Кто такой логопед и чем он занимается? Логопедия- направление в нейрореабилитации


Логопедия. Роль логопеда в нейрореабилитации и нарушениях психики


Логопедия в нейрореабилитации.
До половины случаев перенесенного инсульта имеют в виде последствий речевые нарушения, выраженные в той или иной степени. Сегодня логопедическая помощь в структуре нейрореабилитации является очень востребованной. Найти грамотного логопеда сегодня- это большая удача и главный фактор в восстановлении нарушенной или утраченной полностью речи.

Сегодня мы поговорим о направлении логопедии, в целом. Что оно из себя представляет, какие направления имеет и в каких учреждениях является наиболее востребованной.

Наука логопедия (ЛПД) – отрасль специальных знаний, изучающая нарушения речи и разрабатывающая методы по их предупреждению, выявлению и устранению при помощи специального обучения и воспитания.

В целом, данная наука занимается изучением причин, механизмов, симптоматики, течения и структуры нарушений речевой деятельности, а также системы коррекционного воздействия на человека.

Предмет логопедии – речевые нарушения, а также процессы обучения лиц, страдающих такими нарушениями.

Следует отметить, что помимо логопедов речевые расстройства (РР) изучаются многими другими специалистами, например, в области физиологии, невропатологии, психологии и лингвистики, рассматриваясь каждой отраслью по-своему, в зависимости от собственных целей, задач и средств.

Основной позицией ЛПД является предупреждение и преодоление расстройств речи при помощи средств специально организованного воспитания и обучения. Исходя из этого, она относится к специальной педагогике.

Структура ЛПД: 1) дошкольная; 2) школьная; 3) подростков и взрослых.

Задачи логопедии как науки

  • изучить онтогенез (развитие) речи при разных формах ее расстройств;
  • определить распространенность, симптоматику и степень проявления РР;
  • выявить динамику развития детей с РР и определить характер их влияния на дальнейшее формирование личностных качеств, психо-физическое развитие и поведение;
  • выяснить этиологию (причинность), механизмы, структуру и симптомы РР;
  • изучить особенности, возникающие при формировании речи у детей, имеющих отклонения в развитии (интеллектуальной сфере, слухе, зрении, опорно-двигательном аппарате);
  • разработать методы, направленные на педагогическую диагностику расстройств речи;
  • систематизировать РР;
  • разработать принципы, средства и дифференциальные методы по устранению нарушений речи;
  • совершенствовать методы по профилактике РР;
  • разработать вопросы по организации логопедической помощи.

В чём разница между специалистами логопед и логопедом-дефектологом?

26 Февраля 2012 Наименование должности «Логопед» применяется в учреждениях здравоохранения и социального обслуживания, а «учитель-логопед» в учреждениях образования: детских садах, общеобразовательных школах и специализированных школах разного вида. (Приказ Минздравсоцразвития РФ от 26.08.2010 N 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования»).

Ранее, в 1994 году, выпускники дефектологического факультета со специализацией «логопедия» по окончанию института получали диплом с записью «учитель-дефектолог» и «учитель-логопед».

Учитель-логопед изучал дефектологию. Дефектология включает в себя: логопедию, олигофренопедагогику, тифлопедагогику, сурдопедагогику. У дефектолога может быть узкая специализация: сурдопедагог (работа с плохо слышащими или глухими детьми), учитель-дефектолог (дети с задержкой умственного развития), учитель-тифлопедагог (работа с детьми с нарушением зрения), учитель-логопед (работа с детьми, имеющими нарушения речи).

Специалист, который выбрал в ходе обучения специализацию «Логопедия» получает диплом «Учитель-логопед».

Должности «логопед-дефектолог» не существует. Вероятно, используемое в разговорной речи сочетание «логопед-дефектолог» подразумевает наличие у логопеда опыта работы с детьми, у которых присутствуют задержки психического развития и различные проблемы в развитии (нарушения зрения, слуха, интеллектуальная недостаточность).

Учителя-дефектологи знают методики и приёмы обучения математике, чтению, конструированию, изодеятельности, игре, особенности развития и обучения детей с нарушениями интеллекта, речи, зрения, слуха, детей с ДЦП и аутизмом.

И дефектологи, и логопеды ведут работу с детьми, имеющими такие медицинские заключения как: детский церебральный паралич, выраженный гидроцефальный синдром, повышенное внутричерепное давление, неврологические, психические и другие заболевания.

Учителя-логопеды работают над коррекцией звукопроизношения, учат слышать разницу между звуками речи (например: глухими-звонкими; мягкими–твёрдыми, оппозиционными звуками [с]-[ш] и т.д.), работают над устранением звуко-слоговых нарушений (перестановки, пропуск, добавление лишних слогов или звуков в словах), формируют грамматически правильную речь, развивают навык составления рассказов, развивают связную речь. Если ребёнок имеет трудности в освоении чтения и письма, то здесь так же поможет учитель-логопед. При заикании и афазии (распаде речи) работает так же логопед.

Родители могут выбрать наиболее оптимальный для себя вариант занятий с ребенком – в специализированном учреждении или посещение на дому, где ребенок сможет заниматься в привычной для него обстановке.

Обращаясь за логопедической помощью, необходимо узнать в какой области логопед специализируется и сколько времени практикует. Специалист может обладать различным опытом работы: учителя-логопеда и сурдопедагога, учителя-логопеда и тифлопедагога и учителя-логопеда и учителя-дефектолога. Чтобы разобраться, какой специалист необходим в Вашем случае, мы приглашаем Вас на встречу в Образовательный .

Кто такой логопед и чем он занимается

Логопедический тренинг. Источник изображения: proinsult.by
Помощь логопеда важна при различных формах речевых расстройств (афазии), когда имеется локальное поражение головного мозга (ГМ), возникающее, например, вследствие ишемического или геморрагического инсульта.

Так, основу логопедической работы в данном случае составляет восстановительное обучение, направленное на сохранение функции и перестройку функциональной системы (логопедический тренинг).

  • Нарушения голосообразования при заболеваниях ЛОР-органов (опухолевидные и узелковые образования, папилломатоз, рубцовые сужения, органическая патология голосовых складок),
  • ринолалия (так называемая «гнусавость», являющаяся проявлением неполного резонирования в полости носа),
  • речевые нарушения при пониженном слухе не обходятся без совместного лечения оториноларингологами с логопедами, совмещая логопедическую работу с медикаментозными, физиотерапевтическими и оперативными мероприятиями.

Кроме этого, при органических поражениях (олигофрения, деменция) центральной нервной системы (ЦНС), способна нарушаться психическая деятельность (отставать психическое развитие, возникать изменения в поведении и эмоциональном фоне, нарушаться внимание, память, умственная работоспособность), что снова требует профессиональной помощи со стороны логопеда совместно с работой врача-невролога.

При РР, которые могли возникнуть вследствие острых или подострых психических травм (испуга, волнения, разлуки с близкими людьми, сильном стрессе) – заикании или мутизме (отказ от разговоров и выполнения действий при попытке поговорить с пациентом, хотя способность к произношению слов и их пониманию не утрачена; возникает как при психических травмах, так и после ушибов ГМ либо кататонической шизофрении) необходимо логопедическое воздействие.

У детей помощь логопеда нужна при: пери- и интранатальной патологии (внутриутробные пороки, родовые травмы, алкогольный эмбриопатический синдром, наследственные болезни).

Где учат логопедии и какая она бывает

Места обучения логопеда.
На логопедов учат в педагогических институтах и университетах как на очной, так и на заочной форме. Выделяют направление сурдопедагогики (такой специалист работает с глухонемыми людьми), общей логопедии (логопед-дефектолог и афазиолог, исправляющие общие дефекты речи), олигофренопедагогики (объектами для работы являются умственно отсталые пациенты).

Кто такой логопед

Мнение экспертаЕкатерина КолоколоваПрофориентатор. Дипломированный специалист по проблемам вовлеченности детей в учебу. Имеет более 10-и лет опыта ведения семинаров, тренингов и лекций с аудиторией самого разного возраста.Логопед (дефектолог) — это специалист по речевым расстройствам и способам их коррекции. Это профессионал высокого уровня квалификации, чья работа направлена на определение у пациента проблемы, установление ее причины, устранение негативных проявлений.

Такой сотрудник владеет методиками, применение которых помогает людям правильно заговорить. Он может избавить от негативных проявлений или максимально их сгладить. Работник этого профиля способен помочь при расстройствах как физиологической, так и психической природы.

Несмотря на описание, эта профессия не имеет прямого отношения к медицине, поэтому для ее получения не нужно заканчивать медицинский ВУЗ. Основной упор при подготовке сотрудников делается на их обучение психологическим методикам и приемам. Нередко эффективность работы логопеда в первую очередь зависит от способности специалиста найти подход к своему клиенту.

Логопед – это актуальная профессия в современном мире. Целью деятельности является предупреждение и коррекция речевых проблем.

Плюсы онлайн-обучения

Если вы решили пройти обучение на курсе «Логопедия», повышение квалификации дистанционно даст вам ряд преимуществ по сравнению с очным форматом:

  • качественное образование в максимально короткий срок;
  • произвольный выбор обучающих программ (в зависимости от пожеланий участника продолжительность курса может составлять от 252 до 580 академчасов);
  • постоянная связь с преподавателями в форме онлайн-консультаций по скайпу. Если у вас возникают трудности или вопросы, их можно решить, обратившись за советом к любому специалисту;
  • доступная цена курса.

Регулярно повышать квалификацию на базе нашего образовательного центра сможет любой педагог. Записаться на курс можно прямо сейчас: напишите короткое сообщение в диалоговом окне портала или обратитесь к консультантам, используя другие способы обратной связи (письмо по электронной почте или заказ обратного звонка по телефону).

Где учиться

Хотя логопедов и готовят педагогические вузы, первые три курса на дефектологических факультетах — это сплошь дисциплины, связанные с медициной. А чтобы работать с людьми после инсультов и черепно-мозговых травм, помимо получения специальности логопед-дефектолог потребуется пройти курсы повышения квалификации и получить сертификат.

  • Вузы
  • Колледжи
  • Курсы

Курсы

Прохождение курсов для получения профессии логопед актуально для лиц с педагогическим образованием. В этом случае они могут прослушать программу переподготовки специалистов продолжительностью 1 тыс. часов. После этого нужно сдать ряд тестов и экзаменов, чтобы получить допуск к работе с пациентами. При отсутствии педагогической базы прохождение программы переквалификации не дает права работать по профилю.

ВУЗы

Для поступления на направление «Логопедия» или «Дефектология» в один из ВУЗов обычно не нужно сдавать экзаменов. Достаточно иметь высокие баллы ЕГЭ по русскому языку и биологии. В качестве дополнительной дисциплины выступают обществознание, литература или математика. В некоторые ВУЗы все же иногда дополнительно сдается вступительное испытание, позволяющее пройти на бюджетное место.

В Москве лидерами подготовки по этому профилю считаются МПГУ, Институт социальной педагогики и психологии им. Рауля Валленберга, РГПУ имени Герцена. Высокий уровень подготовки гарантирован в Государственном университете имени Пушкина в Санкт-Петербурге.

Получить профессию логопеда можно практически в любом педагогическом ВУЗе, на базе которого работает кафедра логопедии или факультет дефектологии.

На каких специальностях учиться

Профессия логопеда предусматривает наличие высшего педагогического образования, после 9 класса такую специальность получить не удастся (коррекционный педагог, которым можно стать, окончив колледж, – это не логопед).

Специалистов по коррекции речи готовят вузы в рамках укрупненной группы «Образование и педагогические науки» по направлению «Специальное (дефектологическое) образование». Основные профили обучения:

  • логопедия;
  • дошкольная дефектология;
  • дошкольная логопедия;
  • логопедия и социальная психология;
  • тифлопедагогика.

Несмотря на то что логопеды получают образование в педагогических вузах (преимущественно на дефектологических факультетах), первые три курса интенсивно изучаются дисциплины, напрямую связанные с медициной – нейропсихология, физиология, анатомия, неврология, клиническая и возрастная психология и многие другие. Если в планы входит работа с теми, кто перенес инсульт или черепно-мозговые травмы, в дополнение к диплому логопеда-дефектолога понадобится окончить курсы повышения квалификации.

Какие экзамены нужно сдавать

Чаще всего требуются результаты ЕГЭ по биологии и русскому языку. Дополнительные предметы зависят от конкретного университета – это могут быть математика или обществознание. Во многих вузах также сдаются внутренние экзамены (профессиональное испытание), организовывается собеседование, проводится психологическое тестирование.

Сколько учиться

Как правило, логопедов готовят по программам бакалавриата, на которых срок обучения составляет 4 года очно и 5 лет заочно и на вечернем отделении. Обладатели дипломов психологов, педагогов или медиков могут пройти годичную профпереподготовку (около 1 000 часов) при ведущих университетах.

Какие предметы изучаются

Обучение по направлению «Логопедия» подразумевает интенсивную подготовку к взаимодействию с пациентами. По этой причине ставка делается на предметы с уклоном в психологию. Сотрудник такого профиля обязан разбираться в людях, уметь налаживать с ними контакт и располагать к себе.

Независимо от планов на будущее, логопеды должны владеть основами психологии взрослых и детей. Дополнительно даются базовые принципы педагогического образования, проходят курсы анатомии и медицинских причин речевых расстройств.

Правила посещения логопеда

К педагогу-логопеду ребенка нужно вести первый раз на третьем году жизни. Если имеются отклонения речевого развития до 3 лет, то консультация специалиста потребуется раньше. Профилактические осмотры здоровых детей у логопеда должны осуществляться 1 раз за год. Они проводятся с 3 до 7-летнего возраста. На консультацию лучше вести дошкольника незамедлительно, чтобы при выявлении отклонений хватило времени для устранения дефекта, особенно у детей 5-7 лет.

Не следует игнорировать плановые осмотры педагога-логопеда. Они помогут своевременно выявить нарушения звукопроизношения, вовремя подготовят малыша к школе. Если обратиться поздно, нарушения могут сохраниться, затруднить социальную адаптацию.

Во время занятий используют игры, сценки, стихи, карточки с рисунками, буквами, проводят логопедический массаж и гимнастику. Активно практикуют групповые занятия. Длительность работы с педагогом-логопедом составляет 15-20 минут. Важно не только заниматься в кабинете логопеда, но и выполнять домашние задания. Логопед обязательно проводит работу с родителями, дает советы по обучению на дому.

Зачем необходим логопед

Зачем нужен педагог-логопед? Логопед – это специалист, который помогает ставить речь правильно, проводит диагностику состояния речевой функции. Для определения дефектов он проводит нужные тесты – этот процесс называется логопедическим обследованием.

После обследования специалист составляет логопедическое заключение, где пишет о наличии или отсутствии нарушений речевой функции. В карте прописываются звуки, плохо произносимые ребенком, пропуски букв, их замена, перестановка, наличие нарушений темпа речи (быстрый, медленный, заикание). Если у пациента имеются патологии, логопед направит к узким специалистам. Часто ребенку с изменениями речи требуются консультации врачей: невролога, психолога, отоларинголога. При наличии заболеваний головного мозга или других патологий, ухудшающих речевую функцию, пациент принимает лекарственные препараты курсом, после чего проводят коррекционные занятия.

После составления логопедического заключения специалист прописывает план занятий. Они могут проводиться в кабинете логопеда-педагога, детском саду, на дому. Иногда маленького пациента с выраженными отклонениями направляют в специальные детские сады, которые занимаются исправлением речи. Педагог-логопед может работать индивидуально или проводить уроки с группой детей. Групповые занятия имеют преимущество перед индивидуальными, так как дают возможность научить дошкольника слышать ошибки произношения других детей, позволяют выговаривать звуки, формировать слова, предложения должным образом.

Педагог-логопед детского дошкольного учреждения (ДОУ) формирует звукопроизношение воспитанников. Специалист по логопедии обучает воспитателей правильной коррекции речевых нарушений, организовывает занятия, игры, мероприятия с логопедическим уклоном. Слаженная работа персонала под руководством логопеда позволяет улучшить качество речи, устранить имеющиеся дефекты у воспитанников детского сада.

Плюсы и минусы профессии дефектолог

Плюсы

  1. Оказание помощи детям и подросткам.
  2. Профессия важная и нужная.
  3. Перспективы карьерного роста.
  4. Возможность совмещать практику с научной деятельностью.
  5. Многогранность дефектологии.
  6. Дефектологи — специалисты, востребованные на рынке труда.
  7. Социальный пакет, работа с приятными коллегами.

Минусы

  1. Необходимость ежедневно общаться с разными людьми, которые не всегда довольны методами дефектолога.
  2. Сложности, возникающие во время общения с детьми.
  3. Психоэмоциональные нагрузки.
  4. Успешность проводимой работы зависит не только от дефектолога, но и от родителей, учителей, врачей, которые занимаются лечением ребенка.
  5. Маленькая заработная плата.
  6. Огромное количество должностных обязанностей.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: