10 советов логопеда при обучении дошкольников чтению


«ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ПЯТИ»: СОВЕТЫ ЛОГОПЕДА

Пятый год жизни. Середина садовского детства. До школы уже подать рукой! Сколько мыслей, наблюдений, тревог и забот у родителей четырехлеток: «Речь малыша – по возрасту?», «Страшно, что ребенок “картавит”? Идти к логопеду или подождать еще» и – самое главное – «Как разговаривать с сыном или дочкой, чтобы их речь стала богаче? В какие игры играть?».

Ответ на первые вопросы даст консультация логопеда. Специалист оценит речевой статус малыша, расскажет о показателях языкового развития в норме.

Но воспитание речи в семье, день за днем – задача не из простых. Ведь чем старше становится ребенок, тем большее воздействие на него оказывает окружающий мир. И тем больше ответственности у пап и мам, бабушек и дедушек. В руках семьи – мощные рычаги воспитания и развития, возможность стимулировать детскую речь, направлять и совершенствовать ее.

Что же может посоветовать логопед умным, терпеливым и самоотверженным родителям?

♦ Читать. Уверены: в вашей библиотеке не один десяток детских книг, и с многими из них вы успели познакомить ребенка. Самое время обсудить прочитанное: все ли слова понятны малышу в известной, почти наизусть заученной сказке? Правильно ли он воспринимает ее события, сюжет? Потихонечку начинайте пересказывать: без этого у ребенка не разовьется свободная речь, умение связно и грамотно излагать впечатления, мысли.

♦ «Копить слова». Стул, табуретка, стол – это мебель. Ты налил чай в чашку, а молоко будешь пить из стакана. На кухне есть и другая посуда. Мама работает врачом, а папа инженер. Профессия дедушки – плотник. Знаешь, кто это? Чаще обращайте внимание ребенка на предметы и события, которые его окружают. Пусть называет увиденное. Так вы не только пополните словарный запас дошкольника, но и сможете заложить фундамент для первых «экзаменов». Дело в том, что данный пласт знаний: родовые и видовые понятия – служит одним из показателей развития речи. «Фрукты», «Овощи», «Домашние и дикие животные» оказываются частью какого-нибудь мудрого теста, испытания, которое малыш проходит в детском саду и (или) при поступлении в школу.

Нужен логопед для ребенка? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

♦ Готовить руку ребенка к письму. Конечно, ваши сын или дочка умеют держать карандаш и неплохо рисуют. Пора предложить что-то новое! Штрихуйте и обводите, продолжайте узоры, печатайте буквы. Подумайте о столике для малыша и первых детских прописях. Тонкие движения пальцев рук улучшают речь!

♦ Уделите внимание прилагательным. В речи практически всех четырехлетних детей их недостаточно. Самое простое и эффективное задание – «Назови, какой» – почти не требует усилий (по крайней мере, от родителей): показываете шапку и спрашиваете: «Она – какая?», ну а малыш старается подобрать: «красная», «теплая», «мягкая», «осенняя». Машина на обочине – какая? Мяч – какой?

Вы играете, а ребенок учится использовать эпитеты, слова, по-настоящему украшающие речь.

♦ Слушать. Слушаете, конечно, вы. Ребенок говорит. Постепенно монолог станет для него привычным делом. Какая погода на улице? Что было в детском саду? В гостях? Проявляйте живой интерес, побуждайте к полному, распространенному ответу, уточняйте подробности и детали, радуйтесь: маленький человек вырос настолько, что может общаться, выражать словами переполняющие его чувства.

♦ Время от времени проводить «грамматические тренинги». Ребенок должен научиться использовать разные формы слов, правильно употреблять окончания. Грамматика – дело сложное. Но и здесь на помощь приходит игра. Читайте стихотворение, а малыша попросите заканчивать строчку:

У норы добычи ждет, Притаившись, серый… (кот). Мышь осталась без хвоста, Вырываясь от… (кота). А теперь и за версту Не приблизится к… (коту). Крыса старая – и та, Видя грозного… (кота), Удерет в нору под дом, Чтоб не встретиться с… (котом), Там дрожит и в темноте Вспоминает о… (коте). (А. Грачев)

♦ Работать над дикцией.

Познакомьте ребенка с специальной логопедической гимнастикой. Упражнения для губ, языка, нижней челюсти помогут распрощаться с «кашей во рту» и говорить четче.

«Трубочка»: вытянуть губы и сжать. «Воронка»: втянуть губы в рот. «Улыбка»: растянуть губы в улыбке. «Полоскание»: надуть щеки и «полоскать» рот воздухом. «Иголка»: узкий язычок вытянуть вперед. «Лопатка»: положить широкий язык на нижнюю губу. «Качели»: языком тянуться по очереди к носу и к подбородку. «Часики»: передвигать кончик языка из одного угла рта в другой («тик-так»). «Лошадка»: поцокать, присасывая язык к небу.

Чистоговорки и потешки уже доступны ребенку:

У Ули удочка, У Яны яблочко.

У ежа и елки иголки колки.

Я ягоды несу, Набрала в лесу.

Обратитесь к детской литературе: ее арсенал поистине неисчерпаем!

♦ Развивать слуховое внимание. Различать звуки, прислушиваться к ним, научат рифмовки. Поощряйте «сочинительство» малыша. Сначала – договорит, позже – придумает сам.

На тарелочке у Маши Много вкусной сладкой… (каши).

Чтоб зимой не мерзли ножки, Купим Мише мы… (сапожки).

Мы на улицу пойдем, Мячик мы с собой… (возьмем).

Кстати, юные поэты прекрасно пишут диктанты в школе.

Подчеркнем, что практические рекомендации, упражнения, предложенные здесь – традиционные и широко используемые, и эффект от их применения давно доказан. Любите своего ребенка и помните: все, что вы дали ему сегодня, ваши усилия и время будут вознаграждены стократно: чистой, красивой, грамотной речью малыша.

С глубоким уважением, учитель-логопед высшей квалификационной категории

Афонина Н.Ю. (г. Тула)

Нужен детский логопед? Запишитесь на консультацию в по телефону или через форму обратной связи в разделе «Контакты».

Рекомендации для родителей учителя-логопеда общеобразовательной школы

Для индивидуальных занятий с логопедом вам понадобятся:

тетрадь в клетку

(48 листов) в обложке. Тетрадь – основной вид «документа» для взаимодействия логопеда – ребенка – родителя. В тетради будут фиксироваться результаты занятий, материал, который изучали на занятии, а также домашнее задание, так как с тетрадью будет работать ребенок;

— настольное зеркало средних размеров

, чтобы ребенок мог видеть свою артикуляцию и артикуляцию логопеда;

носовой платок

(одноразовые платочки);

цветные карандаши.

Учитель-логопед оказывает консультативную помощь учителям общеобразовательного учреждения и родителям (законным представителям) обучающихся в определении причин неуспеваемости и дает рекомендации по их преодолению.

Многие родители часто задают вопрос:

Для чего нужны занятия с логопедом?

Логопед – это квалифицированный специалист, занимающийся выявлением нарушений звукопроизношения в речи и их исправлением.

Родители не всегда могут услышать все дефекты в речи своего ребенка. Логопед помогает родителям понять, как правильно формировать речь детей, разъясняет и показывает им, в чем состоит логопедическая работа, объясняет необходимость выполнения домашнего задания, закрепления достигнутого на занятиях дома.

Многие родители думают, что речь ребенка исправится сама собой, с возрастом, но это не так, чем старше становится ребенок, тем сложнее исправить недостатки в речи. Не надо надеяться, что все недостатки исправятся сами собой.

Вы несете ответственность за судьбу своего ребенка, не бойтесь лишний раз обратиться к специалисту! Своевременно оказанная помощь сэкономит ваши нервы и поможет вашему ребенку почувствовать себя более уверенным.

У людей с нарушениями речи часто формируются комплексы неполноценности. Комплекс неполноценности иногда является также подсознательной причиной дефектов речи. Поэтому, при первых признаках нарушений в речи вашего ребенка, необходимо незамедлительно обратиться к квалифицированному специалисту – логопеду. Логопед не только «поставит» звуки и введет их в речь, но и будет заниматься развитием у ребенка внимания, зрительного и слухового восприятия (узнавания и различения), памяти, мышления, обогащением словарного запаса, развитием общей и мелкой моторики. Красивая правильная речь позволяет ребёнку почувствовать себя счастливым и достигнуть больших успехов в обществе.

Если не исправить у ребенка произношение до школы, то потом это сделать очень трудно, так как оно закрепляется и входит в привычку. Так же, существует ошибочное мнение, что к логопеду необходимо обращаться после 5 лет. Но это может быть лишь в том случае, если к 5-ти годам в речи ребенка остаются несформированными (или нарушенными) лишь 1-2 звука (чаще звуки [Р], [РЬ], [Л], реже [Ш], [Ж], [Ч]), и все остальные стороны речи развиты в соответствии с возрастом. К сожалению, большинство речевых нарушений не поддается самокоррекции (самостоятельному исправлению).

Советы логопеда

Ведущая рубрики — Юлия Александровна Река, практикующий логопед

Здравствуйте, я закончила факультет коррекционной педагогики, отделение логопедии Биробиджанского Государственного Педагогического Института (сейчас Дальневосточная социально-гуманитарная академия).

Моя квалификация: учитель-логопед, специализация «работа с детьми имеющими интелектуальные нарушения». Работу свою очень люблю, особенно когда детки начинают хорошо говорить.

Предлагаю Вам ознакомиться с моим материалом: «Чем вам поможет логопед?».

Если у вашего ребенка возникают трудности с произношением тех или иных звуков, можете обратиться ко мне. Я постараюсь дать вам советы и помочь.

Письма присылайте на: [email protected] В теме письма укажите: «Для логопеда».

• АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

ЧЕМ ВАМ ПОМОЖЕТ ЛОГОПЕД?

Речь является одной из важнейших коммуникативных функций, нарушение речи бывают разные, от простых до тяжелых, от физиологических связанных в возрастными особенности, до стойких, требующих срочной коррекции. Разобраться во всем этом может помочь логопед.

Коррекция звукопроизношения — самый распространенный вид работы логопеда

Самыми распространенными недостатками речи у дошкольников являются различные виды нарушения звукопроизношения: неумение произносить тот или иной звук, замена одного звука другим, искажения имеющегося звука.

Нарушения могут быть вызваны разными причинами: возрастные нарушения (самостоятельно проходят); дефекты строения челюсти, мягкого и твердого неба; массивная или короткая уздечка; неправильное расположение зубов; недостаточность работы мышц речевого аппарата.

Работа по исправлению произношения звуков состоит из трех основных этапов: — подготовительного (тренировка движений органов артикуляционного аппарата); — этапа появления звука (постановка звука); — этапа усвоения звука в речи (автоматизация, отработка звука в слогах, словах, фразах, стихах и рассказах).

Развитие фонематического восприятия

Фонематическое восприятие — это способность воспринимать и различать звуки речи — фонемы. Качественное исправление звукопроизношения будет гарантировано при условии развитого фонематического восприятия. Развитие фонематического восприятия положительно влияет на формирование всей фонетической стороны речи, в том числе слоговой структуры слова.

Развитие фонематического восприятия лежит в основе работы по коррекции звукопроизношения, формированию лексико-грамматических представлений, обучению чтению и письму.

Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух (не дифференцирует) близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи.

Его словарь не наполняется теми словами, в состав которых входят трудноразличимые звуки. В дальнейшем малыш начинает значительно отставать от возрастной нормы. Как узнать, не нарушено ли фонематическое восприятие у ребенка?

Попросите повторить различные слоги и слова, при этом ребенок не должен видеть Вашего рта: са-ша-са, та-да-та, ра-ла-ра, са-за-са, жук-сук, том-дом-ком, день-тень-пень, Паша-наша-ваша, бак-мак-лак.

Если у ребенка достаточно развито слуховое внимание, слуховая память и фонематическое восприятие, то он повторит речевой материал без ошибок.

Расширение словаря и сформирование грамматического строя речи.

У ребенка с нормальным речевым развитием к пяти годам оказываются сформированными все грамматические категории родного языка; он говорит развернутыми фразами, используя сложносочиненные и сложноподчиненные конструкции, правильно согласовывает слова с помощью любых предлогов, падежных, родовых окончаний и пр. Словарь пятилетнего ребенка составляет 3-4 тысячи слов, в нем представлены все части речи; ребенок активно использует словообразование и словотворчество.

Иная картина наблюдается у ребенка того же возраста с общим недоразвитием речи. Словарный запас не превышает 1,5—2 тысяч слов, низок уровень способности к построению предложения. Заметны ошибки при употреблении падежных окончаний, предлогов, согласовании частей речи (три ведры, заботились белкой, медвежонки). Самостоятельно такие нарушения не проходят, необходима специально построенная логопедическая работа.

Работа над умением составлять рассказы, пересказы.

Обучение ребенка грамоте, чтению и письму.

Исправление нарушения чтения, письма — дислексией и дисграфией.

Формирование слоговой структуры слова.

Если в речи дошкольника имеются перестановки, пропуски или добавление лишних звуков и слогов, значит структура слова воспроизводится неверно. До трех лет такое явление нормально. Беспокоиться о состоянии речи ребенка не нужно.

В возрасте 4—5 лет указанные явления являются сигналом стойкого нарушения слоговой структуры слова, и в таком случае ребенку требуется помощь специалиста-логопеда. Самостоятельно такие нарушения не проходят. Работа по устранению нарушений слоговой структуры проходит ряд этапов и требует значительного времени. Попросите ребенка повторить слова: милиционер, регулировщик, аквариум, сковородка, виноград, черепаха. Он должен произносить их правильно.

Растягивание укороченной подъязычной уздечки.

Укороченная уздечка ограничивает движения языка, это мешает нормальному произношению звуков Л и Р.

Вам могут предложить ее «подрезать», однако хирургический метод не всегда приводит к желаемому результату и может потребовать повторного вмешательства. Уздечку можно не резать, а растягивать. Этот процесс не травмирует психику ребенка, и через несколько занятий уже будут заметны результаты.

И все же в некоторых, довольно редких случаях, хирургическая помощь остается единственным решением.

В развитии речи важно не упустить золотое время

В каких случаях ребенку нужна помощь логопеда? Какой возраст оптимален для обращения к специалисту и постановки сложных звуков? Как родители могут помочь в развитии речи? На эти и другие вопросы читателей «Ю-мамы» отвечает Дениза Раисовна, логопед медико-оздоровительного .

—Как узнать, требуется ли конкретному ребенку помощь логопеда? Перечислите основные ситуации, которые являются поводом для обращения к специалисту.

— Как правило, внимательные мамы сами замечают, если с ребенком что-то не так. Возрастные нормы относительны, поэтому не стоит сравнивать своего малыша с другими детьми. Но наблюдательными быть нужно. Назову некоторые моменты, которые однозначно должны насторожить родителей и заставить их как можно раньше обратиться к логопеду.

* Обязательно нужно показаться специалисту уже в возрасте двух лет, если были отклонения в течении беременности и родов. Когда головной мозг плода или младенца испытывает гипоксию, могут пострадать и речевые центры.

* Не менее важное показание — отклонения в строении речевого аппарата. К примеру, короткая уздечка, слабость мышц языка, саливация (обильное течение слюнок), неподвижный или мало подвижный корень языка, неправильный прикус и т.д.

* Почти наверняка есть проблемы с речью, если ребенок не гулит в младенчестве, если к году не произносит даже примитивные слова: «мама», «папа», если в его попытках обратиться к вам вы не чувствуете разных интонаций.

* Если ребёнок в возрасте двух-трех лет так и не заговорил, пользуется только звукоподражанием — это однозначно речевая задержка, необходимо обратиться к специалисту. Так же, если к 3-3.5 годам не сформированы предложения и активный словарный запас, ребенок только односложно отвечает на вопросы взрослых.

— Что делать, если ребенок отстает от возрастных норм? Как родителям реагировать на диагнозы?

— В первую очередь, не паниковать. Каждый ребёнок индивидуален, кто-то начинает говорить чуть раньше, кто-то — чуть позже. К примеру, бывают детки, которые все понимают, но молчат до двух лет, накапливают словарный запас, а потом начинают говорить полно и связно, бывает, даже лучше сверстников.

Но думать, что всё придёт само со временем, и сидеть сложа руки в ожидании такого благополучного исхода тоже не стоит. Если впоследствии выяснится, что у ребенка все-таки есть какие-то проблемы, то лучшее время для их устранения и формирования будет уже упущено.

— Всё-таки, с какого возраста есть смысл заниматься с логопедом, в частности, ставить сложные звуки? Многие говорят, что до пяти лет в этом нет смысла.

— Действительно, если ребёнок в целом развивается нормально, то до пяти лет какие-то небольшие отклонения не пугают родителей. Они ждут, что ребенок со временем сам начнет выговаривать соноры, шипящие и свистящие. Бывает и так. Но порой к школе ребёнок приходит с задержкой речевого развития, не сформированным фонематическим слухом. Чувствуя, что говорит неправильно, он может начать стесняться и замыкаться, особенно, если сверстники его не понимают, дразнят.

Более того, до пяти лет ребенок все впитывает как губка, ему куда легче усваивать новое. Важно не упустить это золотое время.

Поэтому на вопрос, в каком возрасте обращаться к логопеду, я отвечу: в любом! Моим самым маленьким клиентам всего один год и три месяца. В особенности важно рано начать коррекцию, если есть грубые нарушения, о которых мы говорили выше.

— Наша читательница задает вопрос. Ребенку четыре с половиной года. Когда говорит медленно и старается, речь — разборчивая. Но если торопится, то многие звуки глотает или заменяет на другие. На занятиях малышу трудно усидеть на месте, он постоянно бегает и прыгает. Есть ли смыл продолжать работу с логопедом в этом возрасте или лучше отложить?

— Если в четыре с половиной года ребёнку сложно, то дальше может стать ещё сложнее, поэтому нельзя терять время. Очевидно, что дети до пяти лет менее усидчивые. Зато это сензитивный период, когда можно достичь наилучших результатов. Разумеется, занятия должны быть адаптированы к возрасту ребенка, состоять из разнообразной игровой, в том числе двигательной активности. В игре можно заложить многое для правильного произношения и восприятия.

Я сталкивалась с тем, что родители жалуются: «Мой ребёнок не усидчивый, он ни за что не выдержит сорок минут на занятии». А потом удивляются, когда их любимое дитя не хочет уходить даже после часа, проведенного с логопедом.

— Как вам это удается?

— Интересно подобранный дидактический материал, смена деятельности, доброжелательная атмосфера.

— Расскажите подробнее, как проходят занятия логопеда в «Мамином клубе»?

— В первую очередь мы ориентируемся на комплексный подход к развитию ребенка. Логопед — отнюдь не узкопрофильный специалист, который занимается постановкой звуков. Основа моих занятий — это общий массаж и массаж речевого аппарата, пальчиковая, дыхательная, мимическая и артикуляционная гимнастика, а также развитие фонематического слуха.

Игровой материал я подбираю, учитывая индивидуальные и возрастные особенности ребенка.

Деткам, особенно маленьким или гиперактивным, нужна постоянная смена деятельности. К примеру, сначала массаж речевой зоны, потом полепить из пластилина, чтобы получить пусть небольшой, но результат. Потом попрыгать, сделать дыхательную гимнастику. Потом почитать и пересказать сказку. На протяжении всего занятия автоматизируется определенный звук. После каждого действия я стараюсь хвалить ребенка: «Молодец, ты справился!» Переживание ситуации успеха мотивирует его на то, чтобы работать дальше.

А вообще, самое главное, как мне кажется, — любить ребёнка, всецело его принимать, искренне желать помочь ему. Когда ребёнок пришёл ко мне, это уже не только ребёнок мамы и папы, но и немножко мой ребенок.

— Вы упомянули массаж. Какую связь он имеет с логопедическими проблемами?

— Самую прямую! Массаж — это отличный способ пробудить весь организм, привести его в хорошую физическую форму. Причем в массаже нуждаются не только малыши, но и школьники с речевыми проблемами. Также полезны любые водные процедуры — обливания, занятия в бассейне. Благодаря им детки становятся спокойнее, снимается повышенный мышечный тонус, а результаты логопедической работы заметно улучшаются.

В «Мамином клубе» работает прекрасный массажист, открыт бассейн для деток с рождения до пяти лет. Мы рекомендуем обязательно сочетать занятия по развитию речи с этими общеукрепляющими процедурами.

Непосредственно на своих занятиях я также провожу массаж речевых зон. Он позволяет отлично подготовить губки, щечки и язычок к тому, чтобы правильно произносить звуки.

— Как родители со своей стороны могут помочь ребенку с нарушениями речи? Зависит ли результат работы специалиста от участия в процессе мам и пап?

— Помощь родителей очень важна. Зачастую родители приводят ребенка на занятия в центр только два-три раза в неделю, а в идеале нужно заниматься каждый день, поэтому мы даем детям домашние задания. Если родители добросовестно и регулярно выполняют с ребенком все упражнения, то результат гарантирован.

Важно создать для ребенка комфортные условия и благоприятный настрой на успешное занятие. Он должен получать удовольствие от своих побед, от своего результата. Родителям необходимо подбадривать, поощрять любознательность и усердие, потому что дети с радостью стараются повторить ситуации успеха.

Для создания спокойной атмосферы важно, чтобы и сами родители были терпеливы и заинтересованы.

— Появились ли в последние годы какие-то новые методы решения логопедических проблем?

— Все новое — это хорошо забытое старое. Казалось бы, новые направления существуют. К примеру, сказкотерапия, пескотерапия. Но на самом деле подобные приемы использовались с незапамятных времён, просто не было таких красивых терминов. Во все времена детям рассказывали сказки, разными способами развивали мелкую моторику.

Некоторые родители склонны доверять методам нетрадиционной медицины. К примеру, иглоукалывание по су-джок. Конечно, можно пробовать что-то нестандартное, но нужно понимать, что чудодейственных средств не существует. Поэтому полагаться исключительно на одну методику нельзя. Всегда необходим комплекс разноплановых мер. В случае тяжелых нарушений его неизбежно придется дополнять медикаментозными средствами.

— Вернемся к вопросам наших читателей. Можно ли рассчитывать, что горловой «р» постепенно сменится на правильный звук?

— Такого не бывает. Если ребёнок заменяет «р» на «л», еще может произойти самопроизвольная коррекция. Но если «р» — горловой — работает спинка языка. Без помощи логопеда это не исправить.

— Какие ошибки на письме свидетельствуют о необходимости показать своего школьника логопеду?

— Письменная речь, так же как и устная, относится к сфере деятельности логопеда. Скорее всего, возникшим в школе проблемам предшествовали нарушения в произношении звуков, просто родители могли не придавать этому значения. Когда ребёнок произносил звуки с заменой, взрослые считали это милым и забавным. И только столкнувшись с проблемами в учебе, начали бить тревогу.

О логопедических сложностях свидетельствуют специфические повсеместно повторяющиеся ошибки: смешение букв, обозначающих звуки, сходных по начертанию («б» и «д», «л» и «м»), либо близких по звучанию (чаще смешиваются буквы, обозначающие свистящие, шипящие звонкие, глухие), пропуски букв, их перестановки, добавление лишних букв и слогов.

С каждым годом детей, у которых возникают подобные проблемы на письме, становится все больше и больше. К сожалению, в школах зачастую всех учеников оценивают по одной шкале и не учитывают, что дети с речевыми проблемами нуждаются в особом отношении. В идеале необходим школьный логопед.

— Может ли помочь логопед, если у ребенка есть серьезные неврологические заболевания, и он в возрасте трех лет практически не произносит никаких звуков?

— К логопеду нужно обращаться обязательно. Но ребенка со сложными диагнозами обязательно нужно наблюдать у нескольких специалистов: логопед-дефектолог, психолог и невропатолог, который назначит медикаментозное лечение.

— Есть ли смысл заниматься с логопедом, если ребенку предстоит делать хирургическую операцию, затрагивающую речевой аппарат?

— Занятия в этом случае нужны как до хирургического вмешательства, так и после него. До операции логопед поможет сформировать фонематический слух, который станет основой для дальнейшего развития речи.

— Стоит ли полагаться на то, что речевые проблемы ребенка решат в детском саду?

— В дошкольных учреждениях работают хорошие специалисты, но они очень ограничены во времени. Как правило, детей берут на занятия всего два раза в неделю, причем одно занятие — групповое, другое — индивидуальное продолжительностью 15-20 мин. Что можно успеть за этот время? К примеру, у меня 10-15 минут уходит только на массаж речевого аппарата.

Поэтому, если у ребенка есть сложности, не стоит рассчитывать, что с ними удастся полностью справиться в детском саду. Либо к работе придется очень активно подключаться самим родителям, либо обращаться в специализированные центры, где логопед сможет оказать индивидуальную помощь.

— Как выбрать хорошего логопеда?

— Мне сложно выделить конкретные критерии. Думаю, самое лучшее — ориентироваться на отзывы других мам. Наблюдать за результатами. И, конечно, учитывать, как ваш ребёнок относится к специалисту, насколько ему комфортно с ним. Дети не принимают фальшь и, наоборот, чувствуют, если им хотят помочь.

— Современные дети много времени проводят перед телевизором и активно пользуются гаджетами. Как это сказывается на развитии речи?

— Переизбыток мультфильмов и других телевизионных программ приводит к тому, что дети перестают понимать, что они смотрят. Я считаю, что нужно выбирать только хорошие добрые мультики, при этом ограничить время их просмотра. И самое главное — обсуждать с ребенком то, что он увидел: как он понял сюжет, кто из героев ему понравился и т.д.

То же самое касается и гаджетов. Да, полностью обойтись без них в нашем веке сложно. Да, сейчас немало интересных развивающих программ. Но использование электронных устройств можно разрешать только в очень-очень разумных пределах! В противном случае ребёнок теряет чувство реальности, страдают и зрение, и речь, и память.

— Поделитесь проверенными методами профилактики речевых нарушений. Каким правилам нужно следовать с пеленок, чтобы в будущем пришлось меньше обращаться к логопедам?

— Как я уже говорила, важно с грудничкового возраста заниматься общефизическим развитием: массаж, бассейн, гимнастика, закаливание и т.д. Создавайте для растущего ребенка возможность много двигаться. Обязательно делайте пальчиковую гимнастику и развивайте мелкую моторику — ведь ручки — это второй орган речи. Очень полезно играть в мяч, раскрашивать карандашами, делать дыхательную гимнастику и гимнастику для глаз.

Сейчас и в интернете, и в литературе много информации о том, как делать артикуляционную гимнастику. Только помните, что очень важно выполнять упражнения правильно и четко, непременно делайте это перед зеркалом. Определенные виды массажа речевых зон можно провести в домашних условиях с помощью зубной щетки.

Для развития речи очень важно, как родители общаются с ребенком. Разговаривают ли они с ним с самого рождения или молча кормят и кладут в кроватку? Читают ли они ему книжки? Поют ли песенки? Насколько правильно сами произносят сложные звуки?

Не бойтесь пользоваться полноценной взрослой речью, когда общаетесь с малышом. Поверьте, невозможно сформировать “богатый” словарный запас, если всю жизнь слышишь одни «уси-пуси». Объясняйте, что значат сложные слова, помогайте украсить речь интересными оборотами. Одним словом, не упрощайте все, не бойтесь идти вперед. И вскоре ваш ребенок начнет самостоятельно строить красивые правильные предложения.

— Ваши пожелания родителям.

— Любите своих детей и принимайте их такими, какие они есть. И при этом помогайте развиваться, становиться более уверенными в себе, смелыми и сильными! Чистая и правильная речь всегда способствует этому и помогает быть успешным в жизни.

В свою очередь специалисты «Маминого клуба» будут рады видеть ваших деток на занятиях. Мы стремимся создать максимально комфортные условия и предлагаем полный комплекс услуг для гармоничного развития. Но главное, мы всех деток принимаем с любовью, радуемся их непохожести и ищем свой подход к каждому маленькому человечку.

«Мамин Клуб» ждет маленьких гостей и их любящих мам по адресу:

г. Екатеринбург, улица Мира, 44б. Тел. (343) 379 07 97.

Сайт: www.maminclub66.ru

Привычки, полезные для речи

Наш логопед сформулировал свод полезных привычек, которые положительно влияют на развитие речи малышей:

  • Развивайте мышцы артикуляционного аппарата. Большой эффективностью для развития мышц губ, языка и щек помогает пережевывание твердой пищи, полоскания рта, надувание щек, артикуляционная гимнастика и т.д.
  • Работайте над мелкой моторикой. Регулярно выполняйте гимнастику, предлагайте малышу различные развивающие игры, игрушки с мелкими деталями для игры.
  • Читайте каждый день. Сначала это может делать взрослый, ребенок при этом может рассматривать картинки или смотреть на чтеца. Далее можно предлагать малышу прочитать небольшие фрагменты, пока ребенок не начнет читать самостоятельно.
  • Занимайтесь регулярно и с удовольствием. Каждое занятие не должно превышать по длительности 15-20 минут, после чего стоит сделать небольшой перерыв. Также стоит проводить уроки в игровой форме — так ребенку будет гораздо проще сконцентрироваться.
  • Обсуждайте окружающее. Во время прогулок или по дороге обсуждайте все, что встретится Вам на пути. Сначала можно просто называть предметы, потом добавлять их характеристики, а затем можно уже заводить полноценные беседы.

Если у Вас остались какие-либо вопросы или Вы замечаете некоторые отклонения в развитии речи, мы ждем Вас в детском . Наш логопед готов провести разовую консультацию или начать курс лечения в зависимости от состояния ребенка и Ваших пожеланий.

Консультация для родителей «Когда нужен логопед?»

Консультация для родителей

«Когда нужен логопед?»

Логопед для ребёнка одного года нужен

, если ребёнок не «гулит», не «лепечет» и не произносит повторяющиеся слоги типа: «баба, мама, диди» и т.п. Стоит сразу же обследовать кроху комплексно. Сначала обратиться к ЛОР-врачу, чтобы исключить глухоту, затем к невропатологу и уже после этого, если два врача ничего не выявили, стоит показать ребёнка логопеду. При логопедической проблеме такое раннее обращение поможет её решить быстро и полностью.

Логопед для ребёнка 2-х лет.

Стоит записаться к специалисту, если в активном словаре малыша менее десяти слов, совсем нет фраз или он предпочитает молчать, даже если кажется, что «всё понимает».
Логопед для ребёнка 3-х лет нужен обязательно
. В этом возрасте необходимо показывать детей специалисту, даже если родители считают, что всё в порядке.

И точно надо обратиться к логопеду, если ребёнок:

·заменяет один звук другим (к примеру «т» на «к»);

·говорит на «тарабарском» — непонятном для окружающих, своём языке;

·молчит, но всё понимает;

·разговаривает хуже сверстников.

Часто окружающим и близким кажется, что кроха не разговаривает или коверкает язык «из вредности», а при обследовании обнаруживается реальная проблема, которая сейчас мешает заговорить, а чуть позже – правильно развиваться и учиться в школе.

Логопед для ребёнка 4-х лет нужен

, если:

·вы ещё ни разу не были у него на приёме,

·речь малыша смазанная, нечёткая, невнятная,

·он не выговаривает пять и более звуков,

·предпочитает молчать, хотя умеет говорить,

·не может поддержать беседу, ответить на простые вопросы,

·речь не развивается – малыш разговаривает примерно так же, как и год назад.

В этом возрасте уже может быть выявлена дизартрия как последствие тяжело протекавшей беременности или родов. Но именно в этом возрасте с нею легче всего справиться.

Логопед для детей пяти лет определённо необходим

всегда, когда имеются: ·нечёткая речь,

·нестандартное (слишком мягкое или, напротив, слишком твёрдое) произношение звуков,

·неправильное произношение более трёх звуков,

·гнусавость, ·шепелявость, ·бедный лексикон.

На этом этапе специалист нужен, чтобы установить причину возникших проблем и предложить пути их решения. К примеру, ребёнок может быть переведён из обычной группы детского сада в логопедическую. Логопед для ребёнка шести лет нужен

, если малыш:

·произносит нечётко даже единичный звук,

·не умеет говорить развёрнутыми предложениями,

·отвечает на вопросы только односложно,

·не может составить простой рассказ по картинке, Срок нельзя пропустить – совсем скоро малыш станет первоклассником, его речь должна быть правильной. Это поможет ему лучше учиться и хорошо ладить со сверстниками, по крайней мере, не подвергаться насмешкам. Логопед для детей в любом возрасте нужен

, особенно если: ·речь была лучше, а теперь ухудшается,

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: