Направления и приемы работы по коррекции дислексии у младших школьников методическая разработка по логопедии

Дислексия у детей

Здравствуйте, дорогие читатели и читательницы! Если у вас есть дети, то вы понимаете, как это тревожит – когда у малыша появляются сложности развития, мешающие в учебе и в жизни целом. Одна из таких сложностей – дислексия у детей. Понимаю, что звучит это слегка пугающе, но на самом деле не нужно сильно бояться этого зверя – его можно приручить. Детям с дислексией можно помочь, если вовремя ее определить, отличить от других проблем, обратиться к специалисту и начать лечение. Как это сделать и что вообще такое дислексия – разберемся вместе прямо сейчас!

нарушение речевого развития

Понятие

Так что же такое дислексия, в чем ее особенность и какие существуют формы нарушения?

Важно помнить, что дислексия – не заболевание, а лишь нарушение речевого развития. Это патологическое состояние, которое вызывает трудности при чтении – ошибки, снижение скорости, изменение способа чтения – при этом умственные и интеллектуальные способности, которые необходимы для обучения в общем, не затрагиваются. В основном дислексия проявляется у детей младшего школьного возраста. Не следует путать дислексию с дисграфией (нарушением письма) – они часто идут бок о бок, но не всегда. Во многих исследованиях, посвященных проблеме, представлены различные, порой противоречивые, мнения о ней. Кто-то даже говорит, что дислексия – это общее название для всех проблем с письменной речью. Но в России признаются отдельные названия для разных нарушений: дислексия, дисграфия, диспраксия, дизорфография и прочие.

дислексия при письме

Как говорит министр просвещения России Ольга Васильева,

на данный момент сложилась такая ситуация, что примерно 64% первоклассников входят в зону риска развития дислексии и некоторых других проблем с речью.

Также известно, что примерно 15% населения Земли страдают данным нарушением.

Это серьезные цифры, что говорит об актуальности проблемы

Можно выделить несколько форм дислексии.

  • Фонематическая
  • Аналитико-синтетическая
  • Оптическая
  • Мнестическая
  • Аграмматическая
  • Семантическая

Поговорим подробнее о признаках каждой из этих форм.

Симптомы дислексии при понимании

Методические рекомендации по профилактике и коррекции дислексии у младших школьников

специфические замены букв и общие искажения структуры слова;

повторение, добавление, пропуск слов;

замена одного слова другим;

специфические замены букв и общие искажения структуры слова;

недостаточные темп чтения и уровень понимания прочитанного.

Совокупность таких проявлений, и определяет нарушения чтения, обусловленные речевой патологией.

Критерием классификации дислексии является несформированность той или иной психической функции, несформированность определенных операций процесса чтения.

Виды дислексии:

Фонематическая дислексия проявляется в несформированности фонематического восприятия и фонематического анализа и синтеза.

Аграмматическая дислексия, обусловленая недоразвитием грамматического стоя речи, морфологических и синтаксических обобщений.

Семантическая дислексия проявляется в нарушении понимания читаемого при технически правильном чтении.

Оптическая дислексия включает в себя замены и смешения графически сходных букв.

Мнестическая дислексия предполагает нарушение усвоения букв, трудности установления ассоциаций между звуком и буквой.

Таким образом, наличие у школьников даже слабо выраженных отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии является серьезным препятствием в усвоении программы общеобразовательной школы.

Корркционная работа по устранению дислексических ошибок включает следующие этапы работы:

— выявление детей с недостатками звукопроизношения и несформированностью тех или иных функций (анализ письменных работ и исследование процесса чтения);

— дифференциальная диагностика расстройств чтения и письма (определение симптоматики, причин и вида дислексии и степени выраженности);

— коррекция, контроль и учет специфических ошибок

Профилактика и коррекция семантической дислексии.

Семантическая дислексия

(механическое чтение) выражается в непонимании смысла прочитанного даже при условии технически правильного чтения.

ПРИЧИНЫ:

1.) Нередко такое непонимание бывает обусловлено послоговым и в особенности побуквенным чтением. Правильно прочитав слово по слогам, ребенок не может объединить эти слоги в единое целое и узнать прочитанное слово, что объясняется недостаточной сформированностью у него способности к слоговому синтезу.

В этих случаях ребенок обычно затрудняется при выполнении таких заданий:

а) узнать и назвать слово, предъявленное в виде отдельных звуков (например, К-О-Ш-К-А );

б) узнать слово предъявленное по слогам (например, КАР-ТИ-НА).

2.) Другая причина непонимания прочитанного может заключаться в бедности словарного запаса ребенка и в непонимании им грамматических связей между словами. Так, если ребенок не знает значений многих слов, то вполне естественно, что смысл прочитанного ему будет непонятен.

Симптомы дислексии

Фонематическая

В данном случае проблема заключается в том, что ребенок плохо отличает похожие звуки (даже те, которые находятся в сильной позиции). Например, слово «жук» он может прочитать как «шук», а «дом» как «том».

Аналитико-синтетическая

Дети, страдающие этой формой дислексии, путают местами слоги и буквы. Допустим, написано: «За домом», а малыш читает: «Да зомом» или «За модом» и так далее.

Оптическая

Здесь имеют место быть трудности в зрительном распознавании образов букв (например, путаница среди похожих в написании букв В/З, Т/Г и так далее), а также нарушение ориентации на листке среди строк, клеточек и прочего.

Мнестическая

Из названия можно заметить, что проблема связана с памятью. Малыш попросту не может запомнить буквы, как они выглядят и читаются.

Аграмматическая

Эта проблема возникает у детей при беглом чтении. Можно выделить несколько признаков. В каждом из них ребенок читает начало слова правильно, а конец искажает, «достраивает» в уме из-за спешки.

  • Изменение падежа или числа в окончании.
  • Изменение окончаний у глаголов третьего лица в прошедшем времени.
  • Неправильное согласование рода, числа и падежа существительного с прилагательным. (Например, «красивая цветок», «высоким дерева» и так далее.)

Семантическая

Эта форма дислексии проявляется при нарушении в понимании верно прочитанного текста.

  • Чтение букв в отдельности — слово является не образом, а фактически набором букв.
  • Недостаточный словарный запас.
  • Очень низкий уровень овладения грамматикой — дети понимают слова по-отдельности, но не могут соотнести их смысл друг с другом. (Например, задание «подпиши рисунки карандашом» не воспринимается, в то время как слова «рисунок» и «карандаш» из себя трудности не представляют.)
  • Сочетание нарушений механической и смысловой сторон чтения.

Симптомы дислексии при чтении

«Это не болезнь, это то, как я общаюсь с миром. Я говорю на языке никому недоступном. Но если бы люди могли слушать сердцем, они бы поняли…»

Я Сён Ко

ДИСЛЕКСИЯ

Под дислексией (лего — лат. — читаю) понимается частичное расстройство процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся и стойких ошибках при чтении и обусловленное несформированностью или нарушением тех психических функций, которые обеспечивают процесс чтения.

Этим дислексия принципиально отличается от тех затруднений при чтении, которые связаны с плохой его техникой и в большей или меньшей степени свойственны всем детям на начальных этапах овладения чтением.

В тех случаях, когда ребѐнок оказывается вообще не в состоянии овладеть чтением, говорят уже не о дислексии, а об алексии.

Дислексия встречается преимущественно у детей, проявляясь уже в трудностях овладения процессом чтения. Однако она может наблюдаться и у взрослых, когда частично нарушается или даже полностью утрачивается уже сформированный навык чтения. Чаще всего это имеет место в случаях органического поражения головного мозга (травмы, нарушения мозгового кровообращения, опухоли и т. п.).

Комплексное обследование детей с дислексией, проведѐнное различными специалистами (невропатологами, логопедами, психологами и др.), позволило выявить у многих детей следующие отклонения:

1. Отставание в созревании некоторых мозговых структур, о чѐм свидетельствуют особенности электроэнцефалограмм, характерные для детей более раннего возраста.

2. Недоразвитие общей моторики, еѐ отставание, что может отрицательно сказываться на формировании необходимых для чтения предпосылок.

3. Недостаточная сформированность зрительно-пространственных представлений (трудности определения формы и величины предметов, их расположения в пространстве по отношению друг к другу). Эти трудности часто сочетаются с поздним выделением ведущей руки, с явным или скрытым левшеством.

4. Выраженная задержка в речевом развитии (дефекты в произношении звуков, бедность словарного запаса, неточное понимание значений многих слов, наличие аграмматизмов в устной речи).

Естественно, что все эти отставания существенно затрудняют овладение ребѐнком таким сложным процессом, как чтение. У него оказываются несформированными необходимые для этого предпосылки. Сложность проблемы дислексии заключается ещѐ и в том, что за годы обучения ребѐнка в начальной школе специфические нарушения чтения часто так и остаются невыявленными. Дело в том, что нелюбовь страдающих ими детей к чтению педагоги и родители чаще всего объясняют их «леностью» и «упрямством». И в самом деле, дети с дислексией обычно не любят читать — для них это слишком сложный процесс, не дающий к тому же ощутимого полезного результата: им не удаѐтся извлечь из чтения какую-либо новую, интересную информацию. У многих учащихся возникает даже непреодолимый страх перед чтением и появляются другие невротические расстройства, которые в подростковом возрасте могут приводить к отклонениям в поведении.

Значительная часть этих детей (из числа не обращавшихся за логопедической помощью) на всю жизнь так и остаѐтся полуграмотной. А если при этом учесть, что дислексиями страдает не менее 5% учащихся общеобразовательных школ и что именно чтение является необходимой базой для всего последующего образования, то острота проблемы становится очевидной.

Вопрос о причинах происхождения дислексии до конца не ясен. По мнению ряда учѐных, известную роль здесь может играть наследственная предрасположенность. Нередко дислексии бывают обусловлены и органическим повреждением определѐнных зон коры головного мозга при неблагоприятном протекании беременности или родов у матери. Не исключаются и функциональные причины происхождения дислексии. К ним могут быть отнесены все факторы, так или иначе задерживающие формирование тех психических функций, которые участвуют в процессе чтения (недостаточное внимание к речи ребѐнка в период еѐ становления, неправильная речь окружающих его людей, дефицит общения со взрослыми, двуязычие и т. п.).

Каковы же основные симптомы, по которым можно распознать дислексию? Они сводятся в основном к следующему:

 неправильное называние при чтении некоторых букв (неузнавание их);

 побуквенное (вместо послогового) чтение;

 искажение звуко-слоговой структуры слов;

 чтение отдельных слов или даже всей строки в направлении справа налево;

 нарушение понимания прочитанного при технически правильном чтении.

Многие из этих симптомов начинают проявляться уже на самых ранних этапах овладения чтением и выражаются в том, что ребѐнок никак не может усвоить названия букв, слить их в слоги и т. п. Такого рода трудности могут возникать и у детей, не страдающих дислексией, но они носят преходящий характер и вскоре исчезают по мере овладения техникой чтения, не требуя специальной помощи. До настоящего времени не существует единой классификации дислексии. Разные авторы выделяют различные виды специфических нарушений чтения. Однако большинство учѐных подразделяют дислексию на две большие группы — фонематическую и оптическую — в зависимости от преимущественного поражения одного из ведущих анализаторов, участвующих в процессе чтения — речеслухового или зрительного. Рассмотрим каждую из этих разновидностей дислексии.

Фонематическая дислексия связана с функциональной незрелостью, а значит и с недостаточно тонкой и дифференцированной работой центрального отдела речеслухового анализатора, что приводит к затруднениям в слуховой дифференциации звуков речи и к трудностям фонематического анализа и синтеза слов.

При затруднениях в слуховой дифференциации звуков ребѐнок при чтении заменяет те буквы, которые соответствуют не различаемым им по слуху звукам (например, читает САПЛЯ вместо ЦАПЛЯ, ТЕРЕВО вместо ДЕРЕВО и т. п.). В этих случаях в процессе чтения он постоянно сомневается в том, как нужно «озвучить» букву — С или Ц? Т или Д? Такая дислексия относится к числу литеральных, поскольку она «замыкается» на отдельных буквах (литера — буква). Эта дислексия по характеру лежащих в еѐ основе затруднений полностью совпадает с акустической дисграфией. По этой причине и преодоление еѐ осуществляется теми же самыми приѐмами. Самое основное здесь — воспитать у ребѐнка чѐткую слуховую дифференциацию звуков речи, после чего исчезнут и трудности в назывании соответствующих букв.

При несформированности же или нарушении у ребѐнка функции фонематического анализа и синтеза слов он будет затрудняться в сохранении последовательности звукового ряда, а также в слиянии отдельных звуков в слоги, а слогов — в слова. Эта дислексия может проявляться в побуквенном чтении (трудность синтезирования, слияния звуков в слоги) и в самых разнообразных искажениях звуко-слоговой структуры слов (пропуски или добавления звуков и слогов, а также их перестановки). Поскольку трудности здесь возникают уже на уровне целого слова, а не только отдельно взятых звуко-букв, то эту форму дислексии принято называть вербальной (вербальный — словесный). Данная разновидность дислексии обусловлена теми же самыми причинами, что и дисграфия на почве несформированности фонематического анализа и синтеза слов, ввиду чего и преодолевается она теми же самыми методами. Ошибки при чтении здесь не исчезнут до тех пор, пока у ребѐнка не будет сформирован устойчивый навык анализа и синтеза речевого потока.

Оптическая дислексия связана с функциональной незрелостью, а значит и с недостаточно тонкой и дифференцированной работой центрального отдела зрительного анализатора, что обусловливает задержку в формировании у ребѐнка зрительно-пространственных представлений. При этих условиях почти неизбежны затруднения в зрительном узнавании оптически сходных букв, отличающихся друг от друга лишь некоторыми деталями или различным расположением в пространстве похожих или даже совсем одинаковых элементов. Если трудности зрительного узнавания проявляются уже на уровне отдельных букв, то в этих случаях имеет место литеральная дислексия, а если затруднено узнавание буквенных рядов — то вербальная.

Особой разновидностью оптической дислексии является так называемое «зеркальное» чтение, при котором оно осуществляется в направлении справа налево, вследствие чего ребѐнок прочитывает, например, НО вместо ОН. Чаще всего это наблюдается у скрытых или переученных «левшей». К оптической дислексии можно отнести и такое нарушение чтения, как соскальзывание с одной строки на другую вследствие невозможности еѐ прослеживания взглядом. В этих случаях в течение некоторого времени ребѐнку предлагается читать «по линейке» (при еѐ помощи закрываются ниже расположенные строчки) или даже через специальную прорезь, сделанную только для одной строки.

В целом оптическая дислексия обусловлена теми же самыми причинами, что и оптическая дисграфия, и поэтому основной путь еѐ преодоления лежит через уточнение зрительно-пространственных представлений ребѐнка и всемерное развитие у него процессов зрительного анализа и синтеза. Помимо рассмотренных двух основных видов дислексии выделяют и другие еѐ виды. Назовѐм наиболее часто встречающиеся в практике логопедической работы.

Аграмматическая дислексия, обусловленная несформированностью у ребѐнка до начала обучения грамоте грамматических обобщений, что проявляется в наличии аграмматизмов в устной речи. Эта же самая причина лежит и в основе аграмматической дисграфии. На определѐнном этапе обучения чтению ребѐнок начинает пользоваться смысловой догадкой и уже не дочитывает слово до конца, а самостоятельно договаривает его. Но если он уже привык говорить МНОГО ЗЕРКАЛОВ или СТАДО ОЛЕНЕВ, то именно так аграмматично он эти слова и «прочтѐт». Единственно возможный путь преодоления этой формы дислексии (как и соответствующей формы дисграфии) состоит в формировании у ребѐнка грамматических систем словоизменения и словообразования, о чем уже было сказано выше. Большую помощь в этом деле может оказать и приучение ребѐнка к дочитыванию слов до конца с обращением особого внимания на их окончания. Это будет способствовать постепенному овладению им принятыми в языке правилами согласования слов.

Семантическая дислексия выражается в непонимании смысла прочитанного даже при условии технически правильного чтения. Нередко такое непонимание бывает обусловлено послоговым и в особенности побуквенным чтением. Правильно прочитав слово по слогам, ребѐнок не может объединить эти слоги в единое целое и узнать прочитанное слово, что объясняется недостаточной сформированностью у него способности к слоговому синтезу. В этих случаях ребѐнок обычно затрудняется при выполнении таких заданий: а) узнать и назвать слово, предъявленное в виде отдельных звуков (например, К-О-Ш-К-А); б) узнать и назвать слово, предъявленное по слогам (например, КАР-ТИ-НА). Естественно, что для преодоления этих трудностей необходимы систематические упражнения в выполнении подобных заданий.

Другая причина непонимания прочитанного может заключаться в бедности словарного запаса ребѐнка и в непонимании им грамматических связей между словами. Так, если ребѐнок не знает значений многих слов, то вполне естественно, что смысл прочитанного ему будет непонятен (нередко даже взрослые люди оказываются в таком положении при чтении недоступного им по содержанию специального текста). То же самое и в отношении недостаточного понимания связей между словами. Здесь можно провести некоторую аналогию с переводом иностранного текста. Можно выписать и правильно перевести все слова, но так и не понять смысла предложения по причине недостаточного владения законами грамматики данного языка. Примерно в таком же положении нередко оказывается и ребѐнок, не владеющий или плохо владеющий грамматическими законами своего родного языка. Для преодоления такого рода трудностей необходимо обогащать словарный запас ребѐнка и работать с ним над усвоением грамматических закономерностей языка.

Причины дислексии

Одна из вещей, которые также очень важно понять родителям дислексика – это, собственно, причина нарушения. Без этого у Вас не будет ясного представления о том, как помочь ребенку. Конечно, это непросто, потому что причины могут быть разными. Некоторые из них зависят от формы дислексии.

Без специалиста – логопеда – мы определить причину не сможем, но можем ознакомиться с большей частью факторов, вызывающих нарушение.

Умственная отсталость или задержка психического развития

Сейчас я попрошу Вас не впадать в панику, потому что данная причина встречается далеко не всегда. В основном, она связана с оптической дислексией (которая, очевидно, представляет из себя особую сложность). У умственной отсталости и задержки психического развития есть множество других признаков, полноценный диагноз поставить могут только специалисты.

Системное недоразвитие речи

Неусвоение правил русского языка вкупе с другими проблемами речи могут явиться причиной аграмматической дислексии. Неслаженная работа левого и правого полушарий мозга К этому фактору могут привести родовые травмы, нарушения во время беременности, а также нарушения моторного развития. С последним может быть связано, например, слишком раннее обучение детей ходьбе. Крупная моторика начала развиваться раньше, чем мелкая, в связи с чем последняя не достигла необходимого уровня развития и появились проблемы с речью. Если левое полушарие, отвечающее за речь, работает значительно хуже, чем правое, то это, вероятнее всего, отразится на дальнейшей тенденции к леворукости.

Наследственная предрасположенность дислексии

Наследственная предрасположенность

Если ребенку передалась качественная незрелость отдельных зон головного мозга, отвечающих за речь, это может привести к речевым трудностям. Такое явление чаще встречается у мальчиков, чем у девочек.

Исследования показывают, что среди однояйцевых близнецов вероятность того, что оба будут страдать дислексией – примерно 70%, а у обычных сиблингов (братьев и сестер) – около 40%. Такой метод генетического исследования называется «близнецовый метод», ведь у однояйцевых близнецов данные ДНК абсолютно одинаковые, будто они биологически – один и тот же человек.

Недостаточный речевой опыт

Невнимательное отношение взрослых к развитию речи детей или недостаток общения, а также неправильное речевое обучение, неграмотная речь окружающих или двуязычие в семье могут привести не только к дислексии, но и ко многим другим проблемам.

Ранний возраст

Если ребенок еще не ходит в школу или только начал свое обучение, то иногда низкий темп чтения и ошибки ему простительны.

Однако если в процессе учебы продвижения нет, проблема остается вплоть до конца начальной школы или очень мешает ребенку – это повод серьезно задуматься.

к каким осложнениям может привести дислексия

Понятие дислексии и причины ее развития

Дисфункция письменной речи является на сегодняшний день весьма распространенным речевым нарушением. Оно может затрагивать, как детей с нормальным умственным развитием, так и детей с интеллектуальными отклонениями. Интеллектуальное недоразвитие является весомой причиной для развития нарушений письменной и устной речи разных степеней.
Замечание 1

Частой проблемой речевого развития детей с умственными отклонениями является дислексия. Она представляет собой частичное нарушение способности чтения, обусловленное недоразвитостью психических процессов организма, которые участвует в овладении навыками чтения, и проявляющееся в устойчивых и многократных ошибках при чтении.

Дислексия проявляется в нарушениях выразительности чтения, ошибочном чтении слов, постановке ударения, непонимании смысла прочитанного. При интеллектуальных нарушениях дислексия может проявляется в наиболее сильной степени. Ребенок оказывается не способен овладеть навыками чтения, а именно освоить слогослияние и составление слов из слогов, что приводит к неспособности читать целостные слова, фразы и предложения. Соответственно, ребенок не может понять то, что он прочитал.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Логопедическая работа по преодолению дислексии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 450 руб.
  • Реферат Логопедическая работа по преодолению дислексии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 240 руб.
  • Контрольная работа Логопедическая работа по преодолению дислексии у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Данное речевое нарушение развивается под влиянием большого количества факторов. Это могут быть, как внутренние параметры развития организма ребенка, особенности функционирования его нервных процессов, а также внешние факторы, которые оказывают негативное воздействие на работу центральной нервной системы ребенка.

Основными причинами развития дислексии являются:

  1. Гипоксия плода во внутреутробном периоде. Кислородное голодание может быть вызвано разнообразными причинами: анемия и сердечные заболевания матери; асфиксия при родах, обвитие пуповиной, патологии развития плода и плаценты;
  2. Токсическое воздействие на плод. Если мать больна какими-то серьезными неизлечимыми заболеваниями, употребляет алкогольные и наркотические вещества, имеет проблемы с обменом веществ, принимала токсические лекарственные средства в период вынашивания ребенка или имело место несовместимости крови матери и плода, то развитие нервной системы ребенка будет иметь определенные отклонения, которые могут привести к речевым нарушениям;
  3. Инфекционное воздействие на плод или новорожденного ребенка. Если мать переболела во время беременности серьезными инфекционными заболеваниями: вирусы и инфекции, либо ребенок перенес нейроинфекции вирусного и бактериального происхождения в послеродовой период, то последствия могут сказаться на развитии его речи;
  4. Механическое воздействие на плод. Оно возникает при различных родовых травмах, внутричерепных кровоизлияниях.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Дислексия развивается из-за недоразвитости центральной нервной системы, биологической недостаточности конкретных мозговых систем или же, из-за социальных условий. Общество предъявляет повышенные требования к детям, имеющим интеллектуальные отклонения в развитии.

Последствия

Прежде чем перейти собственно к лечению, Вам будет полезно узнать о том, к каким осложнениям может привести дислексия, чтобы осознать всю важность коррекционной работы.

Успеваемость в школе

Пожалуй, почти на каждом уроке в школе (иногда даже на физкультуре, рисовании и трудах) есть учебники. Чтобы эффективно учиться, детям необходимо обладать базовыми навыками чтения. Читать нужно каждый будний день на нескольких уроках подряд, а потом дома делать домашнее задание.

Задумайтесь, каким будет качество образования ученика, если он читает медленнее всех ровесников, либо быстро, но допускает множество ошибок за раз?

Учебная мотивация

Ваш воспитанник может быть максимально готов и замотивирован к школьному обучению, но какой в этом толк, если в процессе учебы пропадает интерес и опускаются руки? А это обязательно рано или поздно произойдет у ребенка-дислектика. Представьте, как ему сложно, когда все получается из рук вон плохо, а урок чтения (литератур) похож на кошмарный сон. Кроме того, у всех детей вокруг, скорее всего, такой проблемы нет.

Вполне возможно даже, что над малышом подшучивают одноклассники, а учитель ругается, не понимая, что дислектик ни в чем не виноват (не все учителя компетентны в логопедии).

При коррекционной работе также могут возникнуть сложности, потому что ребенку читать уже не хочется, а надо.

Как видит дислексик

Речь и словарный запас

Как известно, очень важную роль в развитии речи и пополнении лексикона играет чтение книг (учебников в том числе). Также из книг маленький человек узнает, как правильно пишутся слова, какие закономерности существуют в русском языке и многое другое.

Он узнает это не просто как правило, формальность, а впитывает в себя, развивает интуитивную грамотность.

Поэтому чем раньше начнется лечение дислексии, тем быстрее ребенок начнет

«впитывать в себя речевую грамотность».

Дислексия во взрослом возрасте

Если не корректировать дислексию в детстве, то проблема останется у человека и во взрослом возрасте, а тогда уже ее вылечить будет крайне сложно (если вообще возможно).

Это сильно осложнит человеку жизнь, и перечисленные выше последствия могут усугубиться. Поэтому мы переходим к самому важному вопросу – как же все-таки помочь детям с дислексией.

Коррекция дислексии

Коррекция дислексии

Обращение за помощью к специалисту

Помните, что только логопед и нейропсихолог могут поставить диагноз, только они помогут понять причину трудностей и только они расскажут, как лечить дислексию (или нивелировать ее осложнения, если лечение невозможно)!

Если диагноз подтверждается, то для ребенка назначается ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия). Хорошо, если специалист есть в школе, но если нет – нужно искать его в специализированных учреждениях. Да, это займет определенное количество времени, придется потратить на это силы и, возможно, деньги, но закрывать на проблему глаза или заниматься самолечением – не лучшие выходы из ситуации. Те методы коррекции, о которых пойдет речь далее, не являются лечением для сложных форм дислексии и могут только помочь легче пережить трудности.

Развитие мелкой моторики

Давно известно, что развитие речи связано с мелкой моторикой.

Занимайтесь вместе с детьми дома лепкой, аппликацией, оригами, другим рукоделием и занятиями, направленными на улучшение мелкой моторики.

Таким образом Вы не только поможете детям в развитии речи , но и сблизитесь с ними, проводя время вместе за интересным делом.

Психологический комфорт

Этот пункт можно разбить на несколько подпунктов, но, думаю, основной принцип понятен – оказать психологическую помощь для детей, создать комфортную обстановку для решения проблемы.

  • Позаботьтесь о том, чтобы учителя (или учитель) поняли сложность всей ситуации и терпимо к ней относились. Например, они должны сдерживать насмешки других детей, не акцентировать внимание окружающих на проблеме (заставлять ребенка читать вслух и прочее), не ругать дислектика и помнить о том, что нарушение речевого развития не позволяет ему держать темп всего класса.
  • Дайте таким детям понять, что читать – это не плохо, этому можно научиться, если запастись терпением, и у них все обязательно получится.
  • Не заставляйте ребенка читать по многу за раз, ведь ему это дается очень непросто: чем дольше он читает, тем больше делает ошибок. Разрешайте прерываться, отдыхать, разминать глаза и так далее.
  • Показывайте только положительные эмоции, хвалите за успехи, радуйтесь. А разочарованные вздохи от неудач и ругательства оставьте – пользы от них не будет.

Коррекция дислексии и упражнения

Упражнения

Обычно логопед занимается с ребенком с помощью тех или иных упражнений. Иногда можно прорабатывать такие упражнения и дома (если ребенок от них не устает). Занятия могут быть самые разные.

  • Составление предложений (от коротких к длинным, от простых к сложным).
  • Поиск и дорисовывание букв и цифр.
  • Складывание букв и цифр из палочек или лепка их из пластилина.
  • Некоторые техники скорочтения (которые по силам и адаптируемы к проблеме).
  • Работа с текстом, в котором пропущены буквы (нужно понять, какие буквы подходят, и вставить).
  • Составление слов из перемешанных слогов или букв.
  • Английский кроссворд.
  • Дорисовывание к букве буквы (например, сделать из Р – В, из Г – Т, из Л – А и так далее).
  • Чтение перечеркнутых слов (напишите слова и зачеркните их несколько раз, но так, чтобы можно было увидеть буквы).
  • Чтение строк, наполовину закрытых сверху или снизу (например, линейкой).
  • Таблицы Шульте.
  • Методика Пьерона – Рузера (с использованием букв и цифр) и многие-многие другие.

Упражнения при дислексии

Конспект фронтального логопедического занятия по коррекции дислексии (3 класс )

Тема: Звуки «Р – РЬ». Фонетический рассказ «Сорные куры»

Цель: развитие навыков осознанного и выразительного чтения

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательная: расширить представления детей о птицах.
  2. Коррекционно-развивающая: развивать слуховое восприятие, фонематические процессы, произвольное внимание, мышление ; пополнить словарь.
  3. Коррекционно-воспитательная: воспитывать интерес к слову, умение оценивать свою деятельность.

Оборудование: презентация «Чей звук?», предметные картинки, карточки для индивидуальной работы, цветные карандаши

Ход занятия

I. Организационный момент.

Внимание! Проверьте, Готовы ли вы начать урок. Всё ли на месте, всё ли в порядке – Ручка, карандаш, тетрадка.

Будем отвечать активно, Хорошо себя вести, Чтобы гости дорогие Захотели внов ь прийти.

Логопед: — Ребята, назовите какой сегодня день недели? Месяц? Какой это по счету зимний месяц?

II. Основная часть.

1. Дыхательная гимнастика. Игра «Чей звук?»

Логопед: — Ребята, тихо сели, закрыли глазки и спокойно подышали носом. Логопед: — Теперь делаем глубокий вдох носом, выдыхаем ртом, вытянув губы трубочкой. Вы отдыхаете, а ваши ушки внимательно слушают. (Презентация «Чей звук?» : звуки летящего вертолета, грома, моря, барабанной установки ) Логопед: — Назовите звуки, которые вы услышали. Логопед: — Послушайте слова : вертолёт, гром, море, барабан. Какие звуки при произношении я выделила голосом? (звуки «р», «рь») Логопед: — Сегодня на занятии мы с вами будем работать со звуками «р», «рь» и буквой «Р»

2. Игра «Замени букву»

Логопед: — На доске напечатаны слова. Замените в них выделенную букву на букву «р» и прочитайте новые слова.

хобот-роботгонка-горка
танец-ранецночка-норка
забота-работаголод-город
мычать-рычатькошка-корка
нога-рогабанан-баран
мука-рукамаска-марка
мак-раккот-рот


Логопед: — Назовите лишнее слово в каждом столбике . Почему вы так думаете? (Лишнее слово – рычать, т.к. оно обозначает действие, а остальные слова называют предметы; рот, т.к. звук «р» стоит в начале слова, а в остальных словах в середине)

3. Сообщение темы занятия.

Логопед: — Сегодня на занятии мы познакомимся с фонетическим рассказом. Фонетическим рассказ назван потому, что в нем много слов с определенным звуком. Как вы думаете, о каком звуке идет речь? ( О звуке «р»)

4. Игра «Дешифровщики»

Логопед: — Ребята, для того, чтобы узнать название рассказа вы должны разгадать шифр. Впишите в алфавитном порядке недостающую букву. Из вписанных букв составьте слова. Р . Т, . П Р, П . С, Л М ., Ъ . Ь, Г Д . Й . Л, . Ф Х, О П ., Щ Ъ . (сорные куры)

5. Работа со слоговыми таблицами.

Логопед: — Перед тем, как приступить к чтению текста, необходимо потренировать речевой аппарат. Для этого прочитаем слоговую таблицу.

  • дети вместе читают таблицу вполголоса, «для себя»;
  • игра «ЛОТО» (логопед читает слог, а дети находят его и закрывают фишкой);
  • заключительный этап работы с таблицей : дети читают вслух по заданию логопеда : первый столбик, третью строчку, по диагонали, четвертый столбик
КЕРЫГРАРЮКУОРОРВТОР
РГЫПВИТОРЬАРЬРЫСАЗАР
РЁКОРСТРОРАЛИОРО
АКРРУРЮАРТМЕР
ЕРЬТРАМПРЯОРЕРЕЗЬ

6. Физминутка.

Логопед: — Давайте отдохнем. Из-за парт мы выйдем дружно, Но шуметь совсем не нужно. Встали прямо, ноги вместе, Поворот кругом на месте. Хлопнем пару раз в ладошки И потопаем немножко. А теперь представим, детки, Будто руки наши — ветки. Покачаем ими дружно, Будто дует ветер южный. Ветер стих. Вздохнули дружно. Нам урок продолжить нужно.

7. Знакомство с фонетическим рассказом «Сорные куры»

Логопед: — Ребята, послушайте рассказ. Если какие-то слова окажутся для вас непонятным и, запомните их. После прочтения мы их объясним.

СОРНЫЕ КУРЫ

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников. К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь. Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником.

Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом.

Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок. В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

(Словарная работа: Ряба и сорные–породы (вид) кур, имеющих определенный окрас; инкубатор – специальное место для выведения птенцов)

сорная курица ряба
инкубатор инкубатор сорных кур

Логопед: — Теперь я предлагаю вам прочитать этот рассказ. Сложность прочтения будет заключаться в том, что слова в тексте перечеркнуты или написаны необычным шрифтом. (дети читают текст по очереди)

СОРНЫЕ КУРЫ

Оказывается, у простой курочки Рябы есть на свете много разных родственников.

К куриной родне относятся и куропатка, и тетерев, и глухарь.

Даже маленький перепел приходится курице прямым родственником. Все перечисленные птицы производят потомство одинаково. По много дней подряд они согревают яйца своим теплом. Но в Австралии живут особые, сорные куры. Они устраивают интересный инкубатор: сгребают в кучу разный сор или зарывают яйца в горячий морской песок.

В таком инкубаторе быстро появляются шустрые птенцы, которые в первый же день принимаются летать.

8. Игра «Верно – неверно»

Логопед: — А сейчас мы проверим насколько хорошо вы поняли и запомнили текст. Прочитайте предложения и если оно верное, поставьте «+», если неверное « — «.

К куриной родне относятся и куропатка, и воробей, и глухарь, и тетерев.
Сорные куры живут в Африке.
Они зарывают яйца в горячий морской песок.
В первый же день их птенцы принимаются летать.

(Дети читают самостоятельно, затем следует проверка и исправление ошибок)

9. Игра «Найди слово»

Логопед: — Прочитайте имена прилагательные. Найдите в тексте о ком или о чем так говорится.

Маленький Интересный Горячий Шустрые

(маленький перепел, интересный инкубатор, горячий песок, шустрые птенцы)

10. Игра «Самый внимательный»

Логопед: — Найдите в тексте два слова с буквой «р» в начале и обведите простым карандашом.

— Найдите два слова с буквой «р» в середине и подчеркните. — Найдите два слова с буквой «р» в конце и подчеркните волнистой линией. — Прочитайте слова.

Логопед: — Найдите в тексте два слова, в которых звук «Рь» звучит мягко и подчеркните их зеленым карандашом; два слова, в которых звук «Р» звучит твердо и подчеркните их синим карандашом. Прочитайте слова.

III. Заключительная часть.

Логопед: — Как назывался фонетический рассказ, который мы с вами читали? Какой звук чаще всего встречался в словах? Какое новое слово вы узнали? Оцените свое настроение с помощью эмоциональных карточек. Выберите карточку соответствующую вашему настроению.

Логопед: — Занятие закончено. Всем спасибо.

Список использованной литературы:

1. Калмыкова И.Р. Таинственный мир звуков. Фонетика и культура речи в играх и упражнениях. – Ярославль. «Академия развития», 1988. – 240 с.

2. Ткаченко Т.А. Фонетические рассказы с картинками. Звуки Р – РЬ. – М.: «АРКТИ», 2004. – 33 с.

Автор материала: Зотке Оксана Александровна

Также по теме:

Конспект занятия по коррекции оптической дисграфии

Дислексия – болезнь гениев

Дислексию, наряду с дисграфией, нередко называют болезнью гениев. Научных оснований ставить знак «равно» нет, но повод так полагать, помимо статистики, есть.

Когда какая-либо функция мозга недоразвита, она компенсируется другими способностями.

Но это вовсе не значит, что дислексию лечить не нужно, ребенок может добиться успеха и без гениальности, приобретенной сомнительным способом.

Примеры гениальных успешных людей с дислексией: Владимир Маяковский, Стив Джобс, Илон Маск, Альберт Эйнштейн, Леонардо да Винчи, Стивен Спилберг, Никола Тесла, Пабло Пикассо и многие другие.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: