Словарь логопедических терминов “нарушение письменной речи”


Филология

Сколько слов включает словарь человека? Ответ не прост. Людоедка Эллочка из романа И. Ильфа и Е. Петрова «Двенадцать стульев» обходилась 30 словами. Словарь языка произведений А. С. Пушкина насчитывает примерно 20 тыс. слов. Таким образом, объем словаря человека зависит от того, о каком человеке идет речь. Но не только от этого. Само понятие «словарь языка человека» нуждается в истолковании. Какие слова входят в этот словарь? Те, которые он употребляет сам, или и те, которые он понимает? Между этими двумя группами слов есть важные различия.
Разберем всем с детства знакомые строки Пушкина:

Ямщик сидит на облучке

В тулупе, в красном кушаке…

Употребляем ли мы сами все слова, которые есть в этих стихах? Три слова останавливают наше внимание: облучок, ямщик, кушак.

Можно уверенно сказать, что мы их или употребляем очень редко, или вообще не употребляем. Обычно мы говорим не кушак, а пояс.

Что касается слов ямщик и облучок, то очевидно, что современный человек их не использует. При этом первое мы понимаем гораздо лучше, чем второе. Слово облучок для нас вообще малопонятно. Это что-то, на чем сидит ямщик, но что именно, мы точно не знаем: то ли скамеечка, то ли лавка, то ли перекладина. На санях, в телеге, в карете? Да и значение слова ямщик мы знаем не вполне точно. То же ли это самое, что извозчик’? В чем разница между ними? Слова облучок, ямщик не входят в активный словарь современного человека.

Слова, которые человек употребляет, составляют его активный словарь. Слова, которые человек не употребляет, но узнает в тексте, понимает, составляют его пассивный словарь.

Понятие «активный и пассивный словарь» применимо не только к языку определенной эпохи, но и к языку отдельных лиц. Состав активного и пассивного словаря разных лиц зависит от их специальности, возраста, образования, общего культурного уровня (знание языков, начитанность и т. п.)

, места жительства
(город, деревня)
и личных качеств, вкусов, интересов.

Есть люди, которые охотно употребляют специальные термины (говорят: У него пневмония)

, слова,связанные с ручным трудом,техникой
(типа бампер, фюзеляж, ригель, струбцина, пассатижи)
, хотя в ряде случаев в языке имеются их простые заменители
(пассатижи – плоскогубцы)
. Другие же люди подобные слова не употребляют, а некоторых из них даже не знают. Городской житель знает лишь пассивно многие слова деревенского быта
(гумно, рига, овин, поветь и др.)
. Значительную часть пассивного словаря современного человека составляют архаизмы. Например, роман в стихах Пушкина «Евгений Онегин», который читает каждый школьник, содержит много слов, известных нам лишь понаслышке
(под сению кулис, в райке нетерпеливо плещут)
.

Слова, относящиеся к пассивному словарю, имеют важное отличие от слов активного словаря: мы часто их понимаем приблизительно, неточно, лишь в контексте. Читая, мы проскальзываем мимо этих слов, но в словарь не смотрим, контекст нам служит единственной опорой. Однако, если бы нас попросили объяснить такие слова, мы бы вряд ли смогли это сделать.

Попробуйте объяснить слова: балюстрада (часть здания, окруженная перилами, колоннами, или сами перила, украшающие балконы или террасы?)

, мансарда
(помещение под крышей, но обязательно ли косой?)
, трансмиссия, стропила
(какие-то бревна под крышей?)
, хитон
(какая-то древняя одежда, но какая именно?)
, ёрничать
(озорничать, вести себя шутовски, неприлично?)
, плёс
(разлившаяся часть реки или место, где река имеет спокойное течение?)
, бочаг, бочажок
(омут или глубокое место реки?)
. Точно ли вы понимаете слова в языке классических и современных писателей? Вот две стихотворные строки. Знаете ли вы значение выделенных слов: «Как в ад, в цейхгауз и в арсенал»
(Б. Пастернак)
; «Ушла с головою в бурнус»
(О. Мандельштам)
.

Употребление слов, значения которых человек не знает, может вызывать возмущение спе-

циалистов и порождать комическую ситуацию. Подобное явление юмористически изображает Марк Твен в рассказе «Как я редактировал сельскохозяйственную газету». Вспомните эпизод из романа Ильфа и Петрова «Двенадцать стульев», когда журналист Маховик создает такие «бодрые строки»: «Позади меня гудят стропила. Рабочие снуют там и сям». Естественно, что гудение стропил (брусы, образующие основу кровли)

вызывает ярость у инженера, и он пишет негодующий ответ: «Конечно, болты можно назвать трансмиссией, но делают это люди, ничего не смыслящие в строительном деле. И потом я бы хотел заметить т. Маховику, что стропила гудят только тогда, когда постройка собирается развалиться. Говорить так о стропилах – все равно, что утверждать, будто бы виолончель рожает детей».

Чтобы точно понимать текст, надо почаще заглядывать в словарь; узнавать точное значение слова, превращая его из слова пассивного словаря в слово вашего активного словаря.

Состояние активного и пассивного словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи

Преодоление общего недоразвития речи у детей старшего дошкольного возраста является одной из актуальных проблем в логопедии. Это вызвано ее практической значимостью: своевременная коррекционная работа имеет большое значение для формирования речевых предпосылок успешного обучения в школе.

Важнейшим фактором овладения чтением, письмом, счетом является достаточный уровень сформированности лексики. Развитие лексических операций, уточнение значения слова, формирование лексической системности имеют большое значение для развития познавательной деятельности ребенка (Л.С. Выготский [1], Н.И. Жинкин [2], А.Р. Лурия [3] и др.).

Как отмечает Л.Г. Парамонова [4], на основании специально проведенных исследований, что более половины детей (55,5%) приходят в первые классы массовых школ в состоянии языковой неготовности к началу школьного обучения в связи с недостаточной сформированностью их устной речи.

Одной из главных составляющих этой несформированность является бедность и недостаточная систематизированность (а нередко и полная несистематизированность) их словарного запаса.

Для практического применения грамматических правил необходимо умение быстро и к тому же безошибочно подбирать проверочные слова, чего не может сделать ученик с отставанием в развитии словарного запаса. Такие ученики практически не ориентируются в имеющемся у них небогатом словарном запасе, то есть не знают точного смыслового значения многих слов и тем более не чувствуют их смыслового «родства».

В исследовании ряда авторов (Р.И. Лалаева [5], Р.Е. Левина [6], Н.В. Серебрякова [7], Т.Б. Филичева [8] и др.) отмечается своеобразие развития словарного состава при общем недоразвитии речи. Авторы подчеркивают, что одной из выраженных особенностей речи детей с ОНР является более значительное, чем в норме, расхождение в объеме активного и пассивного словаря. Дошкольники с ОНР понимают значение многих слов; объем их пассивного словаря близок к норме. Однако употребление слов в экспрес­сивной речи, актуализация словаря вызывают большие затруднения.

Бедность словаря приводит к непониманию учебных текстов, условий арифметических задач. Учебный материал воспринимается слабо, степень его усвоения, несмотря на внешнюю сформированность речи, очень низкая.

Учитывая значимость достаточного уровня развития лексики для формирования предпосылок успешного обучения в школе и для развития познавательной деятельности ребенка, а также недостаточную разработанность проблемы изучения и преодоления нарушений пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР III уровня следует считать данную тему актуальной.

Психолингвистический подход к изучению нарушения лексики во многом проясняет сложный феномен слова как результата взаимодействия когнитивных процессов и коммуникативной деятельности, его семантику, место в лексической системе языка и функционирование в речи. Функциональный аспект лексической семантики особенно важен при коррекции речевого недоразвития, поскольку общение предполагает не только знание слов, но и умение составлять из них в ходе коммуникации высказывания, адекватно отражающие информацию, которую говорящий хочет передать. Психолингвистический подход к изучению нарушений лексики и их коррекции является наиболее перспективным, позволяющим исследовать специфические особенности недоразвития лексики, о характере нарушений лексических операций в процессе порождения речи у дошкольников с речевой патологией[9].

Развитие лексической стороны речи в онтогенезе обусловлено развитием представлений об окружающей действительности.

Важнейшим фактором обогащения словаря выступает социальная среда, речевая деятельность взрослых и их общение с ребенком.

В настоящее время, как отмечает О.В. Солодянкина, особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы организации социального партнерства дошкольной образовательной организации с семьей, которые помогают правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами [10].

По мере развития психических процессов (мышления, восприятия, представлений, памяти), расширения контактов с окружающей действительности, обогащение сенсорного опыта ребенка, качественного изменения его деятельности формируется словарь ребенка в количественном и качественном аспектах.

В литературе отмечаются значительные расхождения в отношении объёма словаря и его прироста, так как существуют индивидуальные особенности развития словаря у детей в зависимости от условий жизни и воспитания.

Общее недоразвитие речи (ОНР) — это системное нарушение речевой сферы у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом. ОНР обусловлено сложным, многообразным комплексом этиологических факторов. Сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения и повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных неблагоприятных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребёнка отрицательно влияют на развитие речи.

У детей данной группы в большей или меньшей степени имеются нарушения звукопроизношения, звукослоговой структуры, фонематической системы, нарушения лексико-грамматического строя речи, связной речи.

Общее недоразвитие речи протекает замедленно и своеобразно, вследствие чего различные звенья речевой системы долгое время остаются несформированными. Замедление речевого развития, трудности в овладении словарным запасом в совокупности с особенностями восприятия обращенной речи ограничивают речевые контакты ребенка со взрослыми и сверстниками, препятствуют осуществлению полноценного общения. Дети с ОНР любого уровня речевого развития не могут спонтанно встать на онтогенетический путь развития речи, свойственный нормальным детям [11].

Сравнительный анализ развития словаря при нормальном и нарушенном речевом развитии представлен в работах Р.И. Лалаевой, Н.В. Серебряковой [5, 7].

Авторы подробно описывают нарушения лексики у детей с ОНР, отмечая ограниченность словарного запаса, расхождение объема активного и пассивного словаря, неточное употребление слов, вербальные парафазии, несформированность семантических полей, трудности актуализации словаря.

Для проведения констатирующего эксперимента были сформированы экспериментальная и контрольная группы детей старшего дошкольного возраста.

Эксперимент направлен на выявление количественных и качественных нарушений в словарном запасе у детей с нормальным речевым развитием и у их сверстников с общим недоразвитием речи.

Для проведения исследования уровня развития словаря у старших дошкольников с ОНР применялись методические разработки Н.В. Серебряковой [7]. Р.И. Лалаевой [5], И.А. Смирновой [12], Т.Б. Филичевой [8]. При составлении методики констатирующего эксперимента использовались материалы, представленные в пособиях О.В. Елецкой, А.А. Таракановой; О.В. Елецкой, Е.А. Логиновой, Г.А. Пеньковской, В.П. Смирновой, А.А. Таракановой, С.М. Тимаковой, Д.А. Щукиной [13,14,15].

Исследование проходило в два этапа.

Первый этап — подготовительно-аналитический, на котором подбирались дети в экспериментальную группу для проведения исследования, разрабатывались общие направления, логика исследования проблемы; изучалась лингвистическая, психологическая, психолингвистическая, педагогическая и специальная литература по проблеме исследования; определялись цель, объект, предмет, задачи и методы исследования; формулировался вариант научной гипотезы.

Второй этап – поисково-аналитический, на котором разрабатывались методы изучения пассивного и активного словаря у детей с нормальным речевым развитием и у детей с ОНР. Реализация этих методов осуществлялась в процессе констатирующего эксперимента. Проводилось логопедическое обследование детей экспериментальной и контрольной групп; анализировались анамнестические данные; затем – изучалась степень выраженности нарушений пассивного и активного словаря у детей.

Проведенный анализ анамнестических данных, психолого-педагогических особенностей детей позволил сделать следующие выводы:

— у детей экспериментальной группы по сравнению с контрольной имеет место: сочетание наследственной предрасположенности, неблагоприятного окружения, повреждения или нарушений созревания мозга под влиянием различных факторов, действующих во внутриутробном периоде, в момент родов или в первые годы жизни ребенка;

— для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно — логического мышления. Перечисленные особенности ведут к неумению вовремя включаться в учебно-игровую деятельность или переключаться с одного объекта на другой. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью.

В констатирующем эксперименте детям было предложено II серии заданий. I серия заданий

С целью исследования объема пассивного словаря детям предлагалось показать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по предметным и сюжетным картинкам

II серия заданий

С целью исследования объема активного словаря детям предлагалось назвать живые и неживые предметы, признаки, действия с предметами по сюжетным картинкам.

Данные проведенного эксперимента показали, что актуализация словаря у дошкольников старшего возраста с ОНР вызывают большие затруднения.

По всем заданиям методики у дошкольников ЭГ отмечается низкий уровень выполнения заданий, особенно при исследовании активного словаря по сравнению с детьми КГ.

На фоне сравнительно развернутой речи у детей шестилетнего возраста с ОНР III уровня наблюдается неточное понимание и употребление многих, даже обиходных слов. Дошкольники с ОНР понимают значение большинства слов, тогда как актуализация словаря вызывает у них выраженные затруднения.

Дифференциальные различия между двумя группами детей с ОНР и нормальным развитием речи проявляются не только в количественном, но и в качественном аспектах.

Специфические трудности, допущенные детьми с ОНР III уровня, сводились к неточному показу следующих картинок: обозначающих времена года, посуду, домашних животных, время суток, явлений природы, части предметов, фрукты, дикие птицы, средства транспорта; к неточному пониманию прилагательных, обозначающих признаки высоты, длины, ширины; глаголов, обозначающих голосовые реакции животных, семантически близкие действия людей, способы передвижения.

Наиболее существенными признаками недоразвития пассивного словаря у детей с ОНР является недостаточная сформированность:

— развития представлений об окружающей действительности;

— несформированность высших психических функций, что не дает возможности ребенку усвоить многочисленные понятия, названия предметов, действий и явлений.

Пассивный словарь дошкольников с ОНР преобладает над активным. Состояние активного словаря у детей с ОНР характеризуется бедностью и неточностью употребления многих слов, что проявляется в многочисленных и разнообразных вербальных парафазиях. Дети с ОНР не знают или не точно употребляют многие слова. Среди них существительные, обозначающие части тела, части предметов, явления природы, время суток, средства транспорта, фрукты, диких птиц и др.

У старших дошкольников с ОНР ограниченность объема активного словаря затрагивает, прежде всего, предикативный словарь. В активном словаре при исследовании прилагательных ошибки, встречающие больше в ЭГ, были связаны с заменами слов, входящих в одно родовое понятие. Дети с ОНР не точно употребляли прилагательные характеризующие, прежде всего, ширину, длину, толщину, высоту, величину, вес предметов.

В глагольном словаре у детей с ОНР преобладают слова, обозначающие действия, которые ребенок выполняет или наблюдает (мыть, пить и т.д.).

Дети с ОНР затрудняются в установлении адекватных связей между звуковым, зрительным образом слова и его понятийным или контекстуальным содержанием. В речи это проявляется обилием стойких ошибок, связанных с неоправданным расширением или сужением значений слов, смешением слов по зрительному сходству, это связано в первую очередь с бедностью слуховых, зрительных представлений ребенка, неполноценностью взаимодействия зрительного, слухового и двигательного анализаторов.

Полученные результаты указывают на необходимость целенаправленной работы по развитию словаря, особенного активного у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Анализ литературы и результатов констатирующего эксперимента явились определяющим фактором для определения направлений коррекционной работы по расширению пассивного и активного словаря у дошкольников с ОНР. Методики, предлагаемые Р.И. Лалаевой [5], Л.Г. Парамоновой [4], Н.В. Серебряковой [7] , и многие другие имеющие глубокое научное обоснование, позволили выделить в логопедической работе по формированию словаря следующие основные направления:

  1. Накопление лексических единиц;
  2. Целенаправленное формирование у ребенка системы семантических значений (упорядочивание языковых единиц).

Совместно реализуемая по этим двум направлениям работа опирается на ряд ключевых положений:

  1. Развитие лексики должно быть неразрывно связано с расширением представлений ребенка об окружающей действительности;
  2. Работа над обогащением словаря неотделима от работы над другими компонентами речеязыковой системы;
  3. При формировании словаря особое внимание должно быть обращено на взаимосвязь лексического и грамматического значений слова;
  4. Словарь ребенка должен развиваться параллельно с развитием мыслительных операций. Именно аналитико-синтетическая работа со словом формирует его как языковой знак.

На основе указанных выше методологических положений, можно определить следующие задачи:

  1. Обеспечить знание детьми достаточно большого количества слов (существительных, прилагательных, глаголов) путем систематической работы над обогащением словарного запаса.
  2. Обеспечить точное понимание смыслового значения усвоенных слов

имеющихся в пассивном словаре, и актуализацию их в самостоятельной речи.

  1. Позаботиться о систематизации имеющегося у детей словарного запаса.
  2. Овладение новыми словами, прежде всего, глаголами, прилагательными, а также существительными.

Процесс количественного накопления слов детьми осуществляется с опорой на активное познание ими окружающего мира, совершаясь в игровой, трудовой, познавательной, бытовой деятельности детей, на формирование познавательной деятельности (мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания).

Чтобы словарь дошкольника планомерно пополнялся, уточнялся и развивался, необходимо знакомить ребенка с новыми предметами и явлениями, с их наименованиями. Закреплять знание детьми слов следует сначала в понимании и только затем в активной речи.

На основании материалов исследования целесообразно составить перспективное планирование логопедической работы, выбор темы, речевого материала, последовательность логопедической работы по обогащению словаря должна тесно увязываться с программой детского сада, при этом также учитывается частотный словарь детей шестилетнего возраста.

Определяется лексическая тема недели, составляется тематический словарик для работы с группой детей (перечень новых слов, со значением которых необходимо познакомить детей). Каждую тему нужно прорабатывать не менее недели.

Занятия необходимо проводить с использованием наглядных пособий, так как без этого усвоение ребенком материала будет практически невозможно Перед проработкой некоторых тем, нужно провести предварительную подготовку.

При составлении перспективного плана необходимо учитывать, что организация, содержание и методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников старшего возраста имеют специфические особенности. Прежде всего, здесь требуется такой подход к планированию коррекционного обучения, который бы в максимальной степени способствовал устранению речевого дефекта и общему развитию детей при максимальных затратах времени. Обогащение словаря осуществляется на материале имен существительных, прилагательных, глаголов.

Учет принципов, разработка этапов, направлений, а также конкретные рекомендации направленные на развитие словаря у дошкольников с ОНР III уровня позволяет оптимизировать логопедическую работу по преодолению нарушения пассивного и активного словаря у данной категории детей.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

А

Артикуляция — (articulare-чётко произносить; лат.) работа органов речи при произнесении слогов, слов, фраз. Органы артикуляции: губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

Атака звука — начало звука, момент его образования. Атака звука оказывает большое влияние на дальнейшее голосообразование. Мягкая атака делает голос бархатным.

Аграфия — (a-grapho-не пишу; лат.) расстройство речи, выражающееся в нарушении письма, полная утрата способности письма.

Алалия — (a-lalia-нет речи; лат.) отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохранных умственных способностях.

Алексия — (a-lego-не читаю; лат.) неспособность овладеть процессом чтения.

Амнезия — (a-mneme-нет памяти; лат.) нарушение памяти.

Афазия — (a-phasis-нет речи; лат.) утрата речи — полная или частичная, обусловленная поражением головного мозга. Афазия отличается от алалии тем, что при афазии происходит утрата уже развившейся речи, тогда как при алалии нарушается сам процесс развития речи.

Афония — (a-phone-нет голоса; греч.) отсутствие звучного голоса.

Б

Барьеры общения — психологический феномен, возникающий в ходе общения между собеседниками. Речь идёт о возникновении чувства неприязни, недоверия к говорящему, которое распространяется на передаваемую им информацию.

Баттаризм — нарушение речи, при котором слова произносятся в чрезмерно быстром темпе, не чётко, не договариваются.

В

Высказывание — единица сообщения, обладающая смысловой целостностью.

Вербальный — словесный.

Визуальное общение — зрительный контакт.

Г

Гаммацизм — недостаток произношения звука [ Г ].

Голос — звуки, возникающие вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.

-высота голоса — физиологическое свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой их колебаний. Раличают: высокий речевой голос — развитое головное звучание; низкий — развитое грудное звучание; средний — смешанное звучание.

-диапазон голоса — обьём звука, то есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.

-полётность голоса — длительность звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова произносятся эмоционально, ясно, чётко, речь оратора достигает дальних уголков аудитории.

-тембр голоса — индивидуальная звуковая окраска, качество голоса, характерное для каждого человека.

-поставленный голос — голос наиболее полно и всесторонне развитый, с большим диапазоном, силой, звучностью, гибкостью.

Д

Дикция — (dictio-произнесение; латин.) отчётливое, ясное, чистое произношение слов, звуков в разговоре, пении и пр.. Отсутствие речи-скороговорки, проглатывания отдельных звуков и слогов. Отсутствие дефектов речи.

Дискуссия —(discussio-рассмотрение; латин.) корректное обсуждение спорного вопроса. Для дискуссии характерны: чётко сформулированная тема, стремление придти к единому мнению.

Диспут — (disputare-рассуждать; латин.) публичная речь под руководством ведущего для установления истины — на научную или общественно важную тему.

Дисграфия — (dis-grapho-плохо пишу; латин.) нарушение письма; так называемое, косноязычие в письме.

Дислексия — (dis-lego-плохо читаю; латин.) нарушение чтения, связанное с нарушением или недоразвитием некоторых участков коры головного мозга. Чтение замедленное, угадывающее с фонетическими искажениями; непонимание смысла прочитанного.

Дислалия — (dis-lalia-плохо говорю; латин.) расстройство устной речи, выражающееся в нарушении произношения звуков речи. У детей, как правило, сопровождается нарушениями письменной речи.

Дизартрия — (dis-arthron-расстройство сочленения; латин.) нарушение произношения, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Ограничена, связана подвижность органов речи, поэтому произношение затруднённое. Часто речь плохо развита в целом.

Дисфония — (dis-phone-расстройство голоса; греч.) расстройство голоса.

Дыхание — условно разделяют на: ключичное, грудное и брюшное.

-грудное — дыхание, при котором рёбра, поднимаясь, увеличивают обьём грудной клетки в её средней части. При этом голос быстро утомляется.

-ключичное — короткое, поверхностное дыхание.

-брюшное — дыхание диафрагмальное: диафрагма сокращается и увеличивает обьём грудной клетки.

З

Задержка речевого развития — нарушение нормального темпа развития речи, отставание в развитии речи.

Задержка психического развития — нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных интересов.

Заикание — логоневроз, нарушение плавного течения речи судорожными запинками.

Защитные механизмы — совокупность бессознательных приёмов, с помощью которых человек оберегает себя от психических травм.

И

Интонация — (intono-громко произношу; латин.) совокупность звуковых элементов речи (силы, высоты, тембра, длительности звучания). Интонация создаёт дополнительный оттенок смысла, подтекст речи, помогает лучше понять высказывание. Если речь насыщена интонациями — она особенно понятна и красива.

-интонация включает: ритм, темп, тембр и мелодику речи. Мелодика — переливы голоса для вопроса, восклицания или утверждения. Ритм — равномерное чередование ударных и безударных слогов (разных по силе голоса и длительности). Темп — скорость произнесения речи. (При ускоренном — снижается внятность; при замедленном — снижается выразительность). Тембр — эмоциональная окрашенность фразы, придающая речи разные оттенки: удивления, радости, грусти и т.д.

К

Коммуникация — (communico-общаюсь; латин.) контакты, общение, обмен информацией между людьми.

Коррекция произношения — исправление недостатков произношения.

Каппацизм — недостаток произношения звука [ К ].

Культура речи — многозначное понятие, включающее в себя: правильность речи, то есть владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, лексики, грамматики и стилистики), и речевое мастерство, то есть умение выбирать из существующих вариантов наиболее точный в смысловом отношении, стилистически и ситуативно уместный, выразительный и т.п. Культура речи предполагает высокую общую культуру человека.

Л

Ламбдацизм — неправильное произношение звука [ Л ]. Распространённый недостаток речи.

Лексикон — словарный запас.

Логическая пауза — пауза, разделяющая речь говорящего на речевые такты в соответствии со смысловыми и грамматическими связями между словами, характеризуется изменением высоты тона и голоса.

Логическое ударение — выделение наиболее важного слова в ряду остальных слов для придания предложению точного смысла. Логическое ударение падает на то слово, которое имеет существенно важное, по намерению говорящего, значение.

Логичность речи — коммуникативное качество речи. Для достижения логичности речи следует добиваться смысловой непротиворечивости высказывания.

Логопедия — (logos-слово,учение, paideia-воспитание; греч.) отрасль специальной педагогики, в задачу которой входит изучение развития речи, недостатков речи, разработка путей профилактики и преодоления недостатков речи; создания условий для наилучшего развития речи.

Логофобия — (logos-учение,phobos-страх; греч.) боязнь произнесения слов, речи.

М

Мелодика речи — повышение и понижение тона голоса.

Мимика — совокупность движений мышц лица, движений глаз человека, выражающая его состояние или его отношение к чему-то.

Модуляция голоса — изменение голоса по высоте, силе, тембру и длительности.

Моторика — совокупность двигательных реакций.

Мнемоника — приёмы, обеспечивающие запоминание при помощи искусственных ассоциаций.

Н

Навык — автоматически осуществляемое действие, не требующее сознательного контроля и специальных волевых усилий для его выполнения.

Невербальные средства общения — жесты, мимика, пантомимика, выразительные движения.

Недоразвитие речи — см. Общее недоразвитие речи.

О

Обратная связь — процесс получения информации о состоянии партнёра по общению с целью улучшения общения и достижения желаемого результата.

Общее недоразвитие речи — отставание в развитии всех сторон речи: грамматической, лексической, произносительной, скудный словарный запас и пр.

Общение — сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми.

Органы артикуляции — губы, язык, нижняя челюсть, глотка. Точная артикуляция даёт чёткую, чистую речь.

П

Пантомимика — совокупность выразительных движений тела, сопровождающая речь и эмоции.

Пауза — остановка в течении речи.

Подвижность голоса — способность голоса легко изменять свою высоту и силу. Отсутствие подвижности в голосе делает его монотонным.

Подвижность речи — способность управлять скоростью ритмического движения речи, её темпом, свободно переходя от замедленного к быстрому и наоборот. Такая способность вырабатывается в процессе тренировок.

Паралингвистика — вокальные возможности голоса.

Просодика — мелодико-интонационная сторона речи.

Р

Речевой слух — способность человека при восприятии речи улавливать и воспроизводить все фонологические средства языка. Компоненты речевого слуха:

—звуковысотный слух — способность слышать и воспринимать мелодику речи;

-ритмический слух — способность ощущать и воспроизводить в речи её внутренний темп;

-тональный слух — способность слышать и воспроизводить тембральные изменения голоса в зависимости от перемены чувств, отношений;

-физический слух — способность воспринимать звучащую речь в разных диапазонах громкости и высоты;

-фонематический слух — способность различать и воспроизводить звуки речи.

Речевой такт — (синтагма) слово или группа слов внутри предложения, которые обьединены смыслом.

Речь — система используемых человеком звуковых сигналов, письменных знаков и символов для передачи и хранения информации.

-внешняя — речь для других, слышимая и понимаемая окружающими людьми; состоит из речи письменной и устной;

-внутренняя — речь для себя, лишённая звукового оформления, мысленная речь.

Ритм речи — последовательное чередование элементов речи через одинаковую меру времени.

Риторика — теория и мастерство гармоничной речи.

Ринолалия — (rhinos-lalia-говорю в нос; греч.) патологическое изменение тембра голоса (носовой оттенок) и искажённое произношение звуков речи.

Ринофония — изменение только тембра голоса (носовой оттенок) при нормальном звукопроизношении.

Ротацизм — часто встречающийся недостаток в произнесении звука [ Р ].

С

Саморегуляция — процесс управления человеком своими психологическими и физиологическими состояниями и поступками.

Сила голоса — зависит от амплитуды колебаний голосовых связок, которая определяется величиной воздушного давления, то есть напором выдыхаемого воздуха во время голосообразования.

Синтагматическое ударение — основное слово речевого такта.

Сигматизм — недостатки произношения звуков свистящих: [ С, З, Ц ] и шипящих [ Ж, Ш, Ч, Щ ]

Т

Темп речи — скорость речи, может измеряться количеством слов в единицу времени.

Техника общения — способы преднастройки человека на общение с людьми, его поведение в процессе общения.

Техника речи — совокупность умений и навыков, применяемых для оптимального звучания речи.

У

Ударение — различают:1) грамматическое (произнесение с наибольшей силой какого-то слога в слове); 2) фразовое (передаётся подьёмом или снижением всего контура предложения); 3) синтагматическое (основное слово синтагмы произносится с большей интенсивностью).

Уздечка — подьязычная связка. При короткой уздечке нарушается произношение звуков [ Р, Л, Ш, Ж, Ч, Щ ]. Нет необходимости хирургического вмешательства, так как есть специальные упражнения для растягивания уздечки.

Ф

Фонема — звук речи. В русском языке — 42 фонемы.

Фонематический слух — способность к слуховому восприятию звуков речи — фонем. Фонематический слух играет огромную роль в овладении письменной речью.

Фонация — голосообразование.

Х

Хиттизм — недостаток произношения звука [ Х ].

Ч

Чистота речи — чистой называется такая речь, в которой нет дефектных звуков; чужеродных литературному языку элементов: жаргонизмов, диалектизмов, вульгаризмов, слов-паразитов.

Э

Этиология — (aitia-logos-учение о причинах; греч.) учение о причинах возникновения болезней.

Экспрессия — (expressio-выразительность; латин.) сила проявления чувств, переживаний.

Эмпатия — сочувствие человеку.

Я

Язык — важнейшее средство общения, орудие мышления и воздействия людей друг на друга.

Значение слова «логопедия»

Логопедия

(от греч.

logos — слово, речь и paideia — воспитание, обучение)

пед. наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Л. исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранном слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль Л. оформилась во второй половине ХIХ в. До 30-х гг. XX в. в Л. преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание Л. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность.

С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление Л. — на первый план стало выдвигаться пед. содержание. Современная Л., опираясь на общие принципы дефектологии, а также взаимодействуя с др. науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

Недостатки речи различны по своей природе и проявлениям, по степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из них (например, косноязычие) касаются произносительной стороны, другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями языковых средств существуют также отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию.

При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью. Исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами; специальное обучение и коррекционно-воспитательные мероприятия по мере необходимости согласуются с медицинскими рекомендациями.

Исследования речевой патологии способствуют расширению представлений в области общей психологии и педагогики речи.

Логопедическая помощь детям с нарушениями речи оказывается в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях соответствующего профиля и массовых школах, дошкольных учреждениях, детских поликлиниках и стационарах.

Терминологический словарь

Дисграфия — частичное специфическое расстройство процесса письма. Наиболее тяжёлая степень этого нарушения — аграфия — полная неспособность к овладению навыкам письма.

Дислалия — нарушение произношения звуков и их сочетаний, вызванное анатомическими дефектами артикуляционного аппарата, неблагоприятными условиями развития речи либо нарушениями фонематического восприятия. Крайне выраженная форма — алалия.

Дислексия — нарушение чтения, вызванное поражением или недоразвитием речевых отделов ЦНС.

Дисфункция мозговая минимальная (ММД) — собирательный диагноз, подразумевающий нарушение функции или структуры головного мозга различного происхождения, возникающее в перинатальный период, обозначающий легкие расстройства поведения и обучения без выраженных интеллектуальных нарушений, возникающие в силу недостаточности функций центральной нервной системы, чаще всего резидуально-органической природы.

Задержка психического развития (ЗПР) особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребёнка. Может быть вызвана различными причинами.

Заикание — сложное нарушение речи, характеризующееся расстройством её ритма и плавности.

Классификация болезней международная (МКБ) — Международная статистическая классификация болезней и проблем, связанных со здоровьем — документ, используемый как ведущая статистическая и классификационная основа в здравоохранении. МКБ стала международной стандартной диагностической классификацией для всех общих эпидемиологических целей и многих целей, связанных с управлением здравоохранением. Они включают анализ общей ситуации со здоровьем групп населения, а также подсчёт частоты и распространенности болезней и других проблем, связанных со здоровьем, в их взаимосвязи с различными факторами.

Кризисы возрастные — условное наименование переходных этапов от одного возрастного периода к другому.

Логоневроз — невротическое заболевание с преимущественным поражением речевой функции. Проявляется в виде мутизма или заикания.

Логопедия — педагогическая наука, отрасль дефектологии, изучающая аномалии развития речи при нормальном слухе. Логопедия исследует природу, механизмы и проявления речевых нарушений, разрабатывает научные основы их предупреждения и преодоления средствами специального обучения и воспитания.

Медико-педагогическая комиссия (МПК) — орган, осуществляющий комплектование специальных (коррекционных) образовательных учреждений, т.е. определение места обучения и воспитания детей в зависимости от специфики и степени выраженности дефекта.
Полевое поведение — один из симптомов нарушения эмоционально-волевой сферы; проявляется в отсутствии произвольной регуляции ребенком собственных действий. Полевым принято называть поведение, которое пробуждается не собственными внутренними потребностями и мотивами ребенка, а привлекшими его внимание особенностями внешней ситуации. При этом собственные побуждения либо отсутствуют, либо легко угасают под влиянием внешних обстоятельств. Склонность к полевому поведению искажает игровую и учебную деятельность, затрудняет общение с окружающими.
Психолог — это специалист, который занимается изучением проявлений, способов и форм организации психических явлений личности в различных областях человеческой деятельности с целью оказания психологической помощи, поддержки и сопровождения.
Негативизм — лишенное объективных оснований сопротивление предъявляемым требованиям.У детей негативизм возникает чаще всего как реакция на требования взрослых, не учитывающих их потребности. Закрепляясь, негативизм становится одной из сторон патологического формирования характера. Расстройства аутистического спектра (РАС) — это ряд особых поведенческих состояний, к которым относятся аутизм, синдром Аспергера и неспецифическое первазивное нарушение развития. Некоторые включают в их число синдром Ретта и детское дезинтегративное расстройство. Эти расстройства связаны с работой мозга, а именно — с нарушениями коммуникации, как внешней (социальной), так и внутренней.
Ранний детский аутизм (РДА) — аномалия психического развития, состоящая главным образом в субъективной изолированности ребёнка от внешнего мира. Коррекция осуществляется посредством комплекса психотерапевтических, педагогических и медицинских воздействий. Решающая роль принадлежит мероприятиям по формированию контактов с внешним миром, смягчению эмоционального дискомфорта.
Реабилитация — возвращение больного к нормальной жизни и труду в пределах его психофизических возможностей. Достигается, во-первых, путем возможного устранения или смягчения с помощью медицины физических недостатков человека; во-вторых, обучением с применением специальных учебных методов; в-третьих, профессиональной подготовкой.
Ринолалия — нарушение тембра голоса и звукопроизношения, обусловленное анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата. Искажения тембра голоса и звукопроизношения проявляются вследствие нарушения нормального участия носовой полости в голосообразовании.

Сензитивный период — этап возрастного развития ребёнка, наиболее благоприятный для освоения каких-либо видов деятельности, формирования определённых психических функций.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) — неврологическо-поведенческое расстройство развития, начинающееся в детском возрасте. Проявляется такими симптомами, как трудности концентрации внимания, гиперактивность и плохо управляемая импульсивность.

Сурдопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения детей с нарушениями слуха (неслышащих, слабослышащих, оглохших).
Тифлопедагогика — отрасль дефектологии, разрабатывающая проблемы воспитания и обучения лиц с глубокими нарушениями зрения. Тремор — непроизвольные дрожательные колебания головы, конечностей или всего тела.
Умственная отсталость — стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка. Признаки умственной отсталости: органическая обусловленность нарушений психического развития стойкость нарушений, их необратимость к норме нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка.

Условно — двигательная реакция (УДР) на звук — выполнение ребенком какого — либо действия по сигналу взрослого (речевых и неречевых звуков). Звук служит сигналом к действию. Сначала условная двигательная реакция ребенка вырабатывается слухо-зрительно, далее на слух.

Эпилепсия — хроническое нервно-психическое заболевание, проявляющееся в предрасположенности организма к внезапному возникновению судорожных приступов.

Эхолалия — автоматическое повторение услышанных слов, когда вместо ответа больной повторяет обращённый к нему вопрос.

Речь

Форма общения (коммуникации) людей посредством языка. Речевое общение организует совместную деятельность людей, способствует познанию друг друга, является существенным фактором в формировании и развитии межличностных отношений. Р. оформляется в соответствии с нормами языка.

Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится пользоваться им в Р. Речь, являясь средством выражения мыслей, становится осн. механизмом мышления человека, средством осуществления мыслительных операций.

Тесно связана Р. и с другими психическими процессами: восприятием, запоминанием и воспроизведением; существенна роль Р. в воображении, при осознании своих эмоций, регуляции своего поведения.

В зависимости от вида речевой деятельности выделяют Р. внешнюю и внутреннюю, устную и письменную. Внешняя Р. служит гл.о. целям общения, внутренняя Р. — непроизносимая, она играет важную роль в процессах сознания, самосознания, мышления. Внешняя, или устная Р. может быть диалогической и монологической. Диалогическая, или разговорная, Р. обычно бывает не полностью развернутой, т.к. она ситуативна, многое в ней не высказывается, а подразумевается благодаря контексту, понятному разговаривающим. Обычно непроизвольная, она становится произвольной, если беседа, обмен мнениями планируется заранее. Монологическая Р. — высказывание одного человека, длительное время не прерываемое репликами (например, Р. лектора, оратора и др.), обычно требует предварительной подготовки; она рассчитана на определённую аудиторию. По своей структуре монологическая Р. приближается к письменной. Имеются и специальные конструкции, характерные только для устной Р. (повторы или перефразировки отдельных высказываний, вопросы, обращённые к аудитории, и т.д.). Одно из свойств обоих видов устной Р. — её плавность. Деление Р. на слышимую, произносимую и видимую производится в зависимости от того, какой из анализаторов является ведущим в данном речевом акте. Аналогично с этим может быть выделена и осязательная Р., т.е. Р., воспринимаемая слепыми или слепоглухонемыми при чтении шрифта по Брайлю, или при восприятии дактильной Р. К видимой Р., кроме обычной письменной, следует отнести также все способы общения посредством зрительно воспринимаемых кодов (или сигналов). Особые случаи видимой Р. — мимико-жестовая Р. глухих, дактильная Р. и «чтение с губ».

Нарушения речи, отклонения от принятой в данной языковой среде речевой нормы, полностью или частично препятствующие речевому общению и ограничивающие возможности социальной адаптации человека. Для обозначения нарушений Р. используются различные термины: расстройства, дефекты, недостатки и недоразвитие Р., речевая патология, речевые отклонения. Нарушения Р., как правило, обусловлены отклонениями в психофизиологическом механизме Р., не соответствуют возрасту, самостоятельно не преодолеваются и могут оказывать влияние на психическое развитие. Специфика нарушений зависит от времени их проявления (в процессе речевого развития или после его завершения); от уровня психического и интеллектуального развития; от влияния окружающей среды и других факторов. Нарушения Р. в коррекционной (специальной) педагогике (см. Логопедия) рассматриваются с позиций этиологии, патогенеза, системного строения речевой деятельности. Наиболее продуктивными для организации коррекционно-педагогического воздействия являются клинико-педагогическая и психолого-педагогическая классификации нарушений Р.

Клинико-педагогическая классификация выделяет нарушения устной и письменной Р. Нарушения устной Р.: расстройства фонационного оформления (афония и дисфония — отсутствие или нарушение голоса; брадилалия — патологически замедленный темп Р.; тахилалия — патологически убыстренный темп Р.; заикание; дислалия — нарушение произносительной стороны Р. при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата; ринолалия; дизартрия — нарушение произносительной стороны Р., обусловленное недостаточной иннервацией речевого аппарата); нарушение структурно-семантического оформления высказывания (алалия; афазия — полная или частичная утрата Р., обусловленная локальными поражениями головного мозга). Нарушения письменной речи: дислексия (алексия) — частичное или полное нарушение процессов чтения; дисграфия (аграфия). Детальная дифференциация различных форм нарушений Р. позволяет осуществлять индивидуальный подход к детям в единстве с лечебными мероприятиями.

Психолого-педагогическая классификация базируется на лингвистических и психологических критериях и учитывает структурные компоненты речевой системы и функциональные аспекты Р. Выделяются: нарушения языковых средств общения: фонетико-фонематическое недоразвитие Р. (ФФН), т.е. нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей вследствие дефектов восприятия и произношения фонем; общее недоразвитие Р. (ОНР), которое объединяет сложные речевые расстройства в тех случаях, когда у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой и смысловой стороне, и нарушения в применении языковых средств общения в речевой деятельности (коммуникативный аспект) заикание, проявление речевого негативизма и др. Нарушения письма и чтения трактуются как отсроченные проявления ФФН и (или) ОНР, обусловленные у детей несформированностью фонематических и морфологических обобщений в устной речи. На этой основе разработана теория обучения детей с тяжёлыми нарушениями Р. и принципы комплектования логопедических учреждений системы образования.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями Р. входят в систему специальных (коррекционных) образовательных учреждений.

Дошкольные образовательные учреждения — наиболее массовая форма; устраняют нарушения и готовят к обучению в общеобразовательной школе. Осуществляют индивидуально-ориентированную логопедическую помощь детям с ОНР, ФФН, заикающимся и детям с нарушением звукопроизношения.

Отдельные логопедические группы при дошкольных учреждениях общего типа.

Логопедические пункты общеобразовательных учреждений (городских и сельских) для детей школьного возраста с нарушениями устной и письменной Р. (первичного характера: с ФФН, с фонетическим дефектом; с нарушением строения и функции артикуляционного аппарата; с нарушением чтения и письма, обусловленным недоразвитием Р.). Осуществляются групповые и подгрупповые занятия во внеурочное время (от 0,5 до 1,5 года), а также консультации врачей-специалистов, психологическая и медицинская помощь.

Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с тяжёлыми нарушениями Р.: 1-е отделение — для детей с ОНР тяжёлой степени, обусловленным алалией, дизартрией, ринолалией, афазией, заиканием; 2-е отделение — для детей с тяжёлой степенью заикания при нормальном развитии Р. По мере устранения нарушений Р. учащиеся на основании заключения Психолого-медико-педагогической консультации переводятся в массовые школы.

(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. — М., 2002. С. 240)

См. также Логопедия, Ринолалия

Источник: Педагогический терминологический словарь на Gufo.me

Значения в других словарях

  1. Речь — Образуется в полости рта и глотки» благодаря изменению их очертаний и формы, и если при этом принимает участие голосовой аппарат, то получается звучная Р., без его же участия — шепот. В состав всякой Р. входят гласные и согласные звуки. Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона
  2. речь — см.: недержание речи Толковый словарь русского арго
  3. речь — сущ., ж., употр. очень часто (нет) чего? речи, чему? речи, (вижу) что? речь, чем? речью, о чём? о речи; мн. что? речи, (нет) чего? речей, чему? речам, (вижу) что? речи, чем? речами, о чём? о речах 1. Речью называется чья-либо способность говорить. Толковый словарь Дмитриева
  4. РЕЧЬ — РЕЧЬ — англ. discourse; нем. Rede/ Sprach. Вид коммуникативной деятельности человека; общение, опосредствованное «языком. см. ЯЗЫК. Социологический словарь
  5. речь — • пламенная ~ Словарь русской идиоматики
  6. Речь — Исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Между Р. и языком сложные диалектические взаимоотношения: Р. осуществляется по правилам языка и, в то же время, под влиянием ряда факторов (требования общественной практики… Толковый словарь психиатрических терминов
  7. Речь — I является важным механизмом интеллектуальной деятельности, формой общения людей и способом существования сознания. Функциональные системы, обеспечивающие… Медицинская энциклопедия
  8. речь — Образовано от общеславянского глагола rekti – «говорить», восходящего к основе, имеющей индоевропейскую природу. Возможно, что этот глагол возник как звукоподражание. Этимологический словарь Крылова
  9. речь — РЕЧЬ, и, мн. речи, ей, ж. 1. Способность говорить, говорение. Владеть речью. Затруднённая р. Отчётливая р. Дар речи (умение говорить, а также красноречие). 2. Разновидность или стиль языка. Устная и письменная р. Разговорная р. Стихотворная р. Толковый словарь Ожегова
  10. речь — 1. Способность говорить, выражать свои мысли; разговор, беседа. О характере произношения или произнесения; о манере говорить, об эмоциональной окраске речи. Беспокойная, бесстрастная, благозвучная, благоуханная (устар. поэт. Словарь эпитетов русского языка
  11. речь — РЕЧЬ и пр. см. речи. Также см. речи Толковый словарь Даля
  12. речь — Общеслав. Производное — с перегласовкой e/ē; ē > ě > e — от *rekti «говорить», ср. устар. речь, реку, диал. речи, укр. ректи, латышск. rèkt «громко говорить, реветь», тохарск. B reki «речь, слово», лат. Этимологический словарь Шанского
  13. речь — 1. Последовательность знаков языка, организованная по его законам и в соответствии с потребностями выражаемой информации. 2. Деятельность человека, использующего язык в целях общения, выражения эмоций, оформления мыслей, для планирования своих действий. Словарь лингвистических терминов Жеребило
  14. речь — Речь, речи, речи, речей, речи, речам, речь, речи, речью, речами, речи, речах Грамматический словарь Зализняка
  15. РЕЧЬ — РЕЧЬ — один из видов коммуникативной деятельности человека — использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Большой энциклопедический словарь
  16. Речь — I речевая деятельность, общение, опосредствованное Языком, один из видов коммуникативной (см. Коммуникация) деятельности человека. Большая советская энциклопедия
  17. речь — -и, мн. речи, -ей, ж. 1. только ед. ч. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Развитие речи. Расстройство речи. □ Пасмурно, мутными глазами глядела на всех Катерина и не находила речи. Гоголь, Страшная месть. Малый академический словарь
  18. речь — РЕЧЬ -и; мн. речи, -ей; ж. 1. Способность говорить, выражать словами мысль. Органы речи. Расстройство речи. Урок развития речи. Владеть речью. Затруднённая речь. Дар речи (умение красиво говорить). Толковый словарь Кузнецова
  19. речь — Речь/. Морфемно-орфографический словарь
  20. речь — Ж., род. п. -и, укр. рiч, ре́чи, блр. реч «вещь», др.-русск., ст.-слав. рѣчь ῥῆμα, λόγος, διάνοια (Клоц., Супр.), болг. реч, сербохорв. ри̏jеч «слово», словен. rе̣̑č, род. п. -ȋ «вещь», чеш. řеč «речь», слвц. rеč – то же, польск. rzесz «вещь», в.-луж. Этимологический словарь Макса Фасмера
  21. речь — РЕЧЬ, речи, мн. речи, речей, ·жен. 1. только ед. Способность пользоваться языком слов. Речь — один из признаков, отличающих человека от животных. Развитие речи. Владеть речью (·книж. ). 2. только ед. Звучащий язык, язык в момент произношения. Толковый словарь Ушакова
  22. речь — 1) Деятельность говорящего, использующего средства языка для общения с другими членами данного языкового коллектива (говорение) или для обращения к самому себе. Речь звучащая. Речь внутренняя. см. также язык. Словарь лингвистических терминов Розенталя
  23. речь — сущ., кол-во синонимов… Словарь синонимов русского языка
  24. РЕЧЬ — В акустике, последовательность звуков речи, произносимых, как правило, слитно, с паузами только после отд. слов или групп звуков. Слитность произношения звуков Р., вследствие непрерывности движений артикуляц. органов… Физический энциклопедический словарь
  25. речь — орф. речь, -и, мн. -и, -ей Орфографический словарь Лопатина
  26. речь — речь I ж. 1. Способность выражать мысль словами; умение говорить. 2. Язык в момент произношения слов; звучащий язык. 3. Характер произношения или произнесения. 4. Тот или иной вид, стиль языка. 5. Свойственный кому-либо язык, чья-либо манера говорить. Толковый словарь Ефремовой
  27. Речь — Посполи́тая – название государства, применительно к Польше, иногда к Венеции, у Ф. Прокоповича, также в указах 1696 и 1699 гг. (Смирнов 268; Христиани 10). Заимств. из польск. Rzесz роsроlitа «республика», которое калькирует лат. rēs рūbliса, т. е. «общественное дело». Этимологический словарь Макса Фасмера
  28. речь — Древнеиндоевропейское – racayati (приводит в порядок, изготавливает, готовит). Латинское – гассо (кричать, как тигр). Этимология слова точно неизвестна. Этимологический словарь Семёнова
  29. речь — 1. Функционирование языка в процессе коммуникации для передачи информации. 2. Та или иная разновидность общения при помощи языка, определяемая в своих свойствах обстоятельствами, целью коммуникации. Толковый переводоведческий словарь
  30. речь — • Безглагольная (Сологуб). • Благоуханная (Пушкин). • Бойкая (Горький, Тургенев). • Буйная (Сологуб). • Вдохновенная (Надсон). • Властная (Елпатьевский). • Восторженно-пылкая (Чюмина). • Выспренняя (Блок). • Ветряная (Пушкин). • Гордая (П. Я.). Словарь литературных эпитетов
  31. РЕЧЬ — (англ. speech) — исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Речевое общение осуществляется по законам данного языка (рус., англ. и т. Большой психологический словарь
  32. речь — Слово, предложение, фраза, спич, тост, здравица, аллокуция, диатриба, рацея, тирада, филиппика, изложение, слог, стиль, перо Речь бессодержательная, медоточивая, прочувствованная, сладкая, содержательная Заводить, держать, произносить… Словарь синонимов Абрамова
  • Блог
  • Ежи Лец
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение

© 2005—2020 Gufo.me

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: