые (речь, интеллект, психика). Такая классификация недостаточно подробна. И для особенностей одной локализации предлагает применять много разнонаправленных программ.

Особенность здоровья у ребенка младшего возраста можно отнести к одной из 4-х степеней тяжести:

  1. Легкие и умеренные поражения функций организма. Иногда детям с первой степенью дают инвалидность. Но при должной реабилитации у них есть возможность восстановиться.
  2. Патология значительна, соответствует 3-й взрослой группе инвалидности. Даже при интенсивной реабилитации функция организма до конца не восстановится.
  3. Поражения проявляются в значительной мере, функции и потенциал ребенка серьезно ограничены. Степень соответствует 2-й группе инвалидности у взрослых.
  4. Ребенок не может нормально функционировать в обществе. Патология не вылечится, реабилитация малоэффективна. При 4-й степени медики стремятся не допустить ухудшений.

Степень ОВЗ устанавливается медработниками. В ДОУ ребенок приходит со справкой от медкомиссии. И там, на основании диагноза и имеющихся ресурсов, решают, смогут ли принять ребенка, подходят ли для него условия.

Можно еще упомянуть трехзвенную шкалу ограниченных возможностей. С ней следует ознакомиться, чтобы понимать терминологию. Британский минздрав придумал классифицировать ОВЗ по ступеням:

  • Недуг – утрата либо аномалия (функции, физиологической или психологической структуры).
  • Дефект – потеря возможности действовать так, как могут остальные люди.
  • Недееспособность (инвалидность).
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: