Дисграфия и дислексия у учащихся начальных классов


Планирование работы по коррекции оптических нарушений

  • Развитие и формирование пространственных и временных представлений.
  • Развитие конструктивного праксиса.
  • Развитие мнестических представлений.
  • Развитие графомоторных навыков и умений.
  • Развитие навыка звукобуквенного анализа и синтеза.
  • Дифференциация смешиваемых букв.
Вид дисграфии Ошибки Пути коррекции
Оптическая дисграфия.
— литеральная дисграфия.

— вербальная дисграфия.

1. Нарушение пространственного расположения букв.
2. Зеркальное написание букв.

3. Пропуск и замены элементов букв:

О-а, и-у, ы-и-а, ы-ь, х-ж, к-н, л-м, п-т, П-Т-Г-Р, и-ш, ш-щ-ц, б-д, в-д,

4. Нарушение узнавания и воспроизведения букв, даже изолированных.

5. Искажения при написании слов, замены букв оптического характера.

1. Развитие зрительного восприятия и узнавания (гнозиса) цвета, формы, и величины букв.
2.Уточнение и расширение объёма зрительной памяти (мнезиса).

3.Формирование пространственного восприятия и пространственных представлений.

4. Развитие зрительного анализа и синтеза.

5. Развитие конструктивного праксиса.

6. Дифференциация смешиваемых при чтении букв (изолированно) в слогах, словах, предложениях и связном тексте.

Причины ошибок:

  • трудности в различении правой и левой руки, несформировавшаяся латерализация;
  • нарушения умения определять направления в пространстве (справа, слева, вверху, внизу, сзади, впереди, между);
  • нарушение зрительного восприятия;
  • дефекты зрительного внимания и памяти;
  • трудности конструирования, т.е. собирания из отдельных частей картинок, букв, геометрических фигур (конструктивный праксис);
  • трудности в запоминании и повторении последовательности движений (пересчёт пальцев, проба «кулак-ребро-ладонь» и др.)

Предупреждение и устранение оптической дислексии и дисграфии.

І. Формирование зрительного гнозиса (восприятия и узнавания).

— Развитие восприятия и цвета.

— Развитие восприятия и формы.

— Развитие восприятия размера и величины.

Рекомендуются задания:

  • назвать контурные изображения предметов;
  • перечёркнутые контурные изображения;
  • выделить контурные изображения, наложенные друг на друга;
  • задания на узнавание букв (найти букву среди ряда других букв, назвать или написать буквы, обвести контуры букв, добавить недостающий элемент).

ІІ. Развитие зрительной памяти.

Игра «Чего не стало?»

На столе раскладывается 5—6 предметов, картинок, которые дети должны запомнить. Затем убирается незаметно одна из них. Дети называют, чего не стало.

Игра «Что изменилось?»

Логопед раскладывает 4—6 картинок, дети запоминают последовательность их расположения. Затем логопед незаметно меняет их расположение. Ученики должны сказать, что изменилось, и восстановить первоначальное их расположение.

ІІІ. Формирование пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза.

— Ориентировка на собственном теле (правые и левые)

— Ориентировка в окружающем пространстве (сбоку, спереди, напротив).

— Дифференциация правых и левых частей предмета.

— Работа с предлогами, обозначающими пространственные отношения.

— Анализ графических изображений и букв, составляющих их элементы.

Как понять, что у ребенка дисграфия?

По своей сути, дисграфия – это достаточно распространенный логопедический дефект, при котором нарушается письменная речь. Данное отклонение диагностируется практически у 30% учеников. Наличие патологии у младших школьников связано с недостаточной зрелостью психической системы, а также с отсутствием согласованности в функционировании мозговых долей, которые отвечают за восприятие информации и мелкую моторику рук.

Наиболее часто наличие дисграфии обнаруживается именно в начале школьного обучения, когда происходит целенаправленное освоение данных навыков. В прописях ребенок делает фонетические ошибки различного характера.

Например, не различает схожие по звучанию буквы («з» и «с», «ж» и «ш», «т» и «д»), добавляет лишние или пропускает необходимые («весена» вместо «весна», «трлка» вместо «тарелка»), пишет слитно слова и проч.

На первых порах, просматривая работы такого ученика, преподаватель может сделать вывод о его лени, безответственности или неграмотности. Однако причина кроется гораздо глубже. Такие дети старательно относятся к поставленной задаче, однако, в силу определенных причин, не могут справиться с правильным написанием слов.

Например, если сравнить ошибки двух учеников в написании слова «предложение», то ребенок с простым незнанием грамматических правил напишет «придложение», а малыш с дисграфией – «бретлошение». В таких нюансах и просматривается наличие данной патологии.

Более того, как правило, дисграфики пишут очень неаккуратно и криво. Как бы они не старались, им не удается успевать за более быстрыми одноклассниками, что становится причиной постоянной раздражительности, недовольства, подавленного настроения и пониженной самооценки. При этом довольно часто дисграфия дополняется дислексией (сложностями с чтением) и речевыми нарушениями.

Общая информация о дисграфии и причины возникновения заболевания

Дисграфия — это специфическое нарушение письма. Наиболее часто оно встречается у несовершеннолетних. Виды дисграфии, которые могут встречаться у детей, характеризуются проблемами при овладении навыками письма. Такое заболевание возникает у ребенка при нормальном развитии интеллекта. Многие родители не сразу осознают, что у ребенка присутствует нарушение. Они нередко принимают его за недостаточный уровень знаний.

Нарушение (все виды дисграфии) не возникает самостоятельно. Оно может сопровождаться иными заболеваниями. К ним можно отнести дислексию, общее недоразвитие речи или задержку психического развития. Ребенок с дисграфией совершает одни и те же ошибки. Они обусловлены не до конца сформированной высшей психической деятельностью, которая принимает участие в процессе письма. Виды дисграфии, которые встречаются у детей, доставляют им множество проблем, из-за которых они с трудом овладевают письменной речью. Ребенка, который имеет данное нарушение, непросто научить читать.

Точную причину возникновения заболевания определить достаточно трудно. На формирование данного нарушения влияет множество факторов. К одному из них можно отнести неравномерное развитие полушарий головного мозга. Существует мнение, что виды дисграфии и дислексии возникают в связи с генетической предрасположенностью. Такое нарушение также нередко возникает у детей, которые живут в двуязычных семьях.

Известны следующие комплексные причины возникновения заболевания:

  1. Низкий уровень интеллекта. Известно, что для того, чтобы научиться читать и писать, ребенок должен иметь хотя бы средний уровень развития. В ином случае могут возникнуть трудности с восприятием устной речи и запоминанием написания букв.
  2. Трудности с установлением последовательности. В таком случае ребенок не может понять правильное расположение букв в слове. Он либо пишет медленно и правильно, либо спешит, но допускает при этом множество ошибок.
  3. Невозможность обработать зрительную информацию. В таком случае ребенку трудно читать. Он не может быстро проанализировать то, что видит.

Нередко виды дисграфии (нейропсихология об этом говорит) возникают у детей, которых родители начинают обучать грамоте, не обращая внимания на их психологическую неготовность. Нарушение может формироваться после травмы головного мозга. Заболевание может также быть врожденным. Нередко к причинам можно отнести нечеткость и неправильность речи окружающих.

Разные виды ошибок дисграфии могут наблюдаться и у взрослых. Нарушение может возникнуть после перенесения черепно-мозговых травм, инсультов и некоторых хирургических операций.

виды дисграфии

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: