Дифференциальная диагностика дизартрии и дислалии.


Сравнение дизартрии с дислалией

Сравнение дизартрии и дислалии предлагаю начать со знакомства с их определениями:

Дизартрия — нарушение произносительной стороны речи, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.

Какие причины возникновения?

* При дизартрии наблюдается органическое поражение центральной или периферической нервной системы.

Чаще всего дизартрия у детей связана с перинатальной патологией, наблюдается у детей с ДЦП, а менее выраженные формы дизартрии выявляют я у детей, перенесших лёгкую асфиксию, родовую травму или, имеющие в анамнез влияние неблагоприятных воздействий во время внутриутробного развития.

При функциональной дислалии нарушения возникают в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения.

Среди причин возникновения функциональной дислалии выделяют — биологические и социальные факторы.

Механическая дислалия может появиться в любом возрасте вследствие повреждения периферического речевого аппарата (нарушений в строении зубов, челюсти, языка, нёба).

* Звукопроизношение.

При функциональной дислалии нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков, а при механической обычно нарушается группа звуков.

Нарушения произносительной стороны речи проявляются в дефектах воспроизведения звуков речи: искаженном их произнесении, заменах звуков, смешении звуков или, в редких случаях — их пропусках.

Нарушения звукопроизношения при дизартрии проявляются в разной степени и зависят от характера и тяжести поражения нервной системы.

В лёгких случаях имеются отдельные искажения звуков, «смазанная речь», а в более тяжёлых случаях наблюдаются: искажения, замены, и пропуски звуков.

При дизартрии, в отличие от дислалии наблюдается нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков.

Процесс автоматизации звуков при дизартрии занимает более длительное время, чем при дислалии.

Основные сравнительные характеристики:

При дизартрии первый крик у детей тихий, глухой, короткий. Гуление и лепет недостаточно интонированные, в отличие от детей с дислалией.

У детей с дизартрией наблюдается гиперсаливация и несформированность правильного речевого дыхания, чего не скажешь о детях с дислалией.

При дислалии просодика и лексико — грамматическая сторона речи не нарушены.

Дети с дизартрией, в отличие от детей с дислалией, плохо жуют твёрдую пищу, имеют сложности в освоении навыков самообслуживания, плохо ориентируется в схеме тела, дети моторно неловки, не могут прыгать на одной ноге, нарушено чувство ритма.

Программа коррекции дизартрии

Про нарушение звуков при дислалии

Как избавиться от каши во рту

Автор статьи Нина Никифорова

Дизартрия или дислалия? консультация (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Дислалия или дизартрия? В чем разница?

И при дислалии, и при дизартрии нарушается звукопроизношение. Например, у двух детей могут быть нарушены одни и те же звуки [Ш], [Ж], [Л], [Р], [Р’], но в одном случае логопед предполагает дислалию, а в другом — дизартрию. В чем разница?

Дислалия – это более легкое по своей сути нарушение, так как оно не связано с органическими поражениями нервной системы. Ребенок может не выговаривать звуки оттого, что:

у него есть аномалии в строении органов артикуляционного аппарата (неправильный прикус, аномалии зубного ряда, маленький или большой язык, высокое небо, укороченная подъязычная связка и прочее);

он плохо распознает звуки речи (недостаточно сформирован фонематический слух);

у ребенка не сформировался артикуляторный образ звука (не понял, не знает, какое положение должны принять губы, язык, чтобы произнести нужный звук);

у ребенка не было правильного образца речи (родители сами имеют нарушения звукопроизношения);

Если дислалия не связана с аномалиями строения органов артикуляционного аппарата, устраняется она довольно быстро – от одного до шести месяцев.

При дизартрии все намного дольше и труднее. В этом случае нарушения звукопроизношения носят более стойкий характер, так как связаны с органическими поражениями нервной системы. При этом, количество нарушенных звуков может быть меньше, чем при дислалии, а времени на их постановку и автоматизацию (закрепление) уйдет значительно больше. Например, два-три звука можно ставить и автоматизировать год.

Если при дислалии звук может просто отсутствовать (рука=ука) или заменяться другим (рука=лука), то при дизартрии звуки всегда искажаются, то есть заменяются несуществующими в русском языке звуками. Ребенок произносит их так, как может.

Нарушенное звукопроизношение при дизартрии сопровождается нарушениями общего тонуса мышц, мышц органов артикуляционного аппарата, нарушениями координации движений, речевого дыхания и голоса. Проявления их могут быть различны: от легких, незаметных невооруженному глазу, до тяжелых, делающих речь непонятной для окружающих. “У него каша во рту” – это, как правило, про дизартрика.

НА ЗАМЕТКУ: логопед знает особенности проявления дизартрии и умеет их устранять, НО диагноз ставит врач-невролог.

Возможные заключения логопеда при дислалии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР).

Возможные заключения логопеда при дизартрии: фонетическое недоразвитие речи (ФНР), нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ), фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР), общее недоразвитие речи (ОНР).

К заключениям ФФНР и ОНР нужно отнестись особенно внимательно! Если их не исправить в дошкольном возрасте, в школе у ребенка возникнет множество ненужных проблем с письменной речью и, как следствие, с успеваемостью.

Симптомы моторной алалии

При моторной алалии имеют место характерные неречевые (неврологические, психологические) и речевые проявления. Неврологическая симптоматика при моторной алалии представлена, прежде всего, двигательными расстройствами: неловкостью, недостаточной координированностью движений, слабым развитием моторики пальцев рук. У детей имеются трудности с овладением навыками самообслуживания (застегиванием пуговиц, зашнуровыванием обуви и т. п.), выполнением мелкомоторных операций (складыванием мозаики, паззлов и пр.).

Рассматривая психологическую характеристику детей с моторной алалией, нельзя не отметить нарушения памяти (особенно слухоречевой), внимания, восприятия, эмоционально-волевой сферы. По особенностям поведения дети с моторной алалией могут быть гиперактивными, расторможенными либо малоподвижными, заторможенными. Большинство детей с моторной алалией имеют сниженную работоспособность, высокую утомляемость, речевой негативизм. Интеллектуальное развитие у детей-алаликов страдает вторично, вследствие речевой недостаточности. По мере развития речи интеллектуальные нарушения постепенно компенсируются.

При моторной алалии отмечается выраженная диссоциация между состоянием импрессивной и экспрессивной речи, т. е. понимание речи остается относительно сохранным, а собственная речь у ребенка развивается с грубыми отклонениями или не развивается совсем. Все этапы становления речевых навыков (гуления, лепета, лепетного монолога, слов, фраз, контекстной речи) происходят с опозданием, а сами речевые реакции значительно редуцированы.

Несмотря на то, что ребенку с афферентной моторной алалией потенциально доступно выполнение любых артикуляторных движений (в отличие от дизартрии), звукопроизношение оказывается грубо нарушенным. При этом возникают стойкие замены и смешения артикуляционно спорных фонем, что приводит к невозможности воспроизведения или повторения звукового образа слова.

При эфферентной моторной алалии ведущим речевым дефектом является невозможность выполнения серии последовательных артикуляционных движений, что сопровождается грубым искажением слоговой структуры слова. Несформированность динамического речевого стереотипа может привести к появлению заикания на фоне моторной алалии.

Словарный запас при моторной алалии значительно отстает от возрастной нормы. Новые слова усваиваются с трудом, в активном словаре имеются, главным образом, обиходные термины. Малый лексический запас обусловливает неточное понимание значений слов, их неуместное употребление в речи, замены по семантическому и звуковому сходству. Характерной чертой моторной алалии является абсолютное преобладание в словаре существительных в именительном падеже, резкое ограничение других частей речи, трудности в образовании и дифференциации грамматических форм.

Фразовая речь при моторной алалии представлена простыми короткими предложениями (одно- или двусоставными). Как следствие, при алалии имеется грубое нарушение формирования связной речи. Дети не могут последовательно изложить события, выделить главное и второстепенное, определить временные связи, причину и следствие, передать смысл явлений и событий.

При грубых формах моторной алалии у ребенка имеются только звукоподражания и отдельные лепетные слова, которые сопровождаются активной мимикой и жестикуляцией.

Дифференциальная диагностика и комплексный подход в коррекции моторной алалии

Дифференциальная диагностика

и комплексный подход в коррекции моторной алалии

Термин «Диагностика» является медицинским термином, буквально означающим «способность распознавать».

Диагностика – это специальная область научных знаний, включающая три раздела:

1. Анамнез – совокупность сведений о том, как протекало развитие.

2. Семиотика – учение о признаках и симптомах нарушения и их значении.

3.Логика (психолого-педагогическая, логопедическая, медицинская), задачей которой является анализ и синтез полученных данных, оценка совокупности признаков отклонения от нормы и правильный вывод (диагноз).

«Логопедическое заключение» (речевой диагноз) — это краткий вывод о характере и сущности отклонений в речи от нормы, о его природе (механизме), структуре и о перспективах дальнейшего развития средствами специальной коррекции.

Следует помнить о том, что диагноз – динамическое понятие и окончательные коррективы в любой диагноз вносит степень продвижения ребенка на пути его обучения.

Дифференциальная диагностика – это распознание различий в сходных состояниях на основе выделения общих и отличительных (самых существенных) показателей в нарушении психического и речевого развития детей.

На основе окончательно поставленного диагноза определяется план коррекционно развивающего обучения и его исход (прогноз).

Диагноз неразрывно связан с прогнозом. Согласно Л.С. Выготскому, содержание прогноза и диагноза совпадает. Однако прогноз строится на умении специалиста «понять внутреннюю логику самодвижения процесса развития, чтобы на основе данных прошлого и настоящего наметить путь дальнейшего развития ребенка». Прогноз рекомендуется разбивать на отдельные периоды и прибегать к длительным повторным наблюдениям.

Дифференциальная диагностика — главное звено в профессиональной деятельности логопеда. От точного диагноза зависит судьба ребенка и специфика его образовательного маршрута.

Постановка диагноза – это тонкое и сложное дело. Оно требует большого искусства и профессионального мастерства. Без диагностики логопед работает наугад.

Моторная алалия — системное недоразвитие экспрессивной речи центрального органического характера, обусловленное несформированностью языковых операций процесса порождения речевых высказываний при относительной сохранности смысловых и сенсорных операций.

Алалия — отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка.

Алалия – органическое нарушение (недоразвитие) речи центрального характера (ребенок практически лишен языковых средств обще­ния, его речь самостоятельно не формируется).

В пренатальном периоде в коре головного мозга идет интенсивное формирование нервных клеток. Недоразвитие мозга или его раннее поражение (условно до 3-х лет жизни) приводит к инертности нервных клеток (понижению возбудимости; к изменению их подвижности), что влечет к снижению работоспособности, истощаемости нервных клеток, страдают процессы возбуждения и торможения в коре головного мозга. Развитие мозговых систем с рождением ребенка не закончено, Весь процесс становления речи происходит в условиях патологического состояния центральной нервной системы.

Моторная алалия обусловлена нарушениями коркового отдела речедвигательного анализатора — поражение центральной извилины (центр Брока), страдают зоны в лобно-теменных областях левого (доминантного по речи) полушария.

В основе алалии лежит апраксия — нарушение целенаправленных движений и действий при сохранности составляющих их элементарных движений; возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела.

У алалика поздно созревают лобные доли (задняя часть), а именно они формируют процессы планирования и программирования; поэтому у ребенка с алалией оказываются несформированными операции порождения, оформления высказывания, в частности нарушены операции, реализующие уровень внутренней речи, отбор фонем и нарушаются внутрислоговое и межслоговое программирование (артикуляторная программа).

При моторной алалии более всего страдает слоговая структура и звуконаполняемость слов, звукопроизношение, фразовая речь, а возможности усвоения норм родного языка стойко нарушены.

В зависимости от локализации поражения — различают 2 формы алалии; выделяют моторную афферен­тную и моторную эфферентную алалии.

При поражении постцентральной зоны коры головного мозга — нижнего теменного отдела левого полушария речедвигательного центра наступает афферентная форма моторной алалии (оральная) При афферентной алалии механизм нарушения сводится к кинестетической формы апраксии.

При этом ребенок не чувствует положение органов артикуляции, затрудняется в нахождении отдельных артикуляций, для его речи характерны замены артикуляционно спорных зву­ков. Ребенок также не может воспроизвести, повторить слово, фразу.

Эфферентная моторная алалия — является причиной пато­логии премоторной (прецентральной) зоны коры головного мозга — задней трети нижней лобной извилины (центр Брока), наступает кинетическая форма моторной алалии. При эфферентной моторной алалии наблюдается кинетическая артикуляторная апраксия.

Эта часть речедвигательного центра контролирует процесс переключения артикуляционных укладов, ребенку трудно включиться в движение, вы­полнить серию движений. В речи детей грубо искажена слоговая структура слов и их звуконаполняемость (при этом нарушения звукопроизношения отходят на второй план).

Нарушения слоговой структуры являются важным показателем речевого дизонтогенеза (после 2, 5 – 3 лет). После 3-х лет усечение слоговой структуры слов наблюдаются редко.

Типы нарушений слоговой структуры слова:

— элизия = усечение (тенденция к сокращениям слоговой структуры слов, сокращение (пропуск) слога)

— сокращения групп согласных

— персеверация = застревание (циклический повтор, настойчивое воспроизведение)

— антиципации = предвосхищение = уподобление одного слога другому, замена предшествующих звуков последующими

— добавление лишней слогообразующей гласной при стечении согласных = увеличение числа слогов за счет вставки гласных в стечения согласных

— перестановка слогов = парафазии

— перестановка звуков соседних слогов

— контаминация = слияние, смешение: 2-х слов в одно или частей двух слов в одно слово (слов):

— опускание слогообразующей гласной

— искажение структуры отдельного слога: вставки согласных в слог.

Для специалистов же при определении и постановки правильного диагноза необходимо отличать моторную алалию от других нарушений.

Дифференциальная диагностика алалий от сходных состояний

Дифференциальная диагностика моторной алалии и дизартрии (анартрии)

Критерии сравнения Моторная алалия Дизартрия
1 Речевая моторика Первично языковое нарушение

(не нарушение артикуляционной моторики, а языковой программы), вторично может быть нарушена

(проявления дизартрии)

Апраксия

длительные поиски нужной слоговой структуры

большая стойкость нарушений

Нарушена, вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы

Диспраксия может быть

Нарушения артикуляционного компонента речи составляет суть данной патологии

2 Системность нарушения Нарушены все системы языка

(произношение, лексика, грамматика)

влияние на звуковой анализ и обучение грамоте

Нарушена только фонетическая сторона речи
3 Нарушения звукопроизноше-

ния

Одни и те же слоги (слова) может произносить по-разному (нужно записывать все доступные ребенку варианты)

Непостоянство искажений

Отсутствие прямой и обратной зависимости от владения звуками речи

Характерно наращение

в виде искажения большого количества звуков, которое носит стойкий характер в разных речевых ситуациях

Дифференциальная диагностика моторной алалии и нарушений речи, вызванных интеллектуальной недостаточностью

Критерии сравнения Моторная алалия Интеллектуальная недостаточность
1 Суть нарушения Глубокая несформированность речевой функции, обусловленная органическим повреждением речевых зон коры головного мозга.

Недоразвитие речи носит системный характер: нарушение всех её компонентов (фонетико-фонематического и лексико-грамматического) при сохранности неязыковых психических процессов

Речь не развивается в структуре первичного дефекта – патологии познавательной деятельности
2 Доречевые вокализации Частично соответствуют возрасту

Лепет отсутствует или характеризуется крайним однообразием, бедностью лепетных проявлений

(отсутствие или резкое ограничение лепета)

Задержка сроков гуления. лепета
3 Динамика развития речи Спонтанно речью не овладевают, нет скачков в темпе развития — Речь штамповая

— К 6-7 годам при помощи подражания овладевают простым грамматическим стереотипом

— на основе стереотипной речи темп овладение речью ускоряется

4 Импрессивная речь, установление причинно-следственных связей Рецептивный компонент речи относительно сохранен, отмечается понимание сложных синтаксических конструкций, причинно-следственные связи ребенок выражает доступными ему языковыми средствами (интонация, псевдослова, звукоподражания, «звуковые жесты», кинетическая речь) Понимание речи нарушено или затруднено.

Выражают только самые элементарные причинно-следственные связи

5 Формально-языковые нарушения речи

(грамматический строй речи) после того, как ребенок заговорил

Аграмматизм (морфологический и синтаксический), трудности поиска и актуализации слов, выбора морфем и установления порядка следования слов Речь очень бедная и алогичная, при этом может быть правильно грамматически оформлена
6 Запас знания и представлений С трудом актуализируется в речи Ограничен
7 Невербальное мышление Сохранено (классификации, исключения 4-го лишнего, операции анализа, синтеза и сравнения) Нарушено
8 Степень обучаемости Высокая Низкая
9 Критичность Критичны к своей собственной речи, поэтому часто речевой негативизм и даже отказ от речи Некритичны или критичность сильно снижена

Речевой негативизм

– отказ от речевой формы общения, отсутствие речевой мотивации; свойственен для детей, страдающих системными нарушениям речи. Для дифференциальной диагностики важно знать, что ребенок с моторной алалией отличается крайне низкой речевой активностью. Нет эмоционального отклика на речь взрослого. При попытке вступить с ним в речевой контакт он часто проявляет негативизм. У ребенка отсутствует речевой мотив, затрудненность контакта. Неговорящий ребенок выполняет все задания неречевого плана до того момента, когда логопед скажет: «Назови / расскажи». Такие инструкции вызывают речевой негативизм. Коммуникативные трудности нарастают с возрастом, т. к. с возрастом речевая деятельность требует всё большей автоматизации речевого процесса.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и аутизма
(Синдром Каннера)
Аутизм — тяжелое нарушение психического развития, при котором прежде всего страдает способность к общению, социальному взаимодействию. Поведение детей с аутизмом характеризуется также стереотипностью (от многократного повторения элементарных движений, таких как потряхивания руками или подпрыгивания, до сложных ритуалов) и нередко деструктивностью (агрессия, самоповреждение, крики, негативизм и др.)

Критерии сравнения Моторная алалия РАС
1 По определению Речевая патология Особая психическая (неврологическая) аномалия, нарушено формирование эмоционального контакта с окружающим миром
2 Раннее развитие речи Апраксия (диспраксия), нарушение речевой программы Нарушение коммуникации (социализации). Может быть раннее речевое развитие. Ложная апраксия.
3 Реакция на обращенную речь Достаточное (сохранное) понимание Не реагируют (либо плохой отклик) на обращенную речь, могут быть особенности сенсорной обработки информации
4 Экспрессивная речь Активно используют зачатки речи, состояние речи не зависит от окружающей обстановки Одновременное употребление лепетных и сложно организованных, правильных по языковой структуре высказываний, не употребляют слова «ДА» и «Я», стойкие аграмматизмы в незнакомой обстановке
5 Мимико-жестовая речь Активно использует жесты в общении Не использует жесты и мимику (распад)
6 Эхолалия Не отмечается Присутствует
7 Просодика Не нарушена Высокая тональность голоса, замедленный темп, скандированное и рифмованное произношение
8 Общение Контактен, может отмечаться негативизм Отказ или своеобразное общение
9 Эмоционально-волевая сфера Адекватность эмоций Неадекватность эмоциональных реакций
10 Моторика Моторная неловкость, относительно сохранна Стереотипии, своеобразие походки (ходьба на цыпочках), трудности пространственной ориентировки, самостимуляции
11 Психопатологические симптомы Отстутствуют Психопатологические симптомы, фобии и непредсказуемые реакции
12 Особенности психического развития Может наблюдаться ЗПР, дефицитарное развитие, системные нарушения,

сложная структура развития

Может наблюдаться у.о., дисгармоничное развитие, неравномерное искажение психических процессов

Организуя работу с такими детьми, надо иметь в виду, что этот речевое нарушение проявляется обычно на фоне своеобразного развития личности ребенка. Среди них детей с резко выраженными невротическими чертами поведения в виде заторможенности или, наоборот, повышенной возбудимости. У некоторых обнаруживаются повышенная сензитивность.

Сензитивность (от лат. sensus — чувство, ощущение) — характерологическая особенность человека, проявляющаяся по повышенной чувствительности к происходящим с ним событиям, обычно сопровождается повышенной тревожностью, боязнью новых ситуаций, людей, всякого рода испытаний и т. п. Очень часто отмечается неспособность к длительному усилию.

Дифференциальная диагностика моторной алалии и ЗРР

Критерии сравнения Моторная алалия Задержка речевого развития
1 Темп овладения речью Задержка темпа нормального овладения речью сочетается с патологическим проявлениями – нарушениями структурно-функциональной стороны речи Задержка темпа речевого развития, его скачкообразность
2 Спонтанное усвоение языка Самостоятельно ребенок не может овладеть лексико-грамматическими обобщениями Возможность самостоятельного усвоения ребенком некоторых норм родного языка
3 Импрессивная речь Затруднено понимание грамматических изменений слов, смешивает квазиомонимы (похоже звучащие слова) Хорошо понимает обращенную речь, отсутствуют смешения в понимании значений сходно звучащих слов
4 Экспрессивная речь
  • нарушена программа высказывания,
  • стойкие грубые нарушения структуры слова, фразы (телеграфный стиль),
  • аграмматизм
  • с накоплением словаря усиливается аграмматизм
  • есть программа речевого высказывания,
  • отсутствуют грубые нарушения структуры слова и фразы и аграмматизм
5 Особенности динамики в коррекционной работе
  • не может без коррекционного воздействия преодолеть дефект;
  • в процессе школьного обучения обнаруживаются многочисленные затруднения в формировании умений и навыков письменной речи (из-за бедной речевой практики, несформированности языковых обобщений плохо формируется готовность к обучению грамоте и изучению грамматики)
  • способны к самостоятельному овладению речевыми обобщениями,
  • речевую недостаточность преодолевают спонтанно,
  • коррекция направлена на звуковую сторону речи,
  • к школе преодолевают речевую недостаточность
6 Анатомо-физиологические особенности Нарушения ЦНС носят стойкий органический характер Носят обратимый нейродинамический характер или не наблюдаются
7 Особенности психической деятельности Чаще нуждаются в преодолении речевого негативизма Сформирована мотивация деятельности, нет речевого негативизма

Сравнительный анализ сходных состояний, общие и отличительные их показатели.

Алалия (ОНР) ЗРР (ОНР)

Общие

1. Атипичное формирование речевой функции с рождения ребенка.

2. Страдают все структурные компоненты речи: фонетика, лексика,

грамматика.

Специфические

Алалия (ОНР) ЗРР (ОНР)
1 Грубые

лексико-грамматические

ошибки: отсутствие а) склонения;

б) предлогов в падежах, где они

обязательны; в) форм согласова-

ния в числе и др.

Менее грубые

лексико-

грамматические ошибки: много-

образная замена одной формы

косвенного падежа другими; не-

устойчивость в употреблении и

пропуске предлогов и др.

2 Устойчивость аграмматизмов Временный характер аграмма-

тизмов

3 Отсутствие выраженной динами-

ки

Наличие выраженной динамики
4 Многолетняя коррекционно-

логопедическая помощь

Многомесячная коррекционно-

логопедическая помощь (до 10 –

18 месяцев)

5 Обучение в речевой школе Обучение в массовой школе при

индивидуальном подходе

6 Нарушение органического

происхождения

Нарушение функционального

характера

7 Напоминает о себе в течение всей

жизни

Как правило, после преодоления

не отражается на последующем

развитии

Моторная алалия и сенсорная алалия

Критерии сравнения Моторная алалия Сенсорная алалия
Восприятие речи Сохранно на перцептивном уровне Грубо нарушено
Понимание речи Соответствует возрасту, возможно без опоры на зрительное восприятие артикуляции Нарушено, может незначительно улучшаться при зрительном восприятии артикуляции говорящего
Слуховое внимание Сохранно Нарушено
Эхолалия Отсутствует Присутствует
Повторение услышанного Затруднения в повторении слова, фразы Повторение без понимания смысла проговоренного слова
Коммуникация Отмечается стремление к языковой коммуникации (невербальной и вербальной) Нежелание (и невозможность) вступать в общение
Мимико-жестикуляторная речь Активное использование жестов, выразительная мимика Отсутствие жестов и амимичность или невыразительность мимики
Наличие компенсаторных средств Как компенсаторные средства выступают мелодика, звукоподражания, «звуковые жесты» Отсутствие компенсаторных средств
Динамика улучшения речи Отмечается динамика в овладении речью при ее спонтанном и направленном формировании Крайне низкий темп при направленном формировании речи

Моторная алалия и нарушения слуха

Критерии сравнения Моторная алалия Нарушения слуха
Слух Слуховая функция сохранна Слуховая функция нарушена
Спонтанное овладение речью Некоторая возможность спонтанного усвоения речи (хотя речь ограниченная и в целом дефектно проявляющаяся) Вне специального обучения речь не формируется
Экспрессивная речь Наличие отдельных слов-корней, псевдослов, звукоподражаний Отсутствие экспрессивной речи
Просодические компоненты речи Сохранны (мелодика речи, ритм, паузация, ударение) Нарушены
Мимико-жестовая речь Сопровождается словами, звукокомплексами, невербальными вокализациями Активно используется, но вербально не сопровождается

Перспективный план коррекционной работы. Разделы.

  1. Развитие психологической базы речи.

Цель: развитие внимания, восприятия, памяти, мышления.

Развитие восприятия (зрительного, тактильного, слухового)

Развитие памяти (зрительная, слуховая)

Развитие мышления.

Развитие общей и мелкой моторики.

  1. Развитие восприятия и понимания речи.

    Цель: преодоления импрессивного аграмматизма.

  1. Развитие собственно экспрессивной речи.

    Цель: — обогащение словарного запаса, совершенствование понимания обращенной к нему речи;

— формирование базовых параметров слова, формирование наиболее типичных для разговорной речи моделей; — формирование фразовой речи, связного высказывания посредством изучения грамматических закономерностей;

— развитие фонетико-фонематической стороны речи, формирование слоговой структуры слова. — формирование навыков и умений связной монологической речи.

  1. Подготовка детей к обучению грамоте.

    Цель: формировать те виды языкового анализа, который обеспечивает усвоение навыков письма и чтения: виды анализа: — формирование операций лексико-семантического анализа, который предполагает научить ребенка осознавать структурные компоненты предложения; — фонемный анализ: обучение фонемному анализу предполагает научить ребенка осознавать как слово звучит в фонемном отношении; — формирование операции морфемного анализа.

Моторная алалия — это своеобразное патологическое развитие речи, ее моторной функции. При работе над данным видом речевого нарушения очень важны комплексный подход к формированию речи, системная работа над речью и личностью ребенка, при которой учитываются закономерности развития речевой функции в онтогенезе и строения языка. В ряде случаев систематическая, длительная коррекционная работа дает средства, достаточные для речевого общения ребенка, но иногда — только самую элементарную речь.

Кроме того, логопедическая работа эффективна только при регулярной медикаментозной поддержке.

Причины алалии

Приводящие к алалии факторы многообразны и могут воздействовать в различные периоды раннего онтогенеза. Так, в антенатальном периоде к органическому поражению речевых центров коры головного мозга могут приводить гипоксия плода , внутриутробное инфицирование (TORCH-синдром), угроза самопроизвольного прерывания беременности , токсикозы , падения беременной с травматизацией плода, хронические соматические заболевания будущей мамы (артериальная гипотония или гипертензия , сер­дечная или легочная недостаточность).

Закономерным итогом отягощенного течения беременности служат осложнения родов и перинатальная патология. Алалия может являться следствием асфиксии новорожденных , недоношенности , внутричерепной родовой травмы при преждевременных , скоротечных или затяжных родах, применении инструментальных акушерских пособий.

В числе этиопатогенетических факторов алалии, воздействующих в первые годы жизни ребенка, следует выделить энцефалиты , менингиты , ЧМТ , соматические заболевания, приводящие к истощению ЦНС (гипотрофию). Некоторые исследователи указывают на наследственную, семейную предрасположенность к алалии. Частые и продолжительные заболевания детей в первые годы жизни (ОРВИ , пневмонии , эндокринопатии, рахит и пр.), операции под общим наркозом, неблагоприятные социальные условия (педагогическая запущенность , синдром госпитализма , дефицит речевых контактов) усугубляют действие ведущих причин алалии.

Как правило, в анамнезе детей с алалией прослеживается участие не одного, а целого комплекса факторов, приводящих к минимальной мозговой дисфункции – ММД.

Органические повреждения головного мозга вызывают замедление созревания нервных клеток, которые остаются на стадии молодых незрелых нейробластов. Это сопровождается снижением возбудимости нейронов, инертностью основных нервных процессов, функциональной истощаемостью клеток мозга. Поражения коры головного мозга при алалии носят нерезко выраженный, но множественный и билатеральный характер, что ограничивает самостоятельные компенсаторные возможности речевого развития.

Алалия

Алалия (гр. а- приставка, означающая отрицание или отсутствие качества + греч. lalia речь) — отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и первично сохранном интеллекте; причиной алалии, чаще всего является повреждение речевых областей больших полушарий головного мозга при родах, а также мозговые заболевания или травмы, перенесенные ребенком вдоречевой период жизни; тяжелые степени алалии выражаются у детей полным отсутствием речи или наличием лепетных отрывков слов; в более легких случаях наблюдаются зачатки речи, характеризующиеся ограниченностью запаса слов, аграмматизмом, затруднениями в усвоении чтения и письма.

В строгом смысле слова алалия. — полное отсутствие или достаточно выраженная дефицитарность речи (продуцирования речи или ее восприятия), не обусловленные дефектами интеллекта и слуха. Принятому разделению алалии на моторную и сенсорную в МКБ-10 соответствуют расстройства экспрессивной (F80.1) и рецептивной речи (F80.2). Алалию следует отличать от специфического расстройства речи, которое представляет собой нарушения языка и речи при адекватном уровне интеллекта и отсутствии каких-либо других расстройств, в том числе мозговых повреждений.

Этиология и патогенез

Этиология и патогенез разнообразны: воспалительные процессы и травмы головного мозга, алиментарно-трофические, обменные нарушения во внутриутробном и раннем постнатальном периоде развития ребенка.

Формы алалий

Различают два основных варианта А.

Алалия моторная (a. motoria; лат. motor двигательный) — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина — поражение коркового конца речедвигательного анализатора (центр Брока) и его проводящих путей.

Алалия сенсорная (a. sensoria; лат. sensus чувство, ощущение) — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи; причиной сенсорной алалии является поражение коркового конца слухоречевого анализатора (центр Вернике) и его проводящих путей.

В то же время, это деление условно, поскольку на практике имеют место сочетания и моторной алалии, и сенсорной алалии

Клиническая картина

Наблюдаются А. различной степени: от легких нарушений речи до тяжелых, когда ребенок не говорит до 10 — 12 лет или, несмотря на длительное обучение, его речь ограничена скудным словарным запасом, сохраняясь на уровне элементарной аграмматичной речи.

Моторная А. развивающуюся при нарушении функций лобно-теменных областей коры левого полушария головного мозга (центр Брока) и проявляется в нарушении экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи, позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета). Сопровождается грубым нарушением грамматического строя (отсутствие согласования слов в роде, падеже и числе, неправильное употребление предлогов, отсутствие в речи отглагольных форм, перестановка слогов и звуков внутри слова и др.). Имеет место выраженная бедность словарного запаса. Моторная алалия лежит в основе нарушений школьных навыков типа дислексии и дисграфии, а также нарушений пространственного гнозиса и расстройств моторики в виде апраксии; она сочетается с локальной и рассеянной неврологической симптоматикой и поражением структур доминантного полушария, определяющего возможности экспрессивной речи. В психическом состоянии детей с подобным нарушением нередки проявления разной степени выраженности психоорганического синдрома в виде двигательной расторможенности, расстройств внимания и работоспособности в сочетании с нарушениями интеллектуального развития.

Сенсорная А. возникает при поражении височной области левого полушария (центр Вернике) и связана с нарушениями акустико-гностической стороны речи при сохранности слуха. Она проявляется в недостаточном понимании обращенной речи и грубом нарушении фонетической ее стороны с отсутствием дифференциации звуков. У детей затруднено и задержано в развитии соотнесение между предметом и словом: они не понимают речь окружающих, в силу чего и экспрессивная речь крайне ограничена. Дети искажают слова, смешивают сходные по произношению звуки, не прислушиваются к речи окружающих, могут не откликаться на зов, но одновременно реагировать на отвлеченные шумы, отмечаются эхолалии; резко нарушено слуховое внимание, хотя тембр речи и интонации не изменены. В психическом состоянии отмечаются признаки органического поражения головного мозга — нередко в сочетании с интеллектуальным недоразвитием в широком диапазоне (от легких парциальных задержек развития до олигофрении).

Для всех форм А. характерна диссоциация между вербальными и невербальными формами психической деятельности. Невербальные задания выполняются без выраженных затруднений в соответствии с возрастом ребенка (смысл и последовательность сюжетных изображений, графические аналогии и пр.). Задержки темпа развития речи проявляются в том, что отдельные этапы речевых навыков — гуление, лепет, появление лепетного монолога, отдельные слова, фразы и др. — формируются с запаздыванием, отмечается их редуцированность или они отсутствуют. Помимо растягивания сроков формирования функции, характерно длительное сохранение ранее пройденных этапов развития речи — эгоцентрическая речь, замена речи жестикуляцией или выразительными криками без слов, запаздывание появления экспрессивной речи при достаточно хорошем понимании обращенной речи. Кроме того, могут отмечаться бедность словарного запаса, легкие аграмматизмы, косноязычие.

Сопутствующие симптомы

Иногда у детей с А. наблюдаются невротические реакции на имеющийся дефект речи. Отмечается быстрая утомляемость, пониженное внимание и работоспособность, вторичная задержка психического развития. При моторной А. в разные сроки развития речи, особенно при переходе к фразовой речи, отсутствует плавность речи, появляется заикание. Большей частью это наблюдается при патологических процессах в левой премоторной области. Таких детей необходимо обучать плавности речи, мелодичности, разнообразию интонаций. У детей с сенсорной А. наблюдается крайняя лабильность слухового внимания и нарушения фонематического слуха.

Прогноз

Прогноз зависит от тяжести основного патологического процесса, от степени нарушения речи, от времени диагностики А. и от постановки лечебно-восстановительной работы с ребенком. У детей с сенсорной А. при хорошо проводимой логопедической работе речь нередко восстанавливается быстрей, чем при моторной А.

Лечение и логопедическая коррекция

Лечение. Наиболее эффективно комплексное лечение:

  • Логопедические занятия: специальная система логопедических занятий, способствующих развитию речи у детей с моторной и сенсорной формой А. Необходимы систематические занятия
  • Логопедический массаж: массаж артикуляционной мускулатуры, участвующей в произнесении звуков. Проводится специальными зондами и способствует нормализации тонуса речевых мышц для облегчения звукопроизношения. Необходим детям с моторной и сенсомоторной А. Проводится курсами по 8-10 сеансов.
  • Микротоковая рефлексотерапия: активизация речевых зон головного мозга (отвечающих за дикцию, словарный запас, желание вступать в речевой контакт, понимание обращенной речи, навык построения сложных предложений). Эффективна у детей с моторной, сенсорной и сенсомоторной А. Схемы лечения подбираются индивидуально – с учетом особенностей задержки развития у каждого ребенка. Проводится курсами по 15 сеансов.
  • Медикаментозная терапия ноотропами: для улучшения речи неврологом назначаются препараты улучшающие кровоснабжение головного мозга и активизирующие работу нейронов (Гаммалон, Кортексин, Цераксон, Когитум, витаминами В12, В15, и пр.). Подбирается индивидуально после окончания курса микротоковой рефлексотерапии.

далее →

Причины заболевания

Вполне логично желание родителей понять, почему именно их ребёнок оказался подверженным дизартрии. Причин заболевания не так много. Это могут быть:

  • органическое поражение ЦНС, когда мускулатура детского лица существенно или незначительно ограничена в движении, детский церебральный паралич (ДЦП);
  • серьёзные поражения головного мозга, отдельных его участков — самая частая и существенная причина детской дизартрии, а они уже обусловлены внутриутробной инфекцией, недоношенностью, несовместимостью резус-факторов мамы и малыша, родовыми травмами, патологиями в развитии плаценты, асфиксией, сильным токсикозом, который перенесла мама, будучи беременной;
  • энцефалит, менингит, которыми переболел ребёнок.

Из-за того, что заболевание связано с нарушениями центральной нервной системы и головного мозга, требуется тщательное обследование детей с дизартрией в условиях стационара. Оно основывается на системном подходе, разработанном отечественными логопедами, при котором учитывается специфика речевых и других нарушений в развитии ребёнка, его общее психоневрологическое состояние и возраст.

На сегодняшний день разработаны различные эффективные приёмы ранней диагностики заболевания. В обследование вовлекаются самые разные специалисты: логопеды, психологи, терапевты, психотерапевты, психоневрологи, дефектологи и многие другие — в зависимости от формы дизартрии.

В каких случаях родителям нужно обращаться к врачам за такой комплексной помощью? Существуют определённые симптомы, по которым можно заподозрить заболевание на ранних стадиях.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: