Дислексия — что это такое?


Дислекси́я

(от др.-греч. δυσ- — приставка, означающая нарушение, и λέξις — «речь») — избирательное нарушение способности к овладению навыками чтения и письма при сохранении общей способности к обучению. Исторически сложилось, что в большинстве европейских стран в понятие «дислексия» включают все проблемы, связанные с письменной речью:

  1. проблемы с овладением навыком чтения;
  2. проблемы с овладением навыком письма;
  3. проблемы с грамотностью;
  4. проблемы с овладением арифметикой;
  5. проблемы, связанные с нарушением моторики и координации;
  6. проблемы с поддержанием внимания.

Российская логопедия рассматривает все эти проблемы по отдельности, не связывая их между собой, как:

  1. дислексию,
  2. дисграфию,
  3. дизорфографию,
  4. дискалькулию,
  5. диспраксию,
  6. СДВ(Г),

соответственно.

Существует ещё один вид дислексии — дислексия букв

(лат. dyslexia litteris). Проявляется при наборе текста в виде нарушения последовательности рядом стоящих букв. Систематически проявление отследить невозможно: появляется только в словах, состоящих из более чем четырёх букв.

Описание[ | ]

В настоящее время существует несколько разных определений дислексии. Одно из них предложено Международной ассоциацией дислексии.

Дислексия — специфическая неспособность к обучению, имеющая нейрологическое происхождение. Характеризуется трудностями с точным или беглым распознаванием слов и недостаточными способностями в чтении и письме. Эти затруднения связаны с неполноценностью фонологических компонентов языка. Они существуют, несмотря на сохранность других когнитивных способностей и полноценные условия обучения. Вторичные последствия могут включать проблемы с пониманием прочитанного, а плохая техника чтения стоит на пути роста словарного запаса и образования в целом.

В 2014 году совет директоров IDA исключил из определения дислексии нейрологическое происхождение. Однако в 2020 вернулся к определению, принятому в 2002 году.

В России используются два подхода к определению дислексии. Один из них — педагогический. Ему соответствует определение, приведённое в учебнике логопедии[1]: «Дислексия — это частичное специфическое нарушение процесса чтения, обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера».

Другой подход — клинико-психологический. Определение, соответствующее этой научной позиции[2]: «Специфическими нарушениями чтения или дислексией называют состояния, основное проявление которых — стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения, несмотря на достаточный для этого уровень интеллектуального (и речевого) развития, отсутствие нарушений слухового и зрительного анализаторов и наличие оптимальных условий обучения. Основным нарушением при этом является стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов, составляющих функциональный базис навыка чтения».

Принято различать дислексию и трудности овладения чтением, вызванные другими причинами, такими, как умственная отсталость, дефекты зрения и слуха. Их называют ещё неспецифическими, или вторичными нарушениями чтения. Дислексию отличает от них стойкость и избирательность нарушений.

Термин «дислексия» обозначает сборную группу детей, имеющих трудности в разных компонентах чтения и письма. В соответствии с традициями англоамериканской клинической психологии диагноз «дислексия» подразумевает нарушения не только в чтении, но и в письме. В российской логопедии нарушения письма имеют самостоятельные наименования: дисграфия и дизорфография. Несмотря на то, что дислексия есть результат нейробиологических особенностей человека, она не считается психическим заболеванием.

Во многих других областях деятельности ребёнок может проявлять недюжинные способности. Он может отличаться в математике, физике, живописи или музыке.

Основные симптомы дислексии: чтение замедленное, по слогам или по буквам, угадывающее, с ошибками в виде замен или перестановок букв; понимание смысла прочитанного нарушается в разной степени.

Понятие

Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?

Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития. Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются. В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста. Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда. Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней. Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью. Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.

дислексия при письме

Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,

на данный момент сложилась такая ситуация, что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.

Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением.

Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы

Можно выделить несколько форм дислексии.

  • Фонематическая
  • Аналитико-синтетическая
  • Оптическая
  • Мнестическая
  • Аграмматическая
  • Семантическая

Поговорим подробнее о признаках каждой из этих форм.

Профилактика[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 мая 2020 года

.

Обязательное посещение специалиста по дислексии рекомендуется всем детям 5 лет.

Профилактический осмотр детей дошкольного возраста и учащихся 1-го класса позволяет предупредить специфические трудности в обучении, а также неврологические отклонения в поведении у детей с дислексией, такие как плаксивость, частая смена настроения, подавленность или, наоборот, возбудимость нервной системы, которая проявляется как нервозность, беспокойство, гиперактивность.

Именно профилактический осмотр позволяет предупредить эти болезненные состояния неврологического характера, более того, не допустить их проявления.

Причины дислексии

Зарубежные учёные считают именно наследственность основной причиной возникновения дислексии. То есть недостаточная сформированность определённых отделов обусловлена генетически. Однако исследователи не исключают воздействие патогенных факторов, которые вызывают минимальную дисфункцию мозга. К ним относят:

  • гипоксию плода (может быть вызвана фетоплацентарной недостаточностью, отслойкой плодного места, асфиксией, затяжными родами и пр.);
  • поражение нервной системы токсического генеза (алкоголизм матери, желтушка новорождённого);
  • поражение мозга инфекциями (перенесённые будущей мамой такие болезни, как краснуха, корь, ветрянка, грипп);
  • травмы мозга при родах;
  • черепно-мозговые травмы в первые годы жизни;
  • инфекционные болезни в младенческом возрасте;
  • тяжёлые соматические недуги.

История[ | ]

Термин введён работавшим в Штутгарте офтальмологом Рудольфом Берлином (нем. Rudolf Berlin) в 1887 году.[3] Он использовал этот термин в отношении мальчика, у которого были трудности в обучении чтению и письму, несмотря на нормальные интеллектуальные и физические способности во всех остальных областях деятельности.

В 1896 году терапевт В. Прингл Морган опубликовал в «Британском медицинском журнале» (англ. British Medical Journal) статью под названием «Врождённая словесная слепота» с описанием специфического психологического расстройства, влияющего на способность к обучаемости чтению. Статья описывала случай 14-летнего подростка, неспособного читать, но имеющего при этом нормальный для детей его возраста уровень интеллекта.

В 1925 году невропатолог Самюель Т. Ортон (англ. Samuel T. Orton) приступил к изучению этого феномена и предположил существование синдрома, не связанного с повреждением мозга, снижающего способности к чтению и письму. Ортон заметил, что проблемы с чтением при дислексии не имеют отношения к нарушению зрения. Согласно его теории, это состояние могло быть вызвано межполушарной асимметрией головного мозга. Теория оспаривалась многими учёными того времени, считавшими, что основной причиной заболевания являются всевозможные проблемы, возникающие в процессе визуального восприятия информации.

В 1949 году Клемент Лауне изучала аномалию у взрослых, страдавших дислексией с детства. Исследование показало возможность таких людей читать тексты слева направо и справа налево с одинаковой скоростью (у 10 % скорость чтения справа налево была выше). Результаты указывали на изменения поля зрения, которые приводили к восприятию слова не как единого целого, а как набора отдельных букв.

В 1970-х выдвигались теории о том, что дислексия является результатом дефектов фонологического или метафонологического развития; в последние годы эта теория пользуется на Западе наибольшей популярностью.

Причины[ | ]

Многочисленные исследования с помощью современных методов нейровизуализации (МРТ, ПЭТ и др.) доказали, что в основе дислексии лежат нейробиологические причины. Определённые зоны мозга (задняя часть левой средней височной извилины) у таких людей функционально менее активны, чем в норме[4]. Структура мозговой ткани тоже имеет у лиц с дислексией отличия от нормы. У них обнаружены зоны пониженной плотности в задней части средней височной извилины слева[5].

Ещё в 1917 году английский исследователь Дж. Хиншелвуд обнаружил повторные случаи дислексии у родственников ребёнка с дислексией. Позже наличие семейных случаев дислексии подтверждалось многими учёными. В 1950 году Б. Халлгрен провела первое фундаментальное исследование наследственных случаев дислексии, изучая генеалогию таких лиц. Наиболее веские доказательства наследственной природы дислексии получены в близнецовых исследованиях. Было показано, что у однояйцевых близнецов частота совпадений (конкордантность) наличия дислексии значительно превышает тот же показатель у разнояйцевых близнецов (соответственно, 73 % и 47 %)[6]. Показатель наследуемости дислексии составляет 40-70 %[7]. В молекулярно-генетических исследованиях удалось обнаружить гены, ответственные за возникновение дислексии. На данный момент известно несколько генов, ассоциированных с дислексией, включая DYX1C1, DCDC2, KIAA0319, ROBO1. Мутации данных генов приводят к нарушениям нейрональной миграции в коре головного мозга. Дальнейшие исследования показали, что экспрессия некоторых из них, DYX1C1 и DCDC2, ассоциирована с цилиями. Таким образом, дислексия может быть отнесена к разряду таких генетических патологий, как цилиопатии[8][9].

Факторы, влияющие на развитие дислексии: наследственность; нарушение равновесия между полушариями мозга; явное либо латентное левшество у мальчиков. Ребёнку, страдающему дислексией, трудно одновременно использовать оба полушария головного мозга. Если ваш ребёнок испытывает трудности в чтении и письме по причине дислексии — следует обратиться за помощью к специалисту по дислексии.

Что такое дислексия и кто такие дислексики? Часть 1

Число детей, рождающихся с отклонениями, растет в геометрической прогрессии. Например, количество детей на планете, имеющих аутизм, по официальным данным сейчас составляет 1%. Однако эта статистика сильно занижена.

Но кроме дефицита социального взаимодействия и общения существуют и другие, на первый взгляд более безобидные, отклонения от нормы, которые, тем не менее, могут осложнить взаимодействие в социуме ничуть не меньше…

К таким относится дислексия — врожденное нарушение овладения навыками чтения и письма, имеющее нейрологическое происхождение.

Дислексия — врожденное нарушение Фото: pixabay.com

Строго говоря, в большинстве европейских стран под понятием «дислексия» объединяются все нарушения и отклонения от нормы в развитии и обучении детей: сюда входят проблемы с овладением чтением, письмом и арифметикой, общей грамотностью, а также нарушения моторики и внимания.

В России все эти понятия рассматриваются отдельно и имеют свои названия. Но, как правило, основными будут дислексия и дисграфия, которые идут почти всегда в паре, а проблемы со счетом и грамотностью и синдром дефицита внимания будут уже следствием этой проблемы.

Ситуация осложняется тем, что на ранних этапах сложно понять, есть ли у ребенка дислексия, или это просто обычная для его возраста неуспеваемость. Вместе с тем такие дети с самого начала сталкиваются со значительными трудностями. Одноклассники их травят, родители ругают и наказывают за лень, учителя регулярно ставят плохие отметки. При этом сам ребенок постоянно чувствует свою особенность и свое отличие от других детей, у него уходит масса времени на те задания, с которыми другие справляются легко, и это неизбежно давит на его психику.

На первый взгляд ошибки детей с дислексией не слишком сильно отличаются от ошибок, которые делают обычные дети в раннем возрасте. Тем не менее есть некоторые признаки, которые могут помочь провести раннюю диагностику и выявить эти нарушения в самом начале (а именно от этого будет зависеть их успешная коррекция).

Фото: pixabay.com

Это:

  • Побуквенное или угадывающее чтение.
  • Трудности с синтезом и складыванием букв в слоги.
  • Стабильные и почти не поддающиеся исправлению ошибки в написании букв (зеркальное написание, путаница в парах букв д/т, п/б и так далее).
  • Трудности с пересказом текста.
  • Большое количество ошибок даже при списывании.
  • Непонимание только что прочитанного.
  • Повышенная эмоциональность, активность и раздражительность.
  • Плохая координация.

Также у таких детей вообще могут быть сложности с выполнением каких-то простых последовательных действий. Они часто путают время на часах, не могут правильно запомнить времена года.

При всем при этом интеллект в целом у таких детей абсолютно сохранен. Проблемы есть только во взаимодействии с этим миром и с социальным окружением.

Фото: pixabay.com

Как уже говорилось, очень часто у детей с дислексией мы можем наблюдать СДВ (Г) — синдром дефицита внимания и гиперактивность. Кажется, что таких детей сложно обучать и контролировать. Но нужно помнить, что это лишь их естественный механизм самозащиты от той сложной ситуации, в которой они оказались.

Тем не менее очень часто недостаток в одной области компенсируется в другой. Такие дети имеют нестандартное и творческое мышление. У них правополушарное развитие, и они мыслят образами…

  • Среди известных людей, у которых была дислексия, мы можем назвать Ганса Христиана Андерсена, Альберта Эйнштейна, Владимира Маяковского, Чарли Чаплина, Стива Джобса, Генри Форда, Мерилин Монро, Тома Круза, Дженнифер Энистон и многих других…

Стив Джобс Фото: ru.wikipedia.org
Но все же эти люди сумели добиться большего по сравнению со своими вполне обычными сверстниками и одноклассниками не благодаря, а скорее вопреки своим собственным недостаткам и особенностям. Однако тот тяжелый путь, который им пришлось пройти, известен только им и их самым близким людям.

Поэтому первое, что стоит помнить родителям — это то, что такие дети развиваются в своем темпе и по-своему, и чем раньше начать заниматься с таким ребенком, тем лучше и благоприятнее будет прогноз на его более успешную адаптацию в социальном окружении.

При использовании специальных психолого-педагогических коррекционных методов развитие нужных навыков может занять от двух до трех-четырех лет… Но при легкой форме преодоление дислексии может занять и всего восемь-девять месяцев, если заниматься постоянно хотя бы два-три раза в неделю. Здесь очень важно упорство, поддержка близких и вера в то, что этот недостаток можно преодолеть.

Кира Найтли Фото: ru.wikipedia.org

Тут нужно вспомнить пример Киры Найтли, которая говорила, что побороть свою легкую форму дислексии ей помогла прежде всего поддержка близких.

«Многие из нас не обладают настойчивостью и, надеюсь, у вас есть родители, которые будут упорно работать над вашей проблемой, потому что именно это сделали мои. Сейчас у меня бывают дни, когда я не могу читать, но большую часть дней я не испытываю таких проблем».

Но, разумеется, далеко не всегда обстоятельства складываются таким удачным образом, и в большинстве случаев жизнь и взаимодействие с социумом для людей с дислексией — это постоянная и непрекращающаяся борьба.

У знаменитого актера Тома Круза, например, было очень трудное детство (он сменил множество школ и вообще рос очень закомплексованным) именно по этой причине, и даже во взрослом возрасте он долгое время держал свое заболевание в секрете.

Андерсену говорили, что становиться писателем ему не стоит Фото: ru.wikipedia.org

А известному сказочнику Гансу Христиану Андерсену не раз возвращали назад его исправленные и перечеркнутые рукописи и говорили, что ему вообще не следует становиться писателем.

О количестве ошибок в рукописях Эйнштейна вообще ходят легенды. Однако это не помешало ему стать выдающимся ученым, и именно ему принадлежат глубокие и проникновенные слова:

«Забота о человеке и его судьбе должна быть основной целью в науке. Никогда не забывайте об этом среди ваших чертежей и уравнений».

И он же сказал:

«Ценна только та жизнь, которая прожита для людей».

Причины появления дислексии изучены еще не до конца, но уже сейчас достоверно известно, что к возникновению этого заболевания приводят мутации неких генов, которые вызывают нарушения нейронных функций в коре головного мозга. У таких людей зона в задней части левой средней височной извилины функционально менее активна, чем у нормальных.

Таким образом, мы видим, что эта болезнь относится к разряду генетических патологий. На данный момент известно, что дислексия наследуется в 40−70% случаев, и в настоящее время на Земле этим заболеванием страдает каждый десятый человек.

Тем не менее многие люди, обладающие этим необычным недугом, который называют словесной слепотой, вопреки своему недостатку, становились активными общественными борцами с этим заболеванием или создавали произведения искусства, призванные рассказать миру об этом необычном расстройстве и о том, как видят мир люди, которые страдают от него.

Шрифт Дэниеля Бриттона Фото: Источник

Например, графический дизайнер Дэниель Бриттон, сам будучи дислексиком, создал специальный шрифт, в котором буквы отображаются лишь частично, чтобы показать какие трудности испытывают при чтении люди с дислексией.

А разработчик Виктор Уинделл после разговора с подругой-дислексиком создал программу-симулятор, которая позволяет увидеть контент в Интернете так, как его видят люди с тяжелой формой дислексии.

Интерес к этому отклонению сейчас повышается во всем мире. Так, британский дизайнер Сэм Барклай нарисовал серию плакатов, где текст изображен так, как его видят люди с дислексией. Проект называется «I Wonder What It’s Like to be Dyslexic».

Луз Релло (Университет Карнеги Меллон), которая занимается изучением дислексии и при этом страдает от нее сама, говорит, что это когнитивное расстройство, затрагивающее умение читать и писать, но не влияющее на общую способность мыслить.

«Дислексия не влияет на способность к устному обучению. Кроме того, она универсальна, то есть присутствует во всех языках».

Продолжение следует…

Теги: дислексики, дислексия, отклонения от нормы

Диагностика[ | ]

Человека с дислексией (дислексика) легко опознать среди других, потому что симптомы дислексии ярко проявляются в его поведении и манере реагирования на казалось бы обычные ситуации повседневной жизни.

Симптомы дислексии

  • интеллект сохранён;
  • плохие навыки чтения;
  • чтение с ошибками, угадывающее чтение;
  • непонимание прочитанной информации;
  • трудности пересказа только что прочитанного текста;
  • трудности в написании слов, даже простых;
  • множество ошибок даже при списывании текста;
  • выраженные проблемы с почерком;
  • неспособность выполнять задание в установленный срок;
  • повышенная чувствительность нервной системы;
  • излишняя эмоциональность;
  • раздражительность;
  • импульсивность;
  • эмоциональная нестабильность;
  • нарушение координации движений;
  • неуклюжесть;
  • расстройство схемы тела;
  • затруднение в определении правой и левой стороны;
  • нарушения межполушарного взаимодействия;
  • обострённый эстетический вкус;
  • выраженное чувство справедливости.

У людей с дислексией, помимо упомянутых выше симптомов, отмечается выраженная моторная особенность — необычным образом держать в руке карандаш или ручку. Если вы отмечаете такую особенность у своего ребёнка, тогда стоит записаться на приём к специалисту по дислексии, потому что есть отставание в созревании сукцессивных двигательных функций левого полушария в возрасте до 10 лет, и в связи с этим требуется специальная терапия.

Нарушения внимания и памяти встречаются достаточно часто при дислексии, но эти проявления отчасти связаны с нарушениями межполушарных связей.

Существует много факторов, которые нужно принять во внимание специалистам при проведении диагностики этого заболевания. В ходе тестирования определяется уровень того, как ребёнок читает и сравнивается с тем, как читают дети его возраста. Это проводится при помощи когнитивного тестирования. Все показатели чтения фиксируются врачом, во время исследования делаются пометки там, где нарушено чтение. В ходе различных тестов проверяется слух и способность ребёнка к воспроизведению речи. Также определяется, как лучше ребёнок воспринимает информацию: устно (при разговоре) или тактильно (когда что-то делает своими руками). В ходе исследования также делается заключение, насколько хорошо работают все три составляющие сенсорной системы.

Ребёнок не должен чувствовать, что что-то происходит не так при выполнении теста. Он должен чувствовать себя комфортно и уверенно, поэтому некоторые исследования могут быть проведены в виде игры. До проведения тестирования ребёнку нужно выспаться и хорошо позавтракать. Если тестирование проводится в школе, то перед выполнением исследования учителю нужно поговорить с ребёнком, объяснить ему, кто придёт и зачем. Если тестирование проводится не в школе, то родителям нужно оказать поддержку ребёнку, чтобы тот чувствовал себя комфортно. Родители обязательно должны присутствовать при тестировании ребёнка специалистами.

Диагностика дислексии

При наличии любого из симптомов, перечисленных в таблице, требуется вначале посетить педиатра. Желательно, чтобы врач знал всю семью и наблюдал малыша с рождения. Бывают семейные формы особенностей поведения, которые являются вариантом нормы.

У детей до 10 лет ранним признаком дислексии является необычная позиция ручки или карандаша. Такие дети берут карандаш не тремя первыми пальцами правой кисти, а как-то иначе – как берут взрослые сигарету или китайскую палочку для еды. Также нужно обращать внимание на леворукость. Само по себе это заболеванием не является, но свидетельствует о доминировании левого полушария.

Чтобы узнать, какое полушарие является доминантным, попросите ребенка или взрослого сложить руки одна поверх другой. Какая рука окажется сверху, то полушарие и доминирует. Это доминирование сохраняется всю жизнь.

Если человек кладет сверху левую руку, а все действия выполняет правой, то это скрытый левша. У такого ребенка или взрослого есть проблемы в эмоциональной сфере из-за дисбаланса межполушарных связей.

Для правильной коррекции дислексии требуется консультация нескольких специалистов:

  • педиатр для детей или терапевт для взрослых;
  • логопед;
  • окулист;
  • невролог.

Специалисты могут назначить обследования, если имеется подозрение на органическую патологию. Тест на дислексию не стандартизован. Различные клиники и исследователи предлагают разные варианты, включающие опросники, чтение и написание текста под диктовку.

Важно, чтобы испытуемый не получал знаков о том, что совершена ошибка. Врач строит беседу с ребенком в форме игры, никак не акцентируя внимание на ошибках. Когда малыш раскрепостится, можно получить достоверную информацию о его возможностях и проблемах.

В сети имеется множество опросников, отечественных и переводных зарубежных. Ответив на все вопросы, можно понять, есть ли у ребенка проявления дислексии.

В дошкольном возрасте дислексию можно заподозрить по таким признакам:

  • ребенок сообразительный, но плохо осваивает чтение;
  • у него плохая память;
  • при чтении повторяет одни и те же ошибки;
  • трудно определить право и лево, верх и низ;
  • в словах переставляет буквы;
  • ребенку трудно выразить, чего он хочет в данный момент.

Школьники, страдающие этим расстройством, часто имеют плохую успеваемость по гуманитарным наукам и математике. Часты у них проблемы с поведением, особенно характерна повышенная возбудимость и двигательная расторможенность.

Многим взрослым, страдающим дислексией, это никак не помешало стать знаменитыми или добиться в жизни значимых целей. Так, это расстройство было у Маяковского, который не смог до конца освоить пунктуацию. Альберт Энштейн вообще был в школе двоечником, никак не мог в детстве освоить чтение и письмо. Ганс Христиан Андерсен был настолько безграмотным, что его рукописи многократно возвращали редакторы, сопровождая отказ глубоким возмущением.

Однако это не значит, что расстройство не нужно лечить. Существует множество способов улучшить положение дел. В России принято говорить о минимальной мозговой дисфункции, а специалистов по дислексии считанные единицы, в основном в Москве.

Проблемы дислексиков[ | ]

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации.

Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2014 года

.

Психологические трудности при дислексии:

  • эмоциональная нестабильность;
  • изменчивость настроений;
  • склонность витать в облаках;
  • психологический дискомфорт;
  • трудности концентрации на одной деятельности;
  • склонность быстро терять интерес;
  • непосредственность;
  • неуверенность в себе;
  • подверженность скуке;
  • стремление уйти от действительности;
  • рассеянность и мечтательность;
  • проблемы идентификации: я кто? я какой?
  • высокий уровень тревожности;
  • страх ошибки.

Дислексией страдали и многие известные люди[en], которым, тем не менее, это нарушение не помешало в карьере.

Этноязыковой фактор[ | ]

Научные исследования сентября 2004 года выявили этнокультурные причины развития дислексии, которые не связаны с общим интеллектом и образованием. Так американские исследователи из Национального института психического здоровья обнаружили то что, к примеру, у китайцев (ханьцев), венгров и англофонов за развитие дислексии ответственны различные участки мозга. Во всех изучаемых культурах доля дислексиков оказалась примерно одинаковой, варьируя в пределах от 2 до 10 % выборки. По итогам исследования оказалось, что проблема малограмотности китайских детей была связаны со сбоями в левой передней центральной извилине. Это различие учёные объяснили тем, что при чтении буквенных языков мозг обычно (в большей или меньшей степени) обрабатывает информацию последовательно, в то время как при чтении китайских иероглифов по большей части требуется мгновенно распознать пиктографический образ. Профессор Чарльза Перфетти из Питсбургского университета установил, что дислексия часто имеет специфическую этноязыковую подоплёку. К примеру, дислексия у англоговорящих детей чаще всего связана с нарушениями фонематического слуха, так как в английском языке для передачи звучания 62 фонем используется 1120 графем[10], а у венгерских детей дислексия обычно развивается в результате нарушениями кратковременной памяти, которая может не справляться с задачей сцепления и обработки многочисленных аффиксов, следующих за корнем слова в этом агглютинативном языке[11].

Симптомы дислексии

Фонематическая

В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции). Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».

Аналитико-синтетическая

Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы. Допустим, написано: «За домом», а малыш читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.

Оптическая

Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании букв В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.

Мнестическая

Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Малыш попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.

Аграмматическая

Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков. В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.

  • Изменение падежа или числа в окончании.
  • Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
  • Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)

Семантическая

Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.

  • Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором букв.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
  • Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.

«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли…»

Я Сён Ко

Примечания[ | ]

  1. Логопедия. Учебник для вузов / Под ред. Л. С. Волковой и С. Н. Шаховской. — М.: Владос, 1999
  2. Корнев А. Н.
    Нарушения чтения и письма у детей (3-е изд.). — СПб.: Речь, 2003
  3. Uber Dyslexie (неопр.) // Archiv fur Psychiatrie. — Т. 15. — С. 276—278.
  4. Shaywitz S. E., Shaywitz B. A., Pugh K. R. et all Functional disruption in the organization of the brain for reading in dyslexia., Procedures of the National Academy of Sciences USA, 95 (March 1998).- V.5.- N.3.- P. 2636—2641
  5. G. Silani, U. Frith, J.-F. Demonet et all Brain abnormalities underlying altered activation in dyslexia: a voxel based morphometry study // Brain, 2005.- V. 128.- P. 2453—2461
  6. DeFries, JC and M Alarcon. «Genetics of Specific Reading Disability», Mental Retardation and Developmental Disabilities Research Reviews, 1996; Vol 2, pp. 39-47
  7. J.Schumacher1, Per Hoffmann, C. Schmäl, G. Schulte-Körne, M. M. Nöthen Genetics of dyslexia: the evolving landscape//Journal of Medical Genetics .-2007.- V.44.- P.289—297
  8. Chandrasekar G, Vesterlund L, Hultenby K, Tapia-Páez I, Kere J (2013) The Zebrafish Orthologue of the Dyslexia Candidate Gene DYX1C1 Is Essential for Cilia Growth and Function. PLoS ONE 8(5): e63123
  9. Massinen S., Hokkanen M.-E., Matsson H., Tammimies K., Tapia-Páez I, et al. (2011) Increased Expression of the Dyslexia Candidate Gene DCDC2 Affects Length and Signaling of Primary Cilia in Neurons. PLoS ONE 6(6): e20580
  10. https://www.slate.fr/story/183513/anglais-francais-guerre-des-langues-bonnes-feuilles
  11. https://www.demoscope.ru/weekly/2004/0169/mir01.php
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: