Игровые технологии в работе учителя- логопеда. статья по логопедии (средняя, старшая, подготовительная группа)


ЖУРНАЛ Дошкольник.РФ

Применение игровых технологий на логопедических занятиях

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них. У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются познавательной направленностью.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие
  • познавательные, воспитательные, развивающие
  • репродуктивные, продуктивные, творческие
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда:

  • различают игры с предметами и без предметов
  • настольно-печатные
  • комнатные
  • уличные, на местности
  • компьютерные и с ТСО, а также с различными средствами передвижения.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Целью игровых технологий является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.)
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.)
  • воспитательных (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.)
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Актуальность использования игры, как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • -воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • -в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • -успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Главными педагогическими задачами при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

  • Развитие мелкой моторики мышц кистей
  • Развитие координационных способностей
  • Совершенствование функции дыхания в процессе выполнения игр и игровых упражнений
  • Формирование фонетического слуха
  • Развитие устной речи
  • Формирование четкости артикуляции
  • Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

Для формирования мотивации речевой деятельности детей используются такие приемы, как:

  • поощрения;
  • беседы;
  • рассказы;
  • эмоционально-выразительное чтение художественной литературы;
  • создание проблемной ситуации;
  • демонстрация интересных иллюстраций, фотографий;
  • встречи со сказочными героями;
  • использование кукол, атрибутов и элементов костюмов разных персонажей.

В систему коррекционной работы с детьми с нарушениями речи включаются игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствуют речевые навыки, способствующие развитию психических процессов, повышают эмоциональную активность детей.

Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий детей имеет свою специфику. Специфическими методами и приемами добиваются правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми нарушениями, спонтанно не преодолеваются, они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра. Для работы с детьми ОВЗ (ТНР) используются игры, вызывающие ответные речевые реакции у неговорящего ребёнка, разыгрывается какой-то сюжет с несколькими игрушками, и ребёнок вовлекается в игру. Таким образом, отрабатываются короткие диалоги, которые могут состоять из звукоподражаний и простых слов, и можно повторить вновь появившееся слово многократно используя его в игровой ситуации.

Использование вышеперечисленных методов и приёмов при проведении коррекционной работы, а также создание наиболее разнообразной, интересной речевой среды способствуют решению задач по исправлению недостатков речи дошкольников более результативно и в более короткие сроки, активизируют психические процессы и формируют личность ребёнка в целом.

Следующая >

Использование игровых технологий в логопедической работе

Использование игровых технологий в логопедической работе

с детьми с общим недоразвитием речи

Биличенко И.А., учитель-логопед ПМПК,

г.Новокузнецк

Понятие
«игровые технологии»
включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые обоснованы, выделены и характеризуются познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается игровой мотивацией, которая выступает как средство побуждения, стимулирования детей к различным видам деятельности.

Реализация игровых приемов и ситуаций на занятиях проходит по таким основным направлениям:

  • дидактическая цель ставится перед детьми в форме игровой задачи;
  • воспитательно-образовательная деятельность подчиняется правилам игры;
  • в образовательную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую;
  • успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:

  • обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
  • познавательные, воспитательные, развивающие;
  • репродуктивные, продуктивные, творческие;
  • коммуникативные, диагностические, психотехнические и др.

Специфику игровой технологии

в значительной степени
определяет игровая среда:
различают игры –

  • с предметами и без предметов,
  • настольно-печатные;
  • комнатные, уличные, на местности,
  • компьютерные и с ТСО, а также
  • с различными средствами передвижения.

Психологические механизмы игровой деятельности
опираются на фундаментальные потребности личности:

  • в самовыражении,
  • самоутверждении,
  • саморегуляции,
  • самореализации.

Содержание детских игр развивается последовательно:

  • предметная деятельность,
  • отношение между людьми,
  • выполнение правил общественного поведения.

Целью игровых технологий

является решение ряда задач:

  • дидактических (расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности и др.);
  • развивающих (развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих идей, умений устанавливать закономерности, находить оптимальные решения и др.);
  • воспитывающих (воспитание самостоятельности, воли, формирование нравственных, эстетических и мировоззренческих позиций, воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности и др.);
  • социализирующих (приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды и др.).

Игровые технологии широко применяются в дошкольном возрасте, так как игра является ведущей деятельностью в этот период. Ролевой игрой ребенок овладевает к третьему году жизни, знакомится с человеческими отношениями, начинает различать внешнюю и внутреннюю сторону явлений, открывает у себя наличие переживаний и начинает ориентироваться в них.

У ребенка формируются воображение и символическая функция сознания, которые позволяют ему переносить свойства одних вещей на другие, возникает ориентация в собственных чувствах и формируются навыки их культурного выражения, что позволяет ребенку включаться в коллективную деятельность и общение.

Актуальность использования игры как средство коррекции обусловлено тем, что игра, являясь основным и любимым детьми занятием, позволяет быстрее и прочнее сформировать нарушенные психические процессы, личностные качества, моторику, интеллект. Точная и ранняя диагностика речевого нарушения и своевременно начатая коррекция, включающая в себя игротерапию, тем более актуальна, что процент детей с нарушениями речи возрастает с каждым годом.

В процессе выполнения игр и игровых упражнений главными задачами

при работе с детьми с нарушениями речи являются следующие:

  • Формирование фонематического слуха и фонематического восприятия;
  • Совершенствование функции дыхания;
  • Развитие просодической стороны речи;
  • Формирование четкости артикуляции и формирование правильного звукопроизношения;
  • Развитие устной речи;
  • Развитие общей (крупной и )мелкой моторики;
  • Формирование зрительно-двигательной координации в процессе выполнения игровых упражнений.

В системе коррекционной работы с детьми с нарушениями речи следует включать игры, игровые упражнения, которые повышают умственную активность, совершенствует речевые навыки, способствующие развитию психических процессов,
повышают эмоциональную активность детей.
Логопедическая работа по коррекции нарушений речи у различных категорий аномальных детей имеет свою специфику. Логопед специфическими методами и приемами добивается правильного произнесения ребенком звука, автоматизации его, и игра является одним из способов обучающего процесса детей. В процессе исправления речевых дефектов и воспитания личности ребенка в целом моделируются различные ситуации речевого общения, которые лучше всего и легче воспринимаются ребенком в ходе игры, которая и относится к практическим методам логопедического воздействия.

Игры для детей с нарушениями речи можно поделить на следующие виды:

Игры на развитие речевого слуха

Игры на развитие фонематического слуха

Игры для формирования правильного звукопроизношения

Дидактические игры воспитывают у детей неторопливый темп речи, совершенствуется звукопроизношение, увеличивается словарный запас, отрабатываются грамматические категории, развивается связная речь, дети учатся фиксировать свое внимание на правильной речи (собственной и речи сверстников и педагогов). Дидактические игры разнообразны по форме и содержанию, но их общей задачей является организация и направление деятельности детей, обучение и развитие ребенка.

Творческие игры и инсценировки позволяют максимально выразить свои замыслы, фантазии, абстрагироваться от своего дефекта. Здесь интересными для детей могут быть игры со строительным материалом («Лего», конструкторы, кубики, уникубы, и т. д.).

Для детей с нарушениями речи, посещающих детские сады, игровая деятельность сохраняет свое значение, как условие развития интеллекта, речи, психических процессов, эмоциональной устойчивости. Особая роль в коррекции этих процессов отводится

Театрализованные и сюжетно- ролевые игры, игры- драматизации – один из самых эффективных способов коррекционного воздействия на ребенка, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

Участвуя в них, дети познают мир, становятся участниками многих событий, познают себя в этом мире. Исходя из особенностей развития этих детей, все театральные игры строятся на материале сказок. Тематика их может быть разнообразной: сказки, игрушки, сценки из жизни животных и т. д. В этих играх есть сюжетный вымысел и ролевые действия, где одна из ведущих ролей принадлежит логопеду.

В театрализованной деятельности дети учатся внимательно слушать речь других и свою собственную (развивается слуховое внимание), если используется музыкальное сопровождение, подстраиваются под ритм, темп (развивается мелодико-интонационная выразительность, плавность речи), дети имитируют движения героев, развивается координированность движений, дети запоминают и воспроизводят тексты инсценировок (обогащается пассивный и активный словарь).

Подвижные игры призваны укреплять физическое здоровье детей. Оречевленные подвижные игры способствуют развитию у детей правильного дыхания и голоса, звукопроизношения, координированности темпа движения с речью.

Игры на развитие общей моторики, мелкой моторики, по возможности оречевленные, имеющие сюжетную линию. Для детей с общим недоразвитием речи немалую сложность представляют движения пальцев рук, мелкая моторика кисти руки. Отмечено, что упражнения, разработанные отечественными исследователями, дают возможность сочетать развитие мелкой моторики (пальчиковые игры, конструирование из мелких деталей, мозаики и т. п.) с различными речевыми заданиями повышают эффективность коррекционного воздействия. Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь.

Как правило дети с ОНР могут иметь неречевые недостатки, в том числе и недоразвитие внимания, словесно-логического мышления.

Игры, направленные на развитие логического мышления, внимания, памяти, воображения.

Таким образом, необходимо отметить, что специалистам , работающим с детьми с ОНР необходимо помнить, что в процессе коррекционной работы при выборе игр нужно учитывать не только возрастные особенности ребенка, но и характер дефекта, степень его выраженности и личностные особенности, изменения в психической сфере ребенка.

Отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют от педагогов (и в том числе от родителей ребенка) специально организованной работы по их коррекции, где одним из средств обучения и воспитания и компенсации недостатков является игра.

Современные условия характеризуются гуманизацией образовательного процесса, обращением к личности ребенка, развитию лучших его качеств, формированию разносторонней и полноценной личности. Реализация этой задачи объективно требует качественного подхода к обучению и воспитанию детей, организации всего учебного процесса. Обучение с применением игротерапии должно быть развивающим, обогащать ребенка знаниями и способами умственной деятельности, формировать познавательные интересы и способности.

Особо хочу сказать об использовании мультимедийных презентаций в логопедической работе.

Мультимедийные презентации в обучении дошкольников

Наверное, невозможно себе представить современное развитие общества и производства без информационно — коммуникационных технологий. Бесспорно, что владеть компьютером должен каждый образованный человек. ПК быстро входит в жизнь нашего ребенка. Практически все родители, развивая и обучая малыша, приобретают компьютерные программы. Сначала – это милые «клавиатурные барабанилки» для самых маленьких, которые любят барабанить по клавиатуре, но ещё не умеют пользоваться мышкой, затем – огромное многообразие компьютерных игр.

Компьютер – мощное средство обучения и саморазвития малыша!

Способность компьютера воспроизводить информацию одновременно в виде текста, графического изображения, звука, речи, видео, запоминать и с огромной скоростью обрабатывать данные позволяет специалистам создавать для детей мультимедийные презентации, электронные детские книги и энциклопедии.

Какие же возможности в обучении дошколят таят в себе мультимедийные презентации?

В отличие от обычных средств обучения медиатехнологии значительно расширяют возможности родителей в сфере раннего развития, способствуют успешной реализации интеллектуальных и творческих способностей ребенка; позволяют не только насытить его большим количеством готовых, строго отобранных, соответствующим образом организованных знаний, но и, что очень актуально в раннем детстве — учат самостоятельно приобретать новые знания!

«Презентация — это — обучающий мини мультик, это электронная звуковая книжка с красивыми картинками, это отличное пособие для мам рассказать своему ребенку об окружающем мире так, как она сама его видит, не выходя из дома и не летая в дальние страны».

По сравнению с традиционными формами обучения дошкольников мультимедийные презентации обладают рядом преимуществ:

  • Презентация несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; формирует у малышей систему мыслеобразов. Маленького почемучку интересует масса вещей: с утра до вечера вопросы словно сыплются из него. Как объяснить, понятно рассказать и не оттолкнуть, не погасить детскую любознательность и пытливость ума? Взрослый человек принципиально отличается от малыша: чтобы что — то понять, ему достаточно прослушать устное объяснение, и развитое словесно – логическое мышление сделает свое дело. Поговорка «лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», прежде всего, о маленьком ребенке. Именно ему, с его наглядно — образным мышлением понятно лишь то, что можно одновременно рассмотреть, услышать, подействовать или оценить действие объекта. Потому — то так важно при обучении дошкольника обращаться к тем каналам получения информации, которые открыты.

Мультимедийные презентации позволяют представить обучающий и развивающий материал как систему ярких опорных образов, наполненных исчерпывающей структурированной информацией в алгоритмическом порядке. В этом случае задействуются различные каналы восприятия, что позволяет заложить информацию не только в фактографическом, но и в ассоциативном виде в память детей.

  • Компьютер позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя или сложно увидеть в повседневной жизни. Например, как показать ребенку процесс запуска ракеты или технологию производства бумаги?
  • Возможности компьютера позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала. Многие мамы отмечают, что при этом значительно возрастает интерес детей к знаниям, повышается уровень познавательных возможностей.
  • Все родители замечают, как нравится детям многократно спрашивать об одном и том же, читать «по сто раз» одну и ту же сказку. Но не надо раздражаться: у дошкольников один и тот же программный материал должен повторяться многократно! Любимую презентацию ребенок может запускать сам, столько раз, сколько ему захочется, может повторять вслед за автором слова, выучивая их наизусть; удивлять взрослых объемом знаний, полученных самостоятельно.
  • Использование новых непривычных приёмов объяснения и закрепления, тем более в игровой форме, повышает непроизвольное внимание детей, помогает развить произвольное.
  • Осваивая детские электронные энциклопедии, дошколята активны. За счёт высокой динамики эффективно проходит усвоение материала, тренируется память, активно пополняется словарный запас, развивается воображение и творческие способности.

О чем же должен знать современный дошкольник? Что пишут в «детсадовских» программах?

Дошкольный образовательный стандарт — это требование времени. Важно, чтобы каждый ребенок с поступлением в школу имел равные стартовые возможности. Вот, что должен знать ребенок в отдельных образовательных областях на всех ступеньках дошкольного детства. Это так называемый минимум. Программа по ознакомлению дошкольника с окружающим миром.

Подобранные электронные книги и энциклопедии позволяют решать поставленные программой задачи, а значит, систематически и целенаправленно готовить ребенка к школе.

Обучающие игры – презентации

Отдельно хотелось бы рассказать о компьютерных обучающих играх, которые выполнены в виде презентаций в программе Microsoft PowerPoint.

  • Предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес; движения, звук, анимация надолго привлекает внимание ребенка;
  • Проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
  • Ребенок сам регулирует темп и количество решаемых игровых обучающих задач;
  • В процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
  • Компьютер очень «терпелив», никогда не ругает ребенка за ошибки, а ждет, пока он сам исправит их.
  • Игровые обучающие программы приучают дошкольника к самостоятельности, развивают навык самоконтроля.
  • Маленькие дети требуют большой помощи родителей при выполнении заданий и пошагового подтверждения своих действий, а автоматизированный контроль берет эту функцию на себя, освобождает маму.

Здоровьесбережение детей при работе с компьютером

Говоря об использовании компьютера детьми дошкольного возраста, встает вопрос о сохранении здоровья и зрения. Вопрос о «засиживании» за компьютером актуален. Разумно сделать ограничения занятий с ПК по времени — 10-15 минут. Нормально развивающийся ребенок в этом возрасте должен двигаться 70-80% времени бодрствования! Помните об этом!

В заключении отмечу, использование компьютера – еще одна сфера, где можно успешно сочетать получение полезных знаний с развитием интеллектуальных и творческих способностей.

Применение обучающих мультимедийных презентаций позволяет повысить эффективность процесса обучения и развития ребенка, открывает новые возможности образования, постоянно поддерживает родителей в состоянии творческого поиска.

Основные постулаты концепции игровой технологии

Совместными усилиями с воспитанниками формируется игровая форма посредством игровых приемов и ситуаций, представленных в роли катализаторов и стимуляторов, побуждающих ребенка к деятельности.

Игровая технология всесторонне изучает некоторую часть образовательного процесса, у которой есть общая идея, содержание, персонажи.

Постепенно в игровую технологию добавляются игры и упражнения, направленные на комплексное формирование знания или некоего качества из образовательной области.

Причем игровой материал призван побудить к образовательному процессу и сделать освоение учебного материала максимально эффективным.

Игровые технологии являются:

  • методом обучения;
  • способом реализации творчества;
  • первым этапом социального развития ребенка в обществе.

Игра с педагогом относительно простой игры имеет важное отличие – обозначена четкая цель обучения и ее результаты. Их можно в последствие обосновать, явственно выделить и охарактеризовать в направлении учебы и познания.

Статья:

Дошкольный возраст – период активного развития познавательной деятельности. В это время происходит становление первых форм абстракции, обобщения и простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.
Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах – и самостоятельной. Развивающие игры технологии, разработанной В. Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринуждённой обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр — интерес — познание — творчество — становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, всё вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость. Многофункциональность, многообразие и возрастная адекватность развивающих игр В. Воскобовича позволяет использовать их для решения указанной проблемы – коррекции и формирования речевых и интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста с ТНР (ОНР).

Игровая технология Вячеслава Вадимовича Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствует требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребёнка. Задачи, поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В. Воскобовича, во многом совпадают.

Применение игровой технологии В. Воскобовича может быть адаптировано с учётом особенностей психического и речевого развития детей с ОНР.

Вячеслав Вадимович Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Во время перестройки разыскивая по магазинам какие-нибудь развивающие игрушки для своих двух детей и не найдя ничего подходящего, он решил сам придумать и смастерить игру. Бил и колотил все вручную. Копировать чужое не стал, и потому его новые игры вызвали такой интерес. Первые разработки Воскобовича носили конструктивный характер – это был поиск какой — то изюминки. Понимая, что задания и упражнения не так интересны детям как игра, подошел к делу творчески и соединил свои идеи с игровыми моментами.

«Сказочные лабиринты игры» — это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета (игра плюс сказка). При этом образовательные задачи включены в содержание игры. В сюжеты методических сказок органично вплетается система заданий, упражнений, вопросов. Ребёнок слушает сказку и по ходу сюжета выполняет задания.

Постоянное и постепенное усложнение игр («по спирали» от простого к сложному). В результате такого подхода развивается речь и неречевые психические процессы: внимание, память, воображение, мышление, мелкая моторика. Такой подход позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности, в любой игре добиваться того или иного «предметного» результата.

Принцип сензитивности. Авторы технологии «Сказочные лабиринты игры» не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей.

Формирование раннего творческого развития дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Педагог, используя естественную потребность ребёнка в игре, постепенно вовлекает его в более сложные формы игровой активности.

Все вышеперечисленные принципы гармонично сочетаются с принципами обучения и воспитания детей с тяжёлыми нарушениями речи (ОНР).

1992 г. — первые игры В. В. Воскобовича: «Геоконт» «Игровой квадрат»

«Складушки» «Цветовые часы», «Прозрачный квадрат» «Прозрачная цифра» «Домино» «Планета умножения» «Чудо — головоломки» «Математические корзинки» Появились и первые методические сказки г. – более 50 наименований игр Игры В. В. Воскобовича

Актуальность Китайская мудрость гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

ЦЕЛЬ: коррекция нарушений речи и развитие сопутствующих неречевых процессов посредством игры, в непринуждённой игровой обстановке.ЗАДАЧИ: 1. Развивать психические процессы внимания, памяти, словесно- логического и творческого мышления, воображения. 2. Развивать навыки познавательной активности. 3. Актуализировать, обогащать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки. 4. Прививать интерес к играм со звуком и словом. 5. Формировать положительный эмоциональный настрой на восприятие обучающего материала. 6. Развивать тонкую моторику руки. 7. Воспитывать навыки элементарного самоконтроля и саморегуляции, согласовывать свои действия с правилами игры, с действиями сверстников и педагога. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ТЕХНОЛОГИИ

В основе его методики лежит игра. Игра возбуждает интерес ребенка; Игра всегда познавательна; Игра не имеет жестких правил и условий; Принцип методики В. В. Воскобовича: интерес – познание – творчество.

«Фиолетовый лес» «Сказочные лабиринты игры» Фиолетовый Лес – это своего рода виртуальный, несуществующий мир. Фиолетовый Лес – это сенсомоторная зона, в которой ребенок активно действует с развивающими играми в горизонтальной плоскости или прикрепляет к вертикальной стене, реализуя свои творческие замыслы. Работу по технологии «Сказочные лабиринты игры» можно начинать с любого возраста дошкольного детства. Для реализации принципа постепенного усложнения детям сначала необходимо освоить материал, предназначенный для младшего возраста.

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ РЕЧЬ МЕЛКУЮ МОТОРИКУ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА

Развивающие игры В. В. Воскобовича позволяют: Осуществлять дифференцированный подход. Позволяет разнообразить способы подачи игрового материала. Дети меньше утомляются, дольше сохраняют работоспособность

Игры В. В. Воскобовичакоррекционно-логопедической работе) развивается моторика кисти и пальчиков, сенсорные способности (освоение цвета, формы, величины, мыслительные процессы (конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, творчество

«Шнур – ЗАТЕЙНИК» Ориентировка в пространстве Совершенствование интеллекта Подготовка к обучению чтению Математическое развитие

Тактильный и оптический анализ букв Коррекционная практика Подготовка к обучению грамоте Совершенствование интеллекта Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук «Конструктор БУКВ»

«Шнур – ГРАМОТЕЙ» Знакомство с буквами и их запоминание Чтение придуманных и написанных взрослыми слов Самостоятельное написание слов Развитие мелкой моторики Снеговик Яблонька Ромашка Парусник

ЧИТАЙ-КА на шариках Формирование интереса к чтению Различение звонких и глухих согласных Звуковой анализ слов Деление слов на слоги, слоговое чтение Конструирование и чтение слов Расширение словарного запаса, освоение содержания слов, словотворчество Развитие операций логического и творческого мышления Игры: «Что общего?» «Замени звук» «Подбери пару» «Аукцион слов» «Придумай слово»(Слайд 14)

Этапы обучения чтению : 1 — буквенный 2 — песенный 3 — c логовой 4 — словесный «Складушки» (Слайд 15)

«Лабиринты букв» «Лабиринты цифр» «Лабиринты с предметами» «ИГРОВИЗОР»Виды заданий : — выделение — соединение — обводка по контуру — штриховка — дорисовка, рисование (Слайд 16)

«Коврограф ЛАРЧИК» Развитие сенсорных способностей Развитие математических представлений Составление алгоритмов Развитие психических процессов Использование на всех занятиях Использование в коррекционных целях (Слайд 17)

Формирование лексико- грамматических категорий языка : «C сколько?» «Прятки» «Наоборот» «Мой любимый сок» «Чей? Чья? Чьё ?» «Кто в домике живет?» «Хвосты» «Коврограф ЛАРЧИК» «Какой? Какая? Какое?» (Слайд 18)

Автоматизация звуков дифференциация звуков Кто в домике живет? Формирование правильного звукопроизношения (Слайд 19)

«Волшебные дорожки» Обучение грамоте развитие фонематического слуха развитие навыков звуко — буквенного анализа и синтеза, первоначальных навыков чтения «Cоставь схему»(Слайд 20)

Кораблик «ПЛЮХ — ПЛЮХ» Формирование слоговой структуры слова Формирование фонематического восприятия (Слайд 21)

Паровоз, вагончики Перевертыши Заменялки Переставлялки Загадалки Дерево Цепочки Теремки ВОСКОБОВИЧА (Слайд 22)

Используемая литература:

Бондаренко Т. М. Развивающие игры в ДОУ (Конспекты занятий по развивающим играм Воскобовича).- Воронеж, Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в старшей группе детского сада. –Воронеж, Бондаренко Т. М. Комплексные занятия в подготовительной группе детского сада. — Воронеж, Воскобович В. В. Сказочные лабиринты игры. — СПб., Воскобович В. В. «Сказочные лабиринты игры». Технология интенсивного развития интеллектуальных способностей у детей. – СПб.: Питер, Литература

В процессе использования элементов технологии Воскобовича В. В.

«Сказочные лабиринты игры» в работе логопеда, воспитанники овладевают

1.Сформированными сенсорными способностями: обогащается их сенсорный опыт, совершенствуется аналитическое восприятие, развивается умение выделять свойства предметов с помощью разных органов чувств. Дети овладевают разными способами обследования и устанавливают связи между ними и познаваемыми свойствами предмета.

Как результат, дети с ОНР овладевают соответствующим словарём (упругий, шероховатый, треугольный, цветной и т. д., сначала в импрессивной, затем – в экспрессивной речи.

2. Развитым зрительно-пространственным гнозисом и праксисом. Как результат, актуализация в словаре детей наречий типа слева, справа, а также предлогов пространственного значения.

3. Сформированными компонентами устной речи (лексико-грамматическими категориями, правильным звукопроизношением, диалогической и монологической формами связной речи) в соответствии с возрастом и с учётом тяжести речевого нарушения.

4. Интонационной выразительностью речи. Эмоционально реагируют, сопереживают персонажам сказок и игровых ситуаций.

5. Базовыми знаниями, умениями и навыками, предотвращающими и/или снижающими риск возникновения в дальнейшем нарушений чтения и письма.

6. Мотивацией активного включения в коллективные познавательные игры, общения со сверстниками в поиске рациональных способов решения игровых проблемных ситуаций, взаимопомощи.

7. Развитием умения свободно, в спонтанной речи, общаться со взрослыми, обращаться к ним с вопросами, предложениями в процессе игровых действий.

Для чего нужны Игровые приемы и ситуации

Игровые приемы и ситуации помогают создать игровую форму. Они выступают инструментом побуждения, стимулирования.

Игровые приемы и ситуации в ходе урока реализуются следующим образом: учащимся обозначается дидактическая цель (выглядит как игровая задача); обучение ведут в рамках правил игры; в качестве основы для деятельности используют обучающий материал; добавляют элемент соревнования, превращающий дидактическую задачу в игру; успехи в игре отождествляются с достижением поставленных целей.

Педагог должен разбираться в функциях и классификации педагогических игр, чтобы игровая технология занимала должное место и выполняла свою роль в учебном процессе.

Мир Психологии

Кононова Светлана Александровна, учитель-логопед ГБОУ школа №121

воспитание и обучение детей в системе современного образования требует особого подхода со стороны педагогов, воспитателей, логопедов и других специалистов.

В работе с детьми с ОВЗ большое значение имеет ее практическая направленность. Основной формой воздействия на ребенка являются организованные занятия, в которых ведущая роль принадлежит педагогу. В настоящее время у многих учащиеся слабая мотивация к познавательной деятельности, поэтому взрослым необходимо создавать у детей положительное эмоциональное отношение к предлагаемой деятельности. Этой цели служит игра.

За последние годы интерес к игре особо возрос в педагогическом процессе. Функции игровой деятельности значительно расширились: в обучении, социализации, развивающей деятельности, творческой, диагностической, коррекционной работе и других направлениях. Среди неспецифических методов профилактики и коррекции состояний и ситуаций риска в развитии ребенка игра выделяется как деятельность, наиболее полно удовлетворяющая потребностям педагогической практики и самих учеников. Поэтому в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии, игра становится не просто универсальным, а оптимальным психолого-педагогическим средством, которое позволяет всесторонне влиять на их развитие. Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению материала. Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи занятия. Игра способствует физическому, психическому развитию каждого ребенка, помогает раскрыть их творческие Способности. Игра помогает развивать потребность в речевом общении, обогатить активный словарь. Игра занимает значительную часть в жизни ребенка.

Основные цели игровой деятельности:

  • способствует налаживанию контакта между взрослым и ребенком;
  • помогает словесному выражению чувств;
  • дает ребенку возможность выразить неосознаваемые конфликты и тем самым уменьшить эмоциональное напряжение;
  • расширяет круг интересов ребенка;
  • дети начинают импровизировать, передавать интонации, темп речи, имитировать звуки, которые издают персонажи.

В процессе игр дети начинают понимать, что они могут успешно выполнять игровое действие, они радуются успеху, испытывают удовлетворение от успешного выполнения игровых заданий, учатся проигрывать. У них появляется настойчивость, возникает желание повторить игру, развиваются творческие Способности.

Эффективность игр зависит от того, насколько они интересны по содержанию, насколько затрагивают значимые для детей стороны жизни и деятельности. Проводить игры надо систематически, постепенно усложняя задания, содержание и правила. В каждую игру обязательно добавляется дополнительное творческое задание.

Игровые технологии, которые используются на логопедических занятиях, увеличивают и расширяют образовательные и коррекционные возможности. Так как в игре происходит совершенствование диалогов и монологов, освоение выразительности речи. В игре ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и в комбинациях знакомого. Примером игровых технологий, которые может использовать учитель-логопед, могут быть обучающие игры с правилами. Младшие школьники перестраиваются с игровой деятельности на учебную, которая является в школе ведущей. Благодаря игровой форме обучения повышается работоспособность детей, они испытывают положительные эмоции, с интересом начинают выполнять задания, повышается их внимание и материал лучше усваивается и запоминается. Ребенок вовлекается в процесс обучения и развивается интеллектуально и творчески. Под игрой в данном случае мы понимаем взаимодействие игроков, действия которых ограничены установленными правилами и направлены на достижение определенной цели. В своей практике использую игру «Калейдоскоп букв». которая позволяет познакомить учащихся с письменными буквами, развивать внимание, память и скорость реакции. На каждой карте изображено 8 элементов: буквы и картинки.

Любые две карты имеют по одному одинаковому элементу, такой элемент обязательно есть, и он только один. Первые пять игр основаны на этом свойстве карт. В результате использования этой игры на логопедических занятиях автоматизируется умение узнавать буквы, закрепляется зрительный образ букв, происходит развитие зрительно-пространственной ориентировки, усиливается концентрация зрительного восприятия, переключения, распределения и избирательности внимания, развивается зрительная память, стимулируется речевая активность. Ребѐнок учится быстро узнавать букву вне зависимости от еѐ размера и положения в пространстве. Как итог игры, ребенок выбирает себе любую букву или символ из тех, что изображены на карточках и придумывает свой собственный рассказ, в котором героем может оказаться та самая буква, которую он не может запомнить.

Для формирования навыка скорочтения на своих занятиях использую игру «Читай – хватай». В этой игре дети быстро и с удовольствием научатся складывать из букв слова: кто быстрее читает — тот больше собирает. Игра устроена так, что игровой процесс автоматически стимулирует детей читать и повышать скорость чтения. Для развития творческих способностей детям предлагается выбрать несколько слов из тех, что они прочитали и связать их в рассказ или сказочную историю. Чтобы приступить к игре, достаточно открыть коробку, разложить фишки и постараться собрать больше всех картинок-перевѐртышей. Детям нравится играть, рассматривать яркие картинки и выигрывать жетоны. В игровом комплекте 96 фишек-жетонов. С одной стороны фишки — три ярких картинки, с другой написано слово. Фишки разделены цветом на два игровых комплекта: в первом, оранжевом, слова покороче, в синем — подлиннее. Есть три варианта правил: в самом простом читать не нужно — игроки наперегонки находят одинаковые картинки, развивая внимание и концентрацию. В среднем варианте нужно прочитать слово и найти фишку с соответствующей картинкой на игровом поле. В самом сложном варианте на поле лежат слова, среди которых нужно схватить то, которое соответствует одной из картинок на фишке игрока.

Одна из любимых наших с детьми игр это «Тик Так Бумм» или просто «Бомбочка». Игра используется на моих занятиях для развития лексических знаний и представлений детей. Задача игроков — перечислить как можно больше предметов, имеющих отношение к картинке на карточке.

Нужно рассказать, что бывает «В парке», «На пляже», «В коробке с игрушками», «В больнице» и т.п. Как только карточка вытягивается из стопки и переворачивается лицом вверх, включается бомба! И угрожающе тикает, пока игроки передают ее из рук в руки. Главное — успеть назвать слово и передать бомбу следующему игроку до того, как она взорвется. Рассчитать время невозможно, ведь взрыв происходит каждый раз через разный промежуток времени — бывает, слова уже в голову не идут, а бомба все тикает и тикает, а бывает — как бахнет на первом игроке… Тот, в чьих руках происходит взрыв, должен забрать карточку со стола себе. Чем больше у вас карточек — тем ближе вы к поражению… Такие настольные игры для детей прекрасно развивают воображение, ассоциативное мышление и дар убеждения. При чем здесь дар убеждения? А вот представьте, что вы с криком «Страус!» буквально кинули бомбу в руки другому игроку — и она тут же взорвалась! Теперь он должен забрать карточку в свою коллекцию. Все, вроде бы, по правилам, только вот на карточке изображен День рожденья! Теперь вам нужно доказать остальным, что страус имеет непосредственное отношение к этому чудесному празднику. Возможно, они поверят, что в том году на Васин День рожденья все гости должны были прийти в костюмах страусов… или это один из подарков… что только не придумывают дети. Это очень весело, увлекательно и интересно!

Игровые технологии могут помочь педагогам и при работе с родителями. Многие родители сталкиваются с проблемой нежелания ребенка выполнять логопедические рекомендации в домашних условиях. Однако, навык без тренировки – не закрепляется, а что может быть лучше для речевого навыка, чем игра. Взрослые не всегда осознают, что для ребенка любого возраста важно даже самое малое участие в его игре, ему необходимо чувствовать поддержку, одобрение, заинтересованность взрослых. Каждому родителю хочется видеть своего ребенка успешным. Родителям не приходится изучать методические рекомендации, они просто играют со своим ребенком и тем самым помогают своим детям осваивать школьные навыки. Это помогает решать задачу привлечения родителей к совместной деятельности и непрерывного коррекционного воздействия на речь.

Для успешного обучения и воспитания детей с особенностями в развитии необходимо пробудить их интерес к учебным занятиям, активизировать их деятельность и творческий потенциал личности. Одним из эффективных средств и методов пробуждения живого интереса как раз и является игра.

Используемая литература:

  1. Выготский Л.С. воображение и творчество в детском возрасте. – СПб.: Союз, 1997 – 96 с.
  2. Волков Б.С., Волкова Н..В. Психология общения в детском возрасте, Психология детства, Москва, 1996.
  3. Лук А.Н. Психология творчества. – М.: Наука, 1978. – 128 с.
  4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студ. высш. пед. учеб. Заведений. В 3-х кн: 4-е изд. – Кн. 1: Общие основы психологии. – М.: Владос, 2003. – 688 с.

Поддержка инициативности у дошкольников

Практика образования в дошкольный период содержит следующие методы поддержки инициативности: с помощью интересных сюжетов обыгрываются макеты различных пространств, используются игровые приемы и материалы для обыгрывания правил и культуры разыгрываемых действий. Часто дети играют по мотивам литературных произведений и мультиков.

Если рассматривать образовательное развивающее пространство как комплекс, состоящий прежде всего из игровой деятельности, которая, в свою очередь, является своеобразным, можно сказать, подходом, в котором общество рассматривается как единство культуры и социальности, связанной непосредственно с человеком, то можно сделать вывод, что первые базовые навыки дети приобретают именно благодаря игре. Все это необходимо для разностороннего развития всех видов деятельности у младшего поколения.

Таким образом, можно сделать вывод, что данная форма образования способствует развитию мышления, способностей и воображения ребенка, дает элементарные практические умения, кроме того помогает детям обеспечить себя правильным представлением об окружающем мире и действительности.

Проектирование развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста средствами современных игровых технологий эффективно, если реализовать следующие условия: использование образовательных квест-игр на развитие инициативности личности с постепенным усложнением заданий; применение игровых технологий и комплексное руководство игрой.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: