Что такое сонорный звук в фонетическом разборе. Что такое сонорный звук в логопедии и русском языке


Общее понятие звуков

Определение 1
Звук в лингвистике называется фонемой, под которой понимают минимальную языковую единицу, не имеющую грамматического или лексического значения, но служащую для образования значимых языковых единиц (морфем и слов).

А если рассматривать звук как результат работы артикуляционного аппарата, то звук представляет собой совокупность следующих физических процессов:

  • непосредственная работа голосовых связок и элементов ротовой полости говорящего;
  • колебание волн воздуха окружающего пространства;
  • восприятие барабанными перепонками слушающего данных колебаний.

Во всех языках мира звуки различаются по механизму их образования. По этому параметру выделяют:

  • гласные звуки — в их образовании участвует только голос и нет никаких приветствий на пути потока воздуха;
  • согласные звуки — в их образовании принимает участие шум, то есть имеют место быть препятствия на пути воздушного потока.

Замечание 1

В связи с этим в каждом языке выделяют два обособленных раздела, которые становятся предметами изучения частной лингвистики: вокализм – система гласных звуков языка, и консонантизм – система согласных звуков языка.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Классификация звуков русского языка 440 руб.
  • Реферат Классификация звуков русского языка 260 руб.
  • Контрольная работа Классификация звуков русского языка 210 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Выделение гласных и согласных звуков является примером универсальной бинарной оппозиции. Оппозиция является понятием структурной лингвистики и представляет собой различие между единицами плана выражения. Благодаря оппозиции появляется возможность противопоставить друг другу звуки и, соответственно, классифицировать их. А более элементарной её формой является бинарная оппозиция, в которой одни звуки удовлетворяют некому условию, а все остальные – нет.

Классификация согласных звуков.

Классификация согласных более сложная, потому что согласных в языках мира больше, чем гласных. Шумный — сонорный. В составе согласных звуков любого языка выделяются два больших класса согласных: шумные, то есть звуки, в образовании которых главную роль играет шум, и сонорные, то есть звуки, при образовании которых главную роль играет голос, возникающий при вибрации голосовых связок. Различие согласных по характеру преграды и способу ее преодоления. Согласные различаются в зависимости от того, какого рода преграды образуют органы речи для воздушного потока, идущего из легких. Если органы речи оказываются сомкнутыми, то воздушная струя размыкает их. В результате возникают смычные, или взрывные согласные. В тех же случаях, когда органы речи не сомкнуты, а только сближены, между ними остается щель. В эту щель проходит воздушная струя, образуется характерное трение воздуха, а возникающие при этом шуме согласные звуки получают название щелевых (от слова щель), или фрикативных (от латинского названия fricare — «тереть», так как воздух как бы трется о щель в неплотно сближенных органах речи). В различных языках имеются еще такие согласные звуки, которые соединяют в себе особенности взрывных с особенностями согласных щелевых. Подобные согласные как бы начинаются с взрывного элемента и оканчиваются элементом щелевым. Называются они аффрикатами. Русская аффриката ц состоит из взрывной т и щелевой с, аффриката ч — из взрывного т и щелевого ш. Аффрикаты встречаются в английском языке (Georg), в немецком (deutsch) и многих других языках. По способу образования преграды выделяют также дрожащие согласные звуки, при образовании которых преграда образуется периодическим сближением активного органа речи с пассивным до возникновения очень слабой смычки, которая тут же разрывается выходящей из легких струей воздуха. Если первый ряд различий в области согласных определяется характером преград, стоящих на пути воздушного потока, идущего из легких, то второй ряд различий связан с деятельностью активных органов речи — языка и губ. Соответственно этому ряду различий согласные делятся на язычные и губные. Когда в язычных артикуляциях участвует передняя часть языка, возникают переднеязычные согласные. Возможны также среднеязычные и заднеязычные согласные. Дробление производится и дальше: среди переднеязычных согласных различают зубные, например, т и альвеолярные например ш). При артикуляции среднеязычных согласных средняя часть спинки языка поднимается и сближается с твердым небом (например, немецкий так называемый Ich-Laut в словах типа ich, Recht). При артикуляции заднеязычных звуков задняя часть языка сближается смягким небом. К заднеязычным относятся руские к, г, х. Кроме язычных, к этой же группе согласных относят и согласные губные, которые в свою очередь делятся на губно-губные (билабиальные, например, русское п) или губно-зубные, напрмер, в). Различие между губно-губными и губно-зубными легко обнаружить экспериментально: для этого нужно лишь поочередно произнести несколько раз русские звуки п и в. Третий ряд различий в системе согласных звуков создается так называемой палатализацией (от латинского палатум — твердое небо). Палатализация, или мягкость — это результат поднятия средней и передней части языка к твердому небу. Палатализироваться, или смягчаться могут любые согласные, кроме среднеязычных. Наличие палатализованных согласных — это яркая особенность русской фонетики.

Классификация гласных звуков русского языка

Вокализм русского литературного языка представлен 6 звуками. Таковыми являются звуки /и/, /ы/, /у/, /е/, /о/, /а/.

Гласные звуки, используемые в каждом конкретном слове, могут делиться на гласные звуки в сильной позиции (под ударением) и гласные звуки в слабой позиции (безударные).

По степени вертикального подъема языка (во время произнесения звука) различают гласные звуки с верхним (/и/, /ы/, /у/), средним (/е/, /о/) и нижним (/а/) подъёмом.

С точки зрения горизонтального расположения (степени близости ко рту) языка гласные делятся на звуки, расположенные в переднем (/и/, /е/), среднем (/ы/, /а/) и заднем (/у/, /о/) ряду.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи ответ уже через 15 минут!

Задать вопрос

Также гласные звуки могут различаться по участию или неучастию в их образовании губ: лабиализованные (огубленные) звуки — /у/, /о/, и нелабиализованные (неогубленные) звуки — /и/, /е/, /ы/, /а/.

Что такое сонорный звук в русском языке?

Согласные звуки, при произнесении которых практически не образуются шумовые помехи, носят название звучных, или сонорных. В русском языке к таким звукам относятся:

  • «Р
    » – дрожащий звонкий звук, который образуется в области альвеол (так называются углубления, куда входит корень зуба).
  • «Л
    » – образуется, когда воздух проходит через кончик языка, соприкасающийся с альвеолами.
  • «М
    » – звонкий носовой звук, который образуется при участии как верхней, так и нижней губы. При прохождении воздуха из легких образуется турбуленция.
  • «Н
    » – произносится, когда кончик языка смыкается с верхними передними зубами.
  • «Й
    » – возникает в области нёба, когда к нему восходит задняя часть языка. Турбулентный поток воздуха при этом не образуется. Согласно нормам международного фонетического алфавита, данный звук обозначается как «j», или «йот».
  • Смягченные варианты всех вышеперечисленных звуков также носят название звучных.

Буквы сонорных звуков

Сонорные звуки – виды, характеристики и особенности произношения

Основное определение может натолкнуть на мысль о том, что сонорные звуки в русском языке являются самыми простыми для произношения, так как это не требует приложения особых усилий.

На самом же деле все не так просто, как может показаться на первый взгляд, и для того, чтобы понять, в чем заключается особенность сонорных звуков, необходимо углубиться в это понятие, изучив его классификацию, роль в фонетике и в языке в целом.

Значение в русском языке

Все сонорные звуки выше фрикативных, имея свойство образовывать вершину слога в языковых формах, чувствительны к их звучности. В то же время звуки, которые произносятся с особым нажимом, ограничивают воздушный поток, провоцируя тем самым волновую турбулентность, или же являются свистящими, не относятся к сонорным. В русском языке сонорными считаются следующие звуки:

  • «Р» — несмотря на то что этот звук является дрожащим, он образуется в результате касания языка области альвеол (прикорневой области зубов), находясь выше фрикативных, а значит относясь к сонорным.
  • «Л» — произношение этого звука предполагает пропускание воздушного потока через кончик языка непосредственно во время касания альвеол.
  • «М» — этот звонкий звук относится к носовым, так как при его произношении воздух пропускается через нос при параллельном смыкании верхней и нижней губы и создании турбулентности легкими.
  • «Н» — образуется звук при касании кончика языка с верхними резцами.
  • «Й» — произношение обеспечивается восхождением и смыканием задней части языка с небом, причем без образования турбулентного потока.

Примечательно, что сонорными будут считаться и все смягченные варианты этих звуков.

Контрастными (противоположными) по отношению к этим звукам будут считаться те, которые неизменно вызывают турбулентность в ом тракте при произношении.

Кроме того, стоит выделить определенную размытость между аппроксимантами и звонкими фрикативными звуками, образующимися в области задней гортанной стенки, из-за которой их очень легко перепутать с сонорными.

Иногда согласные фарингального типа выступают в качестве полугласных, которые соответствуют звуку «а», или же полностью меняют свою тональность, в итоге становясь твердыми, образуя фрикативные согласные или другой тип звучания.

Еще одна отличительная черта сонорного звучания заключается в том, что они далеко не всегда имеют глухую пару. И в качестве наглядного примера можно привести звук «л», который может быть только звонким.

А вот в некоторых других языках, типа тибетского или бирманского, наоборот, он является парным, требуя других действий во время глухого произношения.

Фонетический разбор и логопедия

Название сонорных звуков происходит от латинского слова «sonorus», что дословно переводится как «звучный». Объясняется выбор такого наименования тем, что в формировании звука участвует голос, притом что образующий его в ротовой полости воздушный поток способен находить свои пути обхода, из-за чего он и становится совсем не шумным.

Кроме того, в конце произносимого слова с такими включениями так и не происходит оглушения, как это часто случается во многих других случаях.

Звуковые характеристики

Для того чтобы понять, что значит сонорный в фонетическом разборе, необходимо в первую очередь разобраться в основных характеристиках его звукового произношения. Так, специалисты выделяют как минимум две разных группы, которые напрямую зависят от положения так называемой небной занавески:

  • Ротовая. Для этой группы звучания сонорного типа характерным является приподнятие стенки неба и его примыкание к зеву в области задней его стенки, в результате чего происходит автоматическое перекрытие прохода в носовую полость для воздушного потока. В итоге формирование получается ротовым или чистым без малейшего намека на турбулентность и другие шумовые вибрации.
  • Носовая или назальная. В этом случае из-за того, что небная занавеска уходит вниз, проход в носовую полость для струи воздуха, напротив, открывается, благодаря чему она выполняет функцию своеобразного вспомогательного звукового резонатора во время произношения.

Особенности разбора

Для закрепления полученных в этой области знаний рекомендуется прибегать к популярному еще с советских времен упражнению, которое подразумевало выполнение разбора слова на отдельные фонемы. Что касается выполнения поставленной задачи, то чаще всего она подразумевает соблюдение следующего алгоритма действий:

  • На первом этапе слово произносится вслух (возможно, несколько раз для лучшего восприятия всех его составляющих элементов).
  • Второй шаг подразумевает записывание этого слова в полном соответствии правилам орфографии.
  • Переход на следующий этап заключается в разбивке слова по слогам с обязательным обозначением единственно верного места ударения.
  • Разбивка на отдельные слоги позволяет безошибочно обозначать возможные места переносов слова с одной строки на другую, что также является важным упражнением для фонетического разбора.
  • Далее выполняется разбор каждой буквы с детальным описанием всех ее звуковых характеристик (наличие пары, твердость или мягкость и прочее). На этом же этапе следует идентифицировать сонорность, если таковая присутствует в разбираемом слове.
  • После того как все этапы будут пройдены, осуществляется подсчет всех букв и звуков, притом что эти результаты часто не совпадают, и это является абсолютной нормой.

По итогам выполненных работ осуществляется еще одно аналитическое действие, направленное на определение соотношения написания и произношения. Проще говоря, перед тестируемым стоит задача по определению соответствия того, что было написано, тому, что было произнесено.

Возможные проблемы и их устранение

В последнее время все большему числу родителей приходится бывать у врачей-дефектологов по причине плохого произношения у детей. И чаще всего поводом для обращения становится нарушение у ребенка выговаривания парных и непарных согласных. Эта патология имеет свойство называться дислалией, для которой характерным является хороший слух, но трудности воспроизведения определенных букв.

Постановку таких букв делать можно и нужно, главное только дать возможность логопеду разобраться в первопричинах, спровоцировавших текущую проблему. Обычно в этот список входят следующие негативные факторы:

  • Проблемы, связанные с физиологией. Иногда нарушение произношения обусловлено анатомическими особенностями, которые, в свою очередь, могут носить первичный (врожденный) или вторичный (приобретенный) характер, часто вызванный развитием хронических ЛОР-заболеваний.
  • Неврология. Психические отклонения также могут стать причиной задержки речевого развития или патологии.
  • Дефицит воспитания. Не стоит думать, будто речевые способности всегда развиваются автоматически, ведь каждый ребенок индивидуален, и то, что легко дается одному, не дается другому. Именно поэтому специалисты настоятельно рекомендуют уделить максимум внимания развитию детской речи во избежание закрепления в ней каких-то серьезных дефектов или ошибок.
  • Билингвизм. Дети, воспитываемые двуязычными родителями, также зачастую имеют серьезные проблемы с произношением, особенно если используемые в семье наречия относятся к несовместимому фонетическому строю.
  • Окружение. Если в обществе ребенка имеют место другие дети или взрослые с проблемным произношением, то высока вероятность того, что именно этот фактор спровоцировал речевые ошибки.
  • Нарушения слуха. Идеальный музыкальный слух не является стопроцентной гарантией правильного распознания всех фонем речи.

Важно помнить, что выбор коррекции и ее успешность будут напрямую зависеть от того, насколько правильно специалисту удалось установить причину развития дислалии.

К примеру, в случае выявления анатомической патологии показанным становится хирургическое вмешательство. Если же причиной всему является круг общения крохи, то его желательно сменить.

Огромное значение имеет и скорость реагирования, ведь чем раньше будет начато лечение, тем более продолжительного и устойчивого результата можно будет добиться в дальнейшем.

Эффективнее всего себя зарекомендовала комплексная терапия, которая подразумевает не только регулярные занятия с врачом-дефектологом, но и постоянное выполнение домашних упражнений с ребенком.

Источник: https://nauka.club/russkiy-yazyk/sonorny%D0%B5-zvuki.html

Таблица звуков для логопедии

Логопедические онлайн упражнения

Логопедия гласных букв:
| | | | | | | | | |
Трудные гласные буквы:
е;ё;ю;я | ё;у;е;ы;а;о;э;я;и;ю |
Постановка согласных звуков и букв:
| | | | | | | | | | | | | | | | | | | |
Трудные согласные буквы:
б;п | ж;ш | з;с | г;к | с;ц | в;ф | р;л | п;л | р;п;л | з;с;ц | ч;ж;ш;щ;ц;х |

Онлайн упражнения () — это и база для успешного обучения в школе. Некоторые логопедические нарушения исчезают у детей с возрастом. Здесь на сайте вы найдете упражнения на постановки всех звуков русского алфавита, а еще обучите ребенка читать. Нормально развивающиеся дети обладают способностями к овладению языком. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. На подгрупповых логопедических занятиях, дети со сходными речевыми нарушениями объединяются. Речь это важное средство связи между ребенком и окружающим миром. Ведите специальный журнал успехов детей. Можно это делать на специальном ютуб канале.

Слоговые таблицы применяются на этапе автоматизации поставленных звуков у детей младшего школьного возраста, овладевших техникой послогового чтения. Так же можно адаптировать слоговые таблицы для развития звукового анализа и синтеза слов, для развития техники чтения (способом наращивания слов). Инструкция по применению: 1. Читаем первый слог левого столбика, добавляем автоматизируемый звук и присоединяем к нему гласную, главное условие — получить слово. образец: (ЛУ – Ш – А — ЛУША) 2. Называем автоматизируемый звук, присоединяем гласную из правого столбика. Подбираем слог или букву из крайнего правого столбика – получаем слово. образец: (Ш – А — Г — ШАГ) — Автоматизация звука Ш — Автоматизация звука С — Автоматизация звука З — Автоматизация звука Л — Автоматизация звука Р

Работа с звуковыми таблицами

Работа со слоговыми таблицами может идти по двум направлениям, в зависимости от вида речевого нарушения у ребенка. В случае ФФН акцент делается на внимательное вслушивание в последовательность произносимых взрослым слогов и медленное и точное проговаривание. Поначалу ребенок не только слушает слоги, но и смотрит в лицо говорящего, чтобы видеть артикуляцию и правильно ее воспроизвести. Затем взрослый произносит слоги, закрыв лицо «экраном» (листком бумаги), чтобы ребенок опирался только на слух. Некоторым детям бывает легче повторить слоги с закрытыми глазами (за счет большей концентрации слухового внимания). Можно предложить ребенку поиграть в «Разведчиков» или в «Телефон». Инструкция: «Внимательно послушай и повтори, как я».

Дизартрия и таблицы

Слоговые таблицы хорошо использовать при коррекции стертой формы дизартрии. Когда ребенок умеет правильно произносить оба отрабатываемых звука, но ему не хватает скорости движений языка для переключения с одного звука на другой (например, с верхних звуков Ш, Ж на нижние С и З). В таком случае акцент делается именно на скорость произнесения этих слогов. Разумеется, начинаем работу с медленного повторения слогов, постепенно наращивая темп.

Звуки в русском языке таблица

Наша речь связана с движениями речевого аппарата. При дефектах звукопроизношения большое место в логопедической работе занимает артикуляционная гимнастика, которая применяется как при постановке звуков, так и на этапе автоматизации звуков. Логопедами предлагаются упражнения и игры, которые направлены на автоматизацию звуков в слогах, словах, предложениях и речи. Тонкие движения артикуляционного аппарата способствуют совершенствованию движений и формированию правильной речи ребёнка. На этой странице список материалов логопедов по теме автоматизация звуков.

Буквы и звуки таблица для логопеда

Когда малыш проходит 5-летний рубеж, у него формируется правильное произношение. Конечно, далеко не всегда ситуация безоблачная, но исправить дефекты можно без проблем, если выполнять логопедические упражнения на звук «р». Специалисты утверждают, что не надо бить тревогу по пустякам, но следить за развитием ребенка необходимо.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: