Узнаем как развить красноречие: упражнения

Как известно, впечатления людей от общения друг с другом на 55 процентов основаны на языке тела, на 38 процентов — на тембре голоса и дикции и лишь на 7 процентов — на словах, которые они произносят. Поэтому проблема хорошего голоса для человека чрезвычайно актуальна, поскольку определяет почти 40 процентов его жизненного успеха.

Очень важно правильно дышать.

И первые несколько упражнений научат нас этому:

1. Сделать вдох на счет 1, 2, 3, 4, на 5, 6 — задержать дыхание, на счет 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15 — выдох.

2. Повторить задание упражнения 1, но при выдохе считайте вслух: 7, 8…15.

3. Сделать короткий вдох, немного задержать дыхание, при выдохе начать считать: 1, 2, 3, 4 и т.д. Темп счета не ускорять, воздух не добирать.

4. Произнести скороговорку-считалку, сделав вдох в месте, указанном *, и продолжить на выдохе, насколько хватит воздуха: «Как на горке, на пригорке cтоят тридцать три Егорки*: раз — Егорка, два — Егорка, три — Егорка и так далее».

6. Это упражнение для тренировки диафрагмы. Произнести данный ниже текст, не закрывая рта. Можно представить, что вам поставили пломбу и нельзя закрывать рот:

Два часа не есть? Ужасно! Я не завтракал напрасно. Есть хочу как никогда!.. Два часа ждать? Ерунда! Есть характер, воля есть, Раз нельзя — не стану есть!

Мы на верном пути и следующие упражнения направлены на развитие самого голоса

: его силы, подвижности и благозвучности

7. Называйте этажи, по которым вы мысленно поднимаетесь, повышая каждый раз тон голоса, а затем “спускайтесь” вниз.

8. Произносите слова сначала медленно, затем постепенно ускоряйте темп до очень быстрого с последующим замедлением: «Быстро ехали, быстро ехали, быстро ехали… быстро ехали… быстро ехали».

9. Произнесите протяжно и плавно (как при пении) слоги: ми, мэ, ма, мо, му, мы.

Впереди самое интересное, приближающее нас к успеху выступлений перед любой аудиторией: упражнения для развития дикции.

10. Произнесите трудные сочетания звуков сначала медленно, затем быстрее:

Тлз, джр, врж, мкртч, кпт, кфт, кшт, кст, ктщ, кжда, ккждэ, кждо, кжду, кшта, кштэ, кшту, кшто.

11. Произнесите слова с трудными сочетаниями согласных сначала медленно, затем быстрее:

Бодрствовать, мудрствовать, постскриптум, взбадривать, трансплантация, сверхзвуковой, всклокочен, контрпрорыв, пункт взрыва, протестантство, взбудоражить, сверхвстревоженный, попасть в ствол, ведомство, брандспойт, сверхзвуковой, витийствовать, философствовать, монстр, горазд всхрапнуть.

12. Потренируйтесь в произношении долгих согласных:

К Кларе, к кому, к горлу, к гастролям, к Гале, к Кате, к Киеву, к концу, к городу, отдаленный, ввязаться, отдать, разжигать, отдушина, изжить, без шубы, безжалостный, бессмертие, восстановить, подтвердить, оттолкнуть;

13. Работу над сочетанием звуков можно проводить в форме игры, используя звукоподражания:

  • Забивайте гвозди: Гбду! Гбдо! Гбдэ! Гбды! Гбда! Гбди!
  • Имитируйте лошадиный топот: Птку! Птко! Птка! Пткы! Пткэ! Птки!
  • Бросайте воображаемые тарелки партнеру: Кчку! Кчко! Кчкэ! Кчка! Кчкы! Кчки!

14. Произнесите скороговорки с трудными сочетаниями или чередованиями согласных звуков:

  • Расскажите про покупки. — Про какие про покупки? — Про покупки, про покупки, про покупочки мои.
  • Купи кипу пик.
  • Стоит копна с подприкопеночком, а под копной перепелка с перепеленочком.
  • Стоит, стоит у ворот бык тупогубоширокорот.
  • Сшит колпак, вязан колпак, да не по-колпаковски; вылит колокол, кован колокол, да не по-колоковски; надо колпак переколпаковать да перевыколпаковать, надо колокол переколоколовать да перевыколоковать.

Это небольшая часть существующих упражнений направленных на развитие речи и голоса. Но если уделять таким тренировкам 15 минут в день, можно научиться владеть своим голосом и с легкостью располагать к себе окружающих.

«Поэтом рождаются, а оратором человек становится сам» (Марк Туллий Цицерон)

Даже такой знаменитый оратор 20 века, как «Железная леди» Маргарет Тэтчер с рождения имела визгливый голос, не очень приятный для слуха. Она терялась перед многочисленной аудиторией, пугалась сотен людских глаз, при этом забывала слова и не знала, куда смотреть.

Но на самом деле «железной» Тэтчер стала потом. Прекрасно поняв и осознав то, что без ораторского искусства она не сможет добиться значительных успехов в политике, Маргарет начала работать над собой. «Железная леди» записалась на занятия по постановке голоса, проходила курсы ораторского мастерства.

Долгие месяцы подготовок к публичной речи, репетиций и проб, консультации преподавателя театрального искусства, опытного имиджмейкера привели ее к тому результату, о котором мы все хорошо знаем.

Как видите, стать великим оратором может каждый из нас. Главное – это желание

. Если оно есть, значит, первый шаг на пути вашего постижения искусства красноречия уже сделан.

Продолжение следует…

Искусство красноречия имеет большое значение, ведь человек своим словом может убедить людей в чем угодно. Хорошая речь и в личной жизни и в карьере является визитной карточкой. Поэтому многие хотели бы знать, как развить красноречие. Подобный навык безусловно необходим в личном саморазвитии. Существуют специальные тренинги и курсы по ораторскому искусству. Но красноречию можно учиться и самостоятельно. Простые рекомендации и специальные приемы помогут улучшить навыки общения.

Слово красноречие имеет различные понятия. Это умение построить аргументированную речь, возможность общаться на разнообразные темы и умение подать свою мысль так, чтобы она казалась достойной внимания слушателя. Чтобы научиться стройно и четко высказывать свои мысли, была создана специальная наука – риторика. У подобного учения есть определенные достоинства:

  1. Красноречие представляет собой навыки и приемы убеждения. Если человек грамотно может подбирать слова, то его аргументацию сложно опровергнуть.
  2. С его помощью можно выражать свои мысли четко и без долгих пауз.
  3. Умение прекрасно говорить создает впечатление достоверности размышлений. У большинства людей присутствует стереотип, что кто верно мыслит – хорошо излагает.

Развитие красноречия зависит от настроя и душевного состояния, которое влияет на качество речи. Умение перебороть свой страх и нервозность – отображается в способности говорить. Дополнительную уверенность придает качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением планируют и репетируют не только доклад, но и мимику, жестикуляцию и даже позу.

Риторика как наука необходима в образовательной сфере, где применяется академическое красноречие. Видом ораторского мастерства считается политическое красноречие, которое отличается доступностью и простотой выражений, убеждающей силой и способностью заражать идеей многих людей. Мастерство ведения коммуникаций необходимо в сфере бизнеса. Важной частью деловых отношений являются переговоры, презентации и заключения договоров.

Какие упражнения помогут стать красноречивее?

Редко люди сразу же рождаются со способностями придумывать оригинальные речевые обороты, большинству данному умению приходится долго учиться. Именно для тренировки данного навыка и представлены следующие упражнения:

  1. Берется текст из любого источника и в нем зачеркиваются карандашом разные слова. Затем отрывок читается вслух, и на ходу нужно подменять перечеркнутые слова синонимами.
  2. Выбирается любая тема, и в течение 4-5 минут нужно говорить только на эту тему. Причем вести рассказ необходимо без запинок и ровно.
  3. Развивать красноречие поможет упражнение на креативность. Необходимо рассуждать на фантастические и самые необычные темы. Например: если бы не изобрели электричество, если бы сказки ожили или если бы в современном мире жили динозавры. При ответе нужно полностью раскрывать тему со всеми мельчайшими подробностями.
  4. Нужно брать слова из толкового словаря, начиная с простых, и самостоятельно давать им определение своими словами.
  5. Важное упражнение – поиск прилагательных. Нужно взять любое слово и подобрать к нему пять прилагательных, которые к нему подходят по смыслу, а потом пять, которые не подходят.

Все эти упражнения помогут понять: как развить красноречие.

Специалисты советуют ежедневно вычитывать значение нового слова, подбирать к случайным словам множество синонимов и записывать свою речь на диктофон.

Какие книги стоит прочитать?

При ответе на вопрос как научиться красноречию — полезно изучать специальную литературу. Для этого не обязательно изучать словарь, существуют разнообразные обучающие и интересные пособия.

В самостоятельном обучении пригодятся следующие развивающие книги:

  • Повысить культуру речи и добиться выразительности речевых оборотов поможет книга Ирины Голуб «Искусство риторики. Пособие по красноречию».
  • Практические советы и рекомендации представлены в произведении Радислава Гандапаса «Камасутра для оратора».
  • «Ораторское искусство для начинающих» О. Болсунова пользуется популярностью, благодаря тщательному анализу ошибок, которые допускают ораторы.
  • Книга «Черная риторика» Карстена Бредемайера включает упражнения и приемы, помогающие говорить убедительно и вести переговоры с правильной аргументацией.

Регулярное чтение художественной литературы также обогащает словарный запас. Классическая художественная литература позволяет изучить стилистическое изложение мыслей и в какой-то мере перенять красоту изложения слога.

Специализированная бизнес литература поможет научиться грамотно и профессионально общаться в сфере вашей деятельности.

Литература по психологии общения поможет правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

Литература по психологии общения обучает правильной постановке логики речи. Здесь представлены различные категории: техники ведения переговоров, искусство общения и публичные выступления.

При самостоятельном обучении стоит воспользоваться следующими советами:

  1. Необходимо следить за своей речью и обдуманно выбирать круг общения.
  2. Чтение книг позволит формировать богатый словарный запас и повышать объем знаний.
  3. Лучше говорить немного, но только по делу. Нужно стремиться, чтобы каждая произнесенная фраза была яркой и полноценной.
  4. Речь для публичного выступления рекомендуется предварительно готовить. К импровизации важно подготовиться морально.
  5. Говорить нужно отчетливо, спокойно и громко, но не крикливо.
  6. При чтении доклада нужно смотреть на людей, а не на бумаги.
  7. С помощью пауз необходимо выделять формулировки и важные слова.

Профессиональный подход предполагает поиск собственного стиля в ораторском искусстве. Поставленная речь помогает утвердить свои убеждения и повлиять на людей, но при этом нельзя навязывать свое мнение. Важно убеждать ту аудиторию, которая готова слушать.

Необходимо приобретать опыт, ведь только практика поможет оттачивать мастерство.

Не менее важным считается вопрос: как улучшить красоту речи у своего ребенка. Подобное умение позволит не только хорошо отвечать у доски, но и стать успешным человеком в будущем. Для этого рекомендуется читать книги, слушать аудио сказки и устраивать домашние представления. Необходимо побуждать ребенка говорить и задавать ему при этом наводящие вопросы.

Регулярные занятия и упорный труд в развитии красноречия способны сделать из практически любого человека настоящего оратора.

  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_validate() should be compatible with views_handler::options_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter::options_submit() should be compatible with views_handler::options_submit($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_handler_filter_boolean_operator::value_validate() should be compatible with views_handler_filter::value_validate($form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_filter_boolean_operator.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_style_default::options() should be compatible with views_object::options() in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_style_default.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_validate() should be compatible with views_plugin::options_validate(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Declaration of views_plugin_row::options_submit() should be compatible with views_plugin::options_submit(&$form, &$form_state) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/plugins/views_plugin_row.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Declaration of views_handler_argument::init() should be compatible with views_handler::init(&$view, $options) in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/handlers/views_handler_argument.inc on line 0.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.
  • strict warning: Non-static method view::load() should not be called statically in /home/j/juliagbd/сайт/public_html/sites/all/modules/views/views.module on line 906.

Кто думает, что овладев более или менее искусством слова, может без подготовки выходить на три-буну (так как в любом случае умнее, чем его аудитория), глубоко заблуждается.

Хейнц Кюн

Есть ораторы выдающиеся, а есть — посредственные. Можно быть компетентным и талантливым оратором, но при недостаточной подготовке к докладу, все способности сводятся на нет, а выступление может оказаться серым, вялым и никого не впечатлит.

Поэтому никогда менеджеру или торговому агенту не стоит сбрасывать со счетов практические упражнения по риторике. Хорошая речь и впечатляющее выступление — это не продукт хаотичного вдохновения или спонтанной импровизации.

Это плод кропотливой подготовки. Только так менеджер может стать гениальным оратором, поднявшимся над уровнем рутины и посредственности. Из всего вышесказанного вытекает замечательное правило: работе над докладом нужно выделять время. Второе же правило подразумевает систематичность.

Выдающаяся речь — это не результат некого озарения, вспышки чувств, эмоций и мыслей, вылитых в слова и предложения. Без систематического и регулярного труда над речью, докладами и выступлениями — менеджер или торговый агент рискует потерять впустую массу драгоценного времени. А время в нынешний век — это деньги.

Поэтому необходимо постоянно тщательно прорабатывать материал, оттачивать готовый текст, внимательно относиться к деталям, подмечая каждую мелочь. Именно такой подход предполагает серьезная наука риторика, задания и упражнения по развитию памяти, речи при подготовке доклада должны быть регулярными и постоянными. Только так можно взойти на вершину ораторского олимпа.

Сама по себе подготовка доклада или выступления — труд творческий. А всякое творчество подразумевает и некоторые муки рождения в поисках вдохновения и нужного слова. Но чем большие муки творчества проходит автор, тем большую радость созидания получает.

Недаром известный ученый Эдисон полагал, что изобретение состоит из 99 процентов пота и всего лишь из 1 процента вдохновения. В риторике это суждение полностью справедливо для работы над ораторской речью.

Практикой выработаны некоторые общие ключевые моменты подготовки выступления, которые можно изложить в десяти поэтапных шагах.

Упражнения

Ораторское мастерство помогает не просто контролировать ситуацию, но и управлять ею. От коммуникативных навыков оратора и правильно выстроенного диалога со слушателями зависит положительный исход любого дела.

Красноречие – способность не врождённая, а приобретённая. Этот навык необходимо развивать и тренировать. Научиться свободно выражать свои мысли при помощи слов, говорить легко и непринуждённо, вызывать интерес и доверие у аудитории, можно, выполняя достаточно простые, но эффективные упражнения.

8 упражнений для тренировки речи

Громкое чтение

Для того, чтобы развить силу и гибкость голоса, необходимо ежедневно читать вслух любой текст. При этом нужно менять тональность каждого предложения, переходя от громкого произношения к тихому и наоборот. Можно в подобной технике произносить протяжные гласные, при этом голос должен звучать ниже, чем обычно;

Пересказ прочитанного

Научиться формулировать мысли можно, регулярно пересказывая прочитанные тексты своими словами. При этом особое внимание необходимо уделять деталям, стараться запомнить и воспроизвести как можно больше информации;

Поиск ключевых слов

Поиск ключевых слов – помогает развить речевое мышление. Нужно определить, какие фразы и предложения являются ключевыми в тексте и постараться подобрать для них новые формулировки. При этом смысл и информативность слов должны сохраняться. Ещё один вариант упражнения предлагает, прочитав лишь первую часть предложения, завершить его своими словами;

Перефразирование

Это упражнение учит выделять основную мысль в тексте. Прочитав небольшую статью или сообщение, нужно передать содержащуюся в них информацию своими словами, при этом уменьшив размер текста до одного предложения;

Простота речи

Чтобы исключить частое использование одних и тех же слов (слова «паразиты»), пересказываемый текст записывают на диктофон. Обнаружив при прослушивании предложения, содержащие такие слова, их необходимо проговорить несколько раз, но уже в правильной форме;

Скороговорки

С помощью скороговорок можно научиться говорить быстрее, сохраняя при этом отчётливое произношение;

Чтение по складам

Чтение по складам применяется для выработки свободного, отчётливого произношения. Необходимо медленно, по складам читать любой текст, обращая внимание на правильность и чёткость произносимых звуков. Это упражнение позволяет избавиться и еще от одного распространённого недостатка – торопливого произношения, при котором отдельные звуки или окончания слов теряются (проглатываются), а речь получается скомканной и невнятной;

Чтение стихов

При чтении рифмованных произведений легче запоминается правильная постановка ударения в словах.

Упражнения следует выполнять как можно чаще, но при этом важно делать перерыв и отдыхать, почувствовав утомление. Кроме того, ясность речи и чёткость произношения зависят от правильного дыхания, выработать которое можно при помощи дыхательной гимнастики.

Сбор материала

Материал всегда собирается с учетом перспективы. То есть, не нужно ограничиваться одной ближайшей темой выступления. Может так случиться, что встретившийся факт или ожившая фраза пригодятся в каком-нибудь, пусть не ближайшем, но далеком будущем.

Поэтому расширение знаний и сбор информации — неотъемлемая часть деятельности менеджера, как оратора. Изучение справочной и специальной литературы, книг, газет и журналов, энциклопедических словарей и словарей по различным областям, будь то философия, экономика, политика, техника, толковых словарей и пополнение словарного запаса иностранных слов. В источниках материала в сегодняшний век недостатка нет.

При сборе материала следует сразу делать разграничение между чужим и собственным. Например, собственные мысли менеджер может помечать особым образом: подчеркивание, скобки, квадратные скобки, выделение. Есть полезная практика фиксировать собранный материал в каталожных карточках.

Оформляя материал, обязательно следует оставлять место для того, чтобы потом можно было вносить изменения и дополнять текст. Различными цветами (цветными маркерами) можно выделять главное и важное в тексте речи.

Собственные мысли, суждения, озарения, заметки занимают немалое место в общем процессе сбора материала. Но есть одно но… они всегда приходят внезапно. Они не стучатся, не просят войти, они просто врываются и все, и что самое печальное, так же быстро и внезапно исчезают. Поэтому важно ловить момент.

А инструментами, которые позволяют ловить эти самые полезные, но «шустрые», мысли являются блокнот и ручка. Все очень просто. Важная рекомендация для менеджера: всегда иметь при себе ручку и блокнот для заметок, куда будут вноситься важные и интересные моменты наблюдений и размышлений. Впоследствии записи сослужат неоценимую службу, помогут из сырого материала сформировать рукопись.

Сформировать последовательный и логичный текст из хаотичного набора различных заметок поможет еще и такая важная деталь как идея. Иными словами, у текста речи или доклада должна быть центральная мысль, идея, цель, которую автор желает донести до слушателя. Именно ею нужно руководствоваться при отборе материала для доклада. Здесь настает время поговорить о втором шаге подготовки.

Дар красноречия и сила молчания

Дар красноречия

Сравнивая царства минералов, растений и животных с человечеством, мы замечаем, что не только человек, но и все остальные существа наделены даром выражения. Камень обладает наименьшей способностью к выражению, и к нему мы чувствуем наименьшую привязанность. Мы бьем и колем его, мы добываем его в каменоломнях, и находим для него всевозможное применение, и совсем не симпатизируем ему, потому что он не разговаривает с нами. Он говорит нам слишком мало. Гораздо больше симпатии мы испытываем к растению; мы любим его, оберегаем, даем ему воду, и, поскольку оно обладает большей выразительностью, мы заботимся о нем больше. Но и среди камней есть некоторые, говорящие с нами более других; в особенности мы ценим алмазы, рубины и изумруды. Мы платим за них тысячи фунтов; мы носим их на себе.

Животные наделены гораздо большим даром выражения, чем растение или камень, и кажутся нам несравнимо более близкими существами. Собака вилянием хвоста, прыжками, каждым моментом своей жизни говорит: «Я тебя люблю»,- и мы дарим ей значительно больше заботы. Мы не нуждаемся в том, чтобы рядом с нами в кресле лежало растение, но если собака сидит в кресле, то нам это нравится. Кошка тоже не владеет речью, но все равно умеет общаться с нами своим голосом. Во всех частях света люди ценят соловья за его голос, его выразительность. В лесах множество птиц, о которых мы никогда не думаем, потому что они не имеют голоса. Но певчих птиц мы все знаем и любим держать попугаев, которые могут говорить.

В Коране говорится, что Аллах сделал человека Халифом, правителем над всеми творениями, благодаря этому его дару — речи. Только человек наделен даром красноречия. Но тогда как одни люди подобны камню, некоторые — растению или животному, другие обладают человеческими качествами. Человек, похожий на камень, не способен к выражению; в нем нет магнетизма, притягательной силы. Он имеет лишь то, что присутствует в его внешнем облике – совсем как камни, пусть даже рубины и изумруды; если отбросить внешнее, больше ничего не останется. Человек, подобный растению, лишен интеллекта; у него есть лишь некоторые чувства, некоторая индивидуальность. Он может быть красив, а может походить на колючку или ядовитое растение. Человек-животное наделен чувствами и страстями, но не способен их выразить. Лишь тот является подлинно человеческим существом, кто наделен даром выражения, кто может говорить о том, что он чувствует.

Дар красноречия у индусов олицетворяет Вак, богиня речи. Почему не Бог? Потому что тот, кто говорит, отзывчив Создателю, Богу внутри нас. Индусы также различали 3 типа людей: ракшаса, или монстр, мануша, или человек, и дэвата, богоподобный человек. Монстром является тот, кто лишен речи и чувств. Человек-мануша наделен чувствами, но лишен выражения. Богоподобный человек красноречив; и именно это делает его тем, кто он есть.

Красноречие существует от начала времен, потому что вначале было Слово, предшествующее созданию человека. Но ни камень, ни растение, ни животное не могли выразить Слово; это оказалось по силам только человеку, и когда он это сделал, то стал инструментом письма для Божественного Сущего. Вот почему творение обрело в человеке совершенство, вот почему он стал высшим из всех живых существ. Но говоря и раня своей речью сердце и чувства другого человека, он злоупотребляет красноречием. Русская пословица гласит: «Красноречивый язык — это меч, побеждающий мир». Меч может побеждать, а может и убивать. И язык тоже способен или побеждать, или разить. Эта же мысль выражена в евангельской проповеди: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю».

Мир подобен куполу, где все сказанное возвращается к нам. Если мы скажем: «Как красиво!» — эти слова вернутся к нам. Если скажем: «Ты глупец!» — эхо отзовется: ты глупец. Иной может считать себя очень важной персоной, которой позволено говорить все что вздумается, но однажды эхо его дурных слов настигнет его.

Иногда человек и не хотел бы говорить другу ранящих слов, но, сам не желая того, говорит грубо, потому что его ум переполнен плохими впечатлениями, хранящимися в нем. Поэтому мы должны сохранять только хорошие впечатления, не удерживая при этом другие, для того чтобы от нас исходило только добро.

О предмете можно говорить 2-мя способами. Прежде чем начать говорить, можно вспомнить все известное о предмете, а затем перечислить все доводы, всплывшие в уме. Это речь попугая. Человек повторяет то, что он выучил, совсем как попугай, говорящий определенные слова, потому что его научили так делать. Другой способ высказываться состоит в том, чтобы опереться на хранилище, на знание, всегда присутствующее в самом человеке. Чтобы обнаружить это знание, нужна стрела; такой стрелой служит глубинное чувство, что пронзает все преграды. Знание всегда с нами, но без красноречия мы отрезаны от него.

Когда мы видим ковыляющего по улице кривобокого калеку, то очень легко посмеяться над ним, но маленькое чувство вызовет в нас сожаление, а глубинное чувство принесет с собой способность выразить сожаление и сострадание.

Сила молчания

В Веданте дыхание называется праной, жизнью. Дыхание — это цепочка, связующая воедино тело, сердце и душу. Дыхание так важно, что когда оно уходит, то покинутое им тело — тело, которое так любили и о котором так заботились, что даже из-за маленького насморка или кашля бежали к докторам и хватались за лекарства, становится больше не нужно. Оно уже не может оставаться живым.

Речь являет собой разрыв в дыхании. Иначе говоря, когда человек говорит, ему приходится делать больше вдохов и выдохов, чем в случае молчания. Дыхание подобно обручу, с которым играют дети: чем сильнее удар палочки, тем больше оборотов сделает обруч, катясь по земле; когда импульс толчка будет исчерпан, обруч упадет. Можно также привести в пример ход часов. Часы идут в течение такого периода времени, на который хватает их завода; его может хватить на 24 часа или на неделю, но дольше этого срока они идти не смогут, как бы сильно их ни заводили. Или вспомним детский волчок: он делает столько оборотов, на сколько хватит силы, с которой его раскрутили, а когда сила исчерпана, волчок падает.

От первого вздоха зависит, насколько длинной будет наша жизнь: сколько вдохов и выдохов нам отпущено. Разговаривая, мы тратим очень много жизненных сил; молчание в течение одного дня означает удлинение жизни на неделю или больше, а день, проведенный в разговорах, отнимает неделю жизни. Молчание — это лекарство от многих бед, хотя человек, живущий в миру, разумеется, не может практиковать его постоянно. Но он в состоянии следить за своими словами; человек мог бы помнить, что за каждое сказанное им слово он будет награжден небесами или наказан адом.

В Индии с древних времен живут мистики, которых называют муни. Они никогда не говорят, хотя в остальном живут как все люди. Эти мистики часто живут намного дольше, чем мы в настоящее время: 300 лет, 500 лет и даже более.

При воздержании от речи дыхание остается непотревоженным; оно равномерно и спокойно. Мистики всегда уделяли большое внимание дыханию и сделали его изучение принципиальным моментом своих занятий. Тот, кто овладел дыханием, овладел и собственной жизнью; тот, кто не может управлять дыханием, подвержен всем возможным болезням. Есть люди, управляющие дыханием бессознательно, например боксеры и борцы, а также некоторые люди, ведущие праведную жизнь.

В наше время мы настолько любим поговорить, что оставшийся в одиночестве человек испытывает желание выйти из дома и попытаться найти какого-нибудь собеседника. Часто люди наедине с собой начинают разговаривать с окружающими предметами, а многие говорят сами с собой, если больше не с кем. Если бы кто-нибудь объяснил им, они бы, возможно, поняли, как много энергии теряют с каждым сказанным словом. Молчание — это расслабление ума и тела; оно дарит отдых и лечит. Сила молчания очень велика, и не только с точки зрения получения и накопления энергии и жизненной силы, но и с моральной: много пользы можно приобрести молчанием.

Многие глупости, совершаемые нами, это глупости речи. За каждую неделю на одно ошибочное действие мы совершаем тысячи ошибок речи. Часто мы оскорбляем или раним другого только лишь потому, что слишком много говорим; воздержись мы от речи, этого бы не случилось.

Кроме того, существует тенденция к преувеличению. Все идеалисты, любящие чем-либо восхищаться, имеют склонность к преувеличениям. Если человек вышел из дома и увидел на плакате, что прилетает «цеппелин», он стремится напугать своих друзей и рассказывает, что летят 20 «цеппелинов». Когда его друзья впадают в панику, он испытывает определенное удовлетворение. Если идеалисты питают нежные чувства к другому, они говорят, что он — солнце и луна в небесах. Нет никакой нужды говорить все это.

В разговорах человек развивает в себе еще и склонность к противоречию. Что бы ни говорилось, он желает сказать нечто противоположное. Он становится похож на боксера или борца: если ему не с кем мериться силами, он чувствует себя обманутым, настолько велика его склонность к речи.

Однажды я присутствовал на приеме в доме друга, где среди людей был некто, споривший с каждым гостем, так что все они от него устали. Я старался избежать общения с ним, но кто-то представил нас друг другу, и, когда он услышал, что я преподаю философию, он решил: «Вот кто мне нужен». Первым делом он сказал: «Я не верю в Бога». Я спросил его: «В самом деле? Но верите ли вы в этот проявленный мир, в красоту этого мира многообразия и в то, что за ним стоит сила, породившая все это?». Он ответил: «Я верю во все это, но почему я должен поклоняться определенной личности и называть ее Богом? Я верю во все это, но не называю это Богом». Я сказал ему: «Вы верите, что каждое следствие имеет свою причину и что у всех этих причин должна быть одна изначальная причина. Вы называете это причиной, я — Богом; это одно и то же. Всегда есть кто-то главный, которому вы отдаете честь, кто-то над вами, перед которым вы склоняетесь, например, отец и мать, есть нечто светлое, что вы любите и чему поклоняетесь, есть кто-то, к кому вы относитесь с уважением, некая сила, перед которой вы чувствуете себя беспомощным. Каким же могуществом должна обладать Личность, которая создала и теперь держит под контролем все это, и насколько более она достойна веры и почитания!». Он ответил: «Но я не называю ее божественной силой, я зову ее универсальной силой, свойством, действующим механически, согласовывая все». Когда я пытался удерживать разговор на одном предмете, он перескакивал на другой; когда я следовал за ним, он опять перескакивал на следующий, пока наконец я не бросил это занятие, припомнив слова Шанкарачарья: «Все невозможное можно сделать возможным кроме одного: нельзя подвести к истине ум глупца».

Стремление противоречить может разрастись настолько, что, даже если человек слышит собственную мысль из уст кого-то другого, он занимает противоположную позицию, чтобы обеспечить возможность спора. Есть персидская поговорка: «О Молчание, ты есмь бесценное блаженство, ты скрываешь промашки глупцов и даришь вдохновение мудрым!».

Как много неразумного мы говорим из одной только привычки говорить! Как много бесполезных слов произносим! Если нас представили кому-то, то мы обязаны говорить, иначе нас сочтут невежливыми. И начинается беседа вроде этой: «Какой ясный день; сегодня холодно»,- или еще что-нибудь о погоде и так далее; привычка к таким бесцельным беседам со временем превращается в болезнь, так что человек не может успокоиться, пока не опустошит головы окружающих обсуждением бесполезных вещей. Он больше не может ни минуты прожить без того, чтобы следовать этому самоинтересу; он становится так увлечен речью, что может в один прекрасный день рассказать историю своей жизни незнакомцу, не давая ему вставить слово, хотя человек может быть весьма этим раздражен и готов сказать: «Мне-то что за дело?» Люди также часто выбалтывают тайны, о чем потом им приходится жалеть.

Под властью этих же чар человек выказывает в своих речах равнодушие, гордость, предубеждение, в чем после раскаивается. Все это порождается отсутствием контроля за речью. Иногда слово оказывается более ценным, чем все сокровища мира, а в других случаях слово может обратиться в меч.

Есть разные пути к вдохновению, но лучший среди них — молчание. Все мистики хранят молчание. Во время странствий по Индии я встречал многих великих людей, и все они воздерживались от речи хотя бы несколько часов в день, а некоторые — все 24 часа в сутки.

В Хайдарабаде жил мистик по имени Шах Кхамуш. Его звали так по причине его молчания. В юности это был очень умный и энергичный человек, который однажды пришел к своему муршиду с очередным вопросом наготове, что так естественно для ученика. Муршид сидел, погруженный в экстаз, и так как он не желал говорить, то приказал ему: «Молчи». Мальчик был глубоко поражен. Он никогда прежде не слышал таких слов от своего муршида, всегда такого доброго, терпеливого и готового ответить на любой вопрос. Но этого урока хватило ему на всю жизнь, поскольку он был разумным человеком. Он вернулся домой и не говорил ни с кем из семьи, даже с родителями. Тогда его муршид, видя это, тоже перестал разговаривать с ним. В течение многих лет Шах Кхамуш не проронил ни слова, и его психическая сила возросла настолько, что достаточно было взглянуть на него, чтобы испытать вдохновение. Одним своим взглядом он вдохновлял любого. Одним взглядом лечил. Это случилось не так давно, лет 25 назад.

Активность несет опьянение, а в наши дни активность так увеличилась, что с утра до вечера у нас нет ни минуты передышки из-за каждодневной вечной занятости, заставляющей нас без конца двигаться. К вечеру мы так устаем, что хотим только спать, а с утра все начинается снова. Этот образ жизни многое губит; человек так жаждет удовольствий, что забывает о жизни, которая сама по себе является удовольствием. У каждого должен быть хотя бы 1 час в день, посвященный тишине и неподвижности.

Следом за молчанием речи приходит молчание мыслей. Иногда человек сидит неподвижно, ничего не говоря, но мысли его непрерывно скачут. Ум может не хотеть этих мыслей, но они все равно приходят. Ум оказывается для них танцевальным залом, в котором они беспрепятственно кружатся и кружатся. Надо, чтобы одна мысль стала такой интересной, такой важной, что смогла бы вытеснить все прочие.

Когда мысли утихомириваются, наступает тишина в чувствах. Мы можем ничего не говорить против какого-либо человека, можем даже не иметь мыслей против него, но если хотя бы легкая неприязнь к нему присутствует в нашем сердце, то он это почувствует. Он ощутит в этом сердце ожесточение. Так же обстоит дело с любовью и привязанностью.

Абстрактное означает существование за пределами этого мира, где все формы существования сливаются, где все они встречаются друг с другом, и это отвлеченное состояние имеет собственное звучание. Когда этот звук также затихает и человек поднимается над ним, он достигает высшего состояния, наджат, вечности; но, определенно, чтобы достичь этого состояния требуется очень много усилий.

Автор: Инайят Хан Источник: книга «Учение суфиев»

Это может быть вам интересно

Как проявляется сила ритма?
Как проявляется сила ритма?


Как воздействует музыка?

Кто знает тайну звука - знает тайну всей вселенной
Кто знает тайну звука — знает тайну всей вселенной


Как с помощью слова выйти к свету?

Отбор материала

Отбор и последующая организация собранного материала в стройную, ясную, четкую структуру — важная часть работы над выступлением. Для этого менеджеру стоит вновь и вновь просматривать свои заметки, записи, выделять главное, вычеркивать второстепенное. Надо отметить, что последнее сделать довольно трудно. Уметь выбрасывать — это, пожалуй, настоящее искусство и одна из сложнейших частей в организации текста.

Избыток материала никогда не будет полезным для речи. Менеджер постоянно должен задаваться вопросом: «Какова главная цель выступления? Что нужно достичь? На что направлена речь? К какому итогу должна привести? На данном этапе отбор становится еще строже. Так как постоянно идентифицируется с темой речи. И при малейшем несоответствии — лишнее убирается.

Информация для туристов

Официальный сайт blarneycastle.ie
Время работы С 9:00 до 17:00-19:00 в зависимости от времени года.
Стоимость €12.50 взрослый билет, для студентов, пенсионеров, детей и групп скидки.
Правила Время работы может меняться в связи с погодными условиями, выходные дни – сочельник, Рождество и воскресенье-понедельник на банковские каникулы.

«Инкубационный период» или время обдумать материал

Теперь материал упорядочивается, уточняются данные, проверяются факты. И не только. Это время, когда менеджер, как автор речи, «живет» ею, пропитывается ею. Он находится в постоянном размышлении о ней и о будущих слушателях, все время, спрашивая себя: «Для чего эта речь? Что я должен сказать? К чему направить?»

Главная мысль прогоняется в разуме менеджера, как спектакль на сцене. Так происходит осознание. При этом для более плодотворного рабочего процесса и достижения результата нужно выделять для работы то время, в которое работается легче и лучше всего. Надо отметить, что у каждого человека это время индивидуально и зависит от климатических условий, особенностей организма и т. д.

Очень хорошим упражнением для осознания является чередование состояний. Текст прочитывается, потом автор размышляет над ним «про себя», слушает молча, сосредотачиваясь на прочитанном. А затем произносит вполголоса основные мысли. Таким образом, ключевые моменты речи падают внутрь оратора.

Вдобавок полезно вновь и вновь кратко формулировать главные мысли выступления в кратких законченных фразах. Таким образом, менеджер добивается оттачивания деталей, выделения ключевых слов и появления связок в речи.

Камень красноречия

Непримечательный, на первый взгляд, булыжник, который называется «камень красноречия» или «камень Бларни», и является основным туристическим фактором этого места.

По легенде, это часть священной шотландской реликвии – Скунского камня, на котором проводились коронации. Брюс I якобы отколол часть камня и подарил его одному из лордов МакКарти в 1314 году за помощь в войне.


Этот самый камень и его месторасположение
Во время последнего восстановления Бларни его встроили в стену на верху донжона, где он находится и сейчас. Это произошло не просто так, если верить легенде, которая рассказывает о камне и другой версии названия замка. По этой версии, никакой граф Лестер не приезжал на переговоры, а сам Кормак МакКарти то ли увидел сон, то ли услышал пророчество от старой женщины, поцеловал камень и очень красноречиво убедил королеву (или суд), что нельзя забирать его фамильные земли, а в ответ услышал реплику «это же просто лесть (бларни)», но сохранил за собой крепость.

Скорее всего, легенда достаточно поздняя, так как традиция целовать камень появилась в XVIII веке или даже позже. Но все же целуют камень уже сотни лет, а среди прошедших ритуал был и Черчилль – известнейший оратор XX века.

Ритуал целования

Чтобы обрести дар красноречия нужно просто подняться на донжон замка и поцеловать камень Бларни. Сделать это не так просто, не считая очереди, камень расположен не слишком удобно – он вмонтирован в стену, под которой находится большая щель.


Ритуал целования камня красноречия

Сейчас, чтобы поцеловать камень, нужно лечь на спину, откинуть голову и совершить ритуал. При этом, конечно, у камня установлены поручни, щель закрыта решеткой, а туристов придерживает работник. Но раньше это было довольно опасно, что обыграно даже в одном из радио-рассказов по мотивам Шерлока Холмса.

Также камень Бларни показан в фильме «Бойцовский клуб». Один из героев ради шутки мочится на него.

Мысленное освоение

Необходимо стараться усвоить доклад в памяти, взяв в качестве опоры ключевые слова. Здесь можно использовать два момента:

  • запоминание основных мыслей и высказываний;
  • воспроизведение структуры или плана выступления.

Запомнить конспект доклада поможет многократное его чтение и пересказ, т. е. словесное формулирование. В свободное время в любом месте: в очереди, в автобусе, в дорожной пробке необходимо мысленно проговаривать речь, придерживаясь ее плана.

Пробное произнесение речи

Чтобы текст речи усвоился более полноценно, менеджер может:

  • мысленно прокрутить конспект в обратном направлении, отслеживая связи между главными частями;
  • произнести речь без слов, молча, про себя, в голове.

В риторике речь должна быть естественной, она не должна «застывать» на устах говорящего. Поэтому еще и еще раз менеджеру следует выполнять упражнения по риторике, пока он не добьется совершенства.

Ораторское искусство – это один из самых ценных навыков, который поможет Вам лаконично, красиво и без особых проблем донести к собеседнику свою точку зрения. Есть люди, которые от природы ораторы, им только дай тему и можно часами слушать. Но что делать тем, кто хочет овладеть данными умениями, а природа врожденных способностей не дала? Ораторское искусство, как и любой другой навык, можно развивать, тренировать, усовершенствовать. В данной статье мы дадим 6 полезных советов, благодаря которым вы сможете развить в себе невероятные способности, и уже менее чем за месяц свободно выступать на публике, концентрируя внимание слушателей на своей речи.

1. Что вызывает наибольшие трудности у начинающих ораторов? Как правило, это недостаточный запас слов и ограниченный лексикон. Решение простое, нужно говорить, говорить и еще раз говорить. Делать это можно у себя дома. Берите любой предмет, который увидите – фен, ваза, сковородка, в общем не важно, что это будет. А далее на протяжении 5-и минут постарайтесь про него рассказать, охарактеризовать все особенности данного предмета, пояснить какой он чудесный и необходимым. Сначала будет тяжело, но со временем вы легко справитесь с данной задачей. Когда увидите, что пяти минут становится мало, то увеличьте время, рассказывайте 10, 20, 30 минут. Я знал людей, которые без особых проблем могли говорить часами на заданную тему, при этом никогда не повторяться в фразах и своих мыслях.

3. Темп речи – еще одна особенность, которую стоит освоить. Следите за тем, как вы говорите. Слишком быструю речь слушатель может не разобрать, а медленная вгоняет в скуку. Старайтесь выдерживать паузы, выделять нужные места интонациями, поднимать и понижать голос, тем самым привлекая внимание аудитории.

4. Рассказывать дома о предметах – это хорошо, но для того, чтоб оттачивать мастерство ораторского искусства, нужно больше общаться с живыми людьми. Легче всего оттачивать ораторское искусство студентам. Вы имеете доступ к выступлениям перед своей группой, причем во время выступления можете отследить реакцию, поведение аудитории, их настроение и желание слушать.

5. Ваша речь не должна быть сухой. Старайтесь время от времени использовать поговорки, цитаты известных людей, а также юмор. Кстати, юмор играет очень большую роль. Умение вовремя и метко пошутить – это качество хорошего оратора, который может без проблем держать свою аудиторию, а в нужный момент снять накопившиеся напряжение.

Со временем, когда вы расширите свой словарный запас, и начнете применять все полученные знания на практике, вы заметите, как изменилась ваша речь, как собеседник внимательно вслушивается в каждое сказанное слово, как аудитория пристально следит за вашими высказываниями и фразами.

Красноречие — качество, которым в наши дни полезно обладать не только представителям определенных профессий: политикам, педагогам, телеведущим. Одни люди наделены им от рождения, другие вынуждены долго и упорно добиваться его развития. Как развить красноречие тем, кто пока не владеет искусством говорить красиво? Упражнения, собранные в статье, помогут в этом.

Задуманное животное

Соберите группу играющих — дети-родственники-соседи-друзья. Попросите каждого задумать животное и пусть в течении минуты все подумают, как бы они описали его. Потом каждому играющему все задают вопросы — какого цвета, где живет, что кушает. До тех пор пока не отгадают задуманное животное. Это упражнение разовьет в ребенке уверенность, поскольку он научится выступать перед аудиторией как некто, у кого есть уникальная информация.

По материалам

kidsactivitiesblog.com

Искусство красноречия имеет большое значение, ведь человек своим словом может убедить людей в чем угодно. Хорошая речь и в личной жизни и в карьере является визитной карточкой. Поэтому многие хотели бы знать, как развить красноречие. Подобный навык безусловно необходим в личном саморазвитии. Существуют специальные тренинги и курсы по ораторскому искусству. Но красноречию можно учиться и самостоятельно. Простые рекомендации и специальные приемы помогут улучшить навыки общения.

Слово красноречие имеет различные понятия. Это умение построить аргументированную речь, возможность общаться на разнообразные темы и умение подать свою мысль так, чтобы она казалась достойной внимания слушателя. Чтобы научиться стройно и четко высказывать свои мысли, была создана специальная наука – риторика. У подобного учения есть определенные достоинства:

  1. Красноречие представляет собой навыки и приемы убеждения. Если человек грамотно может подбирать слова, то его аргументацию сложно опровергнуть.
  2. С его помощью можно выражать свои мысли четко и без долгих пауз.
  3. Умение прекрасно говорить создает впечатление достоверности размышлений. У большинства людей присутствует стереотип, что кто верно мыслит – хорошо излагает.

Развитие красноречия зависит от настроя и душевного состояния, которое влияет на качество речи. Умение перебороть свой страх и нервозность – отображается в способности говорить. Дополнительную уверенность придает качественная подготовка к выступлению. Опытные ораторы перед выступлением планируют и репетируют не только доклад, но и мимику, жестикуляцию и даже позу.

Риторика как наука необходима в образовательной сфере, где применяется академическое красноречие. Видом ораторского мастерства считается политическое красноречие, которое отличается доступностью и простотой выражений, убеждающей силой и способностью заражать идеей многих людей. Мастерство ведения коммуникаций необходимо в сфере бизнеса. Важной частью деловых отношений являются переговоры, презентации и заключения договоров.

Как развить красноречие: эффективное упражнение

Упражнение, которое часто рекомендуют на курсах ораторского мастерства, может показаться забавным, однако дает превосходные результаты. Как развить красноречие, не посещая специальные тренинги? Нужно выбрать какой-либо предмет скажем, кастрюлю, а затем максимально подробно описать его, выражаясь красивым литературным языком.

Люди, у которых вызывает сложности это задание, могут начать с трехминутного описания. Время постепенно увеличивается, пока человек не научится говорить об одном и том же предмете в течение получаса, не повторяясь в своих мыслях и не прибегая к одним и тем же характеристикам.

Кто такой оратор

Оратор — это человек, имеющий ораторские способности, которые заключаются в умении красиво и убедительно говорить, в совершенстве владеть инструментами актерского искусства, обладать психологическими знаниями.

Талант красноречия может быть врожденным. Считается даже, что он есть у каждого из нас, только в разной степени проявлен. Это означает, что любой желающий может развить этот дар, учитывая индивидуальные особенности и работая над собой.

С наработкой ораторских навыков, приходит умение публичного выступления, которое имеет свои свойства:

  • особое содержание речи — языковые и невербальные, в виде мимики и жестов, методы воздействия на слушателя;
  • целенаправленность — получение обратной связи от аудитории;
  • эффективность — как результат психологического состояния оратора и его авторитета у публики.

А вот выстроить грамотно свою речь можно, если использовать правила ораторского искусства:

  1. Выступление должно быть структурированным для лучшего усвоения и доступным для понимания.
  2. Речь правильная, выразительная и без слов-паразитов способна надолго завладеть вниманием публики.
  3. Подаваемая информация обязана быть полезной и правдивой.
  4. Эмоциональная наполненность выступления и сухой язык цифр создадут баланс и не дадут улетучиться интересу слушателя.
  5. Не следует злоупотреблять и его вниманием, лаконичность и информационная емкость речи приветствуются.
  6. Начало выступления и его заключительная часть оказывают на публику больший эффект, чем содержание, — это следует учесть в композиционной структуре речи.
  7. С аудиторией нужно разговаривать на понятном ей языке, учитывая ее интеллектуальный уровень, возрастную категорию, социальную принадлежность.

И тогда она будет обладать необходимыми для ораторской речи качествами:

Образ талантливого оратора харизматичен и тесно связан с такими особенностями и чертами, как уверенность в себе, воодушевленность, эрудированность, способность к импровизации, живость мысли, сильный голос, выразительная жестикуляция.

Как научиться ораторскому мастерству самостоятельно, мы еще поговорим.

А пока — кратко об основах ораторского искусства.

Работа со словарем

Как развить красноречие с помощью словаря русского языка (любого)? Исследования показали, что среднестатистический человек в повседневной жизни использует около 4 тысяч слов. В результате люди не способны выразить мысли, возникающие у них, из-за нехватки словарного запаса. Проблема имеет простое решение — заучивание наизусть новых слов.

Необходимо приобрести небольшой словарик, который легко носить с собой, и ежедневно заниматься с ним в свободные минуты. Можно поставить себе задачу — каждый день запоминать значение не менее 10 незнакомых слов. Упражнение положительно сказывается не только на красноречии, но и на интеллекте и памяти.

Как развить красноречие, не прибегая к использованию словаря? Расширять словарный запас помогает чтение. Причем штудировать нужно не только художественную литературу, но и научную, справочную, техническую.

Страх публичных выступлений

Тревога и неуверенность в себе мешают оратору ясно выражать свои мысли. Он часто сбивается, его речь становится путанной и зрителю приходится напрягаться, чтобы уловить суть сказанного. Волнение и страх перед аудиторией, могут привести к провалу любое выступление. Как не бояться публичных выступлений?

Первый шаг к решению проблемы – анализ и определение тех факторов, из-за которых человек испытывает дискомфортное состояние перед выходом на сцену и боится публики. Чаще всего причины подобной реакции носят психологический характер. Бесконтрольный страх и волнение могут возникать из-за:

  1. детских воспоминаний (неудачное выступление в раннем возрасте);
  2. строгого воспитания (запреты и ограничения со стороны родителей, уверенность в том, что не следует привлекать внимание других людей);
  3. комплексов (недовольство собой, ожидание смеха от аудитории);
  4. болезненное самолюбие (боязнь критики, желание быть совершенным во всём).

Боязнь публичных выступлений — явление очень распространённое, знакомое практически всем, кому приходилось работать с большой аудиторией. Небольшое волнение делает речь более эмоциональной и интересной, но очень важно следить за тем, чтобы оно не переросло в панику.

Как не волноваться перед публичным выступлением

Известно множество методик, позволяющих справиться с эмоциями и преодолеть страх сцены. Физические упражнения и занятия спортом перед выступлением помогают расслабиться и снимают нервное напряжение. Чашка теплого молока или травяного отвара с мёдом успокаивает и делает голос мягче и звонче.

Замена слов

Как развить красноречие, чтобы разговаривать свободно на разные темы? Отличные результаты показывает упражнение, связанное с заменой слов. Скажем, нужно взять небольшой текст, а затем все присутствующие в нем глаголы заменить синонимами, соответствующими по смыслу. Аналогичные операции можно проделать со всеми словами: прилагательными, существительными, причастиями. Это упражнение приводит к активизации пассивного словарного запаса, которым человек обладает, но не привык пользоваться.

Похожее упражнение — составление словосочетаний со словами, обладающими противоположным смыслом. Допустим, маленький великан, горький сахар, быстрая черепаха и так далее. Это положительно сказывается не только на красноречии, но и на креативном мышлении.

Еще одно увлекательное упражнение — «расшифровка» слов. Необходимо выбрать слово, а затем вообразить, что оно представляет собой аббревиатуру, которую необходимо расшифровать. Для начала лучше всего использовать короткие слова, далее можно переходить к более сложным. Скажем, лето — «ласковый енот топчет опилки». Сначала можно пренебречь здравым смыслом, и постепенно «перевод» будет получаться все более удачным.

Можно ли обучиться ораторскому искусству по самоучителю?

В знаменитой пословице говорится, что “осла можно подвести к воде, но ни один шайтан не заставит его напиться”.

Кто бы нас ни учил, как бы ни учил, а учимся мы сами. И от того, насколько необходимы нам знания, настолько и учимся.

В любом обучении есть два основных элемента: теория и практика

Без теории обучаться можно, но сложно. Теория помогает быстрее овладеть знаниями, и осмысленнее овладеть практикой.

Без практики (без уроков и упражнений) обучаться еще сложнее. Знания без практики – просто слухи, которые постепенно забываются. Попеременно получая знания и закрепляя их на практике, мы учимся любым навыкам.

Позже, когда навык усваивается, мы не вспоминаем знания, и не контролируем свои действия – мы просто делаем.

Ораторское искусство не простой навык.

Овладение риторикой требует практических упражнений, связанных с выступлениями перед другими людьми.

  • Можно выполнять упражнения самому, перед зеркалом.
  • Можно – упражнения перед видеокамерой.

Но в этом случае полезно периодически самостоятельно находить практику выступлений: на работе, на собраниях, на вечеринках.

Один из способов организовать практику – самому собрать группу друзей. Возможно, им будет тоже интересно овладеть ораторским искусством совершенно бесплатно.

Так часто и происходит. Опрашиваются друзья или коллеги, которые хотят обучиться урокам ораторского мастерства бесплатно. Желающие обучиться риторике всегда находятся. А после первой встречи слухи о полезном досуге приводят и малознакомых людей. И все уроки и упражнения из этой книги можно делать вместе.

Можно обучаться
вдвоем с другом.
Делать практические упражнения вдвоем. И, попеременно, быть требовательным учителем и талантливым учеником.

Очень приветствуется собирать семейные вечера, и выполнять упражнения в кругу семьи.

Это интересный и полезный семейный досуг. Вы увидите, что эти уроки по ораторскому искусству понравятся всем членам вашей семьи.

Но если Вы, все же, будете риторикой заниматься самостоятельно – это тоже хорошо. Ведь многие практические упражнения можно делать самостоятельно.

Итак, с чего нужно начать?

Теория.

Не обязательно прочитать всю теорию риторики. Достаточно будет прочитать эти две-три следующие главы. Там достаточно теории для выступлений начального уровня.

Практика.

Урок №1.

Начнем с простого упражнения. Прочитайте любую из этих притч:
Станьте перед зеркалом и расскажите своими словами любую из них.

Если перед зеркалом уже получается хорошо – включите видеокамеру.

Веб-камеру, например, или видеокамеру на смартфоне.

Когда и это получится хорошо – расскажите эту притчу кому-нибудь из друзей.

В следующий раз то же самое можно проделать с любой историей (новостью) из Интернета.

  • Самая обычная история рассказанная самым обычным человеком:

Думаю, полезно один раз обучиться ораторскому искусству, чтобы потом пользоваться всю жизнь.

Впрочем, предисловие затянулось – пора переходить к следующим главам.

Пересказ

Как развить красноречие? Упражнения, связанные с пересказом текстов, обязательно помогут. Необходимо взять газетную статью, внимательно прочитать ее, а затем изложить содержание заметки в разговорном стиле. Пересказ повторяется несколько раз, история дополняется и расширяется, обогащается новыми подробностями, в том числе и выдуманными. Обязательно высказывается о прочитанной статье. В качестве слушателя можно выбрать зеркало.

Важно, чтобы хотя бы первые десять предложений оказались связными, плавными, без искусственных пауз. Также необходимо научиться передавать содержание текста в единственном предложении. Вместо газетной статьи можно брать параграфы из учебников, главы из книг. Кроме того, полезно описывать увиденные картины, дополняя описание оценкой мастерства художника.

Самая сложная задача — пересказ текста, в теме которого рассказчик абсолютно не разбирается. Однако постоянные тренировки с простыми текстами помогут постепенно освоить и это искусство.

Управление мимикой

Красноречие: как развить в себе этот дар, о котором мечтают многие люди? Обогащение словарного запаса и пересказ текстов обязательно помогут, однако необходимо уделить внимание и упражнениям, которые позволяют научиться управлять своей мимикой.

Встав перед зеркалом, нужно пересказать любой текст (художественный, научный, технический) без эмоций, а затем повторить его, подключив мимику и жестикуляцию. Также полезно многократно проговаривать одну и ту же фразу, постоянно меняя интонации и темп речи.

Как развить красноречие? Этого невозможно добиться, лишь изучая теорию, потому что будущий искусный оратор нуждается в постоянной практике. Необходимо общаться как можно больше, планомерно расширяя круг общения, знакомясь с новыми интересными людьми. Также полезно наблюдать за выступлениями ведущих по телевизору, посещать тренинги и оценивать речи ораторов. Наконец, необходимо уделить внимание развитию собственного чувства юмора, так как удачная шутка послужит украшением любой истории. Добиться этого легко, заучивая наизусть смешные анекдоты и просматривая юмористические передачи.

Как развить красноречие у ребенка? Добиться этого, как и в случае со взрослыми людьми, помогут несложные упражнения. Нужно попросить сына или дочь взять в руки тот или иной предмет, а затем описать его максимально подробно: форма, материал, цвет и так далее. Упростить ребенку задачу помогут наводящие вопросы.

Также взрослым стоит чаще задавать детям вопросы, не предполагающие односложного ответа. К примеру, можно просто поинтересоваться у ребенка, чем он сегодня занимался в садике, а затем внимательно выслушать ответ, поощряя маленького рассказчика к подробностям.

Главное — упражняться регулярно, и тогда результат не заставит ждать себя.

Красноречие – это не только полезный навык, но и возможность для любого человека комфортно ощущать себя при коммуникациях с обществом. Конечно же, умение говорить – это обязательная часть физиологического развития человека, а вот возможность говорить так, чтобы собеседникам было приятно и интересно слушать оратора – это уже навык, который требует дополнительного обучения и тренировки. В этой статье подробно представлены упражнения для развития речи: какие цели ставит перед собой риторика, как правильно проводить занятия, на что нужно делать упор и т. д.

Для того чтобы , необходимы постоянные занятия и тренировки. Достижение результата напрямую зависит от правильно поставленной цели, поэтому, прежде чем приступать к упражнениям по риторике, нужно четко определиться, какой результат должен быть достигнут.

Общие цели риторических упражнений для детей и взрослых:

  • сформировать культуру речевого поведения;
  • сформировать начальные ораторские умения у детей;
  • развить коммуникативные навыки;
  • научиться речевому этикету;
  • улучшить общую моторику и координацию.

Также стоит отметить, что упражнения по риторике для школьников младших классов также носят воспитательный характер: занятия проводятся, в том числе для того, чтобы воспитать у детей внимательность к чувствам и , научить их проявлять доброжелательность и тактичность к другим людям, побороть их страх перед публичными выступлениями или даже перед проявлением инициативы к диалогу.

Для того чтобы успешно , необходимо обращаться сразу к нескольким методикам развития устной речи. Комплексный подход включает в себя следующие составляющие:

  1. работа по оценочным листам (необходимо для каждого упражнения подготовить специальные чек-листы, по которым будет проводиться оценка содержательности, ясности и выразительности речи);
  2. работа со словарем (нехватка словарного запаса – одна из самых популярных причин проблем с выразительностью речи, поэтому рекомендуется завести специальный личный словарь, с которым нужно изучать по несколько новых слов каждый день);
  3. пересказ и устное изложение (для того, чтобы научиться излагать свои мысли, нужно постоянно в этом практиковаться, поэтому ежедневно рекомендуется вслух проговаривать своими словами какой-либо текст, часть литературного произведения или даже техническую инструкцию, главное – не учить текст, а воспроизводить его из собственной головы);
  4. домашняя презентация (одна из самых эффективных методик, не требующих вмешательства специалиста, это взять самый простой предмет быта – кастрюлю, поварешку, зубную щетку и т. д., и рассказать о ней как можно более интересно, используя литературные средства языка. Домашняя презентация должна получиться интересной и захватывающей, как будто это художественное произведение, а не рассказ о предмете ежедневного использования).

Важно! Представленные выше методики не требуют присутствия специалиста и подходят для самообразования. Эти упражнения по риторике подойдут для студентов, которые готовятся к защите перед аудиторией, или для взрослых людей, которые хотят научиться работать с публикой. Если же речь идет о коррекции речи (особенно у детей), то занятия обязательно должен проводить квалифицированный логопед (по крайней мере, на начальных стадиях, чтобы дать рекомендации для дальнейших тренировок).

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: