Методическая разработка :» Дидактические и лексические упражнения, как средство развития словаря дошкольника».


Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры и упражнения на развитие монологической речи

детей старшего дошкольного возраста

1.
«Что я чувствую»
Программное содержание.

Развивать умение выделять признаки предметов, явлений с разных позиций источников восприятия.

Оборудование.

«Сенсорные карты», на каждой из которых изображён один из органов восприятия (или чувств): рука, нос, глаз, ухо, язык (на каждого ребёнка).

Ход игры.

Дети садятся кружком, в центр круга ставят какой-то предмет, это может быть цветок, игрушка, овощ, фрукт и т. д. Игроки должны описать его «от имени» своего органа чувств не путая источник восприятия.

Например: ребёнок с картой «глаз» должен говорить с позиции «я вижу», а ребёнок с картой «ухо» — «я слышу»; если у игрока «нос», то его позиция — «я ощущаю запах», а если «язык» — «я ощущаю вкус». Ребёнок с картой «рука» может рассказать и о весе предмета, и о том, каков этот предмет на ощупь, и что с ним можно делать руками. Следует предварительно договориться и карты «рука» дать 3 детям: тогда один расскажет о тяжести, другой о тактильных ощущениях, а третий о том, что с предметом можно делать руками. Тот, кто ошибется 2 раза, выходит из игры.

N N – O
глаз рука рот ухо нос

Рис. 1. Сенсорная карта

2. «Мишкины картинки»

Программное содержание

. Упражнять детей в уме­нии подбирать образные слова для ха­рактеристики объекта и его действий, объяснять связь предметной картинки элементами модели.

Материал:

предметно-схематические модели для описания объектов; картинки от­ражающие особенности внешнего вида, образ жизни и поведение животных; игровой персонаж Мишка.

Описание игры.

Воспитатель говорит:

— Мишка получил письмо, вот оно. (Показывает эле­менты модели.) Письмо в картинках. Мишка не может его прочитать. По­можем Мишке? О ком это письмо? (По первой картинке дети узнают, что письмо о кошке.) Теперь надо прочесть, что написано о кошке, что нарисовано, на этой картинке. (Показывает вторую карточку модели.) Найдите эти факты на картинках, разложенных на столе.

Играющие отбирают те картинки, ко­торые, по их представлению, соответ­ствуют элементам модели. Выигрывает тот, кто подобрал больше картинок и придумал более точные и образные слова для письма.

Затем воспитатель объединяет все выбранные детьми картинки в ряд под карточкой (элементом модели) и вместе с детьми читает письмо, адресованное Мишке, начиная с первой картинки (с изображения кошки). Аналогично подбираются и выкладываются картинки к следующим карточкам-моделям.

Подводя итог, обращается внимание на то, как много фак­тов может обозначить одна карточка.

3. «Нарисуем портрет»

Цель.

Закреплять у детей представления об описании и его структурных элементах используя схематическую модель; учить определять недостатки описания.

Ход игры.

— Сегодня к нам в гости пришел Незнайка. Он просит нарисовать портрет своего друга. Дети, спросите, какой он? (Дети спрашивают.)

Незнайка.

Моего друга зовут Сиропчик. Он очень хороший.

— Все ли понятно из описания Незнайки? Можно ли предста­вить друга Незнайки, чтобы нарисовать его? Что вы еще хотели бы узнать? (Надо описать, какого роста Сиропчик, какого цве­та его волосы, глаза, во что он одет.)

Давайте нарисуем схему нашего описания. Это может быть солнце, а признаки и качества — это его лучи: сколько призна­ков вы назовете, столько и будет лучей. Можно назвать и дей­ствия, которые выполняет наш персонаж. Не все их можно нари­совать карандашом или мелом, но мы можем дать словесное ри­сование, то есть не только описать, какой друг у Незнайки, но и рассказать, какой у него характер, чем он отличается от дру­гих мальчиков и что умеет делать. Если вы описали его внешний вид (рост, цвет глаз, предметы одежды) — это деловое описание, если же вы описываете его характер, сравниваете его глаза с яр­кими звездочками или с васильками, то это будет художествен­ное описание. В любом описании должны быть начало, середина и конец. Чтобы ваше описание стало образным, вы должны на­учиться подбирать разные сравнения и определения к словам. Подберите сравнение к зимней елочке, представьте ее и скажи­те, на что она похожа? (На Снегурочку в белой шапочке и белой шубке.)

На что похожи желтые листья?
(На золотых рыбок, которые плавают в воде. Они как золотые рыбки.)
Не забывайте эти слова, когда будете сочинять сказки и рассказы про зиму или осень.

4. «Магазин игрушек»

Цель.

Учить составлять описательные рассказы по схеме; группировать предметы по одному признаку, развивать речь, творческое воображение.

Материал.

Игрушки: мяч, машинка, пирамидка, цыплёнок, петушок, колобок, шарик, домик, лягушка; схема описания игрушки (Ткаченко).

Ход занятия.

— Ребята, хотите пойти в магазин? Этот магазин необычный. Он игрушечный. В нём можно купить любую игрушку. В нашем магазине надо рассказать продавцу об игрушке, которую вы хотите купить, и продавец сразу вам её отдаст. Посмотрите, как много игрушек в нашем магазине. Все игрушки разного цвета. Давайте рассмотрим игрушки по цвету: Красный мяч – красная машина. Жёлтый цыплёнок – жёлтый колобок. Зелёная игрушка – зелёная пирамидка. Синий шарик – синий домик. (Делаем вывод, что все игрушки разного цвета, и каждая игрушка имеет свой цвет).

— А ещё чем отличаются игрушки? (Одни игрушки большие, другие маленькие). Группируем игрушки по величине. А ещё все игрушки можно разделить по форме. Круглый мячик, шарик, колобок, цыплёнок. Треугольные: пирамидка. Прямоугольные: кубик, машина. Сложная форма: домик. А ещё, все игрушки сделаны из какого – либо материала. Игрушка из дерева – деревянная, игрушка из железа – железная, игрушка из резины – резиновая, игрушка из пластмассы – пластмассовая. А ещё игрушками можно по – разному играть. (дети рассказывает, как можно играть с игрушками).

— Вот мы с вами и составили схему (показываем). Чтобы описать игрушку, надо рассказать: какого она цвета, какой формы, какого размера, из какого материала сделана, как ею можно играть. Мы рассмотрели все игрушки в нашей витрине. Попробуйте догадаться, какую игрушку я сейчас себе куплю: она зелёного цвета, маленькая, круглая, сделана из резины, она прыгает и квакает. Вы догадались? (Это лягушка). Теперь вы знаете, как купить игрушку в нашем магазине. Надо рассказать о ней. Продавцы в этом магазине тоже будут необычные – это будите вы сами. Кто из вас первым пойдёт покупать игрушку?

Дети рассказывают об игрушках (пользуются схемой) «продавец» отгадывает, что это за игрушка, и покупатель становится «продавцом» следующей игрушки. Магазин закрывается, когда все игрушки будут «проданы».

5. Игра-фантазирование по русской народной сказке «Лиса и козёл»

Цель.

Учить придумать другую концовку к сказке; развивать умение брать на себя роль придуманных персона­жей, выразительно исполнять диалоги действующих лиц; учить подбирать образные выражения к придуманным ге­роям (зайцу, мышке).

Оборудование

. Рисунки к сказке «Лиса и козел», модель, маски.

Ход игры.

Ребята, кто придумывает сказки? (Сказочники).

— Давайте поиграем в сказочников, придумаем другую концовку русской народной сказки «Лиса и козел». Вспом­ните, как закончилась сказка? (Весело, грустно). Что произошло в конце сказки? (Дети высказываются). Давайте придумаем веселую концовку, но так, чтобы козел встре­тился с другими героями: зайцем, мышкой, с другим мальчиком — Петей. Как в сказках называют зайчика? (Зайчик-побегайчик, попрыгайчик).

Дети составляют модель описания.

— Какой зайчик? (Серенький, длинные ушки, короткие ножки, пушистый хвостик).

Воспитатель (показывает картинку-схему, на которой после­довательно изображены признаки внешнего вида зайки — длинные ушки,
короткие ножки, пушистый хвостик).
Как зайчик двигается? (Прыгает, идет, бегает быстро). Как в сказке называют мышку? (Норушка). Какими словами можно сказать про мышку, какая она? (Маленькая, серенькая, с длинным хвостиком, пищит «пи-пи»). Как мышка двигается? (Крадется, бежит).

Воспитатель (показывает картинку-схему, на которой после­довательно изображены признаки описания мышки: маленький серый
круг в треугольнике — мышка в норке, хвостик — длинная волнистаячерта).

Вспомните, в сказках важные события всегда происходят трижды, только в третий раз герою везет. Так будет и в нашей сказке. Давайте придумаем, кто первым встретится с козлом.

Рис.2. Модель составления новой сказки «Лиса и козёл»

Дети рассказывают по схеме (см. рис.2): лиса упала в колодец и заманила туда козла (серый круг — лиса, серый перевернутый треугольник — козел); козел оказался в колодце, подбежали животные (белые пере­вернутые треугольники — зайцы, черные круги — бобры, бе­лый квадрат — хрюшка); к колодцу подбежала мышка (серый треугольник с волнистой линией); Петя (прямоугольник с линией) спас козла.

Понравилось вам придумывать новые сказки? (Да!).

2.
Игра – фантазирование по украинской сказке «Колосок»
Цель.

Учить рассказывать сказку «наизнанку», где петушок ленивый, а мышата трудолюбивые; упражнять в выразительном исполнении принятой на себя роли.

Оборудование.

Схемы – подсказки к сказке «Колосок»

Ход игры.

Ребята, вспомните украинскую народную сказку «Колосок». О чём она? (Высказывания детей). Какой в сказке петушок? А мышата? (Трудолюбивый. Ленивые). Давайте поиграем в сказочников и придумаем сказку «Колосок» наоборот, где петушок ленивый, а мышата – трудолюбивые. Чем будут заниматься трудолюбивые мышата в нашей сказке? (
Дети выкладывают ранее использованные на занятии схемы-подсказки действий героев, затем рассказывают сказку «наизнанку» и драматизируют её).
3.
Составление схемы описания петушка и лисы
Цель.

Учить составлять описание героев сказок (петушка, лисы), составлять схему описания

Оборудование.

Лист бумаги, карандаши.

Ход.

Детям загадывают загадку:

В деревне есть часы такие: не мёртвые, а живые.

Ходят без завода, они птичьего рода.

— О ком эта загадка? (О петухе). Как вы догадались? (Дети высказываются). Какую ещё загадку про петуха вы знаете? (Хвост с узорами, сапоги со шпорами). Вспомните, как говорится о петушке в сказке? (Голосистое горлышко). Давайте составим схему – подсказку, она поможет рассказать о петушке. Скажите красивыми словами о петушке, а потом зарисуем это. (Масляна головушка, шёлкова бородушка, хвост с узорами, сапоги со шпорами, голосистое горлышко)

Составляется схема: на первой картинке изображён петушок, на второй – гребешок и бородушка, на третьей – клюв, на четвёртой – хвост, на пятой – сапоги со шпорами. (

Дети рассказывают по схеме).

— Отгадайте ещё загадку: От чёрного носика, до кончика хвостика рыжая, пушистая красавица… (Лиса).

— Какие загадки о лисе вы ещё знаете? (Дети называют). На что похожи глаза у лисы? (На маленькие, чёрные бусинки). Скажите красивыми словами о лисе, мы с вместе составим схему – подсказку. (Дети описывают лису).

Составляется схема: на первой картинке изображена лиса (красавица – плутовка), на второй – схема рыжей мордочки (рыжая головка). На третьей – два чёрных круга (бусинки глаза), на четвёртой – схема рыжего и пушистого хвоста (пушистый хвостик), на пятой – схема мордочки с носом (чёрный носик).

Дети описывают лису по схеме.

8. «Выбери начало»

Цель.

Закреплять у детей представление о структуре повествова­тельного текста, о его первой части — начале используя предметную модель.

Ход упражнения.

Детям читают рассказ М. Пришвина «Еж», опуская начало.

-Какой части не хватает в рассказе? Почему вы решили, что не было именно начала? Вспомните, как начинаются мно­гие рассказы? (Как-то раз, однажды, дело было летом

и т. п.) Сказки?
(Жили-были, в некотором царстве
и т. п.)

Детям предлагается модель рассказа: поезд, состоящий из трех вагончиков — начала, середины, конца (все вагончики разного цвета). Дети составляют из них последовательность изложения.

Затем детям читается короткий рассказ, где все части перепутаны мес­тами: «Пришла мать и сказала: «Сядьте вместе». В субботу вечером Катя и Варя должны были мыться в ванне. Вышла у них ссора, кому прежде влезть».

— Получился ли рассказ? Что надо сделать, чтобы он получился? (Поставить каждую часть на место: второе предложение


это начало, третье

середина, а первое

это конец рассказа.)
Дети составляют из вагончиков последовательность рассказа.

9. «Разные сказки и истории»

Дидактическая задача.

Учить детей придумывать различные ситуации, используя наглядную модель (рамки – планы).

Материал.

3 рамочки из бархатной бумаги, которые рас­полагают на фланелеграфе; 2 стрелки из бархатной бумаги, которые помещают между рамочками; фигурки-силуэты, размещающиеся в рамочках: домик, 2 стоящих человечка, 2 бегущих человечка, 3 дерева. (Для повторного проведения игры могут быть использованы любые другие фигурки или заместители предметов: палочки раз­ной длины, разноцветные кружки и т. п.).

Руководство.

Дети рассаживаются перед фланелеграфом, а взрослый предлагает им придумывать разные сказки. А помогут им придумывать сказки картинки на фланелеграфе. Воспи­татель размещает на фланелеграфе 3 рамочки,

устанавливает между ними 2 стрелки, а в рамочках — отдельные фигурки. В первой рамочке — домик, во второй —2 стоящих человечка, в третьей — 3 дерева и 2 бегущих человечка. «Вот и получилась сказка,— говорит взрослый,— но надо

суметь прочитать ее. А если каждый расскажет ее по-своему, мы услышим много разных ин­тересных сказок».

Рис. 3. Возможные варианты схем к игре «Разные сказки»

Воспитатель дает детям время подумать, а затем просит тех, кто придумал, рассказать сказки. Если дети не могут составить рассказ, взрослый дает им примерный образец: «В одном домике жил-был мальчик. Однажды он вышел погулять и встретил дру­гого мальчика. Они решили вместе пойти в лес. В лесу они бегали, играли в прятки, а потом вернулись и разошлись по домам». При этом лучше дать детализированный рассказ: описать, как выглядел домик, как звали мальчиков, кого они встретили в лесу и т. п.

Выслушав рассказы детей, воспитатель отмечает наиболее удачные, оригинальные. После того как свои сказки расскажут 3—4 ребенка, педагог меняет местами фигурки в рамочках. На­пример, в первой рамочке оказываются 3 дерева и 2 бегущих человечка, во второй — домик, а в третьей —2 стоящих чело­вечка. Воспитатель говорит детям, что теперь на фланелеграфе записана совсем другая сказка и ее надо прочитать по-другому. Все придумывают новую сказку, 2—3 человека рассказывают свои сказки вслух.

Данную игру можно проводить несколько раз, меняя фигурки в рамочках. Полезно постепенно переходить от конкретных фигу­рок к абстрактным (от схематических изображений человечков, домиков, деревьев к цветным кружкам и полоскам разной длины). Игра может повторяться на разном материале неоднократно.

10. «Составляем разные рассказы»

Цель.

Показать детям возможности развития сюжета.

Материал.

Картинка с изображением осени.

Ход игры.

Ребята, вспомните, как мы обозначаем описание и по­вествование: описание — это круг, разделенный на три части; повествование — это поезд, у которого вагончики разного цвета. Начало каждого высказы­вания (верхняя часть круга, первый вагончик) — зеленого цвета, середина (центральная часть круга, второй вагончик) — красного, конец (нижняя часть круга, третий вагончик) — синего цвета. (Воспитатель делит детей на две команды (по три человека в каждой) и предлагает им послушать текст).

— «Вчера я был в лесу и видел зайца. Он так меня испугался…»

Получить полный текст

Первая команда детей составляет описание, какой был заяц. Остальные дети (слушатели) составляют, сидя за столами, модель описания – круг (если присутствуют все части описания). Вторая команда составляет историю о том, что случилось с зайцем дальше; дети сидящие за столами, выкладывают поезд из вагончиков.

Затем набираются новые две команды и им даётся новая тема – картинка об осени. Первая команда составляет описание осени, вторая – придумывает историю о том, что случилось в осеннем лесу. Остальные дети выкладывают модель высказываний – описания и повествования у себя на столах. В конце дети оценивают, какая команда лучше всех составила рассказ.

11. «Маленькие сочинители»

Цель:

развивать умение придумывать связные, последовательные рассказы, сказки используя в качестве плана – стилизованные, предметные картинки, развивать логическое мышление, творчество.

Материал:

стилизованные, предметные картинки для составления наглядной модели рассказа (лицо мальчика; солнце и ручейки, дом, вопросительный знак, самокат, санки, коньки, кораблик, сачок).

Ход упражнения.

«Давайте составим рассказ, используя эти картинки». Обращают внимание детей на составление начала рассказа с помощью опорных предметных картинок, затем стимулируют их к самостоятельному творческому придумыванию окончания рассказа. При затруднениях детей им помогают с помощью различных вопросов. Что было дальше? Какое время года наступило? Как Вова догадался об этом? Что он возьмет с собой на улицу? Почему? Что он будет делать на прогулке?».

Аналогичные задания даются детям с другими наборами опорных картинок.

«Грустная история»:
зайчата, ромашка, солнце, качели, скорая помощь, шприц, костыль.
«Гости»:

девочка, цифра, мама, пирог, папа, торт, дедушка, фрукты, девочки, книги.

«Зайчик»:

лес, дети, береза, травка, ушки, хвостик, морковка.

«Кто как зиму проводит»:

летучая мышь, дупло, еж, нора, сыч, стриж, медведь, берлога, волк, лес.

«Сказка про льва»:

лев, ворона, осел, лиса, человек.

«Как Колобок свою сестру догонял»:

Колобок, Луна, Конь огонь, Машина – Скорые Шины, Тепловоз – Сто Колес, Самолет – Быстролет, Ракета.

« Сладкова «Как медведь сам себя напугал»:

ветка, медведь, белка, шишка, заяц, сороки, лоси.

«Рассказ «Пчелки на разведках»:

солнце, листочки, пчелка, яблонька, вишня, тюльпан, фиалка.

12. «Сочиняем сказку»

Дидактическая задача.

Учить детей придумывать различные ситуации с помощью заместителей предметов (предметная модель)

Материал.

Разноцветные кружки (по 3 кружка разных цве­тов).

Руководство.

Дети получают цветные кружки. При первом проведении упражнения каждому ребенку можно давать по 2 круж­ка, в дальнейшем — по 3. Кружки должны быть разных цветов. На­пример, у одного ребенка красный, коричневый и желтый, у друго­го — синий, зеленый и желтый, у третьего — белый, красный, зеле­ный и т. д.

Говорим детям, что сейчас они будут сочинять сказ­ки, причем каждый придумает сказку про своих героев. Предлага­ем всем внимательно посмотреть на свои кружки, придумать, кем они могут быть, и сочинить про них историю. При этом следует еще раз напомнить детям, что кружки у всех разные, поэтому и сказки долж­ны быть разные. Затем даём детям время (5—7 минут) на придумывание исто­рий, и начинаем опрос. Следует выслушать всех детей, по­хвалить их, но при этом важно сказать, соответствуют ли выбран­ные персонажи цветам кружков, насколько интересна и оригиналь­на каждая история, есть ли в ней описания персонажей, соблюдена ли структура сказки (зачин, кульминация, развязка), интересны ли происходящие в ней события.

13. «Придумаем сказку»

Цель.

Формировать умение придумывать и составлять «диафильмы» (сказки) по серии картинок и фигурок на фланелеграфе, развивать детское творчество, связную речь.

Материал.

«Пленка диафильма», «ка­дры» для «диафильма», пустые «кадры» для зарисовки придуманного сюжета, цветные карандаши. Детские книжки с занимательными историями.

Ход игры.

Сегодня мы с вами бу­дем художниками-мультипликаторами. Давайте рассмотрим эту «пленку» для ди­афильма. Вы видите на ней кадры, рас­сматривая которые можно догадаться о сюжете сказки, о взаимоотношениях ее героев. А вот «пленка диафильма» с пус­тыми кадрами. Эти кадры заполните вы. Хотите? Но сначала давайте выберем одну из сказок или историй, ко­торая вам больше всего нра­вится.
(Дети делаютвыбор
.
)
Перед тем как приступить к работе, давайте вспомним по­следовательность действий в этой сказке: что было сначала, а что потом.
(Дети совместно вспоминают и рассказыва­ют)
Какой эпизод нравится тебе, а какой тебе?
(Выяснив интересы, и симпатии детей, можно поручить каждому из них зарисовать понравив­шийся эпизод из сказки.)
Когда все «кадры» за­полнены, воспитатель обсуж­дает с детьми удачные и не­удачные зарисовки. Далее да­ет задание: подобрать «кад­ры» к диафильму в нужной последовательности. Дети подбирают кадры и раскла­дывают их на ковре. Воспита­тель проверяет правильность выполнения задания, хвалит детей и скрепляет кадры в единую ленту для ди­афильма. Затем этот «диафильм» используется как материал для рассказывания по серии сюжетных кар­тинок или для творческих пересказов в д/и «Волшебный телевизор».

14. «Волшебный телевизор»

Цель

— развивать логическое мышление, закреплять умение соединять отдельные части высказывания в единое целое.

Ход игры:

Детям предлагают посмотреть телевизор, объясняя:

-Ребята, этот телевизор не простой, он волшебный. Сейчас я его включу, и вы увидите и услышите знакомые сказки и рассказы. Но вот беда, в этом телевизоре пропадает звук. Показ продолжится только в том случае, если мы с вами вспомним, о чем идет речь и озвучим произведение». (Иллюстрации к сказкам, придуманным детьми и склеенные в ленты, демонстрируются по «телевизору»).

15. Игра – фантазирование

«Салат» из сказок «Лисичка – сестричка и серый волк» и «Лиса и козёл»

Цель.

Познакомить детей с новым приёмом создания сказки «Салата из сказок»; учить связно, последовательно рассказывать придуманную сказку путём совмещения героев и событий разных сказок, самостоятельно отбирать необходимых героев и условные заместители к ним; упражнять в выразительном исполнении ролей героев сказки; учить использовать образные выражения в описании героев сказки.

Оборудование

. Условные заместители к героям сказок

Ход игры.

Ребята, кто сочиняет сказки? (Сказочники). Сегодня вы будите сказочниками и постараетесь придумать необычную сказочную историю. Это будет «салат из сказок». А называется она так потому, что в одной сказочной истории встречаются герои и события из разных сказок. Мы будем составлять «салат» из двух знакомых вам сказок: «Лисичка – сестричка и серый волк» и «Лиса и козёл». Первая сказка начинается со слов «бежала лиса по дороге, на ворон зазевалась и в колодец упала». Однако не сказано, откуда она бежала. Представьте, что лиса прибежала из сказки «Лисичка – сестричка и серый волк», после того как она обхитрила деда. А чтобы рассказать новую сказку, нужно знать, что произойдёт в начале, середине и конце. О чём вы расскажите в начале сказки? (Лиса обманула деда). Скажите по – сказочному, как горевал дед? (Погоревал, погоревал, да делать нечего). Расскажите, о чём говорится в середине сказки? (Лиса обманула козла). Козёл не просто шёл и глядел по сторонам, а… (Поглядывал). Не тряс бородой, а… (Потрясывал). Не качал головой, а … (Покачивал). Чем закончилась сказка? (Дед спас козла). Скажите по — сказочному, как дед искал козла? (Искал, искал, насилу нашёл). Какие герои вам потребуются, чтобы показать сказку? (Козел, лиса, дед, бабка). Какие условные заместители вы отберёте для них? (Дети предлагают). Какой выглядела в сказке лиса? (Красавица плутовка, рыжая головка, как бусинки глаза, чёрный носик, пушистый хвостик).

Далее дети распределяют роли героев сказок и обыгрывают её..

Отличие дидактической игры от упражнений

Основным схожим параметром можно считать тот факт, что игра и упражнение имеет одинаковую смысловую нагрузку и призвана быть частью процесса обучения и приобретения новых знаний. Отличием дидактической игры, можно считать ее комплексность, обязательное наличие группы учеников, свода правил, системы оценок. А вот дидактическое упражнение может быть лишь этапом игры, ее частью. Упражнение вполне реально проводить в индивидуальном порядке, в разное время, отдельно от процесса обучения. Оценки за выполнение таких задач, как правило, не нужны.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: