Афазия Выполнила : Токтохоева Цыпелма Ринчинимаевна Гуппы 07941, курс 4 Проверила : Савиткина Ирина Владимировна Стар. пред. каф. психология детства Министерство. — презентация

Общая характеристика патологии

Афазией называют вторичное расстройство речевой функции, связанное с поражением участков головного мозга, отвечающих за речь. При таком нарушении человек не может говорить, то есть выражать свои мысли в словах, понимать обращенную к нему речь, а также читать и писать.

Афазия

У больных с афазией страдают:

  • экспрессивная речь (произношение звуков, словарный запас);
  • импрессивная речь (понимание и восприятие);
  • внутренняя речь;
  • письменная речь (сюда же входит и чтение).

Афазия является результатом патологических изменений особых участков (речевых центров) головного мозга. Отклонение имеет органический характер. Его отличительная особенность – утрата речи после ее окончательного формирования. Отклонение может возникнуть в любом возрасте, но чаще всего встречается у пожилых людей.

Помимо нарушения речевой функции у больных с афазией наблюдаются психические нарушения, нарушаются сенсорная и двигательная активность, а также личностная сфера. Именно поэтому афазию относят к одному из самых сложных и труднопреодолимых отклонений.

Логопедическое обследование афазии

Диагностирование афазии проводится комплексно. Участие принимают логопед, невролог, психолог.

В ходе обследования логопед составляет полный отчет о состоянии разных сторон речи:

  • Насколько хорошо ребенок понимает экспрессивную речь.
  • Может ли повторить фразу.
  • Проверка речи на письме и во время чтения.
  • Исследуется состояние произношения звуков и слуховой дифференциации звуков.
  • Проверка словарного запаса.
  • Изучение фонематического анализа слов и грамматического строя речи.

Все эти параметры логопед узнает во время непринужденной беседы, а все необходимые записи делаются уже после.

Результаты логопедического обследования афазии очень важны для определения формы. Так как вышеперечисленные составляющие речи в разных формах имеют разную степень нарушения, то и способ коррекционного воздействия будет у каждого случая индивидуальный.

Классификация

Афазию классифицируют по нескольким критериям.

В зависимости от локализации поражения выделяют такие формы патологии:

  • Афферентная моторная. Происходит поражение нижних отделов постцентральной коры головного мозга. При такой разновидности нарушения человек не может произнести ни слова, поскольку афферентная афазия вызывает разрыв связей между звуковыми выражениями и артикуляционным аппаратом. Вместе с тем больной может непроизвольно проговорить отдельные слова или звуки, но не способен сделать это по просьбе: он не имеет понятия, как нужно сомкнуть или разомкнуть губы и в какое положение поставить язык, чтобы произнести определенный звук.
  • Эфферентная. Данная форма нарушения обусловлена патологическим процессом в нижних отделах премоторной области. Эта зона отвечает за программирование речи, то есть обуславливает перетекание одного звука или слога в другой, в результате чего образуются слова. Особенность эфферентной формы афазии заключается в том, что человек способен произносить отдельные звуки по собственному желанию либо по просьбе, но не может соединять звуки в слова, чтобы получилось полное слово.
  • Акустико-гностическая или сенсорная. Отклонение связано с поражением верхней части височной области головного мозга. Эта область отвечает за восприятие и понимание человеком слуховой части речи. В результате больной полностью или частично утрачивает способность понимать и анализировать обращенную к нему речь. Вместе с тем у людей с сенсорной афазией не нарушается физический слух, они способны складывать слоги в слова и говорить, с легкостью произносят простые и знакомые слова, но не могут устно воспроизводить незнакомые и сложные. При акустико-гностической афазии у больного очень запутана речь, структура составленного предложения непонятна слушателю.
  • Акустико-мнестическая. Нарушение речи обусловлено поражением средней височной извилины. Отклонение выражается в нарушении слухоречевой памяти. У больного замечают забывчивость: он может точно знать значение какого-либо предмета, но не может назвать его одним словом, при этом «перебирает» всего его характеристики. У больных с акустико-мнестической афазией нет понимания смысла антонимов и синонимов, они не понимают переносный смысл слов, у них наблюдается словарный дефицит, их речь спонтанна, эмоциональна, состоит преимущественно из глаголов. Нарушение памяти приводит к нарушениям письма, понимания читаемого текста.
  • Семантическая. Нарушение развивается в случае поражения задневисочных и переднетеменных отделов коры головного мозга. Больной не может сопоставлять время и пространство. Он полноценно понимает речь, правильно разговаривает, но в речевых конструкциях при таком отклонении нарушаются логические связи. Также у больных с семантической афазией наблюдается непонимание переносного смысла слов, поговорок, пословиц.
  • Динамическая. Эта форма афазии связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. У больного нарушается коммуникативная функция речи: его речь скудная, спонтанная, нединамичная. В репликах больного отсутствуют предлоги, глаголы, сложные прилагательные. Слова и их грамматические формы слов не согласуются между собой.

С лингвистической точки зрения различают афазии следующих типов:

  • Вербальный. В этом случае речь идет о нарушениях словообразования, наличии дефектов произношения, ограничении словарного запаса.
  • Номинальный. Афазия такого типа делает невозможным восприятие речи и использование слов.
  • Синтаксический. В данном случае пациент теряет связанность предложений и говорит в телеграфном стиле.
  • Семантический. Пациент, страдающий таким типом афазии, имеет искаженное восприятие смысла высказывания сложной в грамматическом плане конструкции.

В зависимости от степени выраженности нарушения различают тотальную и частичную афазию. В первом случае наблюдается полное нарушение речи больного, во втором – частичное.

Тяжесть речевого расстройства напрямую зависит от месторасположения очага поражения и его размеров.

Поражение части мозга

Симптоматика

Признаки расстройства влекут за собой характерные особенности детей с афазией, а именно особенности в поведении. Это происходит из-за травмы головного мозга.

В зависимости от области возникновения травм, симптомы проявляются в большей или меньшей степени.

Возможные симптомы:

  • Ребенок не может спонтанно выразить свою мысль.
  • Нарушение произношения и замена букв, не умеет формировать слова.
  • Все попытки повторить простое словосочетание заканчиваются неудачей.
  • Не может построить грамматически правильное предложение.
  • Не правильно ставится ударение в словах.
  • Нет способностей к письму и чтению.
  • Речь несвязная.
  • Ребенок не может выполнить простые просьбы (он их не понимает).
  • Проблемы с обозначением предметов одним словом.

Занятия при афазии

Причины

Развитие афазии в любом возрасте может быть связано с такими причинами:

  • травматическое воздействие на область черепа;
  • доброкачественные или злокачественные новообразования в отделах головного мозга;
  • ишемический или геморрагический инсульт;
  • воспалительные патологии головного мозга (абсцесс мозга, энцефалит);
  • эпилепсия, рассеянный склероз;
  • прогрессирующие патологии центральной нервной системы (болезнь Альцгеймера).

Факторами риска, которые повышают вероятность развития афазии, являются:

  • интоксикация организма тяжелыми ядами;
  • осложнения после нейрохирургических операций;
  • пороки сердца;
  • пожилой возраст (старше 60 лет);
  • хронически повышенный уровень артериального давления.

Если в семейном анамнезе есть случаи афазии, то риск ее развития также возрастает.

Логопедические упражнения для восстановления речи после инсульта в домашних условиях

Рассмотрим теперь, какие же методы может предложить специалист для восстановления речи больного, и каким образом их следует применять.

Сначала человеку предлагается просто подышать, потом на выдохе произносить определенные согласные звуки, один звук на выдох. После этого на выдохе произносятся все эти звуки подряд. Их не больше четырех. Звуки могут произноситься на выдохе также при поднятом подбородке.

Она включает в себя упражнения для языка, губ, голоса, мимических мышц лица.

Упражнения для языка и мягкого неба

  1. Язык высунуть изо рта вниз и так подержать несколько секунд.
  2. Снова вытянуть вниз и загнуть вверх, так немного подержать.
  3. Вытянуть вниз и направить его сначала к правому уголку рта, затем к левому.
  4. Кончиком языка водить по небу назад-вперед.
  5. Направить язык в правую и левую щёку.
  6. Поцокать языком, сначала один раз, потом два, потом три.
  7. Язык расслабить и, двигая им вперед-назад, слегка покусать зубами.
  8. Облизать губы сначала в одну сторону, потом в другую.

Упражнения для губ

  1. Губы подать трубочкой вперед.
  2. Сложить в улыбку с закрытым ртом.
  3. Обнажить зубы и поднять верхнюю губу, так подержать пару секунд.
  4. Надуть щеки и покачать воздухом из стороны в сторону, покатать воздух по рту.
  5. Расслабить губы и подуть через щель в них.

Упражнения для голоса

Выполняется речевая гимнастика при ишемическом или геморрагическом инсульте.

  1. Произносим по отдельности все гласные звуки сначала долгие, потом короткие, на выдохе. После этого на выдохе произносим все звуки подряд.
  2. Говорим звук Ы только артикуляционно, без звука, и чувствуем напряжение под подбородком.
  3. Произносим подряд все гласные звуки с перетеканием один в другой, попеременно делая ударение на разных звуках.
  4. Произносим согласные звуки, сначала глухие, по отдельности, потом один за другим на одном выдохе. После этого произносим звонкие звуки таким же образом. Складываем согласные звуки с гласными в определенные слоги, при этом чередуем парные глухие и звонкие согласные.

Все комбинации звуков, их перестановки и сочетания определяет логопед.

Упражнения на скороговорки после инсульта

Сначала просим больного договорить известную ему скороговорку, постепенно увеличивая количество сказанных им слов. Если это возможно, доводим упражнение до совершенства.

Упражнения для мимических мышц лица

  1. Брови поднять, опустить, нахмурить, расслабить.
  2. Широко открыть рот, попытаться его растянуть, потом расслабить.
  3. Улыбнуться, не открывая рта.
  4. Надуть и сдуть щеки.
  5. Губы вытянуть как для поцелуя.
  6. Язык вытягивать максимально в разные стороны от рта.
  7. Подвигать нижней челюстью аккуратно то влево, то вправо, потом по кругу.

После выполненного комплекса упражнений необходимо применить лицевой массаж каждого участка лица.

Виды инсульта

Важно, чтобы массажные движения подбирал только специалист. Какие-то участки лица нужно будет расслаблять, а какие-то тонизировать. Если подойти к этому самостоятельно, можно нанести непоправимый вред.

Кроме массажа непосредственно мышц лица, делают массаж языка, губ, внутренней поверхности щек, ушей, кожи головы, кистей. Всё это снимает скованность мышц и таким образом раскрепощает речь.

Музыкотерапия

Часто бывает так, что человеку, перенесшему инсульт, сложно говорить, но он может петь. Тогда все логопедические упражнения со звуками, слогами, словами выполняются как песня.

На биологически активные точки на лице производятся определенным образом воздействия.

При введении таких клеток в пораженные ткани можно добиться восстановления их целостности.

Такой способ используют в основном при моторной афазии. Таким образом, корректируют речевую деятельность у человека.

Симптомы афазии

Клиническая картина патологии зависит от формы, в которой она протекает, и может включать симптомы из следующего списка:

  • неоднократная перестановка слогов и звуков в процессе речи;
  • длительные паузы;
  • нарушение слухового восприятия речи;
  • расстройство ритмико-мелодической стороны речи;
  • грубые нарушения письма и речи;
  • резкое переключение с одного слова на другое в процессе речи;
  • отсутствие контроля над собственным речевым потоком;
  • нарушение письма и понимания счетных операций;
  • невозможность спонтанной повествовательной речи;
  • резкое снижение вербальной активности;
  • забывание названий определенных предметов;
  • невозможность понимать сложные обороты речи, а также метафоры, выражения и слова в переносном смысле;
  • неестественность речи;
  • трудности в построении предложения;
  • непонимание читаемого текста;
  • снижение объема запоминания.

При наличии одного или нескольких указанных нарушений необходимо сразу же обращаться к специалисту.

Виды афазии

В медицинской практике выделяются следующие виды афазий.

Виды афазииПроявления
ДинамическаяОрганическое нарушение областей задних лобных долей. У ребенка нарушена форма выражения. Это объясняет наличие проблем понимания речи и ее развития.
Акустико-мнестическаяРасстройство зрительного восприятия предметов, утрата слуховой памяти. Словарный запас становится скудным, заметны пропуски слогов и букв в речи, а также часто совершаются ошибки.
Акустико-гностическаяПоражена зона Вернике (часть коры мозга, взаимосвязанная с речью). Утрачен фонематический слух. Ребенок не в состоянии воспринимать речь говорящего.
Амнестико-семантическаяПоражены задневисочные отделы мозга. Ребенок с трудом понимает сложные грамматические структуры, но простая речевая форма в норме.
Эфферентная моторнаяПоражена зона Брока (часть коры мозга, взаимосвязанная с речью).Развивается апраксия (проблемы с формированием целенаправленных движений и действий) и возникают нарушения артикуляционного типа.
Афферентная моторнаяПоражена постцентральная борозда. Кинетическое (двигательные) речевое нарушение. Присутствуют трудности, связанные с развитием определенных звуков. Во время чтения и письма материал воспринимается плохо.

В случаях значительного повреждения коры доминантного полушария (моторная и сенсорная речевые области), то развивается совершенно другая форма – тотальная афазия. Ребенок теряет умение говорить и понимать, что говорят окружающие. Бывают случаи смешанных афазий (несколько форм сразу).

Диагностика

Для точной постановки диагноза при подозрении на афазию назначают следующие мероприятия:

  • КТ или МРТ головного мозга;
  • допплерография кровеносных сосудов головы и области шеи;
  • ангиография;
  • электроэнцефалография;
  • люмбальная пункция.

Чтобы установить степень речевого расстройства, проводят устную и письменную проверку, исследование слухоречевой памяти, определение возможности распознавания предметов.

Диагностикой афазии занимаются невролог, логопед и нейропсихолог.

Восстановительное обучение при афазии – упражнения

20.03.2019
Афазия диагностируется следующими способами:

  1. Исключаются другие речевые расстройства, свойственные психическим патологиям, например, персеверация или логорея при шизофрении.
  2. Патопсихологическое исследование.
  3. Визуализация головного мозга.

Обычно при первом же контакте с больным врач может заподозрить дисфазию. Тут же необходимо отличить афазию от других расстройств коммуникации. Так, пациент может иметь нейросенсорную тугоухость, нарушение иннервации мышц и органов артикуляции.

Сенсорная дисфазия Вернике в первые 2-3 сутки может быть похожей на делирий из-за повышенной речевой продукции и невнятного разговора. Однако психотические состояния легко дифференцируются за счет наличия галлюцинаций и нарушения сознания. При афазии сознание сохранено.

Тестирование представляет собой экспресс-диагностику и логопедическое обследование:

  • спонтанная речь; она оценивается по скорости произношения, количеству слов в минуту;
  • номинативная функция; исследуется возможность больного называть предметы и явления по своему наименованию;
  • наличие повторов;
  • понимание обращенной речи;
  • сохранность навыков чтения и письма.

Методы коррекции

Восстановление расстройства речи требует комплексного вмешательства. В целом лечение состоит их двух этапов:

  1. Стабилизация состояния больного после травмы, инсульта или удаления опухоли. Приведение пациента «в себя», динамическое наблюдение за его здоровьем в палате интенсивной терапии. Этим занимаются врачи: неврологи или анестезиологи-реаниматологи.
  2. Психологическая и логопедическая коррекция дисфазии. Представляет собой работу с психологом или логопедом, в ходе которой пациент выполняет логопедические задания или занимается с психологом.

После основных двух этапов могут добавляться дополнительные, необязательные, для восстановления нормального психического состояния.

Для этого проводится психотерапия, например, при помощи животных (иппотерапия) или песочная терапия.

Медикаментозное лечение

Методы медикаментозного лечения – это набор мероприятий, которые направлены на устранение причины дисфазии и восстановление нормальной работы мозга. Основные направления: этиотропная, патогенетическая и симптоматическая терапия.

Этиотропная терапия – лечение, направленное на устранение причины заболевания. Зависит от того, что привело к афазии.

В случае инсульта проводится коррекция водно-солевого баланса, кислотно-щелочного баланса, устраняется отек мозга, восстанавливается мозговое кровообращение.

После этого назначаются нейротрофические, нейропротекторные средства и антигипоксанты. Такие препараты улучшают питание мозговой ткани и защищают их от кислородного голодания.

В случае острой инфекции, например, при менингите или энцефалите, назначается противовирусная или антимикробная терапия.

Проводится дезинтоксикация и регидратация организма – из кровяного русла удаляются продукты жизнедеятельности инфекции, восстанавливается объем циркулирующей крови и уровень электролитов.

Все это направлено на нормализацию работы мозга, без которой логопедические занятия проводить невозможно.

Симптоматическая и патогенетическая медикаментозная терапия зависит от ситуации. При нарушениях работы сердца – корригируют сердечную деятельность, при судорогах – вводят противоэпилептические средства.

Логопедическая помощь

Общие задачи восстановительного обучения – восстановить понимание и воспроизведение речи, попутно корригируя сопутствующие патологии артикуляционного аппарат. Коррекция афазии зависит от ее вида.

Восстановительное обучение при афазии начинается в остром периоде, после стабилизации больного. Чем быстрее начнется коррекционная работа, тем выше вероятность успеха и реабилитации речи.

Методики восстановления при смешанной сенсомоторной афазии

Главные задачи – уменьшение речевой продукции и привлечение слухового внимания. Для этого используются такие упражнения:

  • Больному нужно выполнить речевые инструкции. Врач озвучивает простую инструкцию, а больной их выполняет. Методика работы идет от простого к сложному. Например, первые фразы – откройте глаз, моргните левым глазом или сожмите руку в кулак. Более сложные фразы – укройтесь одеялом, возьмите чашку или ложку.
  • Пациенту показывают простые сюжетные картинки из одного действия. Его задача – назвать несколько простых действий или описать ситуацию на изображении. Например, художник рисует картину, мама обнимает ребенка.
  • Активизация внимания пациента. Врач задает вопрос, а больной на него отвечает, ассоциируя ответ с предметом. Например, врач спрашивает, болит ли у вас голова; пациент утвердительно кивает и прикасается к своей голове.

Методы восстановления при моторной афазии

Задачи – преодолеть трудность в переключении звуков. Используются такие упражнения:

  1. Пациенту предлагается восстановить пропущенный слог в слове. Например, в словосочетании «автобусная оста…вка» больной должен вставить «но».
  2. Предлагается составить словосочетание. К словам «точное», «минеральная», «железная», «холодный» нужно дополнение. Например, «точное время», «минеральная вода» или «железная воля».
  3. Упражнение на восстановление чтения. Пациенту предлагают прочитать простой рассказ из нескольких предложений, а потом ответить на главные вопросы: кто главные герои и что происходит в повествовании.
  4. Восстановление письма представляет собой разгадывание простых кроссвордов или письменные ответы на простые вопросы, например, как ваша фамилия, имя, где родились, сколько членов в семье.

Общие методы восстановления:

  • Логопедический массаж. Это механическое воздействие на мышцы, нервы и сосуды органов речевого аппарата. Массажные движения в области челюсти и шеи улучшают местный кровоток и лимфообращение, расслабляют мышцы и нормализуют дыхание.
  • Упражнения и игры. Игры в своей сути позволяют восстановить или научить больного правильно дышать при разговоре и улучшить произношение звуков. Правильная игра также развивает дыхательную систему, укрепляют мышцы губ и языка, улучшают фразовую речь на выдохе.
  • Методы стимуляции речи при афазии. Сегодня используются сенсорные методы стимуляции, среди которых тактильная и аудиовизуальная стимуляция. В основе тактильной стимуляции – прикосновение к телу больного пальцами или тупой иголкой, поглаживание. Зрительная стимуляция представляет собой привлечение визуального внимания пациента, слуховая стимуляция – привлечение слухового внимания.

Иппотерапия

Лечебная езда на лошади, или иппотерапия, – неспецифический метод восстановления тонуса организма. Относится к методам пет-терапии, то есть лечения при помощи животных.

Верховая езда не оказывает конкретного влияния на артикуляционный аппарат или высшие корковые центры речи, но обладает терапевтическим свойством: улучшает координацию, чувство симметрии, укрепляет мышцы тела, синхронизирует части тела при движении и развивает мелкую моторику. Лечебная езда оказывает психотерапевтический эффект: снимает тревогу, стресс, расслабляет.

Не нашли подходящий ответ? Найдите врача и задайте ему вопрос!

Источник: https://sortmozg.com/zabolevaniya/afaziya-vosstanovlenie

Лечение и коррекция афазии

При выявлении нарушения разрабатывают коррекционный курс. Его содержание зависит от того, какая форма данного отклонения была выявлена.

Лечение заболевания

Лечение акустико-мнестической афазии

При указанной форме нарушения речи проводят следующие коррекционные работы:

  • Восстановление слухоречевой памяти, основанное на зрительном восприятии. Для этого логопед подготавливает серии картинок с изображенными на них предметами. Названия несколько раз читаются и пишутся. Также специалист проводит слуховые диктанты фраз.
  • Восстановление письменного высказывания. Работу начинают с написания фраз по простым сюжетным картинкам. В дальнейшем за основу берут различные карикатуры в газетах и журналах. Работа над письменной речью сочетается с устной: логопед подбирает тексты, которые описывают сюжет или карточку, и просит пациента описать их.
  • Работа по уточнению смысла антонимов, синонимов, омонимов, составление разных видов предложений с этими словами.

Коррекция семантической афазии

В данном случае коррекционные мероприятия заключаются в следующем:

  • Восстановление экспрессивной речи. Специалист перечисляет пациенту различные признаки предметов (например, очков: из какого материала они сделаны, для чего нужны, каких форм бывают оправы), после чего просит его составить рассказ об этом предмете.
  • Выполнение упражнений на составление сложноподчиненных предложений с введением слов-союзов
  • Восстановление понимания сложных логико-грамматических конструкций путем развернутого и многократного обсуждения определенных ситуаций, изображений, репродукций картин.

Коррекция сенсорной афазии

Пациенты, страдающие такой формой афазии, склонны к депрессивным состояниям, поэтому специалист в ходе лечения должен постоянно поощрять их и давать такие домашние задания, которые они смогут выполнить.

В рамках лечения сенсорной афазии проводятся следующие мероприятия:

  • Восстановление фонематического слуха. Вначале проводят дифференциацию слов, контрастных по длине, звуковому и ритмическому составу (например, такие пары слов, как «мяч-дерево», «лев-самолет»). На начальных этапах коррекции к каждой паре слов логопед подбирает соответствующие картинки и на отдельных полосках бумаги пишет соответствующие названия. Больной должен прослушать эти слова, соотнести звуковой образ с рисунком и подписью, выбрать картинки по заданию. Вначале больному дают 4 картинки и постепенно доводят их количество до 10-12. В дальнейшем проводится дифференциация слов с близкой слоговой структурой, но с разным звучанием, после этого – слов с близкой слоговой структурой, но с отдаленными по звучанию начальными звуками. На последней стадии предлагается дифференцировать слова с оппозиционными звуками (код-кот).
  • Закрепление однозначного восприятия фонем. Для этого пациенту дают задания по заполнению пропущенных букв в слове.
  • Подбор серий слов на заданную букву. Больному предлагают выбирать их вначале из текстов, а затем подбирать на заданную букву по памяти.

Лечение динамической афазии

При такой форме заболевания проводят следующие коррекционные мероприятия:

  • Восстановление экспрессивной речи. Пациентам предлагают восстановить правильный порядок слов в неверно построенных предложениях, классифицировать предметы по разным признакам («Одежда», «Мебель»), считать в прямом и обратном порядке.
  • Создание специалистом речевых ситуаций, в которых инициатива ведения диалога должна принадлежать больному.
  • Пересказы текстов: вначале – при помощи развернутого вопросника, затем – с помощью ключевых слов.
  • Восстановление письменной речи.

Лечебные мероприятия при эфферентной афазии

Основная лечебная задача в данном случае заключается в том, чтобы восстановить у больного чувство языка. При такой форме афазии также необходимо научить пациента преодолевать инертность выбора слов, восстановить структуру устного и письменного высказывания.

Если нарушение речи очень грубое, то работа с больным начинается со слияния отдельных звуков в слоги. Одновременно больной должен складывать их из букв разрезанной азбуки.

После пациент составляет из освоенных слогов простые слова. Задача специалиста – овладение больным слоговой структурой слова.

Параллельно с этой работой проводят манипуляции по восстановлению фразовой речи. В данном случае логопед использует стихи, пословицы и поговорки для того, чтобы пациент получил чувство языка, улавливал созвучие.

Коррекция нарушения речи

Коррекция афферентной афазии

Афферентная форма нарушения речи является наиболее тяжелой. Для ее преодоления требуется длительная работа со специалистом – это может занять 3-5 лет.

Основная цель лечения в данном случае – восстановление артикуляционной основы речепроизводства. Также работают над восстановлением произносительной стороны речи, преодолением нарушений понимания, восстановлением элементов аналитического письма и чтения.

Рекомендации для родственников больного

Родные и близкие пациента, страдающего афазией, должны принимать активное участие в процессе восстановления. Им стоит обратить внимание на следующие рекомендации:

  • общаться с больным нужно короткими предложениями, используя простые слова;
  • следует избегать частых замечаний и исправлений, касающихся речи больного, так как он может замкнуться и отказаться говорить вообще;
  • при общении с больным нужно сохранять привычный для него, нормальный стиль: говорить с пациентом, страдающим от афазии, нужно на равных, а не как с ребенком или слабоумным;
  • не нужно торопить больного: следует дать ему время, чтобы он сформулировал мысль и мог выразить ее не торопясь.

Следует настроиться на длительный процесс восстановления человека с афазией.

Сенсомоторная афазия после инсульта

По степени опасности для жизни и здоровья человека нарушения мозгового кровообращения можно поставить в один ряд с онкологическими болезнями.

В большинстве случаев инсульт приводит к инвалидности. Как известно, поражение клеток головного мозга негативно отражается на качестве жизни пациента, лишая его контроля над собственным телом, в т. ч.

возможности ходить, говорить, воспринимать общение.

Причина нарушения речи

Сенсомоторная афазия после инсульта является одним из самых серьезных осложнений. Полная или частичная потеря речи возникает при угнетении отдельных мозговых функций, снижения активности конкретных участков коры.

Сенсомоторная афазия также может являться следствием травм, указывать на наличие доброкачественных или злокачественных опухолей, энцефалита, менингита. В отличие от других речевых нарушений, возникающих при поражении головного мозга, данная форма считается самой тяжелой.

Сочетание симптомов сенсорной и моторной афазии – это с трудом поддающееся лечению последствие перенесенного инсульта, поскольку связано оно с развитием патологического процесса в полушарии, ответственном за речь и двигательную активность.

Какими симптомами проявляется заболевание?

Почему вообще возникает сенсомоторная афазия, что это такое? После инсульта в некоторых случаях нарушается функциональность нижней лобной извилины, обеспечивающей человеку способность произносить слова.

Параллельно с развитием данной патологии происходит сбой в корковой области головного мозга, в частности верхней доли височных отделов обоих полушарий, что приводит к потере способности понимания смысла речи.

Больной не перестает слышать себя и окружающих, но воспринимать слова больше не может.

Второе название заболевания – акустико-гностическая афазия. Прогрессирование недуга приводит к спонтанно появляющейся речи, которая при отсутствии лечения больше становится похожей на нечленораздельное мычание.

Степень утраты способностей правильно говорить и распознавать сказанное окружающими определяется серьезностью мозгового поражения и индивидуальными особенностями человека.

При тотальной или грубой сенсомоторной афазии, подразумевающей нарушения всех речевых функций, могут встречаться и другие симптомы. Самыми распространенными проявлениями считают:

  • рассеянность;
  • сонливость;
  • апатию к происходящему;
  • неспособность к концентрации внимания;
  • частичный паралич мышц тела.

Что может помешать выздоровлению?

Шансы пациента на восстановление при сенсомоторной афазии зависят от ряда факторов, к которым относят общее состояние больного, наличие сопутствующих заболеваний и эффективность применяемой реабилитационной терапии. Действительно, вернуть утраченную возможность говорить и понимать речь намного сложнее, если у больного:

  • случилось повторное кровоизлияние;
  • диагностирован атеросклероз, артериальная гипертензия или другие сердечно-сосудистые заболевания;
  • нередко возникают ишемические атаки;
  • прогрессирующий сахарный диабет.

Как вернуть речь после инсульта: методы терапии

Как минимум в двух направлениях лечат моторную и сенсорную афазии после инсульта. Логопедия и консервативная медицина – основные способы восстановления речевой функции.Вместе с лекарственными препаратами и логопедическими упражнениями для активизации функций коры головного мозга при сенсомоторной афазии могут назначить:

  • нейрохирургическое лечение (в т. ч. при наличии абсцесса, внутричерепной гематомы),
  • курс ЛФК;
  • физиотерапевтические процедуры;
  • массаж;
  • сеансы психологического воздействия.

Итак, начать, пожалуй, следует с препаратов, которые назначают пациентам с расстройством речевой функции. Курс медикаментов состоит, как правило, из нейротрофических лекарственных средств, действие которых направлено на нормализацию обменных процессов в головном мозге и повышение кровообращения. При тотальной афазии врачи прописывают:

  • «Пирацетам» – ноотропный препарат, применяемый при речевых и когнитивных нарушениях. Продолжительность курса определяется неврологом и чаще всего составляет от 2 до 6 месяцев. Лекарство применяют инъекционным путем, вводя внутривенно или внутримышечно.
  • «Пиритинол» – активирует холинергические процессы в головном мозге. После инсульта при афазии назначается на 3-4 месяца.
  • «Вазобрал» – комбинированное лекарственное средство, активные компоненты которого стимулируют работу центральной нервной системы. Длительность курса составляет в среднем 2-3 месяца.
  • «Церебролизин» – препарат ноотропного поколения, обеспечивает метаболизм, нейропротекцию, функциональность нейромодуляции и нейротрофической активности. Курс терапии может достигать 12 месяцев.

Помощь логопеда: упражнения для коррекции речевой функции

Логопедическая коррекция при сенсомоторной афазии является таким же фундаментальным методом лечения, как и применение медикаментов. Чтобы восстановить речь больного, используются различные упражнения для активизации деятельности правого мозгового полушария.

Нижеописанный комплекс занятий по обучению пациента, перенесшего инсульт, направлен на восстановление в его памяти навыков подвижности челюстей, языка, губ. Выполнять его необходимо вместе с больным – он должен повторять за инструктором.

Чтобы вернуть речь при сенсомоторной афазии, необходимо каждый день тренировать речевой аппарат следующим образом:

  1. Губы сложить в трубочку, вытянуть как можно сильнее и задержать в таком положении на несколько секунд, затем расслабить. Упражнения повторяют 10 раз.
  2. Нижнюю губу нужно слегка захватить зубами, как будто пытаясь прикусить ее, после чего отпустить и расслабить. То же самое проделать с верхней губой.
  3. Высунуть язык как можно дальше, напрячь шею и затаить дыхание на 3 секунды, затем выдохнуть. Повторить несколько раз.
  4. Языком облизывать губы, уверенно водя им по кругу по часовой стрелке и в обратную сторону.
  5. При максимальной напряженности языка попытаться свернуть его в трубочку, а после дотронуться его кончиком до верхнего неба.

Мелодические напевы для возвращения речи

Во время выполнения упражнений при сенсомоторной афазии специалисты акцентируют внимание также на терапии мелодической интонации. Данная методика основана на активизации функций правового мозгового полушария. Достичь желаемого результата поможет пение или просто любимые музыкальные композиции.

Если часто напевать мелодичные мотивы, ранее знакомые пациенту, он захочет однажды подпеть своему инструктору, пытаясь проговорить окончания фраз или отдельных слов. Также помогают скороговорки, которые проговаривают с больным, уже идущим на поправку.

Этот способ работает эффективно, способствуя скорейшему восстановлению речи.

Операция при неизлечимой афазии

Хирургический метод лечения последствий инсульта предполагает непосредственное вмешательство в черепную коробку пациента для проведения реваскуляризации нарушенной речевой зоны. Сегодня такое вмешательство осуществляют посредством экстра-интракраниальной трепанации черепа.

Микроанастомоз помогает улучшить кровообращение головного мозга и оптимизировать состояние нервных клеток, возвращая им нормальную функциональность. При этом стоит отметить, что данная процедура не назначается сразу же после первых проявлений сенсомоторной афазии, поскольку операция сопряжена с немалым риском и далеко не всегда дает положительный результат.

Экстра-интракраниальный микроанастомоз рекомендуется, если применение консервативных методов восстановления речи оказались неэффективным.

Физиотерапия для восстановления речи

Физиотерапевтические процедуры полезны для стимуляции речевой мускулатуры. При афазии назначают иглорефлексотерапию, электрофорез. Однако на сегодняшний день физиолечение после инсульта не имеет повсеместного распространения.

При локальном и неглубоком поражении участка коры головного мозга методики действительно помогают откорректировать артикуляцию, однако они малоэффективны для восстановления восприятия слышимой пациентом речи. Не имеет точного подтверждения результативности и тактика биоуправления.

Между тем сегодня данную лечебную тактику применяют для визуального контроля над восстановлением речи пациента.

Какова вероятность выздоровления?

Прогноз сенсомоторной афазии после инсульта относителен, так как точно сказать, сколько понадобится времени на реабилитацию больного, невозможно.

Как правило, продолжительная усердная работа со специалистами дает заметные результаты уже через 6 месяцев. Надеяться на спонтанное выздоровление не стоит.

В среднем при проведении разносторонней логопедической коррекции речь у пациентов восстанавливается только по истечении 2-3 лет.

Прогноз на выздоровление зависит также от индивидуальных особенностей больного и его возраста. Чаще пожилые люди тяжелее справляются с нарушением речи, крайне редко удается восстановить прежнюю способность общения с окружающими в полной мере.

Однако при значительных размерах поражения коры головного мозга мало шансов на полную реабилитацию и у лиц сравнительно молодого возраста. Важно как можно раньше начать лечение и беспрекословно выполнять все врачебные предписания.

Успех больного с сенсомоторной афазией на выздоровление маловероятен без помощи близких людей.

Что делать, если в семье пациент с афазией

Родственникам человека, перенесшего инсульт, следует запастись терпением и приготовиться к длительному сложному пути реабилитации. Вернуть речевые функции при сенсомоторной афазии нелегко, но преждевременно опускать руки нельзя.

Важную роль в выздоровлении будет играть исключительно позитивный настрой пациента, его целеустремленность и желание работать над собой.

В первую очередь больной должен быть уверен, что не является обузой для своего окружения, чувствовать любовь самых близких и дорогих людей.

Чтобы вернуть речь после инсульта, необходимо соблюдать все рекомендации специалистов, регулярно выполнять логопедические упражнения. Да, процесс реабилитации действительно требует значительных усилий, но главное – не отчаиваться! Даже минимальные сдвиги станут стимулом для продолжения лечения и выздоровления.

Источник: https://FB.ru/article/327075/sensomotornaya-afaziya-posle-insulta

Прогноз

Работа с пациентами, которые страдают от афазии, всегда долгая и трудоемкая. При этом важно участие не только специалистов, но и родных больного. Чем раньше была начата коррекционная работа при нарушении речи, тем больше шансов на успешный исход.

Во многом прогноз афазии зависит от участка поражения, степени его распространения, возраста больного и общего состояния его организма. Наиболее положительный прогноз наблюдается в процессе коррекции афазии у детей и молодых людей. Акустико-гностическая афазия у пожилых людей, перенесших инсульт, может привести к серьезным нарушениям развития речи вплоть до ее полной утраты.

Чем характеризуется афазия после инсульта и как правильно преодолеть последствия подобной патологии

Речь человека предполагает не только знание отдельных слов, но также и умение их дифференцировать, составлять из них фразы и предложения. Большинство из перечисленных способностей обеспечивает левое полушарие в мозге. В настоящее время афазия после инсульта встречается очень часто. При этом наблюдается частичная или полная утрата возможности говорить.

Инсульт является патологией, которая с каждым годом поражает всё более молодое население во всем мире. Возникает болезнь из-за ослабления сосудов и увеличения артериального давления — геморрагический инсульт. Ишемический инсульт развивается по причине закупорки сосуда тромбом или сужения сосуда спазмом.

Если у человека уже случился инсульт, то никто уже не сосредотачивает свой внимание на его причине. Важнее — направить все силы и возможности на восстановление психической и физической работы организма. Один из психических процессов, страдающий при инсульте — это речь.

Если случился инсульт афазия, то восстановление занимает долгое время и требует от больного и его родных терпения. Своевременное оказание помощи помогает достигнуть хороших результатов. Важно организовывать логопедические упражнения уже с первых недель после приступа.

Это самый благоприятный период для восстановления утраченных функций речи.

Характеристики возникновения афазии после инсульта

Афазия формируется при поражении головного мозга человека различного характера. Прежде всего, к факторам, обуславливающим развитие афазии, относятся инсульты.

Нарушение кровотока в некоторых участках головного мозга соотносится с разрывом или закупоркой сосудов. Чаще всего именно ишемический инсульт является причиной проявления у человека афазии. Тип и форма афазии будет зависеть от локализации повреждения.

К особенностям афазии после инсульта можно отнести следующие:

  1. Забывание слов начинается ещё до момента самого приступа.
  2. Постинсультная афазия в первые минуты после приступа проявляется очень сильно, так как нарушается функционирование всего мозга.
  3. У трети пациентов развивается тотальная афазия, то есть полная невозможность речевой деятельности.

Возможные форм афазии после инсульта

Сенсорная форма. На первых этапах развития данная форма характеризуется полной утратой понимания речи, а речь окружающих воспринимается больным, как непонятный поток звуков. При этом нет явных нарушений двигательной активности. Кроме того происходит подмена точного восприятия слова.

Это важно! Помимо сенсорной или моторной форм может развиваться семантическая и амнестическая афазия — пациенты довольно хорошо и свободно говорят и неплохо воспринимают речь окружающих. При этом затрудняется восприятие поговорок или пословиц, а также сложных конструкций речи.

Логопедическая работа при развитии патологии

В самом начале получения травмы логопед должен производить растормаживание функций, основываясь на речевые стереотипы. Производится проверки реакции пациента на слабые раздражители слуха, например, на шепот или на тихий голос. Работа прогрессирует от легких задач к сложным задачам.

Важно помнить, что речевая нагрузка должна оставаться разной — это зависит от формы патологии и от степени нарушения речевой деятельности. Первое занятие должны быть простым в каждом конкретном случае, но степень ложность должна постоянно повышаться.

На первых этапах лечение афазии после инсульта заключается в использовании материала, который имеет какое-либо эмоциональное или смысловое содержание для пациента. Запрещается в начале восстановительного периода проводить работу с отдельными словами вне контекста.

Это важно! По возможности логопед должен вести диалог, создавая такие условия, при которых пациент обязательно примет участие в этом диалоге.

Стойкий положительный эффект дают занятия музыкотерапией. При затруднии выбора окончания предложения, специалист может предложить прослушать и спеть любимые знакомые песни.

Во время пения он сначала размыто, но потом всё четче начинает произносить слова.

При возникновении сенсорной формы афазии используются наглядные материалы. Пациенту показывают картинку, предлагают нарисовать её самостоятельно, а затем называют слово, обозначающее нарисованный предмет. Любые действия должны комментироваться логопедом.

Восстановительное обучение при афазии будет длиться в зависимости от индивидуальных возможностей пациента. В среднем оно занимает 7 — 15 минут в день. Спустя два месяца время можно увеличить до получаса. Также необходимо контролировать речевые нагрузки на слух, так как посторонние звуки утомляют пострадавшего.

Если в первые недели после инсульта не была проведена логопедическая помощь, то нарушения могут приобрести устойчивый характер. В такой ситуации для восстановления речи более серьезную работу с пациентом проводит афазиолог.

Прогнозы восстановления речи и оказание психологической поддержки

После проведения диагностики и установления типа афазии потребуется незамедлительно начинать логопедические занятия. Для воодушевления родственников и самого больного следует отметить, что почти 30% пострадавших быстро идут на поправку и выписываются из стационара уже без каких-либо нарушений.

Пациенты, которые даже после проведения занятий, выписываются с серьезными повреждениями, при последующей постоянной помощи специалиста также получают возможность полноценного восстановления речи и преодоления речевых недостатков.

Очень важно, чтобы сотрудники стационара и родственники пациента старались поддерживать в нем оптимистический настрой. Не стоит высказываться при нем о возможной инвалидности и т.п. После инсульта пациенты становятся очень восприимчивыми в эмоциональном отношении.

Проведение и организация занятий в домашних условиях

Реализация самостоятельных занятий с человеком после инсульта должна проводиться только после получения разрешения специалиста или по его показаниям. Важно не нанести вред, то есть — не дать слишком большую речевую нагрузку или непосильные упражнения, не нарушить оптимистический настрой на выздоровление.

Родственникам пациента зачастую просто не хватает терпения, потому что они хотят как можно скорее услышать нормальную речь, поэтому отсутствие успеха при выполнении упражнений сильно разочаровывает их — это видно по их жестам и мимике.

Если больной замечает подобную реакцию, то также утрачивает позитивный настрой, и впоследствии будет отказываться от новых занятий и упражнений.

В связи с этим, запрещается присутствие близких и родных больного при проведении логопедических занятий с ним.

Важно четко соблюдать все перечисленные правила, потому что они во много раз увеличивают шансы на достижение положительных результатов и преодоление заболевания, что так важно для пострадавшего и его близких.

Источник: https://VashNevrolog.ru/narusheniya-nervnoj-sistemy/chem-xarakterizuetsya-afaziya-posle-insulta-i-kak-pravilno-preodolet-posledstviya-podobnoj-patologii.html

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Лечение динамической афазии

Терапией динамической афазии занимается невролог. Заболевание наблюдают и лечат в неврологических отделениях или специализированных центрах. Кроме невролога, с такими пациентами занимается логопед, психолог и реабилитолог.

Терапия направлена на устранение причины, которая вызвала расстройство речи. Параллельно с этим, специалисты проводят коррекцию развившихся симптомов и восстановительное обучение утраченным навыкам.

Медикаментозное лечение включает в себя:

  1. Препараты, улучшающие кровоснабжение мозга (Пирацетам, Сермион).
  2. Антиоксиданты и витамины группы В.
  3. Лекарства, обладающие церебропротекторными свойствами (Циннаризин, Винпоцетин).
  4. Средства, препятствующие образованию тромбов и улучшающие реологические свойства крови (антиагреганты и антикоагулянты).

Программа реабилитации речи состоит из:

  1. Занятия с логопедом. Работа со специалистом длится на протяжении нескольких лет. Он составляет индивидуальный план коррекции и разрабатывает упражнения для восстановления речи пациента.
  2. Общеукрепляющая терапия. Сюда входят различные физиотерапевтические методы лечения, нормализация образа жизни, лечебная физкультура, массаж.
  3. Нейропсихическая коррекция. План программы коррекции разрабатывается с учетом индивидуальных особенностей пациента. Он включает в себя различные методики, такие как семантический подбор слов, разучивание ритмических песен, стихотворений, повторение скороговорок.

Лечение

Прежде всего нужно вылечить основное заболевание, которое стало причиной развития афазии. Для коррекции появившихся симптомов применяется комплексный подход, включающий в себя медикаментозную терапию, физиотерапевтическое лечение, активную реабилитацию, коррекцию речи совместно с логопедом, а также нейропсихологическую коррекцию. Восстановительную терапию необходимо начинать как можно раньше, с первых дней или недель после происшествия, как только позволит общее состояние пациента. Это необходимо для профилактики закрепления патологических речевых симптомов, основными из которых являются:

  • Парафазии – речевое расстройство при котором нарушается логическая структура предложения, теряется его смысловая нагрузка;
  • Аграмматизм – затруднённое осознание предложений, в особенности с наличием сложного синтаксиса. Аграмматизм встречается при патологическом очаге с локализацией в Сильвиевой борозде;

В каждом из этапов восстановительной терапии обязательно необходима совместная работа лечащего врача, психолога, логопеда и в особенности близких и родственников пациента. Только постоянный контакт и общение помогут достичь максимальной эффективности лечебно-восстановительных процедур, а также стабилизации общего состояния и настроения пациента. От того, как часто и много будут общаться близкие и родственники с пострадавшим – зависит скорость восстановительных процессов и настрой с желанием пациента.

Медикаментозная терапия

Лечение основного заболевания осуществляется под контролем невролога или нейрохирурга. Медикаментозная терапия включает в себя следующие классы лекарственных препаратов:

  • Антиоксиданты и витамины. Данные лекарственные средства необходимы для поддержания достаточно активной метаболической функции нейроцитов. Антиоксиданты помогают ускорить регенеративные и репаративные процессы на ультраклеточном уровне, стабилизируют мембраны клеток и защищают их от перекисного окисления липидов. Из витаминов особую роль играют витамины группы В, которые обладают выраженным нейропротективным действием. К витаминам группы В относятся: пиридоксин, пиримидин, тиамин, фолиевая кислота, цианокобаламин, рибофлавин. К комплексным препаратам витаминов и антиоксидантов эффективным при динамической афазии относятся: Мексидол, Глицин (Липоевая кислота), Аспирин, Эмоксипин.
  • Ноотропные препараты. Данная группа лекарств улучшает мозговое кровообращение, имеет положительное влияние на обмен веществ в тканях головного мозга. Ноотропы обладают антигипоксическим и транквилизирующим эффектом причём без угнетения деятельности центральной нервной системы, что делает и применение безопасным для повседневного самостоятельного использования. Приём ноотропов не сопровождается сонливостью, вялостью и расслаблением скелетной мускулатуры. Помимо этого препараты оказывают психостимулирующее действие, восстанавливают умственную работоспособность и физическую активность. К этой групп препаратов относятся все производные рацетамов (Пирацетам, Ноотропил), Пикамелон, Церебролизин.
  • Церебропротекторы. Назначаются с целью предотвращения развития осложнений и необратимого повреждения нейроцитов в результате метаболических нарушений или гипоксического шока, влияет на обмен веществ, тем самым улучшая кровоснабжение головного мозга. Основные представители Винпоцетин, Циннаризин, Копламин.
  • Вазоактивные лекарственные средства — улучшают мозговое кровоснабжение. Сюда относится несколько разнообразных групп препаратов: антиагреганты (Клопидогрель, Плавикс), антикоагулянты (Синкумар, Варфарин, Гепарин), блокаторы кальциевых каналов (Нимодипин), метилксантины (Пентокстрентал).

Логопедическая коррекция

Выбор программы коррекционной работы прежде всего зависит от объёма поражённой области головного мозга и степени выраженности клинических проявлений динамической афазии. В самом начале реабилитации ведётся восстановительный процесс, который начинается с пассивной работы с пациентом, при этом применяются методы, способствующие растормаживанию речи, профилактирующие развитие дальнейших речевых расстройств. В дальнейшем логопед составляет индивидуальный план, подбирает индивидуальные упражнения для конкретного больного. Длительность логопедической коррекции нарушения связанных с развитием афазии составляют в среднем около двух – трёх лет. В работе используются специальные приёмы по построению предложений, которые позволяют пациенту восстановить развёрнутое высказывание самостоятельно. Также ведётся работа над коррекцией коммуникативной функции и самоконтроля за ней. Только при осознании больным характера своих грамматических ошибок можно создать возможности для его самостоятельного контроля своей речи, ходом повествования, исправление парафазий.

Основной акцент логопедической работы при динамической афазии является устранение дефектов внутреннего планирования и программирования речи, а также стимуляция речевой активности.

Нейропсихическая коррекция

Нейропсихическая коррекция речи при динамической афазии в независимости от формы афазии занимается корректировкой всеми сторонами речи, а именно её пониманием, воспроизведением, письмом и чтением. Цель нейропедагогического восстановления речи при афазии заключается в общем растормаживании речи, снижении количества ошибок, улучшение психической составляющей пациента и его заинтересованности в общении, а также активности в целом. План программы разрабатывается с учётом индивидуальных особенностей поражения и выраженности патологии. Для этого применяются специфические методики, такие как:

  • «Закончив разум» — пациенту зачитывают стихотворение несколько раз после чего специалист начинает предложение, а пациент его заканчивает;
  • Вербализация собственных действий – пациенту предлагают с помощью рисования, чтения и письма рассказать о ходе своего дня;
  • Ритмико-миологические упражнения – пациент разучивает лёгкие ритмические песни, скороговорки;
  • Приёмы сопряжённого и отражённого повторения;
  • Семантический подбор слов.

Физиотерапевтическое лечение

Физиотерапия назначается в случае черепно-мозговых травм, инсультов и нейрохирургических операций. Основной массе пациентов назначается нейро-миостимуляция, которая позволяет восстановить и усилить тонус и силу мимических мышц лица. Благодаря этому методу осуществляется стимуляция миоцитов за счёт импульсов электрического тока, что позволяет восстановить утраченную двигательную функцию мимических мышц лица.

Также пациентам рекомендуется занятие лечебной физкультурой по индивидуально составленному плану совместно с персональным подходом к каждому. После занятия лечебной физкультурой в теле активируется тканевой обмен, самые разнообразные метаболические процессы и усиливается мозговой кровоток. При этом пациент сам активизируется и улучшается его настроение.

Ещё одним значимым средством физиотерапевтического лечения является лечебный массаж. Массаж обладает тонизирующим, расслабляющим, спазмолитическим эффектом, активирует возбудимость нервной системы, увеличивает мышечную работоспособность.

Что такое динамическая афазия

В отдельную форму речевых дисфункций динамическая афазия была вынесена немецкими психиатрами в 1930 –х. годах. Последующие исследования установили, что эта форма расстройства возникает при поражении фронтальной области левого полушария у правшей. Этот отдел отвечает за регуляцию, активацию и планирование речевой функции.

Особенностью данной формы афазии являются трудности или полная невозможность развернуть активное высказывание. Такой пациент может правильно произносить отдельные звуки, слоги, слова и даже отдельные короткие предложения. При этом коммуникативная функция все равно страдает и полноценное общение с таким человеком невозможно.

Интересно! Пациенты с такими формами болезни не могут самостоятельно построить длинное предложение. Они имеют определенные трудности при выполнении некоторых мыслительных процессов. Часто отмечается сложность при восприятии глаголов и проблемы с выполнением команд и распоряжений.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: