История ораторского искусства в России (стр. 1 из 2)

Риторика как наука об ораторском искусстве возникла в 5 веке до н.э. в Древней Греции. По мнению Аристотеля, который много времени уделял изучению теории ораторского мастерства, основателем риторики был древнегреческий философ и государственный деятель Эмпедокл. Эмпедокл искусно владел ораторским искусством и даже создал собственную школу ораторского мастерства в Сицилии. Активному развитию ораторского искусства в Древней Греции также способствовали софисты – преподаватели красноречия, которые за плату обучали всех желающих правилам построения речи, манерам ее произнесения и т.п. – так же, как сегодня это происходит на курсах ораторского мастерства.В Древнем Риме риторика начинает развиваться в 1 веке до н.э. Много внимания изучению ораторского искусства уделяли древнеримский философ и политик Цицерон и ритор Квинтилиан. Последнему, в частности, принадлежит авторство «Наставлений оратору» – самого полного античного учебника ораторского мастерства, сохранившегося до наших времен.

Средневековье

В Средние века риторика продолжает совершенствоваться во Франции, Италии и Германии, значительное влияние на нее оказывает религия. Так, к 5 веку необычайного развития достигает наука о христианском ораторском искусстве, выдающимся представителем которого был архиепископ Константинопольский Иоанн Златоуст. Вместе с тем средневековая риторика продолжает использовать правила, выработанные античными ораторами, – древние наработки лишь адаптируются для применения в религиозных посланиях и проповедях. Ораторскому мастерству обучают в христианских учебных заведениях.

Риторика и ораторское искусство Древней Греции

Риторика и ораторское искусство формируют стиль и логику изложения, позволяют сделать повествование связным и доходчивым для аудитории. Особенно значимым подобное умение становилось во время судебных процессов или общих собраний древних греков и древних римлян. Решение важных государственных и общественных вопросов зависело от красноречия выступающих, от логичности и доступности их аргументов для понимания и восприятия аудиторией. Многие судьи склоняли свое решение в ту или иную сторону только благодаря пламенным и убеждающим речам защитника или обвинителя – это действует и в современных судах с присяжными. РИТОРИКА

Искусства риторики изначально не существовало в Риме, но оно начало процветать, когда эта империя завоевала Грецию, и та, в свою очередь, начала оказывать влияние на ее традиции. Римское искусство речи процветало в судах, комициях (собраниях, где люди обсуждали принятие законов) и сенате. Римское ораторское искусство многое заимствовало для своего стиля из Греции, хотя были и различия. Римляне были менее интеллектуальными, чем греки, их речи были менее глубокими и всесторонними и были усеяны стилистическими нюансами, историями и метафорами.

Тем не менее, римское красноречие было по-своему очень ярким искусством и могущественным оружием в устах ораторов. Цицерон в своей речи против Луция Сергия Катилина разоблачил заговор с целью свержения римского правительства, и сделал это с мастерским красноречием и умением.

Представителями риторического направления в истории были Эфор и Феопомп. Для их сочинений характерны ярко выраженная тенденциозность и морализирующий тон. Эфор (405-330 гг.) известен как создатель «Всеобщей истории», от которой уцелели лишь фрагменты. Основой труда послужила история Эллады, однако много внимания уделено описаниям и других народов.

Современник Эфора Феопомп (родился в 378 г.) был автором «Истории Греции» и «Истории Филиппа Македонского», тоже не дошедших до нас. Объективность, очевидно, не относилась к числу его достоинств, так как современники единодушно констатировали склонность автора к злословию.

ОРАТОРСКОЕ ИСКУССТВО ГРЕЦИИ

Ораторское искусство считалось одним из самых высоких искусств, даже больше – оно считалось добродетелью. Это было неотъемлемой частью образования каждого человека, фундамент, на котором все другие академические занятия и дисциплины были построены. Мастерство ораторского искусства считалось неотъемлемой частью того, чтобы быть всесторонне развитым человеком. Мастерство речи расцвело так великолепно и достигло такой вершины в Древней Греции из-за его центральной функции в общественной жизни.

Демократическое правительство Афин поощряло каждого гражданина мужского пола в участии в политике. Любой гражданин мог участвовать или убеждать других в достоинствах или недостатках определенной части законодательства. Законы были немногочисленными и простыми, предоставляя судьям значительную свободу в применении правосудия. Ассамблеи, Совет и суды были, таким образом, местом бурных дебатов и блестящего ораторского искусства.

Есть предположение, что античность вовсе не знала чтения «про себя»: даже наедине с собою люди вслух читали книги, философские трактаты, речи, наслаждаясь звучащим словом. Древние греки хорошо понимали ценность слова как лучшего способа выражения разнообразных процессов, происходящих в душе человека, как мощного орудия подчинения своей воле других и как способа живого общения.

Греция IV в. дала плеяду блестящих ораторов. Начало культивирования устного слова было положено софистами, которые, будучи сами выдающимися мастерами красноречия, обучали и других этому искусству. Они основали школы, где за плату каждый желающий мог узнать правила построения речи, надлежащей манеры ее произнесения, эффектной подачи материала. В Афинах, центре культурной жизни Эллады, все видные политические деятели были превосходными ораторами. Свободно владел словом Перикл; его речи, целенаправленные и убежденные, с точными и образными сравнениями производили на слушателей огромное впечатление.

Исократ

Исократ

Известны два основных типа речей — политические и судебные. Высшим достижением ораторского искусства признавались политические речи, а среди них наиболее важными считались совещательные, т. е. посвященные обсуждению конкретных вопросов, которые требовали принятия конкретных мер. Источники показывают, что аттическими ораторами был поставлен и дискутировался вопрос о месте, занимаемом ими в государстве и назначении их выступлений. Большинство из них полагало, что назначение политических речей — приносить благо, а долг оратора как гражданина — обратить дар слова на пользу родному городу. Темой обсуждений были злободневные вопросы современности и более общие проблемы: основы внутренней и внешней политики, принципы межполисных отношений, отношение эллинов к негрекам.

Из представителей старшего поколения ораторов наибольшей известностью пользовались Антифонт, Андокид и Горгий. Выдающимся оратором был Исократ (436-338 гг.), его античные биографы насчитывали до 60 принадлежащих ему речей, до наших дней дошла лишь треть. Демосфен (384-322 гг.) также оставил о себе память как о выдающемся ораторе.

Долгая и частая практика выступлений, появление блестящих и прославленных ораторов не могли пройти бесследно для теоретической мысли. В IV в. появилось фундаментальное исследование, посвященное красноречию, — «Риторика» Аристотеля. В ней дан настолько интересный и глубокий анализ искусства убеждения, что много столетий спустя, в наши дни, специалисты по пропаганде находят там идеи, считавшиеся достижением только нового времени.


Ораторское искусство в России

В России большую роль в развитии ораторского искусства сыграл церковный и государственный деятель Феофан Прокопович и ученый Михаил Ломоносов, которого Николай Карамзин заслуженно называл «отцом российского красноречия». «Риторика» Ломоносова, написанная в 1748 году, на века вперед определила развитие этой науки в России. В начале же 20 века риторика как наука прекратила свое развитие, разделившись на множество дисциплин, однако уже в 70-х годах интерес к ораторскому искусству в стране возродился. Сегодня риторика изучается в школах с 1 по 11 класс, в высших учебных заведениях и на всевозможных курсах риторики, доступных всем желающим. Для многих курсы ораторского искусства становятся подспорьем в карьерном росте, ведь во множестве профессий умение красиво и убедительно говорить – обязательная составляющая успеха.

Читать онлайн «Утерянное искусство красноречия» автора Доуиз Ричард — RuLit — Страница 1

Ричард Доуиз

Утерянное искусство красноречия

Richard Dowis

The Lost Art of the Great Speech

How to Write It * How to Deliver It

The Lost Art of the Great Speech: How to Write One – How to Deliver It. Published by AMACOM, a division of the American Management Association, International, New York. All rights reserved.

© 2000 Richard Dowis

© Перевод на русский язык, издание на русском языке, оформление. ООО «Манн, Иванов и Фербер», 2014

Все права защищены. Никакая часть электронной версии этой книги не может быть воспроизведена в какой бы то ни было форме и какими бы то ни было средствами, включая размещение в сети Интернет и в корпоративных сетях, для частного и публичного использования без письменного разрешения владельца авторских прав.

Правовую поддержку издательства обеспечивает юридическая

© Электронная версия книги подготовлена компанией ЛитРес (www.litres.ru)

* * *

Ораторское искусство ведет свое происхождение с античных времен… С прогрессом общества увеличивалась и потребность в составлении речей. Самые одаренные ораторы становились вождями и законодателями. Ко времени расцвета афинской цивилизации риторика стала искусством управления и культуры. Такой она остается и в наши неспокойные времена.

Льюис Коупленд

Из введения в книгу The World’s Great Speeches

Эта книга посвящена Джорджу Гудвину, моему другу и учителю на протяжении тридцати лет

Кто-то смотрит в ночь и видит лишь темноту; другие видят лунный свет, звезды и светлячков – и они славят приближение рассвета

Предисловие

Много лет назад, когда я в полной безвестности трудился редактором рассылок новостей в небольшой текстильной компании, руководитель попросил меня подготовить краткое сообщение, с которым президент компании должен был выступить на собрании сотрудников. Я согласился, но испытал беспокойство. Ситуация была непростой даже для опытного спичрайтера, а уж тем более для меня, ведь мой опыт в этой области равнялся нулю. Сроки поджимали, у меня явно не оставалось шансов встретиться с президентом, чтобы узнать, что бы он хотел сказать. Поддержка со стороны руководства тоже была минимальной. Иными словами, мне нужно было решить и то, что

скажет президент, и то,
как
он это скажет. Как ни странно, я все-таки справился с задачей.

К моему удивлению, президент произнес речь именно так, как я ее написал. И что еще поразительнее – звучало это хорошо. Когда я слушал его, то отмечал каждую паузу, каждое логическое ударение, каждый нюанс, которые старательно вложил в речь. Я не предпринимал попыток «звучать», как наш президент. Это у меня бы и не получилось: видел я его нечасто и никогда не слышал, как он выступал. Написанный мной текст соответствовал моим представлениям о том, что и как он должен сказать. А это, как я узнал много позже, и есть главная обязанность спичрайтера.

Все это доставило мне огромное удовлетворение. Впоследствии я не раз испытывал подобное чувство – ощущение, что я в какой-то степени влияю на развитие компании, для которой пишу выступления. Мне нравилось, как хороший оратор произносит мои слова. После непродолжительной работы руководителем секции публикаций в Coca-Cola Company я поступил в международное пиар-агентство Manning, Selvage & Lee, где более четверти века совершенствовал свои навыки спичрайтера. В этой книге собрано то, что я узнал о написании речей, а заодно и об их произнесении, поскольку создание и выступления неотделимы друг от друга. Так что книга предназначена и для тех, кто сочиняет речи для других, и для тех, кто пишет и выступает самостоятельно. Кроме того, это апология подготовленной речи. Я не считаю, что все хорошие речи – это экспромты.

Поскольку перед вами нечто вроде мемуаров, я писал от первого лица. В дополнение к примерам из реальных речей, иллюстрирующим определенные положения, я поместил в конце каждой главы как минимум одну полную речь или часть выступления известного человека. Эти тексты выбирались по принципу исторической значимости и для иллюстрации положений книги. Я считаю, что читать и слушать речи – один из основных способов научиться их писать и произносить.

Ричард Доуиз

Глава 1

Случайные потрясения

*****

Уинстон Черчилль, возможно, самый красноречивый и динамичный оратор ХХ века. В самые мрачные дни Второй мировой войны этот великий человек использовал свой ораторский дар и по радио вдохновлял своих соотечественников, укрепляя их решимость бороться и победить, казалось бы, несокрушимую нацистскую военную машину. Его слова несли надежду и воодушевляли миллионы британцев, которым в те жуткие времена практически не на что было положиться, так как они знали, что на кону стоят судьба империи и их жизни.

Рейтинг
( 1 оценка, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: