Гимнастика для лингвистов: комплекс для правильного произношения


Упражнения для губ

«Улыбка»

Если у малыша губы зажаты, напряжены, самое лучшее упражнение — это «Улыбка».

Нужно просто растянуть губы в улыбке, можно со звуком: «и-и-и» и удерживать 3-5 секунд, зубы при этом стоят друг на друге в положении
«Заборчик».

«Трубочка»

«Трубочка»

— губы вытянуты вперед, можно со звуком «у-у-у», при этом вырабатывается и закрепляется движение губ вперед. Можно сопровождать упражнение стихотворением:

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет,

Губки в трубочку сложи

И слоненку покажи.

А затем попеременно «Улыбка»-«Трубочка

» со звуками «иу-иу-иу». Так укрепляются боковые мышцы рта, важно при этом, чтобы плечи и шея были не напряжены.

«Окошко»

Для укрепления круговой мышцы рта и активизации верхней губы хорошо делать упражнение «Окошко»:

зубки ставим друг на друга, открываем и закрываем рот, снова соединяя зубы. Так мы учим ребенка держать рот щироко открытым. Можно это упражнение делать в игровой форме, показывая ребенку, как скалится волк и стучит зубами. Это упражнение полезно также и в целях профилактики дисграфии. Так как в первом классе, когда ребенок только осваивает письмо, он проговаривает шепотом все звуки и незаметно контролирует движение рта, губ, языка, переводя акустический и кинестетический образ звука в графему. При произнесении отдельных гласных звуков («а», «о») челюсть опускается вниз.

«Ниточка»

«Ниточка»

также укрепляет круговую мышцу рта и учит плотно сжимать, а потом разжимать губы, эффект — напряжение, расслабление. Закрыть рот и с силой сжать губы, контролировать, чтобы губы стояли симметрично друг на друге, зубы не выпячивались и не прикусывали нижнюю губу.

Даже для ленивых: топ-10 сайтов, чтобы выучить иностранный язык

Разработчики приложений и языковых курсов делают все, чтобы вы могли реализовать школьные планы «доучить английский» буквально играючи и за каких-нибудь 10 минут в день.

Sputnik составил топ ресурсов по изучению иностранных языков онлайн. Подбирали как для себя: даже если у вас нет свободного времени или просто лень, все равно найдете, что скачать.

BBC learning English: без отрыва от новостей

За 75 лет существования образовательного проекта BBC там скопились огромные объемы бесплатных материалов на английском языке и про английский язык.

Иконки приложений соцсетей на экране планшета

© Sputnik / Наталья Селиверстова

Лучшие приложения для изучения иностранных языков

Авторы проекта не просто учат современным идиомам, но и предлагают читать и слушать современные тексты. В записанных диалогах обсуждают машинное обучение, онлайн-мошенничества и вред кофейных стаканчиков для экологии.

Если времени совсем нет, учитесь по рубрике «английский за шесть минут». Похоже на школьное аудирование, которое развивает навык восприятия речи на слух. И да, каждый ролик – немногим длиннее шести минут.

Даже если просто подписаться на Twitter проекта, можно неплохо подтянуть язык – там учат английские идиомы, а еще обсуждают новости – само собой, новости BBC. В приложении для смартфона есть все основные уроки, которые представлены на сайте.

Подобные проекты есть для многих европейских языков – с Deutsche Welle, например, можно учить немецкий.

Coursera: для основательных

Coursera задумывалась как альтернатива традиционному обучению. Освоить программу университетского языкового курса благодаря этому образовательному проекту можно онлайн.

Все будет по-настоящему – видеолекции, преподаватели, домашние задания, тесты, даже однокурсники. Выбирая курс, заранее будете знать, сколько часов потребуется для его прохождения и какие навыки получите, если будете прилежно учиться.

Есть и теоретические курсы, и прикладные. Можно, например, научиться правильно составлять резюме и общаться с эйчарами на выбранном языке, освоить американский акцент или поучиться писать художественную прозу.

Девушка читает книгу на английском языке, архивное фото

© CC0 / Pixabay / ThoughtCatalog

Девушка читает книгу на английском языке, архивное фото

Некоторые курсы доступны только для обладателей платной подписки, но они же смогут получить и сертификат об окончании обучения. Как и в традиционном университете, студент может обратиться за финансовой помощью – если заплатить нет возможности, а пройти курс очень хочется.

Memrise: если нет времени, чтобы объясняли

Учебная платформа для тех, у кого есть свободные полчаса на учебу в дороге. За это время с приложением Memrise можно неплохо пополнить словарный запас.

Новые слова буквально «въедаются» в память после многократного повторения. Создавали Memrise нейробиолог из Принстона Грег Детре и американец с феноменальной памятью Эд Кук.

В каком-то смысле приложение выполняет функцию строгого учителя – запоминает, что для вас оказалось самым сложным, и «гоняет» по теме.

Можно освоить и правильное произношение. В кратких видеороликах слова и фразы произносят носители языка. Есть и отдельное Memrise-сообщество, там пообщаться можно с носителями языка и с авторами самих курсов. Можно посмотреть, кто из друзей в   уже учится c Memrise и какого уровня они достигли – на случай, если вам веселее учиться, соревнуясь.

Испанский язык

© CC0 / pixabay / sgrunden

Что вы не знаете об испанском языке?

В качестве приятного бонуса – интерфейс. Авторы предлагают представить, что изучение языка – это космическая одиссея. Пополняя словарный запас, осваиваете другие планеты и взлетаете все выше.

Italki: живое человеческое общение за деньги

Сайтов и приложений, с которыми можно поработать над устной речью и пообщаться с носителями языка, довольно много. Но большинство из них превращаются в платформы для знакомств.

Если ничего, кроме хорошего акцента, вам от собеседника не нужно, попробуйте социальную сеть Italki. Здесь можно найти репетитора, изучить его расписание и тут же записаться на свободное время. Некоторые репетиторы предлагают бесплатный пробный урок или дают на него скидку.

Можно изучить послужной список репетитора – информацию о его образовании и отзывы учеников. Если ищете вариант подешевле, выбирайте не профессионального репетитора, а обычного энтузиаста – носителя языка. Такие здесь тоже есть.

Авторы Italki говорят, что 19 часов изучения языка с их репетиторами равноценны одному семестру в колледже. Такой вывод сделали исследователи Нью-Йоркского университета, которые на примере курса испанского языка оценили эффективность шести популярных приложений.

Duolingo: персонализированное обучение

Немного искусственного интеллекта языковым платформам не повредит. Начинать обучение на Duolingo придется с теста – меньше чем за пять минут здесь определят ваш уровень и выберут, с чего начать обучение.

В этом проекте много внимания уделяется развитию навыков письма и чтения, а вот разговорную речь с Duolingo тренировать сложнее.

В течение всего времени занятий Duolingo следит за вами, запоминает, какие задания оказались самыми сложными, и исходя из этой информации формирует новые. Получается персонализированный курс.

Пользователь за компьютером

© CC0 / Pexels

Пользователь за компьютером

В том же исследовании, где Italki стоит на первом месте, на второй позиции разместился как раз Duolingo – 34 часа на этой платформе дают столько же навыков чтения и письма на иностранном языке, сколько можно получить за 130 часов начального курса в американском вузе.

В конце концов, Duolingo – это достаточно весело. Здесь есть внутриигровая валюта «линготы», их можно тратить или дарить другим пользователям. А для тех, кому одних линготов для веселья мало, как раз тестируется курс клингонского языка.

Lingq: больше никаких скучных текстов

Принцип учебы у авторов этого проекта звучит очень заманчиво – просто окружите себя контентом, который вам нравится.

Учиться можно на YouTube-роликах, книгах, статьях, текстах песен, подкастах, даже на электронных письмах. Авторы проекта предлагают выбирать интересную для вас тему – например, культура или путешествия – чтобы читать и слушать нескучные материалы на иностранном языке.

В процессе можно зарабатывать очки, которые позже тратить на помощь профессиональных педагогов. Они и поговорят с вами вживую, и проверят письменную работу. Можете и сами поработать преподавателем и заработать за это очки.

Forvo: избавляет от смешного акцента

Если на словарный запас не жалуетесь, самое время поработать с акцентом. Платформу создали больше десяти лет назад. У Forvo ничего лишнего – только 5 миллионов слов в исполнении носителей 370 языков мира.

Книги, архивное фото

© CC0 / Pixabay / Pexels

От Гарри Поттера до Государя: лучшие книги мира в переводе на белорусский язык

Есть любопытные разделы – например, перед «Октоберфестом» можно почитать, как произносить названия сортов пива. Если следите за «Формулой» – послушайте, как звучат имена гонщиков. Как произносятся фамилии актеров из ситкома или дизайнеров на «Недели моды» – за всем этим на Forvo.

Ценители могут послушать, чем отличается британское и американское произношение.

Lyricstraining: учиться с наушниками в ушах

Авторы приложения Lyricstraining предлагают учиться, не выключая музыку. По такому принципу учат иностранные языки подростки, и он работает.

Все просто. Выбираете любимую песню, определяете свой уровень знаний языка и получаете задание – распознать текст на слух и вставить пропущенные слова.

В приложении доступны песни на тринадцати языках. Глубоких знаний с ним вы не получите, но, если только что закончили слушать видеолекцию на Coursera, самое время послушать немного Эда Ширана.

Eslnotes: выучил язык, пока смотрел кино

В Eslnotes собрана огромная база материалов-приложений к классике американского кино. Главное достоинство – краткий глоссарий с пояснениями слов и выражений, которые на экране перевели бы как «игра слов».

«Волшебник страны Оз», «Когда Гарри встретил Салли», «Энни Холл», «Неспящие в Сиэтле» – все, что вы хотели пересмотреть в оригинале, но боялись, что субтитров будет мало. Благодаря размещенным в Eslnotes материалам шутки Вуди Аллена станут понятнее.

Режиссер Вуди Аллен

© Sputnik / Екатерина Чеснокова

Режиссер Вуди Аллен

Eslnotes – ресурс очень скромной наружности с огромным сердцем полезного контента внутри.

Rosetta Stone: если не любите словари

Это одна из самых расхваленных программ для изучения языка.

Rosetta Stone комбинирует текст, картинки и звук, учит запоминать и слова, и грамматику интуитивно, без словарей. Авторы проекта уверяют, что таким же образом человек осваивает свой первый, родной язык. Rosetta Stone умеет распознавать устную речь, так что с ней можно поработать и над акцентом.

Работает на любом девайсе, урок занимает 10 минут – то есть и влезет в самое плотное расписание.

Название «Розетты Стоун» отсылает к Розеттскому камню, который помог ученым расшифровать древнеегипетский язык. Главный минус – никаких бесплатных курсов здесь нет.

Динамические упражнения для языка

«ЧАСИКИ», «МАЯТНИК»
. Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет педагога к уголкам рта.
«ЗМЕЙКА»
. Рот широко открыт. Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать в глубь рта.
«КАЧЕЛИ»
. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
«ФУТБОЛ», «СПРЯЧЬ КОНФЕТКУ»
. Рот закрыт. Напряженным языком упереться то в одну, то в другую щеку.
«ПОЧИСТИТЬ ЗУБЫ»
. Рот закрыт. Круговым движением языка обвести между губами и зубами.
«КАТУШКА»
. Рот открыт. Кончик языка упирается в нижние резцы, боковые края прижаты к верхним коренным зубам. Широкий язык «выкатывается» вперед и убирается в глубь рта.
«ЛОШАДКА»
. Присосать язык к нёбу, щелкнуть языком. Цокать медленно и сильно, тянуть подъязычную связку.
«ГАРМОШКА»
. Рот раскрыт. Язык присосать к нёбу. Не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть.
«МАЛЯР»
. Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого нёба.
«ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
. Рот открыт. Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык в глубь рта.
«ОБЛИЖЕМ ГУБКИ»
. Рот приоткрыт. Облизать сначала верхнюю, затем нижнюю губу по кругу.

Ход работы:

I. Подготовительный этап
С целью уточнения этиопатогенетического механизма бокового сигматизма мною было обследовано 20 детей. Большинство (13)

детей имели боковой сигматизм свистящих и шипящих, трое – боковой сигматизм свистящих, двое – латерально произносили шипящие, еще двое при латеральных шипящих произносили межзубносвистящие. В речевом развитии
(Приложение №1 в презентации)
и в речевом дыхании
(Приложение № 2 в презентации)
. Наблюдалась минимальная церебральная дисфункция
(Приложение № 3 в презентации)
.

Артикуляционная гимнастика и массаж для снятия гиперсаливации и спастичности:

— жевание и глотание с закрытым ртом.

— упражнение йогов. Вращение языком в преддверии открытого рта,сглатывание слюны.

— статистические упражнения. Широкое открывание и закрывание рта, язык на дне ротовой полости (в течение 3-5 сек. ,затем 5-10 сек.)

.

— надувание и втягивание щек: одновременное, попеременное (4-5 раз)

.

— легкая вибрация под подбородком указательным пальцем(5 сек)

в области подчелюстной ямки.

-круговые движения указательными пальцами почасовой стрелке по точкам под козелками ушей в течение 5 мин. (по 2.5 мин-рот открыт-закрыт)

и 5 мин. против часовой стрелки.

Массаж мягкого нёба: поглаживание и разминание пальцемтвердого и мягкого нёба по средней линии от верхних резцов до увуля,для получения выраженного глоточного рефлекса.

Особенно на начальных этапах необходимо использовать логопедический массаж (см. Приложение № 1)

При гиперкинезе необходимо расслаблять спастическую часть языка поглаживаниями и укреплять паретичную часть с помощью глубоких разминаний и вибрации.

Коррекция бокового сигматизматребует уделять основное внимание отработке элементов артикуляционной установки: укреплению боковых краёв языка и воспитанию нормального направления струи выдыхаемого воздуха.

Для коррекции боковогосигматизмаэффективен следующий комплекс упражнений:

I. Упражнения для развития движений мышц лица и губ.

II. Упражнения, направленные на расширение, распластывание языка.

III.Задания на закрепление боковых краев языка. При выполнении упражнений необходимагиперкоррекция пораженной стороны и т. д.

IV.Приёмы выработки силы и четкой направленности выдыхаемой струи воздуха по середине языка.

Далее действуем избирательно, в зависимости от диагноза (боковой,межзубно-боковой сигматизм,множественнаялатеральность) и индивидуального плана работы. Я использую следующие комплексы гимнастики для различных видов боковогосигматизма:

I. Упражнения для расширения, распластывания языка.

II.Упражнения для укрепления боковых краев языка:

При одностороннем боковом сигматизмеупр-я I и II групп следует выполнять с гиперкоррекцией на более слабой стороне (начиная и заканчивая с неё, используя большее количество повторений)

.

III.Упражнения для выработки резкой центрированной воздушной струи (выполняются при широком, распластанном языке, достигающем боковых зубов).

При боковомсигматизме коррекцию следует начинать со свистящих звуков. Отработка артикуляционной установки звука [с] способствует укреплению боковых краёв языка и воспитанию центрированной выдыхаемой воздушной струи, поэтому постановка других звуков не вызовет значительных затруднений.

При постановке и закреплении изолированного произношения полученного звука в звукоподражаниях рационально использовать опоруна схему или положение кисти.

Включение полученных сочетаний звуков в слова и короткие фразы необходимо проводить в строгой последовательности:

— сначала в ударных слогах (стелла, стыдно, стадо, стон, стук)

-затем в безударном положении (станок)

-далее закрепление [ст]между двумя гласными : эсты, асты, усты; аста, эста и т. д.

— в словах (ласты, паста, выставка)

— в адаптированных текстах известных сказок с включением картинок

-аналогичное закрепление в словах с сочетаниями: [ска]-[ско]-[ску], при необходимости с другими сочетаниями (если артикуляция [c] остаётся недостаточно четкой)

\

Далее автоматизация [c]в конце слова после главной : [ас]- класс,[ос]- нос,[ис]- низ,[ус]-укус и т. д.

Только после этого автоматизация звука [c] в открытых слогах (сы-са-со-су)

В строгой последовательности: односложное слово (сын, в начале двухсложного слова в ударном слоге (сы’ты, в начале двухсложного слова в безударном положении (сынок, в конце слова в безударном положении (косы, в середине слова (посылка, в словах любой слоговой структуры, в речевом материале, насыщенном [c] в разных вариантах произношения.

При абсолютной коррекции звука [c] – правильно произносятся слова со стечением [сл].

(см. Приложение №2)

Комплекс используемых упражнений при коррекции боковогосигматизма шипящих.

I.Упражнения для губ. Зубы сомкнуты губы вытянуты вперёд, как при звукео. Углы губ не соприкасаются. Губы не закрывают зубы, расслабить губы несколько раз, не слишком вытягивая их вперед.

4. Переворачивание языком во рту сухих горошин.

15. «Слизывание мёда широким языком с нижней поверхности ложки.

IV. Выработка направленной по средней линии языка длительной струи выдыхаемого воздуха достаточной силы. Выполняется при широком, распластанном языке.

Успешно используемая нетрадиционная форма работы-совместная коррекционная деятельность с родителями. Два раза в месяц для родителей проводится мастер-класс. В ходе занятия участвуют 5-7 родителей (см. Приложение №4)

Использование данной системы работы при коррекции боковогосигматизма обеспечивает наибольшую эффективность и результативность.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: