Английская интонация: как научиться ее правильно использовать?

Для правильного прочтения и понимания смысла текста важно знать, какие бывают виды предложений по цели высказывания и интонации.

Интонация – это эмоции говорящего человека, так что любое предложение может быть восклицательным и невосклицательным. Если человек говорит или спрашивает спокойно, то в конце это обозначается точкой, реже многоточием или знаком вопроса. При явном эмоциональном смысле фразы следует ставить знак восклицания.

Цель высказывания может быть разной – это повествование, побуждение или вопрос. В зависимости от этого выделяют три типа предложений.

Повествовательные предложения

Наиболее часто используемые виды предложений по цели высказывания. С их помощью мы чаще всего общаемся в повседневной жизни, о чем-то рассказываем, сообщаем. Задача как раз и состоит в передаче определенной информации, которая носит утвердительный или отрицательный характер.

Повествовательное предложение выражает законченную мысль. Голосовыми интонациями выделяется главное логическое слово, а также конец фразы, который произносится более тихим и спокойным тоном.

Например, «Катя купила хлеб в магазине», «Света – моя лучшая подруга!», «Я ходил в кино на ночной сеанс».

Как освоить английскую интонацию: практические советы

Чтобы работать над интонацией, для начала надо научиться ее слышать и осознавать. Первый шаг: запишите свою речь на диктофон. Для этого следует выбрать абзац, в котором есть разные типы предложений. Может подойти отрывок из книги, которую вы читаете (или, например, вот из этой – чтобы заглянуть внутрь, просто кликните на обложку слева).

После того как запись сделана, прослушайте ее, и вам станет понятно, над чем надо работать. Не звучит ли ваш голос слишком монотонно? Насколько естественно вы снижаете или повышаете тон? Похожа ли ваша интонация на «родную»?

Вот несколько подсказок, которые помогут добиться правильного звучания на английском:

  • Читайте хором вместе с видео. Найдите на YouTube видео с субтитрами или выберите один из роликов на FluentU (они все имеют субтитры, это очень удобно!). Посмотрите короткий отрывок дважды, причем второй раз произносите фразы вместе с говорящим. Постарайтесь выдерживать тот же темп, а также копировать ударения и тон голоса.
  • Разметьте свой текст. Разметка наглядно покажет, где тон повышается, а где падает. Можно ставить стрелочки над словами или рисовать волнистую линию – как вам удобнее.
  • Утрируйте. Тренируясь, произносите фразы с преувеличенной, «театральной» интонацией; например, если тон должен идти вверх, пусть он будет выше, гораздо выше, чем нужно! Не беспокойтесь – в обычном разговоре вы так не сделаете, но это отличный способ осознать, какую интонацию вы в данный момент используете.
  • Используйте детектор высоты тона. Детектор высоты тона, такой как в онлайновом самоучителе игры на гитаре Get Instinct, обычно применяется для музыкальных инструментов. Но голос ведь тоже инструмент, и с помощи детектора можно отследить, как тон голоса поднимается и опускается (а также проверить, насколько хорошо вы попадаете в ноты, когда поете).
  • Попробуйте разные интонационные рисунки.Выберите одно предложение и произнесите его с разной интонацией. Понимайте и опускайте тон, попробуйте ставить главное ударение на разные слова, просто поиграйте с голосом. Запишите себя и прослушайте результат. В каких случаях ваш голос звучит удивленно? Раздосадовано? Пробуйте так и этак – вы удивитесь, насколько это эффективный способ.

Это были подсказки, которые помогут осознать интонационный рисунок собственной речи. Однако вопрос в том, когда какой тип интонации использовать? Давайте разберемся.

Вопросительные предложения

Задача их очевидна – они созданы для передачи какого-либо вопроса. Существует несколько подвидов вопросов:

  • Общевопросительные предложения. предполагают односложный ответ, возможны варианты только «да» и «нет». Например, «Вы читали новую книгу этого автора?».
  • Частновопросительные предложения. Это общие вопросы. Которые предполагают подробный развернутый ответ. Например, «Во сколько начинается сеанс в кино?».
  • Собственно вопросительные предложения. Цель – получение определенной информации, они предполагают обязательный ответ. Например, «Как зовут эту девушку?».
  • Вопросительно-утвердительные предложения. Здесь в самом вопросе уже указана интересующая вопрошающего информация, остается только подтвердить ее. Например, «Ты же видел, что она плачет?».
  • Вопросительно-отрицательные предложения. В таком вопросе заключено отрицание. Например, «Как можно не праздновать Новый год?».
  • Вопросительно-побудительные предложения. такой вопрос одновременно является и побуждением к действию. Например, «Может, сходим в кино завтра?».
  • Вопросительно-риторические предложения. это предложения, которые не требуют ответа, а вопрос в них используется исключительно для придания речи выразительности. Например, «Кто же не хочет встретиться с волшебником?».

В устной речи вопросительные предложения отличаются интонацией, в письменной в конце ставится знак вопроса.

Порядок слов в предложении, интонация, логическое ударение

Основными средствами оформления предложения являются порядок слов, актуальное членение предложения, интонация и логическое ударение.

Для правильного построения предложения существенное значение имеет порядок слов, последовательность в расстановке членов предложения. В русском языке порядок слов свободный. Это означает, что за тем или иным членом предложения не существует строго закрепленного места. Однако произвольная расстановка слов в предложении может привести к нарушению логических связей между словами и впоследствии к изменению смыслового содержания всего высказывания.

Например: На встрече представителей двух государств принятые обязательства были успешно выполнены. (Смысл данного предложения может быть понят так, что обязательства были выполнены на самой встрече. Для устранения неточности необходимо исправить предложение следующим образом: Обязательства, принятые на встрече представителей двух государств, были успешно выполнены.) Особенно важен точный порядок слов для письменной речи, в которой смысловое содержание высказывания не может быть уточнено с помощью логического ударения, невербальных средств общения (жестов, мимики) и самой ситуации.

Синтаксическая функция выражается в том, что бывают случаи, кода в зависимости от положения в предложении слово может быть определенным членом предложения.

Сравните: Мать (подлежащее) любит дочь (дополнение). — Дочь (подлежащее) любит мать (дополнение); Приехал больной (определение) человек. — Человек приехал больной (именная часть составного именного сказуемого), Моя мама (подлежащее) — наша учительница (сказуемое). — Наша учительница (подлежащее) — моя мама (сказуемое) и т.д.

Порядок слов в русском языке важен при выражении мысли, так как он выполняет три основные функции.

1. Порядок слов служит для полной передачи смысла сообщения.

Например, в предложениях: Машина обыграла Каспарова и Каспарова обыграла машина, которые различаются не лексически, а только порядком слов, содержится два разных по смыслу сообщения: в первом случае речь идет о машине (тема сообщения), а во втором — о Каспарове, то есть именно он является темой высказывания, хотя в обоих случаях машина — подлежащее, а Каспаров — дополнение. Другой порядок слов приводит к иному актуальному членению предложения.

2. Особый порядок слов может придавать предложению эмоциональную окраску, выполняя при этом стилистическую функцию: Дремлет Красная площадь. Тих прохожего шаг.

3. Порядок слов может различать члены предложения, и тогда он выполняет синтаксическую функцию: Грузовик обогнал автомобиль.

При достаточном свободном порядке слов в русском языке все же выделяются прямой и обратный порядок слов.

При прямом порядке слов члены предложения обычно располагаются так:

— в повествовательных предложениях за подлежащим следует сказуемое: Учительница проверяла наши контрольные работы. — приглагольное дополнение следует за определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы. — согласованное определение ставится перед определяемым словом: Учительница проверяла наши контрольные работы. — несогласованное определение стоит после определяемого слова: Она купила платье в горошек. — обстоятельства могут занимать различное положении в предложении: Вчера он пришёл домой поздно. Мы поедем завтра в деревню.

Обратный порядок слов может быть любой, он используется для выделения нужных слов, тем самым достигается выразительность речи. Обратный порядок слов также называется инверсией (лат. «инверсио» — перестановка).

Инверсия позволяет:

1) выделить наиболее важные по смыслу члены предложения; 2) выразить вопрос и усилить эмоциональную окраску речи; 3) связать части текста.

Так, в предложении Роняет лес багряный свой убор (А. Пушкин.) инверсия позволяет усилить смысл главных членов предложения и определения багряный (сравните: прямой порядок: Лес роняет свой багряный убор).

В тексте порядок слов является также одним из средств связи его частей: Любовь сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь. (И. Тургенев.) Инверсия дополнения не только усиливает его смысловое значение, но и связывает предложения в тексте.

Особенно часто инверсия встречается в поэтической речи, где она не только выполняет указанные выше функции, но и может служить средством создания напевности, мелодичности:

Над Москвой великой, златоглавою, Над стеной кремлевской, белокаменной Из-за дальних лесов, из-за синих гор, По тесовым кровелькам играючи, Тучки серые разгоняючи, Заря алая подымается.

(М. Лермонтов.)

Интонация включает в себя мелодику, ритм, интенсивность, темп, тембр речи, логическое ударение. Она используется для выражения различных грамматических категорий или для выражения чувств говорящего.

Выделяют различные виды интонации: вопросительную, восклицательную, перечислительную, выделительную, пояснительную и т.д.

Dim lights

Интонация — явление сложное. Она состоит из нескольких компонентов.

1. В каждой фразе есть логическое ударение, оно падает на то слово, которое по смыслу самое важное. 2. Интонация состоит из повышения и понижения голоса — это мелодика речи. 3. Речь протекает ускоренно или замедленно — это образует ее темп. 4. Интонацию характеризует также ее тембр, который зависит от целевой установки и может быть мрачным, веселым, испуганным и т. д. 5. Паузы также часть интонации. Их очень важно делать в нужном месте, так как от этого зависит смысл высказывания:

Как удивили его / слова брата! Как удивили его слова / брата!

Интонация вопросительных предложений состоит в повышении тона на слове, на которое падает логическое ударение: Ты написал стихи? Ты написал стихи? Ты написал стихи? В зависимости от места логического ударения интонация может быть восходящей, нисходящей или восходяще-нисходящей:

Особенности интонации восклицательных предложений состоят в том, что наивысший подъем тона, сила звучания падают на выделяемое ударением слово.

Логическое ударение — это ударение смысловое, оно может падать на любое слово в предложении, в зависимости от желания и задач говорящего. Оно выделяет в предложении самое главное.

Прочитайте вслух следующие предложения, выделив интонацией отмеченные слова:

1) В нашем саду созрел виноград; 2) В нашем саду созрел виноград; 3) В нашем саду созрел виноград.

В первом предложении говорится, что созрел виноград, а не что-нибудь иное; во втором, что виноград созрел, уже готов; в третьем, что виноград созрел у нас, а не у соседей или ещё где-нибудь и т. д. Самое важное в сообщении обычно бывает новым, которое даётся на фоне данного, известного собеседникам.

Выделение голосом тех слов, которые обозначают самое важное в сообщении, называют логическим ударением.

Возьмем, например, предложение Брат учится в школе.

Если выделить более сильным ударением первое слово, то подчеркнем, что в школе учится именно брат (а не сестра или кто-нибудь еще). Если выделить второе слово, то подчеркнем, что именно делает брат. Выделив логическим ударением последнее слово, подчеркнем, что брат учится в школе (а не в техникуме, университете и т. п.).

В зависимости от логического ударения меняется смысл предложения.

При изменении места логического ударения меняется и интонация: если логическое ударение падает на последнее слово, то интонация всего предложения обычно спокойная и само логическое ударение слабое. А в остальных случаях интонация напряженная, а само логическое ударение сильное.

Примером того, как важно правильно делать логическое ударение, может служить отрывок из статьи В. Лакшина о пьесе А. П. Чехова «Вишневый сад».

«Удивительна емкость чеховской фразы. Петя Трофимов говорит в пьесе: „Вся Россия наш сад“. Актеры на разных сценах в нашей стране и во всем мире по-разному произносят эти четыре слова. Сделать ударение на слове „сад“ — отозваться на чеховскую мечту о будущем родины.

На слове „наш“ — подчеркнуть чувство бескорыстной собственности, причастности к тому, что дано совершить твоему поколению.

На слове „Россия“ — значит откликнуться на свою принадлежность ко всему русскому, земле не выбираемой, а дарованной с рождения.

Но вернее всего, быть может, поставить ударение на слове „вся“: „Вся Россия наш сад“. Ибо нет уголка в ней, к заботе и нуждам которого мы вправе остаться глухи, который не хотели бы видеть в цветении „вечной весны“.

А вернейший путь к этому, по Чехову, совершить для начала хотя бы один безусловно бескорыстный добрый поступок. Написать хотя бы одну вдохновенную, честную страницу. Посадить хотя бы одно дерево».

Таким образом, самое важное в сообщении можно выделить и порядком слов, и логическим ударением.

Порядок словсредство устной и письменной речи, а логическое ударение — только устной речи.

Логическое ударение обязательно, если порядок слов не выделяет самого важного в сообщении.

Умение выделять наиболее значимое в предложении — необходимое условие выразительной устной речи.

Побудительные предложения

виды побудительных предложений

Виды предложений по цели высказывания выделяют еще один тип – побуждение. В них содержится изъявление воли автора в виде просьбы, мольбы, приказа или пожелания. Главная цель таких предложений – побудить к действию того, в чей адрес они произносятся. В устной речи при их произношении используется побудительная интонация.

Основные функции

Фразовые акценты выполняют наиболее важные функции, когда направление движения тональности указывает на то, какая цель преследуется при высказывании. Интонационные средства можно разделить на два основных типа:

  • индивидуальная фразовая манера произношения;
  • интегральные или неакцентные характеристики, которые охватывают предложение полностью или распространяются на группу слов.

Фразовая интонация и ее виды используется совместно с разными языковыми средствами. Способ применения ее элементов зависит от того, в каком языке они применяются. В России и Германии важнейшим средством выражения правильного отношения в изложении является физическая выразительность речи и распределение силы ударения на отдельных словах или слогах. Данная функция во французской языковой системе обеспечивается так называемым описательным оборотом. Вместе с тем существуют общие признаки интонационного построения. Это справедливо в отношении повествовательного сообщения, которое выражается приятным для слуха понижением звука в конце фразы.

Наиболее значимое интонационное средство, весомость которого не зависит от используемого языка, вариации эмоциональных тембров голоса.

Выражая голосом особенности психологии образа с тончайшими оттенками чувств, говорящий доносит до слушателя (зрителя) смысл или идею художественного произведения.

Меняя тон произносимых слов, он может производить психологическое воздействие на другого человека, добиваясь определенного воздействия. О категоричности утверждения свидетельствует резкое падение тона, а слегка подымающийся тон небольшой глубины указывает на сомнение или недоумение. Одно и то же слово, произнесенное в другой тональности, оказывает разное эмоциональное воздействие. Для выражения эмоционального состояния активно применяются сила и высота голоса. При взволнованном или обеспокоенном состоянии скорость речи возрастает, а угнетенность, усталость выражается замедленной, тихой речью.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: