АКУСТИКО-ГНОСТИЧЕСКАЯ СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

Патологические реакции, протекающие в коре головного мозга, сопровождаются расстройствами, нарушениями привычных для человека функций организма. Поражение теменного, лобного или височных отделов грозит афазией – проблемами со сформировавшейся речью. В зависимости от локализации процесса, болезнь может принимать разные формы. Афазия сенсорная развивается на фоне поражения участка верхней височной извилины, а конкретно, первичного слухового поля. Состояние характеризуется яркой клинической картиной, требует комплексного подхода к лечению.

Сенсорная афазия – симптомы и типы заболевания

У патологии есть еще несколько названий: афазия Вернике, акустико-гностическая, беглая, рецептивная. В народе болезнь называют «глухотой на слова», что точно передает особенности состояния.

Недуг развивается в результате поражения зоны Вернике, отвечающей за слуховое восприятие человеком речи. Результатом становится появление трудностей с распознаванием смысла слов при сохранении способности к их восприятию и возможности повторения.

Родная речь, обращенная к больному, кажется ему иностранной, а в тяжелых случаях имеет вид белого шума.

Особенности типа акустико-гностической афазии зависят от ее симптомов:

  • беглость, многословность и низкий уровень информативности речи. Пациент активно использует парафразы и иносказательные выражения, пропускает важные слова, активно использует союзы и предлоги;
  • больной общается исключительно с помощью поговорок, пословиц, пересказов;
  • письменная речь нарушена;
  • очевидны проблемы с пониманием и восприятием сказанного. Пострадавшему не понятен смысл простых просьб или вопросов, связанных с изложением информации. При этом он способен выполнять простые команды, требующие действия. Например, больной не в состоянии ответить, как его зовут, но может повернуть голову в ответ на такую просьбу;
  • пострадавший не осознает наличия у него проблем, поэтому сильно раздражается, когда окружающие не могут его понять.

Акустико-гностическая афазия редко становится единственным признаком базовой патологии. Она обычно сопровождается выраженным возбуждением, доходящим до паранойи. Носогубная складка сглаживается, что делает выражение лица застывшим, похожим на маску. Из поля зрения могут выпадать целые поля. Клиническая картина дополняется симптомами, характерными для болезни, вызвавшей речевое расстройство.

Сенсорная афазия у детей имеет свою специфику:

  • симптомы возникают и развиваются в короткие сроки. При правильном подходе и отсутствии серьезных осложнений утраченные функции быстро восстанавливаются. Если в течение нескольких недель состояние ребенка не улучшается, прогноз резко ухудшается, а шансы на выздоровление падают;
  • клиническая картина размытая, симптоматика скудная. Если речь еще не до конца сформирована, установить форму расстройства сложно;
  • нормализация речи обеспечивается повышением активности участков коры головного мозга, расположенных в непосредственной близости от пораженных.

В детском возрасте акустико-гностическую афазию можно спутать с алалией. Первая патология приводит к проблемам с уже развившейся речью, провоцирует ее регресс. Второе расстройство характеризуется первичным отсутствием навыка.

Симптомы детских афазий

Афазия у детей может развиваться в любом возрасте, но обязательно после формирования полноценной речи. Чаще всего расстройство фиксируют у малышей 3-7 лет. В одних случаях клиническая картина проявляется резко и нарастает стремительно. В других процесс растягивается на годы – все зависит от типа негативного фактора, влияющего на мозг, площади поражения ЦНС.

Признакии проявления афазии у детей зависят от ее формы:

  • сенсорная – очаг поражения расположен в левом полушарии, задней трети верхней височной извилины. Страдает фонематический слух из-за сбоя процесса приема, анализа и обработки звуков. У детей афазия проявляется в виде общих проблем с устной и письменной речью, счетом и чтением, пропадает чувство ритма. Дополнительно у пациента фиксируются эмоциональная лабильность, повышенная возбудимость, необъяснимая тревога;
  • акустико-мнестическая – поражение средних и задних областей височной зоны. Состояние характеризуется ухудшением речевой и слуховой памяти, проблемами со зрительным восприятием образов. У таких детей сложности с называнием предметов, восприятием и продуцированием устной речи. Обычно малыши чрезмерно активны, тревожны, нестабильны в эмоциональном плане;
  • моторная афферентная – очаг поражения в доминирующем полушарии, нижних теменных участках. Проявляется в виде невозможности совершать необходимые для воспроизведения задуманной речи движения языком и губами. Дети не продуцируют спонтанную речь или делают ее неразборчивой. У них сохранены навыки в письме и чтении, они способны издавать непроизвольные звуки, автоматом выдавать стихи или песни;
  • моторная эфферентная – поражение задних лобных участков приводит к навязчивому повторению одних и тех же простых слов или слогов. Устные высказывания невозможны или сильно нарушены. Может сохраняться автоматизированная речь, иногда дети издают отдельные осознанные звуки. Письмо и чтение нарушены;
  • динамическая – очень редкое явление, которое диагностируется у детей старшего возраста. Очаг поражения расположен в задних лобных отделах. Болезнь проявляется невозможностью ведения активного общения из-за отсутствия в высказываниях пациента глаголов, использования шаблонов. Такие дети не задают вопросов, не становятся инициаторами диалога, но отвечают, когда их спрашивают. Письмо и чтение не нарушены;
  • приобретенная эпилептическая – проблема обычно расположена в височных отделах головного мозга, но не исключена и другая локализация. Чаще всего нарушение речи проявляется резко, иногда процесс может быть растянут на месяцы. Дети не воспринимают устную информацию, становятся эмоционально нестабильными, возбудимыми. Характерной чертой патологии являются судорожные приступы, но в редких случаях они отсутствуют.

Сенсорная афазия характеризуется наличием тревоги у ребёнка.

Примечательно, что семантическая афазия у детей не диагностируется. В юном возрасте мозг человека еще не способен обобщать сигналы по символически-знаковому принципу.

Формы данного заболевания

В 95% ситуаций поражение зоны Вернике сопровождается снижением функциональности сенсорного речевого центра. Это приводит к дополнению стандартной картины специфическими симптомами. По набору таких признаков заболевание разделяют на несколько вариантов клинического течения.

Формы акустико-гностической афазии:

  • семантическая – у пациента страдает определение взаимосвязи между словами и предметами, он не способен делать очевидные логические выводы. Сильно нарушено восприятие пространства и ориентация в нем;
  • акалькулия – нарушение речевой функции строго локализовано, поэтому ограничено. Больной испытывает проблемы со счетом при сохранении других речевых форм;
  • сенсорно-моторная – поражение участка коры головного мозга захватывает более внушительную площадь, из-за чего у пострадавшего нарушается артикуляция. Он не способен правильно интерпретировать слова, произнесенные другими людьми, четко выговорить их самостоятельно. Понимание проблемы отсутствует, что вызывает у пациента раздражительность, агрессию;
  • тотальная – сочетание сразу нескольких типов расстройств речевой функции. Больной не понимает окружающих, сам не способен членораздельно выражать свои мысли. Деградация устной речи дополняется проблемами с письмом;
  • субкортикальная –нарушено только восприятие устной речи. Пациент может читать и способен адекватно воспринимать написанную информацию;
  • транскортикальная – больной не понимает и не воспринимает обращенные к нему слова, но может их повторить. Услышанное не имеет для него смысловой нагрузки и напоминает иностранный язык.

В зависимости от того, чем была спровоцирована акустико-гностическая афазия, картина перечисленных форм будет дополняться неврологическими или общими симптомами. Особенно тяжело расстройство протекает при обширных поражениях мозгового вещества, например, инсультах.

Причины возникновения патологии

В группу риска по сенсорной афазии входят пожилые люди, лица с заболеваниями сердца и сосудов.

У детей патология регистрируется значительно реже, чем у взрослых. В одних случаях повреждающее воздействие на ЦНС проявляется сразу, в других с момента появления проблемы проходит время вплоть до нескольких лет.

Афазия Вернике у взрослого может стать результатом воздействия таких факторов:

  • острое нарушение мозгового кровообращения. Инсульты ишемического и геморрагического типа считаются самыми частыми провокаторами расстройства;
  • снижение функциональности церебральных сосудов. Эмболии, гипоксия тканей в результате сужения просвета кровеносных каналов, нестабильность кровотока представляют серьезную опасность для речевых функций головного мозга;
  • черепно-мозговые травмы. Способны спровоцировать одномоментное или отсроченное повреждение структуры тканей в черепной коробке;
  • доброкачественные и злокачественные образования в головном мозге;
  • аневризмы церебральных сосудов. Акустико-гностическая афазия может возникнуть в результате разрыва выпячивания стенки канала или его давления на кору головного мозга в височной области;
  • воспалительные поражения ЦНС;
  • абсцессы, которые в височной области могут сформироваться после осложненного течения отита;
  • заболевания, приводящие к дегенерации и демиелинизации тканей головного мозга, его оболочек.

В детском возрасте акустико-гностическое расстройство чаще всего становится результатом травмы головы. Особую опасность представляют осложненные роды, последствия которых могут проявиться через несколько лет. Также в качестве факторов повышенного риска выступают врожденные сосудистые патологии, опухоли, инфекции и воспалительные процессы.

Лечение сенсорной афазии

Подход к борьбе с речевыми расстройствами должен быть комплексным. Прежде всего надо выявить причину проблемы и избавиться от нее. Параллельно с этим или уже после устранения провоцирующего фактора можно подключать профильные приемы для нормализации утраченных функций. Для получения максимального эффекта не стоит ограничиваться сеансами со специалистом. Самостоятельная работа и помощь близких повышают шансы пострадавшего на выздоровление.

Методы лечения акустико-гностической афазии:

  • медикаментозный – основные препараты подбираются в соответствии с типом заболевания. При ишемическом инсульте показаны тромболитики, при геморрагическом – кровоостанавливающие. Для борьбы с инфекцией или воспалением используют антибиотики, НПВС, противовирусные или противогрибковые средства. Дополнительно пациенту показаны витамины, ноотропы, нейропротекторы и лекарства, улучшающие питание тканей;
  • логопедический – с помощью специальных методик, приемов, манипуляций логопед переводит издаваемые больным звуки в осмысленную речь. Это позволяет восстановить и расширить словарный запас, заново отточить артикуляцию;
  • хирургический – иногда устранение причины, вызывающей акустико-гностическую афазию, возможно только при прямом воздействии на поврежденный участок мозга. Это может быть удаление опухоли, остановка кровотечения, восстановление проходимости сосуда хирургическим путем;
  • дополнительные медицинские подходы – для повышения функциональности проблемной зоны ЦНС используют массаж и ЛФК, физиотерапию, иглоукалывание. Сегодня все чаще применяют компьютерные программы, призванные стимулировать зону Вернике;
  • средства народной медицины – с разрешения врача пациентам рекомендуется употреблять натуральные лекарства, оказывающие благоприятное влияние на головной мозг. Сегодня все чаще используются лечебные методики, основанные на контакте с животными.

Сроки реабилитации зависят от типа повреждения головного мозга, формы акустико-гностической афазии, возраста пациента, качества выполнения медицинской программы. В одних случаях на полное восстановление уходит несколько месяцев, в других даже годы не позволяют полностью избавиться от проблемы.

Рекомендуемые специализированные упражнения

Для устранения признаков акустико-гностической сенсорной афазии больному предстоит в течение длительного времени выполнять ряд особых упражнений. Они призваны стимулировать пораженный центр головного мозга, потенцировать компенсаторные свойства окружающих тканей.

Основные приемы и типы упражнений:

  • использование предметных картинок для их распределения по общим признакам, выбора правильного предмета из предложенных или в соответствии с названием;
  • отработка умения различать слова, близкие по звучанию;
  • составление рассказов о предметах, их свойствах, действиях;
  • построение логичных ответов на заданные вопросы, начиная с простейших с последующим усложнением;
  • чтение про себя с пересказом и вслух;
  • письмо – сначала изображение букв и слогов, затем слов и предложений.

Точный перечень приемов и специфику выполнения упражнений устанавливает лечащий врач. По мере появления признаков положительной динамики программа должна корректироваться, чтобы прогресс не останавливался.

Восстановление акустико-гностических процессов

Главная >> Медицина и здоровье >> Справочник лекарств >> Лечение ДЦП >> О болезнях >> Лекарственные растения >> Лечение за рубежом >> Книги по медицине >> Э. С. Бейн. «Афазия и пути ее преодоления» Издательство «Медицина», Л., 1964 г. OCR Detskiysad.Ru Приведено с некоторыми сокращениями
В большинстве наблюдаемых нами случаев сенсорной афазии основным симптомом было расстройство акустико-гностических процессов (А. Р. Лурия, 1947— 1962; Э. С. Бейн, 1947, 1957). Остановимся прежде всего на вопросах восстановления этой стороны речевой функции.

Вследствие травмы или сосудистого поражения височной речевой зоны больной перестал воспринимать различия между звуками речи; последние потеряли свой постоянный, константный, независимый от физических условий звучания, характер. Разрушенной оказалась, таким образом, самая специфичная для всех форм человеческого гнозиса черта: его обобщенный и вместе с тем дифференцированный и постоянный характер.

Первейшая наша задача поэтому заключается в создании условий, при которых различение звуков стало бы возможным. Акустические признаки — то, что один звук звучит глухо, другой звонко (п и б) — один твердо, а другой мягко (д и дь), а в грубых случаях и то, что составляет индивидуальную окраску данного звука (делая его не похожим на какой-либо другой звук) в силу самого дефекта недостаточны. Мы обращаемся к сохранным предпосылкам: оптическому, предметному, смысловому восприятию, к артикуляторной формуле, и вступаем на путь опосредования, который и составляет основу метода перестройки.

Для больных даже в крайней степени сенсорного речевого расстройства не представляет никакого труда дифференцировка предметов и их изображений. Эта особенность и используется для обучения различению звуков речи. Больной знает, что суп и зуб, пора и нора, стул и стол, глаз и класс — разные предметы, относящиеся к различным категориям окружающей действительности, но когда он слышит словесное звучание, обозначающее эти предметы, он их не различает, они звучат для него недифференцированно. Больные улавливают лишь общий звуковой рисунок этих слов, кажущийся им одинаковым.

Прежде всего отрабатывается каждый звук речи в контексте оптического, предметно-смыслового образа. Тем самым различение звуков речи — фонематическое различение восстанавливается с опорой на значения слов. Через оптико-предметные различия обходным путем больной научается схватывать и звуковые фонематические признаки (глухость —звонкость, твердость — мягкость). Палка… палка… п… п… б… б… б…, нет это балка в доме. Больной научается противопоставлять звуки друг другу. Через призму предметных различий путь поисков приводит к нахождению адекватного значения.

Остановимся на конкретном примере. Возьмем любой звук, скажем звук к. Больному предъявляются ряд изображений предметов, начинающихся с этого звука: кот, каша, корова, коза, картина, класс, кит, кора. Внимание больного фиксируется на том, что начальное звучание этих слов есть звук к. Звук речи отрабатывается в процессе противопоставления его другим звукам, сначала более грубо от него отличающихся, а затем и оппозиционным. Так воспитывается основная для звука речи черта — его смыслоразличительность. Через оптико-предметные различия обходным путем больной научается схватывать и звуковые фонематические признаки (глухость — звонкость, твердость — мягкость). Палка… палка., п.. п… б., б., п.. б., нет это балка в доме.. — научается противопоставлять друг другу звуки больной. Через призму предметных различий путь поисков приводит к нахождению адекватного звучания.

«Что здесь нарисовано?» — обращаемся мы к больному, сопровождая свой вопрос указательным жестом в случаях недостаточного понимания. Больной начинает вспоминать: Это… Это… Ну, как это… Бегает…. Логопед подсказывает: «Кот!» — Больной: Да… да… кот, кот, вот… вот…. Таким образом, больной сначала подхватывает, а затем теряет четкое звучание слова. Тогда логопед пытается закрепить это колеблющееся название. То же проделывается с изображением других предметов, начинающихся на букву к, в которых буква к соседствует с другими звуками (каша, коза, класс и т. д.). В результате таких упражнений больной начинает ощущать звук к через предметные различия. Приведем пример такого усвоения.

Больной 3. Экспериментатор знакомит больного с «новым» звуком л. Больной повторяет: л, л, л, л, … не знаю… тяжело.. — и вдруг: А! Люба… (имя жены) нашел… нашел… теперь никогда не забуду….

Ощутив значение конкретного объекта при усвоении того или другого звука, больной охотно пользуется этим приемом, придумывая все новые и новые слова, в которых он выделяет данный звук. Значение изложенного приема в том, что он подводит предметно-смысловую основу под нечетко и по-разному воспринимаемый звук; больной приучается вычленять его в различных условиях (не только в начале слов, но и в середине, в конце, в закрытых и открытых слогах и т. д.).

Это лишь часть практически используемого приема. В основе всякого обобщенного восприятия лежат процессы сравнения и различения. В действительности усвоить звук к можно только, противопоставив его другим звукам и в первую очередь оппозиционному для него звуку г. Данным способом мы помогаем больному уловить основную черту фонемы — ее смыслоразличи-тельное значение. Дело не только в том, чтобы научиться вычленять звук к в различных словах, обобщающих различные предметы действительности, но и в том, чтобы усвоить звук к на фоне г, п, т и других звуков. Иначе говоря, звук к не есть звук г потому, что предмет кора не есть гора, не есть ссора, не есть дора, коза не есть гроза, картина не есть гардина и т. д.

Приведенные зрительные схемы противопоставляют предметы, отличающиеся по своему смысловому значению и по звучанию. Неясные для больного акустические различия оседают на фундамент предметных различий, опосредуются ими. Через эти оптикопредметные различия, обходным путем больной приучается ощущать и звуковые различия. Больные, услышав два слова: суп и зуб, или, увидев два соответствующих изображения, многократно начинают произносить данные слова вслух, противопоставляя их друг другу.

С-с-суп ззуб, сссуп-зззуб, а! суп, а это зуб! Внимание больного фиксируется на акустических различиях (глухость — звонкость, твердость — мягкость). Сон-тон… Да, да… только один другой и… разные совсем разные — это одно, а это другое… — отмечал один из наших больных.

В работе по восстановлению фонематического слуха используется еще одна сохранная предпосылка речи, играющая далеко не последнюю роль в различении речевых звуков. Мы помогаем больному осознать способ артикулирования того или другого звука, чтобы, используя сохранные кинестетические ощущения, он получил еще один способ — «фиксации» лабильно звучащего речевого звука. В результате больной начинает осознавать, что различие между звуками с и т, которые должны быть им усвоены, заключаются и в том, что если нужно произнести звук т, то язык должен быть толчкообразно прижат к верхним зубам, а звук с получится при свободном положении языка и пропускании струи воздуха сквозь зубы; чтобы получить два различных по смыслу слова нас и нос, надо в первом слове дать движение открытого рта (а), а во втором — придать рту округлое положение, характерное для звука (о); он начинает понимать, что произнести звук м можно, лишь плотно сомкнув губы, а звук н достигается прижатием языка к верхнему нёбу; он начинает сознательно различать и тонкие артикуляторные различия, которые все же существуют и между оппозиционными (гомоорганными) звуками — п-в, т-д, к-г и т. п. Сознательно используемая моторная формула звука — есть еще один способ опосредованного подхода к усвоению звуков речи.

Остановимся на таком мощном факторе развития фонематического слуха, каким является буква, оптическое обобщение звука. В исследованиях, посвященных развитию языкового сознания ребенка в норме и патологии (Р. Е. Левина, 1940, 1961), доказывается, что в норме буква, как графема, ступень обобщения речевого звука, выражение четкого постоянства звукового образа, возникает лишь на известной ступени развития языкового сознания ребенка. Условно можно сказать, что буква как графема завершает путь фонематического развития ребенка.

В патологии дело обстоит иначе. Отношения тут обратные. В процессе восстановительного обучения буква используется в начале восстановления фонематического анализа у человека. Это одновременно и способ «фиксации» звука и способ развития и укрепления процессов письма и чтения.

От буквы, через букву (наряду с предметно-смысловым образом и артикулярной формулой) — больной приходит к звуку и фонеме и, наконец, к графеме (т. е. к оптическому обобщению, не зависящему от характера начертания — письменная ли буква, печатная ли, большая или маленькая?).

Поэтому независимо от того, совсем ли распалось письмо и чтение у данного больного, или узнавание и пользование буквой у него неустойчиво, работа над развитием фонематического слуха всегда должна включать отработку всех звуков речи, всего алфавита. Таким образом, отрабатывая звуки с и з, п и б, к и г, следует сразу вводить их буквенное изображение. Слово кот не есть год, слово суп не есть зуб, слово точка не есть дочка, потому что предмет суп не есть предмет зуб, потому что мы произносим звуки с и з иначе и изображаем их буквой различно. Так, схематически говоря, выглядит методическая линия разработки звуков речи для создания условий дифференцированного восприятия. Ведь вопрос в наиболее рациональном подборе слов, их изображений, в максимально разносторонней обработке каждого звука в различных акустических и артикуляционных условиях (в начале слова, в середине, в конце, в открытом слове, в закрытом, в сочетании согласных и т. д.).

В приводимых схемах мы пытаемся дать такие примерные разработки. Причем отрабатывая, вычленяя звук в слове, необходимо быть уверенным в том, что слово больному понятно. Прекрасным методическим пособием для этих целей является разрезная азбука.

Чтобы буква действительно на каком-то этапе переросла в графему, необходимо, лучше сразу, ввести ее изображение во всех возможных видах (печатная, письменная, большая, маленькая) — все они должны символизировать звуко-буквенный образ — к. Последний, таким образом, абстрагируется от любых условий звучания и изображения. Специальное внимание, причем, должно быть уделено обучению абстрагированию звука из различных морфологических условий, чередовании фонем (з не только в прямом звучании — морозы, но и в скрытом звучании с — мороз).

К этому сводится основная задача в работе над развитием фонематического слуха. Для выполнения ее больной должен систематически и регулярно упражняться в умении находить в словах данный звук, по данному звуку подбирать слово, находить в сюжетных изображениях или среди ряда отдельных изображений, предметы и соотносить их с данным звуком. Наряду с этим, должна производиться и буквенная запись, ее прочтение, нахождение в разрезной азбуке соответствующей буквы и т. д. На дальнейших этапах следует переходить к работе над звуком в более искусственных условиях слога.

См. далее: Восстановление чтения и письма >>

Афазия после инсульта

Среди осложнений острого нарушения мозгового кровообращения речевые расстройства занимают одно из ведущих мест. Для борьбы с акустико-

гностической афазией на фоне мозговой катастрофы реабилитационные мероприятия рекомендуется начинать как можно раньше. После стабилизации пациента можно вводить в его режим процедуры, подобранные логопедом в индивидуальном порядке. На начальном этапе хороший эффект дает исполнение песен, чтение стихов, счет, порядковое перечисление дней недели, месяцев. Работа, продолженная после выписки из стационара, способна вернуть функции, утраченные на фоне обширных поражений головного мозга.

Особенности питания при сенсорной афазии

Соблюдение определенных правил при составлении рациона способствует улучшению работы головного мозга. Делая ставку на полезные продукты, можно простимулировать обмен веществ в нервных клетках, запустить их восстановление и обновление. Также это снизит риск усугубления основной патологии, предупредит ее рецидив.

Основные принципы питания при акустико-гностической сенсорной афазии:

  • в сутки должно быть 5-6 приемов пищи, состоящих из небольших порций;
  • приветствуется основа рациона из нежирной морской рыбы и морепродуктов;
  • мясо лучше вообще исключить из меню или отдавать предпочтение нежирной курятине, крольчатине, индейке;
  • репчатый лук желательно употреблять почаще, в свежем виде;
  • перекусы следует делать из орехов, свежих фруктов, ягод и овощей;
  • обязательно присутствие в рационе кисломолочных изделий – творог, кефир, йогурт. Они не должны быть жирными или обезжиренными;
  • на гарнир рекомендуется есть бобовые, макароны из твердых сортов пшеницы, злаки;
  • планируя меню, на обед следует выделять 40% суточного объема продуктов, на завтрак – 20%. Остальное равномерно распределяется между другими приемами пищи.

При тяжелом течении болезни пациенту может понадобиться более строгая диета. Для предупреждения авитаминоза или дефицита минеральных веществ ему назначают витаминно-минеральные комплексы. В ситуациях, когда афазия сопровождается проблемами с глотанием, дополнительные требования выдвигаются к структуре пищи.

Лечение сенсорной афазии народными средствами

Применение методов нетрадиционной медицины обязательно согласовывают с лечащим врачом. Народной медицине известно немало рецептов приготовления составов, стимулирующих работу мозга, ускоряющих восстановление поврежденных клеток. При речевых расстройствах в ход пускают не только подобные лекарства, но и более необычные приемы.

Народные способы лечения акустико-гностической афазии:

  • лечение лошадьми – время, проведенное с животным, снимает стресс и провоцирует выплеск положительных эмоций. На таком фоне больной расслабляется, что повышает эффективность параллельных занятий с логопедом. Дополнительным плюсом становятся сами физические нагрузки во время конных прогулок;
  • лечение кошками – уникальность подхода в том, что животные способны своим мурлыканьем создавать вибрацию. Такая стимуляция становится хорошим средством от стресса и активатором высшей нервной деятельности;
  • лечение дельфинами – ультразвук, излучаемый этими млекопитающими, оказывает общее благоприятное воздействие на организм. Параллельно отмечается положительный эффект от общения человека с животным, который все чаще используется психологами и психотерапевтами.

Практика показывает, что люди с акустико-гностической афазией, просто проводящие время с домашними животными, восстанавливаются быстрее. Главное, чтобы эмоции от таких занятий были положительными.

Коррекция афазии

Выделяют два направления коррекции афазии: медицинское и логопедическое.

Медицинское лечение афазии заключается в лечении пораженных участков мозга при помощи лекарственных препаратов. Медицинское лечение должно проходить строго под контролем медиков.

Логопедическая коррекция афазии заключается в проведении специализированных занятий с больным. Практика показывает, что дети намного лучше поддаются обучению, чем взрослые.

К сожалению, не всем взрослым с афазией удается избавиться от нарушения. В противовес этому нарушение у детей намного лучше поддается коррекции и сравнительно за короткий срок удается полностью избавиться от патологии. Но родителям стоит помнить, что чем раньше начать, тем меньше вероятность появления вторичных нарушений.

Исправление афазии проводится с применением различных приемов, направленных на растормаживание речевой системы. Одна из лучших методик в данном направлении заключается в пополнении активного и пассивного словарного запаса больного. Как правильно, коррекция моторной афазии у детей происходит в виде индивидуальных занятий. Нужно учитывать не только сложность патологии, но характер каждого ребенка. Более того, полученные навыки нестабильны, поэтому необходимо периодически закреплять пройденный материал.

Последствия и осложнения сенсорной афазии

Игнорирование речевых расстройств или попытки их самостоятельного лечения грозят прогрессированием недуга. Даже при изначально смазанной клинической картине терапия нужна срочная и комплексная. В противном случае со временем незначительные признаки перерастут в потерю навыков общения, чтения, письма, понимания окружающих. Даже при своевременном начале терапии у акустико-гностической сенсорной афазии могут развиться такие последствия, как заикание, дефекты произношения, проблемы с социальной адаптацией. Отказ от лечения основного заболевания может привести к смерти пациента.

Отличие афазии от других нарушений речи

Афазия от других расстройств речи отличается:

  • при афазии, в отличие от дислаллии, помимо нарушения произношения, больной теряет способность понимать слова;
  • в отличие от дизартрии, при афазии отсутствуют проблемы с подвижностью языка. Активность артикулярного аппарата при дизартрии постоянно ограничена;
  • тугоухость – ухудшение слуха, при афазии нет слуховых отклонений;
  • при афазии у ребенка отмечается задержка психического развития. Оно носит вторичный характер, поэтому не стоит путать данное нарушение с умственной отсталостью.

Профилактика сенсорной афазии

Основным способом предупреждения сенсорной афазии Вернике остается профилактика болезней, провоцирующих расстройство. Здоровый образ жизни, отказ от вредных привычек, физическая активность, правильное питание снизят вероятность нарушения структуры тканей головного мозга. Регулярное прохождение диспансеризации позволит выявлять потенциальные риски и вовремя на них реагировать.

Обычно сенсорная афазия – это лишь одно из проявлений опасного заболевания головного мозга. Даже в случае самостоятельного развития патология способна привести к серьезным негативным последствиям, снижению качества жизни человека. При малейшем подозрении на расстройство необходимо срочно посетить невролога и пройти диагностику.

Диагностика

Для точной постановки диагноза при подозрении на афазию назначают следующие мероприятия:

  • КТ или МРТ головного мозга;
  • допплерография кровеносных сосудов головы и области шеи;
  • ангиография;
  • электроэнцефалография;
  • люмбальная пункция.

Чтобы установить степень речевого расстройства, проводят устную и письменную проверку, исследование слухоречевой памяти, определение возможности распознавания предметов.

Диагностикой афазии занимаются невролог, логопед и нейропсихолог.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: