Коррекционная работа с детьми ФФН консультация по логопедии на тему

Когда малыш произносит «взрослые» слова на детский лад, поначалу это воспринимается со смехом. «А ну-ка, скажи «чашка»!» − бодро командует мама ребенку, чтобы повеселить гостей. И дите выдает: «Тяска». «А теперь скажи «шишка»!» − продолжает аттракцион папа. «Сиська», − старательно произносит малыш ко всеобщему хохоту. Но когда ребенок подрастает, а его речь не становится четкой и ясной, родителям уже не до смеха. Если нарушены процессы формирования произносительной системы – то это называют термином «фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)». Такая проблема включает разные речевые расстройства, возникающие из-за дефектов восприятия и произношения звуков. Специалисты BrainApps расскажут родителям, как выявляют такие нарушения и что делают при их наличии.

Может ли ФФН пройти само по себе?

Не стоит полагать, что в случае присутствия ФФН речь наладится сама собой. Наоборот: с каждым годом проблема может усугубляться. По мнению профессиональных логопедов, фонематическое недоразвитие речи у современных детей – это одна из наиболее сложных для исправления задач.

Под фонематической стороной речи подразумевают восприятие и различие разных звуков (фонем). Нарушения фонематического развития речи могут быть разнообразными:

  • Ребенку трудно анализировать звуки, которые он неправильно произносит. Например, если ребенок вместо «сумка» произносит «тюмка», то вычленить первый звук в этом слове и сказать, что это «с» ему будет крайне сложно.
  • Малыш испытывает сложности, пытаясь различить звуки, которые относятся к различным группам.
  • У ребенка не получается определять: из каких звуков состоит слово, какая их последовательность.
  • Разговаривая, мальчик или девочка пропускают отдельные звуки, смешивают их (могут произносить по отдельности, но в словах получается «каша»).

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

Причины возникновения

Логопеды классифицируют виды ФФН в зависимости от причин их возникновения, применяя специальные термины. Например, сигматизм, ротацизм (когда говорят о дефекте произношения). Если же речь идет о замене звуков, то к термину, обозначающему дефект, добавляют приставку «пара-».

Сразу предостережем родителей: не сердитесь на ребенка и не думайте, что он балуется, не хочет говорить правильно. Причины ФФН часто кроются в физиологии. Разные нервы отвечают за жевательную мускулатуру и закрывание нижней челюсти. Так, межзубный сигматизм происходит из-за пареза лицевого нерва, седьмой пары черепно-мозговых нервов. Если диагностирован боковой сигматизм, то работа логопеда по коррекции ффн направляется на то, чтобы «расшевелить» язык. То есть заставить его мышцы двигаться активнее.

Как выявить заболевание?

Дошкольники с онр

  • если речь у ребенка непонятна взрослым и ее трудно разобрать, и это не возрастное явление;
  • когда вы видите, что он вас хорошо понимает, но не может ничего сказать в ответ;
  • зачатки речи начинают формироваться с 4-5 лет;
  • если при разговоре малыш не может согласовывать элементарные формы падежей друг с другом (например, хороший девочка, пять домей, красивый солнце).

При любом из вышеназванных проявлений немедленно ведите ребенка к логопеду, а также по необходимости — к дефектологу и психоневрологу. Врач должен осмотреть его и определить, имеются ли ОНР и другие признаки задержки развития речи.

Трудности в произношении «р» и рь»

Одна из частых проблем ФФН при сложностях с фонематической речью – это выговорить слова со звуком «р». Термины, обозначающие такой вид ФФН при фонематических трудностях развития речи, − это ротацизм и параротацизм. Ротацизм может быть разным:

  • У ребенка язык вибрирует сбоку, поэтому получается «рль».
  • Вибрируют губы в сомкнутом состоянии и выходит «прр» (такой вариант дефекта произношения называют «кучерским»).
  • Вместо «р» слышится что-то похожее на звук «д». (Например, «дыба», «дозовый»). Такой ошибочный звук рождается, когда язык ударяется своим кончиком об альвеолы, хотя должен вибрировать.
  • Звук «р» щечного вида возникает при вибрации одной или обеих щечек ребенка. Так происходит, потому что выдыхаемый при произношении воздух проходит между коренными зубами верхней челюсти и боковым краем языка.

Для такого ФФН как параротацизм свойственны следующие замены звука «р»:

  • Малыш произносит губами, без вибрации звук «в».
  • Звучат гласные «ы» или «и».
  • Используется другой сонорный звук «л».
  • Рождаются слова со звуком «г». Например, вместо «радостный» − «гадостный».

Как мы уже отмечали выше, родительский хохот в таком случае не улучшит речь малыша. Это может вызвать либо желание продолжать говорить неправильно (мол, это же так весело для окружающих), либо будет нервировать ребенка.

Причины появления ОНР

Логопед, как правило, при осмотре может выявить причину, которая спровоцировала такое явление у ребенка. Многие из них относятся к периоду беременности у матери, в частности:

  • сильный токсикоз;
  • курение и употребление алкоголя при вынашивании;
  • применение вредных лекарств;
  • несовместимость групп крови матери и ребенка;
  • травмы при родах или патологии;
  • заболевания центральной нервной системы у малыша в раннем возрасте.

Среди прочих причин, которые вызывают нарушения речи, выделяют плохие условия воспитания ребенка, а также частые инфекционные заболевания, включая стоматиты.

Наиболее тяжелая форма, которая требует особого внимания и лечения, – это ОНР, приобретенное в утробном периоде или в первый год жизни. Здесь очень важен контроль. Не забывайте о том, что нормальное развитие речи детей с ОНР невозможно без регулярных занятий у логопеда и обследований.

Как налаживается произношение звука «р»

Для преодоления одного из распространенных ФФН – неправильного произношения звука «р» обычно применяют механический способ. Это логопедический зонд.

Один из вариантов его использования следующий. Ребенка просят произнести вместе два звука «т» и «ж». Только второй звук потянуть подольше. Должно получиться «тжжжжжжжжжжжжжж». Специалист в этот момент вводит логопедический зонд, на конце которого располагается шарик, под язык малышу. Логопед быстрыми отработанными движениями начинает водить зондом из одной стороны в другую.

Также могут быть использованы другие приемы решения проблем с фонематическими нарушениями речи ффн при произношении звука «р». Например, через многократное произношение «тдд», «ддд», «ззз-а», «зи» и других сочетаний звуков с применением логопедических манипуляций. Сразу подчеркнем, что это должен делать только опытный специалист с профильным образованием.

От чего зависит успех коррекции фонетико-фонематического недоразвития

Успешное преодоление проблем с фонематическим развитием речи ФФН возможно при наличии таких факторов:

  • Дефект ФФН речи был своевременно выявлен.
  • Специалист предпринял правильные меры для того, чтобы предупредить возникновения вторичных дефектов ФФН.
  • Проводились упражнения с целью развития мимической мускулатуры, способствующие улучшению речи.
  • Параллельно с решением непосредственных задач по преодолению ФФН велась работа по развитию общих когнитивных функций: внимание, память, восприятие, воображение.
  • Малыш активно играл, развивалась его эмоционально-волевая сфера.
  • Взрослые прикладывали усилия, чтобы не просто ликвидировать ФФН как проблему фонематического недоразвития речи, а подходили к вопросу комплексно. То есть старались научить ребенка уважать самого себя и других, ценить настоящую дружбу со сверстниками, уметь адекватно оценивать свои действия и поступки.

Только при наличии всех перечисленных факторов возможно решить вопросы, связанные с фонематическими нарушениями у дошкольника ФФН.

Особенности проведения занятий

Опытные логопеды обычно строят работу по преодолению ФФН речи следующим образом:

  • Занятия проводятся в строгой последовательности, по определенному графику.
  • Специалист изучает: в каких условиях проживает ребенок, какой образ жизни ведет его семья, как разговаривают взрослые. Не исключено, что у них тоже могут быть связанные с фонематическими проблемами произношения ФФН-дефекты.
  • Во время проведения занятий логопед исключает ненужную звуковую нагрузку: выключаются телефоны, телевизор или радио. Ребенок должен находиться в спокойной, тихой обстановке.
  • Для ребенка с ФФН развития речи рекомендовано соблюдение правильного режима дня, когда отдых чередуется с разноплановыми занятиями, выделяется достаточно времени для сна.

Способствуют успешной работе по ликвидации ФФН развития детской речи такие занятия:

  • Складывание пазлов, разрезание картинок.
  • Упражнения со счетными палочками (можно использовать спички, обрезав головки). Из них складывают разные фигуры, орнаменты, домики.
  • Малыша учат различать речевые и неречевые звуки. Например: звуки пылесоса, трактора, стиральной машины, звон монет в копилке, шуршание газеты.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Затем исследуется состояние и подвижность артикуляционного аппарата, оценивается состояние голосовой и дыхательной функции. При обследовании звукопроизношения обращается внимание на характер имеющихся нарушений (замены, смешение, искажение, отсутствие), различение оппозиционных фонем, способность воспроизведения слов различного слогового состава. Крайне важным при ФФН является исследование уровня сформированности навыков звукового анализа и синтеза. Диагностика устной речи завершается изучением количественной и качественной характеристики словарного запаса, сформированности грамматического строя речи и связной речи.

При диагностике письменной речи выявляется наличие специфических ошибок на письме и их характер (замены букв, аграмматизмы и др.), определяется уровень владения чтением, ошибки, понимание прочитанного. В речевой карте обязательно фиксируются образцы детской речи, на основании которых делается заключение о наличии у ребенка ФФН.

Артикуляционные упражнения

Одним из направлений комплексной логопедической деятельности по преодолению ФФН речи является выполнение артикуляционных упражнений. Сначала малыш их делает под руководством логопеда, а потом – самостоятельно под контролем родителей. Распространенными упражнениями, которые выполняются для исправления фонематических проблем при диагностировании ФФН, являются следующие.

Для активной работы губ

Чтобы заставить потрудиться губы малыша, у которого есть ФФН речи, можно выполнять такие задания:

  • «Улыбочка». Зубки смыкаются, губки растягиваются в улыбке.
  • «Поцелуйчик». Губки вытягиваются максимально вперед, как будто малыш хочет кого-то поцеловать и тянется к этому человеку.
  • Чередование «Улыбочки» и «Поцелуйчика». Сначала выполняется медленно, потом – с ускорением.
  • «Пятачок». Губы смыкаются в трубочку, ребенок вращает ими сначала по часовой стрелке, потом – против часовой. Это упражнение не только способствует преодолению ФФН детской речи, а и активно применяется взрослыми, работающими в театральной сфере или тренирующими ораторское мастерство.

Чтобы потренировать язык

Для предупреждения и решения фонематических проблем ФФН особое внимание уделяется языку. Для него предусмотрены такие тренировки:

  • «Лопатка». Подобно лопатке язык выкладывается на нижнюю губу в широком виде. В таком положении его нужно удерживать до десяти секунд.
  • «Игла». Нужно показать язык, максимально выдвигая его изо рта. При этом он должен быть напряженным, с острым кончиком. Так подержать до десяти секунд.
  • «Поскакали». Необходимо пощелкать и поцокать язычком.
  • «Медок». Верхняя губа облизывается сверху вниз. Язык при этом широкий.
  • «Язык – в трубочку». Сделать языком круглую щель.

Рекомендации родителям

При проведении коррекционной работы по устранению ФФН детской речи обычно логопеды дают индивидуальные рекомендации родителям. Что касается общих советов, но они такие:

  • Поощрять интерес ребенка к проведению занятий по коррекции ФФН речи.
  • Упражнения, которые способствуют улучшению артикуляции, необходимо проводить систематически. Лучше это делать, стоя перед зеркалом, в течение десяти минут.
  • Если, работая над ФФН, логопедом был поставлен определенный проблемный звук, то следует строго следить за его правильным произношением.
  • Нужно стимулировать ребенка говорить не спеша, размеренно.
  • Не вдыхать во время произношения предложения, а выдыхать.
  • Во время занятий чтением обязательно выдерживать паузу в конце каждого предложения.
  • Выделять голосом логические ударения, присутствующие в тексте.
  • Хорошо, если в речи взрослых отсутствуют ФФН. Кроме этого важно, чтобы родители разговаривали с малышом внятно, четко, ясно, спокойно и доброжелательно.
  • Чтобы успешно преодолеть ФФН детской речи, вся семья должна быть настроена на положительный результат.

Без самодеятельности

Рассказывая о проблеме ФФН и путях ее решения, команда BrainApps преследовала цель предоставить читателям полезную информацию. Мы ни в коем случае не призываем к самодеятельности. Работа над исправлением фонетико-фонематического недоразвития речи ребенка – это прерогатива узких специалистов, которые владеют базой теоретических знаний и практических умений по решению подобных вопросов.

Если, прочитав нашу статью, вы осознали серьезность проблемы и получили представления о деятельности логопеда по ее решению – значит, наша цель достигнута.

Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 2 Логопедия дс. 1 Логопедия

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования«Мурманский государственный педагогический университет»(МГПУ)УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКСДИСЦИПЛИНЫСД.Ф.2 ЛогопедияДС.2 ЛогопедияДС.1 ЛогопедияОсновная образовательная программа подготовки специалиста по специальности
050715.00 «Логопедия»,

050716.00 «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»,

050717.00 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия»

Утверждено на заседании кафедры

______________________________

_____________________факультета

(протокол №___от_________200_ г.)

Зав.кафедрой

_______________________________
РАЗДЕЛ 1. Программа учебной дисциплины.1.1 Автор программы:
Онопа О.А., старший преподаватель кафедры СПиП; Вакуленко Л.С., старший преподаватель кафедры СПиП; Лобанова О.В., старший преподаватель кафедры СПиП.
1.2 Рецензенты:
Т.В. Кузьмичева, к.п.н., доцент, заведующая кафедрой специальной педагогики и психологии МГПУ; Е.Й. Скиотис, доцент кафедры социальной психологии Мурманского гуманитарного института.
1.3 Пояснительная записка.Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Нарушения письменной речи.
Раздел программы предназначен для студентов IV курса (VII се­местр) отделения логопедии по специальностям «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика», «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия».
Фонетико-фонематические нарушения речи
Предварительное изучение таких учебных дисциплин, как «Современный русский язык» (раздел «Фонетика»), «Введение в логопедию», «Логопедия» (разделы «Дислалия. Дизартрия», «Нарушения голоса»), «Анатомия, физиология и патология органов слуха, речи и зрения» создает условия для актуализации студентами теоретических знаний, приобретенных в рамках изучаемых дисциплин.

Цель: вооружить студентов теоретическими знаниями и практическими умениями изучения и обучения детей, имеющих фонетико-фонематическое недоразвитие. Задачи:

– познакомить студентов с научно-теоретическими основами проблемы фонетико-фонематического недоразвития у детей;

– создать условия для наблюдения и анализа студентами образцов индивидуальных и фронтальных занятий в группах детей с фонетико-фонематическим недоразвитием в детском саду;

– обучить студентов основам применения технологий обследования и коррекции нарушений фонетико-фонематической стороны речи у детей дошкольного возраста.

В процессе занятий по данному курсу студенты должны знать

:

– содержание понятия «фонетико-фонематическое недоразвитие»; методику обследования детей с фонетико-фонематическим недоразвитием;

– специфику индивидуальных и фронтальных форм коррекционно-ориентированной работы с детьми, имеющими фонетико-фонематическое недоразвитие;

– основные направления коррекции фонетико-фонематического недоразвития у детей дошкольного возраста;

– теорию и методику разработки и апробации моделей индивидуальных и фронтальных занятий с детьми дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

Студенты должны уметь

:

– определять типологию нарушений фонетической и фонематической сторон речи;

– подбирать и применять методы и приемы обследования фонетико-фонематической стороны речи;

– анализировать материалы обследования детей и использовать результаты анализа в качестве базы для перспективного и текущего планирования индивидуальных занятий с детьми;

– осуществлять планирование индивидуальной работы с детьми;

– разрабатывать структурные и содержательные модели индивидуальных занятий с детьми;

– производить целенаправленный и адекватный задачам индивидуального занятия отбор наглядно-иллюстративного, дидактического, речевого материала по коррекции фонетических и фонематических нарушений у детей дошкольного возраста.
Общее недоразвитие речи.
Цель: формировать у студентов интегративные представления о структуре нарушений речевого развития, методах их исследова­ния и коррекции. Задачи:

– систематизировать знания студентов об истории развития отечественной логопедии;

– дать основные представления об уровневых характеристиках нарушений речевого развития и дифференциально-диагностических признаках недостаточности усвоения и функционирования языковых средств в речевой деятельности;

– углубить знания о методах диагностического изучения детей с речевой патологией (на модели недоразвития речи);

– познакомить с возрастными закономерностями развития речи детей с различными дисфункциями головного мозга.

Студенты должны знать

:

– теоретические представления о закономерностях овладения языком детьми с различными формами речевых нарушений;

– специфические характеристики недоразвития речи детей разного возраста;

– принципы объединения детей с недостаточностью различных компонентов языковой системы для проведения групповых логопедических занятий;

– качественные показатели динамики речевого развития детей с недостаточностью основных компонентов языковой системы под влиянием целенаправленного обучения;

– теоретико-экспериментальное обоснование вариативных коррекционных программ, реализуемых в условиях специального интегрированного обучения.

В процессе обучения студенты должны уметь

:

– провести обследование детей с различными формами речевой патологии с целью выявления уровня развития речи;

– составить уровневое описание речевого развития по лингвистическим критериям, а также квалифицировать его;

– овладеть умением комплектовать логопедические группы с целью коррекционного обучения;

– обосновать педагогическую стратегию как тип реабилитационной программы, адекватной структуре выявленных нарушений;

– использовать разнообразные методы коррекции нарушений речевого развития (фонетических, фонематических, лексико-семантических, морфолого-синтаксических категорий, существующих в сфере языкового сознания и речевой деятельности). Нарушения письменной речи

Изучение раздела базируется на знании таких осново­полагающих разделов логопедии, как «Дислалия», «Ринолалия», «Алалия», «Дизартрия».

В программу включены основные разделы данной дисциплины, традиционно рассматриваемые в отечественной и зарубежной науке и практике. Цель раздела: сформировать у студентов знания о нарушениях письма и чтения и основных методах их преодоления. Задачи раздела:

– ознакомить студентов с психофизиологией формирования навыков письма и чтения у учащихся младшего школьного возраста;

– сформировать представления о нарушениях письма и чтения и их видах у детей с различной речевой патологией;

– научить проводить дифференциальную диагностику нарушений письма и чтения у учащихся с нарушениями речи от сходных проявлений у детей со сниженным слухом, зрением и нарушениями опорно-двигательного аппарата;

– обучить наиболее эффективным методам преодоления речевых и неречевых форм нарушений письма и чтения.

Особое место в лекционном курсе отводится проблеме организации и проведения логопедической работы по предупреждению и исправлению дисграфии и дислексии, а также знакомству с существующими коррекционными методиками. В этом курсе изучаются нарушения письма и чтения у взрослых, но основное внимание уделяется так называемой детской дисграфии. Это связано с тем, что данная проблема в настоящее время стала наиболее актуальной, так как именно дисграфия и дислексия приводят к стойким трудностям обучения, отрицательно влияют на полноценное развитие личности учащегося младшего школьного возраста. Уделяется внимание и специфике дисграфии и дислексии у умственно отсталых, слабослышащих, слабовидящих детей.

Лабораторные занятия направлены на углубление лекционного курса в плане методической подготовки студентов. Некоторые занятия проводятся в форме семинаров (доклады студентов по теме с использованием дополнительной литературы). Занятия предусматривают выходы студентов на логопедические пункты при общеобразовательных школах для изучения методов обследования и наблюдения логопедических занятий по коррекции дисграфии и дислексии.

Студенты должны знать

:

– этиопатогенетические механизмы нарушений письма и чтения;

– психолого-педагогическую характеристику учащихся, имеющих трудности обучения письму и чтению;

– методики раннего выявления и коррекции нарушений письма и чтения.

Студенты должны уметь

:

– обследовать учащихся младшего школьного возраста с нарушениями письма и чтения;

– проводить комплексный анализ патогенетических структур нарушений письма и чтения с учетом генетических и экзогенных факторов, особенностей обучения и воспитания ребенка;

– осуществлять правильный выбор коррекционных методик и обосновывать дифференцированные программы обучения, максимально учитывающие индивидуальные возможности ребенка.

Раздел курса рассчитан на 20 часов лекционных, 20 часов практических и 24 часа лабораторных занятий, 74 часа самостоятельной работы для специальностей «Логопедия», «Логопедия» с дополнительной специальностью «Олигофренопедагогика».

20 часов лекционных, 14 часов практических, 6 часов лабораторных занятий для специальностей «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия». 24 часа самостоятельной работы – для студентов специальности «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», 47 часов самостоятельной работы – для студентов специальности «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия».

Для студентов заочной формы обучения по специальности «Логопедия» курс рассчитан на 10 часов лекционных, 10 часов практических, 10 часов лабораторных занятий. Остальные 120 часов отводится на самостоятельное изучение дисциплины.

Курс базируется на разработках Л.С. Волковой, Л.С. Выготского, Р.И. Лалаевой, Р.Е. Левиной, Г.А. Чиркиной, Т.Б. Филичевой, М.Е. Хватцева и др. 1.4

Данная программа составлена на основе методических указаний Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 03.18.00«Логопедия». Фонетико-фонематические нарушения речи. Общее недоразвитие речи. Определение, история, классификация, обследование. Дифференциальная диагностика и содержание коррекционного обучения. Нарушения письменной речи: дисграфия, дислексия, история, определение, статистика, этиология, связь с расстройствами устной речи, механизмы, классификация, дифференциальная диагностика, коррекция.

Каталог:

umu-umk -> %D0%9F%D0%9F%D0%98 -> 050715.65%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F 050715.65%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. «Введение в логопедическую специальность» %D0%9F%D0%9F%D0%98 -> Учебно-методический комплекс дисциплины %D0%9F%D0%9F%D0%98 -> Учебно-методический комплекс дисциплины %D0%9F%D0%9F%D0%98 -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В «Проблемы агрессивности у подростков c овз» опд. В «Проблемы агрессивности умственно отсталых подростков» 050715.65%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины гсэ. В «актуальные проблемы культуры XX века» 050715.65%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F -> Основная образовательная программа подготовки специалиста по специальности 050103 География 050102 Биология 050303 Иностранный язык 050715.65%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. «Основы олигофренопедагогики» 050715.65%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13. 4 Методика преподавания: методика развития речи дошкольников (специальная) 050715.65%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф. 13 Методики преподавания раздел: «методика преподавания математики» (спец.) 050715.65%20%D0%9B%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F -> Учебно-методический комплекс дисциплины опд. В «основы возрастной наркологии»
Поделитесь с Вашими друзьями:

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: