Особенности звуко-слоговой структуры слов у детей с ОНР II уровня

Обследование слоговой структуры слова по З.Е. Агранович. Варианты нарушений слоговой структуры слова.

Методика обследования

Для обследования слоговой структуры и звуконаполняемости подбираются слова с определенными звуками и с разным количеством и типами слогов. Предлагается отраженное и самостоятельное называние картинок. Для обследования детей 3 лет предлагаются 1, 2 и 3 – сложные слова. Детям более старшего возраста предлагают различные типы слов, в том числе со стечением согласных и гласных в разных позиция слова. В случае выявления нарушений ребенка просят: повторить ряды слогов, состоящих из разных гласных и согласных (па-ту-ко); из разных согласных, но одинаковых гласных (па-та-ка); из разных гласных, но одинаковых согласных (па-по-пы); из одинаковых гласных и согласных, но с разным ударением. А также ребенка просят отстучать ритмический рисунок слова. После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов: Водопроводчик чинит водопровод. Волосы подстригают в парикмахерской. Детям школьного возраста предлагается чтение слов сложной слоговой структуры, чтение скороговорок; списывание сложных слов и предложений, запись сложных слов и предложений под диктовку.

Нарушения слоговой структуры слова

Пропуски звуков в слогах часто обусловлены структурой слога, при стечениях согласных одна из них чаще опускается. В сложных по слоговой структуре словах часто отмечаются замены, пропуски и перестановки звуков, более выражена аппроксимация, причем чем длиннее слово, тем больше вероятности появления в нем фонематических нарушений [Ковшиков В.А., 2001].

Вид нарушения слоговой структуры Пример
Нарушение количества слогов
1. Сокращение (пропуск) слога: «моток» = «молоток», «вадос» = «водолаз».
2. Опускание слогообразующей гласной: «пинино» = «пианино»,

«прасоник» = «поросёнок».

3. Увеличение числа слогов за счёт вставки гласных в стечения согласных: «команата» = «комната», «дупело» = «дупло».
Нарушение последовательности слогов в слове
1. Перестановка слогов: «деворе» = «дерево», «чимхистка» = «химчистка».
2. Перестановка звуков соседних слогов: «гебемот» = «бегемот».
Искажение структуры отдельного слога
1. Сокращение стечений согласных: «тул» = «стул».
2. Вставки согласных в слог: «лимонт» = «лимон».
3. Уподоблениеслогов: «кококосы» = «абрикосы», «мимидор» = «помидор».
4. Персеверации (циклический повтор, настойчивое воспроизведение) «били…били…билитекарь» = «библиотекарь», «вввво…вововодичка» = «водичка».
5. Антиципации (замена предшествующих звуков последующими): «нананасы» = «ананасы».
6. Контаминации (смешение слов): «в холодильнице» = «в хлебнице и холодильнике», «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет).

А.К. Маркова выделяет следующие типы нарушений слоговой структуры слова у детей с алалией:

  • Усечение слогового контура слова за счет выпадения целого слога или нескольких слогов, или слогообразующей гласной (например, «весипед» или «сипед» вместо «велосипед», «прасоник» вместо «поросенок»).
  • Инертное застревание на каком — либо слоге (например, «вввво-дичка» или «ва-ва-водичка»). Особенно опасна персеверация первого слога, поскольку может перерасти в заикани Уподобление одного слога другому (например, «мимидор» вместо «помидор»)
  • Добавление лишней слогообразующей гласной на стыке согласных, за счет чего увеличивается количество слогов (например, «дупело» вместо «дупло»).
  • Слияние частей слов или слов в одно (например, «персин» — персик и апельсин, «деволяет» — девочка гуляет.

В основу обследования слоговой структуры слов положена методика А.К.Марковой, которая предлагает изучать у детей произношение слов с различной слоговой в зависимости от их возрастающей сложности.

Предлагается самостоятельно назвать все картинки, расположенные по группам. Логопед оценивает умение ребенка произносить слова, сложность которых постепенно увеличивается по количеству слогов, стечений согласных звуков и наличию звуков трудных для произношения. В результате выявляются индивидуальные возможности каждого ребенка. Особое внимание уделяется произнесению сложных по слоговой структуре слов в различных словосочетаниях и предложениях. Определив уровень сложности слоговой структуры слов для произношения каждого ребенка, логопед может правильно подбирать речевой материал для проведения коррекционных занятий.

Задание:

Слова со сложной слоговой структурой

Задание:

Повторить за логопедом словосочетания:

    Слесарь- инструментальщик.

    Космонавт- исследователь.

    Молодой экскурсовод.

    Строгий регулировщик.

Задание:

Повторить за логопедом предложения:

    Лара забрала Рому домой.

    Экскурсию проводил молодой экскурсовод.

    На перекрестке стоял регулировщик.

    Валерия Александровна учила Лару.

    Милиционер Валерий регулирует движение в районе железнодорожного вокзала.

Протокол обследования слоговой структуры слова

Вид слоговой структуры словаОптический раздражитель (картинка)Речевая реакция на оптический раздражительРечевая реакция на акустический раздражительПримечание
Односложные слова с закрытым слогоммак дом сыр
Двусложные слова из 2 прямых открытых слоговрука роза лапа
Двусложные слова с 1 закрытым слогомсахар диван забор
Двусложные слова со стечением согласных с середины словакукла марка утка арбуз карман
Односложные слова со стечением согласных в начале словастол стул шкаф
Односложные слова со стечением согласных в конце словаволк тигр
Двусложные слова со стечением согласных в начале словатрава брови книга
Двусложные слова со стечением согласных в начале и середине словаклумба клубника
Двусложные слова со стечением согласных в конце словакорабль бинокль
Трехсложные слова из 3 открытых слоговпанама канава малина
Трехсложные слова с последним закрытым слогомкошелек пулемет телефон
Трехсложные слова со стечением согласныхконфеты памятник винтовка термометр тракторист
Четырехсложные слова с открытыми слогамипаутина черепаха
Многосложные слова из сходных звуковклубок колосок корзина картина

Чтобы выявить негрубые нарушения слоговой структуры слова для повышения предлагаются следующие предложения:
«Петя пьет горькое лекарство»

«На перекрестке стоит милиционер»

«Космонавт управляет космическим кораблем» и др.

ВЫВОДЫ: ОТМЕЧАЕТСЯ ХАРАКТЕР ИСКАЖЕНИЯ СЛОГОВОЙ СТРУКТУРЫ (СОКРАЩЕНИЕ СЛОГОВ – МОЛОТОК – «МОТОК»; УПРОЩЕНИЕ СЛОГОВ, ОПУСКАНИЕ СЛОГОВ – СТУЛ– «ТУЛЬ»; УПОДОБЛЕНИЕ СЛОГОВ – ТАБУРЕТКА – «ТАБУЕТКА»; ДОБВАВЛЕНИЕ ЗВУКВО, СЛОГОВ – КОМНАТА – «КОМОНАМАТА», СТОЛ – «СМТОЛ»; ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ И ЗВУКОВ – ДЕРЕВО – «ДЕВЕРО»). ПРАКТИЧЕСКИЕ НАБЛЮДЕНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ, ЧТО ПЕРЕСТАНОВКА СЛОГОВ ЯВЛЯЕТСЯ ДИФФЕРЕНЦИАЛЬНЫМ ПРИЗНАКОМ СЕНСОРНЫХ НАРУШЕНИЙ.

VII. Обследование состояния

Функций фонематического слуха

Д.Б. Эльконин характеризует фонематический слух как способность воспринимать и различать звуки речи.

Предлагаемые задания используются для определения того, как ребенок воспринимает и различает каждый звук речи, а не только звуки, указанные в содержании задания как образец.

Содержание заданияИспользуемый речевой и наглядный материалОтветы ребенкаПримечание (указать характер выполнения)
1. Опознание фонем: а) подними руку, если услышишь гласный звук «о» среди других гласныха, у, ы, о, у, а, о, ы, и
б) хлопни в ладоши, если услышишь согласный звук «к» среди других согласныхп, н, м, к, т, р
2. Различение фонем, близких по способу и месту образования по акустическим признакам
а) звонких и глухихп–б, д– т, к – г, ж– ш, з– с, в– ф
б) шипящих и свистящихс, з, щ, ш, ж, ч
в) соноровр, л, м, н
3. Повторение за логопедом слогового ряда
а) со звонкими и глухими звукамида-та, та-да-та, да-та-да, ба-па, па-ба-па, ба-па-ба, ша-жа, жа-ша-жа, са-за-са, за-са-за
б) с шипящими и свистящимиса-ша-са, шо-су-са; са-ша-шу, са-за-па; ша-ща-ча, за-жа-за; жа-за-жа
в) с сонорамира-ла-ла, ла-ра-ла
4. Выделение исследуемого звука среди слогов Подними руку, если услышишь слог со звуков «с»ла, ка, ша, со, ны, ма, су, жу, сы, га, си
5. Выделение исследуемого звука среди слов Хлопни в ладоши, если услышишь слово со звуков «ж»лужа, рука, дорога, живот, молоток, жук, кровать, ножницы
6. Название слов звуком «з»
7. Определите наличия звука «ш» в названии картинокколесо, ящик — сумка, шапка, машина, чайник, лыжи, цапля, звезда
8. название картинок и определение отличий в названияхбочка – почка, коза – коса, дом –дым
9. Определение места звука «ч» в словах (начало, середина, конец)чайник, ручка, мяч
10. Раскладывание картинок в 2 ряда: в первый со звуком «с», во второй со звуком «ш»сом, шапка, машина, коса, автобус, кошка, пылесос, карандаш

ВЫВОДЫ: ФУНКЦИИ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА СФОРМИРОВАНЫ, СФОРМИРОВАНЫ НЕДОСТАТОЧНО.

Методики обследования слоговой структуры слова методическая разработка по логопедии на тему

Методики обследования слоговой структуры слова

  1. Методика обследования слоговой структуры слов, предложенная Агранович З.Е.

Методика обследования детей 3 лет. Детям предлагается воспроизвести вслед за учителем-логопедом слова, состоящие из 2-х слогов, например, (вата, ива, сова и так далее), из 3-х слогов (кабина, машина, утята и так далее) 1 слога, например, (мак, сок, дым, и так далее). При этом отмечается общее количество правильно воспроизведенных слогов.

Методика обследования детей 4-5 лет. Детям предлагаются различные типы слов: простые — из открытых слогов без стечения согласных; более сложные — из 4-5 слогов со стечением согласных в начале, середине, конце слова. Речевой материал может быть следующим: снег, капуста, крыша, кошка, мостик, пуговица, скворечник, простокваша, лекарство, помидоры, сквозняк, телевизор, сковорода, свисток, милиционер, аквариум, парикмахерская, строительство.

Виды работ должны варьироваться:

— назвать предметные картинки;

— повторить слова за логопедом;

— ответить на вопросы (Где подстригают волосы?).

После 5 лет детям дается задание повторить за логопедом предложения с большой концентрацией сложных слов, например:

Водопроводчик чинил водопровод.

Милиционер регулирует уличное движение.

В аквариуме плавают разноцветные рыбки.

Строители работают на строительстве высотного дома.

Волосы подстригают в парикмахерской.

Кроме того, детям предлагается самостоятельно составить предложения по сюжетным картинкам.

  1. Методика обследования состояния слоговой структуры слов, авторы Бабина Г.В. и Сафонкина Н.Ю.

Методика обследования включает четыре серии заданий. Первая серия состоит из комплекса заданий, направленных на выявление особенностей слогового оформления слов разной степени сложности (называние предъявляемых картинок, отраженное произношение слов, завершение словосочетаний и предложений).

Вторая серия включает комплексы заданий, позволяющих определить особенности восприятия ритмических и структурных характеристик слова (на основе предъявления на слух слогов, слов и квазислов.). Третья – включает комплексы заданий, направленных на выявление состояния сложных параметров двигательных актов – динамического и ритмического (при выполнении серийных движений органов артикуляции, рук и ног).

Четвертая серия состоит из комплекса заданий, направленных на исследование особенностей оптико-пространственной ориентации (сомато-пространственной и ориентации в трехмерном и двухмерном пространстве.

  1. Методика по классификации А.К. Марковой

В процессе обследования ребенку предлагают произнести 14 типов слов с различной слоговой структурой по классификации А.К.Марковой. Виды заданий различны: ответить на вопросы целыми предложениями, повторить фразы с многосложными словами, назвать предметные картинки, повторить слова за логопедом. Все задания даются в игровой форме с использованием картинок, игрушек.

Традиционно принято обследовать слоговую структуру, начиная с первого класса до четырнадцатого, постепенно усложняя слова.

Словарь:

14 класс – четырехсложные слова со стечениями согласных

(аквариум, земляника, магнитофон, экскаватор).

13 класс – четырехсложные слова, состоящие из открытых слогов (пуговица, пианино).

12 класс – двухсложные слова с двумя стечениями согласных (гнездо, птенцы, свекла).

11 класс – односложные слова со стечениями согласных в начале или конце слова (гриб, гном, ключ, слон).

10 класс – трехсложные слова с двумя стечениями согласных (матрешка, лампочка, хлопушка).

9 класс – трехсложные слова со стечением согласных и закрытым слогом (вертолет, кузнечик, апельсин).

8 класс – трехсложные слова со стечением согласных (редиска, капуста, яблоко).

7 класс – трехсложные слова с закрытым слогом (помидор, огурец, барабан).

6 класс – двухсложные слова с закрытым слогом и стечением согласных в середине слова (альбом, тетрадь, чеснок).

5 класс – двухсложные слова со стечением согласных в середине слова (сосны, ветки, письма).

4 класс – двухсложные слова, состоящие из одного открытого и одного закрытого слога (петух, веник, банан).

3 класс – односложные слова, состоящие из закрытого слога (мак, лес, кот).

2 класс – трехсложные слова, состоящие из открытых слогов (петуха, веника, банана).

1 класс – двухсложные слова, состоящие из открытых слогов (мака, леса, кота).

Процедура обследования слоговой структуры

⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 9Следующая ⇒

Приемы обследования:

— Самостоятельное называние предметов или действий по картинке. — Отраженное воспроизведение вслед за логопедом отдельных слов и предложений.

Инструкция: при самостоятельном назывании «Рассмотри картину и скажи, что на ней изображено» (Отдельные предметы или действие по картинке). «Слушай и повторяй». Рекомендуется несколько раз дать инструкцию.

Требования к обследованию:

Обследование начинается с наиболее сложных заданий:

— самостоятельное называние по картинке;

— назвать вслед за логопедом фразу;

— предлагаются слова различной слоговой сложности (подбираются в зависимости от возраста):

5лет (скакалка, танкист, космонавт, милиционер, сковорода, температура);

6 лет (кинотеатр, баскетбол, термометр, аквалангист, перепорхнуть, библиотекарь);

Интерпретация результатов: 4-х балльная система

1.5 балла -четкое и правильное воспроизведение слова;

1 балл – замедленное, напряженное или послоговое воспроизведение, но без нарушения слоговой структуры;

0.5 балла – упрощение слога за счет пропуска согласного в стечении (баскебол, терморметр) с сохранением общего количества слогов;

0 баллов – слоговая структура нарушена, пропуски, вставки, перестановки, уподобления слогов (аклавангист, скоровода, мометр, велоспист) или отказ от выполнения задания.

При более грубых нарушениях слоговой структуры ребенку предлагается повторить цепочки слогов:

Состоящих из разных гласных и разных согласных: бу-та-ка-ва, па-ту-пы-мо.

Одинаковых согласных и разных гласных – па-по-пу-пы, та-то-ту-ты.

Из одинаковых гласных и разных согласных – по-то-ко-мо.

Отстучать ритм (делай как я: _ _ **_ **).

В результате обследования необходимо сделать вывод о том, какое у ребенка нарушение:

Слоговой структуры

Звуконаполняемости

Или и того и другого.

Обследование интонационного восприятия и интонационного оформления высказывания (просодики).

— Восприятие интонационной стороны предложения.

— Воспроизведение интонационной стороны предложения.

— Обследование дыхательной и голосовой функции.

— Обследование речевого ритма

I. Обследование восприятия интонационной стороны предложения.

— предлагаются предложения, которые произносятся 2 раза: сначала повествовательно, потом вопросительно. Далее спрашиваем, чем отличаются эти предложения?

Инструкция: слушай внимательно, если слышишь что я тебя о чем- то спрашиваю, подними зеленую карточку, если нет – желтую.

⇐ Предыдущая7Следующая ⇒

Поиск по сайту:

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: