Брадилалия, брадифразия (замедленный темп речи)

Характеристика брадилалии

В логопедии брадилалия – это речевое нарушение, при котором страдает темп и ритм речи из-за медленной работы артикуляционного аппарата. Но характеристика болезни не так проста, как кажется. Для устранения такого дефекта недостаточно оказания только логопедической помощи. А в отсутствии грамотной коррекции наступают более серьезные последствия, затрудняющие нормальную жизнь ребенка.

Характеристика брадилалии

Брадилалия – это нарушение темпа речи, которое проявляется не только в замедленном проговаривании слов, но и продумывании мыслей. Другими словами, при таком заболевании страдает как внешняя, так и внутренняя сторона речи, а значит неизбежно проблема касается чтения, письма, образования в целом. Со стороны это видится как очень медленный разговор, с длинными паузами между каждым словом.

Брадилалия у детей опасна еще и тем, что со временем может привести к заиканию. Общая коммуникация настолько сложна, что больной старается избегать любых контактов с другими людьми, появляются психологические проблемы.

Важно! В отличии от многих других речевых нарушений, при брадилалии ребенок осознает свой дефект, а значит довольно быстро понимает собственную неполноценность.

Брадилалия у детей влияет на иэ эмоциональное состояние

Симптомы брадилалии

При брадилалии наблюдается характерная речевая и неречевая симптоматика. Речевой статус пациента с брадилалией характеризуется замедлением темпа как внешней (экспрессивной, произносительной), так и внутренней (импрессивной, мысленной, «про себя») речи; замедленностью процессов письма и чтения. При произнесении слов и фраз отмечается увеличение пауз между словами (интервербальное замедление) и между звуками внутри слова (интравербальное, внутрисловесное замедление), растягивание гласных звуков, скандированность речи.

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

Голос у пациента с брадилалией теряет свою модулированность, становится монотонным, невыразительным, фиксированным на одной и той же высоте; иногда при фонации появляется назальный оттенок (ринофония).

Звукопроизношение и слоговая структура при брадилалии, как правило, не нарушаются: слова произносятся очень медленно, но правильно. Речевое замедление проявляется во всех видах самостоятельной речи: монологе, диалоге, пересказе, рассказе. Также в медленном темпе пациенты читают и записывают слова и фразы; опора на зрительное восприятие не приводит к нормализации темпа речи.

Медлительная, невыразительная речь вызывает раздражение и нетерпение окружающих, препятствует осуществлению общения, поэтому пациенты с брадилалией замыкаются в себе и стараются вообще не говорить.

Неречевые проявления брадилалии представлены, прежде всего, нарушениями общей и мелкой моторики, мимических движений. Обращает внимание общая заторможенность и вялость, неуклюжесть, недостаточная координированность движений, амимичность лица. У лиц с брадилалией замедляется протекание психических процессов: мышления, памяти, внимания, восприятия. Пациенты долго включаются в какой-либо вид деятельности, а, сосредоточившись на нем, с трудом переключаются на другое занятие. К выполнению инструкции приступают только после повторного предъявления задания. Лица с брадилалией склонны к застреванию, бесцельному повторению движений, персеверациям.

При легкой степени выраженности брадилалии речевые и неречевые проявления не вызывают ощутимого дискомфорта. В тяжелых случаях пациенты осознают свой дефект, что приводит к связанным с ним психологическим переживаниям.

Причины нарушения

Этиология брадилалии чаще всего связывается с патологией в устройстве и работе головного мозга. В редких случаях специалисты говорят о неправильном речевом воспитании, но его скорее можно назвать одним из факторов, способствующих развитию болезни, а не истинной причиной. Источниками, которые могут привести к нарушению считаются:

  1. Генетическая предрасположенность, когда болезнь передается от родителя к ребенку.
  2. Сильная интоксикация в период беременности матери или в первый год жизни малыша.
  3. Резус-конфликт крови, при котором мать является носительницей отрицательного, а ребенок – положительного резуса.
  4. Новообразования в головном мозге.
  5. Болезнь Паркинсона.
  6. Черепно-мозговые травмы, полученные в разные периоды жизни.
  7. Менингит, энцефалит и другие инфекционные заболевания, оказывающие влияние на работу головного мозга и ЦНС.
  8. Психические заболевания, такие как олигофрения.
  9. Нарушения в работе мозжечка.

В зависимости от конкретной причины, патогенетические механизмы при брадилалии могут отличаться. Так, характеристика мозжечкового нарушения предполагает немодулированную речь. Она теряет интонацию, тембр, выраженные в стандартном произношении.

Изменение интонации и тембра голоса при брадилалии

Диагностика брадилалии

Лица с нарушениями темпа речи, в т. ч. с брадилалией, нуждаются в комплексном медицинском и психолого-педагогическом обследовании, которое проводится неврологом, логопедом, психологом, психиатром. При обследовании пациента с брадилалией необходимо подробное изучение анамнеза, касающегося перенесенных заболеваний и повреждений головного мозга; наличия нарушений темпа речи у близких родственников. В ряде случаев для выяснения органической основы брадилалии требуется проведение инструментальных исследований: ЭЭГ, РЭГ, МРТ головного мозга, ПЭТ головного мозга, люмбальной пункции и др.

Диагностика устной речи при брадилалии включает оценку строения органов артикуляции и состояния речевой моторики, экспрессивной речи (звукопроизношения, слоговой структуры слова, темпо-ритмической стороны речи, особенностей голоса и т. д.). Диагностика письменной речи предполагает выполнение заданий на списывание текста и самостоятельное письмо под диктовку, чтение слогов, фраз, текстов. Наряду с диагностическим обследованием речи, при брадилалии проводится изучение состояния общей, ручной и мимической моторики, сенсорных функций, интеллектуального развития.

При постановке логопедического заключения важно дифференцировать брадилалию от дизартрии и заикания.

Виды брадилалии и их характеристика

Как таковая классификация брадилалии не определена, но специалистами принято разделять 3 степени болезни: легкую, среднюю и тяжелую. Первые две могут быть даже не заметны окружающим. Третья – нарушает коммуникацию больного.

Характеристика тяжелой степени брадилалии

Такая брадилалия – патологически замедленный темп речи и ключевое слово в определении «патология». Это значит, что если остальные формы брадилалии требуют незначительной коррекционной работы, то для устранения тяжелого дефекта не обойтись без многостороннего лечения. Болезнь сопровождается множеством симптомов, проявляющихся не только в речевой, но и в двигательной сфере.

Речевые проявления Двигательные проявления
  • Замедление темпа внутренней и внешней речи
  • Низкая скорость чтения, письма
  • Гласные звуки произносятся более растянуто, чем это требуется
  • Длинные паузы во время проговаривания
  • Монотонность, слабая эмоциональность
  • Медленные, даже вялые движения
  • Слабая мимика
  • Неразвитая моторика и координация, из-за чего появляется неуклюжесть
  • Проблемы с мелкой моторикой
  • Застревание на одной деятельности, движениях

Важно! Механизм и структура дефекта при брадилалии не меняют звукопроизношение, а значит фонемы произносятся правильно, просто очень заторможено.

Базовые способы диагностики

Дифференциальная характеристика брадилалии и тахилалии, которая также относится к нарушениям темпа, составляется по результатам тщательной диагностики. Она позволяет дифференцировать заболевания от дизартрии, заикания и других логопедических проблем. При брадилалии механизм появления и развития нарушения гораздо сложнее, чем при многих других схожих проблемах, поэтому диагностическое обследование затрагивает 3 сферы: медицинскую, психолого-педагогическую и логопедическую. Стандартные способы исследования каждой сферы представлены на схеме.

Диагностируемые сферы при брадилалии

Медицинская характеристика болезни составляется по результатам консультации невролога и психиатра. Они не только изучают анамнез обследуемого, но и назначают специальные обследования головного мозга. Психолого-педагогическую диагностику проводят психолог и дефектолог, преимущественно с помощью тестов и индивидуальной беседы.

Логопедическая характеристика составляется по стандартной схеме. Изучается состояние органов артикуляции, моторики, произношения. Для этого используется различный дидактический материал, личная беседа. По результатам всех обследований составляется письменная клинико-психолого-педагогическая характеристика лиц с брадилалией.

Какие делаются обследования

Для составления полной характеристики брадилалии и выявления ее причин проводится множество инструментальных медицинских исследований. Самые распространенные среди них:

  1. Магнитно-резонансная томография
  2. Электроэнцефалография
  3. Позитронно-эмиссионная томография
  4. Реоэнцефалография
  5. Люмбальная пункция

На их основе изучается органическая сторона болезни, продумывается лечение и коррекция.

Важно! Проведение диагностики не должно быть единичным. По ходу проведения коррекционной работы и на фоне приема медицинских лекарств обследования проводятся повторно, чтобы увидеть изменения.

Диагностика голоса при брадилалии

Основные способы лечения и коррекции

Устранение дефекта также носит комплексный характер. Используются медицинские, психотерапевтические и логопедические методики. Их характеристики представлены в таблице.

Сфера воздействия Методики
Медицинская
  • Назначение лекарственных средств и витаминов
  • Лечебная физкультура
  • Физиотерапия
  • Бальнеотерапия
Психотерапевтическая
  • Психотерапевтические занятия
  • Аутогенные тренировки
Логопедическая
  • Логоритмические занятия
  • Логопедический массаж
  • Развитие моторики

Характеристика логопедической работы

Основная задача логопеда при проведении коррекционной работы ребенка с брадилалией: развитие быстрых и четких артикуляционных движений. Ускорение темпа речи проводится в несколько этапов:

  1. Специалист задает темп одной фразой, сопровождаемой дирижированием, хлопками, другими ритмичными движениями. Ребенок повторяет фразу, подстраиваясь под указанный темп.
  2. Далее предлагается упражнение со стихотворением, строчки из которого повторяются с максимально возможной скоростью.
  3. Затем темп закрепляется при рассказывании сказок, чтении, присоединяется выразительность, эмоциональность.
  4. На последнем этапе работу проводят с помощью скороговорок, чистоговорок.

Характеристика упражнений может в некоторой степени изменяться, подстраиваясь под возможности ребенка. Дополнительно проводятся упражнения, направленные на ускорение внутренней речи. При своевременной и качественной логопедической работе, прогноз для детей благоприятен, хотя еще долгие годы будет требоваться контроль со стороны родителей или самоконтроль.

Логопедические занятия при брадилалии

Коррекция нарушения

Цель терапии в данном случае заключается в выработке быстрых и правильных речевых реакций, развитии просодической стороны речи, т. е. единство взаимосвязанных компонентов, которые влияют на внятность и эмоциональную окраску.

При лечении брадилалии применяются:

  1. Специальные занятия для выработки быстроты речи, выразительности звучания речи, проводятся с ускорением речи, темп которой задаёт логопед и поддерживает с помощью дирижирования и хлопков. В дальнейшем упражнения постепенно усложняются от проговаривания слогов, слов, предложений до чтения текста в ролях, декламирования стихотворений и скороговорок.
  2. Для нормализации общей и речевой моторики необходим логопедический массаж, подвижные игры, включающие в себя элементы спорта, занятия ручным трудом, музыкальная терапия, танцевальная терапия, пение. Темп речи эффективно ускоряется благодаря регулярным занятиям, курс которых может длиться от полу — года до года.
  3. Для нормализации деятельности нервной системы применяется медикаментозное лечение, например, назначаются препараты глютаминовой кислоты, витамины B, C. Также хороших результатов можно добиться с помощью физиотерапевтических процедур, мануальной терапии, водной терапии, лечебной физкультуры.
  4. Для стимуляции речевой активности проводится работа с психотерапевтом, аутогенные тренировки.
  5. С целью придания эмоциональности речи проводятся развивающие игры с отгадыванием загадок, описанием рисунков в книжках, также очень полезно участие в театральных сценках. Очень хорошо, когда такие занятия имеют групповую форму.

Профилактика заболевания

Профилактика тахилалии и брадилалии заключается в предупреждении развития неврологических заболеваний, инфекционных болезней, опасных для ЦНС. Необходимо избегать ситуаций, в которых можно получить травму головы. Ребенок должен придерживаться распорядка дня, правильно питаться.

Что касается речевого развития, то здесь важны создание положительного примера, комфортное и полноценное общение со сверстниками, своевременное обращение к специалистам. Если склонность к брадилалии носит генетический характер, следует ограничить общение ребенка с родственником, страдающим недугом.

Если болезнь была обнаружена на ранней стадии, исправить дефект речи можно довольно быстро и со стойким эффектом. Но поскольку проявиться она может не только в детском возрасте, но и во взрослом, симптомы вполне могут вернуться, при появлении новых причин, способствующих ее развитию. При обнаружении ухудшения состояния следует незамедлительно обратиться к специалисту и начать проведение коррекционных, лечебных, профилактических мероприятий.

Прогноз и профилактика брадилалии

Прогноз относительно преодоления брадилалии наиболее благоприятный в случае раннего начала коррекционной работы и психологических причинах нарушения речевого темпа. Однако даже после выработки требуемого темпа речи, требуется продолжительное наблюдение у специалиста и постоянный самоконтроль.

Замечание 1

Профилактикой брадилалии можно считать предупреждение перинатальных поражений ЦНС, травм головного мозга, нейроинфекций и астенического синдрома. Следует заботиться о нормальном речевом развитии ребенка, окружая его правильными образцами для подражания.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: