Картотека игр для развития активного словаря детей раннего возраста

04.08.2015,

Нормы развития речи, Статьи

Поезд «Развитие» на всех парах приближается к станции «1 Год». Локомотив-мозг тащит множество вагончиков-умений, вагончиков-знаний, не снижая скорости. Впереди новая жизнь – вербальная или речевая.

Ваш малыш уже в совершенстве овладел доречевым общением – активно использует мимику, простые жесты, лепет. Со временем в общение со взрослым дети начинают добавлять устойчивые звукосочетания, которые обозначают простые действия («ам – ам», «бай – бай», «бух»), игры («ку – ку»), предметы и игрушки («тик – так», « му – му»). С развитием общения связано и появление первых настоящих слов – призыв, просьба, обращение, указание – «мама», «папа», «дай», «тут».

Лучшие книги для детей от 1 года

Очень голодная гусеница

Международный бестселлер — книга Эрика Карла Очень голодная гусеница. В книге 24 картонные страницы и минимум текста. Рисунки авторские, своеобразные.

«Что бы такого съесть…» — думала гусеничка и пробовала поочередно разную еду, расширяя словарный запас малыша. К концу книги гусеничка объелась и совершила чудесное превращение…

Отверстия в еде (книге), через которые пролезают пальцы-гусенички, придают особый интерес для ребенка.

Книга недешева, но стоит того. Подтверждение тому — популярность «Очень голодной гусеницы» во всем мире, и в России в том числе.

За яблоками! Вкусное приключение кролика

За яблоками! Вкусное приключение кролика Клаудиа Руэда — настоящая интерактивная малышовая книжка, несмотря на на отсутствие специальных элементов в книге. Для начала книгу нужно потрясти, чтобы яблоки упали. Затем наклонить, чтобы кролику не пришлось тянуть полную тележку яблок в гору. А теперь пришло время покрутить книгу — и на пути домой появятся веселые горки!

Книга-превращение. Это не… котенок!

Это котенок? Нет, утенок! А вот и нет, попугай! Смотрите: книжка вытягивается, как платок из рукава фокусника, и в ней все в кого-то превращаются!

Разворот книги Книга-превращение. Это не… котенок!

Всего в серии «Книга-превращение» 4 книжки Елены Албул и Гвидо ван Генехтена.

Малыш, смотри

Книжка-игрушка для детей от 2 месяцев до 2 лет — с тактильными и подвижными элементами, контрастными картинками.

Книга Малыш, смотри

РАЗВИТИЕ РЕЧИ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ РЕБЕНКА

…В интересах речевого развития маленького ребенка необходимо:

1. Индивидуально обслуживать младенца по возможности одним преданным ему лицом. Подражание ребенка тем интенсивнее, речевые реакции тем богаче, чем крепче и задушевнее связь между ним и этим лицом. При коллективном воспитании надо всемерно стремиться к тому, чтобы лица, обслуживающие детей, менялись возможно реже.

2. Обеспечить детям социальное речевое окружение, соответствующее интересам их возраста, и постепенно расширять и обновлять их социальные связи.

3. Предоставлять детям условия, содействующие развитию их слуха и речевого аппарата:

а) создавать условия, поддерживающие в детях эмоциональную настроенность, обусловливающую желательные речевые реакции;

б) создавать фон тишины;

в) организованно предлагать детям слуховые восприятия, проводить с ними игры голосом.

4. Предоставлять детям возможность часто слышать речь и говорить с ними, сопровождать речью все виды обслуживания ребенка и всячески стимулировать его к активной речи.

5. Предоставить детям обстановку, которая содействовала бы развитию их восприятия и накоплению представлений:

а) сближать и знакомить детей с природой как в стенах учреждений, так и вне их;

б) дидактически соответствующим образом оборудовать помещение (окраска стен, мебель, украшение, посуда);

в) обзавестись надлежащим запасом образовательного игрового материала (игрушки, строительный материал, картины и т.п.) и заботиться о пополнении и обновлении его.

6. В интересах обогащения содержания речи детей планомерно руководить развитием их наблюдательности, заботиться о расширении круга их представлений, закреплять и осмысливать последние словами.

7. В интересах правильного формирования структуры речи и ее фонетических проявлений предоставлять дело воспитания лицам, владеющим грамотной, правильной речью и мастерством в деле методического руководства развитием речи детей.

8. Использовать игру как фактор наибольшего значения в деле развития речи детей:

а) правильно организовывать самостоятельную игру детей, обеспечив ее надлежащим помещением, игрушками и руководством;

б) планово проводить организованные игры, строго согласуя их с интересами, развитием и возрастом детей.

9. Неизменно поддерживать в детях чувство удовлетворения и по возможности ненарушаемой радости. Только при условии радостного интереса ребенка к окружающему, к тому, что мы ему предлагаем и к чему влечем, речь его будет развиваться закономерно и соответственно намечаемым нами целям.

10. «Помнить, что ребенок — это своеобразный маленький человек и, может быть, большой человек в будущем, таящий в себе зачатки многих способностей, развитие которых зависит от нас, педагогов. Стройное же, целесообразное и цельное развитие этих задатков не может иметь места без методически организованной культуры речи детей» (проф. Чулицкая).

Печатается по изд.: Тихеева Е.И.

Развитие речи детей. — М., 1981. — С. 21-23.

Г.Л. Розенгарт-Пупко

ФОРМИРОВАНИЕ РЕЧИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

Развитие детской речи в раннем возрасте делится на два периода: 1) подготовительный период и 2) период оформления самостоятельной речи.

Первый период длится с первого месяца жизни до того момента, когда начинает оформляться самостоятельная речь ребенка — до 1,5—2 лет. Подготовительный период делится на ряд этапов.

Первый этап

— эмоциональное общение — возникает на первом полугодии жизни ребенка. Здесь самое важное приобретение заключается в том, что у ребенка возникает потребность в общении со взрослым, которое вызывает у него радостные переживания: он «заражается» улыбкой, смехом взрослого. На основе эмоционального общения у ребенка развивается интерес к окружающему.

Второй этап

— понимание движений, мимики, жестов, а затем и речи взрослого — возникает на втором полугодии жизни; понимание речи быстро развивается на втором году жизни. Это — важнейший этап подготовительного периода. При помощи такого общения взрослый организует все поведение ребенка.

Очень важными подготовительными элементами в формировании самостоятельной

речи ребенка являются лепет и подражание.

Звуки, произносимые им, превращаются на втором полугодии в лепет, который, развиваясь, становится у ребенка на втором году жизни своеобразной игрой звуками и словами.

В последней четверти первого года у ребенка можно развить подражание речевым звукам и словам взрослого. Подражание особенно интенсивно развивается на втором году.

В конце первого года жизни и особенно на втором году у ребенка появляются первые осмысленные слова, но они, имея очень ограниченное применение и нестойкое значение, еще не составляют самостоятельной речи. Это – третий этап

подготовительного периода в развитии самостоятельной речи детей. <…>

…К полутора годам в области самостоятельной звуковой речи развиваются:

1. Игра звуками и словами, а также целой вереницей слов как в процессе общения со взрослым, так и в самостоятельной деятельности ребенка; эти звуки и слова не имеют еще функции речи, потому что не обладают значением.

2. Подражание речи окружающих, которое носит тот же игровой характер. В этой деятельности слова ребенка обычно не имеют значения. Он подражает с равным успехом как знакомым, так и незнакомым словам, как адресованным ему, так и услышанным в разговоре окружающих (кроме тех случаев, когда ребенок повторяет за взрослым слова в осмысленной ситуации).

3. Самостоятельное произнесение ребенком слов, имеющих значение, т.е. в осмысленной ситуации, как в качестве ответа на вопрос взрослого, так и под влиянием его собственных переживаний (например, при неожиданное появлении или исчезновении предмета).

4. Общение со взрослыми в форме выражения своих требований и желаний. При этом ребенок пользуется жестами, мимикой и некоторыми элементарными словами: дай, на, мама, няня, тетя, ам, ням-ням, а-а

; в таких случаях он тянется к лицу, к которому обращается, или к предмету или показывает на желаемое действие. Каждое, такое слово ребенка, тесно связанное с жестами, мимикой и наличной ситуацией, выполняет функцию целого предложения. Эта речь понятна только в конкретной обстановке. Лишь к концу подготовительного периода — к 1 г. 5 мес. — 1 г. 6 мес. — ребенок начинает употреблять маленькие предложения («мама, ням-ням» или «тетя, ням-ням» — при желании есть или пить). <…>

Самостоятельная речь ребенка до полутора лет должна быть отнесена к подготовительному периоду речевого развития. Это еще не настоящая речь ни по своему значению, ни по своей функции. Последнее особенно знаменатель но, ибо показывает, что у ребенка еще нет настоящей потребности в речевом общении со взрослым. Такая речь называется в психологической литературе «автономной», так как в ней не используется сложившаяся система языка окружающих.

Вместе с тем подготовительный период имеет огромное значение для дальнейшего развития речи ребенка. Уже в этом периоде неправильное воспитание может привести к педагогической запущенности, и речь таких детей будет сильно отставать в своем развитии по сравнению с речью их сверстников, воспитывающихся в нормальных условиях. <…>

Второе полугодие второго года жизни является периодом оформления самостоятельной речи ребенка и интенсивного ее развития. Быстро увеличивается словарь детей. По имеющимся данным, уже к 1 г. 8 мес. словарь достигает в среднем 100 слов, к 1 г. 9 мес. — 175 слов, а к 2 годам — свыше 300 слов. Появляются глаголы и другие части речи. Ребенок начинает употреблять предложения из нескольких слов. Появляются грамматические формы. Главное же приобретение этого периода заключается в том, что ребенок начинает, пользоваться речью во всех своих взаимоотношениях с окружающими и превращается в говорящее дитя. <..,>

С полутора лет включается третий тип общения — общение на основе самостоятельной речи ребенка. Вместе с речью он приобретает и все заключенные в языке понятия, обобщающие и дифференцирующие предметы и явления окружающего мира и явления внутреннего мира человека. Это имеет большое значение для всего психического развития ребенка.

Воспитывая ребенка, общаясь с ним с помощью речи, взрослый ставит его перед задачей активно воспринимать, запоминать, осмысливать и оценивать то, что его окружает, и его собственную деятельность. В процессе познания действительности взаимодействуют все стороны психической жизни ребенка, среди которых главную роль играет его интерес к окружающему миру, продвигающий его развитие вперед. <…>

Печатается по изд.: Розенгарт-Пупко Г.Л.

Формирование речи у детей раннего возраста. –

М., 1963. — С. 10-11; 68-69; 71-88.

Н.М. Аксарина

Книги с клапанами для малышей от 1 года

Джулия Дональдсон и Асель Шеффлер, авторы серии бестселлеров для дошколят, среди которых Груффало, Дочурка Груффало, Хочу к маме!, Улитка и Кит, Суперчервячок и других, создали серию для самых маленьких.

Разворот книги Зайка-зевайка с открытым и закрытым окошком

Это книги с окошками (клапанами) из качественного картона (12 стр) с потрясающими детскими иллюстрациями Акселя Шеффлера. Формат 16*20 см. Хрюшкины прятки, Лисьи носки

Книга с клапаном Мишка-почтальон

Самые интересные книжки с окошками — у Тони Вульфа и Эксмо.

Разворот книги 100 окошек — открывай-ка!

Интересная серия получилась у Эксмо Играем в прятки: книги на картоне с подвижными конструкциями.

Разворот книги Кажется, здесь был… динозавр! из серии «Играем в прятки»

Красивые картонные книжки с окошками получились у Эксмо-Пресс в серии книг Fisher Price Книжки с окошками.

Из книги Угадай-ка! Панда

Задвижки — еще одна вариация на тему окошек, с тем же посылом: посмотреть, что спрятано внутри.

Разворот книги Книжки-задвижки. В лесу

Серия книг Найди меня от Клевер Медиа Групп.

Разворот книги Веселые прятки

Серия книг Книжка с окошками от Феникс-Премьер.

Разворот книги Жители деревни. Книжка с клапанами

Любопытные малыши любят везде заглядывать, радуются неожиданным сюрпризам и просто обожают книжки, которые помещаются в ручках! Загляни в окошко – серия для самых настоящих исследователей! Заглядывайте в окошки вместе с вашими крошками и показывайте им мам и малышей из животного мира.

Обложка книги Загляни в окошко. Мамы и малыши

Книжки-игрушки для детей 1 года

Книжки с музыкальным блоком — одни из самых любимых малышами. На страничках книг ребёнка ждут забавные потешки, яркие картинки, а на кнопочке — известная песенка.

Книжка-Игрушка Сорока-белобока

Еще одно беспроигрышное сочетание в малышовой книжке: пальчиковая гимнастика и простой пазл для самых маленьких.

Разворот книги Веселый счет

Красивой книжкой с яркой погремушкой малыш сам сможет подержать потрясти, погреметь, а потом с удовольствием посмотрит на яркие картинки и узнает, какие бывают цвета.

Обложка книги Цвета. Книжка-игрушка

Мои первые слова. 15 книжек-кубиков. Русский язык — хороший вариант для подарка малышу. Книжки можно изучать снаружи и внутри, из них можно строить! Если со временем придется учить ребенка очень аккуратному обращению с книгами, 1 год — время исследования свойств предметов, поэтому книжки-кубики очень пригодятся!

Книга Мои первые слова. 15 книжек-кубиков. Русский язык

Развивающие книги для детей от 1 года

Существование и использование развивающей литературы для детей очень нежного возраста — вопрос довольно спорный. Но пособий существует множество. Многие довольно интересны.

В серии Авторская методика Елены Янушко очень привлекательны многоразовые карточки для лепки и рисования. Даже адресованные на возраст от 1 до 2 лет многоразовые (они ламинированные) развивающие карточки можно смело использовать весь дошкольный период, усложняя задания. Примеры заданий с использованием различных техник видны на самой карточке, что очень удобно.

Примеры Многоразовых развивающих карточек. Лепка для малышей от 1 года до 2 лет

Хрестоматийными становятся Альбомы развития речи С. Батяевой. По сути это один Большой альбом по развитию речи, разделенный на три части по возрастам. Но при желании для ознакомления можно купить каждую часть отдельно. Например, Альбом по развитию речи для самых маленьких.

Разворот из Альбома по развитию речи Батяевой

В Серии книг Fisher Price Обучалки-развивалки есть интересные книжки с самыми первыми лабиринтами для пальчиков, начальному этапу формирования в далеком будущем навыков письма. Страницы здесь картонные, а лабиринты прорезаны в бумаге. Таким образом маленький пальчик легко исследует все повороты и изгибы.

Разворот книги Fisher Price. Книжки-дорожки. Верные друзья

Показатели речевого развития детей второго года жизни

Второй год жизни – самый ответственный год в развитии речи, так как с него начинается собственно речевой период, когда растет активный словарь, формируется грамматический строй, начинает складываться правильное звукопроизношение.

Понимание речи

В первом полугодии второго года жизни наиболее бурно развивается понимание речи и совершенствуется речевой слух. Малыш может узнать среди группы предметов знакомый ему предмет, найти на картинке кошку, собачку и других животных. В это же время он может показать, где у него глазки, де носик и т.д. Получает дальнейшее развитие способность детей к подражанию действиям, интонациям.

Рост активного словаря

В первые месяцы второго года жизни начинает накапливаться активный словарь. Рост словаря, как и усвоение грамматического строя, находится в прямой зависимости от условий жизни и воспитания, и индивидуальные вариации здесь более велики, чем в какой-нибудь другой сфере психического развития. По данным Ш.Бюлера, полученным после изучения роста словаря тридцати детей в возрасте от 1 года до 4 лет, максимальное количество слов в 1 год составило 58, а минимальное – 3; в 2 года эти показатели были соответственно 707 слов и 27 слов (см. таблицу 1).

Таблица 1

Возраст детей Максимальный словарь Минимальный словарь
1,0 – 1,2 58 3
1,3 – 1,5 232 4
1,6 – 1,8 383 14
1,9 – 1,12 707 27
2,0 – 2,3 1227 45

Существующие в психологической литературе данные о развитии словаря свидетельствуют о том, что в первом полугодии происходит небольшой рост (от 3 слов в один год до 40 к полутора годам), сменяющийся бурным ростом во втором полугодии (1 год 9 месяцев – 118 слов, 2 года – 300 слов). Подробные данные о росте словаря содержаться в таблице 2.

Таблица 2

Возраст детей Число слов Прирост слов
1,0 3
1,3 19 16
1,6 22 3
1,9 118 96
2,0 272 154
2,6 446 174
3,0 896 450
3,6 1222 326
4,0 1540 318
4,6 1870 330
5,0 2072 202

Слово при первом усвоении обозначает для ребенка название только данного, единичного предмета. Для детей, начинающих говорить, слова «мама, стульчик, мячик» — такие же имена собственные, как Маша, Саша. Это нулевая степень обобщения. В течение второго года жизни дети при помощи чувственного восприятия конкретного предмета выходят на первую степень обобщения, то есть начинают понимать нарицательное значение слова. Для этого ребенку необходимо не только видеть предмет, но и трогать его руками, двигать, нюхать, пробовать на вкус. Активное чувственное восприятие предмета облегчает ребенку не только запоминание слова-наименования этого предмета, но и усвоение этого наименования как обобщенного названия всех предметов данного класса: стол – это не только стол в данной комнате, но и любой другой стол.

Глаголы и прилагательные не имеют нулевой степени обобщения. Ребенок совершает конкретные действия с предметом, видит, как такие же действия совершают другие люди, и усваивает их названия.

Ребенок видит один и тот же цвет, форму, размер у разных предметов и начинает понимать, что одно и то же название цвета, формы, размера может относиться к разным предметам, то есть он начинает осознавать обобщенный смысл прилагательных.

Формирование грамматического строя речи

Необходимо заметить, что словарный запас является лишь строительным материалом, с помощью которого можно построить предложения, служащие целям общения и познания действительности. В развитии речи ребенка второго года жизни усвоение грамматического строя речи является не менее актуальным, чем накопление словаря.

Грамматический строй языка формируется поэтапно.

Первый период — Согласно периодизации, предложенной А.Н.Гвоздевым, возраст от 1 года 3 месяцев до 1 года 10 месяцев называется периодом предложений, состоящих из аморфных слов-корней. В свою очередь, он делится на 2 этапа: этап однословных предложений (1 год 3 месяца – 1 год 8 месяцев) и этап предложений из нескольких слов-корней (1 год 8 месяцев – 1 год 10 месяцев).

Первые слова-предложения не имеют грамматической формы. Для уточнения значения ребенок использует жесты, интонацию.

Второй период – от 1 года 10 месяцев до 3 лет. Это период усвоения грамматической структуры предложения, связанный с формированием грамматических категорий и их внешнего выражения. Он характеризуется быстрым ростом разных типов простых и сложных предложений. В пределах этого периода намечаются стадии:

— появление первых форм (1 год 10 месяцев -2 года 1 месяц);

— использование флективной системы русского языка для выражения синтаксических связей (2 года 1 месяц – 2 года 3 месяца);

— усвоение служебных слов для выражения синтаксических отношений (2 года 3 месяца – 3 года).

Третий период – от 3 до 7 лет. Это период усвоения морфологической системы русского языка.

Рассмотрим подробнее основные этапы развития грамматического строят речи детей от 1 года до 2 лет.

Этап однословного предложения

Аморфные слова чаще всего состоят из одного слога, в большинстве случаев ударного: «ба» — собака, «ко» — молоко, «пу» — капуста и т.д. Также много звукоподражаний: «би-би» — машина, «ав-ав» — собачка, «мява» — кошка. Ребенок часто одним словом обозначает разные вещи, имеющие общий признак. Так, словом «кыль-кыль» ребенок называет нож, карандаш, меч (все колючее). Словом «апа» малыш может называть все, что надевают на голову: косынку, шапку, кепку, шляпу; словом «ффуу» — спички, печку, примус, электрическую лампочку. Такие слова имеют очень расплывчатое значение. По мере того как накапливается опыт, ребенок учится различать предметы, и у него в активном словаре появляются новые слова.

Первые слова несут не только номинативную функцию, то есть называют предметы, но и одновременно обозначают действия, которые нужно производить с этими предметами, то есть являются одновременно предложениями. Слово «би-би» обозначает не только «Машинка», но и сказанное с требовательной интонацией и усиленное жестами «дай машинку!»

Этап предложений из нескольких слов-корней

Малыши используют слова-предложения примерно до 1 года 8 месяцев. Затем начинается этап фразовой речи: этап предложений из нескольких слов-корней (от 1 года 8 месяцев до 1 года 10 месяцев).

Многие дети гораздо раньше начинают пользоваться фразовой речью. Например, у девочки в 1 год 1 месяц отмечено появление фразовой речи: «Баю-ляля» — укачивала куклу.

Слова в таких предложения не связаны грамматически, глаголы часто являются звукоподражаниями: «бай-бай» — спать, «Бух» — упал, «Куп-куп» — купаться и т.д. Много глаголов повелительного наклонения («дай», «Неси»). Вот примеры таких предложений: «ляля бух» (маленькая девочка упала), «папа ам» (папа ест), «кука бай-бай» (кукла заснула) и др.

Второй период – время усвоения грамматической структуры предложения

В возрасте от 1 года 10 месяцев до 2 лет 1 месяца происходит возникновение первых форм слова. Этот период резко отличается от первого периода. Действительно, фраза начинает оформляться грамматически, в соответствии с законами языка, а не способом простого приставления слов к друг другу.

Первыми формами существительных, которые появляются в речи, являются формы множественного числа с окончаниями –и, -ы: «толь-толи» (стол-столы), правда, окончание – ы звучит как – и, так как последний согласный корня произносится мягко; винительного падежа с окончанием – у («дать куку» — куклу); предложного падежа с обозначением места и окончанием – е, но без употребления предлогов («толе» — на столе).

Наиболее распространенными формами глаголов являются повелительное наклонение («дай, «возьми») и 3 лицо единственного числа настоящего времени («тоить» — стоит).

Появляются первые прилагательные, чаще мужского и женского рода: «белиль» — белый, «чёняя» — черная.

В это время фраза состоит уже из 3-4 слов, она имеет некоторое грамматическое оформление, так как дети умеют согласовывать существительное с глаголом «Катя сидить» — Катя сидит), а также правильно употреблять винительный падеж в качестве прямого дополнения («Дядя ыбку овить» — дядя рыбку ловит). Себя дети называют в 3 лице по имени, хотя возможно появление местоимения «я» уже на втором году жизни. Кроме этого, есть много свидетельств более раннего употребления различных форм глаголов: первого лица единственного числа («хочу»), третьего лица единственного числа прошедшего времени («Ляля кусяля – Ляля кушала), будущего времени («Папа будеть титать» — Папа будет читать). Малыши, опережающие в развитии речи своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь речи своих сверстников, в 2 года могут уже почти не иметь аграмматизмов в речи, овладевают системой окончаний, включают в речь предлоги и начинают практически овладевать словообразовательными моделями. Но тем не менее их речь еще остается очень несовершенной в силу несформировавшегося звукопроизношения.

Развитие произносительных навыков

В период с одного года до двух лет темпы нормализации звукопроизношения отстают от темпов овладения словарем и грамматическим строем. Можно сказать, что ребенок в это время занят другим. Причины искаженного звукопроизношения в том, что артикуляционный аппарат двухлетнего ребенка еще не совершенен.

В начале второго года жизни ребенок правильно произносит несколько звуков: гласные А, У, И, О и согласные Б, П, М. Остальные звуки заменяются близкими по артикуляции, более легкими в произнесении. Причем большинство этих звуков-заменителей русскому языку не соответствует и позже утрачивается. Надо сказать, что все звуки речи проходят через систему заменителей, следовательно, этап неправильного звукопроизношения свойственен всем детям в определенное время (так называемое физиологическое косноязычие).

Последовательность усвоения звуков русского языка подчиняется общим правилам и в норме не имеет исключений. Свистящие звуки усваиваются в произношении лишь после появления язычно-зубных смычных Т, Тˊ. На основе свистящих усваиваются шипящие согласные. Твердые Б, П, М, В, Ф, появляются раньше парных мягких, а твердые Т, Д, Н, Л – после парных мягких.

В течение второго года жизни в речи детей появляется в правильном произнесении примерно половина звуков русского языка.

К полутора годам ребенок четко произносит гласные звуки А, И, О, У, Э, согласные Б, П, М, Й, К, Г. Из гласных отсутствует звук Ы.

В два года речи детей преобладают мягкие звуки, они произносятся на своих местах и служат заменителями твердых согласных звуков. В соответствии с возрастной нормой звуки произносятся следующим образом (см. таблицу 3):

Таблица 3

Звук-заменитель Заменяет звуки Детское произнесение Нормальное произнесение
С´ С, Ш, Щ Сяньки

Сяпка

Ясик

Санки

Шапка

Ящик

З´ З, Ж Зяйка

Зюк

Зайка

Жук

Т´ Т, Ц,Ч Тяпки

Тяй

Палеть

Тапки

Чай

Палец

Л´, Й Л, Р, Р´ Люк, юк

Ляк, як

Лепка, епка

Лук

Рак

Репка

Возрастной нормой является также опускание сонорных звуков: «ыба» вместо «Рыба», «пахая» вместо «плохая», «тамвай» вместо «Трамвай». Из твердых звуков начинают произноситься В, Ф, Х, а у части детей и Т, Д, Н. произношение даже имеющихся в речи звуков пока неустойчивое, ребенок может произносить одно и то же слово по-разному, заменяя трудный звук то одним, то другим заменителем или правильно употребляя звук.

Произношение слов со сложной слоговой структурой

В процессе развития активного словаря ребенок осваивает не только простые по структуре слова, состоящие из одного или из двух слогов. Многосложные слова тоже используются детьми, но, в силу несовершенства звукопроизношения, произносят их дети искаженно, с пропусками слогов, звуков, недоговариванием окончаний. Дети упрощают, укорачивают слова, «подгоняют» их под свое несовершенное произношение. Ждать, пока он научится говорить многосложное слово, ребенок не хочет, если ему нужно обозначить словом знакомый ему предмет или действие. Поэтому в речи детей появляются слова6 «клудась» — карандаш, «пимаю» — понимаю и т.д.

Итоги второго года жизни

  1. Дети понимают обозначаемые на простых сюжетных картинках действия и предметы.
  2. Выполняют просьбы взрослых, состоящие из двух частей.
  3. Понимают значение пространственных предлогов (положи на стол, сядь на диван).
  4. Понимают обобщающее значение наименований однородных предметов (любой стул – это стул).
  5. После 1,5 лет начинают задавать вопросы: «как это называется?», «Что это?».
  6. К 1,5 годам в активном словаре ребенка насчитывается около 50 слов, а к 2 годам – 200 -400 слов, преимущественно существительных, обозначающих предметы игровой и бытовой тематики, а также глаголов, обозначающих простые действия.
  7. Речь аграмматична. Пользуются фразой из 2-4- слов, согласуют глаголы 3 лица единственного числа настоящего времени с существительными, используют формы некоторых падежей; появляется первое лицо глаголов и местоимения «я».
  8. В речи много глаголов в повелительном наклонении.
  9. Характерно неправильное звукопроизношение большинства звуков родного языка (этап физиологического косноязычия).
  10. Неустойчивое произношение многих слов: звук то выпадает, то заменяется, то произносится верно.
  11. Нарушена слоговая структура многосложных слов (упрощение структуры путем опускания слогов из середины слова).
  12. У части детей слабый, тихий голос.

Мы рады помочь Вами и Вашим детям!

Развивающие книги с многоразовыми наклейками

Прекрасные книги с многоразовыми наклейками в категории 1+ выпускает издательство Стрекоза. Есть сразу несколько интересных серий с плотными глянцевыми листами и действительно многоразовыми наклейками.

Разворот издания Мои первые наклейки 1+ «Фрукты и ягоды«

Задания в книгах категории 2+ этой серии не особенно сложнее, чем в книгах 1+.

Разворот книги Мои первые наклейки 2+. В лесу

Разворот брошюры Первые наклейки для малышей. Домик поросенка

Из книги Кружочки с многоразовыми наклейками. Выпуск 4

У Елены Ульевой и издательства Феникс-Премьер хорошая серия Наклейки для малышат — задания интересные, но качество наклеек хуже, чем у «Стрекозы».

Развивающая книжка с наклейками для детей 1 года Мое тело

Красивая серия №Большие наклейки для маленьких ручек№ у Эксмо-Пресс. Только наклейки, к сожалению, не многоразовые.

Разворот книги Я играю

Визуальные словари для малышей

Первые книги для малышей — визуальные словари очень важны для формирования как активного, так и пассивного словарного запаса ребенка. Визуализация слов и терминов — прекрасная идея для детской книги.

Большая подборка визуальных словарей для самых маленьких здесь.

Мой первый словарик

Очень наглядная книга — словарик для самого маленького читателя большого формата (30*24) с картонными страницами (12 стр). «Мой первый словарик. Первые книжки малыша» иллюстрирована Клэр Фроссар — картинки очень понятные и простые.

Разворот книги Мой первый словарик. Первые книжки малыша

Моя первая книга. Самая любимая. От 6 месяцев до 3 лет

Супер-бестселлер на многих книжных сайтах, книга Моя первая книга. Самая любимая. От 6 месяцев до 3 лет издательства Белый город. На некоторых страницах качество печати страдает, многие иллюстрации несовременны, тем не менее факт, что детям книжка нравится. Тем в книге затронуто очень много. Важно, что тут не только предметы (существительные), как во многих визуальных словарях, но и глаголы, и прилагательные.

И несомненный плюс — отсутствие алфавита, которые видимо многие издатели помещают в подобные книги «до кучи». Но изучение букв лучше начинать по отдельному пособию.

Разворот книги Моя первая книга. Самая любимая. От 6 месяцев до 3 лет

Как происходит формирование речи ребенка и в каком возрасте

Становление речи у ребенка первого года жизни представляет собой условно-рефлекторный процесс. При нормальном речевом общении ребенка с окружающими речевые связи образуются путем подражания и рефлекторного повторения – физиологической эхолалии (вы говорите «это дом», ребенок повторяем «ом?»). Для того чтобы ребенок начал говорить, у него должны достигнуть определенного уровня развития речевой аппарат, слух, а также органы артикуляции (ну и готов как к таковой психической функции — речи).

Первый год — это доречевой период. Он — подготовительный в развитии детской речи и делится на четыре этапа: I этап — 0–3 месяца — характеризуется развитием эмоционально-выразительных реакций; II этап — 3–6 месяцев — время появления голосовых реакций, гуления, лепета; III этап — 6—10 месяцев — начало развития понимания речи, активного лепета; IV этап — 10–12 месяцев — время появления первых слов. Некоторые специалисты считают, что есть пять этапов: 0–1 месяц, 1–3 месяца, 4–6 месяцев, 6–9 месяцев, 9—12 месяцев.

Сначала ребенок начинает кричать — это у него получается рефлекторно. К 2-3 месяцам появляются эмоциональные модуляции: оттенки недовольства или, наоборот, счастья.

До двух месяцев мама может понять интонации только в нескольких вариантах: крик, плач, плач и крик. Во время крика ребенка активизируются специфические зоны коры головного мозга. При крике он слышит свой голос, импульсы достигают слухоречевых и речедвигательных зон коры головного мозга и передаются органом артикуляции, постепенно давая им толчок к развитию.

В 2–4 месяца жизни у ребенка появляются короткие звуки — гуканье, а затем и гуление. У них нет никакого смысла, но есть четкая интонация, с помощью которой он привлекает внимание родителей. Затем добавляются другие интонации, которые ребенок снова транслирует в мир.

Полноценное общение с ребенком в первые месяцы жизни стимулирует корковый и периферический отделы слухоречевого анализатора, а ответные голосовые реакции малыша, вызванные по подражанию, развивают речедвигательный анализатор.

Первые 4–5 месяцев жизни ребенка считаются периодом псевдоречевых звуков: у малыша нет артикуляции. К шести месяцам поток «речи» распадается на отрезки, состоящие из нескольких слогов (период лепета), и чаще дети акцентируются именно на первом слоге. По мнению разных специалистов лепет рассматривается как игра самим процессом произнесения звуков или как продукт подражания речи окружающих.

Физиологическая эхолалия, проявляющаяся в повторении слогов, а затем и слов, предшествует пониманию слов и их произнесению. Об этом мы уже говорили. Вначале в лепете ребенка появляются гласные звуки «а», «э» — они наиболее легкие для произношения. В результате совершенствования мышц рта и челюсти у ребенка появляется возможность говорить затем следующие слоги в период лепета: па, пу, та. К шести месяцам ребенок начинает обозначать предметы и действия (мам, ма, бу, гу), а к семи месяцам звуками он обозначает потребности, действия, явления.

Наиболее интенсивный процесс накопления звуков лепета происходит в течение седьмого месяца жизни. Затем процесс накопления звуков замедляется. В возрасте 7–8 месяцев и до года артикуляция практически не развивается, но ребенок начинает понимать речь — через интонацию, ритм и так называемый «общий контур слова».

В 8-9 месяцев ребенок строить целые лепетные цели из стереотипных вокализаций, например, о-а-о-ап. Затем появляются сочетание слогов: тя-ав-ши. А к 10 месяцам — те-тя-те.

Именно в этом возрасте ребенок начинает быть более коммуникативным, ему все интересно, растет мотивация. И именно в этом возрасте наиболее эффективно обращать взрослому внимание на окружающую действительность с эмоциональной реакцией: «Это зеленое дерево (акцент на цвет, например). Сейчас лето! Светит солнце (жест на солнце)». Ребенок начинает подражать взрослому, может уже лепетать так, что это больше похоже на слова.

К концу первого года жизни, в результате игровой деятельности, эмоциональному взаимодействию с родителями, ребенок говорит слова, состоящие из одинаковых парных слогов: баба, мама, папа, тятя (тетя/дядя), гав-гав (через звукоподражание название предмета).

Правда, сама динамика овладевания детьми звуковой стороной речи пока малоизучена. Ученые лишь понимают, почему и как происходит уже изученные процессы. Но как конкретно вовлекается мозг лишь еще изучают.

В итоге, к концу первого года жизни у здорового ребенка появляются импрессивная (предпосылки к пониманию речи) и экспрессивная (собственная доречевая активность) речь, развивается игровая деятельность. Ребенок начинает самостоятельно передвигаться. На этом заканчивается доречевой период. Затем происходит совершенствование и дальнейшее развитие всех сторон речи.

Поэтому если к двум годам у вас речь развита так, как описано здесь на период к развитию в год — это огромный повод обратиться к специалисту: нейропсихологу и логопеду-дефектологу, который занимается растормаживанием речи.

Стихи для детей от 1 года

Классическая подборка детских поэтов всем известна — это Чуковский, Маршак, Михалков, Барто, Лагздынь. Ясные ритмичные строки. Но и среди классиков более и менее удачные издания.

Стихотворения из цикла «Игрушки» Агнии Барто с классическими иллюстрациями Ю. Молоканова. Издание из плотного глянцевого картона с вырубками, из серии Книжки-лесенки для малышей.

Разворот книги Игрушки Агнии Барто

Сказки для малышей 1 года

Сказки для самых маленьких — это народные цикличные сказочки вроде «Репки», «Теремка» и т.д. Выбор тут огромен — от скромных дешевых брошюр до крупных сборников, иллюстрированных признанными мастерами жанра.

Своеобразным «маст-хэвом» я бы назвала проиллюстрированные Ю.Васнецовым сборники народных сказок. Он отрисовал и ряд потешек, народных песенок, любимых народных и авторских сказок. Иллюстрации чудесные — волшебные, детские, неповторимые.

Книги с иллюстрациями Васнецова Юрия Алексеевича

Первый год жизни ребенка.

Новорожденный не умеет произносить звуки, но может сообщить о своих потребностях плачем. Это один из первых эффективных способов общения малыша с окружающими его людьми.

Исследователи детской речи различают три типа плача: малыш проголодался; малышу больно; малышу скучно, он хочет общаться. Примерно с двух месяцев кроха начинает издавать звуки (вокализировать), когда с ним беседует взрослый, он улыбается и радуется появлению родителей.

В 3-6 месяцев

малыш гулит, много раз повторяет одни и те же звуки, визжит, смеется, внимательно смотрит в лицо взрослого и пытается копировать движения его губ.

В 6-9 месяцев

ребенок издает звуки ммм, ссс, а также слоги, похожие на ма, ба, ла.

В 9-12 месяцев

малыш произносит, точнее, имитирует, цепочки слогов (ма-ма, да-да), подражает покашливанию, цоканью.

Примерно в 12-14 месяцев

многие дети осмысленно произносят два слова.

Малыш с самого рождения способен воспринимать человеческую речь и различать голос мамы. В 5-12 месяцев большинство детей начинают лучше понимать речь.

Шестимесячный ребенок реагирует на свое имя: оживляется, улыбается, начинает двигаться или вокализировать.

В 6-8 месяцев

кроха реагирует на слова взрослого: он тянет ручки, когда мама говорит «Иди ко мне!»

В 8-9 месяцев

ребенок понимает запрет (слово нельзя) и прекращает делать то, что не нравится взрослому.

Девяти-десятимесячный малыш выполняет простые указания типа «Дай мне!»

В 9-12 месяцев

ребенок узнает названия знакомых предметов, понимает жест «пока-пока».

Второй год жизни ребенка

На втором году жизни ребенок начинает говорить.

Он понимает значительно больше слов, чем может произнести, причем не только слова, но и словосочетания, простые просьбы (например, «Покажи киску», «Дай мячик» и др.). К концу второго года жизни ребенок знает названия некоторых предметов и действий. Малыш издает разнообразные звуки и звукосочетания, более уверенно произносит слоги и слова, выражает свои желания жестами и мимикой.

В этом возрасте дети пытаются активнее общаться со взрослыми: ребенок слушает то, что ему говорят, и отвечает на своем «языке». Ответная «речь» малыша эмоционально и интонационно окрашена. По интонации вы можете понять, о чем вам «рассказывает» кроха: об увиденной на улице машине, о собаке, которая громко лаяла и т. п. Часто дети повторяют за взрослыми не слово целиком, а только его окончание, первый звук или слог: ки вместо киса, ать вместо дать и т. п.

Двухлетний малыш

часто повторяет много раз вопрос об одном и том же предмете («Что это?»), даже если вы ответили ему. Это может означать, что ребенку нравится ваше внимание. Дети с удовольствием произносят слова и радуются тому, что могут с вами «беседовать».

К двум годам малыши начинают понимать, что слова, обозначающие названия знакомых предметов, относятся также к предметам в книжках, на фотографиях. По вашей просьбе ребенок может показать, где нарисована собачка, банан, мячик. Кроха уже понимает, что игрушечный стул, стол и другие предметы называются так же, как и настоящие.

Третий год жизни ребенка

В этом возрасте ребенок задает взрослому много вопросов: «Почему?», «Где?», «Зачем?» Малыш еще не умеет четко произносить звуки. Он смягчает многие согласные звуки: говорит сям вместо сам, коза превращается в козя, а машинка — в ма-синку и т. д. Некоторые звуки ребенок заменяет другими (вместо [ш] произносит [с]) или пропускает трудные звуки.

Рассматривая книжки, ребенок называет знакомые картинки {мышка, собака и др.). Понравившуюся книжку дети обычно просят читать много раз. Слушая короткие стихи, которые читают родители, кроха может спонтанно повторить последнее слово или слог в стихотворной строке. Это «умение» малыша можно использовать, чтобы развивать его речь.

Играя с игрушками, ребенок часто разговаривает сам с собой, озвучивает свои действия и дает им оценку (машинка би-би, бах — упала). Кроха понимает двухступенчатую просьбу, с которой к нему обращаются взрослые. Например: «Пойди в комнату и принеси мячик»; «Если съешь кашу, я дам тебе конфету». Теперь малыш не только понимает речь взрослого, но и запоминает то, что ему говорят (слухоречевая память).

Наверх…

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: