Аналитическая информация деятельности учителя-логопеда О. Е. Дерезиной МБДОУ № 3 «Солнышко» за 2015-2016 учебный год


Консультация учителя-логопеда для родителей » Неуспеваемость по русскому языку в начальных классах»

Консультация учителя-логопеда для родителей

Неуспеваемость по русскому языку в начальных классах

Сколько радости бывает у каждого первоклассника и его родителей, когда он переступает порог школы. Этот праздник запоминается ребенку на всю жизнь. Но все меркнет, когда появляются первые проблемы с учебой. В первую очередь это касается русского языка и чтения. Недовольные учителя пишут отчаянные замечания, возмущенные родители лишают ребенка любимых игр, а ученики заболевают или находят другие причины, чтобы пропустить надоевшие уроки. Взрослые часто объясняют «двойки» проявлением лени или невнимательности. Конечно, надо строго дифференцировать: бывают дети, которым трудно дается предмет из-за особенностей их развития, а бывают лентяи. Как определить, к какой группе отнести неуспевающего ученика? Если характер ошибок схож с примерами, приведенными ниже, тетрадь по русскому языку вашего ребенка сигнализирует: «Нужна срочная нейропсихологическая помощь».

♦ отсутствие пропусков между словами и предложениями;

♦ несоблюдение границ полей в тетради и устойчивое несоблюдение правил переноса;

♦ зеркальное письмо: буквы «э», «з», «б», «в» и др. перевернуты в другую сторону;

♦ повторение одной и той же буквы: «пироП» вместо «пирог»;

♦ замена букв: «б» – «д» («колоДок») «ж» – «х» («муЖомор»), «и» – «у» («клУмат»), «т» – «п» («Пигр»);

♦ ошибки в ударных слогах («учЕтель» вместо «учитель»);

♦ пропуск букв, недописывание слов и букв, перестановка слогов («гамазин» вместо «магазин»);

♦ забывание редко встречающихся букв («ъ», «э»);

♦ нечитаемый почерк, слишком мелкое или слишком крупное написание, резкое колебание почерка (от мелкого – к крупному).

В такой ситуации помочь ребенку может специалист, знающий не только тонкости русского языка, но и основы нейропсихологии. Родителям,

конечно, нельзя оставаться в стороне, в такой ситуации очень
важно:
♦ Знать все задания по русскому языку и тщательно следить за их исполнением. Проверяя домашние задания, избегать отрицательных оценок. ♦ Растирать ребенку шейную и затылочную зоны жестким полотенцем, следить за тем, чтобы ребенок, правильно питался.

♦ Выделить ребенку комнату или ее часть, которая станет его собственной территорией.

♦ Играть в «рифмы», сочинять и записывать стихи, завести для них специальную тетрадь. Обсуждать с ребенком совместные произведения.

♦ Помнить, что свежий воздух и физические упражнения необходимы для полноценной умственной деятельности.

♦ Купить ребенку массажные тапочки или стельки, чтобы он ходил в них хотя бы 20 минут в день.

♦ Научиться самим и научить ребенка делать дыхательную гимнастику.

♦ Отдать ребенка в музыкальную школу, ведь игра на инструменте обеспечивает одновременную и разную работу не только обеих рук, но и каждого пальца в отдельности, что, в свою очередь, заставит энергично работать оба полушария сразу.

♦ И – читать, читать! Читать ребенку, читать вместе с ребенком, читать всей семьей!

А вот некоторые упражнения, которые можно использовать и в домашних условиях.

♦ Если ребенок пропускает буквы, проводите «волшебные диктанты», в которых слова пишутся не буквами, а черточками, каждая буква – черточка.

♦ Недописывает окончания? Поможет такой же диктант, но окончания пусть пишет буквами (например, «здоровый» – «–ый»). Если ребенок делает ошибки в суффиксах и окончаниях, предложите поиграть: нужно придумать слова на предпоследнюю букву (вы говорите «слон», ребенок – слово, начинающееся на «о»).

♦ В случае если школьник путает буквы, надо создать их устойчивый образ. Необходимо вырезать с ним алфавит из бархатной бумаги, скрутить из проволоки, слепить из пластилина, а затем пусть он с закрытыми глазами угадывает буквы на ощупь. Можно также писать буквы в воздухе, на спине.… А, если занятия родителей будут идти параллельно со снижением требований по технике чтения, то эффект от таких занятий будет значительно выше!

Словарь основных логопедических терминов для родителей

Уважаемые родители! В процессе работы вашего ребенка с логопедом, вы можете встретиться с разными терминами, которые, будете слышать от вашего учителя-логопеда. Для того, что бы работа была продуктивнее, предлагаю познакомиться с терминологией в логопедической практике.

Автоматизация (звука) –этап при коррекции неправильногозвукопроизношения, следующий после постановки нового звука; направлен на формирование правильного произношения звука в связной речи; заключается в постепенном, последовательном введении поставленного звука в слоги, слова, предложения и в самостоятельную речь.

Аграмматизм – нарушение понимания и употребления грамматическихсредств языка.

Алалия – отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе ипервично сохранном интеллекте.

Алексия – невозможность процесса чтения.

Аморфные слова – это грамматически неизменяемые слова-корни,«аномальные слова» детской речи – слова-фрагменты (в которых сохранены только части слова), слова-звукоподражания (слова-слоги, которыми ребенок обозначает предметы, действия, ситуацию), контурные слова (в которых правильно воспроизводятся ударение и количество слогов).

Артикуляция – деятельность речевых органов,связанных с произнесениемзвуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова.

Артикуляционный аппарат – совокупность органов,обеспечивающихобразование звуков речи (артикуляцию), включает голосовой аппарат, мышцы глотки, гортани, языка, мягкого нёба, губ, щек и нижней челюсти, зубы и др.

Афазия – полная или частичная утрата речи,обусловленная локальнымипоражениями головного мозга.

Афония – отсутствие звучности голоса при сохранности шепотной речи;непосредственная причина афонии – не смыкание голосовых складок, вследствие чего при фонации происходит утечка воздуха.

Брадилалия – патологически замедленный темп речи.

Гаммацизм – недостаток произношения звуков[Г], [Гь].

Дизартрия —нарушение произносительной стороны речи,обусловленноенедостаточностью иннервации речевого аппарата.

Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе исохранной иннервации речевого аппарата.

Дислексия – частичное специфическое нарушение процесса чтения,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Дисграфия – частичное специфическое нарушение процесса письма,обусловленное несформированностью (нарушением) высших психических функций и проявляющиеся в повторяющихся ошибках стойкого характера.

Задержка речевого развития (ЗРР) – отставание речевого развития отвозрастной нормы речевого развития в возрасте до 3 лет.

Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи,обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

Звукоподражания – условное воспроизведение звуков природы и звучаний,сопровождающих некоторые процессы (смех, свист, шум и т.д.), а также криков животных.

Импрессивная речь – восприятие,понимание речи.

Иннервация – обеспечение органов и тканей нервами и,следовательно,связью с центральной нервной системой.

Каппацизм – недостаток произношения звуков[К], [Кь].

Кинестетические ощущения – ощущения положения и движения органов.

Компенсация – сложный,много аспектный процесс перестройкипсихических функций при нарушении или утрате каких-либо функций организма.

Контаминация – ошибочное воспроизведение слов,заключающиеся вобъединении в одно слово слогов, относящимся к различным словам.

Ламбдацизм – неправильное произношение звуков[Л], [Ль].

Логопедия – наука о нарушениях речи,о методах их предупреждения,выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопедический массаж — одна из логопедических техник,способствующая нормализации произносительной стороны речи и эмоционального состояния лиц, страдающих речевыми нарушениями.

Логоррея – безудержный,бессвязный речевой поток,частопредставляющий пустой набор отдельных слов, лишенных логической связи.

Логоритмика – это система двигательных упражнений,в которыхразличные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Макроглоссия – патологическое увеличение языка;наблюдается прианомальном развитии и при наличии в языке хронического патологического процесса.

Микроглоссия – аномалия развития,малые размеры языка.

Модуляция голоса – изменение высоты голоса,при снижении слуха,чтоделает речь монотонной.

Мутизм – прекращение речевого общения с окружающими вследствиепсихической травмы.

Нарушение голоса – отсутствие или расстройство фонации вследствиепатологических изменений голосообразующего аппарата.

Нарушения речи – отклонения в речи говорящего от языковой нормы,принятой в данной языковой среде, проявляющиеся в парциальных (частичных) нарушениях (звукопроизношения, голоса, темпа и ритма и т.д.) иобусловленные расстройствами нормального функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности.

Общее недоразвитие речи (ОНР) – различные сложные речевыерасстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к ее звуковой и смысловой стороне, при нормальном слухе и интеллекте.

Отраженная речь – повторенная за кем-либо речь.

Пальчиковые игры – общепринятое название занятий на развитие мелкоймоторики у детей.

Парафазия – нарушения речевого высказывания,проявляющиеся впропусках, ошибочной замене или перестановке звуков и слогов в словах (литеральная парафазия, например моколо вместо молоко, скул вместо стул) или в замене необходимых слов другими, не имеющими отношения к смыслу высказывания (вербальная парафазия) в устной и письменной речи.

Патогенез – механизм развития конкретной болезни,патологическогопроцесса или состояния.

Персеверации – циклическое повторение или настойчивое воспроизведение,часто вопреки сознательному намерению каких-либо действий, мыслей или переживаний.

Пренатальный период – относящийся к периоду перед рождением.

Распад речи – утрата имевшихся речевых навыков и коммуникативныхумений вследствие локальных поражений мозга.

Рефлекс –в физиологии–опосредованная нервной системой закономернаяответная реакция организма на раздражитель.

Растормаживание – прекращение состояния внутреннего торможения в коребольших полушарий головного мозга под влиянием посторонних раздражителей.

Растормаживание речи у детей – активизация развития речи у детей сзадержкой речевого развития.

Растормаживание речи у взрослых – восстановление речевой функции убезречевых больных.

Ринолалия – нарушение тембра голоса и звукопроизношения,образующеесяв результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости. Такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твердого нёба, либо расстройств функции мягкого нёба.

Ротацизм – расстройство произношения звуков[Р], [Рь].

Сенсорный – чувствительный,чувствующий,относящийся к ощущениям.

Сигматизм – расстройство произношения свистящих([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц])и шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.

Соматический – термин,применяемый для обозначения разного родаявлений в организме, связанных с телом, в противоположность психике.

Сопряженная речь – совместное одновременное повторение двумя илиболее лицами произнесенных кем-либо слов или фраз.

Судороги – непроизвольные сокращения мышц,возникающие приэпилепсии, травмах головного мозга, спазмофилии и др. заболеваниях.

Тахилалия – нарушение речи,выражающееся в чрезмерной быстроте еетемпа (20-30 звуков в секунду), родственное по своей природе баттаризму. В отличие от последнего, тахилалия представляет собой отклонение от нормальной речи только в отношении ее темпа при полном сохранении фонетического оформления, а также лексики и грамматического строя.

Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей,головы,языка ит.д. при поражении нервной системы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процессаформирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Фонематический анализ и синтез – умственные действия по анализу илисинтезу звуковой структуры слова.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух,обладающийспособностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

методы лечения и профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в желаемую сторону.

Экспрессивная речь –активное устное и письменное высказывание.

Этиология – причина возникновения болезни или патологическогосостояния.

Эхолалия – непроизвольное повторение слышимых звуков,слов или фраз.

Консультацию подготовила: учитель-логопед Луценко О.А.

Анкета для учителей начальных классов от логопеда

Анкета для учителей начальных классов

Фамилия, имя, отчество учителя:_________________________________________________________

Стаж работы:_________________________________________________________________________

Класс:________________________________________________________________________________

Русский язык / по какой программе – учебнику работаете/:__________________________________

_____________________________________________________________________________________

Чтение / по какой программе – учебнику работаете/:_______________________________________

_____________________________________________________________________________________

1.Какие дети, по вашему мнению, нуждаются в помощи логопеда?___________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. С какими ошибками письменной речи вы посоветуете ребенку обратиться к логопеду?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Допускают ли дети Вашего класса специфические ошибки / не регламентируемые правилами орфографии/ при списывании, письме под диктовку?_______________________________________

_____________________________________________________________________________________

4. По какой причине, по вашему мнению, дети допускают специфические ошибки в письменной речи?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5. Как вы оцениваете работу ребенка, в которой присутствуют специфические ошибки?__________

_____________________________________________________________________________________

6.Как вы помогаете такому ученику?______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

7.Что советуете родителям?___________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

8.Оцените результативность Вашей помощи такому ученику._________________________________

_____________________________________________________________________________________

9. Кто из ваших учеников, по вашему мнению, нуждается в помощи логопеда?_________________

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: