Нарушение мышечного тонуса как одна из причин длительной автоматизации речевых навыков у детей и пути решения этой проблемы через логопедический массаж

Нарушения мышечного тонуса малыша могут быть симптомом многих серьезных болезней — таких как рахит или патологии нервной системы. Вот почему своевременная диагностика и грамотная коррекция имеют особое значение именно на первом году жизни ребенка.

На первом году жизни малыша происходит активный рост и развитие мышечной системы, которая обеспечивает способность ребенка сначала держать головку, затем сидеть, стоять и ходить. А мышечный тонус — это важнейшая характеристика ее состояния и работоспособности. Для того чтобы своевременно обратиться за медицинской помощью, родителям важно владеть информацией о том, что такое нормальный мышечный тонус, а также знать признаки его повышения или снижения.

Что такое мышечный тонус

Мышечный тонус — это легкое напряжение мышц при отсутствии нагрузки, при котором мышца выглядит плотной, а также это сопротивление, которое возникает при пассивном сгибании рук и ног. Таким образом, даже в состоянии покоя все мышцы рук, ног и туловища не находятся в расслабленном состоянии.

Для того чтобы тело приняло ту или иную позу, даже в положении лежа или во время сна, совершается определенная мышечная работа: одна группа мышц сокращается, другая расслабляется. В отсутствии нормального мышечного тонуса невозможно полноценно совершить то или иное движение. Мышечный тонус — это один из важнейших показателей состояния мышечной системы и состояния здоровья в целом.

К нарушениям мышечного тонуса может приводить не только патология самой мышечной ткани, но и заболевания других органов и систем, в особенности нервной системы.

Диагностика и осмотр

Мышечный тонус оценивает педиатр при каждом осмотре ребенка. Визуально уже по положению, в котором лежит малыш в состоянии покоя, можно судить о работе его мышечной системы. У здорового новорожденного в норме тонус мышц сгибателей рук и ног немного повышен, вследствие чего ручки и ножки согнуты и приведены к туловищу, а тонус мышц позвоночника и шеи за счет незрелости этих мышечных групп в норме сниженный. Если поднять кроху вертикально, в норме голова запрокидывается и не держится прямо, в положении сидя спинка выгибается, а головка падает вперед. Именно поэтому малышей первого полугодия жизни не рекомендуется высаживать до тех пор, пока мышцы позвоночника не окрепнут и ребенок не научится сидеть самостоятельно, несвоевременное высаживание может привести к искривлению позвоночника.

К 1-2 месяцам жизни явления повышенного мышечного тонуса в руках и ногах уменьшаются, ручки и ножки разгибаются, а тонус мышц шеи усиливается, и малыш начинает держать головку.

После внешнего осмотра педиатр начинает пальпировать (то есть ощупывать) различные части тела крохи. При этом оценивается степень напряжения и плотность различных мышечных групп.

Для определения мышечного тонуса у детей грудного возраста существует несколько приемов. Если у новорожденного малыша, лежащего на спине, разогнуть ножки и прижать их к пеленальному столику на 5 секунд, а затем отпустить, то при нормальном мышечном тонусе ребенок вновь согнет ножки. При снижении тонуса ножки останутся разогнутыми.

Для оценки мышечного тонуса рук у детей первого полугодия жизни доктор использует следующий способ: лежащего на спине малыша берут за обе ручки в области запястий и притягивают к себе, стараясь привести в положение сидя. В норме младенец сначала разгибает руки, а затем всем телом подтягивается. При повышении мышечного тонуса он не может разогнуть руки, а при снижении — не может подтянуться.

Далее оценивается объем и симметричность пассивных движений рук и ног: доктор поочередно сгибает и разгибает ручки и ножки малыша. При повышенном мышечном тонусе иногда невозможно совершить пассивные движения, и, напротив, избыточный объем пассивных движений свидетельствует о снижении мышечного тонуса.

Затем врач внимательно наблюдает за активными движениями ребенка, оценивая те двигательные навыки, которыми малыш успел овладеть на момент осмотра: как грудничок хватает и удерживает игрушку, как сидит, переворачивается и т.п. Очень важно оценить симметричность движений. Сила мышц оценивается по тому, как малыш удерживает игрушку при попытках ее отнять.

Мышечный тонус не является постоянной величиной на первом году жизни ребенка, по мере роста малыша и созревания мышечной системы меняются преобладание тонуса одной группы мышц над другой.

Поэтому даже при отсутствии жалоб необходим ежемесячный осмотр педиатра, так как родители не всегда своевременно могут заметить нарушения мышечного тонуса, ошибочно принимая, например, распластанную позу ребенка за норму.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 67 «Медвежонок»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РЕГУЛЯЦИИ МЫШЕЧНОГО ТОНУСАУ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТАС ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Инструктор по физической культуре

Антипина Наталия Владимировна,

1 кв. категория

г. Северодвинск

2013г.

Состояние здоровья во многом определяет развитие личности ребенка, успешность его социализации, формирование полноценного физического и психического статуса на всех последующих этапах развития. Для детей, имеющего ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), пребывание в дошкольном учреждении носит особенно значимый, но не всегда успешный характер. Поэтому необходимо создать специальные условия обучения и воспитания, позволяющие учитывать особые образовательные потребности детей. В нашем ДОУ функционируют две группы компенсирующей направленности для детей с тяжелым нарушением речи – заиканием. Заикание — это нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. В настоящее время сохраняется тенденция роста случаев заикания у детей. Особую актуальность приобретает вопрос организации своевременной дифференцированной помощи заикающемуся ребенку, а также необходимость поиска средств, инструментов повышения эффективности логопедического воздействия. Нарушение плавности речи связано с целым рядом причин как биологического, так и социально-психологического характера. Л.С. Выготский писал: «Дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции, а приводит к целому ряду отклонений».

У детей, страдающих заиканием, наблюдаются такие психофизические особенности, как:

  • нарушения общей моторики: дети с трудом запоминают последовательность движений, переключаются с одной серии движений на другую; координации рук, ног, равновесия, пространственных представлений; мелкой и артикуляционной моторики;
  • недостаточная сформированность всей речевой системы, элементы недоразвития речи, нарушения звукопроизношения;
  • недоразвитие психических процессов (память, внимание, восприятие, мышление);
  • нарушения эмоциональной сферы (капризность, страхи, колебания настроения, впечатлительность, тревожность, робость, агрессивность, конфликтность);
  • быстрое утомление как психическое, так и физическое;
  • нестабильность и нарушения мышечного тонуса
    (гипо/гипертонус, асимметрия тонуса, дистония) в артикуляционной, мимической, общей моторике;
  • неправильное дыхание – нарушение согласованности и ритмичности фаз вдоха и выдоха, неустойчивый тип дыхания.

Именно в дошкольном возрасте заикающимся детям присуще обилие сопутствующих движений (в 60% случаев). Они возникают вследствие распространения (иррадиации) судорог из речевого отдела на другие мышцы тела; в первую очередь на мышцы лица, шеи, предплечья и далее на мышцы туловища, спины, верхних и нижних конечностей. У детей наблюдается мышечная заторможенность при повышенном тонусе мышц-разгибателей, вытянутое палкообразное положение рук, растопыренные или сжатые в кулаки пальцы, отсутствие сгибания при движениях рук и минимальное сгибание ног при ходьбе; заторможенность шеи и плеч. Спокойное положение для них трудновыполнимо. Характерны навязчивые движения: дети теребят пуговицы, края одежды, носовой платок, покачивают туловищем, рукой, подёргивают плечом, притоптывают ногой, часто моргают или закрывают глаза в момент судороги, наклоняют вперёд с усилием голову и прочее.
Учитывая психофизические особенности заикающихся детей, можно сделать вывод, что наиболее полного эффекта в работе с тяжелыми нарушениями речи можно достичь только при условии применения комплексного подхода. Во-первых, это сочетание коррекционно-педагогической и лечебно-оздоровительной работы, которая направляется на нормализацию всех сторон речи, моторики, психических процессов, воспитание личности заикающегося и оздоровление организма в целом. Во-вторых, комплексный подход включает систему четко разграниченных, но согласованных между собой средств воздействия всех специалистов. Это предусматривает совместную работу учителя-логопеда, воспитателей, педагога-психолога, медицинских работников, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и семьи.

Безусловно, главная роль здесь принадлежит логопеду и воспитателю, которые ежедневно и достаточно продолжительно общаются с детьми, знают их склонности, интересы и, следовательно, могут определить оптимальные формы включения необходимых заданий коррекционной и развивающей направленности. Важна координация работы учителя-логопеда и других специалистов ДОУ. В своей работе инструктор по физкультуре ориентируется на диагностику, рекомендации, индивидуальные и групповые консультации и задания учителя-логопеда. Поэтому нами была разработана модель взаимодействия учителя-логопеда и инструктора по физической культуре в процессе коррекционно-развивающей образовательной деятельности, стимулирующей речевое и физическое развитие ребенка. Реализация работы по коррекции заикания проходит в соответствии с
этапами речи
, обозначенными учителем-логопедом.

Мы выделили три наиболее важных направления,

которые объединяют работу учителя-логопеда и инструктора по физической культуре. Это регуляция мышечного тонуса, формирование диафрагмально-рёберного дыхания и развитие общей моторики. Приоритет мы отдали нарушениям
мышечного тонуса
, так как он обеспечивает подготовку к движению, сохранность равновесия, позы, координации и общей моторики в целом.
Мышечный тонус
— это постоянное непроизвольное напряжение мышц, осуществляемое без участия сознания, воли человека. Регуляция мышечного тонуса — это способность напрягать или расслаблять мышцы.
Нарушения мышечного тонуса у заикающихся:

  • Повышенный тонус (гипертонус)
    . Ребенок кажется напряженным и зажатым. Даже во сне малыш не расслабляется: его ножки согнуты в коленях и подтянуты к животу, ручки скрещены на груди, а кулачки стиснуты (часто в форме «фиги»).
  • Пониженный тонус (гипотонус)
    . При пониженном тонусе ребенок обычно вялый, мало двигается. Иногда ножки и ручки ребенка разгибаются в коленных и локтевых суставах более чем на 180 градусов. Ребенок выглядит обмякшим и распластанным.
  • Асимметрия мышечного тонуса
    . При асимметрии на одной половине тела тонус выше, чем на другой. В этом случае голова и таз ребенка повернуты в сторону напряженных мышц, а туловище изгибается дугой. Когда ребенка лежит на животе, он заваливается в бок (где усилен тонус).
  • Неравномерный тонус (дистония)
    . При дистонии сочетаются признаки гипер и гипотонуса, т.е. одни мышцы чересчур расслаблены, а другие чересчур напряжены.

В связи с этими нарушениями у детей наблюдается рассогласованность движений, непроизвольные мышечные сокращения, появление вычурных поз, невозможность регуляции амплитуды собственных движений, разведение рук в пространстве, соскальзывание на одноименные движения. Нарушения мышечного тонуса
у заикающихся детей отмечаются и в
мимике
: асимметричность улыбки, уклонение языка в одну сторону и склонность его к постоянному сужению, невозможность вытянуть губы вперед и др.

И, конечно же, нарушения

наблюдаются в мышцах, задействованных
в дыхательном акте
. Основная мышца, которая вместе с мышцами груди и живота позволяет нам глубоко дышать, называется диафрагма. В зависимости от того, какая группа мышц преобладает в акте дыхания во время речи, определяется тот или иной тип дыхания.

У детей, страдающих заиканием:

  • преобладает верхне-ключичный тип дыхания;
  • отсутствует согласованность и ритмичность фаз вдоха и выдоха;
  • нарушена длительность вдоха, выдоха.

Постановка правильного дыхания
является важнейшим компонентом в исправлении заикания. При этом решаются такие задачи, как нормализация ритма дыхания, увеличение силы дыхательных мышц, улучшение воздушной проводимости бронхолегочного аппарата.

Таким образом, работа по регуляции мышечного тонуса была разделена на три направления:

  • регуляция тонуса мышц тела;
  • регуляция мимических мышц;
  • тренировка дыхательных мышц.

В каждом направлении были поставлены следующие коррекционные задачи: Мышцы тела:

  • Учить чередовать напряжение и расслабление мышц тела
  • Обучать приемам полного и частичного расслабления мышц
  • Учить напрягать отдельные группы мышц

Мышцы лица:

  • Научить детей снимать чрезмерное напряжение мышц артикуляционного аппарата

Дыхательные мышцы:

  • Учить дифференцировать носовой и ротовой вдох и выдох
  • Формировать диафрагмально-реберное дыхание

Упражнения для регуляции общего мышечного тонуса
Эти упражнения направлены на умение концентрировать внимание на заданных группах мышц, сравнивать мышечные ощущения и управлять ими. Дети учатся управлять собой, своим телом, достигать мышечного расслабления и концентрации внимания. Дети даже с тяжелой формой заикания, владеющие данными навыками, умеют управлять судорогами, чувствуют их и сводят к минимуму.

Работу над регуляцией мышечного тонуса следует начинать с упражнений по контрасту напряжения и расслабления, потом добавлять упражнения на общее расслабление. И только после этого переходить к работе над пораженными мышцами. Эти упражнения выполняются из разных исходных положений 4-6 раз; эффективным является «озвучивание», проговаривание соответствующих движений (тик-так, кач-кач, у-у-у-полетели). Нужно учить детей делать движения с полной амплитудой, четко, быстро, до предела напрягая, а затем расслабляя мышцы. Усилить контраст помогает музыка. Большая или меньшая сила напряжения соотносится с более громким или более тихим звучанием. Например,

  • в положении стоя дети выполняют легкие движения флажками или султанчиками, опустив руки перед собой; под громкую музыку выполняют сильные взмахи над головой;
  • на громкое звучание музыки или бубна дети идут по кругу, хлопая руками, на тихое – останавливаются, прячут руки за спину.

Упражнения на чередование напряжения и расслабления
Для того чтобы нервно-мышечный аппарат четко координировал движения, необходимо научиться регулировать, изменять степень напряжения мышц, а иногда и совсем расслаблять их. Умение расслабляться помогает одним детям снять напряжение, другим – сконцентрировать внимание, снять возбуждение. Ребенку нужно показать разницу между напряжением и расслаблением, объяснить, что мышечная и эмоциональная раскованность – главное условие для естественной речи. Например, дети могут почувствовать расслабление мышц руки после того, как они с силой сжимают кулачки, представляя, что поднимают и держат тяжелую штангу. Затем просим их разжать пальцы (расслабиться) и почувствовать это состояние. При этом не следует забывать, что напряжение должно быть кратковременным, а расслабление – более длительным. Необходимо обратить внимание детей на то, как приятно состояние расслабленности.
1.«Лодочка».
Ребенок ложится на спину, вытягивая руки над головой. По команде одновременно поднимает прямые ноги, руки и голову. Поза держится максимально долго. Затем выполняется аналогичное упражнение, лежа на животе.
2.«Посмотри на носочки»
И.п. — лежа на спине, ноги вместе, руки по швам. Голова приподнимается над полом так, чтобы ребенок видел пальцы ног. Поза удерживается максимально долго.
3.«Легкие и тяжелые руки».
Вначале плавно поднимать руки вперед и назад до уровня плеч и опускать их за спину. Затем покачивание сжатыми в кулаки руками вперед и назад до уровня плеч, пружиня коленями.
4.«Снеговик».
И.п. — стоя. Детям предлагается представить, что они — только что слепленный снеговик. Тело должно быть сильно напряжено, как замерзший снег. Ведущий может попробовать «снеговика» на прочность, слегка подталкивая его с разных сторон. Потом снеговик должен постепенно растаять, превратившись в лужицу. Сначала «тает» голова, затем плечи, руки, спина, ноги.
5. «Цветочек».
Сесть на корточки, голову и руки опустить. Поднимается голова, корпус, руки через стороны вверх – цветочек расцвел. Цветочек вянет – падает вперед голова, корпус, подгибаются колени.
6. «Побежали»
Ребенок лежит на спине, ноги согнуты в коленях, ступни на полу, руки вытянуты вдоль туловища. В течение минуты ноги бегут, сильно топая по полу, верхняя часть туловища и голова остаются неподвижными. После выполнения упражнения ребенок лежит, расслабившись, с закрытыми глазами. Ведущий может провести сеанс релаксации.
7. «Кощей бессмертный».
Исходное положение – стоя или сидя на полу на коленях и на пятках, руки разведены в стороны. Затем руки сгибаются в локтях и свободно повисают, в то время как плечи и локти находятся на одной прямой параллельно полу. Если ребенку сложно выполнять это упражнение, на первом этапе можно помочь ему зафиксировать нужное положение с помощью гимнастической палки. Ведущий в произвольном порядке подталкивает расслабленную часть одной и другой руки, добиваясь их свободного раскачивания.
8. «Марионетки».
Дети представляют, что они куклы-марионетки, которых подвешивают за разные части тела. Та часть тела, за которую подвешена кукла, напряжена и не двигается. Все остальные части тела расслаблены и болтаются.
9. «Кулачки».
Ребенок сгибает руки в локтях и начинает сжимать и разжимать кисти рук, постепенно увеличивая темп. Выполняется до максимальной усталости кистей. После этого руки расслабляются и встряхиваются.
10.«Петрушка».
Прыжки на двух ногах одновременно с мягкими, расслабленными коленями и корпусом, висящими ногами и головой.
11.«Заводные зайцы».
«Зайцы» стоят незаведенные, слегка согнувшись, с опущенными плечами и руками. Педагог «заводит» детей-зайцев. Дети имитируют игру на барабане. Затем «завод кончается», дети принимают исходное положение.
12.«Холодно – жарко».
По команде «холодно» дети обхватывают себя руками, съеживаются. По команде «жарко» дети расслабляются.
13.«Сосулька».
Руки вверх – напряжены, затем (сосулька тает) постепенное расслабление мышц рук, шеи, плечевого пояса.
14.«Бревнышки».
Поднять прямые руки вверх и со всей силы обрушить их вниз «бах!», т.е. скинуть напряжение.
Упражнения на расслабление и релаксацию1.«Яблочко по блюдечку покатилось».
Вращение головой по кругу (по часовой стрелке и наоборот).
2.«Качели»
. Наклоны головы вперед-назад, как будто голова на качелях качается кач-кач.
3.«Тряпичная кукла».
Выполнять повороты корпуса вправо-влево, при этом руки свободно висят вдоль туловища.
4.«Мельница».
Руки на плечах и выполняются круговые движения руками назад и вперед.
5.«Часы».
Наклоны головы влево-вправо, как будто часики тикают тик- так — руки на поясе или свободно вдоль тела.
6.«Плечи прыгают»
. Руки свободно висят вдоль тела. Синхронно поднимаем и опускаем плечи вверх-вниз, как будто они прыгают: прыг-скок. Упражнение усложняется: осуществляется попеременное поднятие и опускание плеч.
7.«Колеса».
Руки согнуты в локтях, кисти смотрят вверх. Синхронное однонаправленное вращение и повороты рук в кистях. Далее в обоих упражнениях добавляется синхронное разнонаправленное вращение.
8.«Карусели и качели»
. Руки на поясе. Вращение туловища по кругу сначала в одну сторону, потом в другую. Наклоны туловища вперед-назад, затем — влево-вправо.

При выполнении следующей группы упражнений можно одной рукой держаться за стул.
9.«Цапля».
Стоя на одной ноге ребенок производит вращение свободной прямой ноги в бедре, затем ноги меняются.
10. «Маятник».
Из того же положения — раскачивание прямых ног в бедре вперед-назад, сначала одной ногой, затем другой.
11.«Часики».
Махи прямой ногой в стороны.

Кроме перечисленных упражнений для регуляции мышечного тонуса используется также массаж и самомассаж.

Все упражнения разработаны и используются с усложнениями, рассчитанными на зону ближайшего развития ребенка и включаются в планы НОД по одному-два упражнения.
Упражнения для развития мимических мышц
Эти упражнения помогают создать нервно-мышечную основу, необходимую для полноценного звучания голоса, ясной четкой дикции, предотвратить патологическое развитие движений органов артикуляции, а также снять чрезмерное напряжение артикуляционных и мимических мышц, создать необходимые мышечные действия для свободного владения и управления артикуляционным аппаратом. Поскольку при заикании наблюдаются различной степени нарушения мимики, необходимы специальные упражнения на развитие мимических мышц. Они включаются в НОД по физическому развитию в общеразвивающие упражнения или в заключительной части. Тренировка мимических мышц строится на использовании естественных мимических движений:

  • «Плакса»
    — зажмуривание глаз;
  • «Надуем шарик»
    — надувание щек без сопротивления и с надавливанием;
  • «Мы удивились» —
    поднять брови, широко раскрыть глаза;
  • «Тигренок»
    — оскаливание зубов;
  • «Упрямые бараны» —
    нахмурить брови, насупиться;
  • «Солнышко дразнится»
    — высовывание языка и т.д.

Далее мы используем следующие специальные упражнения:

  • «Закрой глазки»:
    закрывать глаза в последовательности: посмотреть вниз, закрыть глаза, придерживая веко пальцем и держать закрытым несколько секунд;
  • «Закрой-открой»:
    открыть и закрыть глаза три раза подряд;
  • «Улыбнись»:
    улыбаться с закрытым ртом;
  • «Лошадки»:
    «фыркать» и вибрировать губами;
  • «Гоняем воздух»:
    надувать щеки, передавая воздух из одной половины рта в другую попеременно;
  • «Обиделись»:
    опускать углы рта вниз при закрытом рте;
  • «Утята»:
    втягивать щеки при закрытом рте и т.д.
  • «Туда-сюда»:
    выдвинуть нижнюю челюсть вперед и вернуть в исходное положение;
  • «Коровушки»:
    имитация жевания с закрытым и открытым ртом;
  • «Дотянись»:
    коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча

Затем эти упражнения мы объединяем в комплексы, отражающие такие сложные чувства, как радость, огорчение, обиду, ликование. Все эти упражнения проводятся в игровой форме, включаются в сюжет НОД, заинтересовывая ребенка, не превращая занятия в нудные тренировки. При выполнении упражнений добиваться, чтобы нижняя челюсть свободно и легко опускалась вниз и не мешала произносить звуки. Голову следует держать прямо, не опуская и резко не поднимая. Челюсть опускать плавно и без чрезмерного напряжения. Упражнения для тренировки дыхательных мышц
Дыхание является физиологической основой речи. Кроме того, правильное дыхание способствует общему оздоровлению и является одной из составляющих произвольной саморегуляции. В процессе выполнения дыхательных упражнений происходит оптимизация функции дыхания, ее оздоровление, повышается общий уровень здоровья ребенка, что положительным образом сказывается и на речевом дыхании.

Методики коррекционно-логопедической работы при нарушениях речи, в симптоматике которых выявляются различные недостатки физиологического и речевого дыхания обязательно включают в себя работу над дыханием.

Поскольку звуки речи образуются при выдохе, его организация имеет первостепенное значение для постановки речевого дыхания и голоса. Поэтому конечной целью является тренировка длительного выдоха, умения рационально использовать запас воздуха в процессе речи. Для этого необходимо приучить мышцы, участвующие в дыхательном процессе, удерживать грудную клетку в расширенном состоянии, а не расслабляться пассивно сразу же после вдоха.

В дальнейшем для тренировки диафрагмального дыхания, его силы и длительности используются различные игровые приемы. При этом должны быть учтены следующие методические указания:

  • Дыхательные упражнения должны быть организованы таким образом, чтобы ребенок не фиксировал внимание на процессе вдоха и выдоха.
  • Упражнения организуются в виде игры так, чтобы ребенок непроизвольно мог сделать более глубокий вдох и более длительный выдох.

Упражнения на развитие носового и ротового дыхания:

  1. «Обжора».
    Вдох ртом, затем медленный выдох носом.
  2. «Шар».
    Вдохнуть ртом, затем выдохнуть через рот.
  3. «Теплый выдох».
    Вдохнуть носом, руки поднести ко рту. Сделать медленный выдох открытым ртом. Повторить вдох через нос. Ощущаем тепло выдыхаемого воздуха ладонями.
  4. «Сопелки».
    Вдох носом, затем выдох через нос.
  5. «Цветок».
    Легким движением поднимать руки через стороны вверх, слегка поднимаясь на носочках (вырос цветок) — глубокий вдох носом; при этом слегка надуть живот, как шарик. Медленно и плавно опускать руки вниз через стороны, встать на пятки (распустился цветок) – одновременный медленный выдох ртом как будто через трубочку.
  6. «Ветер».
    Руки на поясе. Наступила зима (лето, осень, весна). Стало холодно (тепло). Сильный вдох носом. Подул северный (южный, теплый, холодный) ветер. Медленный выдох ртом, как бы через трубочку. В момент выдоха пальцем прерывать воздушную струю, чтобы получился звук штормового ветра ш-ш-ш-ш. Если у ребенка не получается, то щеки можно придерживать другой рукой.
  7. «Пила».
    Стоя, имитировать пилку бревна, руки на себя – вдох, руки от себя с замедленным движением – выдох.
  8. «Хлопки».
    Стоя, опустить руки вдоль туловища. На вдох – развести руки в стороны, на выдох – поднять прямую ногу и сделать хлопок под коленом. Поочередно правую и левую ногу.
  9. «Шар лопнул».
    Ноги слегка расставить, руки опустить вниз, разведение рук в стороны – вдох, хлопок перед собой — медленный выдох с произношением «у-х-х-х», 5-6 раз.
  10. «Обними плечи».
    Поднять руки на уровень плеч. Согнуть их в локтях. Повернуть ладони к себе и поставить их перед грудью, чуть ниже шеи. Бросать руки параллельно друг другу. Спокойный темп шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, повторить короткие шумные вдохи. Руки не уводить далеко от тела, локти не разгибаются. Выдох произвольный.
  11. «Молоток».
    Стоя, выполнять наклоны туловищем. Руки вытянуты вперед, пальцы сомкнуты в замке. Наклон – вдох. Выдох произвольный.
  12. «Насос».
    Сжимаем руки в кулаки, поднимаем их перед собой, как бы держим воображаемый насос. Медленно наклоняясь вперед, на выдохе произносим с-с-с-с. Выпрямляемся, и непроизвольно делаем вдох.
  13. «Пловец».
    Встали прямо. Ноги поставили на ширине плеч. Плечи не поднимаются. На вдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны. На выдох – руки опускаем вниз. После того как отработали, можно выполнять движения наоборот – выдох – руки вперед и плавно отводим в разные стороны, вдох – руки опускаем вниз.
  14. «Ножницы».
    Встать прямо. Плечи не двигаются. Руки вытянуть вперед и совершать перекрестные движения руками. Вдох и выдох ровный, четкий.

Совмещение навыка дыхания с навыками движения:

  • на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе опускаются перед собой;
  • на вдохе руки разводятся в стороны, на выдохе ребенок обхватывает себя руками, голова опускается;
  • развести руки в стороны, плотно сжать кулаки, большие пальцы оттопырены и смотрят вверх. На вдохе большие пальцы отводятся назад, на выдохе – вперед.
  • вдох попеременно правой и левой ноздрей. На вдохе правой ноздрей левую закрывает подушечка мизинца левой руки и наоборот.

Закрепление навыка дыхания с движениями:

  • «Тряпичная кукла».
    Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, на выдохе расслабленные руки и верхняя часть тела опускаются вниз, влево, вправо.
  • «Дровосек».
    Стоя, на вдохе руки поднимаются вверх, пальцы в замок, на выдохе напряженные руки и верхняя часть тела резко опускаются вниз.
  • «Мельница».
    Стоя, одна рука поднята вверх, другая опущена вниз. На вдохе -выдохе руки меняют свое положение.
  • «Яйцо».
    Стоя, на вдохе руки плавно разводятся в стороны и вверх, ладони обращены друг к другу. На выдохе опускаются вниз, тыльной стороной друг к другу.
  • «Потягушки».
    Стоя, руки сжаты в кулаки большими пальцами внутрь и прижаты к низу живота. На вдохе кулаки, скользя по туловищу, поднимаются над плечами, локти слегка согнуты; прогнуться в спине назад, запрокинуть голову; вытянуться вверх, распрямляя руки и поднимаясь на носки. На выдохе опуститься вниз, достать пальцами до пола.

Все вышеперечисленные упражнения введены в различные формы коррекционно-оздоровительной работы (НОД, утренняя гимнастика, физкультминутки, гимнастика после сна, индивидуальные занятия). Систематическое выполнение упражнений по регуляции мышечного тонуса и тренировке дыхательных мышц оказывает положительное влияние и на формирование общей моторики у заикающихся. Об этом свидетельствует анализ результатов диагностики, проведенной по итогам работы за 2010 – 2012 гг.
По результатам итогового обследования можно говорить об эффективности проведенной работы: 85 % детей научились регулировать мышечный тонус, 87% овладели диафрагмально-рёберным типом дыханием и 81% детей овладели основными моторными навыками.

Среди многочисленных речевых нарушений заикание – одно из самых сложных речевых расстройств. Оно требует дальнейшего углубленного изучения механизмов, разработки и применения дифференцированных методов коррекции, поиска средств и инструментов повышения результативности медицинских и психолого-педагогических воздействий. Использование упражнений по регуляции мышечного тонуса в различных формах физкультурно-оздоровительной работы с детьми мы рассматриваем как необходимое условие обеспечения результативной работы по устранению заикания у дошкольников
.
Мы полагаем, что представленный опыт будет востребован в работе с детьми, имеющими другие ограничения здоровья.
Библиография:

  1. Белякова Л.И., Дьякова Е.А. Учебное пособие для студентов педагогических институтов по специальности “Логопедия”, Москва,1998.
  2. Борисова Е.Н. Система организации физкультурно-оздоровительной работы с дошкольниками. Волгоград: Панорама, 2006.
  3. Ворошнина О.Р., Плотникова Т.В. Психомоторное развитие и физическое воспитание детей 5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Инструктор по физкультуре, №4/2010.
  4. Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в ДОУ. М.: Скрипторий, 2004.
  5. Дьякова Е.А. Логопедический массаж: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Издательский , 2003.
  6. Кириллова Ю.А. Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет. – С.Петербург, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005.
  7. Леонова С.В. Психолого-педагогическая коррекция заикания у дошкольников: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/М.: ВЛАДОС, 2004.
  8. Маханева М.Д. Воспитание здорового ребенка. М.: АРКТИ, 1999.
  9. Мещерякова Н.П., Зубович Е.В., Леонтьева С.В..Коррекция речевых и неречевых расстройств у дошкольников: диагностика, занятия, упражнения, игры. Изд. 2-е-Волгоград: Учитель, 2011.
  10. Муллаева Н.Б. Конспекты-сценарии занятий по физической культуре для дошкольников. С-Пб.: Детство-пресс, 2005.
  11. Родин Ю.И. Элементарная гимнастика для детей с нарушениями речи. – Инструктор по физкультуре, №4/2011.
  12. Рычкова Н.А. Логопедическая ритмика. Диагностика и коррекция нарушений произвольных движений у детей, страдающих заиканием. Методические рекомендации. – М.: Ассоциация авторов и издателей «Тандем», изд-во «ГНОМ-ПРЕСС», 1998.
  13. Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду. М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.
  14. Шевцова Е.Е. Артикуляционный массаж при заикании.— М.: В. Секачев, 2003
  15. Утробина К.К. Занимательная физкультура для дошкольников. М.: Гном и Д, 2003.

Снижение мышечного тонуса

Снижение мышечного тонуса называется мышечной гипотонией. У новорожденного с гипотонией в положении лежа на спине поза распластанная, ручки и ножки разогнуты (в норме они должны быть согнутыми и приведены к туловищу). У малышей грудного возраста отставание в развитии тех или иных двигательных навыков (умение держать головку, сидеть, стоять) также может быть проявлением сниженного мышечного тонуса. Кроме того, склонность ребенка к запорам в некоторых случаях бывает обусловлена слабостью мышц передней брюшной стенки.

Причины, приводящие к снижению мышечного тонуса, могут быть самыми разнообразными. Наиболее частой из них является недоношенность или незрелость (например, за счет внутриутробной задержки развития). У недоношенных или незрелых малышей не отмечается физиологического сгибания конечностей, характерных для здоровых новорожденных. В зависимости от степени недоношенности такие детки лежат с вытянутыми ручками и ножками, либо гипотонус наблюдается только в мышцах ног.

Другой наиболее частой причиной мышечной гипотонии является такое распространенное заболевание раннего возраста, как рахит, вызванное, в частности, дефицитом витамина Д. При рахите в организме малыша возникает несоответствие потребностей в кальции и фосфоре и их поступлением, что приводит к нарушению процесса формирования костей, работы нервной системы и внутренних органов.

Мышечная гипотония — это одно из проявлений рахита, она становится заметной к 4-6 месяцам жизни. Наряду с общей мышечной гипотонией, для этого заболевания характерна слабость мышц передней брюшной стенки, проявляющаяся большим выступающим распластанным животиком, склонностью к запорам.

Для нормального развития мышечной массы и формирования тонуса необходимо достаточное количество питательных веществ, а именно белка, кальция и фосфора, поэтому недостаточность питания может приводить к мышечной гипотонии.

Другой причиной снижения мышечного тонуса является низкая двигательная активность малыша. Это связано с тем, что мышечная система нормально развивается только в условиях постоянных активных движений. Поэтому для нормального роста и развития не стоит забывать о комплексах ежедневной утренней гимнастики, способствующей формированию нормального мышечного тонуса.

Мышечная гипотония может быть проявлением патологии нервной системы (вследствие родовой травмы, перенесенной внутриутробной инфекции, врожденных нарушений нервной системы), при этом может отмечаться несимметричность снижения мышечного тонуса, например, в виде мышечной слабости одной ручки или только ножек, или одной половины туловища, но может иметь место и общая мышечная гипотония.

Более редкой причиной мышечной гипотонии являются такие врожденные заболевания мышечной ткани, как миопатии. Это группа наследственных хронических прогрессирующих заболеваний, связанных с нарушением обмена веществ в мышцах.

Мышечная гипотония может быть симптомом такой инфекционной болезни, как полиомиелит. Это вирусное заболевание, при котором поражается спинной мозг, что ведет к нарушениям работы определенных мышечных групп и их гипотонии, ограничиваются или становятся полностью невозможными движения в конечностях, в зависимости от степени поражения.

Снижение мышечного тонуса требует незамедлительной консультации специалистов — педиатра и детского невролога, а также проведения детального обследования малыша. Неустраненная мышечная гипотония приведет к задержке моторного развития, нарушениям формирования костной ткани.

Лфк после инсульта: польза гимнастики, основные комплексы упражнений

Лечение последствий инсульта является длительным и трудоёмким процессом. Одним из основных методов реабилитации после приступа выступает лечебная физкультура. Она даёт возможность полностью или частично вернуть пациенту утраченные функции, а также продолжить вести социально-активную жизнь. Для получения желаемого эффекта нужно знать основные упражнения и технику их выполнения.

Польза ЛФК после инсульта

Инсульт является опасным патологическим состоянием, которое вызывается разрывом сосудистых стенок в головном мозге. Подобные нарушения сопровождаются расстройствами речи, памяти, парезами и параличами. Своевременное использование лечебной физкультуры позволит избежать негативных проявлений вследствие приступа и продолжить вести полноценную жизнь.

Упражнения после инсульта выполняются для достижения ряда задач. К ним относятся:

  • предотвращение развития тяжёлых последствий, которые вызываются вследствие длительного нахождения в статичной позе;
  • восстановление нормального мышечного тонуса;
  • нормализация кровообращения, работы внутренних органов, обменных процессов в тканях;
  • улучшение двигательной активности;
  • стабилизация речевой функции, мелкой моторики рук.

Полезная информация Выполнение упражнений лечебной гимнастики проводят в несколько стадий. Они сочетаются с приёмом определённых препаратов и дополнительными реабилитационными процедурами.

По этой причине первые занятия рекомендуется проводить под контролем медицинского персонала.

Со временем возможно привлечение близких или родственников пациентов для помощи выполнения ЛФК после инсульта в домашних условиях.

Показания и противопоказания

Единственным показанием для назначения лечебной физкультуры является восстановление потерянных функций. Среди них выделяют:

  • нарушения слуха;
  • расстройства речи;
  • проблемы с памятью;
  • повышенный тонус мышц;
  • парезы и параличи;
  • быструю утомляемость;
  • потеря мелкой моторики;
  • отёки;
  • отсутствие возможности самообслуживания;
  • деменция.

Не смотря на широкий спектр показаний, ЛФК назначается не всем пациентам. Среди противопоказаний к выполнению физических упражнений выделяют:

  • коматозные состояния;
  • психические расстройства;
  • судорожные или эпилептические приступы в анамнезе;
  • туберкулёз;
  • инсулинозависимый сахарный диабет;
  • наличие злокачественных новообразований.

Подготовительный этап

Перед тем, как приступить к лечебным физическим нагрузкам после перенесённого приступа, пациента необходимо подготовить морально и физически. Больным с данной патологией практически все движения даются очень сложно. По этой причине родственники вместе с медицинским персоналом должны убедить их выполнять упражнения. Физическая подготовка состоит из нескольких этапов:

  1. Каждые несколько часов нужно менять положение пациента с целью избегания пролежней и застоя крови.
  2. Необходимо выполнять пассивную гимнастику с помощью другого человека 2-3 раза в сутки. Это позволит придать конечностям пациента правильное положение.
  3. Проведение дыхательных упражнений. При помощи них нормализируются обменные процессы и кровообращение в тканях.
  4. Активные нагрузки. Они представляют собой финальный этап реабилитации. Ходьба после приступа является одним из главных компонентов ЛФК. При помощи неё больной может вернуться к повседневной жизни без особых ограничений.

Во время выполнения упражнений на любом из этапов необходимо предотвращать перенапряжения. Гимнастика проводится последовательно, с постепенным увеличением нагрузок и длительности тренировок. Также нужно соблюдать ряд правил, среди которых:

  • строгое соблюдение предписаний лечащего врача;
  • обязательное выполнение разминки с разогревом кожного покрова;
  • соблюдение техники упражнений.

При реабилитации пациента важную роль играет поддержка близких людей и родственников. По этой причине они должны как можно больше времени проводить с ним и помогать в выполнении упражнений.

Пассивная нагрузка

После прихода больного в сознание назначается выполнение пассивной гимнастики. Во время ранних этапов реабилитации проводят коррекцию положения. На поражённые мышечные волокна с повышенным тонусом воздействуют лёгкими поглаживаниями. Остальные мышцы стимулируются глубокими приёмами массажа, к которым относятся разминания и растирания.

Лечебная физкультура после инсульта лежачим пациентам проводится с особой осторожностью. При низкой подвижности упражнения начинают с крупных суставных сочленений. В случае отсутствия изменений в тонусе мышц и других патологических изменений занятия выполняются на дистальных отделах конечностей.

Для возвращения мышечной памяти применяется ментальная гимнастика. С этой целью проводится умственная гимнастика, которую необходимо озвучивать.

Параличи в большинстве случаев сопровождаются нарушениями речи. При этом важно выполнять упражнения, которые направлены на улучшение артикуляции. Для более быстрого восстановления утраченных функций рекомендуется чаще разговаривать с пациентом, озвучивать свои и его действия.

Пассивная гимнастика должна выполняться в 2-3 подхода по 15-20 повторений. Во время этого нужно следить за дыханием больного, появлением возможных болей или повышением мышечного тонуса.

Активная нагрузка

Гимнастика после инсульта выполняется при соблюдении определённой последовательности. Первыми этапами являются тренировки в положении лёжа и сидя. Финальным этапом выступают нагрузки в стоячем положении. Назначение ЛФК осуществляется квалифицированным специалистом, который определяет длительность, интенсивность и количество повторений упражнений.

В положении лёжа

Для верхних конечностей упражнения заключаются в медленном сжимании пальцев в кулак, круговых движениях кистями, сгибанию локтей и поднятии рук с выполнением круговых движений. С целью возвращения функций ногам проводят сгибание пальцев, круговые движения стопой, сгибание конечностей в коленях с последующим их выпрямлением.

В положении сидя

Спустя 1-1,5 месяца после начала реабилитационного периода больному назначаются упражнения, которые нужно выполнять в сидячем положении. К ним относятся:

  • круговые движения головой, повороты, наклоны;
  • сидение на табуретке;
  • медленное выгибание спины и подъёмы больной ноги.

В течение данного периода важным пунктом является выполнение упражнений после инсульта для рук с разработкой кистей и пальцев. Для этого используются игрушки, развивающие мелкую моторику.

В положении стоя

Основной целью этого периода является самостоятельный подъём с постели или стула. Сначала рекомендуется использовать поддержку другого человека. Современные реабилитационные центры оснащены специальными тренажёрами, позволяющие самостоятельно подниматься. Помимо этого, среди упражнений в положении стоя выделяют:

  • удержание равновесия;
  • медленное махание руками и ногами;
  • приседания;
  • наклоны туловища вперёд и назад.

Данные упражнения назначаются на первых этапах реабилитации. После получения благоприятного эффекта комплекс ЛФК расширяется и усложняется.

Комплекс упражнений после инсульта

Выполнение комплекса ЛФК при инсульте должно быть систематическим. Также нужно соблюдать технику упражнений, поскольку неправильно выполненная гимнастика может навредить здоровью пациента.

Для туловища

В первую очередь необходимо выполнять наклоны и повороты туловища. Для этого нужно сесть на стул, положить правую руку на левое бедро и развернуть туловище влево. Количество повторений должно составлять 10-15 раз.

Далее необходимо опустить левое плечо к бедру и медленно вернуться в исходное положение с концентрацией на вовлечение мышечного аппарата туловища. Количество повторений – 10-12 раз.

Помимо этого, можно осуществлять подъём ног. Для этого занимают лежачее положение. Затем ноги поднимают коленями к груди. После этого их медленно опускают без использования мышц нижних конечностей. Количество повторений – 10-12 раз.

Для рук

Для проведения упражнений методисту необходимо зафиксировать плечевой сустав пациента пальцами правой руки, после чего начать отводить поражённую конечность с помощью левой руки. Далее руку поднимают вверх, отводят в сторону, после чего возвращают в исходное положение.

Для кистей

Особенное внимание уделяется восстановлению моторики. С этой целью выполняют:

  1. Сгибание и разгибание кисти. Для этого предплечьем ложатся на стол вниз ладонями. Кисти пациента должны свисать с края. После этого ими необходимо осуществлять движения вверх и вниз. Подобные упражнения выполняют и с ладонями, которые повёрнуты вверх.
  2. Сгибание и разгибание большого пальца кисти. Ладони полностью раскрываются. Затем большие пальцы сгибаются по направлению к мизинцу и возвращаются в исходное положение.
  3. Другие комплексы упражнений. Они заключаются в сжимании и разжимании пальцев, перебирании мелких предметов, использовании игрушек, улучшающих моторику.

Для ног

Основное положение при выполнении упражнений для нижних конечностей – лёжа. Ноги необходимо сгибать в коленях или прижимать к туловищу. Также рекомендуется выполнять маршировку на месте. Это поможет восстановить функцию ног и вернуть утраченную мышечную память.

Для глаз

Основными упражнениями для глаз после инсульта являются:

  • закрытие глаз с удержанием век при помощи пальцев;
  • массирование век на закрытых глазах;
  • зажмуривание на 5-10 минут;
  • быстрое моргание.

Все упражнение выполняют в 2 подхода по 5-6 повторений. Со временем интенсивность и длительность тренировок увеличивается.

Для улучшения координации

Эти упражнения используются на этапе, когда пациент давно занимается лечебной физкультурой. Для улучшения координации рекомендуется выполнять:

  1. Отведение ног в сторону. Для этого необходимо встать прямо и опереться на стену или стол. Конечность отводится так, чтобы угол между полом и другой ногой составлял 45 градусов. После этого её возвращают в исходное положение.
  2. Стойка на носках. Больной должен стоять прямо с опорой на стол или тумбу. После этого нужно встать на носки и зафиксировать позицию на 15 секунд, а затем опуститься на пятки.
  3. Ходьба по прямой линии. Нужно встать на прямую линию и медленно идти носком вперёд. Повторять упражнение нужно 3 раза с интервалом 4-5 минут.

Для восстановления артикуляции

Занятия по возврату речи проводят на всех стадиях реабилитации. Тренировки включают в себя 2 комплекса:

  1. Упражнения для развития речи, которые заключаются в произношении отдельных слогов, предложений, отрывков текста.
  2. Гимнастика для языка в виде облизывания губ или скручивания в трубочку.

Для восстановления памяти

С целью возврата памяти пациенту рекомендуется заучивать пословицы, стихотворения. Также нужно заниматься запоминанием алфавита, цифр, различных фактов и событий, прогуливаться по знакомым местам или включать музыку для разучивания текста песен.

на тему: ЛФК после инсульта

2897 оценок

Источник: https://nervy-expert.ru/insult/lechenie-insulta/lfk-posle-insulta/

Повышение мышечного тонуса

Чем младше ребенок, тем выше его мышечный тонус. Поэтому определить повышение мышечного тонуса, отличное от физиологической нормы у малышей первого полугодия жизни, — не всегда простая задача даже для специалиста. Не случайно согласно стандартам диспансерного наблюдения детей на первом году жизни, в возрасте 1 месяц всех младенцев должен осматривать детский невролог.

Повышение мышечного тонуса может быть разной степени выраженности, кроме того, может преобладать тонус мышц сгибателей над разгибателями конечностей, или наоборот. Например, при повышенном мышечном тонусе верхних конечностей пальчики грудничка плотно сжаты в кулак, а у более старших детей — расставлены при слегка согнутой кисти. Попытки совершить пассивное сгибание или разгибание конечностей встречает сопротивление, объем активных движений ограничивается. При ощупывании мышцы плотные и напряженные.

Наиболее частой причиной повышения мышечного тонуса является патология нервной системы в результате родовой травмы, перенесенной внутриутробной инфекции, врожденных пороков развития головного или спинного мозга. Также причиной могут стать такие инфекционные заболевания, как менингит (воспаление оболочек головного мозга), энцефалит (воспаление вещества головного мозга), поражение нервной системы при тяжелом течении гемолитической болезни новорожденных (болезнь развивается в результате несовместимости по группе крови и резус-фактору матери и плода).

Следует иметь в виду, что у недоношенных и незрелых детей описанная выше мышечная гипотония наблюдается до 1-2 месяцев жизни, затем сменяется повышением мышечного тонуса мышц сгибателей конечностей, которое сохраняется до 5-6 месяцев жизни.

Длительное повышение мышечного тонуса, также как и мышечная гипотония, приводит к задержке и нарушению моторного развития ребенка.

Лечение мышечного тонуса

Устраняем причину

Важно понимать, что снижение или повышение мышечного тонуса не является самостоятельным заболеванием, а всегда есть лишь следствие и проявление какой-либо патологии, поэтому важен поиск причины, вызвавшей нарушения тонуса мышц. В связи с этим лечение начинается с установления и устранения основного фактора влияния.

Например, если состояние мышц обусловлено патологией нервной системы, то медикаментозная коррекция будет направлена на неврологические отклонения, а следствием терапии станет нормализация тонуса мышц.

Если же основной причиной снижения мышечного тонуса является рахит, то восполнение дефицита витамина D, нормализация обмена кальция и фосфора в организме помогут вылечить малыша.

Когда причина не установлена, все лечебные мероприятия по восстановлению тонуса мышц не принесут должного эффекта.

Лечебный массаж

В комплекс лечения обязательно входит курс специализированного лечебного массажа: при мышечной гипотонии массаж тонизирует, при повышении мышечного тонуса основные массажные техники направлены на расслабление.

Физиотерапия

Кроме того, в реабилитационный курс входит физиотерапия. Например, для снижения мышечного тонуса может применяться электрофорез: лекарственный препарат вводится с помощью постоянного тока низкой частоты. С этой же целью используется спазмолитический эффект УВЧ-терапии (метод высокочастотной ультразвуковой терапии). Теплолечение в виде местных тепловых процедур также снимает спазмы и снижает мышечный тонус.

В некоторых случаях с 3-6 месяцев жизни применяется СМТ-терапия (синусоидальный моделированный ток), которая оказывает тонизирующее действие на мышечную систему.

Хороший эффект дает бальнеотерапия в виде лечебных ванн: ванны с добавлением соли тонизируют, а хвойные, наоборот, успокаивают и снимают спазмы.

Для контроля над состоянием и развитием мышечной системы все малыши на первом году жизни должны регулярно наблюдаться у педиатра. При первых признаках нарушения мышечного тонуса или задержке развития двигательных навыков у ребенка необходимо незамедлительно обратиться к врачу. Особенно тревожным симптомом является асимметрия мышечного тонуса, часто свидетельствующая о патологии нервной системы. Очень важно проводить своевременную коррекцию, так как длительное повышение или понижение мышечного тонуса может привести к серьезным последствиям для здоровья ребенка.

Лечение спастичности после инсульта

Инсульт – одна из самых актуальных проблем современной медицины. Высокий процент летальности и потери работоспособности, склонность к формированию
устойчивых остаточных явлений, частое поражение пациентов работоспособного возраста – основные моменты, которые объясняют необходимость разработки эффективных мер профилактики и лечения.

Двигательные расстройства – наиболее частое последствие из всех, что отмечаются у пациентов после инсульта. Наибольшие шансы восстановиться наблюдаются в течение первых месяцев. Как раз в этот период у многих больных после инсульта появляется гипертонус мышц, что значительно затрудняет реабилитацию.

Механизм развития

Чтобы лучше понять механизм развития гипертонуса мышц, рассмотрим основные аспекты регуляции движений.

Чем раньше начинаются занятия по профилактике спастичности, тем лучше результат

В норме мышечные сокращения регулируются на трех уровнях:

  • спинной мозг;
  • стволовые ядра головного мозга;
  • кора головного мозга.

Любой из этих отделов может стимулировать сокращение мышц. Благодаря тесному сотрудничеству этих отделов человек может выполнять нужные движения, а мышечный тонус остается в норме.

Импульсы от мотонейронов спинного мозга обеспечивают автоматические движения, например, резкое сгибание при воздействии болевого раздражителя. Вышележащие отделы оказывают регулирующее действие на двигательные клетки спинного мозга, причем оно может быть как тормозным, так и стимулирующим.

Стволовые ядра отвечают за поддержание позы и равновесия. Вестибулярное ядро повышает тонус мышц, разгибающих конечности. Красное ядро, наоборот, – сгибает конечности. При этом спинальные мотонейроны противоположных групп мышц тормозятся. Такое взаимоотношение называется реципрокным.

Кора головного мозга регулирует произвольные движения человека. На сегодняшний день ученые составили подробные карты локализации участков, которые отвечают за движение отдельных частей тела.

Двигательная кора головного мозга оказывает тормозное действие на спинальные мотонейроны, благодаря чему обеспечиваются целостные движения, а не отдельные подергивания мышц. У пациента после инсульта поврежденные участки коры головного мозга утрачивают тормозное влияние на нижележащие структуры. Внешне это проявляется развитием гипертонуса мышц.

Лечение

Повышенный тонус скелетных мышц нередко становится серьезной преградой на пути к восстановлению пациентов после инсульта.

Следует учитывать, что оптимальный результат можно получить только при комбинации медикаментозных и немедикаментозных методов лечения.

Немедикаментозное лечение гипертонуса включает:

  • правильную укладку пациента;
  • лечебный массаж;
  • гимнастику;
  • физиотерапевтические процедуры.

Комплексный подход поможет побороть спастичность и восстановить двигательные функции конечностей

Из лекарственных средств активно используются миорелаксанты и ботулотоксин.

Положение пациента

Один из основных моментов лечения гипертонуса мышц у пациентов после инсульта – придание паретической конечности физиологического положения.

Эффективный способ борьбы со спастикой

Пораженную руку нужно уложить на стул, стоящий рядом с кроватью больного. Из-за повышенного тонуса мышц она будет приводиться к туловищу. Чтобы препятствовать этому явлению, в подмышечную впадину укладывают валик из мягкой ткани.

Руку разгибают в локтевом суставе и поворачивают ладонью вверх. Для удерживания конечности в этом положении применяют мешочки с песком или иные приспособления. Пальцы и кисть желательно прибинтовать к лонгете.

Нога должна быть слегка согнута в колене, а стопа – находиться под прямым углом к голени.

Длительность лечения положением – около 2 часов. В течение дня его можно повторить несколько раз. Как только разрешит лечащий врач, пациенту помогают садиться и обучают ходьбе.

Массаж

Хорошо снимает повышенный тонус мышц массаж. Его необходимо проводить с первых дней заболевания. Из массажных приемов необходимо выбирать поглаживание и легкое растирание. Они способствуют снижению мышечного тонуса, улучшению кровообращения и лимфооттока в паретической конечности.

Длительность первых сеансов не должна превышать 10 минут. Со временем ее увеличивают до 20 минут. Длительность курса зависит от индивидуальных особенностей пациента и определяется лечащим врачом. Как правило, после 20–30 сеансов необходим перерыв на 10–15 дней. После этого курс повторяется.

Решение о прекращении лечения массажем зависит от достигнутых результатов.

Лечебная гимнастика

Комплекс лечебной гимнастики состоит из активных и пассивных движений. Пассивные движения заключаются в сгибании и разгибании мышц, которое проводится ухаживающим персоналом.

При возможности пациент производит пассивные движения с помощью здоровой конечности. Из-за повышенного тонуса вначале движения могут быть прерывчатыми и резкими.

Со временем тонус снижается, и они становятся более плавными.

Физические упражнения очень важны для разработки мышц и суставов

Как только больной после инсульта сможет выполнять активные движение, он должен заниматься лечебной гимнастикой самостоятельно. Кроме сгибательных и разгибательных упражнений, присоединяются упражнения, направленные на растяжение мышц. При правильном выполнении они хорошо снимают гипертонус и помогают пациенту быстрее восстановиться.

При повышенном тонусе мышц пациенту после инсульта категорически не рекомендуются упражнения с эспандером, резинкой и тому подобные – они только усиливают спастические явления и ухудшают ситуацию.

Миорелаксанты

Из медицинских средств для лечения гипертонуса у пациентов после инсульта используют миорелаксанты центрального действия, которые хорошо снимают тонус мышц, не влияя при этом на их силу. Механизм их действия заключается в торможении патологической импульсации, которая исходит от спинальных мотонейронов.

Лечение миорелаксантами начинают с минимальных доз. При необходимости их повышают для достижения эффекта. Ожидаемые эффекты:

  • снижение мышечного тонуса;
  • улучшение двигательных функций;
  • снятие болевого синдрома;
  • предупреждение развития контрактур;
  • повышение эффективности лечебной гимнастики;
  • облегчение ухода за больным.

В нашей стране наиболее распространенными миорелаксантами являются баклофен, тизанидин, или сирдалуд, толперизон, или мидокалм, диазепам.

Также для восстановления и расслабления мышц врачи назначают миорелаксанты

Недостаток лечения миорелаксантами – возможность развития побочных эффектов, из которых чаще всего встречаются:

  • сонливость;
  • головокружение;
  • тошнота;
  • запоры;
  • снижение артериального давления.

Лечение ботулотоксином

Применение ботулинического токсина для лечения гипертонуса показано пациентам после инсульта с локальной спастичностью.

Основные показания к применению ботулотоксина:

  • отсутствие контрактур;
  • выраженный болевой синдром;
  • нарушение двигательных функций, связанное с повышенным тонусом мышц.

Механизм действия заключается в блокировании передачи импульса с нервной клетки на мышечное волокно. Клинический эффект развивается через несколько дней после инъекции и сохраняется в течение 2–6 месяцев, в зависимости от индивидуальных особенностей пациента. Из-за выработки антител повторные инъекции устраняют гипертонус не так эффективно.

Этот метод не получил широкого распространения в борьбе с гипертонусом у больных после инсульта. В первую очередь это объясняется высокой стоимостью препарата.

В заключение

Лечение повышенного тонуса мышц у пациентов после инсульта – один из ключевых моментов, который не только значительно улучшит состояние больного, но и облегчит уход за ним.

Лечебная физкультура и массаж являются основными лечебными направлениями, тогда как монотерапия миорелаксантами не принесет ожидаемого результата.

Лекарственные средства только усиливают эффект гимнастических процедур. Об этом нужно помнить родственникам или опекунам, ухаживающим за больным.

Источник: https://GolovaLab.ru/insulto/reabilitatsiya/gipertonus-myshc-posle-insulta.html

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: