Риторика. Искусство публичного выступленияИрина Лешутина, 2008


Планируйте и репетируйте

Планируйте и репетируйте. Неважно, есть у вас пять дней или 30 секунд. Вас могут застать врасплох. И тогда ваше планирование должно состоять из представления трёх основных пунктов. Прекрасный момент для этого — это когда кто-то пытается привлечь внимание аудитории и представляет вас. В идеале, конечно же, лучше спланировать всё, что хотите сказать. И переписывать это раз за разом. Пока не получите лучший результат. И не забудьте отрепетировать при людях.

Подсказка: не попадитесь в ловушку, думая, что короткие выступления не требуют подготовки. На самом деле короткая речь может оказаться гораздо сложнее, чем длительное выступление.

Вот задание из учебника:

Нужно любить природу, спасать ее от уничтожения, охранять и беречь … Мы слышим эти слова почти ежедневно, встречаем их в учебниках, газетах, на сайтах в Интернете. Мысленно соглашаемся с любым из подобных лозунгов, так как понимаем: все они верны и важны. Правда, сразу же забываем о призывах, которые только что полностью одобряли. Так уж устроены люди: слова, адресованные всем, они не воспринимают в качестве обращения к каждому отдельно. Что же получается? Все голосуют за то, что нужно действовать, однако бездействуют. Вот почему наша планета совсем не похожа на обиталище Маленького Принца — астероид В-612.

Человек так много знает и умеет, что считает себя самым главным, значимым и мудрым существом на Земле. На самом же деле природа не предполагает понятия «самый», в живом мире важно все, причем в равной мере: тоненькие колоски на полях и огромные баобабы, гигантские слоны и крошечные муравьи, кроты, живущие в норах, и парящие в небе орлы. И никто не нарушает законов природы. Никто, кроме людей …

Волки и другие хищники нападают на домашний скот, и поэтому мы полагаем, что следует их отстреливать. Болото мешает нам сеять хлеб — мы его осушаем. Людям нужно много электроэнергии, а значит, можно построить плотины. Что будет потом, нам все равно. Ведь мы живем сейчас и хотим пользоваться придуманными для удобства плодами цивилизации. Задыхаемся от выхлопных газов, но садимся в автомобиль, чтобы проехать один квартал. Можем пойти за покупками с сумкой, сшитой из ткани, однако берем с собой полиэтиленовые пакеты, хотя прекрасно понимаем, как вредно это для экологии. А потом удивляемся и жалуемся: нечем дышать, свалки расползаются по земле, как злокачественные опухоли.

Засухи и ураганы, высохшие реки, почвы, утратившие плодородие, — это не месть природы, это ее болезни. Природа слишком добра и умна для того, чтобы мстить. Она просто пытается выжить и очень страдает, как мать, вырастившая легкомысленных и эгоистичных детей.

Люди же продолжают создавать призывы и лозунги, сокрушаться, что на природоохранные меры нет денег. А почему на совершенствование оружия средства всегда есть? На драгоценности, азартные игры и роскошные развлечения тоже. Да потому, что с приоритетами мы никак не разберемся. Интересно, поумнеет человек, когда ему придется днем и ночью ходить в противогазе, есть искусственную пищу и получать по карточкам несколько капель питьевой воды?

Вот и получается, что мы не так уж мудры, не доросли еще до подлинной зрелости. Природа — это гармония, а люди — ее часть. Исчезнет она — не будет и нас. Так давайте перестанем просто говорить и перейдем к делу. Если возьмемся все вместе и прямо сейчас, то обязательно успеем.

Краткость — сестра таланта

Я думаю, что за всю мировую историю никто ни разу не сказал: «Мне бы хотелось, чтобы это выступление длилось дольше». Так что следите за временем и ни в коем случае не отвлекайтесь от темы. Вам может не хватить времени, чтобы донести всю суть основных моментов. Для этого вам представится возможность, когда вы будете отвечать на вопросы слушателей. Или вы можете отправить участникам рабочие заметки по теме выступления.

Подсказка: возьмите время, отведённое вам для выступления и, репетируя, отнимите от него 20%.

Риторика. Искусство публичного выступленияИрина Лешутина, 2008

Начнем ab ovo (лат.) – «с самого начала».

Мировая риторика возникла более 2500 лет назад, во времена античной цивилизации, полагавшей ее величайшей из гуманитарных наук.

Основоположником риторики как науки считается великий философ Древней Греции Аристотель (384–322 гг. до н. э.), который определял ее как «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», как «общие принципы ведения спора». Аристотель считал риторику искусством убеждения, поскольку именно в Древней Греции зародилось искусство спора и появились первые школы риторики[1].

Так называемые древнегреческие софисты обучали приемам полемики, нацеленным на победу в споре любой ценой. Известный софист Горгий (V–IV вв. до н. э.) призывал своих сторонников стремиться в споре именно к победе, а не к установлению истины. Это приводило к сознательному использованию ошибочных или выдуманных положений, предположений и рассуждений.

Софистов критиковали Сократ, его ученик Платон, а также Аристотель, обвиняя их в попрании истины и нравственности. Идеи Сократа, не оставившего письменных трудов, нашли отражение в работах Платона, который развил метод своего учителя. Он считал, что доказать истину человеку можно лишь с учетом его психологических особенностей. Платон является основателем диалектического (сократического) метода полемики, предусматривающего столкновение в диалоге противоположных мнений. При сопоставлении мнений с фактами и «твердыми свидетельствами» можно либо установить истину, либо видоизменить мнение.

Аристотель разграничил нетехнические способы убеждения («которые не нами изобретены») и технические («которые могут быть созданы нами с помощью метода и наших собственных средств»)[1]. Практически нетехнические способы убеждения – это факты, а технические – их преподнесение. Данное разграничение подтверждает, что риторика – это и искусство, неразделимое с природным даром красноречия, и наука (техника), которую может изучить каждый.

Учение Аристотеля, придавшее законченную форму античной риторике, актуально и сегодня для выступлений любого типа.

В развитие риторики внесли немалый вклад ораторы и теоретики ораторского искусства Древнего Рима – Цицерон, Квинтилиан и другие, сформулировавшие законы и правила ораторского искусства, которыми мы пользуемся и сегодня.

Опираясь на законы философии, психологии, филологии и других гуманитарных наук, риторика определяет основные составляющие ораторской деятельности: этос – нравственная (этическая) основа речи; логос – идея, содержательная (логическая) сторона речи; пафос – средства воздействия на аудиторию (психологическая сторона речи[31, с.51].

Из трех необходимых для оратора данных – ingenium (природный талант), usus (навык), doctrina (знания) – Цицерон отдавал предпочтение последнему, считая, что истинный оратор обязан быть, в первую очередь, образованным, «должен исследовать, переслушать, перечитать, обсудить, разобрать, испробовать все, что встречается человеку в жизни, так как именно жизнь служит оратору материалом»[33].

Итак, изучив теоретические основы риторики, мы всю жизнь совершенствуем свои ораторские способности, что подтверждает всемирно известную формулу Цицерона – «ораторами становятся».

На исходе эпохи античности риторика становится учебной дисциплиной, подразделяясь на общую и частную. Общая риторика изучает принципы построения речи в любой сфере деятельности, а частная риторика предусматривает использование этих общих принципов в определенном общении, в подготовке к конкретным выступлениям (протокольно-этикетным, развлекательным, информационным, убеждающим).

В какой последовательности рекомендуется работать над речью? С чего начинать, создавая текст публичного выступления? Ответ на эти вопросы дает античный риторический канон (рис. 1), определяющий порядок работы оратора над текстом выступления и с ним.

Шаг № 1.

Изобретение – inventio – работа над мыслью речи (выбор, систематизация материала, выделение доказательств, аргументов), предусматривающая ответ на вопрос:
что сказать?
Шаг № 2.

Расположение – dispositio – работа над композицией выступления, предусматривающая ответ на вопрос:
где сказать?
Шаг № 3.

Украшение – elocutio – редактирование речи (собственно красноречие), предусматривающее ответ на вопрос:
как сказать?
Шаг № 4.

Запоминание – memoria (учение о профессиональной ораторской памяти) – технический этап подготовки: заучивание текста, подготовка заметок и т. п.

Шаг № 5.

Произнесение – actio – собственно выступление, общение оратора с аудиторией (интонация, мимика, жесты и др.), кульминация всей ораторской деятельности.

Рис. 1. Процесс создания выступления

На этом античный канон заканчивается, но современная риторика предполагает еще один шаг.

Шаг № 6.

Размышление – reflexio – анализ произнесенной речи и выводы, которые делает из нее сам оратор с целью улучшения своих выступлений в дальнейшем.

Подчёркивайте важные моменты

Пятиминутное выступление вы можете разделить на интервалы по одной минуте. В этих интервалах вы озвучите все основные аспекты вашего выступления. Первую минуту вы можете взять для того, чтобы представиться и рассказать аудитории, о чём пойдёт речь в вашем выступлении. Последнюю минуту вы можете использовать для подведения итогов вашего выступления. Таким образом, у вас останется по 60 секунд для каждого из трёх основных пунктов вашего выступления.

Подсказка: используйте словесные сигналы, чтобы направить аудиторию в нужное русло. Фразы, которые кажутся очевидными при написании текста, могут быть гораздо полезнее при устной речи: «Это был первый пункт, а сейчас мы поговорим о втором».

Мастерство ораторского выступления. Критерии оценивания

Цель: формировать навыки практического применения знания критериев оценивания публичного выступления, правил продуцирования эффективной речи; структуры выступления; обучать навыкам поддержания неконфликтного общения; гармоничного сочетания вербального и невербального общения.

Вопросы для обсуждения:

1. Критерии оценки устного выступления: правильность, смысловая адекватность, коммуникативная эффективность, выразительность и т.д.

2. Выступление студентов с подготовленными заранее сообщениями на ту или иную тему (на выбор студента).

3. Обсуждение каждого из выступлений в соответствии с критериями оценивания.

4. Распределение призовых мест.

Рекомендуемая литература

(дополнение к лекционной литературе)

1. Апресян Г.З. Ораторское искусство. М., 1972.

2. Гуревич С.С., Погорелко В.Ф., Герман М.А. Основы риторики. Киев, 1988.

3. Добуа Ж., Эделин Ф. и др. Общая риторика / Пер. с франц. М., 1986.

4. Иванова С.Ф. Специфика публичной речи. М., 1978.

5. Ломоносов М.В. Из риторических сочинений. Об ораторском искусстве: Хрестоматия / Сост. А.В.Толмачев. М., 1973.

6. Маров В.Н., Вагапова Д.Х., Зыбина Т.М., Виньков Ю.В. Риторика – учителю. Пермь, 1993.

7. Матыев В., Панов А. В мире вежливости. М., 1976.

8. Михневич А.Е. Ораторское искусство лектора: Хрестоматия: Пособие для молодого лектора. М., 1986.

9. Ножин Е.А. Мастерство устного выступления. М., 1989.

10. Павлова К.Г. Искусство спора: логико-психологические аспекты. М., 1988.

11. Поварнин С.И. Спор. О теории и практике спора. М., 2002.

12. Слемнев М.А., Васильков В.Н. Диалектика спора. Минск, 1990.

Занятия, проводимые в интерактивной форме с применением инновационных образовательных технологий

Тема группового занятияОбразовательные результатыФорма группового занятияОбразовательные технологииПродукт деятельности
1.Современная речевая ситуация. Культура речи как научная дисциплина. Основные аспекты культуры речи.Знает: актуальные проблемы культуры речи в современном обществе.лекцияРазвитие критического мышления
2.Русский язык и национальная картина мира. Языковая личность. Русский национальный язык.Знает: актуальные проблемы культуры речи в современном обществе; способы научного рассуждения (индукция, дедукция); Умеет: работать с текстом – отделять основную информацию от второстепенной, обобщать и систематизировать ее; проникнуть в суть проблемы, выделить спорные моменты. Владеет: навыком построения текстов с разными способами изложения материала (ступенчатый, индуктивный, дедуктивный, концентрический); навыком письменного и словесного выражения собственного мнения по тому или иному вопросу.круглый столпроектное обучение, мозговой штурм.
3.Литературный язык как нормированная и обработанная форма общенародного языка.Знает: основные признаки общеязыковой нормы, особенности ее становления, разновидности литературной нормы.лекцияразвитие критического мышления
4.Орфоэпические нормы современного русского литературного языка.Знает: основные нормы современного русского литературного произношения: нормы произношения гласных звуков, согласных звуков, их сочетаний, грамматических форм; нормы произношения заимствованных слов; дать представление об основных тенденциях развития русского произношения. Умеет: работать с орфоэпическим словарем; подбирать языковые факты, иллюстрирующие то или иное произношение; выделять и исправлять ошибки в произношении. Владеет: навыком осознанного применения орфоэпических и акцентологических норм в устной речи.практическое занятиеанализ практических ситуаций
5.Лексические нормы современного русского языка.Знает: нормы употребления слов и фразеологизмов, особенности лексической сочетаемости слов, типологию речевых ошибок. Умеет: работать со словарями (толковыми словарями, словарями иностранных слов, словарями синонимов и т.д.) для решения конкретных коммуникативных задач; анализировать тексты с точки зрения соблюдения лексических норм языка; редактировать тексты. Владеет: навыком грамотной профессиональной речи; навыком подготовки текстов с логичным расположением высказываний, последовательно раскрывающих ту или иную тему.коллоквиумпроектное обучение
6.Словообразовательные нормы современного русского языкаЗнает: словообразовательные нормы современного русского языка. Умеет: дифференцировать словообразовательные варианты; отличать окказионализмы от речевых ошибок. Владеет: навыком осознанного применения словообразовательных норм в устной и письменной профессиональной речи; приемами создания и уместного использования языковой игры в текстах профессионального и социально значимого содержания.практическое занятиеролевая игра
7.Морфологические нормы. Языковая норма и вариативность в употреблении форм имен существительных, прилагательных и местоимений.Знает: нормы употребления форм имен существительных, прилагательных, местоимений; варианты их использования. Умеет: свободно и грамотно употреблять языковые средства в сфере профессиональной коммуникации; пользоваться грамматическими словарями в случае затруднения; варьировать выбор языковых средств в соответствии со стилем речи; осознанно соблюдать морфологические нормы русского языка. Владеет: основным приемом эффективного общения – соблюдение норм русского языка в устной и письменной речи.практическое занятиетренинг
8.Трудные случаи употребления имени числительного. Образование и употребление форм русского глагола и неспрягаемых глагольных форм.Знает: нормы употребления числительных, глаголов и неспрягаемых глагольных форм; варианты их использования в речи. Умеет: работать с грамматическим словарем; варьировать выбор вариантов в соответствии со стилем речи; осознанно соблюдать морфологические нормы русского языка. Владеет: навыками грамотной профессиональной речи.практическое занятиетренинг
9.Синтаксические нормы словосочетания и предложения.Знает: особенности выбора предложно-падежной формы управляемого существительного, нормы сочетания однородных членов, нормы согласования главных членов предложения, определений; типичные ошибки в оформлении деепричастного оборота и в построении сложноподчиненных предложений. Умеет: варьировать выбор синтаксических вариантов в соответствии со стилем речи; осознанно соблюдать нормы русского языка. Владеет: навыками грамотной профессиональной речи.практическое занятиеделовая игра
10.Стилистические нормы современного русского литературного языка.Знает: дифференциальную специфику функциональных стилей: сферу их применения, стилевые черты, языковые особенности, особенности жанровой реализации.лекцияразвитие критического мышления
11.Стилевые черты и языковые особенности научного и официально-делового стилей.Знает: сферу использования, функции, стилевые черты, подстили, жанровое разнообразие, языковые особенности текстов научного и официально-делового стилей. Умеет: работать с литературой по специальности; использовать различные словари для решения конкретных коммуникативных и познавательных задач; осуществлять метаязыковые операции в соответствии с коммуникативными задачами; осознанно соблюдать основные нормы русского языка; грамотно оформлять официальные документы; соблюдать речевой этикет в научной и деловой сфере. Владеет: приемом анализа языковых явлений; навыком создания и редактирования письменных текстов разных жанров и стилей.практическое занятиеролевая игра
12.Особенности публицистического стиля. Специфика разговорного стиля. Стилистические ошибки.Знает: функции, стилевые черты, жанровую дифференциацию, языковые особенности текстов публицистического стиля; особенности разговорной речи; типологию стилистических ошибок. Умеет: свободно и грамотно использовать языковые средства в публичной сфере, варьировать выбор языковых средств в соответствии со стилем речи; прогнозировать последствия своей речи с учетом особенностей жанра речи, ситуации и адресата. Владеет: приемом анализа языковых явлений; навыком создания и редактирования письменных текстов разных жанров и стилей.практическое занятиеразвитие критического мышления
13.Коммуникативный и этический аспекты культуры речи. Культура речи и культура общения.Знает: основные функции и единицы общения, условия оптимального общения; коммуникативные качества речи; формулы речевого этикета, условия использования невербальных средств общения.лекцияразвитие критического мышления
14.Общение. Коммуникативные качества речи. Речевой этикет.Знает: основные правила продуцирования убедительной и уместной речи; правила речевого поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие коммуникантов. Умеет: применять правила диалогического общения; выполнять речевые действия, необходимые для установления контакта; организовать и поддерживать неконфликтное общение; гармонично сочетать технику вербального и невербального общения. Владеет: приемами эффективного речевого общения в процессе выступления, ведения беседы, спора, дискуссии в различных коммуникативных сферах: социально-бытовой, научно-практической, официально-деловой, профессиональной.семинарролевая игра
15.Основы построения публичного выступления.Знает: основные правила продуцирования убедительной и уместной речи; правила речевого поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие коммуникантов; роды и виды публичной речи, ее композицию. Умеет: логически верно выстраивать устную и письменную речь; работать с текстом – отделять основную информацию от второстепенной, обобщать и систематизировать ее. Владеет: владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения; навыком построения текстов с разными способами изложения материала (ступенчатый, индуктивный, дедуктивный, концентрический); навыком подготовки текстов профессионального и социально значимого содержания.практическое занятиеанализ практических ситуаций
16.Мастерство ораторского выступления. Критерии оценивания.Знает: критерии оценивания публичного выступления; основные правила продуцирования убедительной и уместной речи; правила речевого поведения, обеспечивающие эффективное взаимодействие коммуникантов; роды и виды публичной речи, ее композицию. Умеет: выполнять речевые действия, необходимые для установления контакта; организовать и поддерживать неконфликтное общение; гармонично сочетать технику вербального и невербального общения; строить публичное выступление с учетом всех принципов эффективного воздействия. Владеет: навыком письменного и словесного выражения собственного мнения по тому или иному вопросу; приемами эффективного речевого общения в процессе выступления, ведения беседы, спора, дискуссии.семинар -диспутролевая игра

Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины:

Тема дисциплиныСодержание самостоятельной работы студентовПродукты деятельности
1.Общая культура человека и речевая культура. Русский национальный язык. Понятие литературного языка. Нормированность как одно из основных свойств литературного языка.Подготовка сообщений для «круглого стола»Сообщение
2.Орфоэпические нормы современного русского литературного языкаРабота с орфоэпичес-кими словарямиПодборка примеров, иллюстрирующих историческую изменчивость литературной нормы
3.Лексические нормы современного русского литературного языкаПодготовка мини-докладов для учебно-теоретической конференцииМини-доклад
4.Словообразовательные нормы современного русского литературного языка. Подбор языкового материала по заданным критериям Подборка дидактических материалов
5.Языковая норма и вариативность в употреблении форм имен существительных
6.Трудные случаи употребления имени прилагательного и местоимения
7.Трудные случаи употребления имени числительного
8.Образование и употребление форм русского глагола неспрягаемых глагольных форм (причастия и деепричастия)
9.Синтаксические нормы словосочетания и предложения
10.Стилистические нормы. Стилевые черты и языковые особенности научного стиля Конспектирование литературы по теме Конспект

Дата добавления: 2019-01-14; просмотров: 170;

⇐ Предыдущая12Следующая ⇒

© 2014-2020 — Студопедия.Нет — Информационный студенческий ресурс. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав (0.004)

Не просто говори. Показывай!

Выступая перед аудиторией, я люблю, чтобы у меня под рукой был наглядный материал, который можно продемонстрировать аудитории. Например, пара фотографий или что-то, на чём зритель может сфокусировать свой взгляд. Подумайте о разнице между тем, чтобы просто сказать: «Вчера мы подписали важный контракт», — и тем, чтобы взять в руки ручку и сказать: «Вчера мы вошли в историю, когда с помощью вот этой ручки подписали контракт на пять лет». Или же просто поднять чашку кофе и предложить тост, вместо того чтобы просто сделать объявление. Хоть это и может показаться немного банальным, но зато уж точно будет запоминающимся.

Подсказка: если вы используете в своём выступлении реквизит, то старайтесь сделать это в самом начале вашего выступления. Это не отвлечёт внимание зрителя мыслями о том, почему у вас в руках плюшевый мишка или пылесос.

Вложите свою душу

Вам не нужно обнажать свою душу перед аудиторией. Но практически в каждом выступлении есть возможность соединиться с публикой на личном уровне. Не бойтесь позволить вашим эмоциям войти в ваш голос, если это уместно в данной ситуации. Если новости хорошие, то говорить ты будешь счастливо и гордо. Если же вам нужно поделиться чем-то грустным или чем-то, что приводит вас в бешенство, то ваш голос, тон и слова будут соответствовать данной новости.

Подсказка: нескольких коротких слов будет достаточно для эмоционального соединения с публикой. Просто скажите искренне что-то вроде: «Что касается меня лично, то я невероятно горжусь этой группой…» или «Я пока не могу вам сказать, как мы преодолеем это, но скажу с уверенностью, что мы точно найдём выход». В зависимости от обстоятельств, таких коротких фраз может быть вполне достаточно.

Говорите!

Все ваши приготовления, доработки, сокращения текста и все усилия, приложенные к улучшению вашего выступления, пойдут насмарку, если зритель не сможет вас услышать. Если у вас есть хорошее аудиооборудование, используйте его. Если же нет, то начните ваше выступление с вопроса о том, хорошо ли слышен ваш голос публике. Небольшая хитрость: попросите людей поднять руки, если они слышат вас хорошо. Если же вы увидите, что многие из них не подняли рук, то вы сразу поймёте о наличии проблемы, которую необходимо решить.

Конспект урока русского языка в 6 классе «Публичное выступление на экологическую тему»

МОУ «Старомайнская средняя школа № 1»

Фомичева Людмила Александровна

Конспект урока в 6 классе.

ПУБЛИЧНОЕ ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЭКОЛОГИЧЕСКУЮ ТЕМУ.

I
Организационный момент.
-Доброе утро, дорогие ребята. Я рада снова видеть вас на своем уроке русского языка. Поздравляю всех вас с первым днем весны и хочу пожелать вам хорошего настроения и позитивного настроя на учебу. Прошу садиться. Откроем тетради, запишем сегодняшнее число, классная работа

.

II
Целеполагание. Тема.
Для начала я хотела бы обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку. Прочитаем его. Речь-это показатель ума. Так сказал римский философ Сенека. Давайте запишем эти слова. Что он имел в виду?

Чему же будет посвящен наш сегодняшний урок? (Развитию речи)

— К сожалению, отсутствие правильной речи у людей- одна из важнейших проблем современного общества. Умение красиво и грамотно говорить дано не каждому.

-Я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент.

(Просмотр Ералаша)

-Почему мальчику удалось убедить учителя и привлечь внимание ребят? (он обладал умением убеждать и говорить по- особому )

— Верно. Можно сказать ,что мальчик очень красноречив. А что же такое красноречие? Давайте обратимся к словарю.

(Способность, умение говорить красиво, убедительно). Для чего нужно обладать красноречием?

(чтобы выступать на публике)

Итак, тема

нашего сегодняшнего
урока
«Публичное выступление на экологическую тему»(запишем)

Каковы цели

нашего урока?

III
Объяснение нового материала.
Сначала послушаем античную легенду.

Во время одной из войн спартанцы оказались в трудном положении и попросили помощи у афинян. Когда же помощь прибыла – выяснилось, что это всего-навсего хромой учитель Тиртей.

Можете себе представить гнев и недоумение спартанцев: они решили, что афиняне над ними просто издеваются!

Однако Тиртей оказался искусным оратором. Своими речами он настолько вдохновил спартанцев, так поднял их боевой дух, что они бросились на врагов и одержали победу.

Искусные ораторы ,ребята, были и в древние времена, и в современном мире есть люди, умеющие красиво говорить и убеждать в своих мыслях других людей.

Демосфен, Цицерон,Гай Юлий Цезарь, Уинстон Черчиль , В.И.Ленин- это лишь немногие имена тех, чье слово когда-то руководило толпами людей.

Я просила вас найти информацию о некоторых из них. (сообщения уч-ся.)

РАБОТА В ПАРАХ

Видов речи много. Любую речь мы произносим с какой-либо целью. Сейчас я предлагаю вам поработать в парах и найти соответствие цели речи каждому виду. Запишите у себя в тетрадях ответы. Тех ,кто будут готовы первыми, прошу поднять руку.

— Итак, вернемся к нашей теме. Публичное выступление. Каковы же цели ПВ? (Все из названных)

Перед тем ,как готовить ПВ, вы должны четко определить для себя, а для чего вы его готовите, чего вы хотите добиться?

Из чего же должно состоять ПВ? Что такое ПВ? Это текст. А любой текст имеет свою композицию.

— Оратором не может быть любой человек. Для этого нужно обладать определенными качествами.

Очень многое влияет на то, будет ли аудитория внимательно слушать оратора: здесь важны и правильно подобранная одежда, и жесты , и мимика, и даже поза. Но конечно, на первом месте стоит правильная речь и дикция.

Есть ряд упражнений ,которые помогут исправить недостатки в речи. Я предлагаю вам зачитать несколько современных скороговорок

.

Дома потренируйтесь на досуге проговорить их быстро.

Теперь мы с вами знаем, каким же должен быть оратор, если он хочет, чтобы его услышали!

V Итак, ребята, 2020 год-это год экологии! Что такое экология? Давайте запишем это слово

.

В современном языке встречаются два понятия: экология как чистота окружающей среды, и экология как чистота речи. Для нашего сегодняшнего урока оба этих понятия актуальны. Мы с вами будем стремиться к чистой речи при публичном выступлении на тему о чистоте окружающей среды.

Проведем СОР

с этим словом. Образуем новые слова . Подчеркнем орфограммы.

А теперь давайте подумаем ,почему же экология в наше время становится темой публичных выступлений? Ребята подготовили небольшую сценку

на эту тему по стихотворению С.Михалкова.
Прогулка
Мы приехали на речку Воскресенье провести, А свободного местечка Возле речки не найти!

Тут сидят и там сидят: Загорают и едят, Отдыхают, как хотят, Сотни взрослых и ребят! Мы по бережку прошли И поляночку нашли.

Но на солнечной полянке Тут и там – пустые банки И, как будто нам назло, Даже битое стекло!

Мы по бережку прошли, Место новое нашли.

Но и здесь до нас сидели; Тоже пили, тоже ели, Жгли костер, бумагу жгли – Насорили и ушли!

Мы прошли, конечно, мимо… – Эй, ребята! – крикнул Дима. – Вот местечко хоть куда! Родниковая вода! Чудный вид! Прекрасный пляж! Распаковывай багаж!

Мы купались, Загорали, Жгли костер, В футбол играли – Веселились, как могли! Пили квас, Консервы ели, Хоровые песни пели… Отдохнули – и ушли!

И остались на полянке У потухшего костра: Две разбитых нами склянки, Две размокшие баранки – Словом, мусора гора!

Мы приехали на речку Понедельник провести, Только чистого местечка Возле речки не найти!

Сейчас мы с вами познакомимся с текстом

, который тоже может считаться примером ПВ.

РАБОТА С ТЕКСТОМ

Работа с орфограммами.

На карточках. Объясним написание.

Обратите внимание. Какая часть речи здесь очень часто встречается? Что такое числительное? Давайте выпишем из текста словосочетания с числительными

. Ведь мы знаем, что очень часто допускаются ошибки при склонении числительных. И в публичном выступлении эти ошибки нужно избегать.

VI Подведение итогов

.

Ораторское искусство-это труд! А никто и не сказал, что это будет легко. Ведь наша цель не рассказать о том, как вкусна жареная картошка. Мы будем готовить выступления на более серьезную тему. Вы вправе выбрать свой стиль выступления. У каждого известного оратора были свои секреты. Например, Уинстон Черчилль тщательно готовился к выступлению. Мимика, жесты рук, положение ног всегда продумывалось заранее. Он отшлифовывал текст до идеала. Причем известно, что от природы он шепевявил, но смог справиться с этим недостатком . Ленин разговаривал с народом на понятном для них языке. Он хорошо чувствовал настрой толпы, умел увлечь идеями. Ленин больше общался со слушателями, вел диалог. Его слова были очень простыми . А высказывания, которые произносил Ленин, становились крылатыми, их повторяли и печатали. Так что я думаю, у вас тоже все получится.

ДОМАШНЕЕ задание. Подготовить публичное выступление на экологическую тему.

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: