Ошибки при письме у школьника: чем поможет логопед?

По мере взросления малыша родители всё чаще волнуются: «Что должен знать ребёнок перед школой?». В 7 лет уровень развития современных детей удивляет многих взрослых. Кругозор достаточно широк, словарный запас доходит до 5–6 тысяч слов, мальчики и девочки порой задают совсем не детские вопросы, требуют глубоких ответов.

Если родители занимались с малышом на протяжении двух-трёх лет перед школой, формировали навыки общения, развивали любознательность, учили уважать себя, других, первокласснику будет проще приспособиться к школьным будням. Родителям дошколят пригодятся знания о том, какие умения, навыки помогут быстрее влиться в учебный процесс.

Тестирование перед поступлением в школу

Согласно закону, нельзя проводить мини-экзамены или тесты по проверке знаний у будущего первоклашки. В реальности дело обстоит иначе: многие школы пытаются набрать «лучших», наиболее подготовленных деток. О запрете тестирования знает администрация всех учебных заведений, но выход нашёлся: проверка знаний проходит под скромным названием «собеседование».

Если изучить круг вопросов, на которые детки должны ответить, несложно понять: дошкольников ждёт настоящий экзамен. Кроме вопросов, позволяющих выявить общий уровень развития, психолог проверяет навыки чтения, пересказа, письма, уровень логики, математических знаний.

Детки, с которыми родители занимались с 3,5–4 лет, сразу выделяются на фоне неподготовленных сверстников. «Умникам и умницам» психологи охотно дают рекомендации для зачисления в выбранное учёбное заведение.

Подводные камни

К сожалению, многие грамотные детки не могут полностью проявить свои таланты, показать умения по одной простой причине: они не до конца понимают вопросы психолога. Дело не в низком уровне знаний или слабо развитом кругозоре.

Причин несколько:

  • стеснение, робость перед чужим человеком, волнение;
  • боязнь переспросить, когда вопрос не расслышан или до конца не понятен;
  • особенности психики, нервной системы, склад характера: некоторых деткам требуется больше времени на осмысление услышанного, подготовку ответа.

Нередко после собеседования, прошедшего не совсем удачно, выясняется: будущий первоклашка не смог выполнить все задания, потому что плохо расслышал, постеснялся переспросить или не понял вопрос. Иногда вина лежит на психологе, при непрофессиональном подходе к своим обязанностям.

Как сделать ингаляции ребенку при сухом кашле в домашних условиях? У нас есть ответ!

Как избавиться от лунатизма у ребенка? Методы лечения описаны в этой статье.

Вывод:

  • учите деток общаться не только со сверстниками, но и с взрослыми;
  • чаще моделируйте ситуации, когда придётся отвечать на различные вопросы;
  • больше общайтесь сыном или дочкой, не ограничивайтесь ответами «да» или «нет», обосновывайте точку зрения;
  • учите задавать вопросы, развивайте любознательность;
  • напоминайте, что нужно переспрашивать, когда вопрос не до конца понятен;
  • учите уважать себя, объясняйте ребёнку, что он маленькая личность;
  • учите преодолевать робость.

Плюсы собеседования

Некоторые родители перед началом тестирования были отрицательно настроены, но после наблюдения за ребёнком, беседы с психологом изменили своё мнение. В чём причина?

Взрослые увидели сына или дочку «со стороны», понаблюдали за реакцией будущего первоклашки на вопросы психолога, поняли сильные стороны, моменты, над которыми стоит поработать. Многим родителям психологи дали полезные советы, подсказали, на что обратить внимание.

Были выгоды и для будущего первоклашки:

  • ребёнок впервые остался один на один с настоящим учителем, попытался общаться сам, без родителей;
  • нередко собеседование проводит «комиссия» из завуча, психолога, логопеда, педагога начальных классов. При поступлении в языковую школу часто присутствует учитель иностранного языка. Беседа с несколькими педагогами, проведённая правильно, позволяет понять, что начинается новый, «взрослый» этап жизни;
  • нередко родители выбирают из двух-трёх школ, особенно, если уровень знаний высокий, позволяет «замахнуться» на лицей или гимназию. После первого собеседования деткам было проще на втором, третьем тестировании: они не терялись, уверенно отвечали на вопросы, выполняли задания.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ: Как быстро и правильно научить ребенка читать по слогам в домашних условиях: рекомендации педагогов и родителей, маленькие хитрости

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду

Первые детские словечки часто радуют мам и пап своей несуразностью, непривычными формами и порой странными способами произношения. И если поначалу такой «детский лепет» имеет право на существование, то со временем речевые дефекты должны стать одной из главных родительских забот.

Почему не стоит оставлять эти проблемы без решения и что можно предпринять.

Часто задаваемые вопросы от родителей к логопеду:

—Скажите, с какого возраста родителям нужно обратить внимание на речь ребенка?

— Обратить внимание нужно уже с раннего возраста, когда начинается лепетная речь. Если к полутора годам у ребенка нет лепетной речи – слогов типа «ма-ма-ма», „па-па-па“, — то уже стоит сходить на консультацию к специалисту.

— Что еще должно беспокоить родителей?

— Появление слов, слогов. Как ребенок понимает обращенную речь. Это очень важный пункт, потому что сейчас очень много проблем с пониманием обращенной речи. Много таких деток, к сожалению, появилось на данный момент. На это стоит обращать внимание в первую очередь.

— А на произношение букв?

На звуковку стоит обращать внимание ближе к четырем годам. К четырем годам в норме у обычного ребенка должны уже появиться шипящие, помимо «с», „з“, уже должны быть „ж“, „ч“, „ш“, „щ“. „Р“ и „л“ в твердом варианте должны появиться ближе к 5,5-6-ти годам. Если их нет к шести годам, то тогда уже начинаем звукопостановку.

— Сейчас картавость не считается дефектом речи, и целенаправленно в детских садах с ней не борются. Нужно ли делать это самостоятельно?

— Это личное дело каждого человека. Но слышать это, согласитесь, не очень приятно, когда речь нечистая. На мой взгляд, картавость нужно убирать. Но, к сожалению, если установился картавый звук в речи у ребенка, исправить это будет очень тяжело. То есть работает корень языка, а „р“ образуется впереди, работать должен кончик языка. И перетащить звук с заднеязычной позиции вперед бывает очень проблематично. Это зависит еще и от потенциала ребенка, от упорства, от усидчивости, от желания родителей. Если вы почувствовали, что появился горловой звук, сразу нужно идти к специалисту, если вы не хотите, чтобы этот звук закрепился в речи.

— Какие самые распространенные проблемы?

— Самые распространенные проблемы, с чем мы сейчас сталкиваемся, это, конечно, не звуковка. В основном, идет общее недоразвитие речи. Здесь и звукопроизношение страдает у ребенка, и грамматический строй речи – согласование слов во фразе. И лексический запас очень маленький. И понимание, восприятие звуков. То есть идет, в основном, сейчас комплексное речевое нарушение. Причем, таких детей очень много. Даже приходят из общеобразовательных школ детки.

— В чем причина таких нарушений?

— Очень много причин. Может быть, какая-то родовая травма имела место, даже если она была незначительная. Защемление в шейных позвонках, киста, может быть, когда-то была в коре головного мозга. Либо ребенок слышит часто неправильную речь. Либо социальное окружение неблагополучное. Или двуязычие в семье присутствует, особенно в наших национальных поселках, где национальный язык наравне с русским идет. У таких детей тоже очень часто бывают нарушения.

— Как предупредить подобные проблемы? Есть мнение, что даже с грудным ребенком нужно постоянно разговаривать. Так ли это?

— Обязательно. Причем, даже с младенцем не надо сюсюкать, как наши бабушки привыкли. Надо с ребенком разговаривать чистой четкой речью всегда. И все ему объяснять, проговаривать каждое действие. Чтобы ребенок понимал, что мы делаем, зачем мы это делаем. Тогда и понимание речи будет у ребенка развиваться правильно, и своя речь будет формироваться правильно. К примеру: „Давай возьмем машинку. Какая машинка? Грузовая? Легковая? Посмотри, какая она – большая, маленькая? А какого цвета машинка? Машинка красная. А давай посмотрим, где у нас еще красный цвет есть? А вот помидорчик красный“. Четкая речь, но обогащенная, чтобы словарный запас по всем распространенным лексическим темам был достаточный.

— Заниматься с ребенком уже по конкретным дефектам можно дома? Или лучше ходить к логопеду?

— Первично, конечно, нужно сходить на консультацию к специалисту, чтобы помогли выстроить правильную программу занятий дома. Если у родителей есть возможность посещать занятия, то хотя бы раза два в неделю – не помешает.

— Какие существуют методики работы с детской речью?

— Методик очень много. Они подбираются индивидуально под каждого ребенка. Если у ребенка нарушение звукопроизношения, но язык никак не хочет слушаться, не встает в нужную позицию, можно делать артикуляционную гимнастику. Даже нужно ее делать, чтобы ребенок научился правильно держать язычок. Второй вариант – можно делать специальный массаж. Можно обучить этому и родителей. Третий вариант – есть методики и авторские, и сборные по постановке звуков. Хорошие методики по постановке звуков – авторы Азова и Чернова, Комарова. Дальше идет уже программа по автоматизации и дифференциации звуков.

Сначала оценивается уровень развития ребенка. Иногда бывает так, что родители хотят, чтобы поставили ребенку тот или иной звук, а ребенок приходит, – и мы видим у него нарушение грамматического строя. То есть фразовая речь не развита, не хватает словарного запаса, чтобы дальше уже над звуковкой работать. Сначала начинаем работать над выстраиванием фразы правильной, грамматический строй формируем правильно, только потом уже начинаем работать над звуковкой.

— Расскажите о массаже? Что это такое, как его делают?

— Массаж специальный, логопедический. Делается либо ручной, то есть руками. Лицо массируем очень хорошо, язычок массируем очень хорошо, чтобы привести мышцы в нужный тонус, чтобы они у нас заработали так, как нам надо. Есть еще второй вариант массажа – специальный логопедический зондовый массаж. Эта методика особенно хороша для тех детей, у которых идет стертая форма дизартрии. В таких случаях — при стертой форме — язык совершенно не слушается ребенка, он во рту делает сам по себе все, что хочет. В таких вариантах спасает, конечно, массаж.

— Родители часто переживают, если ребенка в садике записали в логопедическую группу, когда он, к примеру, уже хорошо говорит. Не станет ли он говорить хуже, глядя на других детей?

— Бояться этого не нужно. В эти группы отбирают детей по специальным критериям. У кого-то просто нарушено звукопроизношение – это одна группа. У кого-то нарушен грамматический строй речи, то есть общее недоразвитие речи – это уже идет другая группа совершенно. При формировании вот таких групп логопед, который работает в садике, тестирует этих деток. Просто так в такую группу ребенка никто не засунет. Поэтому переживать не стоит. Переживать не стоит, и если не берут. Но если какая-то тревога есть, на консультацию обратиться можете.

И для ребенка, и для родителей будет гораздо лучше, если все проблемы с речью решатся еще в садике. Не стоит доводить их до школы, потому что потом последуют и другие трудности – с чтением и письмом. И тогда исправить что-либо будет гораздо тяжелее. А правильная и чистая речь, в свою очередь, может стать не только хорошей гарантией успехов в учебе, но и в дальнейшей, уже взрослой, жизни.

Учитель-логопед МАДОУ д/с186 г. Тюмени .

Уровень знаний перед школой

Психологи и педагоги рекомендуют ознакомиться с требованиями для первоклашек. Если перед школой ребёнок может выполнить большинство заданий, ему будет проще успевать за программой.

Вопросы на собеседовании:

  • Как тебя зовут (полные данные)?
  • Имя-отчество мамы, папы (Иванова Анна Ивановна, а не «мама Аня»).
  • Полный адрес проживания.
  • Сколько тебе лет? Сколько было год назад или будет через два года?
  • Чем занимаются родители?
  • Зачем ты идёшь в школу?
  • Расскажи, чем ты любишь заниматься.
  • Где левая/правая рука?
  • Опиши картинку.
  • Расскажи стихотворение.
  • Прочти короткий текст.

Часто психологи предлагают эти вопросы и задания:

  • Какое сейчас время года?
  • Чем отличается осень от весны?
  • Каких домашних животных ты знаешь?
  • Каких диких животных ты знаешь?
  • Найди в группе лишний предмет (яблоко среди овощей).
  • Кто такой врач (учитель, почтальон, доктор и так далее)?
  • Расскажи, чем отличается автобус от троллейбуса.
  • Назови цифры и числа до 10 или 20.
  • Реши примеры на сложение/вычитание.
  • Реши задачу.
  • Расположи цифры по убыванию /возрастанию.

Будущий первоклашка должен быть готов к таким заданиям:

  • Назови цвета, оттенки.
  • Расскажи, чем отличаются картинки.
  • Подели булочку поровну, на две/три части.
  • Напиши под диктовку или спиши с доски.
  • Нарисуй зайца (медведя, человека).
  • Найди в слове нужную букву.
  • Покажи гласные/согласные.
  • Назови слова на заданную букву.
  • Сравни предметы по длине/ширине/высоте.
  • Обведи рисунок по контуру.
  • Покажи, заштрихуй (закрась) яблоко/треугольник/круг.
  • Проведи волнистую и прямую линию.

Подготовка к школе

Готовность ребенка к школе неотъемлемая часть современных условий.

Требования современных программ очень высоки. Мы понимаем потребность родителей в предоставлении своим детям наилучших возможностей для развития в школьные годы. Именно поэтому значительная часть наших учеников продолжает свое обучение в лучших школах и гимназиях города, но просто так туда не поступить, ребенок должен обладать значительной базой знаний и психологической готовностью.

Мы не раз сталкивались с тем, что родителям говорят, что всему научат в школе, а затем всю ответственность перекладывают на родителей, более того, обвиняют их в том, что они не подготовили своего ребенка к школьной нагрузке. Родители вынуждены очень быстро наверстывать материал. Гораздо целесообразнее готовить ребенка до поступления к школе.

Наша программа направлена на всестороннее развитие ребенка: стимулирование познавательных процессов, развитие интеллектуальных качеств, творческих способностей, психологической готовности, позволяющей сформировать положительное отношение к учебе, максимально легкой адаптации и достижений в учебе.

Наши педагоги очень тонко чувствуют потребности каждого ребенка на всех этапах его развития, это позволяет им выстроить индивидуальный маршрут, как для группы, так и для каждого ребенка. Малые группы и отличные программы позволяют добиваться наилучших результатов.

На занятия мы не только расширяем познавательный мир, мы учим создавать новое, развиваем самостоятельность детей и самоконтроль. Педагог помогает сформироваться дружному и сплоченному коллективу, в котором гораздо эффективнее протекают все процессы, резко возрастает результативность работы, дети не боятся выйти к доске и ответить педагогу, они чувствуют поддержку и уверенность в своих возможностях.

На занятиях дети:

— обучаются чтению и пересказу, развитию речи и грамматических категорий;

— работают над развитием моторики и освоением основ письма;

— работают над формированием пространственных и математических представлений;

— развивают высшие психические процессы;

— развивают знания об окружающем мире.

Для знакомства с нашими педагогами, приглашаем вас на диагностику развития или бесплатный мастер-класс.

Интенсивный курс подготовки к школе в летний период

Мы включили в него только самое необходимое.

  • Основной акцент на обучение чтению. Если ваш ребёнок не умеет читать, то мы гарантируем, что научим его. Если умеет, то улучшим его технику чтения. Наши педагоги знают, как максимально быстро и эффективно обучить читать.
  • Следующим направлением работы для шестилетних детей будет – постановка руки и отработка написания букв.
  • Третье ведущее направление – обучение счёту и математическим представлениям.

Так же занятия будут включать:

  • формирование мотивации к учебе;
  • развитие памяти, внимания, мышления, воображения;
  • расширение кругозора;
  • развитие речи;
  • обучение умению ориентироваться в пространстве и в тетради;
  • развитие фонематического слуха.
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: