Логопедические технологии в системе общей коррекционной работы.


Суть метода

Ушная раковина является уникальным органом человека. Концентрация биологически активных точек на ней рекордная, всего насчитывается более двух сотен таких зон. Каждая точка связана с органом или системой организма. На этом основывается целебное воздействие аурикулярной иглотерапии — через ушную раковину удается лечить множество заболеваний.

Этот метод имеет несколько оздоровительных эффектов:

  • улучшает кровоток в головном мозге;
  • купирует головные боли;
  • нормализует психоэмоциональный фон;
  • стимулирует защитные силы организма.

Общий принцип подхода похож на иглорефлексотерапию, но существуют некоторые отличия. Здесь можно воздействовать сразу на несколько биоактивных точек в течение продолжительного промежутка времени, что дает более выраженный и стабильный эффект. Кроме того, допускается стимуляция определенных точек, например, отвечающих за снижение аппетита, что позволяет применять метод для лечения ожирения или расстройств пищевого поведения.

Порядок проведения

Есть несколько видов аурикулотерапии:

  • иглоукалывание;
  • пролонгированная техника — фиксация микроигл на ушной раковине на несколько дней;
  • точечное воздействие руками.

Последнее актуально для снятия болевого синдрома. К такому воздействию прибегают при мигренях и обычных головных болях, болях физического и эмоционального напряжения, невралгиях различной природы.

Сеанс аурикулярной иглорефлексотерапии начинается с осмотра и пальпации точек. Их повышенная чувствительность говорит врачу о наличии тех или иных заболеваний. Задачей врача является определение именно тех зон, на которые необходимо воздействовать для получения желаемого результата. Как правило, таких точек выделяется до 5.

Один сеанс длится не более получаса. Однако во многих случаях аурикулярные иглы с золотой поверхностью закрепляют для пролонгированного воздействия. Они могут закрепляться на срок до 10 суток. Иглы фиксируются лейкопластырем телесного цвета, это делает их незаметными для окружающих. Они не затрудняют гигиенические процедуры, не ограничивают физическую активность, позволяют вести привычный образ жизни.

Показания к терапии

Аурикулярная иглотерапия очень широко применяется в качестве вспомогательного метода в комплексном лечении ожирения. С ее помощью удается блокировать сигналы голода и снизить аппетит, что помогает людям с расстройствами пищевого поведения. Ношение микроигл не вызывает дискомфорта и боли. Если использовать этот метод в качестве самостоятельного, ограничений и строгих диет не предусмотрено — объем потребляемой пищи контролируется без внешних запретов.

По этому принципу происходит лечение химических зависимостей: алкоголизма, наркомании, табакокурения. Так, лечение никотиновой зависимости с помощью аурикулотерапии показывает высокие результаты.

Кроме того, рефлексотерапия биологически активных точек широко применяется в купировании многих болевых синдромов, лечении нервных расстройств, эндокринных заболеваний, аллергических реакций и снижения сопротивляемости организма инфекциям. Этот метод можно сочетать с традиционным подходом, например, медикаментозной терапией, а также использовать как самостоятельный инструмент воздействия.

Существует множество показаний к данному методу:

  • синдром хронической усталости;
  • хронические головные боли, головокружения;
  • энурез;
  • стрессы;
  • заболевания дыхательной системы;
  • заболевания сердца и сосудов;
  • патологии опорно-двигательного аппарата;
  • перенесенные травмы;
  • нарушения тонуса мышц;
  • нейроциркуляторная дистония;
  • депрессия, упадок сил;
  • дерматиты, в том числе аллергической природы;
  • нарушения функции желудочно-кишечного тракта;
  • нарушения репродуктивной, сексуальной функции и др.

Логопедические технологии в системе общей коррекционной работы.

Логопедические технологии в системе общей коррекционной работы. Современная логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и в различных образовательных условиях, которые характерны для детей с особыми образовательными потребностями. В настоящее время особенно актуально стоит вопрос о владении каждым логопедом современными коррекционными технологиями и методиками, применении их в практической профессиональной деятельности для решения следующих педагогических задач:

— своевременное выявление обучающихся и воспитанников с речевыми нарушениями, изучение уровня их речевого развития, определение основных направлений и содержания работы с каждым из них; — предупреждение и устранение нарушений устной и письменной речи методами, средствами профилактической и коррекционно-педагогической работы, соответствующими потребностям и возможностям ребенка; — организация методической деятельности, направленной на оптимизацию логопедической работы в рамках образовательного процесса; — содействие распространению и внедрению в практику достижений в области отечественной и зарубежной логопедии;

-консультирование родителей (лиц, их заменяющих), имеющих детей с нарушениями речевого развития, и педагогов в целях обеспечения необходимого уровня их осведомленности о задачах и специфике логопедической работы;

В профессиональной деятельности применяются следующие технологии. Технологии дифференцированного обучения.

В группу педагогических технологий на основе эффективности управления и организации учебного процесса входит дифференцированное обучение. Важным аспектом в развитии личности является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, т. к. именно он предполагает ранее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности. Основная цель использования уровневой дифференциации – обучение каждого на уровне его возможностей и способностей, что дает возможность каждому ученику получить максимальные по его способностям знания и реализовать свой личностный потенциал. Для каждого класса разрабатывается отдельный план коррекционно-развивающей работы на год. Групповые занятия сочетаются с индивидуальными, направленными на коррекцию дефектов звукопроизношения. Данная технология позволяет сделать учебный процесс более эффективным, увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие. Технологии логопедического обследования.

Цель логопедического обследования — определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. Задачи обследования:

— выявление объема речевых навыков;

— сопоставление его с возрастными нормами, с уровнем психического развития;

— определение соотношения дефекта и компенсаторного фона речевой активности и других видов психической деятельности;

— анализ взаимодействия между процессом овладения звуковой стороны речи, лексического запаса и грамматического строя;

— определение соотношения импрессивной и экспрессивной речи.

Обследование проводится в несколько этапов:

а) изучение анамнестических данных ребенка (дает объективный материал для выявления причин нарушений, определение педагогической стратегии);

б) изучение речевого и психического уровня развития ребенка;

в) анализ полученных результатов.

Виды диагностики, применяемые в работе:

— входная диагностика – проводится в начале учебного года с целью выявления исходных параметров развития детей;

— промежуточная диагностика – используется в середине учебного года для отслеживания динамики развития наиболее сложных дефектов обучающихся;

-итоговая диагностика –в конце учебного года с целью определения эффективности коррекционно-развивающего воздействия на детей. Таким образом, диагностическое исследование, с одной стороны, позволяет провести качественную функциональную диагностику и выявить нарушение или несформированность функциональных систем, в том числе и речи, и тем самым подойти к причине трудностей, а с другой стороны, комплексная диагностика помогает разработать стратегию эффективной, направленной коррекции, определить специальные коррекционные методы обучения, которые могут оказать помощь в преодолении этих трудностей. Технологии коррекции звукопроизношения.

Любое нарушение речи в той или иной степени может отразиться на деятельности и поведении ребенка. Дети, плохо говорящие, начиная осознавать свой недостаток, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными. Особенно важное значение имеет правильное, четкое произношение детьми звуков и слов в период обучения грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной и недостатки устной речи могут привести к неуспеваемости. В ходе индивидуальных занятий решаются следующие задачи: — уточнение произношения звуков; — постановка и закрепление отсутствующих звуков; — развитие фонематического восприятия; — преодоление затруднений в воспроизведении слов различной слоговой структуры; — закрепление изученных лексико – грамматических конструкций. Применение данной технологии развивает необходимые мышечные движения для свободного владения и управления частями артикуляционного аппарата, точность, чистоту, объем, плавность движений, умение удерживать заданную позу в процессе выполнения упражнений артикуляторной гимнастики, что позволяет ускорить процесс постановки и введения нарушенных звуков в речь. При коррекции недостатков звукопроизношения используются методики Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, В. И. Рождественской, М. Ф. Фомичевой, А. И. Богомоловой. Технологии формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи.

Развитие дыхания один из первых и очень важных этапов воздействия на детей-логопатов независимо от вида их речевого дефекта. Усиленная, упорядоченная деятельность дыхания, оживляя весь организм, улучшая обмен веществ, вызывая здоровый аппетит и спокойный сон, оказывает всем этим укрепляющее воздействие на детей. Детям с нарушениями речи, а также соматически ослабленным детям требуется обучение правильному типу дыхания с помощью специальных коррекционных физических упражнений. При формировании речевого дыхания у учащихся эффективна методика А. Н. Стрельниковой. Применение данной технологии позволяет детям усвоить правила использования плавности речевого высказывания, детям с дизартрией нормализовать голос, интоннационную выразительность речи в целом, способствует правильному программированию речевого высказывания. Технологии логопедического массажа.

Дифференцированный логопедический массаж – часть комплексной медико — психолого – педагогической работы, направленной на коррекцию различных речевых расстройств. Массаж используется в логопедической работе с детьми с дислалией, дизартрией, заиканием и голосовыми расстройствами. При этих формах речевой патологии (особенно при дизартрии) массаж является необходимым условием эффективного логопедического воздействия. Логопедический массаж – это одна из логопедических технологий, активный метод логопедического воздействия. Массаж применяется в тех случаях, когда имеют место нарушения тонуса артикуляционных мышц. Изменяя состояние мышц периферического артикуляционного аппарата, массаж в конечном счете опосредованно способствует улучшению произносительной стороны речи. Массаж используется на всех этапах коррекционно – логопедического воздействия, но особенно важно его применение на начальных этапах работы. Технологии развития лексико-грамматической стороны речи.

Одной из существенных задач по коррекции речи является расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, т.к. бедность словаря и синтаксических конструкций, наличие аграмматизмов затрудняет овладение учащимися правильной речью. Технологии развития связной речи.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Поэтому важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей учащихся. Формированию связной речи отводится одно из центральных мест в коррекционной работе, т.к. владение разнообразными навыками связной речи позволяет ребенку осуществлять полноценное общение со сверстниками и взрослыми. Работа по развитию связной речи проводится методом устного опережения, т. к. необходимо учить детей связно и последовательно излагать суть выполняемого задания, отвечать на вопросы в точном соответствии с инструкцией, используя усвоенную терминологию, составлять развернутое высказывание о последовательности выполнения учебного задания. Такая работа готовит детей к свободному учебному высказыванию в классе. Занимательный речевой материал, разнообразные упражнения, задания с устной и письменной формами помогают в формировании у них практических речевых умений и навыков, развивают внимание, память и мышление. Технологии коррекции нарушений письма.

Нарушение письменной речи у детей являются распространенным речевым расстройством, имеющим разнообразный и сложный патогенез. Логопедическая работа по коррекции письма имеет дифференцированный характер, учитывающий механизм нарушения, его симптоматику, структуру дефекта, психологические особенности ребенка. Данная технология способствует: • формированию слоговой структуры слова; • развитию языкового анализа и синтеза; • развитию фонематического восприятия; • развитию фонематического и слогового анализа и синтеза; • обогащению и систематизации словарного запаса; • формированию и закреплению правил словоизменения и словообразования; • устранению аграмматизмов в устной и письменной речи. Результатом работы по коррекции письменной речи можно считать повышение качества письма и, как следствие, — улучшение успеваемости по основным предметам и психоэмоционального состояния учащихся Информационные технологии.

Применение современных ИТ на занятиях по коррекции речи способствует развитию самоконтроля у детей, повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности, значительно сокращает время формирования произносительных навыков. Использование ИКТ облегчает труд, позволяет идти в ногу со временем, дает возможность существенно обогатить, качественно обновить коррекционно-развивающий процесс на логопедическом занятии и повысить его эффективность. Игровые технологии стимулируют детей к учебной деятельности, расширяют кругозор, развивают познавательную деятельность, формируют определенные умения и навыки, необходимые в практической деятельности, вызывают интерес и потребность общения, развивают когнитивные процессы. Здоровьесберегающие технологии.

Контингент групп составляют дети с различными психофизиологическими особенностями и для них просто необходимо применение здоровьесбережения. Здоровьесберегающие технологии – это целостная система воспитательно-оздоровительных, коррекционных и профилактических мероприятий, которые направлены на сохранение и стимулирование здоровья учащихся. Цель здоровьесберегающих образовательных технологий обучения — обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни. Основной показатель, отличающий здоровьесберегающие образовательные технологии – регулярная экспресс — диагностика состояния учащихся и отслеживание основных параметров развития организма в динамике (начало — конец учебного года), что позволяет сделать соответствующие выводы о состоянии здоровья учащихся. Нетрадиционные для логопедии технологии: — музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Эмоции, вызванные спокойной, расслабляющей музыкой, успокаивают нервную систему, стимулируют дыхание и кровообращение, улучшают обмен веществ, что положительно влияют на тонус коры головного мозга, психологическое состояние участников учебного процесса. Цель логопедических занятий с использованием музыкотерапии – создание положительного эмоционального фона реабилитации: — снятие фактора тревожности; — стимуляция двигательных функций; — развитие и коррекция сенсорных процессов (ощущений, восприятия, представлений) и сенсорных способностей; — растормаживание речевой функции; — развитие чувства ритма, темпа, времени; — развитие мыслительных способностей и фантазии; — развитие вербальных и невербальных коммуникативных навыков; — нормализация просодической стороны речи. Музыкотерапия может организовываться в индивидуальной и групповой формах. Использование музыки в коррекционной работе помогает профилактике и лечению нервно – психических заболеваний и улучшению психоэмоционального состояния детей. — сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приемов сказкотерапии: всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов. Для логопедической работы с детьми, имеющими нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать следующие задачи: • создание коммуникативной направленности каждого слова и высказывания ребенка; • совершенствование лексико — грамматических средств языка; • совершенствование звуковой стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности; • развитие диалогической и монологической речи; • взаимосвязь зрительного, слухового и моторного анализаторов; • создание на занятии благоприятной атмосферы, улучшение психоэмоционального состояния детей. Сказкотерапия развивает в детях – логопатах активность, самостоятельность, творчество, эмоциональность, связную речь. В атмосфере сказки дети раскрепощаются, становятся открытыми к восприятию действительности, проявляют заинтересованность в выполнении различных заданий. Таким образом, через исполнение сказки, ее сюжетных линий решаются многие коррекционные задачи. Этим повышается эффективность логопедической работы за счет включения эмоционального компонента в образовательный материал.

-пескотерапия способствует: -совершенствованию умений и навыков практического общения, используя вербальные и невербальные средства; -обогащению словарного запаса; -развитию связной речи; -побуждению детей к активным действиям и концентрации внимания; -развитию фантазии и образного мышления. -мнемотехника помогает в развитии: -связной речи; -ассоциативного мышления; -зрительной и слуховой памяти; -зрительного и слухового внимания; -воображения; ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение). Таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию. -кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное взаимодействие: развивают мозолистое тело, повышают стрессоустойчивость, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания. Упражнения типа «Кулак – ребро – ладонь», «Зайчик – колечко – цепочка», «Зайчик – коза – вилка» и др. Криотерапия — одна из современных нетрадиционных методик коррекционной педагогики, заключающаяся в использовании игр со льдом. Дозированное воздействие холода на нервные окончания пальцев обладает благотворительными свойствами. -ароматерапия – это применение эфирных масел и масляных суспензий с целью укрепления здоровья человека. Запахи управляют настроением, успокаивают перевозбуждённую нервную систему, повышают работоспособность. -пальцевый массаж -массаж орехами, каштанами; -массаж шестигранными карандашами; -прищепочный массаж; -массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными шариками -хромотерапия — терапевтическое воздействие цвета на организм человека. Помимо зрительных образов, глаз выполняет функцию восприятия световой энергии и цветовых эффектов. Изменениями светового и цветового режимами можно воздействовать на функции: — вегетативной нервной системы; — эндокринных желез и других систем организма. Освоение образовательных технологий и методов педагогической деятельности способствует повышению эффективности и качества логопедической помощи учащихся со зрительной депривацией, с сочетанной патологией. Использование всех вышеперечисленные технологий неизменно приводит к повышению эффективности коррекционной работы.

Преимущества метода

Аурикулярная иглорефлексотерапия имеет множество преимуществ. К ним относят простоту и легкость исполнения, отсутствие дискомфорта и болезненных ощущений, последствий в виде шрамов, рубцов или ожогов. Вместе с тем метод демонстрирует высокую эффективность, оказывает общеукрепляющий эффект, помогает достичь желаемых результатов при планировании конкретных задач.

С помощью этой практики удается быстро купировать болевой синдром, что особенно важно для людей с неврологическими заболеваниями и нарушениями работы опорно-двигательного аппарата. Побочных действий у нее практически нет.

Также к преимуществам можно отнести свободный доступ к основным органам — ушным раковинам пациента. Это позволяет врачу точно определять функциональное значение нужной точки, воздействовать на нее, быстро приводя к терапевтическому эффекту.

Кроме того, эта техника эффективно сочетается с другими методами лечения. К ней можно прибегнуть вместе с традиционным подходом, если состояние здоровья требует применения лекарственных средств. Отличные результаты она демонстрирует при сочетании с лечебным и общеоздоровительным массажем, другими методами рефлексотерапии. Главным условиям результативности является опыт и знания врача-рефлексотерапевта.

Обращаясь в клинику «Семейный доктор», вы можете быть уверены — с вами будет работать опытный специалист.

Логопедические технологии
Хорошо развитая речь ребенка является важным условием для общего его развития, для социализации его в обществе, успешного обучения в школе. Нарушения речи отрицательно влияют на все психические функции, отражаются на деятельности ребенка в целом, на его поведении. Поэтому не прекращается поиск путей оптимизации педагогического взаимодействия на разных возрастных этапах и в различных условиях, в том числе и в ситуации удовлетворения особых образовательных потребностей, которые имеют место у детей с отклонениями в развитии. Что такое педагогическая технология? (технос – искусство, мастерство, логос – учение). В толковом словаре дано определение: «Технология — это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве». Б.Т.Лихачев дал свое определение: «Педагогическая технология — совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса». По мнению В.П.Беспалько, педагогическая технология — это содержательная техника реализации учебного процесса. Педагогическая технология по И.П.Волкову — это описание процесса достижения планируемых результатов обучения. Что можно отнести к логопедической технологии? к логопедической технологии относятся: Технология логопедического обследования. Технология коррекции звукопроизношения. Технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология коррекции голоса при различных нарушениях произносительной стороны речи. Технология развития интонационной стороны речи. Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи. Технология развития лексико-грамматической стороны речи. Технология логопедического массажа. В последнее время в современной логопедической практике при наличии условий активно используются нетрадиционные для логопедии технологии:

Нейропсихологические технологии, Кинезитерапия (движение), Гидрогимнастика, Различные виды логопедического массажа, Суджок-терапия (семянотерапия), Гимнастика Стрельниковой, Дыхательный тренажёр Фролова, Фитотерапия, Аурикулотерапия (иглоукалывание), Ароматерапия, Музыкотерапия, Хромотерапия (лечение цветом), Литотерапия (лечение камнями), Имаготерапия (образ, куклотерапия), Сказкотерапия, Песочная терапия, Различные модели и символы.

Кроме этого в коррекционно-развивающий процесс, активно внедряются мультимедийные средства коррекции и развития, БОС технологии. Технология логопедического обследования Цель логопедического обследования: определение путей и средств коррекционно-развивающей работы и возможностей обучения ребенка на основе выявления у него несформированности или нарушений в речевой сфере. задачи: 1) выявление особенностей речевого развития для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса; 2) выявление негативных тенденций в развитии для определения необходимости последующего углубленного изучения; 3) выявление изменений в речевой деятельности для определения эффективности педагогической деятельности. Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой (1991) выделены следующие этапы логопедического обследования детей дошкольного возраста: 1) ориентировочный этап, 2) дифференцировочный этап, 3) основной, 4) заключительный (уточняющий этап). Обследование звукопроизношения Проверяются следующие группы звуков: 1) гласные: А, О, У, Э, И, Ы; 2) свистящие, шипящие, аффрикаты: С, СЬ, 3, ЗЬ, Ц, Ш, Ч, Щ; 3) сонорные: Р, РЬ, Л, ЛЬ, М, МЬ, Н, НЬ; 4) глухие и звонкие парные П-Б, Т-Д, К-Г, Ф-В – в твердом и мягком звучании: П’-Б’, Т’-Д’, К’-Г’, Ф’-В’; 5) мягкие звуки в сочетании с разными гласными, т.е. ПИ, ПЯ, ПЕ, ПЮ, а также ДЬ, МЬ, ТЬ, СЬ. В логопедической литературе принято различать четыре типа дефектов звукопроизношения: 1) отсутствие звука, 2) искажение звука, 3) замена звука, 4) смешение звука. Обследование строения артикуляционного аппарата 1. Губы: расщепление верхней губы, послеоперационные рубцы, укороченная верхняя губа. 2. Зубы: неправильный прикус и посадка зубов. 3. Твердое небо: узкое куполообразное (готическое); расщепление твердого неба (субмукозная расщелина). Подслизистое расщепление неба (субмукозная расщелина) обычно трудно диагностируется, т.к. закрыто слизистой оболочкой. 4. Мягкое небо: короткое мягкое небо, расщепление его, раздвоенный маленький язычок (uvula), отсутствие его. Обследование дыхательной функции 1. Тип неречевого дыхания (ключичное, грудное, диафрагмальное, смешанное). 2. Характеристика речевого дыхания: по результатам произнесения фразы, состоящей из 3 – 4 слов (для детей 5 лет), 4 – 6 слов (для детей 6 – 7 лет). 3. Объём речевого дыхания (нормальный, недостаточный). 4. Частота речевого дыхания (нормальное, учащённое, замедленное). 5. Продолжительность речевого дыхания (нормальное, укороченное). Обследование голосовой функции 1. Громкость голоса (нормальный, тихий, чрезмерно громкий). 2. Тембр голоса (не нарушен, наличие носового оттенка, хриплый, глухой и др.). 3. Атака голоса (мягкая, твёрдая, придыхательная). 4. Модуляция голоса (наличие или отсутствие монотонности). Обследование просодической стороны речи 1. Темп (нормальный, быстрый, медленный). 2. Ритм (нормальный, аритмия, дисритмия). 3. Паузация (правильная, нарушенная – деление слов паузой на слоги, деление слогов на звуки). 4. Употребление основных видов интонации (повествовательной, вопросительной, побудительной). Обследование фонематического восприятия С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на: 1. Узнавание, различение и сравнение простых фраз. 2. Выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу). 3. Различение отдельных звуков в ряду звуков, затем – в слогах и словах(различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу). 4. Запоминание слоговых рядов, состоящих из 2 – 4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА). 5. Запоминание звуковых рядов. Обследование понимания слов 1. Показ называемых логопедом предметов или картинок, находящихся перед ребёнком. 2. Показ называемых логопедом предметов или картинок, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка. 3. Проверка понимания слов в затрудненных условиях. Используется многократное повторение слов или группы слов. Например: «Покажи стакан, книгу, карандаш, стакан, книгу». (А.Р. Лурия). 4. Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например: на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Логопед называет слово «читает» – ребенок должен показать соответствующую картинку. 5. Изучение понимания слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ. Более сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте: 1) Подобрать к названным определениям подходящие предметы. 2) Подобрать к названию целого название его части. 3) Подобрать к названию общего понятия частного. 4) Подобрать названия предметов по их действиям. 5) Подобрать слова, противоположные по значению. 6) Закончить предложение. 7) Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению. 8) Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках: густой, дремучий (лес, туман); 9) Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу: Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьев. Обследование понимания предложений 1. Выполнение предъявленных на слух словесных инструкций различной сложности. 2. Для выявления трудностей понимания логико-грамматических структур используется разработанный А.Р. Лурия прием, который включает три варианта: а) Ребенку предлагается показать два последовательно называемых предмета: карандаш, ключ; б) «Покажи ключом карандаш»; в) «Покажи ключ карандашом». 3. Изучение понимания логико-грамматических отношений. Обследование понимания грамматических форм 1. Исследование понимания форм единственного и множественного числа существительных, глаголов, прилагательных с помощью набора картинок, изображающих один или несколько предметов. 2. Для исследования понимания форм мужского и женского рода глаголов прошедшего времени используют картинки, на которых изображены мальчик и девочка, совершающие одно и то же действие или находящиеся в одном и том же состоянии. 3. Исследование понимания значения предлогов. Обследования лексического запаса 1. Называние предметов, действий, качеств по специально подобранным картинкам, 2. Подбор синонимов, антонимов, родственных слов, 3. Называние обобщённых слов в группе однородных предметов. 4. Приёмы, направленные на изучение способов употребления слов в разных видах коммуникативной деятельности. а) самостоятельное составление предложения с заданным словом; б) добавление 1 – 2 слов к неоконченному предложению; в) корректирование ошибочных слов в предложении. 5. Подбор к данному слову нескольких слов, сочетающихся с предъявленным. Обследование грамматического строя языка Обследование навыков построения предложения, Обследование грамматических изменений слов в предложении, Обследование грамматического оформления на морфологическом уровне. Обследование связной речи Используются следующие приёмы: 1. Пересказ (с опорой на готовый сюжет и предложенный авторский). 2. Рассказ по сюжетной картинке или серии сюжетных картин. 3. Рассказ-описание или рассказ из личного опыта.

Технологии коррекции звукопроизношения Коррекция нарушенного произношения проводится поэтапно и последовательно. В логопедической литературе можно встретить разные мнения о том, сколько этапов включает логопедическое воздействие: Ф.Ф. Рау выделяет 2 этапа, О.В. Правдина и О.А. Токарева – 3 этапа, М.Е. Хватцев – 4 этапа. Так как принципиальных расхождений в понимании задач логопедического воздействия нет, то выделение количества этапов не имеет принципиального значения. 1. Подготовительный этап 1) Формирование точных движений органов артикуляции: а) с помощью логопедического массажа; б) с помощью приёмов артикуляционной гимнастики. 2) Формирование направленной воздушной струи. 3) Развитие мелкой моторики: а) с помощью пальчиковой гимнастики; б) с помощью массажа рук; в) с помощью самомассажа пальцев рук; г) с помощью предметно-практической деятельности (шнуровка, лепка, мозаика, конструктор, плетение, нанизывание и т.д.). 4) Развитие фонематических процессов. 5) Отработка опорных звуков. 2. Этап формирования первичных произносительных умений и навыков А) Постановка звука. 1) Объединение отработанных на подготовительном этапе положений и движений органов артикуляции. 2) Создание артикуляционной базы данного звука. 3) Добавление воздушной струи и голоса для постановки звонких и сонорных звуков. 4) Отработка произнесения изолированного звука. Б) Автоматизация звука. В) Дифференциация звука. 3. Этап формирования коммуникативных умений и навыков На этапе дифференциации звуков используют разнообразные приемы различения звуков (по В.А. Ковшикову). 1) Прием демонстрации артикуляции дифференцируемых звуков (формы: зрительный, слуховой, кинестетический, осязательный). 2) Прием фонематического анализа, который традиционно включает три языковые операции: – фонематический анализ (выделение звука на фоне слова, определение положения звука по отношению к другим звукам и т.д.); – фонематический синтез (составление слов из заданной последовательности звуков, составление слов с заданным количеством звуков и т.д.); – фонематические представления. 3) Прием связи звука и буквы.

Технология постановки разных групп звуков Выделяют 3 способа постановки звуков: по подражанию (имитативный), механический и смешанный. (впервые выделены в работах Ф.Ф. Рау) Имитативный – основан на сознательных попытках ребенка найти артикуляцию, позволяющую произнести звук, соответствующий услышанному от логопеда. Механический способ – основывается на внешнем, механическом воздействии на органы артикуляции специальными зондами или шпателями. Смешанный способ – основывается на совмещении двух предыдущих. Ведущую роль в нем играют подражание и объяснение. Механическая помощь применяется в дополнение.

Технология формирования речевого дыхания при заикании В дошкольном возрасте формирование диафрагмально-рёберного дыхания необходимо проводить в положении лёжа. В этом положении мышцы всего тела слегка расслабляются, и диафрагмальное дыхание без дополнительных инструкций устанавливается автоматически. Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие этапы работы по формированию речевого дыхания при заикании.

Первый этап Расширение физиологических возможностей дыхательного аппарата(постановка диафрагмально-рёберного дыхания и формирование длительного выдоха через рот) Второй этап Формирование длительного фонационного выдоха Формирование фонационного выдоха является основой для развития координаторных взаимоотношений между дыханием, голосом и артикуляцией. Во избежание фиксации внимания на процессе вдоха инструкция должна касаться только длительности произнесения звука. Третий этап Формирование речевого выдоха Здесь в упражнения вводятся слоги, слова, фразы.

Технологии формирования речевого дыхания при дизартрии Первый этап: общие дыхательные упражнения Второй этап: речевая дыхательная гимнастика Основные правила дыхательной гимнастики: 1. Нельзя переутомлять ребенка. 2. Необходимо следить за тем, чтобы он не напрягал плечи, шею и не принимал неверную позу. 3. Следует концентрировать внимание ребенка на ощущениях от движений диафрагмы, межреберных мышц и мышц нижней части живота. 4. Все дыхательные движения ребенок должен производить плавно, под счет или под музыку. 5. Дыхательная гимнастика должна проводиться до еды, в хорошо проветренном помещении.

Технологии коррекции голоса при ринолалии И.И. Ермакова выделяет следующие основные задачи логопедической работы по коррекции голоса при ринолалии: 1. Нормализация тембра. 2. Развитие природных голосовых данных детей. 3. Восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях го- лосового аппарата. 4. Воспитание навыков правильного голосоведения. Коррекция до операции: 1) Постановка физиологического и фонационного дыхания. 2) Профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба. 3) Коррекция звукопроизношения. Работа над голосом после операции: 1) Дыхательная гимнастика, удлиняющая выдох и активирующая внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление небно-глоточного смыкания. 2) Выработка навыка правильного голосоведения, расширение диапазона голоса, увеличение его силы, а также компенсация расстройства двигательной функции гортани, если таковое имеется.

Технологии развития интонационной стороны речи при заикании Предлагая технологию работы, Л.И. Белякова и Е.А. Дьякова выделяют следующие задачи по нормализации интонационной стороны речи при заикании: 1) Развитие навыка интонационного оформления синтагм и фраз в соответствии с четырьмя основными видами интонаций русского языка (вопросительные, восклицательные, завершенности и незавершенности). 2) Нормализация процесса речевого паузирования. 3) Формирование навыка интонационного членения и выделения логических центров синтагм и фраз.

Технология формирования интонационной выразительности речи при ринолалии В программу С.Ф. Иваненко входят следующие упражнения: — по выработке речевого дыхания; — по уточнению и постановке гласных; — по массажу и самомассажу; — по подготовке артикуляционного аппарата к постановке согласных звуков; — по формированию речевого слуха; — по развитию голоса (с опорой на отрабатываемый гласный и полученные знания о знаках препинания и ударении); — знакомство с понятием «знаки препинания»; — знакомство с понятием «ударение»; — автоматизация навыка произнесения гласных в различных фонетических позициях.

Технология коррекции темпо-ритмической стороны речи при заикании Задачи: 1. Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики. 2. Развитие чувства темпа и ритма неречевых и речевых движений. Работа включает следующие этапы: 1) Развитие общих представлений о темпе. 2) Развитие восприятия различного темпа речи. 3) Развитие умения воспроизводить различный темп речи: а) воспроизведение темповой характеристики фразы вместе с логопедом; б) воспроизведение темповой характеристики фразы отраженно за логопедом; в) самостоятельное воспроизведение определенного типа фразы.

Технология коррекции ритмической стороны речи при ринолалии Г.В. Дедюхина предлагает технологию развития ритмической способности в виде пошаговых программ: Первый этап. Организуется движение, которое, в свою очередь, сопровождает восприятие музыкального звучания, зрительных образов, речи.Опора на различные модальности (слуховую, зрительную, тактильную идр.) со сменой доминанты является обязательным условием выполнения каждого упражнения Второй этап. Построение комплексных ритмических моделей основывается на интегративных связях, обеспечивающих устойчивые слухопроизносительные, речедвигательные, зрительно-двигательные, двигательно-слуховые координации. Третий этап. Фонемы и слоги рассматриваются как знаки, ритмическая последовательность которых составляет слогоритмическую и звукослоговую структуру слова.

Логопедический массаж Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемов механического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическое воздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые для нормализации произносительной стороны речи. Логопедический массаж — это метод активного механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Существуют различные методики проведения логопедического массажа. Наиболее популярные – массаж Дьяковой Е.А. и зондовый массаж Новиковой Е.В. Благодаря использованию логопедического массажа, который приводит к постепенной нормализации мышечного тонуса, формирование нормативного произнесения звуков может происходить в ряде случаев спонтанно. В том случае, если обучаемый имеет выраженную неврологическую симптоматику, только использование логопедического массажа, особенно на начальных стадиях коррекционной работы, может обеспечить положительный эффект. Основные приемы массажа • Поглаживание, • Растирание, • Разминание, • Вибрация и поколачивание, • Плотное нажатие.

Современная Логопедия находится в постоянном активном поиске путей совершенствования технологий, которые максимально помогут положительно повлиять на процесс обучения и развития ребенка, на разных этапах его развития. Многие логопеды активно используют в своей работе следующие технологии: различные виды логопедического массажа, суджок-терапия (семянотерапия), гимнастика Стрельниковой, фитотерапия, компьютерные технологии и многие другие. Конечно, эти технологии нельзя применять как самостоятельные, но совместно с традиционными логопедическими технологиями помогают найти к каждому ребенку подход, настроить, мотивировать его на занятия, а значит они ведут к скорейшему выздоровлению.

Литература 1. Акименко В.М. Новые педагогические технологии: учебно-метод. пособие .- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. 2. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2011. 3. Акименко В.М. Речевые нарушения у детей.- Ростов н/Д; изд. Феникс, 2008. 4. Баннов А. Учимся думать вместе: Материалы для тренинга учителей. — М.: ИНТУИТ.РУ, 2007. 5. Гин А. Приемы педагогической техники. – М.:Вита-Пресс, 2003 6. Душка Н. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников Журнал «Логопед», №5 (2005). 7. Борозинец Н.М., Шеховцова Т.С. Логопедические технологии: Учебно-методическоепособие – Ставрополь, 2008.

Автор: Проворова Ирина Вениаминовна

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: