Изучение внутреннего состояния собеседника по голосу и манере говорить

Развитие голоса необходимо вам, если: вы поете, но ваш голос звучит слабо, вы не достаете высокие ноты, у вас не звучат низкие ноты, тембр вашего голоса вам не нравится (скрипит, тусклый, надорванный), ваше горло (связки) устает, если вы говорите громко или долго.

Развитие слуха вам необходимо, если: вы поете, но ваши слушатели говорят, что вы неточно повторяете мелодию, ее трудно узнать (точно повторить ритм и слова – это не значит чисто, точно интонировать). В этом случае мы будем работать над налаживанием так называемой координации между слухом и голосом. (см. подробнее в статье Уроки сольфеджио)

Воспользуйтесь ссылками ниже, чтобы получить более подробную информацию о принципах организации уроков вокала в нашей школе:

Основные характеристики голоса певца

На уроках вокала с нашими педагогами вы избавитесь от всех этих проблем в течение нескольких месяцев. При регулярном посещении занятий по вокалу изменяются следующие характеристики вашего голоса:

  • диапазон голоса – у среднестатистического человека , никогда не занимавшегося пением, певческий диапазон составляет 1-1,5 октавы . После курса уроков вокала диапазон голоса становится в 2 — 3 раза больше, у вас появляются высокие и низкие ноты в диапазоне
  • сила голоса – если до занятий пением ваш голос звучал слабо, и от большой нагрузки быстро уставало горло, то после обучения вокалу ваш голос зазвучит в несколько раз громче, появится полетность звука (что особенно актуально для людей публичных профессий, работающих с большой аудиторией слушателей), связки перестанут уставать
  • тембр голоса – после регулярно посещаемых уроков вокала тембр голоса становится более мясистым (объемным), чистым, звонким, обогащается новыми интересными красками
  • подвижность голоса

Тембр

Тип голоса

Тембром голоса называют его индивидуальную окраску и яркость. Голос может звучать насыщенно или мягко, окраска может быть темной или светлой. Преподаватели различают следующие типы тембра голоса: резкий и мягкий, грудной, головной, смешанный.

Вокалист, который обладает мягким и приятным для слуха тембром, будет более востребован, чем тот, кто имеет резкую и отталкивающую манеру пения. По сути, от тембра голоса зависит, сможет ли человек заниматься вокалом.

Тембр каждого из нас уникален, поэтому мы можем легко определить звучащий голос одного из любимых певцов благодаря его индивидуальным особенностям.

Особенности развития мужского голоса и женского голоса

Повторим еще раз, что для получения максимально возможного результата уроки вокала должны носить регулярный характер. Но при этом нельзя перегружать свой голос чрезмерными нагрузками. Преподаватель вокала подбирает специальные вокальные упражнения в зависимости от особенностей вашего голоса, правильно дозирует их.

Если у вас от природы баритон, то старайтесь не давать сразу большую нагрузку голосу в верхнем регистре. В большинстве случаев, возможно распеть низкий мужской голос (бас, баритон) до высокого мужского голоса (тенор), но делать это нужно очень постепенно, под контролем преподавателя вокала.

Если у вас низкий женский голос (контральто, меццо-сопрано), ваш голос пойдет наверх со временем очень легко. Если же у вас очень высокий голос (сопрано, колоратурное сопрано), то вниз голос будет спускаться очень нехотя.

Эти особенности развития голоса связаны с физиологией наших связок (голосовых складок). Их, как струну, можно вытянуть (натянуть) до определенного уровня – то есть голос будет звучать все выше и выше (представьте себе струну скрипки или гитары, которую затягивают с помощью колка, и звучание при этом становится выше), но сожмутся они только до своего первоначального размера перед деформацией (до растяжения).

«Бархатный» баритон

Профессор Дэвид Фейнберг из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе, США, по заказу специалистов определенной рекламной фирмы проводил исследование мужских голосов на предмет того, какому тембру больше всего доверяют женщины. Профессор сразу же заявил, что мужчины с высоким уровнем тестостерона часто имеют низкие голоса и именно этот природный аспект по звуку инстинктивно считывается каждой женщиной. Однако на деле оказалось немного иначе и не все женщины готовы доверять мужчине с очень низким голосом. При тестировании Дэвид Фейнберг установил, что например, обладатели мужского баса действительно воспринимаются солидным и уверенными в себе людьми, однако больше половины из опрошенных респонденток заявили, что не хотели бы, чтобы их мужья разговаривали в семьях подобным образом. А вот низкий мужской «бархатный» баритон оказался самым располагающим и доверительным голосом, который почти все женщины, принимавшие участие в тестировании профессора Фейнберга, назвали желанным. Мужской тенор и альт большинство дам в возрастном диапазоне от 35 до 45 лет воспринимают, как «молодежные» голоса, и они несут в себе позитив и энергию. Однако доверять зрелым людям с такими тембральным голосовым окрасом, ни одна из опрошенных в этой категории женщин, не стала бы. Но вот при поиске новых сексуальных приключений и непродолжительных связей, 40% женщин из этой категории заявили, что обязательно обратили бы внимание именно на обладателей таких «молодежных» голосов.

Основные градации мужского голоса

БАС – самый низкий мужской голос. С итальянского это слово так и переводится — «низкий». Рабочий диапазон: Фа большой октавы — Фа 1 октавы, переходные ноты: Си(бемоль) малой — До#I первой октавы. Певческий бас принято делить на высокий и низкий, а также на комический, или характерный (бас-буффо). Высокий бас обладает наибольшей силой звучания верхних звуков, у низкого же баса ярче и сочнее звучат нижние звуки. Бас-профундо – имеет в своем диапазоне самые низкие и глубокие звуки, чаще всего используется в хоровом и церковном пении.

БАРИТОН — по высоте средний голос, между низким басом и высоким тенором, В отличие от баса, этот мужской голос более легкий и подвижный, приближающийся к драматическому тенору. Певческий баритон, как и певческий бас, принято делить на два типа: лирический баритон, который приближается к тенору, и драматический, приближающийся к басу.

ТЕНОР — высокий мужской голос. Рабочий диапазон: До малой октавы— До 2 октавы, переходные ноты — МиI —Фа#I. Различают: лирический тенор — серебристый, мягкий, очень подвижный с колоратурами голос (диапазон: от до малой — си, до второй, бывает и выше, вплоть до фа второй), лирико-драматический тенор — более спинтовый и плотный, объемный голос (диапазон часто опускается в большую октаву — некоторые поют даже ля большой и также поднимается вплоть до ми-фа второй октавы), драматический тенор — объемный, яркий, голос с металлом, по природе очень сильный (диапазон тоже опускается, в основном вниз — драматические тенора способны петь даже фа большой октавы).

КОНТРТЕНОР — особая разновидность тенора с диапазоном до Ми2. Тембр напоминает женский вокал.

Как определить свой тип голоса?

Как определить свой тип голоса? Сегодня поговорим об очень актуальной теме для начинающих вокалистов, а именно о том, как правильно определить свой тип голоса. Это очень важно, так как если вам (или вами) будет поставлен неверный диагноз, то голос можно загубить. Следует отметить, что здесь мы говорим о сформировавшихся типах голосов — для взрослых. Детские голоса это обширная отдельная тема.

Довольно частое заблуждение, что тип голоса определяется по тому, какие ноты вы «берёте». Это абсолютно неправильно. Педагог определяет тип голоса ученика по нескольким параметрам, таким как тембр, диапазон, переходные ноты и по некоторым другим признакам. Даже очень низкие от природы голоса способны «доставать» теноровые ноты, однако это отнюдь не означает, что они автоматически становятся тенорами. Желание петь высоко довольно часто перевешивает здравый смысл, и вокалисты — особенно молодые, начинают насиловать свой голосовой аппарат, пытаясь выдавливать из себя ноты, которые им петь не следует. Это зачастую вызвано желанием подражать кумиру или певцу, исполняющему песню в оригинале, а так же позёрством, желанием доказать всем, что «я могу так же». Оригинальный вокал всё равно в итоге будет звучат гораздо лучше и естественнее, чем выдавленное силком пение.

Тесситурная выносливость.

Рассмотрим несколько способов определения типа голоса. Прежде всего, отмечу, что определить тип для непоставленного голоса бывает сложно и поэтому даже преподаватели вокала иной раз могут ошибаться, если у них не хватает опыта. Например человек привык разговаривать в высокой позиции и осветление тембра для него привычно, однако, при проверке окажется, что он бас или баритон.

Так как же правильно определить свой тип голоса? В современной эстраде разделение голосов строится не по классической схеме «бас,баритон,тенор и тд», а по принципу «очень высокий, высокий, низкий и очень низкий голос». В отличие от академического пения чёткие границы отсутствуют. И тем не менее, одно остаётся неизменным — тесситурная выносливость. Что же такое тесситура? Не буду придумывать свою формулировку, а процитирую Большую Советскую Энциклопедию:

Тесситура: итал. tessitura, буквально — ткань, от tessere — ткать), высотное положение звуков в музыкальных произведениях по отношению к диапазону певческого голоса или музыкального инструмента. Условием художественного исполнения (естественности, свободы, красоты звучания и т. п.) является соответствие Т. в вокальном произведении характеру голоса певца, а в инструментальном — техническим возможностям данного инструмента.

Добавлю от себя. Тесситура того или иного произведения определяется тем, как высоко/низко находится большинство его нот по отношению к крайним участкам вашего голоса — вверху или внизу. Иными словами — как долго и часто вам придётся петь ноты, близкие к вашим крайним «верхушкам» или крайним низам. Если такие ноты не встречаются или встречаются лишь изредка, то тесситура ваша, если же они встречаются часто и голос быстро устаёт, то тесситура слишком высокая/низкая и имеет смысл опустить/поднять тональность произведения. Ваша родная тесситура — это комфортная зона певческого диапазона, в которой вы можете петь долго и с удовольствием, без вреда для вокального аппарата.

Однако остаётся открытым вопрос — как определить тип голоса по тесситуре? Например я могу петь без особого напряжения песню, где большинство нот приходятся на фа, соль и ля первой октавы. Кто я — тенор, баритон? Дело в том, что тут играет роль и то, как вы поёте эти ноты. Если вы их фальцетите, то никакого напряжения и не будет, однако тип голоса по фальцету не определяется. Начинающие вокалисты порой бывают неспособны определить на слух как и чем они поют, потому что у них в отделе мозга отвечающем за слух ещё не сложилась система звуковых образов, которые бы помогли отличить фальцет от грудного голоса. Вот тут-то и пригодится помощь педагога по вокалу.

Лирическое отступление: часто молодые люди расстраиваются, услышав диагноз «вы бас» или «вы баритон», так как высокие сильные тенора всегда пользовались популярностью, а многие современные мужские песни «заточены» под тенор. Могу лишь посоветовать не принимать это близко к сердцу, потому что почитателей хороших, поставленных и главное индивидуальных голосов (независимо от того высокие они или низкие) более чем предостаточно, а любую песню можно спеть ниже и по-своему. Запомните, ваша аудитория — простые люди, в основном ничего не сведущие в вокале. Эти простые люди ценят не высоту голоса и не многочисленные приёмы, которые вы используете, а индивидуальный тембр, манеру и стиль. Вспомните хотя бы группу Раммштайн!

Как вы уже понимаете, определить тип голоса самостоятельно сложно, а иной раз и невозможно. Особенно это касается людей, у кого голос от природы «не раскрыт». Мой совет — найдите преподавателя хотя бы на одно занятие, для того, чтобы он определил, какой у вас голос и сказал в каком направлении следует работать.

Типы голосов.

Какие типы голосов существуют вообще? В классической терминологии существует разделение на шесть основных типов голоса сверху вниз.

Женские голоса делятся на:

Сопрано — самый высокий женский голос Меццо-сопрано — средний Контральто — самый низкий женский голос

Мужские голоса:

Тенор — самый высокий мужской голос Баритон — средний, наиболее распространённый тип мужского голоса. Бас — низкий мужской голос

В свою очередь эти голоса подразделяются по характеру тембра и высотной вариации, как например колоратурное сопрано, тенор-альтино, драматический тенор, бас профундо, бас-октавист (самый низкий существующий голос), лирический и драматический баритон, баритональный бас, и так далее.

По классической схеме приблизительные высотные диапазоны голосов выглядят следующим образом (по Дмитриеву):

Тенор от До малой — до До второй октавы. Баритон Ля большой октавы — Ля бемоль первой октавы Бас — Фа большой — Фа первой октавы Бас-октавист крайне редкий голос. Он способен опускаться до фа контроктавы. Такие голоса очень востребованы в хорах:

Сопрано До первой — До третьей октавы. Меццо-сопрано Ля малой — Ля второй октавы.

Это весьма сжатая спецификация голосов и она не отражает всего богатства тембров. Существуют и голоса с промежуточным звучанием, как например драматический тенор и лирический баритон.

Переходные ноты.

При определении типа голоса ученика преподаватель учитывает и переходные ноты. Переходный ноты, или «мост» голоса — это участок певческого диапазона, на котором грудной голос теряет богатство естественного тембра и либо зажимается, либо срывается на фальцет. У разных типов голосов этот участок отличается по высоте. Приблизительные переходные ноты для голосов (по Дмитриеву):

Тенор: ми-фа-фа диез-соль первой октавы Баритон: ре — ми бемоль — ми первой октавы Бас: ля — си бемоль — си малой — до — до диез первой октавы Сопрано: ми — фа — фа диез первой октавы Меццо-сопрано: до — ре — ре диез первой октавы

У непоставленных, нераскрытых голосов эти участки могут оказаться чуть ниже, чем у поставленных и опытный преподаватель это учитывает.

Примеры современной эстрады.

В современной эстраде редко кто классифицирует свой голос по классической схеме. У каждой звезды репертуар написан и подогнан «под голос» с намерением выделить наиболее выигрышное и характерное звучание тембра, так называемую «фишку». Кроме того, следует учитывать, что звезде наверняка понадобится петь долгие концерты вживую, а материал не соответствующий голосу может его быстро износить.

Приведу примеры типичных мужских и женских голосов на западной эстраде.

Высокие — George Michael, Michael Jackson, Josh Groban, Celine Dion, Whitney Houston, Christina Aguilera, Mariah Carey и так далее

Список очень длинный, и это я ещё не беру в рассчёт рок-певцов таких как Stiven Tyler, Dio и прочих сверзвуковых монстров. Однако не отчаивайтесь, и среди низких голосов вполне достаточно известностей, таких как Barry White, Sarah Vaughan, Rammstein, Ronan Keating, Elton John и много много других.

Длина связок

Кроме всего прочего, есть ещё один способ, помогающий определить тип голоса — анатомический. Давно известно, что чем выше тип голоса, тем короче и тоньше голосовые связки. Однако этот способ неточен и может быть использован лишь как вспомогательный, потому что бывает много исключений из правил. Известно например, что у тенора Карузо были длинные баритоновые связки.

Итог.

Таким образом, певческие голоса могут быть очень разнообразными и правильно определить тип голоса важно с самого начала, чтобы в последствии не терять время напрасно и не губить природные данные. Тип голоса определяется по тембру, тесситуре, переходным нотам, диапазону и анатомическим особенностям.

Мои рекомендации: • Пойте там где вам удобно и где ваш голос звучит лучше всего, таким образом вы не ошибётесь, а укрепив свой голос в этом диапазоне сможете рассчитывать и на его расширение. • Ни в коем случае не начинайте свои певческие тренинги с подражания кумирам или известным певцам. • Найдите себе педагога по вокалу хотя бы на одно два занятия, чтобы определить свой тип голоса. • Если вам кажется, что педагог неправильно определил ваш тип голоса, то не расстраивайтесь. Скорее всего вы пытаетесь петь не в своём диапазоне и кому-то подражаете. В крайнем случае остаётся вариант пойти к другому педагогу и попросить независимой оценки. Если вы всё таки затрудняетесь определить свой тип голоса, или у вас нет возможности пойти к педагогу — обращайтесь ко мне. Присылайте свои записи, я попытаюсь помочь. • Для тех, кто рвётся расширить диапазон вверх. Единственный безопасный и эффективный способ — разработать и укрепить «золотую середину» вашего голоса. Верхние ноты тогда пойдут «как по маслу». Кстати, это очень универсальный показатель: не идут верха — значит у вас страдает середина.

Оставляйте свои комментарии внизу — постараюсь ответить на все ваши вопросы.

Основные градации женского голоса

СОПРАНО — высокий женский голос. Рабочий диапазон До первой — До третьей октавы (у колоратурного вверх до Фа3), переходные ноты: Ми(Фа)-Фа# второй октавы. Различают: колоратурное сопрано — самый высокий женский голос. (диапазон: до первой октавы — фа третьей октавы.), очень хрупкий, изящный с беспредельным серебряным верхним регистром, его легкость позволяет исполнять сложнейшие рулады, широкие скачки, изящные мелизмы и бравурные пассажи; лирическое сопрано — голос кантиленный, мягкий, ярко звучит на всем диапазоне (до первой октавы — до, ре третьей октавы), лирико-драматическое сопрано — более объемный, очень выразительный голос, в котором прекрасно сочетаются мягкость, кантилена и спинто; драматическое сопрано — сильный, объемный, ярко тембральный голос, что дает ему возможность петь всю партию на сильном эмоциональном накале.

МЕЦЦО-СОПРАНО — средний по диапазону женский голос. Рабочий диапазон: Ля малой октавы-Си2 второй октавы, переходные ноты: До2-Ми (бемоль)2 при переходе к головному регистру; Ми-Фа-Фа#I при переходе к грудному регистру. Различают: лирическое меццо-сопрано — светлый по тембру и цветом приближенный к сопрано (диапазон: ля малой октавы — ля, си второй октавы); центральное меццо-сопрано — крупный, плотный, сильный голос; колоратурное меццо-сопрано — очень редкий голос, наделенный яркостью, гибкостью и подвижностью, что позволяет петь сложнейшие пассажи, фиоритуры и рулады.

КОНТРАЛЬТО (АЛЬТ) – самый низкий женский голос. Рабочий диапазон: Соль малой октавы-Ля 2 октавы, переходные ноты: До2-Ре2 при переходе к головному регистру; Ми(бемоль)I-ФаI при переходе к грудному регистру.

Уроки вокала для детей

Еще одна интересная тема полемики педагогов по вокалу – есть ли смысл в уроках вокала для детей. Все мы прекрасно знаем, что в подростковом возрасте у детей происходит мутация голоса. Особенно заметно она проходит у мальчиков. Поэтому многие учителя пения рекомендуют начинать серьезные занятия вокалом уже после этого периода, то есть в возрасте 15-17 лет.

Однако мы придерживаемся другого мнения. Действительно, в сам период мутации голоса нужно очень бережно к нему относиться, не перегружать, правильно подбирать репертуар и упражнения. Но то, что ребенок приобрел на занятиях вокала раньше, никуда не исчезнет: если он укрепил свои связки, то они и останутся крепкими, если он развил свою дыхательную систему, то она такой и останется, если научился правильно пользоваться певческим дыханием, то и эти умения останутся с ним. И не будем забывать о том, что помимо укрепления здоровья, занятия пением развивают культуру ребенка, его музыкальный кругозор. Тем более, что всем детям нравится петь, они это делают с огромным удовольствием. Поэтому мы на этот вопрос отвечаем однозначно: да, конечно, дети в любом возрасте могут результативно и с удовольствием заниматься вокалом. Начинать заниматься непосредственно вокалом мы рекомендуем детям с 6-7 лет. До этого (с 3,5 до 6 лет) дети занимаются по программе общего музыкального развития (см.статью “Уроки музыки для самых маленьких”), в которую обязательно входит пение и дыхательные упражнения.

Виды тембров голосов у мужчин

Мужские голоса принято разделять на три типа, о которых мы расскажем ниже:

  • Тенор. Этот тембр самый высокий из представленных. Он создает атмосферу лиричности и драматизма.
  • Баритон. Тембр, который представляет собой золотую середину, но является значительно более низким, чем у женщин.
  • Бас. Отвечая на вопрос, как называется самый низкий голос у мужчин, вы смело можете отвечать: «Бас». Однако его еще принято подразделять на центральный и певучий.

Все эти голоса имеют высокую ценность в мире искусства. Конечно, все люди разные, и каждый обладает своим неповторимым тембром. Важно понимать, что действительно талантливый человек сможет себя реализовать вне зависимости от таких малозначимых факторов.

Уроки вокала для взрослых

У нас нет возрастных ограничений. Заниматься вокалом полезно в любом возрасте. Если вы никогда раньше не занимались музыкой, то вам сначала надо проверить, насколько у вас развит музыкальный слух и налажена координация между слухом и голосом. Если при этом обнаружатся некоторые проблемы (не можете точно повторить звук, мелодию), значит, вам надо для начала позаниматься сольфеджио. На уроке сольфеджио вы научитесь точно повторять голосом услышанную мелодию или отдельно взятые звуки, то есть у вас наладится координация между слухом и голосом. И тогда вы уже можете смело идти на урок вокала, где вам поставят голос, разовьют вокальный диапазон и подготовят концертный репертуар.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: