Практикум для родителей и детей «Автоматизация звуков в домашних условиях»


Речевая карта ребенка (от 5 до 6 лет)

Скачать оригинал речевой карты

Анкетные данные:

Ф.И.О. ________________________________________ дата рождения ___________________

Домашний адрес _______________________________ номер телефона ___________________

Дата обследования _________________ дата поступления ребенка в группу _____________

Откуда поступил ребенок _________________________________________________________

Ф.И.О.родителей Место работы Должность

Заключение ПМПК ________________________________________________________________

Данные обследования ребенка специалистами:

отоларинголог окулист невропатолог Психиатр

Обращались ли ранее к учителю-логопеду _________ результативность занятий __________

Анамнестические сведения:

1. Сведения о патологии перинатального и раннего постнатального периодов жизни: как протекала беременность ________________ роды ________________ когда закричал ______________________________

2. Сведения о раннем психомоторном развитии: стал держать голову (в норме с 1,5 мес.) ____ вставать (в норме с 10 – 11 м.) ___ сидеть(в норме с 6 мес.) __ ходить (в норме с 11-12 мес.) _____________________________

3. Сведения о раннем речевом развитии: речь фразой (от 1,5 до 2 лет) ______ первые слова (в норме около года) ________________________________

Не прерывалось ли речевое развитие (если да, по какой причине, как долго длилось, с какими последствиями): _____________________________

4. Сведения о микросоциальном окружении ребенка _______________________________

Строение артикуляционного аппарата:

губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы) _________________________________________

зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюсти, отсутствие зубов, двойной ряд зубов) ______

прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрёстный) _____

язык (массивный, маленький, короткий, длинный, гипертрофия корня языка) ____________

уздечка (короткая, укороченная, нормальная, наличие спайки с тканями подъязычной области) _______________________________________________________________________ небо (высокое узкое, готическое, плоское, расщелина, укороченное, субмукозная щель) ______________________________________

Исследование поведения и эмоциональной сферы

Особенности коммуникативной сферы (сразу вступает в контакт, избирательно, проявляет негативизм; общение доброжелательное, активное, пассивное, безразличное, негативное, навязчивое, отказ от общения) ____________________________________________________

Отношение к занятиям (положительная мотивация, отрицательная, неустойчивая) _________________________

Устойчивость эмоциональных реакций (наличие импульсивности или эмоциональная стабильность) ________________________

Исследование неречевых психических функций

Исследование зрительного восприятия:

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Различение цвета, умение соотносить цвета красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, розовый, белый, чёрный
Восприятие формы круг, квадрат, овал, треугольник, прямоугольник, шар, куб

Исследование слухового восприятия:

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Дифференциация контрастного звучания нескольких игрушек Дудочка, колокольчик, бубен, ложки, барабан
Определение направления звука
Восприятие и воспроизведения ритма (5 – 7 лет) — -..-, -..—, —…, …—

• Исследование восприятия пространственных представлений, наглядно-действенного и наглядно-образного мышления (выполняет самостоятельно, по образцу, использует подсказку, метод проб и ошибок):

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Ориентировка в пространстве показать предметы, которые находятся вверху, внизу, впереди, сзади, слева, справа
Ориентировка в схеме собственного тела показать правый глаз, левый глаз, правое ухо, левое ухо
Складывание картинок из частей 5 – 8 частей, вертикальный, горизонтальный, диагональный, разрезы
Складывание фигур из палочек по памяти «домик» и «ёлочка» из 6 палочек, «лесенка» из 7 палочек
Складывание пирамидки из 8 частей


Исследование состояния моторной сферы.

• Состояние общей моторики (объём выполнения движений, точность выполнения, темп, активность, координация движений, переключаемость): Попрыгать на двух ногах, на левой ноге, на правой ноге; прыгнуть в длину с места; потопать ногами и похлопать руками одновременно; бросить мяч от груди из-за головы; подбросить и поймать мяч; перепрыгнуть через небольшую игрушку ____________________________

_________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________

• Состояние ручной моторики (объём движений, темп, способность к переключению, наличие леворукости или амбидекстрии, наличие сопутствующих движении): _________________________________________________

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Кинестетическая основа движений ушки, рожки правой руки, потом левой руки, обеих рук
Кинетическая основа движений упражнение «игра на рояле», ведущей рукой, проба «кулак – ребро – ладонь» ведущей рукой; попеременно соединить 1 со 2,3,4,5 пальцами и обратно
Навыки работы с карандашом умение рисовать прямые, ломаные, замкнутые, линии и человека
Манипуляции с предметами умение застёгивать и расстегивать пуговицы, завязывать и развязывать шнурки

• Состояние мимической мускулатуры (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, активность, мышечный тонус, темп, наличие синкинезий, замедленность движений глазных яблок): ___________________________________________________

_______________________________________________________________________________

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Выполнение упражнений закрыть правый глаз, левый глаз; прищурить глаза; нахмурить брови, поднять брови; надуть щёки; наморщить нос
Наличие или отсутствие сглаженности носогубных складок

• Состояние артикуляционной моторики (наличие или отсутствие движений, точность выполнения, тонус, объём, способность к переключению, замены, синкинезий, тремор, обильная саливация, отклонение кончика языка):________________________________

_______________________________________________________________________________

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Движения нижней челюстью открыть и закрыть рот; открыть и закрыть рот, преодолевая сопротивление кулаком
Движения губ «улыбочка» — «трубочка» (до пяти), «заборчик»
Движения языка «лопатка», «жало», «лопатка – жало» (5 раз), «качели», «маятник», «грибок»
Движения мягкого неба широко открыть рот и зевнуть

Исследование состояния импрессивной речи.

• Пассивный словарь:

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Понимание существительных показать на картинках по просьбе логопеда отдельные предметы, объекты, части предметов и объектов
Умение обобщать игрушки, одежда, обувь, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы
Понимание действий птица летит, рыба плывёт, слон идёт, лягушка прыгает, змея ползёт
Понимание признаков круглое печенье, квадратное печенье, треугольное печенье, овальное печенье; холодное мороженое, горячий чай; горькое лекарство, сладкое варенье

• Понимание различных форм словоизменения:

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Дифференциация ед. и мн. ч. сущ. Глаз — глаза
Стул – стулья
Лист – листья
Окно – окна
Понимание пред./пад. конст. с предлогом В – из, на – с, под – из-под
Дифферен. ум./л. суф. сущ. Дом – домик, стул – стульчик, подушка – подушечка, замок – замочек
Дифференциация форм ед.и мн.ч.гл. птица летит — птицы летят
машина едет — машины едут
Дифференциация глаголов с различными приставками. птица вылетает из клетки
птица влетает в клетку

• Понимание отдельных предложений и связной речи:

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Понимание соотношения между членами предложения Собака бежит за мальчиком. Мальчик бежит за собакой.
Понимание текста «Колобок»

Исследование состояния экспрессивной речи

1. Просодическая сторона речи: • Состояние речевого дыхания (тип дыхания — диафрагмальный, речевое дыхание плавное; недостаточно плавное, речевой выдох продолжительный; не продолжительный (4-5 слов).) _________________________________________________________________

_______________________________________________________________ • Состояние фонации (ритм нормальный, излишне растянута; темп речи замедленный (быстрый); паузы в речи использует излишне часто; голос тихий, сильный, звонкий, хриплый, дрожащий, назализованный, затухающий, глухой, монотонный, слабо-модулированный, модулированный; интонационно маловыразительная (или дифференцированная), основные виды интонации употребляет правильно) ___________________________________

____________________________________________________________

2. Активный словарь.

Обобщение (классификация) Назови одним словом Исследование номинативного словаря Называние предметных картинок по лексическим темам
Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Назвать части тела (предметов) (с 5 лет) Голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот и т.д.
Воротник, рукав, пуговица
Дверца, колеса, руль, кабина
Спинка, ножка, сиденье
Исследование атрибутивного словаря

— Называние цвета (с 5 лет)

— Название формы (с 5 лет) Исследование предикативного словаря — Кто какие звуки издает? — Кто что делает? (Профессии)

Коричневый, розовый, голубой, оранжевый

3. Состояние грамматического строя речи: • Словоизменение:

Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Преобразование существительного единственного числа во множественное (изменение имен существительных по числам): стол, шапка, ухо, жук, глаз, рукав, рот, лист, дерево, окно, воробей, пень, стул, лев, сон, дятел, олень, перо, колесо, лоб.
Употребление сущ. в косвенных падежах без предлога (изменение имен существительных по падежам): И.п. У тебя есть (кто?) Р.п. У них нет (кого?) Д.п. Корм даю (кому?) В.п. Любишь (кого?) Т.п. Доволен (кем?) П.п. Рассказ (о ком?)
Употребление формы Р.п. мн.ч. («Много чего?») Шар – шаров, стол, дом, береза, чашка, книга, дерево, лист, стул, мяч, ключ, карандаш.
Согласование прил. с сущ. в ед. ч. Шар (Какой?), ведро, платье, машина, ботинок.
Согласование существительных с числительными в роде и числе: 1 конь 2 — , 5 — 1 коза, 2 — , 5 -, шар, жук, кукла, дом

• Словообразование:

С 5 лет Первичная д. Повторная д. Итоговая д.
Образование сущ. с уменьшительно – ласкательными суффиксами: -Как назвать маленький предмет? Стол, мяч, дом, кровать, береза, кукла, ложка, шкаф, миска.
Образование названий детенышей: У зайца, у белки, у медведя, у волка

4. Состояние связной речи (Составление рассказа по сюжетной картинке)______________

_______________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________

5. Состояние языковой системы: • Состояние фонематического восприятия (слухо – произносительная дифференциация звуков): Повторение слогов с оппозиционными звуками: па – ба на – га ба – на та – на ва – та та – да мя – ма га – да ка – га да – ма ________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________

Дифференциация по слуху звуков, не смешиваемых в произношении: Показать картинки: мишка – мышка бочка – почка уточка – удочка трава — дрова

• Уровень сформированности навыков анализа и синтеза звукового состава слова: 4 года Есть ли звук Р в слове? Рама, горох, рыба, помидор. _________________________

5 лет Назови первый звук в слове: Аня, Оля, ухо, Ира. _____________________________

• Фонетико-фонематическая система:

Произношение звуков Состояние звуко – слоговой структуры
5 лет
С Ль К Лекарство скворечник Сковород велосипед Сквозняк температура Подснежник инструменты

Водопроводчик чинит водопровод.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Полицейский ездит на мотоцикле.

Регулировщик стоит на перекрестке.

Сь Р Кь
З Рь Х
Зь Й Хь
Ц Д П
Ш Дь Пь
Ж Б М
Щ Бь Мь
Ч В Н
Т Вь Нь
Ть Г Ф
Л Гь Фь
Характер нарушения

Заключение учителя-логопеда:

Первичная диагностика _______________________________________________________

Повторная диагностика ________________________________________________________

Итоговая диагностика _________________________________________________________

Результаты исправления речи ___________________________________________________

______________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Автор материала: Пичугина Алена Алексеевна

Также по теме:

Речевая карта для детей с ФФНР, ФНР

Карточки-задания для совместной деятельности детей и родителей в старшей логопедической группе

Карточки-задания логопеда составлены с учетом перспективного планирования в старшей логопедической группе. Логопедические карточки можно разрезать, размножить на каждого ребенка и выдавать родителям вместе с тетрадью индивидуальной работы в конце недели. Всего разработано двадцать восемь заданий с учетом обследования в сентябре и новогодних каникул в январе.

СЕНТЯБРЬ

Задание № 1

Уметь показывать на себе и называть части тела: лоб, подбородок, локти, ногти, пальцы, брови, ресницы, губы, живот, грудь, шею, плечи, колени.

1. Дидактическая игра «Покажи на кукле и на себе» (один-много)

Глаз — глаза Ухо — уши Рот — Нос — Локоть — Рука — Нога — Бровь —

2. Дидактическая игра «Скажи ласково»:

Нога — Щека — Рука — Глаза — Нос — Ухо — Палец — Рот — Локоть — Язык —

3. Хорошо знать левую и правую руку. Игра «Покажи правильно».

а) покажи правый глаз левой рукой б) левый глаз правой рукой в) правую ногу правой рукой д) левое ухо правой рукой

4. «Отгадай загадки». Выучи одну по выбору, нарисуй картинку — отгадку:

Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык) Два соседа-непоседы, день на работе ночь на отдыхе. (Глаза) Пять братьев, всем одно имя. (Пальцы)

Задание № 2

1. Назови, какие игрушки ты знаешь. Назови свои любимые игрушки.

2. Назови правильно: кукла-куклы,

Мяч — Пирамида — Кубик — Флажок — Шар — Матрешка — Машина — Мозаика —

3. Назови ласково:

Шар — Мяч — Флаг — Кукла — Машина — Коляска —

4. Отгадай загадки. Выучи одну по выбору:

Упадет-поскачет, ударишь не плачет. (Мяч) Твой хвостик я в руке держал, он полетел — я побежал. (Воздушный шарик) Сверху кожа, снизу тоже, а в середине пусто. (Барабан)

5. Нарисовать мяч, пирамидку, раскрасить цветными карандашами, закрепить знания цветов.

ОКТЯБРЬ

Задание № 3

Ответь правильно: Какие ты знаешь овощи? Где растут овощи? Когда собирают овощи? Из чего делают салат? Суп? Борщ?

1. Назови так: огурец-огурцы, помидор-помидоры, кабачок -…, баклажан -…

2. Назови так: огурец-огурчик, помидор-помидорчик, горох -…, редиска -…, чеснок -…, лук -…, картошка-…

3. Подобрать как можно больше определений к овощам: лук, морковь, огурец, капуста, помидор, отвечая на вопрос: какой? какая?, какое? Например: помидор (какой он?) – красный, круглый, спелый, большой, сочный, гладкий, мягкий, вкусный.

4. Отгадать загадки, выучить одну по выбору:

Семь одежек и все без застежек. (Капуста) Ни окон, ни дверей — полна горница людей. (Огурец) Красна девица сидит в темнице, а коса на улице. (Морковь)

5. Придумать 5 слов на звук А. Записать. Нарисовать в тетради несколько картинок на этот звук.

6. Штриховка овощей, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание № 4

1. Ответь правильно: какие ты знаешь фрукты? Где растут фрукты? Когда их собирают? Из чего варят компот? Из чего делают сок?

2. Скажи правильно: сок из яблок-яблочный сок,

сок из груш -…, из винограда -…, из персиков -…, из слив -…,

3. Назови так: яблоко-яблоки,

груша — груши, лимон -…, апельсин -…, абрикос -…, слива -…, персик -…,

4. Назови так: яблоко-яблочко, лимон-лимончик, апельсин-…,

5. Подобрать как можно больше определений к фруктам: яблоко, груша, виноград, лимон, слива, отвечая на вопрос ( какой?, какая? какое?)

6. Отгадать загадку, выучить ее наизусть:

На сучках висят шары, потемнели от жары. (Сливы).

7. Придумать 5 слов, которые начинаются со звука У. Записать, нарисовать картинки.

8. Определить, с какого звука А или У начинаются слова: астра, утка, аист, улитка, умный, азбука, ужин.

9. Обводка, штриховка фруктов.

Задание № 5

1. Знать и называть осеннюю одежду, обувь.

2. Отгадать загадку: кто мы?

«В ясный день сидим мы дома, Дождь идет — у нас работа: Топать, шлепать по болотам». (Резиновые сапоги)

3. Употреблять правильно слова: одеть, надеть.

Брата-малыша одень. Чтоб гулять и не замерзнуть, надо шапку надевать. Куклу надо одевать. Майку надо надевать. Это твердо надо знать.

4. Назови ласково: шапка-шапочка, шарф -…, сапоги -…, кепка -…, куртка -…, ботинки -…

5. Назови так: шапка-шапки, шарф-…, сапог-…, кепка-…, куртка-…, кофта-…, плащ-…

6. Ответь, что лишнее? Почему?

Куртка, плащ шапка, ботинки. Сапоги, свитер, ботинки, босоножки.

Придумать 5 слов, которые начинаются на звук И. нарисовать несколько картинок.

7. Хлопни в ладоши, когда услышишь слово со звуком О. Дом, крыша, дверь, окна, метро, трамвай, поезд, пальто, рубашка, окунь, дым.

8. Штриховка одежды, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание № 6

1. Поговорить с ребенком об осени, обратить внимание на погоду, на изменения в природе, на поведение птиц и животных. Вспомнить, чем занимаются осенью люди на огородах. Что они собирают? (повторить задание № 3, 4 овощи-фрукты). Знать, какие машины облегчают труд людей на уборке урожая.

2. Скажи так: поливают-поливали, собирают-собирали, носят-носили, копают-копали.

3. Ответь: Что можно купить в овощном магазине? (закрепить понятия овощи-фрукты)

4. Что лишнее? Почему?

Яблоко, морковь, мандарин, лимон. Свекла, лук, груша, чеснок. Репа, персик, абрикос, слива.

5. Придумай 5 слов, которые начинаются на звук Э. Нарисуй картинки.

6. Скажи, какие гласные звуки ты знаешь? (А, О, У, Э, Ы) Назови слова с этими звуками.

7. Ответь, с какого звука начинаются слова: осень, Ира, утка, экскаватор, аист.

8. Определить на слух, сколько звуков произнес взрослый, назвать первый, второй звук.

АУ, ОУ, ИЭ, ЫИ, ОА

НОЯБРЬ

Задание № 7

1. Ответь, какие деревья растут на участке в детском саду, в твоем дворе? Уметь показывать и называть части дерева: ствол, ветки, листья, кора, почки.

2. Скажи так: дерево-деревья,

ствол -…, лист -…, пень -…, ветка -…, сук -…, корень -…

3. Отгадай загадку, выучи ее наизусть: «Летом вырастают — зимой опадают» (Листья).

4. Подобрать действия к слову «листья» (что делают?) — желтеют, опадают, кружатся, летят, шуршат, мокнут, вянут, сохнут и т.д.

5. Скажи так: лист клена — кленовый лист,

лист березы -…, лист осины -…, лист дуба -…, ветка ели -…, шишка сосны -…, прутик ивы -…

6. Придумать 5 слов, которые начинаются на звук М. Записать. Нарисовать картинки.

7. Скажи, сколько звуков ты услышал (ла)? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

АМ, УМ, ОМ, ИМ

8. Обводка, штриховка листьев, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание № 8

1. Повторить признаки осени. Знать названия осенних месяцев. Нарисовать картинку «Осень». Составить небольшой рассказ об осени. (5-6 предложений) по своей картинке.

2. Ответь: как называются птицы, которые улетели в теплые края? (перелетные)

3. Скажи так: ласточка-ласточки,

аист-…, грач-…, скворец-…, жаворонок-…, журавль-…, щегол-…

4. Образовать с помощью различных приставок (у, при-, от-, пере -, в -, вы -) слова-действия. Какое слово получится, если к слову «летают» добавить у- (улетают), при- (прилетают) пере- (перелетают) и т.д.

5. Придумать 5 слов, которые начинаются на звук П. Записать. Нарисовать картинки.

6. Сколько всего звуков ты услышал (ла?). Назови первый? Второй? Как будет вместе?

АМ УП

7. Обводка, штриховка птички, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание № 9

1. Ответь: какие предметы посуды ты знаешь? Где делают посуду? Из чего делают? (из стекла, фарфора, металла, пластмассы). Какой бывает посуда? (чайная, кухонная, столовая).

2. Назови так: чашка-чашечка,

блюдце-блюдечко, кастрюля-…, ложка-…, вилка-…, терка-…, нож-…

3. Назови так: чашка — чашки,

кастрюля-…, ложка-…, вилка-…, терка-…, нож-…, тарелка-…

4. Скажи так: стакан из стекла — стеклянный,

чашка из фарфора-…, нож из металла-…, терка из пластмассы-…, подставка из дерева-…

5. Подобрать признаки к словам: чашка, тарелка, стакан, блюдце. Например: чашка (какая?) фарфоровая, хрупкая, гладкая, блестящая, красивая, большая, глубокая, удобная, и т.д.

6. Отгадай загадку, выучи ее наизусть:

Из горячего колодца через нос водица льётся. (Чайник). Нарисуй отгадку, красиво раскрась.

7. Придумать по 5 слов, которые начинаются на звуки Т, К. Записать.

8. Сколько звуков ты слышишь? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

АК, УТ, ОК, ОТ

Задание № 10

1. Знать домашних животных. Почему их так называют? (живут рядом с человеком, человек за ними ухаживает, приносят пользу). Знать, какую пользу приносит каждое домашнее животное.

2. Знать детенышей домашних животных. У собаки-щенок, щенки. У кошки-котенок, котята,

у козы-…, у коровы-…,, у лошади-…, у свиньи-…

3. Отгадать загадку, выучить ее наизусть.

Гладишь — ласкается, дразнишь-кусается, На цепи сидит — дом сторожит.

Нарисуй собачку, скажи какой первый звук в этом слове?

4. Хлопни в ладоши, если услышишь в слове звук С: стол, коньки, молоко, стакан, лес, нос, губы, стакан, сом, рак, носки, сапоги, санки.

5. Ответь, где в слове слышится звук С (в начале, середине, конце) : стакан, коса, нос.

6. Сколько звуков ты слышишь? Назови первый? Второй? Как будет вместе?

СА, СО, СУ, СЫ

ДЕКАБРЬ

Задание №11

1. Повторить задание №10

2. Скажите так: котенок – котята,

щенок — …, ягненок — …, козленок — …, жеребенок — …, теленок -…, поросенок — …

3. Скажите так: котенок – много котят,

щенок — …, ягненок — …, козленок — …, жеребенок — …, теленок — …, поросенок — …

4. Дидактическая игра «Кто как кричит?» — уточнить названия действий животных.

Кошка – мяукает, лошадь — …, корова — …, собака — …, свинья-…, овца-…

5. Дидактическая игра «Кто, где живет?»

Собака живет в конуре, свинья живет -…, коза-…, лошадь- …

6. Определить место звука «С» (начало, середина, конец) в словах: мост, колбаса, салют, вопрос, хвост, салат, светофор, снег, класс.

7. Придумать 5 слов со звуком «С» в начале, в середине и в конце слова. Записать.

8. Обводка, штриховка домашних животных, (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом)

Задание №12

1. Назови диких животных наших лесов. Знать, почему они так называются, (живут в лесу и сами добывают пищу)

2. Скажи так:

белка – много белок, медведь — …, лиса — …, ёж — …, волк — …, заяц — …, лось — …, кабан -…

3. Назови детенышей: у лисы – лисенок, лисята, у волка — …., у медведя — …

4. Отгадать загадки, выучи одну на выбор:

а) Хвост пушистый, мех золотистый, в лесу живет, в деревне кур крадет. (Лиса)

б) Кто зимой холодной ходит злой, голодный? (Волк)

в) Под соснами, под ёлками лежит мешок с иголками. (Ёж)

5. Образовать слова, отвечающие на вопросы: чей, чья, чьё, чьи?

У зайца заячий хвост, заячья лапа, заячье ухо, заячьи следы.

У лисы …, у волка …, у медведя …

6. Определить место звука «З» (начало, середина, конец)в словах: газон, Зоя, гнездо, заяц, кузнец, золото

7. Придумать 5 слов со звуком «З» в начале и в середине слова. Записать. Нарисовать 2- 3 картинки со звуком «З» в начале и в середине слова.

Задание №13

1. Ответь: как называют птиц, которые у нас зимуют? (зимующие) Назови их, (голуби, снегири, галки, вороны, сороки, дятлы, чечетки, воробьи). Зачем для птиц зимой делают кормушки? Какой корм дают птицам?

2. Скажи так:

снегирь – снегири – много снегирей, синица — …, дятел — …, ворона — …, сорока — …, воробей — ….

3. Отгадать загадку, уметь четко её проговорить:

Что за стол среди берез под открытым небом? Угощает он в мороз птиц зерном и хлебом. (Кормушка).

4. Определить место звука «Ш» (начало, середина, конец) в словах: шарф, мешок, вишни, шапка, ландыш, душ.

5. Сколько всего звуков? Назови первый, второй. Как будет вместе? ША, ШУ, АШ, ОШ

6. Придумать по 5 слов со звуком «Ш» в начале, в средине и в конце слова. Записать. Нарисовать несколько картинок.

Задание №14

1. Какое сейчас время года? После какого времени года наступает зима? Какое время года будет после зимы? Сколько месяцев длится зима? Какая погода зимой? Чем покрыты реки и озера?

2. Ответь: лед какой? (гладкий, хрупкий, скользкий и т.д.) снежинка какая? — …, снег — … Записать.

3. Отгадать загадки:

а) Снег на полях, лед на реках, вьюга гуляет — когда это бывает?

б) Без рук, без ног, а рисовать умеет.

4. Нарисовать в тетради картинку «Зима». Составить рассказ по сюжетной картинке.

5. Уметь придумывать слова со звуком «С» и «Ш» в разных позициях.

6. Определить место звука «Ш» в словах: шофер, шарф, камыш, мишка, шалаш. Звука «С» в словах: сосулька, троллейбус, слива, сосиска, снежинка, трос.

7. Разобрать слова СУП и ДУШ по схеме:

Сколько всего звуков в слове? Назови первый, второй, третий. Как будет вместе? Сколько в этом слове гласных звуков? Назови. Сколько согласных? Назови.

ЯНВАРЬ

Задание №15

1. Составить и записать небольшой рассказ « Как мы готовились и провели новогоднюю ёлку»

а) Как мы готовились к ёлке б) Как украшали ёлку в) Как мы веселились у новогодней елки г) Что мне больше всего понравилось на новогоднем празднике?

2. Отгадать загадку:

Я прихожу с подарками, блещу огнями яркими. Нарядная, забавная, на Новый год я – главная.

3. Образовать слова, отвечающие на вопросы: какой, какая, какие, какое?

Из ваты – ватный снеговик, ватная игрушка, ватное украшение, ватные игрушки.

Из бумаги — …, из картона — …, из стекла — …, из пластилина — …, из пластмассы — …, из поролона — …

4. Придумать по 5 слов со звуком «Ц» в начале, в середине и в конце слова. Записать. Нарисовать по 2-3 картинки со звуком «Ц» в разных позициях.

5. Сколько всего звуков? Какой 1-ый, 2-ой? Скажи вместе. Назови гласный, назови согласный звук.

АЦ, ЦО, ЦУ, ИЦ

6. Нарисовать крупно любимую елочку, нанести узор.

Задание №16

1. Повторить задание №15.

2. Расскажи, в какие игры можно играть зимой?

3. Составь рассказ «Как ребята слепили снеговика»

План: Какой был день? Что задумали сделать ребята? Как они работали? Какой получился снеговик? Рассказ записать.

4. Дидактическая игра «Слова рассыпались» (правильно составить предложение):

Ребята, на, катались, с, санках, горы Слепили, во, девочки, дворе, снеговика На, любят, кататься, лыжах, мальчики Весело, в, играли, дети, снежки

5. Определить место звука «Ж» в словах: жук, ножи, жаба, пижама, Жора, Женя, мороженое, живот.

Разобрать слово ЖУК по схеме (см. задание №15)

Нарисовать снеговика.

ФЕВРАЛЬ

Задание №17

1. Ответь: Какой транспорт ты знаешь? Как называется транспорт, который перевозит пассажиров? (пассажирский), назови. Как называется транспорт для перевозки грузов? (грузовой), назови.

2. Знать части машины: кузов, кабина, колеса, сиденье, фары, руль, дверцы, дворники.

3. Закрепление названий профессий на транспорте:

Ответь: кто управляет машиной? (водитель, шофер)

— кто водит поезд? (машинист) — кто управляет самолетом? (летчик, пилот) — кто управляет пароходом? (капитан)

4. Придумать по 5 слов со звуком «Ж» в начале и в середине слова. Записать. Нарисовать картинки.

5. Разобрать слово ЖАР по схеме (см. задание №15)

6. Отработать произношение трудных слов: милиционер, регулировщик, велосипедист, мотоциклист.

Задание №18

1. Дидактическая игра «Дополни предложение нужным словом»:

— по воздуху люди передвигаются на … — по суше люди передвигаются на … — по воде люди передвигаются на …

2. Сказать с числами 2 и 5 слова:

Поезд – два поезда, пять поездов,

трамвай — …, машина — …, грузовик — …, автобус — …, пароход — …, троллейбус — …, электричка — …, самолет-…

3. Повторить задание со звуками «Ш» и «Ж»

Выучить наизусть скороговорку:

У Жени и Шуры жил журавль Жура.

4. Обводка, штриховка транспорта (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

Задание №19

1. Назови мебель. Где делают мебель? Из чего делают мебель? Где покупают мебель?

Назови так: шкаф – шкафы – много шкафов,

стол — …, кресло — …, кровать — …, диван — …, стул — …, комод-…

2. Сказать с числами 2 и 5 слова: стол, стул, кресло, сервант, диван

3. Отгадать загадку, выучить ее наизусть:

Под крышей четыре ножки, а на крыше суп да ложки. (Стол)

4. Составить рассказ о предмете мебели (стол, диван, кровать, шкаф) по выбору.

Нарисовать картинку.

План:

— о каком предмете мебели ты будешь рассказывать? — какой формы, цвета, что у него есть, из чего сделан? — зачем он нужен в комнате?

Например: Это стул. У стола есть спинка, сиденье, четыре ножки. Стул сделан из дерева. Сиденье покрыто тканью. Стул нужен для того, чтобы на нем сидеть.

5. Определить место звука «Ж» в словах: жук, ножи, желуди, мороженое. Звука «З» в словах: зубы, резинка, ваза, заяц, корзина.

Задание №20

1. Знать 23 февраля – День защитника Отечества.

2. Сказать с числами 2 и 5 слова:

моряк, пехотинец, танкист, солдат, артиллерист, ракетчик, летчик, пограничник.

3. Закончить предложение словами из п. 2

« На параде мы любовались моряками, пехотинцами …

4. Определить место звука «Ч» в словах: чай, ключ, врач, чеснок, вечер, печенье, чулки, мяч, перчатки.

5. Нарисовать праздничную картинку.

МАРТ

Задание № 21

1. Знать – 8 Марта – Международный женский день.

Выучить стихотворение. Четко произносить звуки. На свете добрых слов живет немало, Но всех добрее и важней одно: Из двух слогов простое слово «мама», И нет слова нужнее, чем оно.

2. Подобрать ласковые слова к словам: «мама», «бабушка». Записать.

3. Рассказать о своей маме. План:

— как зовут твою маму? — рассказать о работе мамы (назвать, где и кем работает, что делает на работе). — за что ты любишь свою маму?

4. Нарисовать цветы для мамы и бабушки.

Задание № 22

1. Ответить правильно: Какое время года наступило? Как ты догадался? (солнце светит ярче, пригревает, на деревьях набухают почки, тает снег, капает капель, дни стали длиннее, а ночи короче).

2. Выучить наизусть стихотворение И. Токмаковой «Весна»

К нам весна шагает быстрыми шагами И сугробы тают под ее ногами; Черные проталины на полях видны, Видно, очень теплые ноги у весны.

3. Нарисовать картинку «Ранняя весна». Составить рассказ по этой картинке. (7-8 предложений). Записать.

4. Подобрать слова-определения: снег ранней весной (какой?) – зернистый, тяжелый, темный, липкий. Небо — …, солнце — …, воздух — …

5. Образовать новые слова:

чистый – чисто, легкий – легко, теплый — …, высокий — …, светлый — …, темный — …, тяжелый — …, холодный — …

6. Придумать по 5 слов со звуком «Ч» в начале, в середине и в конце слова. Записать. Нарисовать картинки с этим звуком.

Задание № 23

1. Повторить тему «Одежда».

Знать швейные принадлежности: нитки, иголки, наперсток, пуговицы, ножницы, булавки, сантиметр, швейная машина.

2. Образовать слова, отвечающие на вопросы какой, какая, какие, какое?

Рубашка из ситца – ситцевая, халат из шелка -…, брюки из шерсти — …, пальто из драпа — …, платье из капрона — …, кофта из фланели — …

3. Сказать с числами 2 и 5 слова: пуговица, иголка, наперсток, булавка, сантиметр.

4. Определить место звука «Щ» в словах: ящерица, лещ, щенок, щука, щель, плащ, овощи, роща, ящик.

5. Крупно нарисовать платье, украсить его узорами.

Задание № 24

1. Знать о профессиях врача, повара, шофера, летчика, капитана, дворника, продавца, портнихи. Ответить: что делает повар? (варит, печет, жарит и т.д.) Что делает воспитатель, нянечка, портниха , врач?

2. Сказать правильно: дерево – деревянный,

стекло – стеклянный, кожа — …, железо — …, пластмасса — …, бумага — …, снег — …, резина — …, мех — …, песок — …, кирпич — …

3. Подобрать слова, про которое можно сказать деревянный, кожаная, бумажные.

Записать.

Например: бумажный платок, бумажная игрушка, бумажные салфетки, бумажное полотенце.

4. Придумать по 5 слов со звуком «Щ» в начале, в середине и в конце слова. Записать.

5. Нарисовать картинки с этим звуком.

АПРЕЛЬ

Задание № 25

1. Какие строительные профессии ты знаешь?

2. Отгадать загадку, выучить наизусть:

Вот на краешке с опаской он железо красит краской. У него в руках ведро, сам расписан он хитро. (Маляр)

3. Ответить предложением на вопросы:

Кто штукатурит дом? (Дом штукатурит штукатур). Кто красит стены?.. Кто вставляет стекла?.. Кто работает на экскаваторе?.. Кто кроет крышу?.. Кто делает двери? Рамы?.. Кто монтирует дом?.. Кто работает на кране?..

4. Определите место звука «Л» в словах: зал, лук, молоко, пенал, ложка, ласточка, бутылка, пчела. Разобрать слова: лук, пол, лоб по схеме (см. задание №15). Записать.

Задание № 26

1. Знать – 12 апреля – День космонавтики. Назови космонавтов, которых ты знаешь.

2. Выучить стихотворение (правильно произноси все звуки):

Взлетел в ракете русский парень- Всю землю видел с высоты. Был первым в космосе Гагарин Каким по счету будешь ты?

3. Сказать с числами 2 и 5:

1 космический корабль, 2 — 5 – 1 космический луноход, 2 — 5 – 1 космическая ракета, 2 — 5 –

Составить с этими словами предложения.

4. Придумать по 5 слов со звуком «Л» в разных позициях. Нарисовать картинки.

5. Обводка, штриховка ракеты (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

Задание № 27

1. Поговорить с ребенком о признаках весны, о жизни растений, животных весной.

2. Придумать как можно больше слов, отвечающих на вопросы: Что делать? Что делают? По теме «Весна»: трава …, птицы …, деревья …, дети …

3. Сказать так: один грач – два грача – пять грачей.

Скворец — …, чайка — …, ласточка — … жаворонок — …

4. Определить место звука «Р» в словах: рак, топор, паровоз, радуга, ракета, помидор, ведро, барабан, самовар. Записать.

5. Выучить скороговорки:

— на дворе трава, на траве дрова. — на горе, на горке герой наш Егорка. — на горке горько ревет Егорка.

6. Обводка, штриховка перелетных птиц: (обвести плоскостное изображение по контуру и выполнить его штриховку простым карандашом).

Задание № 28

1. Знать свой адрес.

2. Составить рассказ «Улица, на которой я живу»

План:

Как называется улица, на которой ты живешь? Что есть на твоей улице? Какой транспорт ходит по улице? Чем тебе нравится твоя улица? Нарисовать свою улицу.

2. Подобрать признаки к словам: улица (какая?) широкая, просторная, красивая, зеленая, праздничная и т.д..

Слова: дом (какой?), комната (какая?), двор (какой?).

3. Придумать по 5 слов со звуком «Р» в разных позициях. Нарисовать картинки.

Бараношникова Светлана Владимировна, учитель-логопед Начальная — школа детский сад № 662 г. Санкт-Петербург

  1. Конспект итогового занятия в старшей логопедической группе «Колобок»
  2. Логопедическое занятие в старшей группе у детей с общим недоразвитием речи III уровня по произношению «Звук [И]«
  3. Тематическое планирование логопедической работы в старшей группе (ОНР)
  4. Конспект логопедического занятия по теме [Фрукты] в старшей группе для детей с ОНР 3 уровня
  5. Конспект открытого логопедического занятия в старшей группе «Волшебная буква М»

(10 понравилось, средний балл: 4,50 из 5)

Loading …

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: