Текст книги «Логопедия для всех»


Ламбдацизм и его исправление

Все темы данного раздела:

От авторов Учебный материал настоящего пособия излагается в соответствии с программой курса «Основы дефектологии и логопедии для специальности «Педагогика и психология (дошкольная)». Педагогические и
Причины речевых нарушении Среди факторов, способствующих возникновению речевых нарушений у детей, различают неблагоприятные внешние (экзогенные) и внутренние (эндогенные) факторы, а также внешние условия окружающей среды.

Анатомо-физиологические механизмы речи Знание анатомо-физиологических механизмов речи, т. е. строения и функциональной организации речевой деятельности, позволяет, во-первых, представлять сложный механизм речи в норме, во-вторых, диффер

Строение речевого аппарата Речевой аппарат состоит из двух тесно связанных между собой частей: центрального (или регулирующего) речевого аппарата и периферического (или исполнительного) (рис. 1). Центральный речевой

Роль слуха и зрения в развитии речи детей Речь ребенка правильно формируется только тогда, когда развивающаяся вторая сигнальная система постоянно поддерживается конкретными импульсами первой сигнальной системы, отражающей реальную действи

Особенности развития речи детей дошкольного возраста Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с пер

Физиологические несовершенства звукопроизношения у детей дошкольного возраста Речь маленьких детей в период ее формирования всегда отличается недостатками звукопроизношения. Прежде всего это вызвано недостаточным развитием движений органов артикуляционного аппарата: языка, г

Условия формирования у детей навыков правильного звукопроизношения Воспитание чистой речи у детей дошкольного возраста — задача большой общественной значимости, и серьезность ее должны осознавать и родители, и педагоги. Выше уже говорилось, что все возрас

Дислалия Как уже отмечалось выше, у большинства детей звукопроизношение к 4 — 5 г. достигает языковой нормы. Однако в силу индивидуальных, социальных и патологических особенностей развития у некоторых детей

Механическая дислалия. Ее причины Механической (органической) дислалией называют такой вид неправильного звукопроизношения, который вызывается органическими дефектами периферического речевого аппарата, его костного и мышечного стро

Функциональная дислалия. Ее причины Функциональной дислалией называется такой вид неправильного звукопроизношения, при котором не имеется никаких дефектов артикуляционного аппарата. Иными словами, нет никакой органической основы.

Разновидности дислалии Неправильное произношение может наблюдаться в отношении любого согласного звука, но реже нарушаются те звуки, которые просты по способу артикуляции и не требуют дополнительных движений языка, напри

Необходимость устранения дислалии в дошкольном возрасте Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе. Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того как они прев

Обследование состояния звукопроизношения у детей Очень важно своевременно и полно обследовать речь ребенка, имеющего отклонения в произношении. Под своевременным выявлением речевой патологии мы имеем в виду логопедическое обследование, которое пр

Система коррекционной работы Всю систему логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения можно условно разделить на два этапа: I этап — подготовительный. Основными его задачами являются: а

Развитие слухового внимания, слуховой памяти и фонематического восприятия Исправление недостатков звукопроизношения у детей заключается в постановке и автоматизации звуков и одновременном развитии фонематического восприятия, так как без полноценного восприятия фонем, без

II этап На протяжении данного этапа дошкольников учат различать высоту, силу и тембр голоса, ориентируясь на одни и те же звуки, звукосочетания и слова. Этим целям служит целый ряд игр. Приведем примеры.

III этап На этом этапе дети должны научиться различать слова, близкие по звуковому составу. Вначале проводится такая игра. Логопед показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «В

IV этап На данном этапе детей учат различать слоги. Начинать эту работу целесообразно с такой игры. Логопед произносит несколько слогов, например на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лиш

VI этап Задачей последнего, шестого, этапа занятий является формирование у детей навыков элементарного звукового анализа.. Начинается эта работа с того, что дошкольников учат определять количество

Артикуляционная гимнастика В процессе предварительного логопедического обследования часто обнаруживаются нарушения в строении органов артикуляционного аппарата. В таких случаях параллельно с работой по развитию фонематическо

Статические подготовительные упражнения 1. «Лопаточка». Широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу. Следить, чтобы язык не дрожал. Держать 10 — 15 с (рис. 9). 2. «Чашечка». Рот широко раскрыть. Широкий язык подня

Динамические подготовительные упражнения 1. «Часики». Высунуть узкий язык. Тянуться языком попеременно то к правому уху, то к левому. Двигать языком из угла рта в медленном темпе под счет логопеда. Проделать 15 — 20 раз (рис. 14).

Формирование произносительных умений и навыков Логопедическая работа по устранению дислалии строится на основе выработки новых артикуляционных навыков путем использования компенсаторных возможностей организма (зрительных и слуховых восприятий,

Сигматизм и его исправление Звуки с-с’, з-з’ Звуки с-с’ и з-з’ (свистящие) относятся к группе зубных звуков. Исправление недостатков произношения этих звуков, как отмечалось выше,

Звуки ш и ж Звуки ш и ж (шипящие) относятся к группе средненёбных. При произношении звука ш части артикуляционного аппарата занимают следующее положение (рис. 23): — губы несколько выдвинуты вперед;

Виды сигматизма Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называются сигматизмом, замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматиз-м о м. Сигматизм быва

Исправление сигматизма различных видов Для исправления сигматизма могут применяться различные методы в зависимости от характера недостатка. 1. При межзубном сигматизме логопед предлагает логопату сблизить зубы и в этом положени

Постановка шипящих звуков Перечисленные виды сигматизма, кроме шипящего (межзубный, губно-зубный, призубный, боковой и носовой), могут встречаться и в группе шипящих звуков (ш, ж, ч, щ). Кроме того, часто ши

Ротацизм и его исправление Разнообразные недостатки произношения фонем р и р’ носят название ротацизма, который может выражаться в искажении этих фонем или в замене их другими звуками. Второй вид дефекта называ

Ламбдацизм и его исправление Недостатки произношения звуков л и л’ носят название ламбдацизма. Те разновидности дефекта, которые выражаются в замене этих звуков какими-либо другими, носят название параламб-дацизм

Исправление каппацизма Если не удается исправить к на основе подражания с показом артикуляции перед зеркалом, прибегают к механическому способу постановки к от т спомощью шпателя. Ребенка побуждают п

Исправление хитизма и парахитизма В обоих случаях следует прежде всего попытаться получить правильное произношение х исходя из звука к и сопровождая артикуляцию придыханием. Результатом должна быть своеобразная язычно

Дефекты озвончения и их исправление Специфическим недостатком, характерным для произношения всех звонких звуков независимо от способа и места образования, твердости и мягкости, является воспроизведение их в виде соответствующих парны

Дефекты смягчения и их исправление Специфический дефект произношения мягких согласных заключается в замене их парными твердыми («дада», «тота», «утук», «фонар» вместо дядя, тетя, утюг, фонарь). Прием исправления данного дефек

Общие требования к работе по исправлению недостатков звукопроизношения При формировании правильного звукопроизношения у детей независимо от причин и характера дислалии должен соблюдаться ряд общих требований. Так, при устранении недостатков в произношении тог

Бульбарная дизартрия (от лат. bulbus. — луковица, форму которой имеет продолговатый мозг) проявляется при заболевании (воспалении) или опухоли продолговатого мозга. При этом разрушаются расположенные там ядра дв

Подкорковая дизартрия Возникает при поражении подкорковых узлов головного мозга. Характерным проявлением подкорковой дизартрии является нарушение мышечного тонуса и наличие гиперкинеза. Гиперкинез — насильственные непро

Корковая дизартрия Представляет большие трудности для выделения и распознавания. При этой форме нарушается произвольная моторика артикуляционного аппарата. По своим проявлениям в сфере звукопроизношения корковая диза

Псевдобульбарная дизартрия Наиболее часто встречающаяся форма детской дизартрии. Псевдобульбарная дизартрия является следствием перенесенного в раннем детстве, во время родов или во внутриутробном периоде органического пораж

Обследование детей Обучению детей, страдающих дизартрией, должно предшествовать подробное и тщательное обследование речевой моторики, звукопроизношения и общего речевого развития. Логопед должен ясно предста

Основные направления коррекционной работы Логопедическая работа с детьми-дизартриками базируется на знании структуры речевого дефекта при разных формах дизартрии, механизмов нарушения общей и речевой моторики, учете личностных особенностей

Закрытая ринолалия Закрытая ринолалия (СНОСКА: Термин «ринолалия» уместен лишь в тех случаях, когда имеются и другие нарушения артикуляции звуков. В остальных случаях употребляется термин «ринофония».) характеризуетс

Открытая ринолалия Для нормальной фонации характерно наличие затвора между ротовой и носовой полостями, когда голосовая вибрация проникает только через ротовую полость. Если же разделение между носовой полостью и рот

Обследование состояния звукопроизношения у детей Обследование звукопроизношения должно предусматривать два аспекта. Один аспект — артикуляционный — предполагает выяснение особенностей образования звуков речи и функционирования органов артикуляции

Моторная алалия Моторная алалия является результатом органического нарушения центрального характера. Такой нездоровый неврологический фон в сочетании с грубым отставанием в речевом развитии приводит к снижению реч

Сенсорная алалия При сенсорной алалии главным в структуре дефекта является нарушение восприятия и понимания речи (импрессивной стороны речи) при полноценном физическом слухе. Сенсорная алалия обусловлена поражением

Моторная афазия Является наиболее распространенной. Этот вид афазии возникает при поражении речедвигательного центра (центр Брока). Для данного вида патологии характерным является то, что больной либо совсем утрач

Сенсорная афазия Является второй формой детской афазии. При сенсорной афазии в первую очередь нарушается восприятие речи (центр Вернике). Поэтому страдает и ее понимание. Афазик слышит речь, но не понимает, о чем г

Направления коррекционной работы Коррекционное воздействие при всех формах афазии складывается из двух направлений: 1. Медицинское направление — прямое восстановление пострадавшей функции с использованием медикаментозных

Восстановление речи при моторной афазии При моторной афазии логопедическая работа включает в себя следующие направления: 1. Отработка артикуляторных дифференцировок. 2. Отработка произношения слов разной слоговой структ

Восстановление речи при сенсорной афазии Поскольку сенсорная афазия у детей в чистом виде встречается редко и в современной логопедии изучена мало, подробно разработанной методики по восстановлению речи у данной категории детей не имеется

Обследование речи детей Обследование речевого развития детей дошкольного возраста предусматривает выявление навыков связной речи; объема пассивного и активного словарного запаса; степени сформированности грамматического с

Основные направления коррекционной работы Коррекционно-воспитательная работа с детьми, имеющими разный уровень речевого развития, проводится в специальных группах для детей с общим недоразвитием речи. Согласно «Типовому положению о дошколь

Специфика работы воспитателя в детском саду для детей с нарушениями речи Воспитатель дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи выполняет, помимо общеобразовательных задач, ряд коррекционных, направленных на устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волево

Логопедическое обследование Предполагает ряд направлений: 1. Установление причины и характера заикания (вид; степень; наличие или отсутствие сопутствующих движений, логофобии; течение заикания). 2. Определен

Основные принципы коррекционной работы Необходимость преодоления заикания в дошкольном возрасте. В настоящее время считается общепризнанным, что устранять заикание нужно сразу же, как только оно возникнет. В начальной стадии эт

Последовательность логопедических занятий В настоящее время существует несколько методов логопедического воздействия для устранения заикания у детей. Но все они так или иначе подчиняются одной цели: воспитать у детей умение говорить нормал

Связь логопедических занятий с «программой воспитания и обучения в детском саду» и общережимными процессами Как уже говорилось выше, для развития у детей связной самостоятельной свободной от заикания речи необходимо создать такую обстановку, которая вначале обеспечивала бы максимальную наглядность (как о

Роль семьи и детского сада в преодолении заикания у детей Успех в преодолении заикания у детей в большой степени зависит от помощи родителей и воспитателей, которые под руководством логопеда должны организовывать и проводить общий и речевой режим ребенка,

Предупреждение заикания у детей Для того чтобы уберечь ребенка от заикания, необходима большая профилактическая работа со стороны взрослых, окружающих его в семье, яслях, детском саду. Уже с самого раннего возраста в раз

Тахилалия Тахилалия — патологически ускоренный темп речи. Название это произошло от греческого слова tachus, что означает «быстрый», и lalia — речь. По определению М. Е. Хватцева, при

Коррекционная работа Основные принципы логопедической и психологической работы по устранению тахилалии разработаны Ю. А. Флоренской и 3. С. Ходоровой еще в 1935 г. В настоящее время для преодоления патологически ускоре

Физиологические итерации Термин «физиологические итерации» произошел от латинского iteratio — повторение. У детей дошкольного возраста в результате несовершенства деятельности слухового и речедвигательного анализато

Брадилалия Брадилалия (от греч. bradus — медленный, lalia — речь) -патологически замедленный темп речи. Некоторые исследователи употребляют термин «брадифразия». При брадилалии речь чре

Коррекционная работа Работа по устранению брадилалии проводится комплексно. Она состоит из следующих направлений: 1. Медицинское воздействие (лечебное укрепление нервной системы медикаментами, физиотерапевтиче

Предупреждение нарушений темпа речи у детей дошкольного возраста Родители и воспитатели несут большую ответственность не только за правильное речевое развитие детей, но и за предупреждение речевых дефектов. Часто, не обладая необходимыми знаниями, родит

Выявление нарушений письма и чтения Логопедическое обследование детей с дисграфией и дислексией должно установить: 1) степень усвоения навыков звукового анализа; 2) степень усвоения навыков письма и чтения;

Подбор ребенком картинок, названия которых начинаются на заданный звук Логопеду для этой цели следует иметь несколько наборов картинок. Каждый такой набор должен содержать картинки, названия которых начинаются: а) с заданного звука (картинки, которые надо буд

Распределение ребенком картинок, названия которых начинаются с наиболее часто смешиваемых детьми звуков Этот прием требует (в отличие от предыдущего), чтобы все предложенные ребенку картинки были им распределены по соответствующим группам. Ребенку предъявляют картинки, названия которых начин

Обследование письма Обследование начинают с самых простых задании. Наиболее доступно для ребенка задание сложить слова из разрезной азбуки. Логопед показывает картинки с изображениями предметов и складывает с

Написание слов по картинкам Ребенку предлагаются картинки с изображениями хорошо знакомых ему предметов повседневного обихода. Картинки следует подбирать так, чтобы слова были различной сложности (стечение согласных, сложная

Написание предложений по картинкам Ребенку дают сначала предметные картинки, затем сюжетные и, наконец, серии картинок. Он должен сначала составить предложения, а затем написать их. Помимо перечисленных выше приемов, навык

Обследование чтения Для обследования состояния чтения у детей используются специально составленные (обязательно печатными буквами) тексты. Такой материал для обследования чтения должен отвечать следующим требованиям:

Чтение отдельных предложений и специально подобранных текстов При использовании данного приема, помимо обследования процесса чтения, нужно также проверять, как понимает ребенок прочитанное. Для этой цели при чтении ребенком отдельных фраз можно предложить ему

Основные направления коррекционной работы по устранению нарушении письма и чтения В настоящее время является общепризнанным, что между недоразвитием устной речи и нарушениями письма и чтения у детей существует тесная взаимосвязь. Поэтому для устранения нарушений необходима едина

Предупреждение нарушении письма и чтения Одно из необходимых условий предупредительного воздействия — раннее распознавание настораживающих признаков речевого недоразвития. Ключевым моментом в определении возможных затруднений в п

Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием Известно, что самым распространенным дефектом у детей среднего и старшего дошкольного возраста является нарушение звукопроизношения (см. гл. «Дислалия»). К данной группе относятся дети, у которых н

Глухота Наиболее резкая степень поражения слуха, при которой разборчивое восприятие речи становится невозможным. Полная глухота встречается редко. В большинстве случаев сохраняются хотя бы небольшие остатк

Тугоухость Поражение слуха, при котором возникают трудности в восприятии речи с помощью слуха. Если при глухоте восприятие речи резко ограничено, то при тугоухости в специально создаваемых условиях (усиление

Обследование слуха Наиболее простым методом обследования слуха является исследование слуха с помощью речи шепотной и обычной разговорной громкости. Слова подбирают с низкой и высокой частотной характеристикой. Наприм

Особенности речи слабослышащих детей Состояние речи детей зависит от разных факторов. Основные из них следующие: 1) степень снижения слуха — чем хуже ребенок слышит, тем хуже он говорит; 2) время возникновения дефект

Основные направления коррекционной работы Работа по формированию правильной речи у слабослышащих детей должна носить систематический характер и начинаться сразу же с момента выявления нарушения слуха. Определяя последовательность

Предупреждение нарушений слуха у детей Профилактика нарушений слуха у детей осуществляется главным образом родителями и воспитателями детских учреждений. Профилактические мероприятия необходимо начинать с внутриутробного период

Виды нарушений голоса Нарушения голоса подразделяются на органические и функциональные. Это имеет значение для выбора методов специализированного (фониатрического) лечения и приемов логопедической работы. Функц

Функциональные нарушения Функциональные нарушения голоса у детей встречаются реже, чем у взрослых. У детей наиболее распространенным нарушением является так называемая спастическая дисфония, возникающая из-за пере

Органические нарушения Органические нарушения голоса подразделяются на центральные и периферические. К центральным нарушениям относятся афония и дисфония, наблюдаемые у детей, страдающих дизартрией (СНОСКА: См.

Восстановление голоса у детей Восстановление голосовой функции у детей осуществляется комплексно совместными усилиями медицины и специализированной области логопедии — фонопедии. Артикуляционные дыхательные и голосовые у

Требования «программы воспитания и обучения в детском саду» к культуре речи детей Программа детского сада предусматривает всестороннее развитие личности ребенка. Однако личность ребенка не может формироваться без постоянного общения его со взрослыми. Воспитатели должны научить д

Особенности подхода к формированию правильной речи у детей Пребывание детей в детском саду создает благоприятные условия для проведения систематической работы по формированию правильной речи. По форме занятия могут быть фронтальные (со всей группо

Преемственность в работе детского сада и семьи Воспитатель сразу после проведения обследования должен поставить родителей в известность о тех недостатках речи, которые он обнаружил у детей. Родители должны получить консультацию по вопросам восп

Стационары и полустационары при детских больницах и психоневрологических диспансерах В системе логопедических учреждений Министерства здравоохранения СССР ведущее место занимают так называемые речевые стационары или отделения при специализированных детских больницах. В них созданы

Детские санатории В санаторий направляются дети соматически ослабленные, имеющие выраженную речевую патологию (заикание, алалия, дислалия, дизартрия). Группы комплектуются с учетом возраста детей и тяжести речевого

Сурдологические кабинеты В системе здравоохранения СССР получили широкое распространение сурдологические кабинеты, в которых обслуживаются дети с нарушениями слуха и речи. Такие специальные кабинеты могут существовать как

Логопедические кабинеты при детских поликлиниках Логопедические кабинеты при детских поликлиниках открываются на основании приказа № 999 Министерства здравоохранения СССР от 11.Х. 1982 г. «О штатных нормативах медицинского педагогического персона

Ясли для детей с нарушениями речи В специализированные ясли направляются начиная с 2—3-летнего возраста дети, имеющие заикание или грубое речевое недоразвитие. На медико-педагогическую комиссию представляются следующие док

Дети с нарушениями зрения Остановимся более подробно на характеристике детей с нарушениями зрения. В эту группу входят дошкольники с разной степенью утраты зрения: слабовидящие — дети со сниженной остротой зрения (0,05 — 0,

Дети с детским церебральным параличом Значительные трудности в воспитании и обучении представляют дети с детским церебральным параличом (ДЦП) (М. В. Ипполитова, Е. М. Масткжова и др.). Детский церебральный паралич — поражение

Дети с задержкой психического развития В последнее десятилетие наиболее активно изучается еще одна группа аномальных дошкольников — дети с задержкой психического развития (В. И. Лубовский, Н. А. Цыпина). Для них характерен замедленный т

Дети с ранним аутизмом Изучение детей с различными дефектами позволило исследователям выявить еще одну группу аномальных дошкольников — детей с ранним аутизмом (К. С. Лебединская и др.). Аутизм (от греч. auto

Слепоглухонемые дети Наиболее тяжелой категорией аномальных дошкольников являются слепоглухонемые дети. Это дети, не имеющие слуха, зрения и речи, полностью оторванные от окружающего мира. Без специальной помощи они ум

Коррекция ламбдацизма и ротацизма у младших школьников с дислалией

Младший школьный возраст – период возрастного развития, когда правильная речь имеет особое значение для формирования грамотности. Среди наиболее частых проявлений дислалии у младших школьников являются ламбдацизм и ротацизм как нарушения произношения сонорных звуков. Ротацизм и ламбдацизм – это нарушения произношения звуков р и л соответственно. Нарушения звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата называют дислалией. Дислалия является одним из самых распространенных дефектов речи. По данным А.Г. Арушановой, дефекты звукопроизношения наблюдаются у 15-25% дошкольников и у 5-7% младших школьников [1].

Актуальность вопросов коррекции лабдацизма и ротацизма связана с тем, что у младших школьников с дислалией страдает письменная речь, как следствие – проявляется неуспеваемость. Младшие школьники преимущественно пишут так, как говорят. Между чистотой звучания детской речи и орфографической грамотностью установлена тесная связь. Дети, имеющие недостатки речи, могут замыкаться, стесняться, у них может развиваться негативизм. В классической логопедии при коррекции звукопроизношения используются рекомендации М.Е. Хватцева. При начальной автоматизации звук должен на¬ходиться в начале слова под ударением в сочетании с близким по артикуляции звуком: [л] – в сочетании с [а] и [ы]; [р] – после [т] и [д]; в таких положениях звуки автоматизируются лег¬че [7]. Потом дети учатся произносить звуки в любых сочетаниях.

М.Ф. Фомичева уточняет, что звуки в речи употребляются не изолированно. Начинать автоматизацию звука следует с прямых слогов, т.к. ребенок имеет возможность создать нужную артикулему согласного и перейти к гласному. Сначала дается прямой слог с гласным [а], поскольку при его произнесении губы находятся в нейтральном положении, рот широко открыт, язык в нижнем положении, что не мешает артикуляции автоматизируемого звука. Потом автоматизируют звук с гласным [ы]. Это тоже нелабиализованный звук, и он меньше влияет на предыдущий согласный. Далее слоги с [о] и [у]. Прямые слоги в сочетании согласного с гласным [э] обычно не используются, т.к. они не характерны для русского языка и встречаются в основном в заимствованных словах («мэр», «сэр» и т. п.). Затем звук закрепляется в обратных слогах. Далее рекомендуется закрепление звука в интервокальной позиции (между двумя гласными) и, наконец, в слоги со стечением согласных [6].

По мнению Т.Б. Филичевой, после автоматизации произношения звуков в слогах, дальнейшая работа должна проводиться в строгой последовательности: автоматизация звука в словах (в начале слова, середине, конце); автоматизация звука в предложении; автоматизация звука в чистоговорках и стихах; автоматизация звуков в коротких, затем длинных рассказах; автоматизация звуков в разговорной речи [5]. Нами было проведено исследование проявлений ротацизма и ламбдацизма у младших школьников с дислалией. По данным логопедического обследования, у 55% детей с дислалией встретились те или иные нарушения сонорных звуков. Нарушение твердого [л] встретилось у 20% детей, твердого и мягкого [р] – у 40%. Отметим, что у одного из детей нарушены произношения и [р], и [л]. Одноударного произношения, а также параротацизмов не встретилось. По 2 детей проявляют горловое, мягкое, боковое произношение; носовое произношение встретилось только у 1 из детей (12,5% от группы имеющих ротацизмы). Отсутствует звук [р] у одного из детей (помимо данного вида ротацизма, у него нарушенное произношение [л], также есть нарушения произношения свистящих звуков). Среди ламбдацизмов в группе встретились наиболее распространенные варианты – замены на в и краткий у. Нарушение произношения л в форме удлинения смежных гласных встретилось у ребенка, имеющего множественные нарушения звукопрозношения.

С учетом значимости правильного звукопроизношения для овладения грамотной речью и письмом у младших школьников была проведена работа по коррекции ротацизма и ламбдацизма, включившая четыре основных этапа коррекции рассматриваемых нарушений: подготовительный, постановка звука, автоматизация звука и, в случаях замены одного звука другим или смешения их, этап дифференциации.

При организации и проведении коррекционной работы использовали рекомендации таких исследователей, как М.И. Бегун, Л.Н. Ефименкова, Е.Ф. Соботович ,Т.Б. Филичева, М.Ф. Фомичева, М.Е. Хватцев.

На этапе подготовительных упражнений проводилась подготовка речеслухового и рече двигательного анализаторов к правильному восприятию и воспроизведению звука. Работа шла по нескольким направлениям: формирование точных движений органов артикуляционного аппарата, направленной воздушной струи, развитие мелкой моторики рук, фонематического слуха, отработка опорных звуков

При коррекции недостатков звукопроизношения звука [р] использовали упражнения для развития силы и напряжения воздушной струи, упражнение для губ. При этом предлагали в основном активные подготовительные упражнения.Цель этапа постановки звука– добиться правильного звучания изолированного звука.

Содержание работы: объединение отработанных на подготовительном этапе движений и положений органов артикуляционного аппарата и создание артикуляционной базы данного звука, добавление воздушной струи и голоса (для сонорных и звонких), отработка произношения изолированного звука.

При ротацизме и ламбацизме работу, в зависимости от индивидуальных особенностей проявления нарушения вели следующими способами: по подражанию, от опорного звука, а также смешанным способом.

Следующий этап – закрепление поставленных звуков и введение их в речь (автоматизация поставленных звуков). Цель данного этапа – добиться правильного произношения звука во фразовой речи.

У детей с дислалией закреплены неправильные стереотипы произношения звуков на раз­личном речевом материале. Поэтому автоматизация звука требует активного использования процесса внутреннего торможения, способности к дифферен­циации правильного и неправильного артикуляцион­ных укладов. Она осуществляется по принципу «от простого– к сложному». Прежде всего, проводится включение звука в слоги. Слог – это наиболее простая речевая единица. Слоги не имеют значения, и у ребенка в связи с этим отсутствуют стереотипы про­изношения слогов, а это облегчает их автоматизацию.

Определенные требования предъявлялись к лексическому материалу в отношении семантики. Речевой материал (слова, фразы) подбирали так, чтобы он был доступен ре­бенку и по возможности заимствован из повседнев­ного обихода, а затем используется лексикон, более сложный по семантике.

Сначала вводили звук в двух- и трехсложные слова с прямыми слогами. Затем переходили к словам с обратным сло­гом. И только потом переходили к односложным и двусложным словам со стечением согласных в начале слова. Постепенно слова с закрепленными звуками вводят во фразу и другие контексты [2].

Экспериментальные исследования Е.Ф. Соботович показали, что процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков в словах протека­ет различно у детей с одинаковыми видами наруше­ния звукопроизношения. Обнаружена корреляцион­ная зависимость между процессом перестройки звукопроизносительных рефлексов, автоматизацией и их уровнем общего развития речи.У детей с высоким и нормальным уровнем фор­мирования речи процессы автоматизации в любых вариантах фонетического контекста идут без затруд­нений.У детей с низким уровнем формирования речи, обусловленным недостаточно сформированным фо­нематическим слухом, автоматизация затруднена.Автором подчеркивается, что процесс восприятия и произношения отдельных звуков и простых слогосочетаний является в значительной степени более элементарным по сравнению с процессом формирования и закрепления правильного произношения слов, а, следовательно, и восприятия различных звуков, вхо­дящих в слово, и правильного размещения их внутри слова [4].

Цель этапа дифференциации звуков – учить детей различать смешиваемые звуки и правильно употреблять их в собственной речи. Содержание работы: постепенная, последовательная дифференциация смешиваемых звуков по моторным и акустическим признакам, сначала изолированных, затем в слогах, словах, предложениях, чистоговорках, стихотворениях, рассказах и в самостоятельной речи.

На последнем этапе дифференциации вновь выработанного звука со звуком, который употребляется в качестве его заменителя, использовали дифференцировочное торможение. Для полноценного пользования навыками правильного произношения звуков необходимо наличие фонематического слуха, т.е. способности различать звуки речи как в произношении другого лица, так и в собственной речи.

Таким образом, цель логопедического воздействия при коррекции ротацизма и ламбдацизма – исправления неправильного употребления звуков во всех видах речевой деятельности: в устной, письменной, заученной и самостоятельной речи, в процессе игры, учёбы, общественной и производственной жизни. При коррекции ротацизмов и ламбдацизмов на подготовительном этапе ребенку предлагаются комплексы динамических упражнений. Постановка звука осуществляется по одной и той же технологии и при ротацизмах, и при параротацизмах. При закреплении звука важно соблюдать определенную последовательность. Сначала звук закрепляется в слогах, затем в словах и, наконец, во фразах. Для закрепления звука в словах используются картинки, в названиях которых он находится в разных позициях. Прежде всего, звук отрабатывается в начале слова, затем в конце и далее в середине. В задачу закрепления звука входит и работа по различению вновь вызванного звука и звука, близкого по артикуляции или по звучанию, в частности, [р] и [л].

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: