Диспраксия в логопедии

У человека с диспраксией возникают проблемы с движением, координацией, суждением, обработкой, памятью и некоторыми другими когнитивными навыками. Диспраксия также влияет на иммунную и нервную системы организма.

Диспраксия также известна как трудности с моторным обучением, перцептомоторная дисфункция и нарушение координации развития (DCD). Термины «минимальное повреждение головного мозга» и «неуклюжий детский синдром» больше не используются.

По данным Национального центра по проблемам инвалидности, у лиц с диспраксией возникают трудности в планировании и выполнении мелких и грубых моторных задач. Это может варьироваться от простых движений двигателя, таких как размахивание до свидания, до более сложных, таких как последовательные шаги для чистки зубов.

Что такое диспраксия?

Даниэль Рэдклифф 2011 (выпрямить цвета)

Диспраксия — это неврологическое расстройство, которое влияет на способность человека планировать и обрабатывать двигательные задачи.

У лиц с диспраксией часто возникают языковые проблемы, а иногда и степень сложности мышления и восприятия. Диспраксия, однако, не влияет на интеллект человека, хотя это может вызвать проблемы с обучением у детей.

Развивающая диспраксия — это незрелость организации движения. Мозг не обрабатывает информацию таким образом, чтобы обеспечить полную передачу нейронных сообщений.

Человеку с диспраксией трудно планировать, что делать, и как это сделать.

Национальный институт неврологических расстройств и инсульта (NINDS) описывает людей с диспраксией как «не синхронизированные» с окружающей средой.

Эксперты говорят, что около 10 процентов людей имеют некоторую степень диспраксии, в то время как приблизительно 2 процента имеют это серьезно. Четыре из каждых пяти детей с явной диспраксией — это мальчики, хотя есть некоторые дебаты относительно того, может ли диспраксия быть недоразвитым у девочек.

По данным Национальной службы здравоохранения Великобритании, у многих детей с диспраксией также наблюдается синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Сущность, причины и симптоматика проявления диспраксии

Определение 1
Диспраксия представляет собой сбои в работе двигательного аппарата организма, с нарушением координации движений при нормальном мышечном тонусе.

Такие нарушения связаны с изменением функционирования тактильных органов, что нарушает планирование движений. Нарушение может проявится в раннем возрасте и даже с рождения, при том, что это часто остается незаметным, из-за неуклюжести маленьких детей и не восприятии нарушения движений как серьезной проблемы.

Для обнаружения дефекта проводится логопедическое обследование, в результате которого специалистом – логопедом ставится диагноз, на основании выявления проблем с развитием и функционированием артикуляционного аппарата.

Диспраксия развивается из-за поражений определенных областей коры головного мозга. При этом нарушается деятельность речевого аппарата. Ребенку становится не только трудно ходить и совершать какие-либо действия, но и говорить, читать, писать оказывается затруднительно.

Диспраксия может возникнуть в следствие разнообразных причин. Причем заболевание может носить, как первичный, так и вторичный характер. Если заболевание имеет врожденную природу, то оно не связывается с дефектами неврологического характера. Вторичный характер диспраксии связан с получением различных травм мозга, нарушений в работе нервной системы, психическими нарушениями, даунизмом.

Замечание 1

Развитие заболевание связывается со слабым развитием нейронных связей, что приводит к невозможности передачи нервных импульсов к двигательному аппарату.

К основным причинам развития диспраксии относятся следующие:

  • Генетический фактор – наличие мутационных генов в организме;
  • Прямая наследственность – передача от родителей;
  • Патологии во время беременности – интоксикация организма, серьезный стресс матери, гипоксия плода, инфекционные заболевания, патологии матери;
  • Рождение намного раньше или намного позже положенного срока;
  • Травмирование головного мозга во время родов или в раннем возрасте.

Симптомами проявления диспраксии являются отклонения в нормальном развитии ребенка, поэтому важно следить и обращать внимание на любые мелочи.

У новорожденных детей заболевание может выражать посредством нарушения естественных рефлекторных функций:

  • сосательный рефлекс,
  • фиксация взгляда,
  • невозможность схватить игрушки или иные предметы ладонью,
  • отклонения в координации движений.

Позднее, на этапе дошкольного развития у детей, страдающих диспраксией наблюдается обостренная двигательная активность, слабая концентрация внимания, невозможность находить баланс и держать равновесие, проблемы с приемом пищи. Движения детей становится очень неуклюжими, могут происходить постоянные падения и спотыкания «на ровном месте». Память и восприятие ребенка также нарушается. Возникают проблемы с ответами на простые вопросы известные ребенку. Обучение письменной речи и чтению становится проблематичным. Также могут возникать проблемы со сном и ориентацией в пространстве.

Диспраксия, даже если причиной ее развития является врожденная патология, может проявится гораздо позднее, лишь на школьном этапе развития. Этому могут способствовать стрессовые ситуации, переутомление, повышенная интеллектуальная нагрузка, негативная атмосфера в коллективе. При этом, заболевание делает практически невозможным учебный процесс: запоминать и воспроизводить учебный материал становится нереально, развиваются сопутствующие речевые патологии – дисграфия, дискалькулия.


Рисунок 1.

Естественно, что наличие патологии ведет к развитию психических нарушений. Дети находятся в постоянном раздражении, чувствуют тревогу и не заинтересованы в участии в учебном процессе.

Диагностика диспраксии

Диагноз диспраксии может быть сделан клиническим психологом, педагогическим психологом, педиатром или профессиональным психотерапевтом. Любой родитель, который подозревает их ребенка, может иметь диспраксию, должен обратиться к врачу.

При проведении оценки потребуются детали, касающиеся истории развития ребенка, умственных способностей, а также валовых и мелких моторных навыков:

  • Валовые двигательные навыки — насколько хорошо ребенок использует большие мышцы, которые координируют движение тела, включая прыжки, метание, ходьбу, бег и поддержание равновесия.
  • Тонкие моторные навыки — насколько хорошо ребенок может использовать меньшие мышцы, в том числе завязывать шнурки, делать пуговицы, вырезать фигуры с помощью ножниц и писать.

Оценщик должен будет знать, когда и как были достигнуты этапы развития, такие как ходьба, ползание и разговор. Ребенок будет оцениваться как баланс, чувствительность прикосновений и вариации при ходьбе.

Диагностика

Во время приема врач проводит опрос, осматривает на предмет неврозов, оценивает эмоциональное состояние с помощью опросников и анкет и делает томографию головы, чтобы проверить работу головного мозга и поставить диагноз.

Апраксия у ребенка бывает разных видов:

  • идеаторная (нарушение при выполнении ряда последовательных движений);
  • амнестическая (сбои в определении очередности действий);
  • конструктивная (моторные трудности при составлении одного предмета из частей).

Дисперсия у детей

Дисперсия может варьироваться в зависимости от возраста. Имея это в виду, мы будем рассматривать каждый возраст индивидуально. Не каждый человек будет иметь все симптомы, описанные ниже:

Очень раннее детство

Ребенок может занять больше времени, чем другие дети:

  • Сидеть.
  • Сканирование — Фонд Диспраксии говорит, что многие из них никогда не проходят стадию ползания.
  • Ходить.
  • Говорите — по данным Детской больницы в Уэстмиде, Австралия, ребенок может быть медленнее отвечать на вопросы, затруднять звуки или повторять последовательности звуков или слов; они также могут испытывать трудности с поддержанием нормальных интонационных моделей, имеют очень ограниченный автоматический словарь, говорят медленнее, чем другие дети, и используют меньше слов с большим количеством пауз.
  • Stand.
  • Станьте горшком обученным (выходите из подгузников).
  • Создайте словарь.

Ранее детство

Молодая девушка, связывающая обувные шнурки

В дальнейшем могут возникнуть следующие трудности:

  • Проблемы, выполняющие тонкие движения, такие как привязка шнурков, набор кнопок и молний, ​​использование столовых приборов и почерка.
  • Многим будет сложно одеваться.
  • Проблемы, связанные с движением игровых площадок, такими как прыжки, игра в хмеле, выбивание мяча, пение мяча, прыжки и пропуски.
  • Проблемы с перемещением в классе, такие как использование ножниц, раскраска, рисование, игра в головоломки.
  • Проблемы обработки мысли.
  • Трудности с концентрацией. Детям с диспраксией обычно трудно сосредоточиться на одной вещи надолго.
  • Ребенок усерднее, чем другие дети, присоединиться к игровым площадкам.
  • Ребенок будет беспокоиться больше, чем другие дети.
  • Некоторым трудно подняться и спуститься по лестнице.
  • Более высокая тенденция биться по вещам, падать и бросать вещи.
  • Трудность в изучении новых навыков — в то время как другие дети могут делать это автоматически, ребенок с диспраксией занимает больше времени. Поощрение и практика чрезвычайно помогают.
  • Написание историй может быть намного сложнее для ребенка с диспраксией, а также может копировать с доски.

В дошкольном возрасте также распространены следующие:

  • Находит это трудно поддерживать друзей.
  • Поведение, когда в компании других может показаться необычным.
  • Hesitates в большинстве действий, кажется медленным.
  • Не держит карандаш с хорошим сцеплением.
  • Такие понятия, как in, out, to the front, трудно обрабатывать автоматически.

Позднее в детстве

  • Многие из перечисленных выше проблем не улучшают или только немного улучшают.
  • Пытается избежать занятий спортом.
  • Хорошо учится на индивидуальной основе, но нигде рядом с классом с другими детьми.
  • Реагирует на все раздражители одинаково (не отфильтровывая нерелевантные стимулы автоматически)
  • Математика и письмо сложны.
  • Тратит много времени на то, чтобы писать.
  • Не следует инструкциям.
  • Не запоминает инструкции.
  • Плохо организовано.

Диспраксия у взрослых

У взрослых симптомы включают:

  • Плохая поза и усталость.
  • Проблемы с выполнением обычных обязанностей.
  • Менее тщательный контроль — писать и рисовать сложно.
  • Трудность координации обеих сторон тела.
  • Непонятная речь, часто порядок слов может быть запутан.
  • Неловкое движение и склонность к поездке.
  • Уход и переодевание более сложные — бритье, наложение макияжа, крепление одежды, привязка шнурков.
  • Плохая координация рук и глаз.
  • Трудность планирования и организации мыслей и задач.
  • Менее чувствителен к невербальным сигналам.
  • Легко расстроен.
  • Низкая самооценка.
  • Сложность сна.
  • Трудность отличает звуки от фонового шума.
  • Известный недостаток ритма при танцевании или тренировке.

Социальные и сенсорные — индивидуумы с диспраксией могут быть чрезвычайно чувствительны к вкусу, свету, прикосновению и / или шуму. Возможно также отсутствие понимания потенциальных опасностей. Многие испытывают перепады настроения и проявляют неустойчивое поведение.

Исследователи из Университета Болтона в Англии говорят, что часто существует тенденция воспринимать вещи буквально «(ребенок) может слушать, но не понимать».

Виды в зависимости от типа действия

По другой классификации, патологию разделяют по типам в зависимости от типа действия.

Вербальная или артикуляционная диспраксия, то есть проблемы с правильным расставлением слов, построением фраз. Нередко ребенок не в состоянии четко выразить свою мысль. Часто данный тип сопровождается проблемами с выполнением движений и речевым аппаратом.

Моторный тип патологии характеризуется нарушением двигательной функции. Проявляться может не только в виде шаткой походки, могут быть проблемы с хватанием предметов и с выполнением других ежедневных задач.

Офтальмологическая или глазодвигательная патология. В данном случае наблюдается проблема с контролем движения глаз. Часто, чтобы прочесть предложение, ребенку необходимо двигать всей головой или он вообще не в состоянии сосредоточиться и быстро прочесть что-либо.

Причины диспраксии

Ученые не знают, что вызывает диспраксию. Эксперты считают, что нервные клетки человека, которые контролируют мышцы (моторные нейроны), развиваются неправильно. Если моторные нейроны не могут образовать правильные соединения, по какой-либо причине мозг займет гораздо больше времени для обработки данных.

Эксперты службы инвалидности и дислексии в Лондонском университете королевы Марии, США, говорят, что исследования показывают, что диспраксия может быть вызвана незрелостью развития нейронов в мозге, а не каким-либо конкретным повреждением головного мозга.

В докладе Университета Халла в Англии говорится, что диспраксия «вероятно наследственная: несколько генов были замешаны». Часто в семье, которая так же затронута, много членов ».

Исследование апраксии

Исследование апраксии начинается с наблюдения за больным. При этом часто выявляется беспомощность больных в самообслуживании: не могут правильно застег­нуть пуговицы, надеть брюки, принимать пищу. Если им предлагают совершить те или иные действия, например отдать воинское приветствие, снять и надеть пижаму, налить в чашку и выпить воду, они не знают, как это сделать, и лишь беспомощно двигают рукой чашку, пы­таются надеть пижаму наизнанку и т. п.

При достаточной сохранности действий с реальными предметами больному предлагают совершить действия с воображаемыми: показать, как грозят пальцем, вяжут, поливают цветы и пр. Возникающие здесь нарушения свидетельствуют об апраксии теменного типа.

В пользу апраксии лобного типа говорят двигательные персеверации, а также нарушение способности к воспро­изведению ритмов. Врач костяшками пальцев выстуки­вает какой-либо ритм, например так: три удара — пау­за — два удара — и предлагает больному повторить то же самое. Больному это не удается. Затем проверяют хва­тательный рефлекс, который часто оказывается положи­тельным.

Категории: Заболевания по алфавиту Симптомы по алфавиту Симптомы заболеваний нервной системы

На этой странице материал по темам:

  • апраксия, аграфия, слабоумие

  • афферентный парез

  • лобная апраксия причины

  • виды апраксий по другим авторам

Лечение диспраксии

Хотя диспраксия не излечима, с лечением, человек может улучшиться. Однако, чем раньше ребенок будет диагностирован, тем лучше будет их прогноз. Следующие специалисты чаще всего относятся к людям с диспраксией:

Трудотерапия

Профессиональный терапевт будет оценивать, как ребенок справляется с повседневными функциями как дома, так и в школе. Затем они помогут ребенку развить навыки, характерные для повседневной деятельности, которые они находят сложными.

Речевая и языковая терапия

Патолог-речевой язык проведет оценку речи ребенка, а затем осуществит план лечения, чтобы помочь им более эффективно общаться.

Перцептивное моторное обучение

Это включает в себя улучшение языка ребенка, визуального, движения и слуховых навыков. Индивидуум ставит ряд задач, которые постепенно становятся более продвинутыми — цель состоит в том, чтобы бросить вызов ребенку, чтобы они улучшались, но не настолько, что он становится расстраивающим или стрессовым.

Костная терапия при диспраксии

В исследовании, опубликованном в этой группе, команда ирландских, британских и шведских исследователей оценила влияние конной терапии (терапевтическая верховая езда) на группу из 40 детей в возрасте 6-15 лет с диспраксией.

Дети участвовали в шести конных встречах продолжительностью 30 минут каждый, а также два 30-минутных сеанса аудиовизуального скрининга.

Они обнаружили, что терапия для верховой езды стимулировала и улучшала параметры познания, настроения и походки участников. Авторы добавили, что «данные также указывают на потенциальную ценность аудиовизуального подхода к лошадиной терапии».

Активная игра

Эксперты говорят, что активная игра — любая игра, которая включает в себя физическую активность, которая может быть на улице или внутри дома, помогает улучшить двигательную активность. Игра — это способ, которым дети узнают об окружающей среде и о себе, и особенно для детей в возрасте 3-5 лет; это важная часть их обучения.

Активная игра — это то, где физическое и эмоциональное обучение очень маленького ребенка, их развитие языка, их особое осознание, развитие того, что их чувства, все объединяются.

Чем больше детей вовлечено в активную игру, тем лучше они смогут успешно взаимодействовать с другими детьми.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: