Задание 1. Игра «Поймай звук». Цель: выделение звуков из ряда звуков, слогов, слов.

Среди многообразия речевых дефектов у детей и взрослых, чаще всего встречается нарушение звукопроизношения. Самыми частотными являются дефекты произношения сонорных звуков, таких как [р], [рь]. Нарушения в произношении звуков могут быть пропуском, заменой, искажением и смешением. Процесс коррекции происходит поэтапно и зависит от формы нарушения. Выявить форму дефекта поможет учитель — логопед. При обследовании речи, ребёнку будут предлагаться повторения слов за логопедом. Специалист на слух сможет определить форму ротацизма и индивидуальный план коррекции.

Упражнения и приемы для постановки звука Р у детей

упражнение повтори за мной
Упражнение «Повтори за мной». Предложите ребёнку взять в руки зеркало, смотреть на свой язычок и «порычать» как тигр. Следует контролировать вибрацию передней части языка. Важно, не допустить формирование горлового произношения звука. В случае использования подражательного метода, родителям помогут видеозаписи логопедических занятий, которыми насыщен интернет. Причины, по которым может не получится полноценный звук, это слабость воздушной струи и неправильное положение языка во рту. В таком случае необходимо вводить упражнения на формирование воздушной струи и комплексы артикуляционной гимнастики для верхнеязычных звуковых укладов. Предложите ребёнку выполнить упражнение «парус» — язычок упирается за верхние зубы, рот улыбается. Упражнение «лошадка» — цоканье языком без движений нижней челюсти. Упражнение «грибок» — присасывание широкого язычка к твёрдому нёбу, удерживание на протяжении 5 секунд. Для формирования направленной воздушной струи подойдут упражнения с губной гармошкой, надувание шариков, сдувание комочка ваты со стола, водные игры в ванной «надуй паруса» (с игрушечным корабликом).

Упражнение «Пулемёт». Предложите ребёнку «порычать» с закрытым ртом. Если у него получается произнести правильный, не горловой звук [р], значит есть возможность сформировать полноценный уклад. При этом слышится глухое рычание. Попросите ребёнка произносить звук, постепенно открывая рот. Следите, чтобы язычок устанавливался за верхние, а не за нижние зубы. Основной трудностью будет сформировать верхнюю позицию языка. На помощь придёт та же артикуляционная гимнастика.

Успешная постановка звука не окончательный этап работы. Следует закрепить получившийся успех. Сначала звук закрепляется в свободном, раскатистом рычании, далее в слогах, словах и фразах. После закрепления твердого варианта можно переходить к работе над мягким звуком [рь], так как он требует более тонких мышечных движений. Работа над мягким вариантом также начинается с постановки изолированного «мягкого рычания», далее звук закрепляется в свободной речи.

Постановка звука [р] при замене (параротацизме). В данном случае звук [р] заменяется на более простые звуки, доступные ребёнку: [в], [ль]. Такой дефект хорошо различается на слух не только специалистами, но и другими людьми. Родители легко могут вычислить данную форму нарушения. Как привило, методика работы в данном случае не отличается от постановки при пропуске звука. Так как замена и пропуск относятся к простым формам нарушения. Постановка начинается с формирования уклада звука и формирования воздушной струи. Можно в дополнении использовать упражнения для шипящих групп звуков: «чашечка», «качели», «маляр». Постепенно сформированный звук [р] вытеснит заменяемый его звук и встанет в речь. Следующие этапы работы будут включать закрепление звука и введение его в речь.

Виды согласных звуков

Все существующие согласные можно разложить на несколько групп.

Поиграем?

Чтение скороговорки помогает нам увидеть особенности звучания согласных. Произнесите, что слышим?

  1. Тише, мыши, не шуршите, у пушистой кошки не пищите.(Шуршит звук «ш»)
  2. Маме Маня помогала, много мыла, размыляла. (Звуки звенят)
  3. Рыкнула рысь — ребята врозь. (Рычащие звуки)
  4. Тетя Тате песню тянет, только день настанет. (Звучит мягко и приглушенно).

Как мы заметили, то все согласные буквы звучат по-разному. Поэтому их называют примерно также: шипящие согласные и звонкие. Такая группа согласных, которые звучат глухо: п, с, т, к, их называют глухими согласными. Данные звуки отличаются шумом и способом произношения.

В русском языке существует девять особенных звуков, которые нужно запомнить, их назвали сонорными: [м], [м’], [н], [н’], [л], [л’], [р], [р’], [й’].

При проговаривании сонорных встречается преграда, но на короткое время. Звук произносится без шума – звонко.

При образовании шумных согласных появляется тот или иной шум, когда поток воздуха встретил преграду во рту. Звонкие и глухие согласные отличаются звучанием, как мы заметили выше.

При наличии или отсутствии голоса некоторые согласные имеют пары. В русском языке существует 12 пар согласных звуков, звучащих глухо и звонко в различных словах:

Представленные выше согласные называем: парные согласные.

Оставшиеся согласные называем: непарные. К ним относятся сонорные, а также звуки:

[ц], [ч’], [х], [х’].

Задание: составление слов из гласных и согласных

Какие слова можно составить из этих букв?

  • П, а. (папа)
  • Д, м, о (дом)
  • Л, п, а (лапа).

Задание

Вам нужно вставить пропущенный согласный.

  • Пру… (прут).
  • Вес…а (весна).
  • Дере…о (дерево).
  • …олоток (молоток).
  • Сто… (стол).

Способ постановки звука при искажении фонемы

Постановка фонемы [р] при искажении. Эта форма нарушения наиболее сложна при коррекции. Здесь родителям не обойтись без помощи учителя-логопеда. Индивидуальные занятия по постановке звука [р] проводятся один или два раза в неделю. Частотность занятий определяется логопедом. Выделяются основные виды искажения:

  1. Горловое, при котором звук [р] произносится как во французском языке. Образуется звук вследствие вибрации мягкого нёба, а не кончика языка.
  2. Носовое искажение образуется за счет выхода воздушной струи через нос, вибрация языка отсутствует. На слух искажение звучит как сочетание «нг».
  3. Боковое искажение происходит из-за вибрации боковой части языка, при этом слышится сочетание «рл».
  4. Губное искажение («кучерское») образуется за счёт вибрации губ ребёнка, язык пассивен, не участвует в произношении.
  5. Одноударное искажение характеризуется недостаточной вибрацией языка. Звук становится похожим на английское «р».
  6. Щёчное искажение формируется за счёт вибрации щёк, язык пассивен, как и при губной форме.
  7. Увулярное искажение происходит при вибрации увулы (мягкого язычка).

звук Р
На первом этапе проводится полное логопедическое обследование артикуляционной системы. Частой причиной формирования искажений является укороченная подъязычная связка. Многие специалисты советуют при этом провести подрезание связки с целью улучшения двигательной функции. Но хирургическое вмешательство будет болезненным для ребёнка и повлечёт долгий период заживания. Растянуть подъязычную уздечку возможно средствами артикуляционной гимнастики.

Упражнение «Гармошка». Проводится при успешном освоении упражнения «грибок». Попросите ребёнка «присосать» язычок к твердому нёбу, затем постепенно открывать и закрывать рот, оставляя язык наверху. В первые разы ребёнок будет чувствовать дискомфорт или боль от натяжения связки. Упражнение проводится постепенно, без резких растягиваний. Уздечка будет растягиваться, и язык станет подвижнее. В случаях слишком короткой и плотной уздечки период растягивания может занять не один месяц. Упражнения следует выполнять по 10-15 минут в день.

Далее следует включать в занятия артикуляционные и дыхательные упражнения указанные ранее. На данном этапе работы важно сформировать правильный уклад звука.

Звук a (различные варианты с открытым и закрытым слогом)

  • hate hat ate at fate fat skate scat rate rat Nate Nat
  • crane crayon grain gran rain ran lane LAN mane man stain Stan
  • made mad raid rad paid pad laid lad aid ad fade fad
  • The faded fad of aiding bad fat hateful Stan stains society like crayon on the side of a crane.
  • I hate the hats that Nate and Nat wear at eight o’clock in their paid pad.
  • The rain ran through gran’s grain, down the lined lain, and through the man’s mane of hatless hair.

Постановка звука Р поэтапно логопедом у детей

Логопедический массаж для постановки звука [р]. Он применяется при нарушениях движений мышц языка. Массаж проводится специальным стерильным инструментарием: логопедическими зондами. Проводить массаж должен только учитель — логопед, так как необходимо знать, что вид массажа зависит от нарушения двигательных функций мышц. В одних случаях необходим расслабляющий массаж, а в других тонизирующий.

Смешение звука [р] проявляется постоянными заменами на другие звуки. При этом фонемы [р] и [рь] произносятся изолированно правильно. Ребёнок может порычать, но, произнося слова с данными звуками, постоянно заменяет их на другие фонемы. Данное нарушение свидетельствует о недоразвитии процессов фонематического слуха. Такая форма нарушения предполагает закрепление звуков [р] и [рь] в речи, и развитие фонематического слуха.

Признаки твердости и мягкости согласных звуков

Твердость или мягкость согласных зависит от звучания, положения языка.

При проговаривании мягких звуков([б’], [в’], [д’], [з’] и др.) мы слышим более нежное звучание, за счет небольшого движения языка вперед. По артикуляции это особенно заметно. Скажите мягко: «Ть». Что происходит? Ответ: рот двигается в полуулыбке.

При звучании твердых согласных ([б], [в], [д], [з] и др.) язык остается на месте.

Таким образом, можно выделить пятнадцать пар согласных, которые называются парными или непарными звуками по твердости и мягкости.

А вот согласные [ц], [ш], [ж] – всегда твердые и пары не имеют. Как и всегда мягкие звуки: [ч’], [ш:’], [й].

Особенным является звук [й’], он не только не имеет пары, но и по произношению похож на гласный. Но мы должны запомнить, что он является мягким согласным звуком.

Твердым или мягким является звук? И от чего зависит, будет согласный твердым или мягким? Дорогие ребята, наши мышата по заданию кота Леопольда сочинили правила в стихах, чтобы легче было запомнить, когда звук остается твердым, а когда становится мягким.

Твердый или мягкий?

  1. Мы откроем вам секрет,

Чтобы мягкость рассмотреть,

Нужно вам произносить,

И послушать, как звучит!

  1. Мягкий звук шепнем на ушко,

Он приятный, как подушка.

Твердым произносим звук,

Слышим молоточков стук.

  1. Чтобы мягкость усмотреть,

Надо гласный разглядеть.

Перед е, ё, ю, и, я —

Мягкий слышится всегда!

  1. Всегда твердыми бывают:

Ж, ш, ц – запомни правило.

  1. Если видишь мягкий знак,

Согласный в транскрипции

Мы пишем так: [тен’].

  1. Буквы ч, щ, й: надо знать,

Всегда мягкими писать.

  1. Ы, о, у, а, э – такие гласные,

Что твердыми оставят согласные.

Задание

Найдите мягкие согласные звуки в словах: моль, долина, мышь, день, плюс, лето, велосипед, лимон, сила, тень, билет, сеть, белка, кустик, листок.

Ответ:моль, мышь, день, плюс, лето, велосипед, лимон, сила, тень, билет, сеть, белка, кустик, листок.

Постановка звука р при горловом произношении и конспект по самостоятельной тренировке

Игра «Путаница». Попросите ребёнка произнести вслед за вами цепочку слогов со сходными звуками: ра-ла-ра, ва-ра-да. Следите за правильностью повторения. Поправляйте ошибки.

Игра «Поймай звук». Предложите ребёнку послушать ряд звуков и хлопнуть в ладоши, услышав звук [р]: к, р, л, с, м, р, з, д, р. Далее упражнение повторяется на слогах и словах, содержащих эти звуки. Произнося звуки, выделяйте их голосом, чтобы малышу было легче на первых этапах обучения.

Игра «Звук потерялся». Предложите малышу послушать слова и определить есть ли в них звук [р] или [рь]. Если звук «живёт» в этом слове, то ребёнок хлопает в ладоши или поднимает вверх руку.

Важным этапом в формировании произношения звуков [р] и [рь] является автоматизация и дифференциация поставленных звуков. Автоматизация представляет собой закрепление звуков и введение их в речь. Не закрепленные звуки легко могут потеряться, и нарушение вернётся вновь. Закрепление происходит в несколько этапов: автоматизация в слогах, в словах, в предложениях и в текстах. Правильно подобрать речевой материал поможет учитель-логопед.

Дифференциация также важна при ротацизме и параротацизме, в вариантах замены и смешения звуков. Этот этап поможет развить фонематический слух и точнее отличать сходные по звучанию фонемы.

Постановка звуков [р] или [рь] зависит от формы нарушения. Способы постановки различны. Важным при постановке звуков является принцип постоянства и системности. Занятия следует организовать еженедельно или чаще, исходя из совета логопеда. Родителям необходимо соблюдать рекомендации логопеда по организации артикуляционной гимнастики и прочих упражнений дома. Основные этапы формирования речевого уклада: постановка, автоматизация и дифференциация звука. Заниматься следует в игровой форме, повышая интерес к речевым играм. Постановка звуков [р] и [рь] у взрослых подчинена тем же принципам, что и у детей. В данном случае осложняется этап закрепления звука, так как речевой уклад у взрослых людей сформирован. Постановка и закрепление звуков в речи взрослых людей занимает больше времени, чем у детей. Автоматизация звука требует самоконтроля и терпения со стороны обучаемого. При соблюдении правил результат не заставит себя ждать!

Что такое оглушение и озвончение согласных?

В русском языке иногда звонкие согласные слышатся как глухие. Они оглушаются в конце слова. Вот, например, в слове: «резь», вместо звука [з] мы слышим [с ‘], а в слове «зуб», на конце слышится [п]. Такое явление называется – оглушение согласного.

Это происходит так: на место звонкому приходит парный глухой согласный.

Изменение звука происходит также в тех в ситуациях, когда глухой и звонкий находятся рядом. Так следующий звук воздействует на предыдущий звук. Например, в слове «лодка». Наблюдаем и слышим при произнесении: лó[тк]а лодка (чередуется [д]- [т] перед глухим).

В тень на картинке раздельно. Больше не вижу J

Мы увидели, как звук становится глухим. Но не все так просто. В русском языке все может быть наоборот! Тогда мы вместо глухого звука слышим звонкий. Например, произнесите слово: просьба, что слышим? Ответ: прó[з’б]а (вместо [с’] слышится [з’], а стоит он перед звонким «б». Таким образом, происходит озвончение согласного из-за последующего звонкого согласного.

Ребята, а знаете, что это очень интересное слово? Такое явление называют — «ассимиляцией», уподоблением.

Знание этой темы поможет нам писать грамотно. Ведь часто мы пишем так, как слышим, но допускаем много орфографических ошибок.

Чтобы написать слово верно, нужно подобрать проверочное слово. Например, произнесите слово «дуб». На конце слова звонкая «б» оглушается. Слышим «п» и также пишем: «дуп», а это неправильно. Что делать? Измените слово, поставьте множественное число: дубы. Теперь звук «б» слышится отчетливо, значит и в слове необходимо писать «б»: дуб. Или на стыке согласных слышим в слове «низко» — ни[с]ко. Проверяем, изменяя слово: низко-низок, теперь «з» слышится отчетливо. Мы пишем: низко.

Помимо знания темы: оглушение и озвончение согласных, необходимо выучить словарные слова, которые не всегда подчиняются правилу. Запомни эти слова, они находятся в конце учебника, в разделе: «Пиши правильно».

Шарада по русскому языку

Ребята, значение слова может меняться всего лишь из-за одной буквы!

Посмотрите, какое значение у слов, которые различаются одним согласным звуком?

  • Прут-пруд
  • Дом-том
  • Марш-март
  • Торты –шорты.

Ответ

  • Пруд – озеро, прут – тонкая ветка.
  • Дом – жилье, том – часть книги.
  • Марш – способ хождения или музыка, март – весенний месяц.
  • Торты – кондитерские изделия, шорты – одежда.
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: