Расшифровка ЭЭГ сна и бодрствования.

ЭЭГ головного мозга у детей, что это такое? Это вид изучения работы коры головного мозга, основанный на записи и отображении электрических импульсов. Не стоит переживать о том, насколько безопасно исследование, если вы решили сделать ЭЭГ ребенку:

  • Биотоки, протекающие по электродам, очень маленькие и не несут вреда детскому организму.
  • Оборудование для исследования предварительно заземляется.
  • Чтобы снизить неприятные ощущения, поверхность датчиков смачивается гелем или физиологическим раствором. Если ребенку не вымыли голову, потребуется протирание кожи с целью ее обезжиривания.

ЭЭГ головного мозга ребенку назначает врач-невропатолог для диагностики и уточнения сосудистых, органических заболеваний головного мозга. Исследование абсолютно безопасно и может проводиться как новорожденным, младенцам, так и детям более старшего возраста.

Прерогативные аспекты и недостатки ЭЭГ-метода

Нейрофизиологи и сами пациенты отдают предпочтение ЭЭГ-диагностике по нескольким причинам:

  • достоверность результатов;
  • отсутствие противопоказаний по медицинским показателям;
  • возможность выполнить исследование в спящем, и даже бессознательном состоянии пациента;
  • отсутствие гендерных и возрастных границ для проведения процедуры (ЭЭГ делают как новорожденным, так и людям преклонного возраста);
  • ценовая и территориальная доступность (обследование имеет невысокую стоимость и проводится практически в каждой районной больнице);
  • незначительные временные затраты на проведение обычной электроэнцефалограммы;
  • безболезненность (во время процедуры ребенок может капризничать, но не от боли, а от страха);
  • безвредность (закрепленные на голове электроды регистрируют электроактивность мозговых структур, но не оказывают никакого воздействия на мозг);
  • возможность проведения многократного обследования для отслеживания динамики назначенной терапии;
  • оперативная расшифровка результатов для постановки диагноза.

Кроме того, для проведения ЭЭГ не предусмотрена предварительная подготовка. К недостаткам метода можно отнести возможное искажение показателей по следующим причинам:

  • нестабильное психоэмоциональное состояние ребенка на момент исследования;
  • подвижность (во время процедуры необходимо соблюдать статичность головы и тела);
  • применение медицинских препаратов, оказывающих влияние на деятельность ЦНС;
  • голодное состояние (снижение уровня сахара на фоне голода влияет на работу мозга);
  • хронические болезни органов зрения.

В большинстве случаев, перечисленные причины можно устранить (провести исследование во время сна, отменить прием медикаментов, обеспечить ребенку психологический настрой). Если врач назначил малышу электроэнцефалографию, игнорировать исследование нельзя.


Диагностика проводится не всем детям, а только по показаниям

Стоит ли доверять исследованию?

Энцефалограмма функциональный метод исследования, поэтому зачастую результаты во многом зависят от состояния ребенка на момент обследования. Если врач, например, видит при расшифровке ЭЭГ головного мозга у ребенка старше 8 лет дизаритмию, присутствие в большом количестве тета волн, не стоит сразу пытаться выставлять диагнозы. Возможно, малыш просто негативно отнесся к исследованию, ведь дети довольно эмоциональны.

Конечно, при обнаружении серьезных отклонений, с формированием очагов аномальной активности, свидетельствующих о наличии эпилептического очага, требуется дообследование. Электрический метод лишь укажет на приблизительную локализацию очага (доля головного мозга). Наиболее точно определить локализацию процесса и возможную причину (сосудистую, неопластическую, атрофия вследствие внутриутробного кислородного голодания мозга и так далее) можно только при применении методов нейровизуализации, прежде всего – МРТ.

Показания для обследования

Показания к назначению функциональной диагностики нервной системы ребенка могут быть трех видов: контрольно-терапевтические, подтверждающие/опровергающие, симптоматические. К первым относятся обязательное исследование после поведенных нейрохирургических операций и контрольно-профилактические процедуры при диагностированной ранее эпилепсии, водянке мозга или аутизме. Вторую категорию представляют врачебные предположения на наличие злокачественных новообразований в головном мозге (ЭЭГ способна выявить атипичный очаг раньше чем, это покажет магнитно-резонансная томография).

Тревожные симптомы, при которых назначается процедура:

РЭГ головного мозга

  • Отставание ребенка в речевом развитии: нарушение произношения из-за функционального сбоя ЦНС (дизартрия), расстройство, утрата речевой деятельности вследствие органического поражения определенных зон головного мозга, отвечающих за речь (афазия), заикание.
  • Внезапные, неконтролируемые приступы судорог у детей (возможно, это эпилептические припадки).
  • Неконтролируемое опорожнение мочевого пузыря (энурез).
  • Чрезмерная подвижность и возбудимость малышей (гиперактивность).
  • Бессознательное передвижение ребенка во время сна (лунатизм).
  • Сотрясения, ушибы и другие травмы головы.
  • Систематические головные боли, головокружения и обмороки, неопределенной природы происхождения.
  • Непроизвольные спазмы мышц в ускоренном темпе (нервный тик).
  • Неспособность сосредоточиться (рассеянность внимания), снижение умственной активности, расстройство памяти.
  • Психоэмоциональные нарушения (беспричинная смена настроения, склонность к агрессии, психозу).

В подростковом возрасте ЭЭГ рекомендовано при стабильно повышенных показателях артериального давления.

Показания к проведению исследования у детей

Назначают исследование для диагностики различных неврологических и психиатрических заболеваний детей. К таким заболеваниям относятся:

  • Задержка развития речи: дифференциальный диагноз между дизартрией (нарушение в речевом аппарате) и патологией речевых центров головного мозга.
  • Разные виды эпилепсии, начиная с генерализованной, заканчивая миоклониями в отдельных группах мышц.
  • Тики: для исключения центрального генеза заболевания и нарушений в электрической активности головного мозга.
  • Аутизм, нарушения в поведении ребенка (агрессивность и др.), синдром гиперактивности с дефицитом внимания.
  • Энурез или ночное недержание мочи.
  • Расстройства сна, в том числе и сомнамбулизм (лунатизм – снохождение): необходимо проведение ЭЭГ во время ночного сна.
  • Травмы головного мозга (сотрясения, ушибы и так далее) – для выявления очагов аномальной биоэлектрической активности.
  • При подозрении на онкопатологию головного мозга ребенка, очаг будет показывать патологические сигналы, при этом он может быть еще не визуализирован на МРТ.
  • Частые головные боли, которым не найдено объяснение.
  • Когнитивные нарушения: плохая память, низкая успеваемость в школе, дефицит внимания, чрезмерная рассеянность и так далее.

Как получить верные результаты?

ЭЭГ головного мозга у детей дошкольного и младшего школьного возраста, чаще всего, проводится в присутствии родителей (грудничков держат на руках). Специальной подготовки не производиться, родителям следует выполнить несколько несложных рекомендаций:

  • Внимательно осмотреть голову ребенка. При наличии незначительных царапин, ранок, расчесов сообщить об этом врачу. Электроды не крепятся на участки с поврежденным эпидермисом (кожей).
  • Накормить ребенка. Исследование проводится на сытый желудок, чтобы не смазать показатели. (Из меню нужно исключить сладости, содержащие шоколад, который возбуждает нервную систему). Что касается грудных детей, кормить их необходимо непосредственно перед процедурой в медицинском учреждении. В таком случае малыш спокойно заснет и исследование проведут во время сна.


Грудничкам удобнее проводить исследование во время естественного сна

Важно отменить прием лекарственных препаратов (если малыш получает лечение на постоянной основе, нужно уведомить об этом доктора). Детям школьного и дошкольного возраста нужно объяснить, что им предстоит делать, и для чего. Правильный психологический настрой поможет избежать излишней эмоциональности. С собой разрешается брать игрушки (исключая цифровые гаджеты).

Следует удалить с головы заколки, бантики, вынуть сережки из ушек. Девочкам не заплетать волосы в косы. Если ЭЭГ делается повторно, необходимо взять протокол предыдущего исследования. Перед обследованием у ребенка должны быть вымыты волосы и кожные покровы головы. Одним из условий является хорошее самочувствие маленького пациента. Если ребенок простужен, или имеются другие проблемы со здоровьем, процедуру лучше отложить до полного выздоровления.

Как расшифровывается и что можно увидеть?

Расшифровка показателей ЭЭГ головного мозга у детей занимает довольно много времени. Обычно результаты выдаются через несколько дней. Так как анализируются электрические показатели со всех отведений, оцениваются все пики и волны, их синхронность, симметричность.

На руки родителям выдают заключение, распечатка выбранных врачом фрагментов записи и, в специализированных центрах, диск с записью всего исследования. Иногда врач может дать рекомендации по дальнейшему обследованию.

Самостоятельно понять, как расшифровать ЭЭГ головного мозга у детей не получится даже при очень большом желании. Расшифровывать волны электрической активности может только специалист, особенно у детей, у которых даже норма имеет множество вариаций, в зависимости от возраста ребенка.

Принято выделять следующие основные ритмы электрической активности на ЭЭГ:

  • Альфа ритм (или предшественник альфа ритма у детей до 5-ти лет). Регистрируется в состоянии покоя, при котором ребенок сидит или лежит с закрытыми глазами и ничего не делает.
  • Бета ритм. Выявляется при максимальном сосредоточении внимания: быстрые волны свидетельствуют об активном бодрствовании.
  • Тета ритм. При нормальной картине ЭЭГ у здоровых детей 2-8 лет является одним из основных ритмов, представляет из себя волны, по амплитуде несколько превышающие альфа ритм. Появление таких показателей в более взрослом возрасте может свидетельствовать о задержке психического развития, может потребоваться консультация генетика.

Также при расшифровке ЭЭГ у детей оценивается синхронность электрических потенциалов в обоих полушариях. Нарушение синхронизации свидетельствует о наличии патологического очага. Он может быть представлен опухолью, эпилептическим очагом, сосудистой мальформацией и так далее.

Регистрация эпилептиформных паттернов является важной частью исследования. Доброкачественные эпилептиформные паттерны детства сейчас рассматриваются как вариант нормы при отсутствии эпилептических приступов и регресса в развитии ребенка.

При множественном появлении разрядов на ЭЭГ необходимо оценивать клинику, возможно будет необходимо проконсультировать малыша у психолога и психиатра. Расшифровывать такие результаты и выставлять диагноз приходится с учетом дополнительных методов исследований.

Методика проведения

По методу проведения, электроэнцефалограмма близка к электрокардиографии сердца (ЭКГ). В данном случае также используются 12 электродов, которые симметрично располагают на голове в определенных участках. Наложение и крепление датчиков к голове осуществляется в строгом порядке. Кожа головы в местах контакта с электродами обрабатывается гелем. Установленные датчики фиксируются сверху специальной медицинской шапочкой.

Посредством зажимов датчики присоединяются к электроэнцефалографу – прибору, который регистрирует особенности мозговой деятельности, и воспроизводит данные на бумажную ленту в виде графического изображения. Важно, чтобы маленький пациент держал голову прямо на протяжении всего обследования. Временной интервал процедуры вместе с обязательным тестированием составляет около получаса.

Тест на вентиляцию проводится детям с 3 лет. Чтобы контролировать дыхания, ребенку предложат надувать воздушный шарик в течение 2–4-х минут. Это тестирование необходимо для установления возможных новообразований и диагностики эпилепсии скрытого характера. Отклонение в развитии речевого аппарата, психических реакций поможет выявить световое раздражение. Углубленный вариант исследования, производится по принципу суточного мониторинга Холтера в кардиологии.


Шапочка с датчиками не причиняет ребенку боли или дискомфортных ощущений

Шапочку малыш носит на протяжении 24 часов, а расположенный на поясе небольшой прибор, непрерывно фиксирует изменение показателей активности нервной системы в целом и отдельных мозговых структур. Через сутки прибор и шапочку снимают и врач анализирует полученные результаты. Такое исследование имеет принципиальное значение для выявления эпилепсии в исходном периоде ее развития, когда симптомы еще не проявляются часто и ярко.

Повторные ЭЭГ делают для диагностики и подбора терапии.

При многих заболеваниях именно на основании видео ЭЭГ мониторинга в сочетании с клиническими данными и дополнительными обследованиями врач подбирает тактику лечения.

Кривые ЭЭГ в формате PDF, заключение и все исследование видео ЭЭГ мониторинга целиком с программой-просмотрщиком отправляем на электронную почту бесплатно.

Мы обязательно выдаем кривые ЭЭГ в формате PDF, заключение и все исследование видео-ЭЭГ мониторинга целиком с программой-просмотрщиком.

Весь результат (кривые ЭЭГ, заключение и всю запись целиком) отправляем на электронную почту.

По ссылке в письме ЭЭГ в формате PDF и все ЭЭГ сна и бодрствования хранится не менее двух недель. Далее переходит в архив.

Заказать описание ЭЭГ мониторинга можно по телефону

+7

Архив сделанной ЭЭГ мы поднимаем в течении 5 лет.

Обратиться за ними вы можете в нашу службу программистов (старший инженер Гавеля Илья Юрьевич). Его телефон можно найти в письме, с которым вы получаете заключение ЭЭГ. Обратите внимание, что услуга поднятия ЭЭГ из архива платная.

Кривые ЭЭГ для лечащего врача

С учетом передачи всей собранной нами информации во время видео ЭЭГ мониторинга любой специалист (невролог, терапевт, педиатр, неонатолог, психиатр, психолог, врач функциональной диагностики, врач ЛФК, логопед и так далее) может просмотреть ЭЭГ сна и бодрствования целиком.

Видео ЭЭГ мониторинг сна и бодрствования в настоящий момент является золотым стандартом диагностики пароксизмальных нарушений.

Неврологи и эпилептологи как правило предпочитают ознакомиться лично по мимо заключения как минимум с кривыми ЭЭГ.

По просьбе пациентов мы готовы переслать данные лечащему врачу, клинике в которой лечится пациент на обозначенную им электронную почту.

Наши пациенты часто отправляют ЭЭГ сна и бодрствования на консультацию за пределы России. Продолжают обследования в известных клиниках других стран. Мы рады, что можем быть полезны и в этом случае.

Обращайтесь за расшифровкой ЭЭГ мониторинга к нам

Рады любому виду сотрудничества (расшифровка ЭЭГ и мониторинга ЭЭГ с видео или без него, выезд в больницу, клинику, реанимацию, на дом ассистентов и врачей).

Мы работаем более 16 лет.

Сотрудничаем с клиниками по всей России и за ее пределами.

Расшифровка результатов электроэнцефалограммы

Декодированием полученных результатов должен заниматься только нейрофизиолог или невропатолог высокой квалификации. На графике довольно сложно определить отклонения от нормы, если они не имеют ярко выраженного характера. При этом нормативные показатели могут трактоваться по-разному в зависимости от возрастной категории пациента и состояния здоровья на момент проведения процедуры.

Непрофессиональному человеку правильно разобраться в показателях практически не под силу. Процесс расшифровки результатов может занимать несколько дней, в связи с масштабом анализируемого материала. Врач должен оценить электрическую активность миллионов нейронов. Оценку детской ЭЭГ усложняет то, что нервная система находится в состоянии созревания и активного роста.

Электроэнцефалограф регистрирует основные виды активности детского мозга, отображая их в виде волн, которые оцениваются по трем параметрам:

  • Частота волновых колебаний. Изменение состояние волн за секундный интервал времени (колебания) измеряется в Гц (герцах). В заключение фиксируется усредненный показатель, полученный средней активности волн за секунду на нескольких участках графика.
  • Размах волновых изменений или амплитуда. Отражает расстояние между противоположными пиками активности волн. Измеряется в мкВ (микровольтах). В протоколе описываются наиболее характерные (часто встречающиеся) показатели.
  • Фаза. По данному показателю (количество фаз на одно колебание) определяется текущее состояние процесса или изменения его направленности.

Кроме этого, учитывается ритмичность работы сердца и симметричность активности нейтронов в полушарьях (правом и левом). Основной оценочный показатель мозговой деятельности – это ритм, который генерируется и регулируется наиболее сложным по структуре отделом головного мозга (таламусом). Ритм определяется по форме, амплитуде, регулярности и частоте волновых колебаний.

Виды и нормы ритмов

Каждый из ритмов отвечает за ту, или иную мозговую деятельность. Для декодирования электроэнцефалограммы приняты несколько видов ритмов, обозначающихся буквами греческого алфавита:

  • Альфа, Бетта, Гамма, Каппа, Лямбда, Мю – характерные для бодрствующего пациента;
  • Дельта, Тета, Сигма – характерные для состояния сна или присутствия патологий.


Расшифровкой результатов занимается квалифицированный специалист

Проявление первого вида:

  • α-ритм. Имеет норматив амплитуды до 100 мкВ, частоты – от 8 Гц до 13. Отвечает за спокойное состояние мозга пациента, при котором отмечаются его самые высокие амплитудные показатели. При активизации зрительного восприятия или мозговой деятельности альфа-ритм частично или полностью ингибируется (блокируется).
  • β-ритм. Частота колебаний в норме составляет от 13 Гц до 19, симметричная в обоих полушарьях амплитуда – от 3 мкВ до 5. Проявление изменений наблюдается в состоянии психоэмоционального возбуждения.
  • γ-ритм. В норме имеет низкую амплитуду до 10 мкВ, частота колебаний варьируется от 120 Гц до 180. На ЭЭГ определяется при повышенной сосредоточенности и умственном напряжении.
  • κ-ритм. Цифровые показатели колебаний составляют от 8 Гц до 12.
  • λ-ритм. Включается в общую работу мозга при необходимости зрительной концентрации в темноте или с закрытыми глазами. Остановка взгляда в определенной точке λ-ритм блокирует. Имеет частоту от 4 Гц до 5.
  • μ-ритм. Характеризуется таким же интервалом, как α-ритм. Проявляется при активизации умственной деятельности.

Проявление второго вида:

  • δ-ритм. В норме регистрируются в состоянии глубокого сна или комы. Проявление при бодрствовании может означать раковые или дистрофические изменения в той области мозга, откуда получен сигнал.
  • τ-ритм. Колеблется от 4 Гц до 8. Процесс запуска осуществляется в состоянии сна.
  • Σ-ритм. Частота колеблется от 10 Гц до 16. Возникает в стадии засыпания.

Совокупность характеристик всех видов мозговой ритмичности определяет биоэлектрическую активность мозга (БЭА). Согласно нормативам, данный оценочный параметр должен характеризоваться, как синхронный и ритмичный. Другие варианты описания БЭА в заключении врача свидетельствуют о нарушениях и патологиях.

Расшифровка ЭЭГ

Мария

232 просмотра

6 октября 2020

Добрый день! Помогите, пожалуйста, расшифровать ЭЭГ. Мальчик, 7,5 лет, пошел в 1ый класс. Адаптация идет непросто. Есть логоневроз (залипания в словах), усилился, как пошел в школу. Есть проблемы с невнимательностью, концентрацией внимания, быстро истощается, сложно усидеть на стуле, может во время урока залезть под парту. Уроки не срывает. Учитель, чтобы не мешал, отсадил на дальнюю парту (6 парта), хотя, мне кажется, за такими детьми нужно, наоборот, чуть больше контроля. Дома после школы истерики. Есть проблемы с туалетом. За день очень устает, не чувствует наполнение мочевого пузыря ночью, может описаться и так и спать дальше. Принудительно поднимаем и ведем в туалет ночью. Потом спит до утра. По-большому не может сходить не дома, зажимается, а потом пачкает белье. Из-за того, что стул нерегулярный, не получается просто отправить в туалет в одно и тоже время, чтобы сделал дела и был «свободен». По поводу родов и развития. Роды естественные, в 40 нед 6 дней, стремительные (общий период — 3 ч 45 мин, из них потужной — 20 мин), амниотомия при полном раскрытии. С 20 недель периодически был гипертонус матки. До года моторно развивался нормально (голову держал с 1 мес, переворачиваться начал в 4,5 мес, пополз в 5,5 мес, сел в 7 мес, встал в 7,5 мес, пошел в 11 мес). С 2 мес стоит мышечная дистония, много прорабатывали массажами, стало лучше, но частично сохранилась, визуально не заметно, но на осмотре у невролога и массажисты мыш дистонию обнаруживают. По результатам первого НСГ поставили гидроцефальную гипертензию, ставили повыш ВЧД. Прописывали Кортексин, повтор НСГ через неск мес показал улучшение — вписались в нормы по верхним границам. Когда встал на ножки (7,5 мес) — из-за мыш дистонии не мог ровно стоять, только на цыпочках. Назначали снова курс Кортексина + массаж + Электрофорез на ножки. Все сделали одновременно, встал ровно. До 1,5 лет были проблемы с координацией. Снова ноотропы, массажи. К 1,5 годам ситуация выровнялась. С 1,8 начались проблемы со дневным сном (к 3,5 годам пропал полностью, хотя ребенок очень уставал к вечеру, все равно не мог заснул днем). К 2,5 годам поставили ЗРР, были только простые отдельные слова (мама, папа, баба — штук 10). После 2,5 лет пошли в садик — проиизошел скачок в речи и в течение 1,5 мес от расширения кол-ва слов скакнул до фраз и простыл предложений. Адаптация к садику была сложной. Занимались у нейропсихолога (были трудности с определением право-лево, плохо ощущал свое тело, проблемы с пальцевым праксисом, быстрая утомляемость, истощаемость), логопедом (ставили Ш, Р, Л) + самостоятельно работали дома с ОНР. Подготовка к школе. Были большие трудности с обучением чтению, меняли методику, пришлось уйти от слогов к освоению чтения целыми словами (это помогло). Есть проблемы с поведением, мотивацией. Много времени «подвисает», смотрит вникуда. Или, наоборот, входит в состояние возбуждения и не может прийти в себя. То есть плохо работает механизм перехода от состояния возбуждения к торможению и обратно. С интеллектом все хорошо, умный и способный мальчик. Интеллектуально его хвалят. Но работать с ним непросто из-за особенностей. Каждый невролог ставит что-то свое: норма/ММД/Резидуальная церебральная недостаточность/СДВГ? В основном, ребенку прописывают ноотропы, ребенок от них перевозбуждается, начинаются проблемы со сном. Даже на Глицине. Прописывали курс Анвифена, от него он бегал кругами по квартире и закатывал истерики еще хуже, чем до. Легкие успокоительные, магний, гомеопатия — нет никакого эффекта. Мы провели ЭЭГ, посмотрите, пожалуйста, описание, есть ли какие-то отклонения в ритмах? Или все в норме и так, как должно быть К сожалению, в городе, нет специалистов, кто разбирается в тонкостях ЭЭГ, просто смотрят итоговое заключение (по поводу ЭПИ у нас вопросов не возникало, а интеллект у ребенка сохранный, основным альфа-ритм и должен в таком случае быть).

Возраст:

34

Вопрос закрыт

ээг

Возможные нарушения на электроэнцефалограмме

Нарушение ритмов, отсутствие/присутствие определенных видов ритмичности, асимметрия полушарий указывают на сбои мозговых процессов и наличии заболеваний. Несимметричность на 35% и более может быть признаком кисты или опухоли.

Показатели электроэнцефалограммы для альфа-ритмичности и предварительные диагнозы

АтипииВыводы
отсутствие стабильности, увеличение частотытравмы, сотрясения, ушибы головного мозга
отсутствие на ЭЭГдеменция или умственная отсталость (слабоумие)
повышенная амплитудность и синхронизация, нехарактерное смещение области активности, ослабленная реакция на энергичность, усиленная ответная реакция на гиперветиляционное тестированиезадержка психомоторного развития ребенка
нормальная синхронность при замедлении частотызамедленные психастенические реакции (тормозная психопатия)
укороченная реакция активации, усиление синхронности ритманервно-психическое расстройство (неврастения)
эпилептическая активность, отсутствие или существенное ослабление ритма и реакций активацииистерический невроз

Параметры бетта-ритмичности

АтипииВыводы
взаимное проникновение β-волн с амплитудой 50 мкВсотрясение мозга
чрезмерная активностьнервозность, депрессивное состояние, повышенная тревожность
взрывная или вспышечная активностьэнцефалит
частота до 18 Гц на фоне амплитуды свыше 30 мкВЗПР (задержка психомоторики развития)
превалирование β-ритмичности во всех отделах головного мозганевроз навязчивых состояний по второму типу

Параметры δ- и τ-ритмичности

АтипииВыводы
сильно завышенная амплитуданаличие новообразования
синхронные перманентные δ- и τ-волны на фоне завышенного показателя амплитудыдеменция (приобретенное слабоумие)
превалирование и активность обоих ритмов в затылочной части с их увеличением при тест-вентиляцииЗПР
подавление τ-волнами остальных в передних мозговых отделахпсихопатия по возбудимому типу
резкие усиления обоих ритмов (пароксизм)невроз по истерическому типу
высокочастотные ритмыраздражение мозговых центров ирритации

Кроме описанных параметров, учитывается возраст обследуемого ребенка. У младенцев до шестимесячного возраста количественный показатель тета-колебаний непрерывно растет, а дельта-колебаний падает. С полугодовалого возраста эти ритмы стремительно угасают, а альфа-волны, напротив, активно формируются. Вплоть до школы наблюдается стабильная замена тета- и дельта-волн на волны β и α. В пубертатный период активность альфа-ритмов превалирует. Окончательное формирование совокупности волновых параметров или БЭА завершается к совершеннолетию.

Сбои биоэлектрической активности

Относительно стабильная биоэлектроактивность с признаками пароксизма, независимо от области мозга, где это проявляется, свидетельствует о превалировании возбуждения над торможением. Это объясняет наличие систематической головной боли и при неврологическом заболевании (мигрени). Совокупность патологической биоэлектроактивности и пароксизма является одним из признаков эпилепсии.


Пониженная БЭА характеризует депрессивные состояния

Дополнительные параметры

При декодировании результатов во внимание принимаются любые нюансы. Расшифровка некоторых из них следующая. Признаки частого раздражения мозговых структур указывают на нарушение процесса циркуляции крови в головном мозге, недостаточности кровоснабжения. Очаговая анормальная активность ритмов является признаком предрасположенности к эпилепсии и судорожному синдрому. Несоответствие нейрофизиологической зрелости возрасту ребенка говорит о задержке развития.

Нарушение активности волн свидетельствует о перенесенных черепно-мозговых травмах. Преобладание активных разрядов с любой мозговой структуре и их усиление при физическом напряжении может вызывать серьезные нарушения в работе слухового аппарата, органов зрения, спровоцировать кратковременную потерю сознания. У детей с такими проявлениями необходимо строго контролировать спортивные и иные физические нагрузки. Медленный альфа-ритм может быть причиной повышенного мышечного тонуса.

Наиболее распространение диагнозы на основе ЭЭГ

К распространенным заболеваниям, которые диагностируются неврологом у детей после исследования, относятся:

  • Опухоль головного мозга различной этиологии (происхождения). Причина патологии остается неясной.
  • Черепно-мозговая травма.
  • Одновременное воспаление оболочек мозга и мозгового вещества (менингоэнцефалит). Причиной, чаще всего, является инфекция.
  • Анормальное скопление жидкости в структурах головного мозга (гидроцефалия или водянка). Патология имеет врожденный характер. Скорее всего, в перинатальный период женщина не проходила обязательные скрининги. Либо аномалия развилась вследствие травмы, полученной младенцем во время родоразрешения.
  • Хроническое психоневрологическое заболевание с характерными судорожными приступами (эпилепсия). Провоцирующими факторами являются: наследственность, травма при родах, запущенные инфекции, асоциальное поведение женщины во время вынашивания малыша (наркомания, алкоголизм).
  • Кровоизлияние в вещество головного мозга, вследствие разрыва сосудов. Может быть спровоцировано повышенным давлением, травмами головы, закупоркой сосудов холестериновыми наростами (бляшками).
  • Детский церебральный паралич (ДЦП). Развитие заболевания начинается во внутриутробном периоде под воздействием неблагоприятных факторов (кислородное голодание, внутриутробные инфекции, воздействие алкогольных или фармакологических токсинов) или травмой головы при родоразрешении.
  • Неосознанные передвижения во время сна (лунатизм, сомнамбулизм). Точного объяснения причины не существует. Предположительно, это могут быть генетические отклонения или влияние неблагоприятных природных факторов (если ребенок находился в экологически опасной зоне).


При диагностированной эпилепсии ЭЭГ проводится регулярно

Эпилепсия

Электроэнцефалография дает возможность установить очаг и разновидность болезни. На графике отличительными признаками будут следующие изменения:

  • остроугольные волны с резким подъемом и спадом;
  • ярко выраженные медленные остроконечные волны в совокупности с медленными;
  • резкое повышение амплитуды на несколько единиц кмВ.
  • при тестировании на гипервентиляцию фиксируется сужение и спазмы сосудов.
  • при фотостимуляции проявляются несвойственные реакции на тест.

При подозрении на эпилепсии и на контрольном исследовании динамики болезни, тестирование проводят в щадящем режиме, поскольку нагрузка может вызвать эпилептический припадок.

Черепно-мозговая травма

Изменения на графика зависят от степени тяжести полученной травмы. Чем сильнее был удар, тем ярче будут проявления. Несимметричность ритмов указывает на неосложненную травму (легкое сотрясение головного мозга). Нехарактерные δ-волны, сопровождаемые яркими вспышками δ- и τ-ритмичности и разбалансировкой α-ритмичности могут быть признаком кровотечения между мозговой оболочкой и мозгом.

Поврежденная вследствие травмы зона мозга всегда заявляет о себе повышенной активность патологического характера. При исчезновении симптомов сотрясения (тошнота, рвота, сильные головные боли), на ЭЭГ отклонения будут все равно зафиксированы. Если же, наоборот, симптоматика и показатели электроэнцефалограммы ухудшаются, возможным диагнозом будет обширное поражение мозга.

По результатам доктор может рекомендовать или обязать пройти дополнительные диагностические процедуры. В случае необходимости детально обследовать ткани мозга, а не его функциональные особенности, назначается магнитно-резонансная томография (МРТ). При обнаружении опухолевого процесса следует обратиться к компьютерной томографии (КТ). Окончательный диагноз ставит невропатолог, суммируя данные, отраженные в клинико-электроэнцефалографическом заключении и симптоматику пациента.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: