Возможно ли восстановить утраченную речь: афазия

Определение акустико-мнестической афазии активно используется в нейропсихологии для описания одной из форм речевых расстройств. В этом случае нарушение затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим. В результате значительная часть информации просто выпадает из памяти пострадавшего, из-за чего он не способен ее воспроизвести. Неполноценность слухоречевой памяти нуждается в тщательной диагностике и профессиональной помощи. При своевременном начале терапии и ее комплексной организации прогноз благоприятный. Игнорирование проблемы приводит к ее стремительному регрессу.

Болезнь затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим
Болезнь затрагивает процесс восприятия каждого нового слова и его сопоставления с предыдущим.

Акустико-мнестическая афазия

У здорового человека слуховое восприятие сопровождается акустическим запоминанием благодаря анализу звукового состава услышанных слов. Этот процесс затормозится, если части информации не связаны друг с другом или внимание слушателя будет отвлечено. При поражении коры головного мозга в средних и задних отделах височной зоны торможение слуховых следов достигает своего максимума. В результате развивается акустико-мнестическая афазия, при которой смысл одного слова утрачивается, когда больной слышит новое. Патология может проявляться также при работе со слогами.

Проведенные исследования показали, что случаи изолированной формы речевого расстройства единичны. Обычно они имеют смешанную природу, при котором проявляется сразу 2-3 механизма поражения нервной ткани. Чаще всего акустико-мнестическая афазия выявляется в остром периоде инсульта. Нередко дефект речи выражен слабо, он может остаться незамеченным на фоне других неврологических симптомов. Иногда его принимают за снижение когнитивных функций ЦНС, нейродинамическое расстройство.

Характеристика патологии

Всеми функциями в организме человека заведует головной мозг. Орган контролирует поступающую к нему информацию и вырабатывает адекватный ситуации ответ.

Головной мозг находится в полости черепа и подразделяется на несколько отделов. Самым новым из них является кора, состоящая из совокупности отдельных структур, называемых извилинами. Каждая из них ответственна за реализацию определённых аспектов существования организма.

Речевая функция присуща только человеку. В головном мозге нет единого центра-анализатора, ответственного за формирование осмысленных устных и письменных фраз.

Афазия — следствие поражения коры головного мозга

Центральным отделом, осуществляющим обработку всей поступающей извне информации, является постцентральная извилина коры головного мозга. К её клеткам стекаются нервные импульсы, рождённые в зрительном, слуховом и других видах анализаторов. Реакции человека на окружающую действительность имеют своё начало в предцентральной извилине. Воспроизводство речи формируется в её нижней части (зоне Брока). За слух и память ответственны структуры трёх височных извилин.

Афазия — медицинский термин, описывающий утрату ранее сформированной речи по причине поражения патологическим процессом одного или нескольких центров-анализаторов в коре головного мозга.

Необходимо отметить, что термин «афазия» применим к детям по достижении трёхлетнего возраста. Отсутствие речи с рождения в науке носит название алалии.

Афазия как следствие патологического процесса может возникнуть в любом возрасте, однако основную группу риска составляют люди старше 50 лет. Расстройства речи, возникшие в возрасте пяти — семи лет, способны привести к полной и необратимой её потере.

Причины акустико-мнестической афазии

Нарушение речевых функций становится результатом поражения церебральных тканей доминантного полушария. Изменение их структуры может произойти вследствие воспалительного или деструктивного процесса, ишемии или гипоксии, повреждений компрессионного характера. Степень воздействия негативного фактора влияет на выраженность основных и наличие дополнительных симптомов, прогноз течения болезни.

Чаще всего акустико-мнестическая афазия возникает на фоне таких патологий:

  • острое нарушение мозгового кровообращения – по статистике, речевые нарушения в той или иной степени наблюдаются примерно у половины пострадавших от инсульта. Это самая распространенная причина афазии. При ишемической мозговой катастрофе она возникает на фоне нарушения кровоснабжения височной области. Кровоизлияние в мозг приводит к давлению на кору полушария вышедшей кровью;
  • травмы головы – ушиб или сдавление церебральных тканей не менее опасно, чем их размозжение. Все эти процессы приводят к массовой гибели нервных клеток. Если повреждение будет сосредоточено в определенной области, пострадает слухоречевая память. Окружающие зону поражения ткани дополнительно испытывают воздействия отека и воспаления, что усугубляет ситуацию. Не менее опасны внутричерепные гематомы, приводящие к созданию патологического давления на кору головного мозга;
  • церебральные опухоли – ограниченные формирования создают давление на сосуды, питающие нейроны, и сами клеточные колонии. Инвазивно растущие конгломераты проникают в саму структуру тканей, вызывая их разрушение;
  • патологии инфекционной или воспалительной природы – подобные заболевания сопровождаются воспалением и отечностью пораженного участка, что сказывается на его функциональности. Ситуация усугубляется компрессией тканей, нарушением в них обменных процессов, сбоем связей между нейронами;
  • прогрессирующие дегенеративные заболевания –болезни Альцгеймера, Пика и подобные им по характеру патологии ЦНС сопровождаются избирательным поражением и демиелинизацией височной зоны полушария. На начальных стадиях это проявляется в виде акустико-мнестической афазии, которая прогрессирует и переходит в смешанную форму.


Чаще всего акустико-мнестическая афазия возникает из-за травмы головы.
Иногда причиной речевых расстройств становится сочетанное влияние нескольких факторов. Например, формирование опухоли в месте прохождения крупного сосуда может привести к сужению его просвета или полной блокировке тока крови. Участок, который снабжается всем необходимым за счет этого канала, начнет страдать от гипоксии и ишемии, вызывающих снижение функциональности тканей.

Афазия

Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.

Патогенез

Для патологии характерно сохранение фонематического слуха и артикуляции. Механизм развития расстройства основывается на проблемах со слухоречевой памятью. В теории это становится результатом повышенного торможения слухоречевых следов. На практике акустико-мнестическая афазия приобретает вид забывания услышанных слов после того, как услышаны новые. Дополнительно прослеживается ограниченность слухоречевой памяти, отмечаются проблемы с чтением и письмом.

При поражении задневисочных отделов коры головного мозга высока вероятность развития дополнительной симптоматики из-за нарушения нейронных связей между близко расположенными структурами.

Это проявляется в виде сложностей со словесной интерпретацией увиденного предмета. Пациент прекрасно видит образ и адекватно его оценивает, но не может подобрать слов для его описания.

Классификация афазии

Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической практики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и характер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.

Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апраксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.

Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апраксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.

Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.

Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.

Амнестико-семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии характеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.

Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.

В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.

Симптомы акустико-мнестической афазии

Перечень симптомов, их выраженность зависят от типа и площади поражения церебральных тканей, возраста пострадавшего. Даже размытые признаки патологии позволяют заподозрить наличие проблемы в конкретной области, что помогает сузить площадь поиска очага неврологического недуга. При наличии хотя бы одного из проявлений необходима консультация невролога.

Клиническая картина акустико-мнестической афазии затрагивает такие сферы:

  • понимание – срабатывает с короткими, простыми по смыслу конструкциями. Работа с развернутым текстом приводит к появлению ошибок с осмыслением. Такие пациенты начинают волноваться, просить замедлить темп изложения, переспрашивать. Они способны повторять отдельные слова или слоги, но не их цепочки. Из перечня в три слова они могут повторить первое и последнее или вообще только одно. Повторное прослушивание не улучшает показателей;
  • объем акустико-речевой памяти –ограничивается называнием единичных предметов. Серии образов вызывают отчуждение словесного смысла. Недостаток понимания больные пытаются компенсировать повышенной активностью, эмоциональностью;
  • экспрессивная речь – представлена короткими, но разнообразными фразами. Дополняется паузами и парафразами, которые помогают замаскировать трудности с подбором нужного слова. При попытке использовать сложные в плане фонетической структуры конструкции наблюдается искажение звукового ряда;
  • повторная речь – даже при тяжелом течении акустико-мнестической афазии функции практически не страдает. Если и появляются ошибки, то они связаны с проблемами удержания усвоенного текста. Слова, предложенные для повторения, быстро забываются после влияния внешнего раздражителя (перечисления, паузы, вопроса);
  • диалогическая речь – за счет наличия возможности воспринимать такую информацию по частям такой тип речевой активности нарушен меньше всего;
  • называние – нарушения в сфере зрительного представления приводят к трудностям в назывании предметов. Это распространяется даже на самые простые образы, имена собственные, цифры;
  • составление фраз в соответствии с сюжетными картинками – качество описания зависит от речевых возможностей;
  • чтение и письмо – само чтение не страдает, а на понимание текста влияют его длина и сложность. Письменная функция «опережает» способность устного изложения. Из-за сложности с восприятием и запоминанием услышанного в письме могут обнаруживаться ошибки.


Болезнь вызывает нарушения в сфере зрительного представления приводят к трудностям в назывании предметов.
Перечисленные симптомы приводят к заметному снижению качества жизни человека, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии. Дополнительно возникают признаки поражения головного мозга, характерные для конкретного заболевания.

Осложнения

Игнорирование акустико-мнестической афазии, как признака церебральной патологии, приводит к прогрессированию основной болезни. Отказ от целенаправленного лечения самого расстройства со временем делает невозможным общение больного с окружающими. Это приводит к проблемам с социальной адаптацией, отсутствию возможности читать, писать, считать.

Неспособность донести свои мысли до окружающих вызывает у пациента раздражение, провоцирует неврозы, обостряет негативные черты натуры.

Ситуация становится хуже, если афазию принимают за когнитивное расстройство и проводят неправильное лечение. Проблемы с речью закрепляются, шансы на восстановление снижаются.

Сенсорная афазия – симптомы и типы заболевания

У патологии есть еще несколько названий: афазия Вернике, акустико-гностическая, беглая, рецептивная. В народе болезнь называют «глухотой на слова», что точно передает особенности состояния.

Недуг развивается в результате поражения зоны Вернике, отвечающей за слуховое восприятие человеком речи. Результатом становится появление трудностей с распознаванием смысла слов при сохранении способности к их восприятию и возможности повторения.

Родная речь, обращенная к больному, кажется ему иностранной, а в тяжелых случаях имеет вид белого шума.

Особенности типа акустико-гностической афазии зависят от ее симптомов:

  • беглость, многословность и низкий уровень информативности речи. Пациент активно использует парафразы и иносказательные выражения, пропускает важные слова, активно использует союзы и предлоги;
  • больной общается исключительно с помощью поговорок, пословиц, пересказов;
  • письменная речь нарушена;
  • очевидны проблемы с пониманием и восприятием сказанного. Пострадавшему не понятен смысл простых просьб или вопросов, связанных с изложением информации. При этом он способен выполнять простые команды, требующие действия. Например, больной не в состоянии ответить, как его зовут, но может повернуть голову в ответ на такую просьбу;
  • пострадавший не осознает наличия у него проблем, поэтому сильно раздражается, когда окружающие не могут его понять.

Акустико-гностическая афазия редко становится единственным признаком базовой патологии. Она обычно сопровождается выраженным возбуждением, доходящим до паранойи. Носогубная складка сглаживается, что делает выражение лица застывшим, похожим на маску. Из поля зрения могут выпадать целые поля. Клиническая картина дополняется симптомами, характерными для болезни, вызвавшей речевое расстройство.

Сенсорная афазия у детей имеет свою специфику:

  • симптомы возникают и развиваются в короткие сроки. При правильном подходе и отсутствии серьезных осложнений утраченные функции быстро восстанавливаются. Если в течение нескольких недель состояние ребенка не улучшается, прогноз резко ухудшается, а шансы на выздоровление падают;
  • клиническая картина размытая, симптоматика скудная. Если речь еще не до конца сформирована, установить форму расстройства сложно;
  • нормализация речи обеспечивается повышением активности участков коры головного мозга, расположенных в непосредственной близости от пораженных.

В детском возрасте акустико-гностическую афазию можно спутать с алалией. Первая патология приводит к проблемам с уже развившейся речью, провоцирует ее регресс. Второе расстройство характеризуется первичным отсутствием навыка.

Диагностика

В большинстве ситуаций признаки акустико-мнестической афазии смазаны, поэтому по одной только клинической картине проблему выявить не получится. В случае подозрения на патологию нужно пройти ряд обследований. Обязательно показаны консультации невролога, логопеда, нейропсихолога, афазиолога. Также требуется выявление причин патологии, оценка состояния головного мозга.

Точный диагноз поможет поставить комплексное обследование:

  • оценка неврологического статуса – проводится оценка когнитивных функций ЦНС, рефлексов, исключаются патологии черепных нервов и психических отклонений;
  • диагностика речи – с помощью специальных методик и приемов выявляется точный спектр симптомов, их выраженность;
  • МРТ или КТ головного мозга – помогают обнаруживать опухоли, воспаления, зоны дегенерации или ишемии, гематомы, последствия травм;
  • УЗИ сосудов головного мозга – способ диагностики нарушений мозгового кровообращения;
  • люмбальная пункция – необходима при подозрении на инфекционный процесс в черепной коробке.

Диагностировать заболевание можно с помощью МРТ
Диагностировать заболевание можно с помощью МРТ.
Такие подходы помогают не только выявить речевое расстройство, но и дифференцировать его от других форм афазии. Также комплексный подход необходим для исключения нарушений когнитивной сферы.

Причины афазии

Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его характер, течение и прогноз.

В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.

Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгеймера и болезни Пика), операции на головном мозге.

К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.

Геморрой в 79% случаев убивает пациента

Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.

Лечение акустико-мнестической афазии

Коррекция речевого расстройства невозможна без проведения терапии, направленной на борьбу с причиной дефекта. В зависимости от типа заболевания пострадавшему может быть назначено медикаментозное лечение, хирургическое вмешательство, курс физиотерапии.

Для борьбы непосредственно с афазией используются фармакологические подходы и логопедические занятия. Лекарства назначаются с целью стимуляции кровообращения и обменных процессов в головном мозге. С такими задачами хорошо справляются ноотропы, сосудистые и нейрометаболические составы. Работа с логопедом направлена на расширение объема слухоречевой памяти. Она включает использование карточек, написание диктантов, пересказ прочитанного, разучивание стихов и песен.

Диагностика афазии

Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится командой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.

Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной); диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного). Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), праксиса (орального, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-пространственного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-пространственной деятельности, интеллектуальных процессов.

Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: