Скорочтение для детей-первоклассников и подростков. Методика обучения, советы, видео-уроки

Все дети медленно читают. Скорость чтения зависит от словарного запаса ребенка и от того, сколько времени он уделяет учению. Если ваш ребенок слишком медленно читает, получает по чтению низкие оценки, а учителя вас просят заниматься с чадом, то пора осваивать скорочтение в домашних условиях. Конечно, можно воспользоваться услугами частных преподавателей, которые за «совсем скромную сумму» займутся вашим ребенком, но стоит ли платить, если есть возможность самостоятельно заниматься? В этом есть и еще один плюс: вы сможете больше времени проводить со своим сыном или дочкой.

Что такое скорочтение?

Если ребенок стал отставать в школе по многим предметам и ему не хватает времени, отведенного на урок, чтобы ознакомиться с предоставляемой информацией в учебнике, будет просто отлично обучить его скорочтению. Конечно, он не станет гением, который сможет полностью прочесть все листы за то время, когда одноклассники читают только первую страницу. Скорочтение подразумевает выделение только главного и полное отметание ненужной информации, то есть того словесного мусора, который на суть излагаемого не влияет.

С какого возраста можно учить ребенка скорочтению?

Здесь нет определенного порога. Мнения специалистов разделяются, и кто-то считает, что необходимо обучить скорочтению ребенка до десятилетнего возраста, а кто-то с этим мнением спорит, утверждая, что до четырнадцати лет невозможно обучиться такому приему.

Скорочтение в домашних условиях для детей стоит начинать с того возраста, когда ребенок может правильно осмысливать текст, то есть не только может читать, но и понимает суть. Этот возраст у всех разный и во многом зависит от воспитателей в детском саду, преподавателей начальных классов и родителей. Итак, чтобы понять, что ваш малыш готов усваивать скорочтение, стоит ориентироваться на четыре основы:

  1. Умение не только различать буквы, но и строить из них слоги, слова.
  2. Правильное восприятие прочитанного. То есть если ребенок читал про черепаху, а говорит, что про коня, то он не готов, так как не понимает смысл.
  3. Умение из всего текста выбирать только главное.
  4. Может пересказать прочитанный материал.

А для того чтобы скорочтение в домашних условиях (упражнения по овладеванию этим навыком мы опишем) принесло больший эффект, стоит отталкиваться от активности чада. Если он не усидчивый, то стоит немного подождать, пока гиперактивность не пройдет.

Упражнения

Важно выполнять упражнения, направленные на развитие и активизацию словарного запаса, преобразование слов, составление предложений или рассказа на основе заданных слов, не связанных между собой.

Не стоит забывать и об азах обучения чтению. Так, на начальном этапе проводите с ребенком общие упражнения, повышающие скорость чтения. Начните с самых простых, развивающих четкость произношения («машины едут ж-ж-ж», «ползет змея ш-ш-ш» и т.д.). Читайте с ним скороговорки, поговорки. Читайте на одном вдохе несколько согласных подряд, затем к ним добавляйте гласную. Складывайте слова из половинок, используя примерно 3-10 слов и предлагая ребенку быстро сложить осмысленные слова из двух половинок.

Также существует несколько упражнений

, направленных на умение определять нужную скорость чтения и менять ее, где нужно. Например, вы читаете «про себя», сопровождая чтение движением пальца по тексту, ребенок читает вслух по вашему пальцу, т.е. поспевая за вами. Естественно, не стоит устанавливать слишком высокую скорость.

Вызвать положительные эмоции к чтению позволяют упражнение на многократное чтение. На протяжении минуты предложите ребенку прочесть текст и отметить, где он остановился. Затем он должен повторно прочесть этот отрывок, естественно, что в результате будет прочитано на несколько слов больше, что вызовет у ребенка положительные эмоции и веру в свои силы. Такое упражнение не следует повторять более трех раз.

Ошибки, допускаемые при обучении

Как научиться скорочтению в домашних условиях без желания? Ответ один, совсем невозможно, поэтому, прежде чем начинать курс, стоит отталкиваться от желания ребенка. Если он совершенно не хочет читать (касается дошкольного возраста), то не стоит его заставлять, так как желание учиться совсем пропадет. Итак, если ребенок настроен учиться, то можно начинать.

Первое, что стоит запомнить каждому родителю, что на первоначальные навыки не стоит тратить много времени, и начальные упражнения не должны длиться более пятнадцати минут. После этого стоит дать ребенку отдохнуть около часа и продолжить дальше. Почему? Просто небольшое количество материала усваивается быстро, а из большого объема ребенок может абсолютно ничего не запомнить.

Обучайте ребенка не буквам, а звукам, то есть говорите не «ЭМ», а «М». В противном случае чадо прочтет вместо «мама» — «эмаэма».

Учите сразу читать слогами, а не по буквам, так процесс пойдет быстрее. Пресекайте все попытки малыша шевелить губами при чтении про себя. Педагоги уверяют, что при таком шевелении ребенок будет слишком долго осмысливать одно и то же слово.

Упражнения для развития навыка скорочтения

Устранить ошибки, которые препятствуют быстрому чтению, можно с помощью следующих упражнений.

Чтение с указкой

Скорочтение (методика обучения основывается на ежедневных занятиях) включает в себя задания, во время которых необходимо читать текст и двигать указку или гладкую длинную палочку, или использовать собственный палец (кому как удобно) немного с большей скоростью, чем человек понимает текст. Это необходимо делать для того, чтобы взгляд медленно сползал вниз по строчкам.

Скорочтение для детей-первоклассников и подростков. Методика обучения, советы, видео-уроки

Такое задание называют форсированием скорости чтения. Взгляд наблюдает за строчкой, по которой движется палец, при этом нельзя выпускать его из своего обзора, если необходимо вернуться к прочитанной информации (регрессивное чтение). После таких тренировок можно избавиться от регрессивного чтения и читать без дополнительных приспособлений.

Подавление артикуляции

Артикуляция, по мнению некоторых специалистов, является естественным явлением, которое снижает нагрузку на головной мозг при получении и обрабатывании нового материала. Но субвокализация значительно уменьшает скорость чтения. Избавиться от работы органов речевого аппарата (язык, губы, гортань) при чтении «про себя» можно, если переключать внимание.

Во время чтения нужно стучать при помощи карандаша мелодию с четким ритмом. Данное упражнение отвлечет внимание от артикуляционных действий. Помимо выстукиваний можно называть числа в обратном порядке от 10 до 0. Во время того, как ученик будет следить за тем, чтобы произнести число верно, отсутствует возможность проговорить текст.

Скорочтение для детей-первоклассников и подростков. Методика обучения, советы, видео-уроки

Счет можно заменить напевом мелодии (вслух или «про себя»), читая на память скороговорки или небольшие стихотворения.

Метод «зеленой точки»

Данная методика разрабатывает навык понимать текст, которая находится в поле зрения. Для этого в центре страницы с текстом необходимо нарисовать точку зеленого цвета, на которую нужно внимательно смотреть на протяжении 10 мин. После чего нужно закрыть глаза и представить ее.

После таких тренировок на концентрацию внимания на зеленой точке в течение 14 дней следует смотреть на текст, который расположен вертикально и горизонтально от нее. При этом нужно пытаться включить в поле зрения, по возможности, большее количество слов, которые не обязательны для прочтения, они должны попасть в область периферического зрения.

Методика обучения может быть дополнена таблицами немецкого психиатра и психотерапевта Вальтера Шульте, которые и были разработаны для того, чтобы улучшить поле зрения, что поможет увеличить скорочтение.

Тренировка тарабарщины

Тарабанские тренировки – это чтение, при котором нужно читать справа налево. Данные упражнения помогут развить мышление, внимание, умение концентрировать внимание. Сначала следует читать слова или словосочетания в обратном направлении.

Скорочтение для детей-первоклассников и подростков. Методика обучения, советы, видео-уроки

При этом подбираются слова и фразы, которые можно читать слева направо (например: «А роза упала на лапу Азора», «Дорог Рим город или дорог Миргород», «Коту скоро сорок суток», «Нажал кабан на баклажан»). После необходимо тренироваться на простом тексте.

Чтение вверх ногами

Это занятное, но достаточно эффективное упражнение для развития скорости чтения. Сперва читается абзац из текста, при этом книга или лист перевернуть вверх ногами. После чего книга возвращается в привычное положение, и абзац читается повторно. После таких манипуляций текст читается с легкостью и с хорошей скоростью.

Метод «тик-так»

Читая текст, необходимо охватить взглядом первые и последние слова или словосочетания строки. Это дает возможность понять общий смысл прочитанной информации, благодаря чему увеличится скорость чтения.

Чтение по диагонали

Взгляд движется не по сточкам, а от одного (левого верхнего) угла к другому (правому нижнему) – диагонально. Двигать глаза по строчкам нельзя, также запрещено возвращаться к прочитанному материалу. Сначала взгляд должен охватить небольшое количество слов, а с каждой тренировкой он будет увеличиваться.

Главным для данного метода является выделение главного – ключевых фраз и не принимать во внимание на ненужную информацию. Если овладеть данным методом, то можно понять суть текста на странице за достаточно короткий промежуток времени.

Найти пару

Чтобы развивать скорость мышления, можно начинать это упражнение с самого раннего возраста, главное, чтобы малыш уже знал буквы и умел работать со слогами. Можете купить, а можете и самостоятельно нарисовать карточки, на которых будут написаны слоги. Разложите их на столе в беспорядочном положении и предложите ребенку составить слова, которые он сможет найти. Например: «во-да», «па-па», «ба-ба». С каждым упражнением усложняйте задачу, добавляя в слова по одному слогу.

На карточках должны быть слоги тех слов, которые ребенок уже видел, здесь главное — внимание, память.

Анаграммы

Скорочтение в домашних условиях станет гораздо продуктивней, если усиленно тренировать зрительную память. Напишите на листе бумаги неправильное предложение, а на другом — его исправленный вариант. Например: «На зеленом лугу сидела лягушка» и «Лугу на зеленом лягушка сидела». Попросите ребенка быстро прочесть первый вариант, а потом так же быстро — второй. Вы удивитесь, но малыш и второй вариант прочтет так же правильно, как и первый. Это и есть зрительная память.

Точно так же можно поступить не с предложениями, а со словами, убрав из второго варианта все гласные или несколько букв.

Если с первого раза не получилось, попросите найти допущенные в предложении или слове ошибки, и продолжайте тренировки каждый день.

Для чего нужно скорочтение ребенку?

Скорочтение помогает быстрее усваивать пройденный материал, устранить все погрешности в чтении. Например, если ребенок часто «запинается», путает буквы и слоги, «проглатывает окончания», то эта техника поможет избавиться от этих моментов.

Увеличивая скорость прочтения, ребенок будет больше успевать в школе, научится отделять главное от ненужного в пройденном материале.

Скорочтение отлично развивает память. Это очень важно при обучении, ведь ежедневно детям выдается огромное количество информации, и развитая память поможет лучше усваивать информацию, а значит, и оценки улучшатся!

Скорочтение для детей — как научить ребенка быстро читать

Концентрируй взгляд в центр. Боковым зрением отмечай одинаковые блоки. Цель не в том, чтобы как можно быстрее найти одинаковые блоки, а в том, чтобы сконцентрировав взгляд в центр экрана боковым зрением найти нужную информацию.

Обучись быстро читать

Однако, некоторые упражнения из курса скорочтения можно применить к детям и школьникам. Например, можно выполнять упражнения на концентрацию, на расслабление, на вхождение в состояние восприятия важной информации.

Пара слов о вреде скорочтения для детей:

Почему детям вредно изучать скорочтение, приведу на примере американских негров. Вместо того чтобы говорить Yes, они сократили до Ya– видимо это произошло от того, что они, не обучаясь в школе, не чувствуют глубинных корней слова.

Скорочтение, это во многом отгадывание и проскакивание через ненужные куски текста. Человек с малым жизненным опытом не будет правильно воспринимать реперы текста и не правильно понимать мысль автора.

Обучающему детей скорочтению на заметку:

Что такое динамическое чтение (скорочтение)
— скорочтение это набор манипуляций с текстом, позволяющих значительно увеличить скорость чтения скорочитателя без большой потери понимания прочитанной статьи. Следует, между прочим иметь в виду, что официально не существует никакого четкого разделения между «медленным» и «скоростным» методами восприятия информации по той причине, что большинство читателей используют подходящие для них, упражнения чтения.

Основные приемы и принципы скорочтения

  • Отработка привычки мгновенного выделения основного смысла текста
    , фильтрация мусорной информации и чтения эффективной и полезной информации.
  • Устранение, остановок, регрессии, возвратных движений глаз
    . При традиционном способе чтения очень распространены повторные прочтения одного и того же материала, что значительно замедляет скорость чтение и снижает коэффициент усваивания информации.
  • Просмотровое чтение
    . Фотографирование без фокусирования на тексте с малой значимостью.
  • Подавление проговаривания текста
    — выработка новой стратегии чтения: воспринимаю текст и сразу понимаю смысл прочитанного. Средний читатель уже имеет навыки подобного чтения. Например, сразу декодируются логотипы и аббревиатуры. Очень многие привычные словосочетания, воспринимаются картинкой. При этом следует иметь в виду, что незнакомые слова следует читать декодируя их в звуковые образы, то есть проговаривать текст.
  • Расширения поля охвата зрения
    . Существуют специальные тренинги (например, таблица Shulte), направленные на расширение угла зрения до двух-трех слов, нескольких абзацев. Благодаря широкому углу зрения, читатель за одну фиксацию взгляда, может охватить большее количество информации, чем читатель, не обладающий подобным навыком.

Воспринимайте книги как окна в мир

Ушинский рекомендовал смотреть на художественное произведение «как на окно, через которое дети должны видеть ту или иную сторону жизни», и подчеркивал, что «недостаточно, чтобы дети поняли произведение, а надобно, чтобы они его почувствовали».

Огромную роль в занятиях по чтению отводил К.Д. Ушинский наблюдениям за жизнью природы и требовал использовать наглядность

при чтении, считал наглядность основным принципом обучения отечественному языку. Созданная Ушинским система получила название «
Объяснительное чтение
».

Расширение угла зренияПеремешанные буквы в словах воспринимайте текст блокамиТаблица ШультеРазорванный текст
Подсчитай числаТаблица ШультеЧтение без пропусков между слов
Чтение без гласныхВращающийся текстТаблица Шульте

Чем грозит недостаточные навыки чтения

Если в начальной школе дети мало читали, мало мыслили, у них складывалась структура малодеятельного мозга».Он рекомендовал различный подход к чтению научно-популярных статей и к чтению художественных произведений, разработал принципы проведения бесед в зависимости от вида произведения, дал конкретные указания о специфике работы над произведениями фольклора и баснями.

Была усовершенствована методика анализа художественного произведения: больше – творческих, развивающих упражнений, умение высказывать собственное мнение по поводу прочитанного, работа над произведением в целом, а не над отдельными мелкими частями, учащимся большей самостоятельности в раскрытии идеи и образов произведения, разнообразие видов заданий при работе с текстом.

В ходе выразительного чтения подтвердились предположения, что развитие навыков чтения будет эффективным, исследования по формированию навыков беглого, если подобрать текст и понять прочитанное, т.е. создавать «ситуацию успеха», проводить упражнения на выразительность чтения, начиная с самых простых и постепенно усложнять их.

Как производится анализ текста после чтения в режиме скорочтения

Задача любой существующей техники быстрого чтения заключается в том, что мы охватываем не отдельные слова, а всю фразу целиком.

Прилагательное «розовощекий» можно убрать, оно характеризирует внешность ребенка; «карапуз» – это подлежащее, его оставляем. «Сладко» пропускаем, оно не имеет особого значения; «посапывал» – сказуемое; «посапывал» где? – в колыбели (красивой убираем).

Смысл предложения мы сохраняем, но во время чтения убираем лишние члены предложения. Сразу же идентифицировать в тексте нужные слова будет сложно, но со временем вы научитесь.

Разделы:

Скорочтение — как читать быстрее | Онлайн тренинги по скорочтению. Пошаговый курс для освоения навыка быстрого чтения Проговаривание слов и увеличение скорости чтения | Угол зрения — возможность научиться читать зиг-загом | Концентрация внимания — отключение посторонних шумов Медикаментозные усилители — как повысить концентрирующую способность мозга | Запоминание — как читать, запоминать и не забывать |
Курс скорочтения — Выжимки из теории. Самое необходимое из того, что необходимо тренировать
| Статьи на тему самосовершенствования | Книги и программы для скачивания | Иностранный язык — тренировка иностранных языков | Развитие памяти | Набор текстов десятью пальцами | Медикаментозное улучшение мозгов | About

Скорочтение для детей в домашних условиях: отзывы

Многие родители, которые самостоятельно занимались с ребенком, заметили после прохождения курса его большую успеваемость в школе. Также дети, прошедшие такой курс, стали гораздо внимательней.

Есть те, кто пишут, что преподаватель не смог обучить скорочтению, так как ребенку на занятиях было некомфортно. С родителями дети себя чувствуют более раскованно.

Есть родители, которые утверждают, что им не хватило терпения самостоятельно обучить своего малыша, и они решили, что это им не так уж и надо.

Советы и упражнения по обучению скорочтению для дошкольников

Советы по организации и проведения занятий для детей дошкольного возраста:

  • подбирать тексты небольшого размера (вполне достаточно отрезков, состоящих из 1-2 предложений);
  • увеличивать количество предложений после того, как скорочтение маленьких объемов будет хорошо освоено;
  • занятия проводить постоянно, что является фундаментом при освоении скорочтения;
  • между упражнениями делать непродолжительные перерывы (лучше сделать меньше заданий и качественно, чем все и не получить положительный результат или динамику);
  • не следует менять текст или последовательность цифр на каждом занятии (максимальное использование одинакового задания составляет 2-3);
  • рекомендуется сочетать чтение с визуализацией. Так, после прочтения небольшого текста ребенку предлагается посмотреть на картинку. Затем следует сделать короткий перерыв. Метод легкий, но достаточно эффективный для обучения дошкольника скорости чтения. Данную методику рекомендуется использовать на детях 5-6 лет;

    Скорочтение для детей-первоклассников и подростков. Методика обучения, советы, видео-уроки

  • в начале продолжительность занятий не должна превышать 5 минут, затем она постепенно увеличивается, при этом учитывается возраст детей;
  • частота занятий для дошкольников не должна превышать 2-3 раз в неделю.

Занятия условно можно разделить на несколько этапов:

ЭтапУпражнения
РазминкаВоспитаннику необходимо прочитать текст длиною до 100 слов (активизация головного мозга, памяти, мышления).
Родитель или воспитатель задает малышу вопросы по содержанию прочитанного (увеличивается словарный запас).

Особое внимание следует уделить движения артикуляционного аппарата.

Задания для развития периферического зренияИспользуются таблицы Шульте. Для детей дошкольного возраста выбираются таблицы, состоящие из 9 цифр.
Задания на развитие зрительной памяти и улучшение вниманияМалышу предлагается слова, в которых буквы переставлены местами в слогах
Задания на борьбу с артикуляцией и регрессивным чтениемВо время чтения слово закрывается при помощи закладки.
Ребенку необходимо читать предложение под музыкальное сопровождение (желательно без слов). После прочтения малышу необходимо ответить на вопросы взрослого по содержанию текста.

Еще одно упражнение, которое помогает избавиться от артикуляции – прикрыть рот, прижать к губам собственный палец и читать текст. Затем также задаются вопросы по смыслу

Заключительная частьРебенку даются задания на рисование прочитанного материала
Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: