Системное недоразвитие речи при умственной отсталости

Статья:

В статье ‘ОНР как системное нарушение’ раскрываются особенности протекания данного речевого нарушения, какое оно оказывает влияние на все стороны речи. Это нарушение проявляется не только в звукопроизношении, но и отражается на сформированности словарного запаса, грамматического строя речи, связной речи, фонематического восприятия.
Общее недоразвитие речи как вид системного речевого нарушения

Характеризуя данную категорию детей, можно отметить типичные проявления, указывающие на системное нарушение речевой деятельности, которые отмечают все авторы.

Первые слова появляются к 3—4, а иногда и к 5 годам. Эксп­рессивная речь отстает от импрессивной. Снижена речевая активность, которая с возрастом без специ­ального обучения резко падает. Дети в большинстве случаев достаточно кри­тичны к своему дефекту.

В устной речи детей выявляются аграмматичные фразы, неправильное или неточное употребление слов. В самостоятельных высказываниях очень часто нарушается связь слов в предложениях, особенно выражающих временные и пространственные отношения.

Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Спирова Л.Ф. отмечают отклонения от нормально развивающихся сверстников как в количественной, так и в качественной характеристике словарного запаса. Особенности лексики проявляются в незнании многих слов и оборотов, в неумении отобрать из словарного запаса и правильно употребить в речи слова, наиболее точно выражающие смысл высказывания.

Фонематическое восприятие у детей проявляется в недостаточной сформированности процессов дифференциации звуков как более контрастных, так и отличающихся акустико-артикуляционными признаками. Им бывает сложно овладевать звуковым анализом и синтезом, трудно выделить первый и последний звуки в слове, они затрудняются в подборе предметных картинок, игрушек, слов, в названии которых есть заданный звук. Дети затрудняются в образовании существительных и прилагательных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов. Большие трудности возникают при подборе однокоренных слов. Отмечаются множественные недочеты при преобразовании прилагательных.

Логопаты в речи мало используют антонимы и синонимы. В словаре отмечается недостаточное количество обобщающих понятий. Ошибки в употреблении звуков, грамматических категорий и лексики наиболее ярко проявляются в монологической речи детей (пересказ, составление рассказа по серии картин).

Составление рассказа-описания является наиболее трудным заданием, обычно они ограничиваются перечислением предметов и их частей. Активная речь может служить средством общения лишь в особых условиях, требующих постоянного побуждения в виде вопросов, подсказок, поощрительных высказываний.

Дошкольники не могут обозначить словом свои эмоциональные состояния, внутренние переживания. У них возникают трудности при оценке событий, эмоциональных ситуаций, чувственных переживаний других людей, а также героев стихов, сказок, рассказов, характерны проявления гипомимии – бедности выражения эмоций мимическими средствами, что традиционно объясняется особенностями моторики.

ОНР может проявляться в разной степени. В связи с этим Р.Е. Левиной и сотрудниками ее лаборатории в 1969 году были выделены три уровня, которые охарактеризовали проявления общего недоразвития речи: от полного отсутствия речевых средств об­щения до развернутых форм связной речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического недоразвития.

Характеристика

Системное недоразвитие речи (СНР) – комплексное расстройство развития аппарата речи у ребенка, характеризующееся несформированностью процесса говорения и восприятия речевых сообщений.

Нарушены следующие языковые элементы:

  • Лексика

Ребенок не владеет словарным запасом в том объеме, который он должен освоить в своем возрасте;

  • Фонетика

Отдельные буквы, звуки, либо группы произносятся неправильно;

  • Грамматика

Присутствуют нарушения при выборе падежных окончаний, при составлении слов, предложений и пр.

Такую группу отклонений составляют нарушения, которые квалифицируются в существующих классификациях как моторная алалия или общее недоразвитие речи.

Мальчик молчит

Термин системное недоразвитие речи (СНР) введен Р.Е. Левиной, используется при диагностике речевой деятельности детей с умственной отсталостью. Детям с органическим поражением мозга, для которых характерны вторичные нарушения речи, логопеды ставят диагноз СНР на фоне органического поражения мозга. Детям с сохранным интеллектом и слухом ставится диагноз ОНР – общее недоразвитие речи.

Окончательный диагноз может быть поставлен только после того, как с ребенком проведут беседы сразу три специалиста: невролог, психолог и логопед. Кроме того, такой диагноз не ставят детям, не достигшим возраста пяти лет.

Причины

Выделить конкретную причину речевых расстройств системного характера непросто, часто значение имеет не один, а совокупность факторов.

Перечислим основные:

  • Травмы головы, полученные во время родов или в первые годы жизни ребенка.
  • Тяжелое течение беременности. К этой группе причин относят: серьезные инфекционные болезни в период вынашивания малыша, употребление алкоголя или курение, тяжелые хронические инфекции и прочее.
  • Гипоксия плода.
  • Неблагоприятная ситуация в семье: грубое и невнимательным отношением к ребенку, частые ссорами между родственниками, слишком строгие методы воспитания, либо прочим.
  • Заболевания ребенка также могут привести к СНР. К таким болезням относят астению, ДЦП, синдром Дауна, рахит, серьезные патологии ЦНС.
  • В редких случаях системное недоразвитие речи легкой степени возникает, как реакция на перенесенную вирусную или бактериальную инфекцию.

Мальчик рисует

Симптомы и причины недоразвития речи

СНР диагностируется у детей старше 5 лет и представляет собой разновидность речевой патологии, при которой у ребенка диагностируются тяжелые отклонения процесса формирования всех основных составляющих языкового аппарата – фонетики, грамматики, лексики.

  • Свое первое, четкое и осознанное слово ребенок говорит намного позже нормы – в 4-летнем или 5-летнем возрасте.
  • Детская речь отличается аграмматичностью и неправильным фонетическим оформлением.
  • В более старшем возрасте, после 5-6 лет, речь ребенка остается невнятной и малопонятной даже родителям.
  • Причины развития патологий речевого аппарата могут быть достаточно многочисленными. Выделяют ряд вредоносных факторов внутреннего и внешнего воздействия, которые оказывают негативное воздействие на организм и приводят к развитию серьезных патологических процессов.

  • Болезни женщины на протяжении беременности, аборты, гинекологические проблемы, сильный токсикоз, сахарный диабет, первые роды в слишком молодом или зрелом возрасте, употребление спиртного и курение во время вынашивания ребенка.
  • Гипоксия плода – его недостаточное снабжение кислородом на протяжении внутриутробного периода, что приводит к тяжелым патологиям развития.
  • Признаки

    Как понять, что ребенок отстает и заподозрить, что имеет место задержка психического, речевого или интеллектуального развития до того, как чаду исполнится пять лет?

    1. Первые тревожные звоночки могут наблюдаться еще на первом году жизни. Что должно насторожить: в ответ на слова и звуки, произносимые взрослыми, кроха не пытается воспроизвести что-то свое.
    2. В возрасте от года до полутора лет ребенок учится имитировать звуки, произносимые близкими, а также показывать на предметы по просьбе мамы. Если этого не происходит, необходимо задуматься.
    3. Следующий рубеж – 2 года. Здесь ребенок должен уметь говорить слова или словосочетания по собственному желанию, то есть, спонтанно.
    4. В три года взрослые должны понимать примерно две трети того, что говорит чадо, в четыре года – смысл абсолютно всех слов. Если этого не происходит, необходимо получить консультацию специалиста.
    5. В пять лет, когда речь уже идет о таком диагнозе, как СНР, признаки могут быть такие: речь остается невнятной, ее трудно понять; между импрессивной и экспрессивной речью нет согласованности – ребенок все понимает, но высказаться сам не может.

    Мальчик и его мама

    Классификация

    Степень СНРПризнаки
    ЛегкаяСлабый для конкретного возраста словарный запас; нарушения в произношении некоторых звуков; дисграфия; неточности в употреблении предлогов, косвенных падежей множественных чисел и других сложных моментов; плохое понимание причинно-следственных связей.
    СредняяСложность при восприятии длинных предложений, слов в переносном значении и пр.; трудности с построением смысловой линии при пересказе; ребенок не умеет согласовывать род, падеж, число, либо делает это с ошибками; фонематический слух недоразвит; слабая активная речь; координация движений языка при артикуляции нарушена; словарный запас бедный.
    ТяжелаяВосприятие речи нарушено сильно; связная речь отсутствует; нарушения мелкой моторики; читать и писать ребенок не может, либо делает это с трудом; словарный запас включает несколько десятков слов; сила голоса снижена, интонация монотонная; словообразование отсутствует; ребенок не способен вести диалог, поскольку с трудом понимает даже простые вопросы.

    Важно знать: ставить диагноз, а также выявлять, какой степени расстройства наблюдаются у ребенка, должен только специалист, а не мама или другие родственники.

    Существует и несколько другая классификация, в ее основе – общее недоразвитие речи.

    • 1 уровень: речь отсутствует полностью.
    • 2 уровень – есть только начальные элементы речи с большим количеством аграмматизма.
    • 3 уровень характеризуется тем, что ребенок говорит фразами, но звуковая и смысловая стороны речи недоразвиты.
    • 4 уровень предполагает отдельные проблемы в виде остаточных проблем в таких разделах, как лексика, фонетика, фонематика и грамматика.

    Системное недоразвитие речи средней степени, например, соответствует второму и третьему уровню данной классификации.

    Педагог показывает ребенку карточки

    Системное недоразвитие речи средней степени при умственной отст алости

    Логопедическая характеристика:

    полиморфное или мономорфное нарушение произношения, недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа (в ряде случаев имеются самые простые формы фонематического анализа, при выполнении более сложных форм фонематического анализа наблюдаются значитель­ные трудности); аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения (предложно-падежных конструкциях, согласовании прилагательного и существительного среднего рода в именительном падеже, а также в косвенных падежах); нарушение сложных форм словообразования; недостаточная сформированность связной речи (в пересказах наблюдаются пропуски и искажения смысловых зве­ньев, нарушение последовательности событий); выраженная дис­лексия, дисграфия.

    Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости

    Логопедическая характеристика:

    нарушения звукопроизношения отсутствуют или носят мономорфный характер; фонематическое восприятие, фонематический анализ и синтез в основном сформи­рованы; имеются лишь затруднения при определении количества и последовательности звуков на сложном речевом материале; сло­варный запас ограничен; в спонтанной речи отмечаются лишь еди­ничные аграмматизмы, при специальном исследовании выявляются ошибки в употреблении сложных предлогов, нарушения согласова­ния прилагательного и существительного в косвенных падежах мно­жественного числа, нарушения сложных форм словообразования; в пересказах имеются основные смысловые звенья, отмечаются лишь незначительные пропуски второстепенных смысловых звень­ев, не отражены некоторые смысловые отношения; имеется нерезко выраженная дисграфия.

    В логопедическом заключении определяются: I) степень си­стемного недоразвития речи, 2) нарушения устной речи, 3) нару­шения письменной речи.

    Примерные формулировки логопедического заключения

    • Системное недоразвитие речи средней степени при умствен­ной отсталости.

    Стертая форма псевдобульбарной дизартрии.

    Сложная форма дисграфии (акустическая дисграфия, дисгра­фия на почве нарушения языкового анализа и синтеза).

    • Системное недоразвитие речи легкой степени при умственной отсталости, механическая дислалия.

    Аграмматическая дислексия и дисграфия.

    Глава 3. Рекомендации к постановке логопедического заключения детям с дизартрией М. Е. Мастюковой*

    Диагноз ставится совместно врачом и логопедом. Важно правильно описать речевые и неречевые проявления дизарт­рии, отметить особенности общего речевого развития, определить уровень речевого развития, а также дать качественную характеристику структуры дефекта, отметив, является ли у ребенка дефект только фонетическим или фонетико-фонематическим. В школьном возрасте отмечается влияние речедвигательного дефекта на письменную речь, наличие фонематической или артикуляционно-акустической дисграфии.

    В речевой карте ребенка с дизартрией, наряду с клиническим диагнозом, который ставит врач, отражая по возможности и форму дизартрии, необходимо логопедическое заключение, основанное на принципе системного подхода к анализу речевых нарушений.

    Например:

    1. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетический дефект.

    2. Псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие.

    У школьника может быть такой вариант: псевдобульбарная дизартрия. Фонетико-фонематическое недоразвитие. Артикуляторно-акустическая дисграфия.

    3. Псевдобульбарная дизартрия. Общее недоразвитие речи (III уровень).

    __________________________________________________________________

    * Е.М. Мастюкова Обследование детей с дизартрией, вопросы диагноза / Логопедия: Учебник для студентов дефектологических факультетов педвузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Гуманит. Издательский центр ВЛАДОС, 1999. – 680 с.

    Глава 4. Р екомендации по составлению заключений ПМПК В. М. Акименко*

    * Приводится по книге «Речевые нарушения у детей» / В.М. Акименко. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 141 с. – (Сердце отдаю детям).

    Для дошкольных общеобразовательных учреждений

    Заключение ПМПК:

    ОНР (I, II, III уровня) у ребенка с дизартрией (и т. д.) – тяжелое нарушение речи.

    Рекомендуется воспитание и обучение по программе кор­рекционного учреждения дошкольного образования V вида (группа для детей с ОНР, ФФНР).

    Заключение ПМПК:

    Смешанные нарушения психологического развития с расстройствами артикуляции речи. Несформированность языковых и речевых средств у ребенка у ребенка со ст. ф. дизартрии.

    Рекомендуется воспитание и обучение по программе коррекционного учреждения дошкольного образования VII вида.

    Умственная отсталость

    Системное недоразвитие речи тяжелой степени при умственной отсталости характеризуется следующими признаками:

    • развитие языковой системы существенно отстает от норм (признаки в таблице выше);
    • присутствуют проблемы с памятью;
    • если сложности при определении самых простых понятий и связи между ними;
    • двигательная активность повышена;
    • ребенок не способен сосредоточиться;
    • осознанная воля отсутствует;
    • мышление недоразвито или отсутствует.
    • При ЗПР психоэмоциональные функции ребенка развиты неправильно, что отрицательно сказывается не только на речевом общении, но и на других важных социальных навыках.

    Важно знать: успех коррекционных мероприятий зависит от тяжести самих нарушений, а также от того, насколько своевременно ребенку была оказана помощь специалистов. Задача родителей дошкольников состоит в том, чтобы вовремя заметить отклонения в развитии речи или интеллекта и посетить с ребенком врача.

    Ребенок с нарушением интеллекта

    Особенности развития

    Особенности развития восприятия при умственной отсталости обусловлены различными нарушениями условнорефлекторной деятельности. На его качество оказывают влияние индивидуально-психологические свойства личности, которые у таких детей непременно имеют какие-то дефекты. При этом даже при олигофрении с одинаковыми причинами, к примеру, умственной отсталостью, обусловленной внутриутробной вирусной патологией, уровень способностей восприятия и осмысления может быть разным. Поэтому упомянутый выше принцип доступности должен строиться на базе индивидуального подхода к каждому учащемуся.

    Стоит увидеть: Тревожное расстройство личности

    Педагогам и родителям не следует забывать, что интеллектуальная недостаточность и умственная отсталость не означают только лишь «малое количество ума». Это общие качественные изменения всей психики. Патологические особенности деятельности высшей нервной системы приводят к тому, что страдают все способности, в том числе и восприятия.

    Однако в ряде случаев, несмотря на необратимость процесса, само состояние поддаётся существенной коррекции. Для успешности же процесса необходимо ставить адекватные случаю цели и коррелировать сам процесс обучения с истинным состоянием детей.


    Особенности чувственного познания при умственной отсталости могут быть такими же неразвитыми, как и интеллектуальные

    Ошибочно считать, что особенности чувственного познания при умственной отсталости выше, чем непосредственно интеллектуальные, поскольку сама патология касается всего психического развития. К особенности представлений при умственной отсталости является потеря чёткой координации предмета в пространстве и исключение непонятных деталей. Так, когда их просят нарисовать часы, то они рисуют их без секундной стрелки, а ключ без бороздок. Это связано с тем, что мышление не может сформировать полноценный образ предмета по его функциональности. Дети с умственной отсталостью могут не просто не понимать, но и игнорировать существование того, что им непонятно.

    Рейтинг
    ( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: