ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В РАБОТЕ ВОСПИТАТЕЛЯ С ДЕТЬМИ С ОНР.


Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе

Библиографическое описание:

Подкохо, Ю. А. Дидактическая игра как средство эффективной коррекции речевых нарушений детей в начальной школе / Ю. А. Подкохо. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2017. — № 3 (13). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/61/2395/ (дата обращения: 29.08.2020).


Одной из важнейших задач деятельности школьного логопеда с младшими школьниками, имеющими различные виды речевых нарушений в совокупности с комплексными нарушениями психоречевого развития, является коррекция и формирование связной речи. Это имеет ярко выраженную актуальность в связи с тем, чтобы как можно большим количеством профилактических, методических и дидактических средств осуществлять преодоление системного речевого недоразвития, снижения познавательной активности и задержки познавательного развития детей, целью которого является эффективная и продуктивная образовательная деятельность в школе. В настоящее время общее количество детей с нарушениями речи и психоречевого развития возрастает, что оказывает специфическое воздействие на совершенствование технологий логопедической деятельности в образовательном учреждении. Это ставит перед педагогом-логопедом определенные задачи поиска путей логопедической помощи, которая позволила бы добиться быстрого и устойчивого коррекционного эффекта.

Ключевые слова: младший школьный возраст, коррекция речевых нарушений, дидактическая игра, логопедическая деятельность, методологические основания использования дидактических игр, профилактика и устранение речевых нарушений и психоречевого развития

One of the most important tasks of the activity of the school speech therapist with junior schoolchildren who have different types of speech disorders in conjunction with complex disorders of psycho-speech development is correction and formation of coherent speech. It has a pronounced urgency due to the fact that as much as possible of preventive, methodical and didactic means to overcome the systemic speech underdevelopment, reduce cognitive activity and delay the cognitive development of children, whose goal is effective and productive educational activities in the school. At present, the total number of children with speech and psycho-speech disorders is increasing, which has a specific impact on the improvement of speech therapy technologies in an educational institution. This puts the speech-therapist pedagogue in the task of finding ways of logopedic help, which would allow a quick and sustainable corrective effect.

Keywords: junior school age, correction of speech disorders, didactic game, logopedic activity, methodological grounds for using didactic games, prevention and elimination of speech disorders and psycho-speech development

По данным теоретических и статистических данных, у достаточно большого количества детей младшего школьного возраста сохраняются различные речевые нарушения, влекущие за собой задержку психического развития и усугубляющие познавательное развитие, необходимое для успешного обучения в начальной школе [2].

Словарный запас таких школьников достаточно беден, а необходимые навыки связной речи в большинстве случаев отсутствуют. Это препятствует не только эффективной учебной деятельности таких детей, но и их самовыражению в школьной среде, основной причиной чего является скудный арсенал языковых средств для выражения чувств, мыслей, оценочных суждений и несформированность навыков коммуникативного взаимодействия [5].

Достаточно большая часть данных проблем ложится в область деятельности школьного логопеда, которому предстоит не только добиться устойчивых коррекционных результатов в ходе логопедической помощи, но и ускорить их получение путем поиска эффективных средств педагогической деятельности, к которым относится и дидактическая игра [2; 3; 4].

Эффективность дидактической игры в коррекционной работе с младшими школьниками, имеющими речевые нарушения, велика. Она позволяет педагогу-логопеду отойти от трафаретного шаблона и мотивировать активную деятельность детей благодаря тому, что в данном школьном периоде у ребенка игровая деятельность еще позиционируется как ведущий вид деятельности.

Как известно, работа педагога-логопеда в начальной школе может достаточно продуктивно оптимизировать образовательную деятельность обучающихся путем решения в ходе применения дидактических логопедических игр таких задач как:

− формирование первичных учебно-организационных навыков (например, игра «Доверие» на установление положительного контакта логопеда и школьника, школьника и школьника, логопеда и группы школьников, направленная на подготовку рабочего места и проходящая в вопросно-ответной форме);

− эффективное развитие движения органов артикуляции и формирование дифференцированного движения органов артикуляционного аппарата (для решения данной задачи могут применяться различные виды дидактических игр, обеспечивающих дальнейшую эффективность занятия: игровые артикуляционные и речевые зарядки);

− прогрессивное развитие навыков речевого дыхания (здесь для детей могут быть предложены игры-пропевания и распознавания — например, «Птичка», а также игры на образовании уменьшительно-ласкательных форм имен существительных (с пропеванием изучаемых гласных) — например, птичка — пти-и-и-чечка, коза — ко-о-о-зочка и т. п. или игры на употребление в речи предлогов (на, с, в, из) со словами уменьшительно-ласкательной формы с пропеванием изучаемых гласных — например: с ко-о-о-тиком, из до-о-о-мика, на ли-и-и-истике и пр.);

− эффективное развитие способности узнавать и различать звуки по высоте и силе, а также продуктивно дифференцировать речевые и неречевые звуки (например, коллективная игра «Эти веселые животные»);

− формирование навыков безбоязненного общения в среде школьников без отклонений в речевом развитии (здесь результативными будут дидактические игры, в которых тесно присутствует контакт между детьми и решается задача установления коммуникативного контакта; данные игры могут проводиться в парах, группах, командах; при решении данной задачи хорошо зарекомендовали себя интегративные дидактические физкультурно-оздоровительные игры, в которых ребенок может проявить эмоциональную раскованность, активность; такие игры хороши использованием специфических речевок, подбадривающих междометий на произнесение необходимого звука или звуков, а также формированием способности быстро устанавливать контакт для достижения коллективной цели);

− использование коммуникативного общения детей с нарушениями и без нарушений речи в качестве совершенствования функции доверительного общения в условиях образовательной интеграции и мн. др. (здесь педагог-логопед может использовать игры, которые будут интересны и полезны и детям с нарушением речи, и обычным школьникам; как правило, такие дидактические игры используются для различных досуговых мероприятий или при организации работы в летних оздоровительных лагерях).

Эффективность и продуктивность решения коррекционных задач школьного логопеда в работе с младшими школьниками через дидактическую игру очевидна и необходима, так как психолого-педагогическое сопровождение логопедической деятельности нуждается в использовании игровых приемов гораздо более, чем другие воспитательные и профилактические мероприятия [1; 2].

Дидактическая игра в деятельности школьного логопеда может быть использована в самых различных сферах деятельности школьников с нарушениями речи: это могут быть и специализированные занятия, и определенные режимные моменты, и работа, осуществляемая в контексте досуговых мероприятий, игры на воздухе, физкультурно-массовые мероприятия и праздники, узконаправленная коррекционная деятельность и т. д.

Дидактическая игра может быть использована и в контексте инновационных педагогических технологий, к которым могут быть отнесены такие как:

− технология имитационного использования репродуктивной речи в процессе дидактической игры, которая позволяет эффективно формировать умения и навыки связных речевых высказываний в контексте развития коммуникативной компетенции младшего школьника путем использования в игре обобщения представлений о предметном содержании, логико-смысловой и структурно-композиционной организации речевого сообщения, текста, высказывания (Дидактические игры-имитации на развитие слухового внимания и восприятия на речевых и неречевых звуках — например, речевой звук — понимаем одну руку, неречевой — поднимаем две руки: работа в парах с детьми-помощниками или физкультурная пауза «Повтори движение», в основу которого может быть положен любой, желательно стихотворный текст в зависимости от вида нарушения и постановки коррекционной задачи);

− технология наглядного моделирования в игре, позволяющая реализовать формирование умений и навыков планирования и программирования речевого сообщения, теска, высказывания путем опоры и контроля посредством наглядных объектов; это позволяет младшему школьнику с нарушением речи и психоречевого развития производить в ходе дидактической игры анализ предмета речи, а также наглядно отразить и выстроить структуру сообщения, текста или высказывания, отобразив компоненты предметного содержания, к которым принято относить денотативную структуру, предикативные связи и отношения (например, дидактическая игра с предметом «Предложи словечко», в которой педагог-логопед по очереди бросает мяч обучающимся, участвующим в игре, называя при этом определенный звук. Школьники должны вернуть мяч при условии, что назовут слово, в котором данный звук встречается: слышу «о», бросаю мяч, говорю «сло-о-он»);

− технология системного комплексного подхода, которая предполагает организацию и проведение дидактической игры совместно с деятельностью других специалистов, которыми могут быть и педагогии изобразительного искусства, и дефектолог, и преподаватель физической культуры, и психолог и т. д.; к организации коррекционной деятельности в ходе применения дидактических игр могут быть привлечены также и родители, в окружении которых возможна реализация в ходе дидактических игр освоенных ими приемов коррекционного и образовательно-развивающего воздействия (в контексте данной технологии могут быть использованы дидактические игры, интегрированные в образовательной процесс любой учебной дисциплины, например, иностранный язык в начальной школе и логопедическая помощь:

Педагог называет звук [о]. Ученики по очереди возвращают мяч, подбирая слова с данным звуком: uncrayon, unbonbon, ungarçon, unballon, Слова в игре повторяться не должны.

Или

Игровой прием-имитация «Скороговорка»

Ric, rac, roc

Bonjour, petit coq

Lecoqrepond: cocorico

Игровой прием рассчитан на повторение скороговорки за педагогом с целью закрепления словарного запаса слов, характеризующимся наличием определенного звука);

− технология моделирования коммуникативных ситуаций, которая может быть применена в контексте любой вышеуказанной технологии и направлена на организацию активной деятельности младших школьников с нарушениями речи, в ходе которой педагог-логопед создает игровые условия для ориентации детей во всевозможных ситуациях коммуникативного взаимодействия; в контексте данной технологии очень хорошо зарекомендовали себя коллективные и командные виды организации дидактических игр.

Таким образом, видим, что коррекционный потенциал дидактической игры велик. Использование дидактических игр в работе школьного логопеда позволяет не только эффективно устранить речевой дефект, но и произвести положительные изменения в психической сфере младшего школьника, предотвратив проявление нежелательной возбудимости, раздражительности, апатичности, заторможенности, ущемленности и пр. Дидактическая игра, осуществляемая путем включения детей с нарушениями речи в обычную образовательно-воспитательную среду школы, является прекрасным средством адаптации ребенка и его успешной учебной деятельности.

Литература:

  1. Гайнанова А. С. Причины неуспеваемости младших школьников и некоторые пути их коррекции / А. С. Гайнанова // Вестник Башкирского университета. — 2009. — № 1. — Том 14. — С. 310–312.
  2. Глухов В. П. Коррекционная работа по формированию навыков связной речи у детей с нарушениями речевого и познавательного развития / В. П. Глухов // Среднее профессиональное образование. — 2014. — № 10. — С. 19–24.
  3. Ефремова О. Г. Насущные вопросы логопедической помощи в начальной школе / О. Г. Ефремова // Филология и культура. — 2014. — № 3 (37). — С. 283–287.
  4. Поваляева М. А. Дидактический материал по логопедии [Электронный ресурс] / М. А. Поваляева. — Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс». — 2002. — Режим доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=9
  5. Сунагатуллина И. И. Развитие речевой деятельности детей с нарушениями речи / И. И. Сунагатуллина // Инновационная наука. — 2016. — № 2–4 (14). — С. 124–126.

Основные термины
(генерируются автоматически)
: дидактическая игра, нарушение речи, школьный логопед, игра, логопедическая деятельность, школьник, коммуникативное взаимодействие, логопедическая помощь, младший школьный возраст, начальная школа.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: