Логопедическая работа при стертой форме дизартрии у дошкольников

Расстройства фонетической и просодической составляющих речи бывают вызваны негрубым нарушением иннервации мышц артикуляционного аппарата. В такой ситуации патология протекает в легкой форме, ребенку ставится диагноз «стертая дизартрия». Она проявляется в виде нечеткости произношения из-за искажения звучания звуков, может сопровождаться сложностями автоматизации, ухудшением выразительности речи. Нередко расстройство выявляется случайно, например, при осмотре ребенка на предмет косвенных симптомов состояния. Даже при столь смазанной клинической картине диагностика стертой дизартрии и ее последующее лечение обязательны. В противном случае проблема будет усугубляться, приводя к дефектам восприятия, для избавления от которых требуется коррекция нарушений чтения и письма.


Часто патология обнаруживается случайно при осмотре ребенка на предмет косвенных симптомов состояния.

Терминология, формы и стадии нарушения

Диагноз «стертая дизартрия» появился почти полвека назад и был предложен логопедом О.А. Токаревой. Тогда его использовали для описания легкой формы псевдобульбарной дизартрии, которая проявлялась неярко, но сопровождалась сложностями коррекции. Споры относительно терминологии, используемой в таких случаях, не прекратились до сих пор.

Пока под стертой формой дизартрии принято понимать минимальное речевое расстройство дизартрического типа.

Сегодня стертая форма дизартрии условно разделена на несколько групп:

  • корковая – повреждение центров в коре головного мозга негативно сказывается на фонетической составляющей произношения;
  • экстрапирамидная – поражение подкорковых ядер и ганглиев сопровождается проблемами с интонационно-выразительной окраской речи;
  • псевдобульбарная – нарушение функциональности проводящих путей, которые следуют к ядрам черепно-мозговых нервов от коры ГМ, сказывается на всех фонетико-фонематических показателях;
  • смешанная – чаще всего это легкая степень псевдобульбарной дизартрии, дополненная признаками еще одной группы расстройств.

Один из типов заболевания псевдобульбарный, когда нарушены проводящие пути к черепно-мозговым нервам.

По статистике, стертая форма дизартрии у детей выявляется при обследовании половины детей с общим недоразвитием речи. Такой диагноз требует особого терапевтического подхода, а ребенок с ним нуждается в повышенном внимании.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Билет 21

Дифференциальная диагностика дизартрии

Форма дизартриипантогенезсимптоматика
Бульбарная дизартрияПри поражении продолговатого мозгаразрушаются ядра двигательных черепно-мозговых нервов (языкоглоточного, блуждающего, подъязычного, тройничного, лицевого) паралич или парез мышц глотки, гортани, языка, мягкого неба нарушается процесс глотания затруднено жевание недостаточная подвижность голосовых складок нарушения голоса (слабый, назализированный) дефекты произношения звонких звуков и др. нарушения звукопроизношения атрофия мышц языка, атония (пониженный тонус) речь нечеткая, замедленная амимичность лица
Подкорковая дизартрияПри поражении подкорковых узлов головного мозганарушение мышечного тонуса (меняющийся характер) наличие гиперкинезов (насильственных непроизвольных движений) в области артикуляционной и мимической мускулатуры (в состоянии покоя и при речевом акте) нарушения фонации и артикуляции (то произносит звук, то нет) возникновение артикуляционного спазма непризвольные выкрики нарушение темпа речи (замедленный или ускоренный, монотонный) нарушения тембра и силы голоса нарушения интонации нарушения артикуляционной моторики + нарушения голосообразования и речевого дыхания может сочетаться с нарушением слуха
Мозжечковая дизартрияПри поражении мозжечкаскандированная речь нарушения модуляции голоса трудность удержания артикуляционных укладов неточность движений языка
Псевдобульбарная дизартрияСледствие перенесенного органического поражения головного мозгапсевдобульбарный парез или паралич, обусловленный поражением проводящих путей, идущих от коры головного мозга к ядрам ЧМН нарушения общей и речевой моторики затрудненность сосания, глотания поперхивания, захлебывания при еде слюнотечение нарушение мимики Легкая степень псевдобульбарной дизартии отсутствуют грубые нарушения моторики артикуляционного аппарата медленные, неточные движения языка, губ расстройства жевания и глотания невыражены речь замедленная, смазанная чаще страдают звуки Ж, Ш, Р, Ц, Ч звонкие произносятся с оглушением трудности произношения мягких (средняя часть языка) недоразвитие фонематического восприятия (звуковой анализ) на письме замены: Д-Т, Ч-Ц сохранны структура слова и лексико-грамматическая сторона речи слух и интеллект чаще всего сохранны Средняя степень псевдобульбарной дизартрии наиболее многочисленная группа дизартриков амимичность: не могут надувать щеки, вытягивать губы движения языка ограничены вверх и в стороны, в статическом положении не могут удерживать язык трудности в артикуляционных переключениях мягкое небо малоподвижно назализованный голос обильная солювация затруднено жевание и глотание тяжелые нарушения звукопроизношения малоподвижный язык, губы нечеткая артикуляция гласных часто смешиваются Ы-И могут быть сохранны звуки: П, Т, М, К, Х, Н Ч и Ц, Р и Л произносятся приближенно с призвуком слабая воздушная струя звонкие согласные заменяют глухими пропуск звуков в конце слова и в стечениях согласных нарушения коммуникативной функции речи ограниченность жизненного и вербального опыта Тяжелая форма псевдобульбарной дизартрии анартрия – глубокое поражение мышц и полная бездеятельность речевого аппарата маскообразное лицо отвисает нижняя челюсть рот постоянно открыт язык неподвижен большие трудности при жевании и глотании речь нечленораздельна или отсутствует

Система коррекционных занятий при псевдобульбарной форме дизартрии

Дизартрия— термин латинский, в переводе означает расстройство членораздельной речи — произношения (дис — нарушение признака или функции, артрон — сочленение). При определении дизартрии большинство авторов не исходят из точного значения этого термина, а трактуют его более широко, относя к дизартрии расстройства артикуляции, голосообразования, темпа, ритма и интонации речи. Псевдобульбарная дизартрия возникает при двустороннем поражении двигательных корково-ядерных путей, идущих от коры головного мозга к ядрам черепных нервов ствола.

Для псевдобульбарной дизартрии характерно повышение мышечного тонуса в артикуляционной мускулатуре по типу спастичности — спастическая форма псевдобульбарной дизартрии. Реже на фоне ограничения объема произвольных движений наблюдается незначительное повышение мышечного тонуса в отдельных мышечных группах или понижение мышечного тонуса — паретическая форма псевдобульбарной дизартрии.

СИСТЕМА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ Система логопедического воздействия при дизартрии имеет комплексный характер: коррекция звукопроизношения сочетается с формированием звукового анализа и синтеза, развитием лексико-грамматической стороны речи и связного высказывания. Спецификой работы является сочетание с дифференцированным артикуляционным массажем и гимнастикой, логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением.

Работа над звукопроизношением строится с учетом следующих положений:

1. Зависимость от формы дизартрии, уровня речевого развития и возраста ребенка.

2. Развитие речевой коммуникации.

3. Развитие мотивации, стремления к преодолению имеющихся нарушений, развитие самосознания, самоутверждения, саморегуляции и контроля, чувства собственного достоинства и уверенности в своих силах.

4. Развитие дифференцированного слухового восприятия и звукового анализа.

5. Усиление перцепции артикуляционных укладов и движений путем развития зрительно-кинестетических ощущений.

6. Поэтапность. Начинают с тех звуков, артикуляция которых у ребенка более сохранная. Иногда звуки выбирают по принципу более простых моторных координации, но обязательно с учетом структуры артикуляционного дефекта в целом, в первую очередь работают над звуками раннего онтогенеза.

7. При тяжелых нарушениях, когда речь полностью не понятна для окружающих, работа начинается с изолированных звуков и со слогов. Если речь ребенка относительно понятна и в отдельных словах он может произносить дефектные звуки правильно,

8. У детей с поражением центральной нервной системы важное значение имеет предупреждение тяжелых нарушений звукопроизношения путем систематической логопедической работы в доречевом периоде.

Логопедическая работа при дизартрии проводится поэтапно.

Первый этап, подготовительный — основные его цели: подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов, у ребенка раннего возраста — воспитание потребности в речевом общении, развитие и уточнение пассивного словаря, коррекция дыхания и голоса.Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного воздействия, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа.

Второй этап — Проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений:

Работа по расслаблению мышц артикуляционного аппарата начинается с общего мышечного расслабления, расслабления шейной, грудной мускулатуры, мышц рук. Затем проводится расслабляющий массаж мышц лица. Движения начинаются с середины лба по направлению к вискам.

Расслабляющий массаж проводится дозированно, распространяется только на те области лица, где имеется повышение мышечного тонуса, в группах же мышц вялых, ослабленных применяется тонизирующий, укрепляющий массаж.

Вторым направлением расслабляющего массажа лица является движение от бровей к волосистой части головы. Движения проводятся равномерно обеими руками с двух сторон.

Третьим направлением движения является движение вниз от линии лба, через щеки к мышцам шеи и плеча.

Затем приступают к расслаблению мышц губ. Логопед помещает свои указательные пальцы на точку, находящуюся между серединой верхней губы и углом рта с обеих сторон. Движения идут к средней линии, так что верхняя губа собирается в вертикальную складку. Такое же движение проделывается с нижней губой, затем с обеими губами вместе.

В следующем упражнении указательные пальцы логопеда помещаются в то же положение, но движения идут вверх по верхней губе, обнажая верхние десны, и вниз по нижней губе, обнажая нижние десны.

Затем указательные пальцы логопеда помещаются в углы рта и губы растягиваются (как при улыбке). Обратным движением с образованием морщинок губы возвращаются в исходное положение.

Эти упражнения проводятся при различном положении рта: рот закрыт, приоткрыт, полуоткрыт, широко открыт.

После расслабления, а при низком тонусе — после укрепляющего массажа губ тренируют их пассивно-активные движения. Ребенка учат захватывать и удерживать губами леденцы, палочки различного диаметра, учат пить через соломинку.

После общего мышечного расслабления и описанных выше упражнений приступают к тренировке мышц языка. При их расслаблении важно учитывать, что они тесно связаны с мышцами нижней челюсти.

Если этих приемов недостаточно, то полезно на кончик языка положить кусочек стерильной марли или стерильную пробку. Возникающее тактильное ощущение помогает ребенку понять, что что-то мешает свободным движениям языка, т. е.ощутить состояние спастичности. После этого логопед шпателем или языковым депрессором производит легкие горизонтальные нажимы.

Следующим приемом являются легкие плавные покачивающие движения языка в стороны. Логопед осторожно захватывает язык кусочком марли и плавно ритмично двигает его в стороны. Постепенно пассивная помощь логопеда уменьшается, и ребенок сам начинает выполнять эти упражнения.

Выработка контроля за положением рта. Отсутствие контроля за положением рта у детей с дизартрией значительно затрудняет развитие произвольных артикуляционных движений. Обычно рот у ребенка приоткрыт, выражено слюнотечение.

Первый этап работы — упражнения для губ, способствующие их расслаблению и усилению тактильных ощущений в сочетании с пассивным закрыванием рта ребенка. Внимание фиксируется на ощущении закрытого рта, ребенок видит это положение в зеркале.

На втором этапе закрывание рта производится пассивно-активным путем. Вначале ребенку легче закрыть рот в положении наклона головы и легче его открыть в положении слегка запрокинутой головы. На начальных этапах работы используются эти облегченные приемы. Переход от пассивных движений открывания рта к активным становится возможным через рефлекторное зевание.

На третьем этапе тренируют активное открывание и закрывание рта по словесной инструкции: «Открой рот широко», «Вытяни губы вперед», «Собери губы в трубочку и возврати их в исходную позицию».

Предлагаются различные задания по имитации положения рта, представленного на картинках. Постепенно упражнения несколько усложняются: ребенка просят дуть через расслабленные губы, производить вибрационные движения.

Причины и выявление в раннем возрасте

Проблемы со стороны речи, характерные для стертой дизартрии, обусловлены снижением функциональности мышц языка, губ, мягкого неба на фоне неполноценной иннервации. Окончания поражаются избирательно в результате органических повреждений некоторых отделов ЦНС.

Чаще всего провокаторы развития фонематического и фонетического сбоев действуют на организм ребенка еще в момент его пребывания в утробе матери.

Возможные причины стертой дизартрии:

  • нарушение внутриутробного развития – опасность представляет сложное протекание беременности, усугубленное токсикозом, повышенным АД, диабетом, нефропатиями. Чаще всего проблема заключается в нарушении доставки кислорода плоду, что приводит к задержке его развития. Также стертая дизартрия может стать последствием резус-конфликта;
  • инфекционные заболевания, перенесенные беременной – легкая степень речевого расстройства грозит при развитии патологий такого типа в третьем триместре. Повышенные риски сопряжены с герпесом, гепатитом, токсоплазмозом, цитомегалией;
  • сложности в родах – нарушение работы речевого аппарата может возникнуть на фоне длительного безводного периода, стремительных или затянувшихся родов, легкой асфиксии новорожденного. Потенциальные риски повышаются в случае применения во время родоразрешения щипцов или метода вакуумной экстракции;
  • некоторые заболевания раннего возраста – иногда стертая дизартрия возникает в результате органических изменений в головном мозге ребенка уже после его рождения, но до момента появления речи. Чаще всего это становится последствием перенесенного инфекционного заболевания, осложненного энцефалитом или менингитом. В отдельную группу риска входят дети с патологическими реакциями на применение различных вакцин.

В группе риска находятся дети с патологическими реакциями на различные вакцины.

В большинстве случаев дети, на организм которых действовал какой-либо из перечисленных факторов, наблюдаются у невролога или педиатра.

При отсутствии признаков повреждения головного мозга их через год снимают с учета, в противном случае сохраняется контроль за развитием малыша.

Это позволяет довольно рано выявить дизартрию или ее косвенные симптомы. На фоне мягкого течения патологии диагноз может быть поставлен гораздо позже. Например, когда ребенок плохо справляется на занятиях по рисованию или никак не может освоить навыки самообслуживания.

Этапы логопедической работы при дизартрии

Современный этап развития логопедии характеризуется повышенным вниманием к изучению детей с дизартрией, так как количество детей, имеющих нарушения речи, обусловленные перинатальной патологией, в том числе и дизартрией, с каждым годом увеличивается. Повышение эффективности коррекционной логопедической работы по устранению нарушений речи у школьников с клиническим диагнозом «дизартрия» является на данный момент одной из актуальных проблем логопедии. При дизартрии ведущим нарушением в структуре речевого дефекта является нарушение фонетической стороны речи, которая возникает из-за нарушений иннервации органов речевого аппарата. В отечественной логопедии нарушения моторики речевого аппарата не рассматриваются в отрыве от нарушений всей моторной сферы. Основные проявления дизартрии состоят в расстройстве артикуляции звуков, нарушениях голосообразования, а также в изменениях темпа речи, ритма и интонации. Нарушение артикуляции и фонации, затрудняющие, а иногда и полностью препятствующие членораздельной звучной речи, составляют так называемый первичный дефект.

Таким образом, учитывая структуру дефекта при дизартрии у школьников с ОВЗ, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам.

Первый этап «подготовительный»:

Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. С этой целью логопед проводит логопедический массаж (тонизирующий и расслабляющий).

Примеры упражнений, проводимых на языке при дизартрии:

Проводим шариковым зондом вдоль продольных мышц с целью их укрепления. Делаем 8-10 раз.

Для укрепления как продольных, так и поперечных мышц сдавливаем пластмассовым зондом точки на языке, передвигаясь от его корня к кончику. Делаем 6 раз.

Поглаживаем поперечные мышцы шариковым зондом 6-9 раз.

Обкалываем зондом в форме иглы периметр языка в течение 10 сек. В ямочках под языком делаем точечные повороты против часовой стрелки. Можно использовать как зонд, так и указательный палец. Длительность процедуры 10 сек.

Приглаживаем язык по бокам несколько раз. С целью укрепления всех мышц языка массажируем его пальцами, завернутыми в марлю. Длительность процедуры 8 сек.

Делаем разные движения: по спирали, по кругу, растирающие, перетирающие не только на верхней поверхности языка, но и на нижней. Выполняем надавливания зондом, потряхиваем языком, держась за его кончик. Сжимаем язык по бокам в течение 2 сек, 8-10 раз.

Пощипываем край языка, потом похлопываем и выполняем вибрирующие движения зондом. Такой массаж делается 2-3 раза в день. Специалист может выполнять и другие упражнения, все зависит от индивидуальных особенностей детей. Зондовый массаж дает значительные успехи в развитии речевого аппарата ребенка, улучшает работоспособность мышц и произношение звуков.

Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью логопед проводит дифференцированные приемы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Использование непроизвольных движений (смех, свист, слизывание с губ варенья). Активная артикуляционная гимнастика постепенно усложняется и добавляются функциональные нагрузки. Отрабатываются такие качества артикуляционных движений, как точность, ритмичность, переключаемость и др.

Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.

Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха. Упражнения для развития речевого дыхания

В логопедической практике рекомендуются следующие упражнения

: — Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (при этом живот выпячивается вперед, и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха сразу же произведите свободный, плавный выдох (живот и нижняя часть грудной клетки принимает прежнее положение). — Произведите короткий, спокойный вдох через нос, задержите на 2-3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот. — Сделайте короткий вдох при открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы). — Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков: аaaaa аaaaaooooooo аaaaaуууууу. — Произведите счет на одном выдохе до 3-5 (один, два, три…), стараясь постепенно увеличивать счет до 10-15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь…).

— «Капитаны». Опустите в таз с водой бумажные кораблики и предложите ребенку покататься на кораблике из одного города в другой. Чтобы кораблик двигался, нужно на него дуть не торопясь, сложив губы трубочкой. Но вот налетает порывистый ветер — губы складываются, как для звука п. Также способствуют развитию речевого дыхания свистульки, игрушечные дудочки, губные гармошки, надувание шариков и резиновых игрушек.

Все упражнения на тренировку речевого дыхания связаны с выполнением двух основных движений: руки из положения «в стороны» движутся «кпереди» с обхватом грудной клетки или из положения «вверху» движутся вниз. Движения корпусом, как правило, связаны с наклоном вниз или в стороны.

Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится логопедом пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких дифференцированных движений в пальцах обеих рук. Целенаправленная и последовательная стимуляция мелкой моторики рук не только способствует улучшению артикуляционной базы, но и обеспечивает подготовку руки ребенка к овладению графомоторными навыками.

Затем закрепляют новые навыки в ортофонических упражнениях, объединяющих артикуляционные, голосовые и дыхательные упражнения воедино.

Вторым этапом

логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков. Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных. Направлениями второго этапа являются:

Выработка основных артикуляционных укладов- это положение, которое органы занимают (принимают) при движении. Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляцию свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев на первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых четко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.

Последовательность действий, предлагаемых детям, такова:

Инструкции логопеда следующие: 1 -я Смотри в зеркало, как делаю я. 2-я Смотри в зеркало на себя и выполняй следующие упражнений, например, для дорсальной позиции («Забор» — «Окно» — «Мост»). Это названия определенных движений, усвоенных на первом этапе.

Упражнение 1. «Забор». Цель: подготовить артикуляцию для свистящих звуков, активизировать губы. Методические рекомендации: перед зеркалом просим ребенка максимально растянуть губы (улыбнуться), показать верхние и нижние зубы. Верхние зубы должны находиться напротив нижних. Необходимо проверить наличие расстояния между ними (1 мм). Следить, чтобы ребенок не морщил нос. Удержать под счет до 5. Упражнение 2. «Окно». Цель: уметь удерживать открытым рот с одновременным показом верхних и нижних зубов. Методические рекомендации: из положения «Забор» медленно открывать рот. Зубы должны быть видны. Удержать под счет до 5.

Упражнение 3. «Мост». Цель: выработать нижнее положение языка для подготовки к постановке свистящих звуков. Кончик языка упирается в нижние резцы. Методические рекомендации: из положения «Забор» выполнить упражнение «Окно». Расположить язык за нижними резцами плоско. Удержать под счет до 5. Это упражнение очень значимо. Если ребенок выполнит правильно и удержит эту позу перед зеркалом длительно, то это сигнал к тому, что свистящие звуки будут поставлены очень быстро. Если не получается, то нужно погладить язык шпателем, похлопать по нему для расслабления мышц языка, пассивно шпателем удержать язык распластанным. В ряде случаев проводят логопедический массаж, направленный на ослабление гиперкинезов, активизацию или релаксацию мышечного тонуса органов артикуляции.

3-я Посмотри внимательно на себя в зеркало.

В каком положении губы, язык. 4-я Закрой рот. Проглоти слюну и расскажи, как выполнял последовательно эту серию упражнений. 5-я Выполни еще раз эти движения. Такая последовательность движений направлена на их четкое формирование. В результате у ребенка подготавливается артикуляционная база.

Следующим направлением второго этапа является определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени ее выраженности индивидуально определяют последовательность работы над звуками.

Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего.

Одним из направлений второго этапа является уточнение или развитие фонематического слуха. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребенка выделять и различать фонемы родного языка. Следующим направлением логопедической работы является непосредственно вызывание конкретного звука. Логопед использует классические приемы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).

Самым сложным направлением работы на втором этапе является закрепление вызванного звука, т. е. его автоматизация. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся скаженно. Логопеды используют следующую последовательность логопедической работы в плане автоматизации поставленного звука: в слогах разной структуры, где все звуки произносятся утрированно, в словах разной слоговой структуры, где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине). Затем его автоматизируют в предложении, насыщенном контрольным звуком. В лексическом материале должны быть исключены звуки, которые у ребенка еще не закреплены. Кроме того, весь лексический материал, предлагаемый для автоматизации в нем звука, должен быть доступен ребенку. Автоматизации звука проходит вначале с опорой на образец, т. е. по подражанию логопеду, а затем с опорой только на наглядность (схемы, картинки, символы и т. п.).

Третий этап

логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.

Одним из наиболее сложных направлений работы является формирование у ребенка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребенок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретенные навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребенок возвращается к прежнему стереотипному произношению.

Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребенка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке определить пути выработки у ребенка навыка самоконтроля.

Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).

Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различной интонации, модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз и др.

Четвертый этап

логопедической работы — предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии. Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, определение группы риска по дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды. Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжелую органическую патологию, в условиях стационара.

Большинство же детей группы риска по дизартрии (легкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога «ПЭП» (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре. К концу первого года жизни диагноз «ПЭП» невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики).

Нормализация произносительной стороны речи, коррекция дизартрии осуществляется на индивидуальных занятиях.

Пятый этап

логопедической работы — подготовка ребенка с дизартрией к обучению в школе. Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь. Речь – это сложная функция, и развитие ее зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих – ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей.

Необходимо учитывать, что при отставании в развитии и у ребенка всегда возникают проблемы, связанные с общением, поэтому родителям и другим членам семьи необходимо уделять достаточное внимание речевому общению

с ребенком, стимулируя его к использованию средств вербальной коммуникации.

Задача логопеда совместно с родителями убедить ребенка в том, что речь можно исправить. И самая главная цель заинтересовать ребенка, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. Спецификой работы логопеда является сочетание массажа и гимнастики с логопедической ритмикой, а в ряде случаев и с общей лечебной физкультурой, физиотерапией и медикаментозным лечением. Успех логопедических занятий во многом зависит от их раннего начала и систематичности проведения.

Особенности клинической картины

Симптоматика стертой дизартрии зависит от формы патологии, возраста малыша, его индивидуальных особенностей. В любом случае, все тревожные признаки будут максимально смазаны, многие даже останутся неочевидными для родственников и родителей ребенка. Обычно диагноз ставится детям пяти или шести лет, которые до этого наблюдались у невролога или логопеда по поводу дислалии.

Чаще врачи ставят диагноз детям в возрасте 5-6 лет.

Основные проявления заболевания делят на несколько категорий:

  • нарушения общей моторики – неловкость, ограниченность арсенала движений, быстрая утомляемость мышц. Сложности со стоянием на одной ноге, прыжками на ней, хождением по узким поверхностям. Особенно заметна моторная неловкость при попытке имитации заявленных движений, в танцах или спортивных занятиях. Дети не держат ритм и не могут подстроиться под него;
  • проблемы с мелкой моторикой рук – у детей со стертой дизартрией они возникают в момент, когда ребенок начинает осваивать навыки самообслуживания. Сложности проявляются в невозможности выполнения элементарных действий, например, застегивании пуговиц, завязывании шарфа или шнурков. Дети со стертой дизартрией не любят рисовать, работать ножницами, вообще действовать руками. Выполнение проб-тестов и упражнений пальцевой гимнастики вызывает у них трудности, при напряжении качество движений резко падает. Малыши, которые начинают писать, часто заменяют буквы схожими по звучанию. У них неравномерный и некрасивый почерк, пишут они медленно;
  • особенности работы артикуляционного аппарата – скупость мимики, вялость мышц лица при пальпации, рот постоянно приоткрыт. Из-за мышечной слабости ребенок не может собрать губы трубочкой, отмечается снижение амплитуды движений языком в сравнении с нормой. Все эти явления приводят к искажению звуков, их смешиванию, ухудшению интонации;
  • специфика звукопроизношения – звуки искажены, смешаны, некоторые отсутствуют в речи, но изолированно пациент способен их произносить. Снижены показатели внятности и разборчивости речи из-за проблем с шипящими, межзубного произношения. При стертой дизартрии максимальные проблемы представляют слова сложной слоговой структуры;
  • нарушение интонационно-выразительной окраски – нарушается тембр речи, он принимает назальный оттенок. Темп обычно слегка ускорен при минимальной интонационной окраске. Малыш не может выразительно рассказывать стихи, говорит монотонно. Зачастую ему не хватает речевого выдоха из-за чего он как бы захлебывается.

При наличии болезни у ребёнка наблюдаются вялость мышц лица при пальпации, рот постоянно приоткрыт.

Симптоматика речевого расстройства неоднородна. Детей со стертой дизартрией врачи условно разделяют по группам в соответствии с яркими особенностями, характерными для конкретного вида нарушения.

Особенности логопедической работы при дизартрии

При дизартрии нарушается двигательный механизм речи за счёт органического поражения центральной нервной системы. Структуру речевого дефекта составляет нарушение всей произносительной стороны речи.

Комплексный подход при устранении дизартрии включает в себя три блока.

Первый блок – медицинский, который определяет врач – невролог. Кроме медикаментозных средств, назначается ЛФК, массаж, рефлексотерапия, физиотерапия и другие.

Второй блок — психолого-педагогический. Основными направлениями этого воздействия будут: развитие сенсорных функций. Развивая слуховое восприятие, формируя слуховой гнозис, тем самым подготавливается база для формирования фонематического слуха. Развивая зрительное восприятие, дифференцировки и зрительный гнозис, тем самым предупреждаем графические ошибки на письме. Реализуя это направление развивают и стереогноз. Кроме развития сенсорных функций психолого – педагогический блок включает упражнения по развитию и коррекции пространственных представлений, конструктивного праксиса, графических навыков, памяти, мышления.

Третий блок — логопедическая работа, которая проводится преимущественно в индивидуальном плане.

Учитывая структуру дефекта при дизартрии, логопедическую работу рекомендуется планировать по следующим этапам.

Первый этап работы – подготовительный.

  1. Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляционной мускулатуры. Проводится логопедический массаж.
  2. Нормализация моторики артикуляционного аппарата. С этой целью проводим дифференцированные приёмы артикуляционной гимнастики. Пассивные упражнения, выполняемые самим логопедом, направлены на вызывание кинестезий. Активная артикуляционная гимнастика, постепенно усложняется, и добавляются функциональные нагрузки. Такого плана артикуляционная гимнастика направлена на закрепление кинестезий и на улучшение качеств артикуляционных движений.
  3. Нормализация голоса. С этой целью проводятся голосовые упражнения, которые направлены на вызывание более сильного голоса и на модуляции голоса по высоте и силе.
  4. Нормализация речевого дыхания. С этой целью логопед проводит кратковременные упражнения по выработке более длительного, плавного, экономного выдоха.
  5. Нормализация просодики. Это направление на первом этапе является менее всего разработанным. В специальной литературе встречаются описания просодической стороны речи у детей с дизартрией: это такие нарушения, как тихий и немодулированный голос, нарушения темпа речи и тембра голоса, бедные интонации, плохая разборчивость речи, отсутствие пауз и логических ударений и др. симптомы просодики.
  6. Нормализация мелкой моторики рук. С этой целью проводится пальцевая гимнастика, направленная на выработку тонких, дифференцированных движений в пальцах обеих рук.

Все упражнения первого этапа постепенно усложняются.

Вторым этапом логопедической работы при дизартрии является выработка новых произносительных умений и навыков.

Направления второго этапа логопедической работы проводятся на фоне продолжающихся упражнений, перечисленных в первом этапе, но более сложных.

  1. Выработка основных артикуляционных укладов, (дорсального, какуминального, альвеолярного, нёбного). Каждая из этих позиций определяет соответственно артикуляции свистящих, шипящих, сонорных и нёбных звуков. Овладев в первом этапе рядом артикуляционных движений, на втором этапе переходим к серии последовательных движений, выполняемых чётко, утрированно, с опорой на зрительный, слуховой, кинестетический контроль.
  2. Определение последовательности работы по коррекции звукопроизношения. При дизартрии у детей, в зависимости от наличия патологической симптоматики в артикуляционной области, от степени её выраженности, индивидуально определяют последовательность работы над звуками. В ряде случаев придерживаются традиционного порядка, рекомендующего постановку с нарушенных свистящих звуков.Рекомендуется, работая по коррекции звукопроизношения при дизартрии, уточнять или вызывать ту группу звуков, артикуляционный уклад которых «созрел» прежде всего. И это могут быть даже более трудные звуки, например: альвеолярной позиции – р , р, а свистящие корригировать будут позже, после «созревания» дорсальной позиции (являющейся для детей одной из сложных).
  3. Развитие фонематического слуха. Работа проводится по классической схеме. Под фонематическим слухом подразумевается способность ребёнка выделять и различать фонемы родного языка.
  4. Вызывание конкретного звука. Эта работа при дизартрии проводится так — же, как и при любом другом нарушении, в том числе и при дислалии. Это значит, что логопед использует классические приёмы постановки звуков (по подражанию, механическим, смешанным способами).
  5. Автоматизация звука, является самым сложным направлением работы на втором этапе. Часто в практике логопеды сталкиваются с тем, что изолированно дети произносят все звуки правильно, а в речевом потоке звуки теряют свои дифференцированные признаки, произносятся искажённо.
  6. Дифференциация поставленного звука в произношении с оппозиционными фонемами. Последовательность предъявляемого лексического материала аналогична последовательности при автоматизации данного звука. Только предлагается, например: 2 слога (са – ша, ас – аш, ста – шта, тса – тша, и т.п.). Затем пары слов, разных по слоговой структуре и т.д.

Третий этап логопедической работы посвящается выработке коммуникативных умений и навыков.

  1. Одним из наиболее сложных направлений работы, является формирование у ребёнка навыков самоконтроля. Нередко логопеды сталкиваются с ситуацией, когда ребёнок в условиях кабинета, в контакте с логопедом демонстрирует в речи приобретённые навыки. Но при смене обстановки, в присутствии других лиц навык, казавшийся прочным, исчезает, ребёнок возвращается к прежнему стереотипному произношению. Для выработки коммуникативных навыков необходима активная позиция ребёнка, его мотивация к улучшению речи. В данном направлении логопедической работы логопед должен выступить в роли психолога и в индивидуальном порядке, определить пути выработки у ребёнка навыка самоконтроля.
  2. Более традиционным направлением на этом этапе является введение звука в речь в учебной ситуации (заучивание стихов, составление предложений, рассказы, пересказы и т. п.).
  3. Специфическим направлением этапа является включение в лексический материал просодических средств: различных интонаций , модуляций голоса по высоте и силе, изменения темпа речи и тембра голоса, определения логического ударения, соблюдения пауз, и др.

Четвёртый этап логопедической работы носит название — предупреждение или преодоление вторичных нарушений при дизартрии.

Имея в виду профилактику вторичных нарушений, следует обеспечить раннюю диагностику дизартрии, а также организовать раннюю коррекционную работу. Выработаны технологии коррекционной работы с детьми группы риска по дизартрии в разные возрастные периоды.

Однако реализация профилактической работы проводится с детьми, имеющими тяжёлую органическую патологию в условиях стационара. Большинство же детей группы риска по дизартрии (лёгкой степени), имеющих в анамнезе в первый год жизни диагноз невропатолога ПЭП (перинатальная энцефалопатия), лишены возможности получать адекватную коррекционную пропедевтическую помощь, так как им не показано лечение в стационаре.

К концу первого года жизни диагноз ПЭП невропатолог снимает. И только при диспансерном обследовании логопед поликлиники, при тщательном обследовании видит симптомы МДР (минимальных дизартрических расстройств). Эти симптомы влекут за собой вторичные нарушения в формировании языковых средств (лексики, грамматики). Следствием недостаточной профилактики вторичных нарушений, является большое число детей с дизартрией, осложнённой либо ОНР, либо ФФН.

Пятый этап логопедической работы – подготовка ребёнка с дизартрией к обучению в школе.

Основными направлениями логопедической работы являются: формирование графомоторных навыков, психологической готовности к обучению, профилактика дисграфических ошибок.

Условная классификация больных

При логопедическом обследовании становятся очевидны особенности течения стертой дизартрии.

Они позволяют отнести пациента к одной из трех групп.

Классификация по общему речевому развитию:

  • первая группа – высокий уровень развития коммуникативной функции, но сложности с усвоением, применением и различением предлогов, приставочных глаголов. Речь связная, богатый словарный запас, проблемы с произнесением артикуляционно сложных слов. Клиническую картину дополняют трудности пространственного восприятия;
  • вторая группа – расстройство звукопроизношения и скупая интонационная окраска дополняются нарушением фонематического восприятия. Ребенок делает ошибки в воспроизведении схожих звуков и слов, его словарный запас отстает от возрастной нормы. Это дополняется проблемами в образовании слов, ошибками в согласовании частей речи;
  • третья группа – дети со стойкими речевыми расстройствами и нарушением фонематического слуха. У них скудный словарь, проблемы с освоением слоговой структуры, многочисленные грамматические ошибки.

Имея вторую группу заболевания, ребенок делает ошибки в воспроизведении схожих звуков.

Такая классификация лишь условно разделяет пациентов. На практике она позволяет четко распределять их по группам детского сада или школ для дальнейшего лечения.

Архипова, Е. Ф. Стертая дизартрия у детей

Архипова, Е.Ф.
Стертая дизартрия у детей
М.: АСТ: Астрель, 2007.
ОГЛАВЛЕНИЕВведение 5 ГЛАВА I Проблема изучения стертой дизартрии в специальной литературе 7 Выводы 24 Учебные вопросы и задания 25 ГЛАВА II Клинико-педагогическая характеристика детей со стертой дизартрией в специальной литературе 26 Выводы 42 Учебные вопросы и задания 43 ГЛАВА III Особенности моторных функций у детей со стертой дизартрией 45 3.1. Роль двигательного анализатора в развитии речевой деятельности 45 3.2. Особенности моторики (общей, мелкой, артикуляционной) при стертой дизартрии 57 3.3. Диагностика нарушений моторного развития 63 Выводы 88 Учебные вопросы и задания 89 ГЛАВА IV Фонетико-фонематические нарушения при стертой дизартрии 91 4.1. Физиологические основы формирования речевой функции 91 4.2. Развитие произносительной стороны речи ребенка в онтогенезе 106 4.3. Особенности фонетических нарушений у детей со стертой дизартрией 114 4.4. Обследование звукопроизношения детей со стертой дизартрией 123 Выводы 132 Учебные вопросы и задания 133 4.5. Развитие фонематического слуха в онтогенезе 133 4.6. Особенности формирования фонематического слуха у детей со стертой дизартрией 146 4.7. Диагностика сформированности фонематического слуха у детей со стертой дизартрией 149 Выводы 161 Учебные вопросы и задания 162 ГЛАВА V Особенности звукослоговой структуры речи при стертой дизартрии 163 5.1. Развитие слоговой структуры слова у детей в онтогенезе 163 5.2. Особенности слоговой структуры слова у детей со стертой дизартрией 170 5.3. Обследование слоговой структуры слов у детей со стертой дизартрией 181 Выводы 195 Учебные вопросы и задания 196 ГЛАВА VI Особенности лексико-грамматического строя речи при стертой дизартрии 198 6.1. Лексическое развитие ребенка в онтогенезе 198 6.2. Особенности формирования лексики при стертой дизартрии 219 6.3. Исследование лексики у детей со стертой дизартрией 224 Выводы 248 Учебные вопросы и задания 250 6.4. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе 251 6.5. Нарушения формирования грамматического строя речи у детей со стертой дизартрией 257 6.6. Обследование грамматического строя языка детей со стертой дизартрией 265 Выводы 284 Учебные вопросы и задания 286 ГЛАВА VII Особенности просодической стороны речи при стертой дизартрии 288 7.1. Развитие просодической стороны речи в онтогенезе 288 7.2. Особенности просодики у детей со стертой дизартрией 301 7.3. Исследование просодической

Диагностические критерии и методики

При появлении подозрений на речевое расстройство у ребенка рекомендуется отправиться на консультацию к невропатологу для уточнения ситуации. Специалист соберет анамнез, осмотрит малыша, назначит виды обследований для выявления органического повреждения головного мозга. Неврологический этап диагностики обычно включает ЭЭГ, МРТ, электронейромиографию.

После постановки диагноза и с результатами обследования ребенка следует отправиться к логопеду. Он изучит полученные данные, исследует состояние мелкой и общей моторики пациента, оценит функциональность мимических мышц и качество речевого дыхания. Также будут проведены тесты на произношение звуков, слух, грамматику, лексику. Возможен и обратный алгоритм действий – от логопеда к неврологу.

Коррекция и лечение

Получение стойкого положительного эффекта возможно при комплексном подходе к терапии. Он включает одновременное лечение основного заболевания и коррекцию стертой дизартрии.

Больному прописываются ноотропы для стимуляции работы нервной системы.

Принципы борьбы непосредственно со стертой дизартрией:

  • медикаментозная терапия – прием ноотропов, витаминов группы В, аминокислот и других стимуляторов работы нервной системы;
  • гимнастика – работа пальцами и выполнение упражнений, направленных на задействование артикуляционного аппарата, снимают паретичность мышц. Они обязательно дополняются дыхательными приемами;
  • массаж – все виды логопедического, классический, точечный;
  • упражнения для коррекции речевых расстройств – доведение правильного произношения звуков до автоматизма.

Полный курс лечения может занимать несколько месяцев, поэтому родителям следует набраться терпения. Отказ от терапии или игнорирование рекомендаций врача может привести к развитию осложнений.

Стертая дизартрия грозит перерасти в заикание у взрослых, проблемы с социальной адаптацией, торможение умственного развития.

Этапы коррекционной работы при стертой форме дизартрии (по Архиповой Е. Ф.)

Этапы коррекционной работы при стертой форме дизартрии (По Архиповой Е. Ф.)

Вопросами коррекции дизартрии занимались многие специалисты: О.В. Правдина, Е.М. Мастюкова, К.А. Семенова, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова. Все авторы отмечают необходимость проведения специфической целенаправленной работы по развитию обшей моторики, артикуляционной моторики, мелкой моторики пальцев рук, а также проведение пальцевой гимнастики, дыхательных и голосовых упражнений.

Логопедическая работа по устранению стертой дизартрии может включать в себя пять этапов.

1-й этап — подготовительный. Целью этого этапа является подготовка артикуляционного аппарата к формированию артикуляционных укладов. Он включает в себя шесть направлений: 1) нормализация мышечного тонуса, 2) нормализация моторики артикуляционного аппарата, 3) нормализация речевого выдоха, выработка плавного, длительного выдоха, 4) нормализация голоса, 5) нормализация просодики, 6) нормализация мелкой моторики рук.

2-й этап — выработка новых произносительных умений и навыков. Направления: 1) выработка основных артикуляционных укладов, 2) определение последовательности работы над звуками, 3) развитие фонематического слуха, 4) постановка звука, 5) автоматизация, 6) дифференциация (дифференциация на слух; дифференциация артикуляции изолированных звуков; произносительная дифференциация на уровне слогов, слов).

3-й этап — выработка коммуникативных умений и навыков. Направления: 1) выработка самоконтроля, 2) тренировка правильных речевых навыков в различных речевых ситуациях.

4-й этап — преодоление или предупреждение вторичных нарушений.

5-й этап — подготовка к обучению в школе.

Направления:

1) формирование графомоторных навыков, 2) развитие связной речи, 3) развитие познавательной деятельности и расширение кругозора ребенка.

Проблема выявления и коррекции стертой дизартрии продолжает оставаться актуальной до настоящего времени. В литературе имеются многочисленные указания на то, что в логопедической практике у детей наблюдаются недостатки произношения, которые по симптоматике напоминают дислалию, но имеют более длительную и сложную динамику устранения. Изучение стертой дизартрии является предметом исследования медицинских, педагогических и лингвистических дисциплин.

Впервые вопрос о нетипичных нарушениях произношения, для коррекции которых необходимы длительные занятия, был поставлен во второй половине XIX века Г. Гуцманом, который отметил общие признаки таких расстройств, проявлявшихся в «смытости, стертости артикуляции». В 1879 году А. Куссмаулем был детально описан ряд форм расстройств речи, среди которых он изучил особый род нарушений звукопроизношения у детей и назвал их «дизартрия». Им были выделены различные проявления дизартрии: расстройство артикуляции и расстройство дикции. Первое назвали дизартрией, а второе — дисфазией. В дальнейшем различными отечественными и зарубежными авторами было отмечено, что существует группа детей с нарушениями формирования звуковой стороны речи, симптоматика и природа которых не соответствует ни дислалии, ни дизартрии.

Термин «стертая» дизартрия впервые был предложен О.А. Токаревой, которая характеризует проявления «стертой дизартрии» как легкие (стертые) проявления «псевдобульбарной дизартрии», которые отличаются особой трудностью преодоления. По ее мнению, обычно эти дети большинство изолированных звуков могут произносить правильно, но в речевом потоке слабо автоматизируют их и недостаточно дифференцируют. Было отмечено, что артикуляционные движения у этих детей могут нарушаться своеобразно: при ограничении движений языка и губ наблюдается неточность движений и недостаточность их силы. Вялость и приблизительность движений характерны для одних случаев, а в других — неточность движений объясняется гиперкинезами языка.

Позднее М.П. Давыдовой было предложено несколько измененное определение стертой дизартрии: «нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата, а также слабостью и вялостью артикуляционной мускулатуры, можно отнести к легкой стертой псевдобульбарной дизартрии». Она отмечает, что в практике школьных логопедических пунктов преобладает легкая,

так называемая стертая дизартрия. Недостатки произношения носят самый разный характер, и все же основной признак этого нарушения — смазанность, размытость, нечеткость артикуляции, которые особенно резко обнаруживаются в потоке речи.

Для диагностики данного нарушения необходимо обращать внимание на наличие неврологической симптоматики и проводить динамическое наблюдение в процессе коррекционной работы: если в ходе амбулаторного обследования психоневролог сразу обнаруживает органическую неврологическую симптоматику, то такие формы правомерно отнести к дизартрии. Часто встречаются дети, у которых при однократном обследовании каких-либо симптомов не отмечается.

Иное определение подобного нарушения речи предложено А.Н. Корневым. Он определяет это расстройство как избирательные, негрубые, но довольно стойкие нарушения звукопроизношения, которые сопровождаются легкими, своеобразными нарушениями иннервационной недостаточности артикуляционных органов. При них нет тотальных полиморфных нарушений звукопроизношения (как при дизартрии у детей с ДЦП), нет выраженных нарушений тонуса и сократительной способности артикуляционных мышц. Корнев считает, что эта категория нарушений произносительной стороны речи занимает промежуточное положение между дислалией и дизартрией, что терминологическое обозначение данного речевого нарушения не отражает клиническую и нозологической самостоятельности данной группы. Для подобного типа нарушения речи Корневым предложен термин «вербальная диспраксия».

В зарубежной литературе (Монделаерс Б.Ж.) для подобных нарушений используется понятие «речевая или артикуляционная диспраксия развития» (Developmental apraxia of speech — DAS). Определяют DAS как нарушение контроля за речевыми движениями. Монделаерс пользуется таким определением изучаемого речевого нарушения: «Диспраксия — это расстройство речи нейрогенного происхождения, но в отличие от дизартрии это расстройство связано не только с двигательными нарушениями». В отечественной логопедии термин «артикуляционная диспраксия развития» используется мало, его обычно применяют для определения механизмов некоторых форм речевого недоразвития, в том числе и стертой дизартрии. Для описания указанных нарушений и их обозначения предлагают различные термины: артикуляторная диспраксия, центральная органическая или осложненная дислалия, апраксическая дизартрия.

И.Б. Карелиной введена новая терминология, где стертая дизартрия трактуется как минимальные дизартрические расстройства — МДР. Среди причин, вызывающих стертую дизартрию, различными авторами были выделены следующие: 1. Нарушение иннервации артикуляционного аппарата, при которой отмечается недостаточность отдельных мышечных групп (губ, языка, мягкого неба); неточность движений, их быстрая истощаемость вследствие поражения тех или иных отделов нервной системы. 2. Двигательные расстройства: трудность нахождения определенного положения губ и языка, необходимого для произнесения звуков. 3. Оральная апраксия. 4. Минимальная мозговая дисфункция.

Легкие формы дизартрии могут наблюдаться у детей без явных двигательных расстройств, перенесших легкую асфиксию или родовую травму, а также имеющих в анамнезе другие нерезко выраженные неблагоприятные воздействия в период внутриутробного развития или родов. В этих случаях легкие, «стертые» формы дизартрии сочетаются с другими признаками минимальной мозговой дисфункции, т.е. рассматриваются как один из симптомов ММД.

Впервые попытка классификации форм стертой дизартрии была сделана Е.Н. Винарской и А.М. Пулатовым на основе классификации дизартрии, предложенной О.А. Токаревой. Авторами выделена легкая псевдобульбарная дизартрия и отмечено, что пирамидные спастические параличи у большинства детей сочетаются с разнообразными гиперкинезами, обостряющимися в процессе речи. На слух такая речь звучит невнятно, монотонно и невыразительно, нередко она характеризуется повышенной громкостью, замедленностью и напряженностью. В данной классификации на первый план выступает лишь степень нарушения, но не учитываются механизмы и нозология.

В исследованиях Е.Ф. Соботович и А.Ф. Чернопольской впервые отмечено, что недостатки звуковой стороны речи у детей со «стертой дизартрией» проявляются не только на фоне неврологической симптоматики, но и на фоне нарушения двигательной стороны процесса звукопроизношения. Определена типология расстройств в зависимости не только от неврологической симптоматики, двигательных нарушений, но и фонематического и общего развития при различных формах дизартрии легкой степени. В зависимости от проявлений нарушений двигательной стороны процесса произношения и с учетом локализации паретических явлений органов; артикуляционного аппарата, авторы выявили четыре группы детей и выделили следующие виды стертой дизартрии: — нарушения звукопроизношения, вызванные избирательной неполноценностью некоторых моторных функций речедвигательного аппарата (I группа); — слабость, вялость артикуляционной мускулатуры (II группа). Эти две группы относятся к стертой форме псевдобульбарной дизартрии. — клинические особенности нарушений звукопроизношения, связанные с затруднением в выполнении произвольных двигательных актов (III группа), авторы относят к корковой дизартрии; — дефекты звуковой стороны речи, имеющиеся у детей с различными формами моторной недостаточности (IV группа), отнесены к смешанным формам дизартрии.

Попытка классифицировать стертую дизартрию с позиции нейролингвистического и нейропсихологического подходов была сделана Корневым. В качестве теоретической основы данной классификации была использована теория Н.А. Бернштейна об уровневой организации движений и их развитии в онтогенезе.

Бернштейн разработал теорию организации движений, включающую субкортикальные и кортикальные уровни, и отнес речь к высшему уровню организации движений — кортикальному речедвигательному уровню. Им было показано, что, поскольку человек совершает движения, различающиеся по степени произвольности, по участию в двигательном акте речи, то и степень управления этими движениями различна. Бернштейн определил следующие этапы выполнения произвольного движения. 1. На начальном первом этапе осуществляется восприятие и оценка ситуации самим индивидом, включенным в данную ситуацию. 2. На втором этапе намечается двигательная задача или образ того, что должно быть. Уяснение будущего движения служит основанием для оформления задачи и программирования ее решения в моторном плане. 3. На третьем этапе происходит программирование решения определившейся задачи. 4. На четвертом этапе осуществляется фактическое выполнение движения: человек преодолевает все избыточные степени движения, превращает его в управляемую систему и выполняет нужное целенаправленное движение. Это возможно в том случае, если индивид овладел координацией движений, т.к. именно она является центральным звеном движения. Нарушение одного из компонентов координации ведет к нарушению движения, например, несоразмерность движения вызывает дизметрию, нарушение плавности движения — атаксию. Координация движений развивается постепенно на основе опыта и упражнений, поскольку это сложный сенсомоторный акт, начинающийся с афферентного потока и кончающийся адекватным центральным ответом.

Корнев, таким образом, выделяет: — дисфонетическую диспраксию, обусловленную дисфункцией I уровня организации праксиса; — дисфонологическую диспраксию, обусловленную неполноценностью созревания II уровня; — вербальную диспраксию, обусловленную неполноценностью высшего, III уровня организации праксиса речи.

Профилактические меры

Основной превентивной мерой в случае со стертой дизартрией является планирование семьи и правильное ведение беременности. Еще на этапе подготовки к зачатию будущие родители должны убедиться в своем здоровье, отказаться от вредных привычек. Не стоит практиковать сомнительные методы родоразрешения, нетрадиционные подходы. Также в качестве профилактики выступает повышенная осторожность в обращении с малышом в первые месяцы жизни.

Стертая дизартрия только на первый взгляд является незначительной проблемой. На деле она может стать причиной появления в жизни человека ряда ограничений. Иногда отсутствие своевременного лечения не позволяет индивиду полностью реализовать свой потенциал.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: