Как правильно научить говорить ребенка букву л

Развитие речи ребенка – важная задача, стоящая перед родителями. Многие хотят как можно скорее научить ребенка правильно говорить букву Л. Точнее, звук [л] – один из самых проблемных для многих малышей. Помогут в этом специальные упражнения, разработанные логопедами. Данный звук не относится к числу сложных, и скорректировать ошибки в его произнесении можно, как правило, в домашних условиях, однако важно помнить, что работа должна вестись регулярно. Посещение логопеда поможет родителям определиться с теми основными упражнениями, которые нужно будет выполнять малышу.

Причины ошибок

Прежде всего следует разобраться, почему ребенок может допускать ошибку в произнесении звука [л]. Причин может быть несколько.

  • Нарушение слуха. Ребенок неправильно слышит звук и оттого начинает неправильно его выговаривать.
  • Нередко малыш копирует речевые ошибки старших, поэтому если один из родителей имеет дефект в произношении [л], то и ребенок может столкнуться с подобной проблемой.
  • Часто проблема с артикуляцией возникает в двуязычных семьях: слыша речь на разных языках, ребенок может запутаться и не сразу разобраться, где какой звук ему следует говорить.
  • Причина ошибки может быть и физиологической – если уздечка укорочена, то [л] верно произнести не получится – язык не достает до верхних зубов.

Какой бы ни была причина, ее в любом случае можно устранить – посредством особых упражнений или же с помощью специалиста. Чаще всего научиться верно произносить все звуки, в том числе [л], ребенок должен к 4-5 годам, поэтому если родители наблюдают обратное, следует немедленно посетить логопеда и приступить к корректировке.

Постановка звука Л дома

Существует три способа постановки звука Л. С них можно начинать постановку перед работой над правильным произношение.
Если ребенок не говорит звук Л, глотая его в словах, то для него подойдет способ с открытым ртом. Для этого нужно не сильно широко раскрыть рот и произносить звук А. В то время допрашивать отрезки язычком до верхних зубов. Таким образом можно получить звук Л в сочетании с А. Если у ребенка получается мягкое Ля, то этот способ стоит отложить.

При мягком произношении звука и замене его на звук В можно использовать такой прием постановки. Кончик языка зажать между зубами и произносить звук Ы. Таким образом мы получаем от ребенка межзубное произношение. После автоматизации века в речи можно переходить к исправлению на правильную артикуляцию.

Когда ребенок говорит звук в речи, но делать это неправильно, нужно сразу начинать с правильной постановки звука. Когда язык упирается в верхние резцы или десна над ними.

После установленного звука можно переходить к его автоматизации. Важно соблюдать спокойствие и не торопить малыша. Помните, что правильное речевое развитие является залогом правильного восприятия и закладывает навыки для чтения и письма.

Как произносить букву?

Родителям важно самим понимать верное расположение органов речи, которое позволяет получать звук Л.

  • Кончик языка находится у корней верхних зубов, упираясь в них. Возможное положение – упор в щель между нижними и верхними зубами.
  • Воздух сильным воздушным потоком проходит по бокам языка.
  • Язык не должен упираться в зубы своими боковыми краями.

Чаще всего этот процесс у ребенка особых затруднений не вызовет и через несколько занятий он уже сможет правильно произносить звук. Но если изучать правила произношения вместе с малышом, результат будет лучше.

Что такое ламбдацизм и параламбдацизм?

Неправильная постановка и автоматизация звука «л» или полное его отсутствие по-научному называется ламбдацизм. Он бывает 4 типов:

  • носовой – во время произношения звука воздушный поток проходит не через ротовую, а носовую полость (корень языка перекрывает горло), вместо «л» получаются звукосочетания «нг»;
  • двугубный – губы расположены трубочкой, слышится «у»;
  • межзубный – вместо верхнего неба кончик языка оказывается в просвете между зубов;
  • полное отсутствие «л» − эта буква просто пропущена в словах.

В практике логопедов известен еще один термин – параламбдацизм. Это замена «л» иными звуками. Например, вместо этой согласной буквы ребенок произносит «б» либо «в», «г», «д» и другие.

Верная организация обучения

При работе с ребенком важно учитывать особенности возраста, поэтому лучшая форма подобных тренировок – игровая. Родителям необходимо продумать программу занятий, которая должна постоянно быть разнообразной.

Дети еще не понимают важности упражнений для постановки произношения, поэтому занятие должно быть построена таким образом, чтобы вызывать заинтересованность, увлеченность. Новая игра каждый день – ключевой фактор успеха.

Какие игры можно использовать при выполнении упражнений?

  • В мяч.
  • С игрушками, которые будут «учиться» говорить слова или фразы.
  • Рисование.
  • Лепка из пластилина.
  • Магазин, товары которого — это слова с буквой Л.

Такое занятие станет веселым и полезным времяпровождением, малыш незаметно для себя будет учиться произносить звуки правильно.

Принципы работы

Если ребенок не выговаривает букву Л, необходимо регулярно работать над тем, чтобы он научился говорить правильно. Однако родителям важно придерживаться ряда правил.

  • Работа перед зеркалом поможет малышу контролировать свою мимику.
  • Тренировки не должны утомлять и надоедать, 1-2 упражнения, повторяемых несколько раз, для одного дня будет достаточно.
  • Похвала – важная часть процесса, рождающая желание заниматься тщательно и оправдать ожидания родителей, поэтому надо вместе с ребенком радоваться его малейшему успеху.

Эти несложные правила помогут сделать занятия максимально продуктивными.

Основные упражнения

Чтобы научить ребенка выговаривать букву Л, следует выполнять ряд упражнений, которые помогут верно поставить ребенку произношение.

  • «Улыбка». Наиболее простое в исполнении упражнение для детей, которое поможет приступить к занятиям и улучшит настроение малыша. Выполняется оно так: ребенку следует как можно шире улыбнуться, показать верхние и нижние зубы. Далее застыть в таком положении на несколько секунд. Сначала достаточно 3-5 секунд, постепенно время увеличивается до 10. Улыбка делается один раз, но в течение дня желательно повторить (оптимальное число – 8 раз за сутки).
  • «Ветерок». Рот слегка приоткрыть, чуть прикусить язык губами и как можно сильнее подуть. Такое упражнение также повторяется несколько раз за день, общая продолжительность должна быть примерно 3 минуты.

Родителям следует самостоятельно поработать перед зеркалом, наблюдая за собственной мимикой, и только после этого показывать пример ребенку.

  • «Цоканье». Ребенок имитирует цокот лошади. Важно при этом следить, чтобы нижняя челюсть оставалась полностью неподвижной. Темп выполнения следует постепенно ускорять, якобы лошадь начинает бежать быстрее. Далее – вносится еще одно изменение, цокать надо тише, словно лошадь идет очень тихо, крадучись.
  • «Вкусности». Малышу дается установка представить, что он облизывает нечто сладкое, вкусное (например, шоколадную пасту). Для этого необходимо вращать языком по кругу, облизывая губы. Выполняется по 1 минуте в сутки.
  • «Трубочка». Простое и веселое упражнение, которое придется по нраву самым маленьким. Губы складываются в трубочку, для этого следует вытянуть их максимально вперед.
  • «Длинный язык». Ребенок высовывает свой язык на максимальное расстояние. Можно предложить попробовать дотянуться языком до носа, подбородка.
  • «Звук [ы]». Кончик языка находится в глубине рта, спинка поднята к небу. В таком положении следует протянуть звук «ы», стараясь, чтобы он звучал как можно четче.

Подобный комплекс лучше сочетать с развитием мелкой моторики, это станет отличным способом развития речи, а также интеллектуального потенциала ребенка. Эти упражнения нравятся детям, не вызывают особых сложностей и выполняются с удовольствием.

Для наилучшего результата тренировки следует сочетать с артикуляционной гимнастикой, которая укрепит губную и язычную мускулатуру.

Упражнения для постановки Л

В процессе постановки звука Л важно отработать правильное расположение кончика языка. Сделать это эффективно поможет специальная гимнастика для укрепления артикуляционного аппарата, которая должна включать такие упражнения:

— «Параход».

Упражнение позволяет отработать правильное положение языка для произношения Л. В исходном положении необходимо растянуть приоткрытый рот в улыбке, высунуть язык как можно дальше и, зажав его зубами, протянуть звук «ы-ы-ы». Если сделать все правильно, то получится звук гудка парахода;

— «Индюшонок».

Упражнение тренирует и развивает скорость языка и постепенно вырабатывает правильный его подъем к небу. Чтобы выполнить задание нужно попросить ребенка сымитировать болботания индюка «бл-бл-бл». Для этого малышу нужно в приоткрытый рот вытянуть язык, «приобнять» им верхнюю губу и попробовать сделать несколько движений вверх-вниз кончиком языка. Как только получится выполнять движения, нужно подключить гудение и увеличить скорость движения языком, пока не зазвучит «бл-бл-бл»;

— «Лошадка».

Упражнение выполняется в два этапа – на первом нужно научить свое чадо цокать языком, а на втором сымитировать, как едет лошадка. Таким образом, укрепляется мышечная ткань речевого аппарата и формируется навык поднятия языка к небу. Нужно проработать разные варианты выполнения упражнения – с голосом и без. Для этого нужно объяснить ребенку, что лошадка может ехать тихо, и попробовать при выполнении задания не подключать голос;

— «Ветерок». Упражнение учит создавать воздушный поток так, чтобы он шел по краям языка, а не по середине. Исходное положение: приоткрытый рот, кончик языка находится между слегка прижатыми зубами. Затем следует попросить ребенка слегка подуть, имитируя поток ветра. Чтобы понять, правильно ли выполнено упражнение, ко рту можно поднести маленький комок ваты и отследить направление воздушного потока.

Постановка верного произношения

Чтобы научиться говорить твердый [л] правильно, следует работать над произношением каждый день. Занятие лучше всего начинать с разминки.

  1. Широко улыбнуться, показав зубы, далее кончиком языка надавить на передние зубы (можно сказать ребенку, что он словно нажимает на кнопку звонка), далее начать гудеть. Сначала звук будет получаться мягким, со временем малыш научится произносить твердое Л верно.
  2. Следующее упражнение направлено на смягчение звука. Необходимо улыбнуться, стараясь максимально показать зубы. Затем аккуратно прикусить зубами кончик языка. Теперь следует начать дышать ртом (словно пес, которому очень жарко). Чтобы избежать дыхания через нос, его можно на время зажать. Погудев с зажатым зубами языком, словно паровоз, необходимо сделать небольшую паузу, поместив язык на нижнюю губу и проговаривая звук [а]. Когда ребенок выучит этот несложный способ, можно разучить с ним песенку «ла-ла-ла».
  3. Следующий шаг – многократное произнесение слогов: ЛА-ЛО-ЛУ и так далее. Это поможет ребенку закрепить произнесение звука и не делать ошибок в его дальнейшем использовании.

После того, как все слоги малыш научился выговаривать четко, а звук [л] в его воспроизведении звучит верно, необходимо приступать к более сложному заданию – произнесению целых слов. Важно выбрать такие из них, которые содержат букву Л: сало, лампа, ложка, алоэ, пила, лошадь.

Если ребенок испытывает трудности с выговариванием, начать необходимо с межзубного произношения, а затем переходить к воспроизведению звука, держа язык за зубами. Мы учим ребенка тому, что пригодится ему в дальнейшей жизни, поэтому спешить нельзя.

Профессиональная помощь

Если после ряда занятий улучшение не наблюдается, обязательно необходимо посетить профессионального логопеда, который выявит проблему, вызвавшую затруднение, и предложит рекомендации по ее решению.

Также визит к специалисту обязателен в следующих случаях:

  • если один из членов семьи испытывает проблемы с дикцией и невольно подает ребенку плохой пример;
  • когда русский язык не является родным для семьи или дома разговаривают на разных языках либо с акцентом.

Узнав о проблеме и приступив к ее решению своевременно, можно помочь ребенку обрести правильную четкую речь и избавить его от множества проблем в дальнейшей жизни.

Дефекты речи могут принести ребенку неприятности при общении со сверстниками. Особенно актуальна эта проблема в 5 – 7-летнем возрасте. И для школьника в начальных классах важно четко произносить звуки.

Буква [Л] твердая и мягкая иногда трудно дается детям, но при правильном подходе это поправимо.

Как правило, к 4-5 годам речь детей становится четкой и им удается произносить большинство звуков. Но бывает, что дефекты речи остаются, и этому есть множество причин. Например, в семье кто-то разговаривает нечетко или говорят на двух языках, и ребенок путает звуки. Наиболее весомыми причинами речевых дефектов считаются:

  • проблемы со слухом;
  • проблемы с правильным дыханием;
  • нарушение развития речевого слуха.

Стоит обратить внимание и на артикулярный аппарат (особенности строения языка, губ, расположение зубов). Самая распространенная причина неправильного произношения буквы л — короткая уздечка, когда язычок не достает до верхних зубов.

Все перечисленные анатомические особенности определяются только квалифицированными логопедом и педиатром, сами не делайте никаких преждевременных выводов. И еще: сегодня при проблеме короткой уздечки ее не надрезают, специалисты советуют просто выполнять специальные упражнения для растяжки уздечки.

Слоговая таблица составляется для более быстрого усвоения и правильного произношения буквы

Варианты неправильного произношения звука «л»

Сложный термин «ламбдацизм» объединяет в себе возможные варианты неправильного произношения буквы л, когда:

  • малыш пропускает звуки [Л], [Л’] («имон» (лимон), «апата» (лапата));
  • вместо звука [Л] произносит [у], [в], и т. д.: («уапа» (лапа), «зауатой» (золотой), «вук» (лук));
  • когда слышатся носовые звуки [нг]: «нгуна» (луна), «нгама» (такое наблюдается при ринолалии, когда расщепляются твёрдое и мягкое нёба, при пороках «заячья губа», «волчья пасть»).
  • в словах заменяет твердый звук на мягкий [Л’]: («люк» (лук), «дятель» (дятел)).

Если нет серьезных отклонений, то опытный логопед подскажет, как работать с ребенком именно в вашем случае.

Атмосфера занятий

Кубики с буквами помогут маленькому ребенку быстрее изучить алфавит в игровой форме

Научить говорить звуки [Л], [ЛЬ] в домашних условиях — задача нелегкая, но для любящих родителей вполне выполнимая.

Уловите момент, когда ваша кроха сыта, с хорошим настроением, готова поиграть и погримасничать, и приступайте к работе.

Все упражнения должны проходить в игровой интересной для ребенка форме. Приложите максимум усилий для того, чтобы ваше чадо не испугалось порой сложных логопедических заданий, а, наоборот, хотело почаще поиграть с вами таким образом.

Ваша основная задача — поработать над подвижностью губ, укрепить мышцы языка и гортани.

Начните с 1-2 упражнений в день, постепенно наращивая темп, чтобы не переутомить малыша и не вызвать нелюбовь к логопедическим тренировкам. Занимайтесь обязательно перед большим зеркалом, при достаточном освещении, удобно расположившись на стуле.

За любой, даже самый маленький, успех в занятиях не забывайте хвалить дитя.

Как научить ребенка говорить букву Л?

Заниматься с ребенком лучше в игровой форме. Для него выполнение упражнений не должно быть в тягость. Когда дети делают их с удовольствием, результат достигается быстрее.

Прежде чем приступить к самостоятельным упражнениям дома, стоит записаться на индивидуальное занятие к логопеду. Специалист пообщается с ребенком и на основании сделанных выводов разработает методику, которая поможет в конкретной ситуации, а также даст полезные рекомендации по исправлению произношения «л».

Артикуляционные упражнения

  1. «Вкусное варенье!» : широким язычком водим по губкам, как будто облизываем что-то вкусненькое, при этом нижняя губа не помогает языку. Так делаем одну минуту.
  2. «Широкая улыбка» . Улыбаемся во весь рот 10 секунд, при этом губы сомкнуты. Рекомендуемый повтор 7-8 раз.
  3. «Ветерок» . При этом упражнении рот слегка приоткрыт, язычок прикусываем губами и дуем изо всех сил (2-3 минуты за занятие).
  4. Посоревнуйтесь, у кого язычок длиннее , при этом постарайтесь достать им до носа и подбородка.
  5. «Трубочка» . Смешное упражнение для тренировки языка, когда вы сворачиваете его в трубочку.
  6. «Лошадка» . Поцокайте вместе с малышом, как лошадка, при этом постепенно ускоряя темп. Проследите, чтобы нижняя челюсть не двигалась.
  7. «Гамак» : Здесь кончик языка упирается в передние верхние резцы, чтобы по форме он был похож на провисший гамак. Чем дольше язычок удерживается в таком положении, тем лучше.
  8. «Грибок» — самое эффективное упражнение для растягивания уздечки. Язык малыша должен зафиксироваться («прилипнуть») на верхнем небе на 20 — 30 секунд.
  9. «Качели» : при широкой улыбке попеременно упирайтесь кончиком языка то в верхние, то в нижние резцы.
  10. Звук «ы» : попросите ребятенка произносить этот звук долго и протяжно, так чтобы кончик язычка был глубоко спрятан во рту, а спинка касалась неба.

Чтобы научить этому трудному звуку, а также закрепить его, понадобится 3 — 4 недели, не спешите и не останавливайтесь на достигнутом результате.

Выговаривать звуки очень помогают дыхательные упражнения, веселая игра с мыльными пузырями. Также полезно дуть с карапузом на одуванчики, свечки, перышки.

Развитию речи способствуют творческие занятия рисованием, мозаикой, лепкой, шитьем, т. е. всем тем, что связано с мелкой моторикой.

Не расстраивайтесь, если твёрдый звук [Л] сначала у чада говорить не получается. Мягкий [Л´] допустим, он появляется у детей из-за излишнего напряжения в губных мышцах, которое быстро проходит.

Артикуляционная гимнастика дома

Чтобы научить ребенка произносить звук «Л», на каждом занятии обязательны упражнения, развивающие артикуляционный аппарат и речевое дыхание.

Прежде чем показывать своему отпрыску упражнения, добейтесь четкого их выполнения перед зеркалом самостоятельно. Обстановка во время занятий должна быть непринужденной. Помните, все ваши тренировки должны выглядеть как занимательная игра, чтобы ребенку было интересно.

Сначала научимся расслаблять губы.

Теперь разминаем язычок.

  • «Вежливая обезьянка». Улыбнувшись, приоткрываем ротик, как обезьянка, и показываем зубки. В течение нескольких секунд пытаемся удержать язык на нижней губе.

    Артикуляционное упражнение «Вежливая обезьянка»

  • «Блинчик». Наш язычок превращается в широкий и плоский блинчик, располагаем его на нижней губе, не забывая улыбаться. Медленно дуем, «остужая блин», воздушная струя должна проходить через середину языка.

    Артикуляционное упражнение «Блинчик»

  • «Орешек». Упираемся изнутри языком в разные щечки по очереди, как будто катаем орешек или карамельку во рту.

    Артикуляционное упражнение «Орешек»

  • «Гамак». Язык должен упереться в передние верхние резцы и прогнуться, как гамак. Задержать язычок, считая до 10.

    Артикуляционное упражнение «Гамак»

  • «Качели». Качаемся язычком на качелях – вверх-вниз. Губы приоткрыты в улыбке, язык наружу не высовывается.

Переходим к упражнениям для постановки произношения [л’] и [л].

  • «Пароход». Раскрывая улыбающиеся губы, высовываем наружу кончик языка и прижимаем его зубами. Гудим, подражая пароходу: «Ы-ы-ы». Если малютка говорит «ль», пусть сильнее высунет язычок и прикусит его посередине.
  • «Индюк». Попробуйте с крохой изобразить «речь индюшки»: «Бл-бл». Слегка раскрываем рот, язык загибаем на верхнюю губу и двигаем его кончиком вверх-вниз. Затем на выдохе начинаем гудеть, постепенно ускоряя движения языка.
  • «Лошадка». Логопеды обычно разбивают упражнение на две части. Сначала учимся звонко цокать язычком («Лошадка скачет»). Мышцы языка укрепляются, усваивается положение поднятого язычка. Придержите нижнюю челюсть ладошками, если малыш не может держать ее неподвижно. Вторая часть – «Лошадка на разведке». Темп неторопливый, без голоса. Кончик языка упирается в верхнее небо.
  • «Ветерок». Ротик приоткрыли, прикусив зубками краешек языка. Делаем выдох – «ветерок». Воздушные струйки должны выходить с боковых сторон языка. Вы увидите, правильно ли малыш дует, поднеся ко рту перышко.

Занимаясь, не переусердствуйте, иначе вызовете негативную реакцию. Помните, что для постановки звуков нужен правильный выдох. Поэтому необходимы упражнения для контроля струи выдыхаемого воздуха. Пускайте мыльные пузыри, кораблики по воде, дуя на них, сдувайте перышки, задувайте свечи. Начинайте с постановки мягкого [л‘] – так проще для ребенка, и от него легче перейти к [л] твердому.

Когда нужен логопед?

Вообще родителям в домашних условиях поставить звук «л» своим детям реально, но иногда только квалифицированный логопед может помочь. Например, в семье говорят с акцентом, или у родителей есть проблемы с дикцией. В таких случаях трудно качественно демонстрировать малышу произношение звуков.

Если вы достаточно долго занимаетесь с карапузом, но безрезультатно, тоже стоит обратиться за помощью к логопеду. Возможно, ваш ребенок лучше воспринимает информацию от чужого человека.

Резюме

Будьте терпеливы и мудры по отношению к своим детям, и тогда обязательно добьетесь результата.

Еще не забывайте учить с ними и время от времени повторять всевозможные потешки, скороговорки, смешные стишки для тренировки звуков. Все они эффективны в логопедии, а главное — дети их очень любят и даже с удовольствием придумывают сами.

Многие из нас в детстве не выговаривали те или иные буквы. У кого-то это само прошло, а кто-то мучается и по сей день. Предлагаю вам самим научить ребенка говорить букву «л», если у него есть такая проблема.

Как правильно говорить букву «л»?

Зубы разомкнуты, губы немного приоткрыты, кончик языка упирается в основание верхних зубов, при произношении воздух выходит по краям языка.

Логопедические занятия на букву «л»

Вся наша речь происходит на выдохе. Поэтому важно научиться контролировать дыхание. Чтобы помочь ребенку в этом деле можно попробовать надувать с ним пузыри, задувать свечи, перегонять с места на место перышки или кораблики по воде. Главное, чтобы во время таких игр ребенок не надувал щеки.

Все следующие упражнения выполняйте вместе. Сядьте так, чтобы ребенку хорошо был виден ваш рот.

  1. «Лошадка». Улыбнитесь, приоткрыв рот и показав зубы. Поцокайте языком, словно лошадка, постепенно увеличивая скорость, нижняя челюсть должна быть неподвижной.
  2. «Лошадка едет тихо». Предыдущее упражнение нужно выполнять без звука.
  3. «Ветерок». Улыбнитесь, приоткрыв рот. Кончик языка прикусите передними зубами и подуйте. Из уголков рта подуют две струйки воздуха. Для того чтобы проконтролировать правильное выполнение этого упражнения поднесите кусочек ваты, либо перышко.
  4. «Варенье». Широким передним краем языка оближите верхнюю губу сверху вниз, не двигая нижней челюстью.
  5. «Гул парохода». Приоткрыв рот, произнесите долгое «ы». Кончик языка должен быть опущен, а спинка, наоборот, поднята к нёбу.

Исправление произношения буквы «л» в старшем возрасте

Если нет неправильного прикуса и уздечка в норме, не беспокоят неврологические заболевания и не было сильных стрессов, то можете попробовать самостоятельно исправить произношение буквы «л». Не забывайте о том, что чем старше, тем сложнее. Но вся сложность будет заключаться лишь в отучении от привычки. Придется вести постоянный контроль над произношением, которое уже довелось до автоматизма.

Работая над произношением, постоянно тренируйте мелкую моторику рук. Еще с древних пор известно, что от развития пальцев зависит все речевое развитие.

Картавость – довольно распространенный дефект речи, связанный с нарушением произношения буквы «р ». Все обладатели этой особенности условно делятся на две категории: те, кто умудрился сделать дефект своей «изюминкой», и те, кто всерьез страдает от его наличия.

Второй фактор обычно связан с невозможностью реализоваться в любимой профессиональной области. Действительно, картавость часто воспринимается людьми как нечто комичное. Общество редко может всерьез воспринять музыканта, оратора, адвоката или политика с выраженным речевым несовершенством.

Артикуляционная особенность успешно корректируется в детском возрасте, но если ваши родители по какой-либо причине упустили этот момент – не стоит отчаиваться. Любое отклонение поправимо и в зрелом возрасте! Как научиться выговаривать букву р?

Как научить ребёнка говорить Л. Основные рекомендации

Научить ребёнка выговаривать «л» можно, воспользовавшись такими рекомендациями:

  • Для начала родители должны рассказать своему малышу об основных речевых органах, которые принимают участие в формировании звуков. Рекомендуем сделать с малышом несколько артикуляционных упражнений, представив их в форме увлекательной сказки. Такая игра позволит незаметно и весело провести тренировку мышц языка, щёк и губ;
  • Ребёнок должен постоянно работать над постановкой речевого дыхания, а родителям необходимо помогать ему в этом. Учтите, что человеческая речь формируется во время выдоха. Неправильное звукопроизношение возникает вследствие неравномерного распределения воздуха во время выдоха. Именно поэтому для правильного проговаривания буквы «л» ребёнок научится правильной постановке дыхания. Развивать правильное дыхание ребёнок также может в игре. К примеру, задувать воображаемые свечи или пускать мыльные пузыри. Родители в процессе таких игр должны следить за тем, чтобы малыш набирал воздух не «за щёки», а в лёгкие;
  • Стимуляции речевого развития способствуют также игры и занятия, направленные на развитие мелкой моторики рук и пальчиков. С малышом нужно чаще рисовать узоры, заниматься лепкой из пластилина или складыванием мозаики;
  • Правильное произношение буквы «л» осуществляется с разомкнутыми зубами и чуть приоткрытым ртом. Кончик языка должен упереться в основание верхних зубов, а воздух в процессе произношения буквы «л» должен выходить по краям языка.

Логопедические упражнения для правильного произношения буквы «Л».

Чтобы узнать, как научить ребёнка выговаривать «л», родителям нужно получить консультацию логопеда. Рекомендуем выполнять комплекс таких упражнений (родители должны делать их вместе с ребёнком):

  • «Ветерок» — ребёнок должен улыбнуться, слегка приоткрыв ротик. Затем кончик языка нужно слегка прижать зубами и попробовать подуть;
  • «Лошадка» — для выполнения этого упражнения ребёнку нужно снова улыбнуться, продемонстрировав зубки. Дальше ему нужно предложить поцокать, как лошадка, но при этом стараться не двигать нижней челюстью и постепенно наращивая скорость звукопроизношения;
  • «Пароходный гул» — ребёнок должен произнести долгий звук «ы» с приоткрытым ртом. При произношении кончик языка нужно опустить вниз, а корень – наоборот, поднять вверх;
  • «Варенье» — предложите ребёнку облизать широким кончиком языка верхнюю губу, передвигаясь сверху вниз. При выполнении данного упражнения двигать нижней челюстью нельзя.

Чем старше ребёнок, тем сложнее будет исправить неправильное произношение букв. Если родители замечают неправильное произношение буквы «л», необходимо сразу же посетить с ребёнком логопеда и начать выполнение корректирующих упражнений.

Рассмотрим варианты

Существует два основных метода разрешения этой проблемы, когда обращение к детскому логопеду уже неактуально. Развитие картавости в подавляющем большинстве случаев связано со специфическим строением ротовой полости, а именно – укороченной лингвальной уздечкой языка.

Ваша непосредственная цель – удлинить ее до оптимального состояния. Самый простой способ научиться выговаривать букву «р » взрослому – хирургическое вмешательство. Операция предполагает частичное подрезание элемента, проводится под местной анестезией за 15-20 минут и не влечет за собой никаких осложнений.

Надрез заживает спустя 4-6 дней, после чего подвижность органа полностью восстанавливается. Но если вы – не сторонник радикальных вариантов решения проблемы, мы готовы предложить вам альтернативные способы для самостоятельного домашнего применения.

Простые способы постепенного удлинения уздечки языка

Желая научиться полноценно говорить букву «р », вам нужно подготовиться к тому, что процесс будет долог и тернист. Никто не может гарантировать вам быстрого наступления результата. Но регулярное выполнение следующих упражнений практически гарантирует вам постепенную, но верную победу над дефектом речи.

  • Улыбка. Основной проблемой картавости является задержка воздуха в глотке, под влиянием чего интенсивность звука существенно снижается или совсем нейтрализуется. Чтобы устранить это нарушение, растяните губы в широкой улыбке. Прижмите кончик языка к небу и с силой выдыхайте. Рот при этом должен оставаться открытым. Это упражнение рекомендуется выполнять по 3-5 минут на ежедневной основе;
  • Хватка. Чтобы повысить «маневренность » речевых органов, попробуйте следующую технику. Широко улыбнитесь и выньте кончик языка, расположив его между зубами. Легонько покусывайте не менее 15 раз. Мышцы при этом должны оставаться напряженными;
  • Растяжка. Упражнение, направленное непосредственно на вытягивание уздечки, по праву считается одним из самых эффективных среди логопедической гимнастики. Оно предельно простое, и выполнять его можно когда угодно. Кстати, чем чаще вы станете это делать, тем скорее отметите положительную динамику. Для выполнения упражнения просто высуньте язык до максимально возможного предела, и попытайтесь дотянуться его кончиком до носа или подбородка. Задержитесь в положении на 1-1,5 минуты, передохните и повторите цикл 10 раз;
  • Повторение – мать учения! Поэтому чтобы научиться четко поставленной речи, требуется постоянно «давить» на ее слабые места. Повторяйте слова, содержащие «вражескую » букву. Чтоб отследить изменения, записывайте свою речь на диктофон. Не лишним станет обращение к скороговоркам. Сначала выбирайте легкие и проговаривайте их медленно, а как только приловчитесь, возьмите за привычку усложнять себе задачу;
  • «Вспомогательная артиллерия ». Анкилоглоссия может быть исправлена с помощью произношения других твердых звуков. Ваше вооружение – набор согласных «т », «д » и «л ». Твердо произносите их, добавляя звуку протяженности при помощи гласной «э ». Вы отметите, что техника провоцирует ваш речевой аппарат на произношение буквы р. Особенно отчетливо это будет заметно при проговаривании жесткой «л»;
  • Глиссирующая р. Если у вас возникают трудности с мягким произношением звука, используйте для коррекции дефекта английские слова. Как только вы освоите этот этап, вы легко сможете включить отчетливый звук в родной язык.

Если в течение 1,5-2 месяцев вы не наблюдаете положительных изменений, посетите логопеда. Постановка речи имеет свои особенности и различия в каждом индивидуальном случае, поэтому если вам не подходят общепринятые корректирующие стандарты, доктор подберет их для вас в индивидуальном порядке.

А если ламбдацизм?…

Другой распространенной проблемой произношения является ламбдацизм. Эта проблема куда более сложна, нежели анкилоглоссия, однако при должном старании также поддается коррекции.

Если вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву «л », вы также можете обратиться к своеобразной зарядке и речевым тренировкам:

  • Имитация. Попробуйте напрячь мускулатуру языка так, будто говорите букву «у». Главный нюанс: делать это нужно с сомкнутыми губами и без звука;
  • Трубка. С силой сомкните зубы и постарайтесь немного выдвинуть челюсть вперед;
  • Иголка. Широко улыбнитесь без обнажения зубов. Максимально напрягите язык и высуньте его в «остром» состоянии изо рта;
  • Щелчок. Снова растяните рот в улыбке, прижмите кончик языка к небу и создайте эффект вакуума. Попробуйте сымитировать щелчки, похожие на шаги в обуви на каблуке;
  • «А-метод ». Раскройте рот в полную амплитуду. Высуньте язык и, произнося протяжный звук «а», поднимите кончик органа вверх. Таким образом, у вас получится переходное сочетание этих букв. Тренируйтесь до тех пор, пока не станете произносить «л» абсолютно четко;
  • «Ы-метод ». Подберите слова с комбинацией букв «л » и «ы » (улыбка, лыжи, лычка, лыко и т.д.). Как только у вас получится корректная «л » в межзубном произношении, зафиксируйте положение и старайтесь в дальнейшем регулировать его до этого предела.

Проблемы «С» и «Ш»

Встречаются и другие насущные для обладателей проблемы с артикуляционным аппаратом. Обычно они связаны с шипящими.

Как научиться правильно выговаривать букву «с »? У тех, кто обладает таким дефектом, получается произносить звук, отдаленно напоминающий букву «ф ». Ее и стоит использовать в собственных благих намерениях! Постарайтесь протяжно произнести глухой звук «ф », при этом оттяните нижнюю губу вперед и вниз. Делайте это постепенно.

Вы с удивлением обнаружите, что кончик вашего языка машинально тянется вверх, к основанию зубов, в результате чего выходит полноценный «с ». Задержитесь в таком положении и попытайтесь выровнять зубы на манер заборчика. В результате регулярного выполнения, вы без труда «поставите » звук за короткий временной промежуток.

Вы задумываетесь над тем, как научиться четко выговаривать букву ш? Тогда:

  • Ежедневно выполняйте комплекс упражнений, направленных на развитие нижней челюсти;
  • Включите в свой гимнастический курс тренировки для укрепления губ;
  • Развивайте подвижность и маневренность языка на базе приведенных выше речевых упражнений;
  • Чаще всего этот дефект встречается со смежными проблемами шипящих и жужжащих. Даже если они выражены слабее, не забывайте делать упор и на них;
  • Научитесь делать речевой орган широким, как лопата, и удерживайте его в таком положении как можно дольше;
  • Тяните к небу все края кончика языка, даже если это тяжело, или кажется невозможным;
  • Старайтесь имитировать животные звуки. То, как шипит змея или кошка.

Любые дефекты речи, несомненно, могут существенно снизить качество жизни, особенно если это касается делового поприща. Но отчаиваться не стоит – все поправимо, и все в ваших руках! Следуйте нашему простому руководству и наслаждайтесь блестящими результатами.

Довольно большой процент родителей сталкивается с проблемой, когда их подрастающий малыш не выговаривает слова и те или иные буквы. У некоторых это может пройти самостоятельно, как говорится, ребенок выговаривается. А другим деткам нужно поработать, чтобы научиться выговаривать тот или иной звук правильно.

Четкое произношение звуков очень важно, так как от этого во многом зависит успеваемость в школе, да и уверенность в себе и своих силах. Дефекты речи могут сыграть негативно уже во взрослой жизни и помешать самореализоваться и добиться успеха.

Среди всех букв в алфавите есть такие, которые большинству деток даются тяжело для произношения – это звук «р», например.

Если говорить о букве «л», то она считается легкой для произношения, и научить правильно ее выговаривать детей можно за несколько уроков. В этой статье мы расскажем, как научить малыша произносить букву «л».

Из этой статьи вы узнаете

Учимся выговаривать звук Л

Очень часто мы можем встретить нарушение произношения звука Л, которое носит название лабмдацизм. Так, вместо слова «лопата», мы можем услышать разные звукосочетания, например, «ропата», «увапата» и т.д. Если так говорит малыш трех лет, это может даже кого-то умилять. Но когда так продолжает говорить взрослый человек, это, скорее всего, вызывает насмешку со стороны окружающих.

Чтобы не довести до такого плачевного состояния, нужно своевременно обратиться к логопеду. И это следует сделать как можно раньше.

Бывают случаи, когда логопеды считают, что можно исправить неправильное произношение звука Л в старшем дошкольном возрасте или даже в младшем школьном. Поверьте, эти специалисты неправы. Ведь от того насколько качественно говорит ребенок, зависит овладение им звукобуквенным анализом слов, письмом и чтением. Да и вообще становление его как успешного человека.

Если вы не желаете ждать, когда же логопед все-таки окажет квалифицированную помощь вашему ребенку, можете сами попробовать это сделать.

Каким должно быть положение органов артикуляции для правильного произношения звука Л

• положение губ изменяется и зависит от идущих за звуком Л гласных звуков;

• верхние и нижние зубы должны находиться на небольшом расстоянии друг от друга;

• достаточно напряженный кончик языка должен упираться в верхние зубы или десны;

• края языка (именно боковые) не должны примыкать к верхним коренным зубам с целью оставления проходов для выдыхаемого воздуха;

• корень языка поднят;

• мягкое нёбо должно быть приподнято так, чтобы закрыть проход в полость носа;

• голосовые связки вибрируют.

Наиболее распространенные ошибки при произношении звука Л

— язык оттянут в глубь рта, слышится звук Ы, например, «ыожка» вместо «ложка»;

-неправильная позиция губ, слышится звукосочетание «ува», например, «пашува» вместо «пошла».

-замена звука Л на звук Р, например, «рыжи» вместо «лыжи»;

— форсированный выдох, вследствие чего слышится звук, подобный на звук Ф (при участии щек) или звук Н (воздух идет через нос).

Готовим речевой аппарат к произношению звука Л

Для выполнения упражнения «Улыбочка» нужно выполнить следующие действия: растянуть губы в улыбки, а затем вернуть их в исходное расслабленное состояние.

Упражнение «Трубочка» можно выполнить двумя способами. Первый способ – имитация произношения звука У (без голоса). Второй способ – зубы сомкнуть, губы вытянуть вперед и преобразовать их в квадрат.

Упражнение «Иголочка». Губы растянуть в улыбке, острый язык высунуть изо рта.

Упражнение «Накажем непослушный язычок». Расположить широкий язычок на нижней губе. Можно образовать небольшую ложбинку. Главное, чтобы язык сильно не напрягался.

Упражнение «Покатаемся на качелях». Губы растянуть в улыбке. Сначала опустить острый кончик языка за нижние зубы, а затем поднять за верхние.

Упражнение «Скачем на лошадке». Губы растянуть в улыбке, язык поднять вверх к альвеолам и «присосать». Затем пощелкать им, имитируя «цоканье копыт».

Упражнение «Индюк». Рот приоткрыть. Язык расположить на верхней губе, после чего совершить им поглаживающие движения сверху вниз. Можно добавить звукосочетания «бл-бл-бл».

Несколько способов постановки звука Л

Первый способ. Предложите ребенку произнести звук Ы. Затем попросите его повторить за вами простые слова, в которых есть слог ЛЫ, например, лыжи, лыко и т.д. Как только у малыша получится произносить звук Л в межзубном положении, покажите ему правильную позицию – кончик языка должен быть поднят вверх и упираться в зубы или десны.

Второй способ. Предложите ребенку широко открыть рот. Лучше всего если будут видны как нижние, так и верхние зубы. После этого попросите малыша высунуть широкий язык между зубами, произнести звук А и в этот момент слегка прижать его зубами. В ответ должно получиться сочетание звуков Л и А. Когда ребенок уверенно сможет произносить звук Л в таком положении, следует переместить язык в верную позицию.

Почему возникают дефекты речи

Перед тем, как научить детей проговаривать звук «л», важно понять, что привело к тому, что развился именно такой дефект речи. Есть несколько основных причин.

  • Как ни странно, одна из причин, по которым возникают проблемы с произношением, – это привычка сюсюкать со своим чадом. Если вы заметили, что малыш начал плохо выговаривать звуки, то проанализируйте свою речь, когда вы обращаетесь к ребенку.

Если вы неправильно произносите букву, то скорей всего ваш малыш будет говорить точно так же. Так как другого он просто не слышал и считает это нормальным. Постарайтесь разговаривать, четко произнося все звуки.

  • Вторая причина, по которой недоразвился звук «л», – это анатомические особенности развития ребенка. К ним относят слишком короткую уздечку, мягкое небо, заячья губа. Все эти аномалии развития мешают правильно двигаться языку и небному язычку, что делает невозможным выговаривать звук в словах, содержащих эту букву.
  • Еще одна причина, которая может повлиять на то, что ребенок начинает неправильно говорить, – это нарушения развития слухового аппарата. В этом случае, он просто неправильно слышит букву, что и приводит к формированию дефекта.

Определить истинную причину, повлекшую за собой формирование неправильного произношения, сможет логопед. К этому специалисту нужно обратиться, если дефекты у ребенка наблюдаются после 4,5 лет.

До этого возраста звук «л» может сам сформироваться. Считается, что после 4,5 лет у малыша полностью сформирован речевой аппарат, и любое неправильное произношение должно быть вовремя исправлено. Чем быстрее пробовать научить делать это правильно, тем лучше для ребенка.

Что влияет на возникновение дефекта?

Если у ребенка к 5-6 годам не сформировались четкие звуки, то родителям необходимо обратиться к логопеду, который сможет выявить проблему, провести занятия и попытаться научить ребенка выговаривать букву «Л».

До 4 лет неправильное произношение звука «Л» считается естественным дефектом, который самостоятельно должен исчезнуть. Если у ребенка слабые мышцы языка, то это считается нарушением фонематического восприятия звука в речевом произношении. Малыш не отличает твердый «Л» от мягкого, и вместо четкой буквы «Л» говорит «В», например, «колено – ковено». Проблема возникает из-за неправильного расположения языка, и ребенок не может произнести так, как надо. Логопед сможет помочь и научить ребенка произносить букву «Л».

При систематических занятиях с малышом, если вы не заметили улучшения и до 5 летнего возраста до сих пор не смогли приучить правильно, говорить звуки, то необходимо обратиться к врачу, чтобы исключить следующие проблемы в развитии речевого аппарата:

  • слишком короткая уздечка языка;
  • «заячья губа»;
  • увеличенные аденоиды;
  • нарушения в сердечно — сосудистой системе.

Как должны располагаться артикуляционные органы, произнося «л»

Неправильно выговаривание слов, содержащих букву «л», у детей можно заметить также разное:

  • пропускание согласного при проговаривании слова (лошадь – ошадь);
  • замена звука «л» на «у» (лопата – уопата) или на звук «й» (ложка – йожка);

Неправильное произношение может быть замечено только, говоря слова, содержащие букву «л» в мягком или только твердом ее варианте.

Звук «л» произносится путем упирания кончика языка к верхним зубам, выталкиваемый воздух довольно сильный и проходит по боковым сторонам от языка. При этом они не упираются в боковые зубные ряды.

Интересно, что многочисленные исследования доказали, что у каждого взрослого человека, который умеет правильно говорить слова с «л», положение артикуляционных органов может немного меняться, но принцип их расположения одинаков.

Научить ребенка говорить букву «л» не вызывает особых затруднений. Сделать это можно легко и в домашних условиях, проведя несколько занятий с малышом, используя правильные логопедические упражнения.

Упражнения и гимнастика

Если искажения речи у вашего ребёнка незначительные и проблемы возникают только с «Л» — то вы вполне можете справиться и без логопеда.

  • Для начала нужно подготовить все органы, которые участвуют в речи к занятиям в домашних условиях. Ваша задача – просто перечислить их. Например, вот у нас язычок – и вытягиваете его, шевелите из стороны в сторону. А вот у нас щёки – надуваете их и сдуваете, словно лопнули воздушный шарик.
  • Как можно шире улыбаемся, а потом расслабляем губы.
  • Изображаем разных животных, в частности цокаем, как лошадка, как индюк издаём «блблбл».
  • Вытягиваем губы в трубочку и издаём «ууу», тянем его долго.
  • Язычком достать до нёба и удерживать в таком положении как можно дольше.
  • Пусть улыбнётся и слегка приоткроет рот, при этом касаясь кончиком языка верхних зубов. Он должен быть обязательно напряжен. После чего пусть попробует издать букву «Л». Если ему удастся достичь правильного положения органов, участвующих в речи, то и этот звук также получиться.
  • Если предыдущее упражнение выполнить не удаётся, поиграйте в игру «лов». Для этого необходимо попросить малыша пропеть «А» и неожиданно прикусить зубами кончик языка, будто он словил его. И потом продолжать тянуть «А».
  • Выполняется легко, алгоритм действий, как и в предыдущем варианте, только вместо «А» необходимо пропеть «Ы».
Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: