Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау


Историческая справка

Первые попытки коррекции речевых нарушений описаны в трудах по сурдопедагогике в XVII в. (дефекты речи при сохранённом слухе тогда не выделялись в особую проблему). Как самостоятельная научная отрасль логопедия оформилась во второй половине XIX в. До 30-х гг. XX в. в логопедии преобладало упрощенное представление о речевых нарушениях как дефектах речедвигательной мускулатуры; рассмотрение недостатков речи велось главным образом в русле разработки симптоматических приемов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы, наряду с проблемой коррекции дыхательной системы, составляли основное содержание логопедии. Практические коррекционные мероприятия имели преимущественно медицинскую направленность. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности коренным образом изменилось направление логопедии — на первый план стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная логопедия, опираясь на общие принципы дефектологии , а также взаимодействуя с другими науками (психологией, физиологией, языкознанием), рассматривает речь как системное многофункциональное образование, влияющее на психическое развитие.

Известные российские и советские логопеды и дефектологи

  • Жан Батист Жоффре
  • Гурцов, Георгий Александрович
  • Флери, Виктор Иванович
  • Спешнев, Яков Тимофеевич
  • Сиповский, Василий Дмитриевич
  • Остроградский, Александр Федорович
  • Енько Петр Дмитриевич
  • Богданов-Березовский, Михаил Валерьянович
  • Воячек, Владимир Игнатьевич
  • Левина, Роза Евгеньевна
  • Соловьёв, Иван Михайлович
  • Фельдберг, Давид Владимирович
  • Соколянский, Иван Афанасьевич
  • Басова, Антонина Гавриловна
  • Ласточкина, Елизавета Гурьевна
  • Хватцев, Михаил Ефимович
  • Трауготт, Наталия Николаевна
  • Ляпидевский, Сергей Семёнович
  • Микаэльян, Карп Авдеевич
  • Никитина, Маргарита Ивановна
  • Волкова, Лариса Степановна
  • Некрасова, Юлия Борисовна
  • Халатян, Вачаган Геворкович
  • Чиркина, Галина Васильевна
  • Лукаш Ольга Леонидовна
  • Дитковская, Нина Леонидовна
  • Рау Фёдор Андреевич
  • Рау Наталья Александровна
  • Рау, Елена Юрьевна
  • Панченко, Инна Ивановна
  • Барабанов, Родион Евгеньевич
  • Филатова, Юлия Олеговна

Классификация нарушений речи

В настоящее время не существует единой классификации речевых расстройств. Попытки создания таковой (М. Е. Хватцев, О. В. Правдина, Р. А. Белова-Давид, М. Зееман, Р. Е. Левина и др.), предпринимались на протяжении всей истории развития логопедии, как науки и области практической деятельности. Безрезультатность классификации речевых нарушений объясняется довольно просто: у человека нет специфических органов для выполнения речевых функций. Порождение речи и голоса осуществляется приспособленными органами и системами, изначально выполняющими иные, другие физиологические функции. Восприятие и понимание речи также осуществляется системами, изначально использовавшиеся для другого. Отсюда и смежность дисциплин, занимающихся кроме логопедии коррекцией и лечением речевых расстройств. Для практических целей более подходит не «линнеевский принцип» — классификация, а разграничение по типам вариантов речевых расстройств (типология).

Клинико-педагогическая классификация

Все виды нарушений, рассматриваемых в данной классификации, на основе психолого-лингвистических критериев можно подразделить на две большие группы: нарушения устной речи и нарушения письменной речи.

Нарушения устной речи

  1. расстройства фонационного оформления высказывания:
    Дисфония (афония)
  2. Брадилалия
  3. Тахилалия
  4. Заикание
  5. Дислалия
  6. Ринолалия
  7. Дизартрия
  8. Дислексия
  9. Алексия
  • Нарушения структурно-семантического (внутреннего) оформления высказывания:
      Алалия
  • Афазия
  • Нарушения письменной речи

    1. Дисграфия
    2. Аграфия

    Психолого-педагогическая классификация

    Нарушения речи в данной классификации подразделяются на две группы: нарушения средств общения и нарушения в применении средств общения.

    Нарушения средств общения

    1. фонетическое недоразвитие (ФН)
    2. фонематическое недоразвитие
    3. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН)
    4. Общее недоразвитие речи (ОНР)

    Нарушения в применении средств общения

    1. Заикание

    Нарушения речи: основные варианты

    Традиционно выделяют нарушения звукопроизношения

    , как варианты нарушений
    экспрессивной стороны речи
    . Это периферические нарушения звукопроизношения в результате дефектов и функциональных особенностей артикуляционного аппарата
    дислалия
    — область преимущественно логопедии. К дислалии примыкает такой дефект речи, как особенность формирования произносительной стороны речи при расщелинах верхней губы и нёба (устар. названия «заячья губа» и «волчья пасть») —
    ринолалия
    (смежная область ортопедической стоматологии и логопедии), и расстройство экспрессивной речи центрального характера —
    дизартрия
    (смежная область логопедии и неврологии). Совершенно невнятную речь — баттаризм, готтентотизм. Нарушения произношения сложных слоговых структур. Нарушения смягчения, нарушения озвончения согласных фонем.

    Нарушения темпа и ритма речи

    — брадилалия, тахилалия, полтерн (спотыкание), заикание (последнее расстройство — область логопедии, неврологии и психотерапии).

    Нарушения голоса

    — афонии, дисфонии, открытая и закрытая формы ринофоний (устар. гнусавость), нарушения просодики и полетности голоса. Последние являются предметом как
    логопедии
    , так и
    фониатрии
    (Орлова О.С., Лаврова Е.В., Осипенко Е.В., Михалевская И.А., Барабанов Р.Е., Котельникова Н.М. и др.).

    Нарушения импрессивной речи

    (восприятия и понимания речи) — отдельные варианты
    афазий
    .

    Варианты распада речи

    — афазии (смежная область афазиологии, нейропсихологии и логопедии).

    Варианты общего недоразвития речи и алалии

    .

    Нарушения письменной речи

    , в частности, чтения (легастения, дислексия) и письма (аграфия, дисграфия).

    Нарушения речевого развития при олигофрении

    (смежная область логопедии и олигофренопедагогики).

    Нарушения речевого развития при нарушениях слуха

    (область преимущественно сурдопедагогики).

    Методика Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау

    Авторы первой отечественной методики логопедической работы с детьми дошкольного возраста — Н. А. Власова и Е. Ф. Рау построили нарастание усложнений речевых упражнений в зависимости от разной степени речевой самостоятельности детей. При этом авторами рекомендуются обязательные ритмические и музыкальные занятия с детьми и поведение разъяснительной работы с родителями.

    Н. А. Власова различает 7 «видов речи», которые в порядке постепенности необходимо применять на занятиях с детьми-дошкольниками:

    1) сопряженная речь

    , когда ребенок вслед за логопедом и вместе с ним произносит фразы. Это наиболее легкая для заикающихся форма речи. В случае даже очень тяжелых форм заикания ребенок сопряженно говорит совершенно свободно. Это связано с тем, что при этой форме речи он фактически лишь копирует чужую фразу (ее конструкцию, манеру произношения), да и произносит ее даже не самостоятельно, а с посторонней помощью. Степень самостоятельности здесь практически сводится к нулю.

    2) отраженная речь

    предполагает (в отличие от сопряженной) только лишь повторение ребенком фразы вслед за логопедом без ее совместного проговаривания. Ребенок здесь также полностью использует чужую конструкцию фразы, ее темп, интонацию, манеру произношения, но он уже лишен частично помощи в виде совместного ее проговаривания. Это тоже обычно доступная для всех заикающихся детей форма речи. Здесь уже появляются элементы самостоятельной речи. Правда, это пока еще отдельные самостоятельно вставленные слова, и в то же время это еще и как бы полуотраженная речь. Ведь ответ на конкретно поставленный вопрос позволяет ребенку использовать и определенную конструкцию предложения, и почти все слова, содержащиеся в вопросе, добавив лишь 1-2 слова.

    3) ответы на вопросы по знакомой картинке

    . Сложнее заикающемуся ребенку давать развернутые ответы на вопросы типа: что делает мальчик (или кто-то другой), почему, для чего? На такие вопросы ребенок вынужден отвечать развернутой фразой и не одной. Но у него уже нет возможности опереться на поставленный вопрос. Такие ответы приближают ребенка к самостоятельной речи.

    4) самостоятельное описание знакомых картинок

    ;

    5) пересказ

    прослушанного небольшого рассказа. Пересказ еще более усложняет речь заикающегося, так как требует от него сразу произнести уже не 1-2 фразы, а значительно больше. Здесь могут встретиться не только простые, но и сложные фразы. И нужно их последовательно и связно передать слушателю. В пересказе тоже есть некоторые моменты, которые облегчают речь заикающегося ребенка. Это, прежде всего материал, изложенный кем-то: пересказ сказки, рассказа, увиденного диафильма и пр. Значит, есть уже какой-то образец. Достаточно запомнить последовательность изложения, отдельные конструктивные примеры — и вот уже есть помощь.

    6) спонтанная речь (рассказ по незнакомым картинкам);

    Рассказ — это уже полностью самостоятельное изложение материала по какой-то теме: по картинке, по впечатлениям, оставшимся от экскурсии, прогулки и пр.

    7) нормальная речь (беседа, просьбы)

    — самая сложная для заикающихся, т. к. она предполагает естественное и активное речевое общение с окружающими: вопросы, просьбы, обращения, сообщения, обмен мыслями, выражение желаний и пр.

    Е. Ф. Рау все занятия распределила по степени нарастающей сложности на 3 этапа.

    1. – ведутся упражнения в совместной и отраженной речи и в произношении заученных фраз, стишков. Широко используется декламация.

    2. – проводятся упражнения в устном описании картинок в вопросах и ответах, в составлении самостоятельного рассказа по серии картинок или на заданную тему, в пересказе сказки или рассказа.

    3. – завершающий, закрепление приобретенных навыков плавной речи.

    Учитывая все перечисленные условия, речевые упражнения строятся в следующей последовательности:

    заученный текст;

    отрепетированный вслух;

    мысленно продуманный;

    незнакомый текст, экспромт.

    Методики Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау характеризуются определенной схожестью – в основу положена разная степень речевой самостоятельности детей. В основу методик Н. А. Власовой и Е. Ф. Рау положена разная степень речевой самостоятельности детей. Безусловная заслуга этих авторов состоит в том, что они впервые предложили и использовали поэтапную последовательность речевых упражнений в работе с маленькими детьми, разработали указания к отдельным этапам системы коррекции речи заикающихся дошкольников. На протяжении многих лет предложенная методика является одной из самых популярных в практической работе с заикающимися детьми. В настоящее время логопедами используются многие ее элементы (2, 4).

    Научные журналы на русском языке

    Журнал «Дефектология»

    Научно-методический журнал, орган Российской академия образования, издаётся в Москве с 1969 г. Периодичность — 6 раз в год.

    Освещает проблемы теории и практики обучения и воспитания (дошкольного и школьного) детей с нарушениями умственного и физического развития, общего и профессионального обучения взрослых глухих и слепых, дефектологического образования и т. п. Популяризирует передовой опыт специальных школ и дошкольных учреждений. Публикует материалы о новых технических средствах и пособиях для обучения аномальных детей, советы и консультации.

    Журнал «Логопед»

    Научно-методический журнал, издаётся в Москве с 2004 г.

    Адресован логопедам, работающим с детьми дошкольного и школьного возраста, специалистам органов управления образованием, преподавателям и студентам дефектологических факультетов вузов. В журнале публикуются методические рекомендации для практикующих логопедов, конспекты логопедических занятий и упражнения, официальные документы, статьи по актуальным проблемам логопедии.

    Со второго полугодия 2006 г. выпускается приложение к журналу «Логопед», — «Конфетка». Приложение представляет собой иллюстрированную книжку для занятий с ребёнком. Каждый номер приложения посвящён одному отдельно взятому аспекту логопедической работы.

    Альманах Института коррекционной педагогики РАО

    Сетевое издание о коррекционной педагогике и специальной психологии: научно-методический журнал. Данное издание это — методическая и информационная поддержка специалистов, родителей и общественных организаций. Выходит онлайн с 2000 года.

    Рау Фёдор Андреевич

    20.03.1868 — 30.05.1957

    Педагог-дефектолог

    Фридрих Вильгельм Рау родился 26 марта 1868 года в городе Ульм в Германии в семье служащего меднолитейного завода. В 1887 году окончил учительскую семинарию в Нюртингене и с апреля этого же года начал свою педагогическую деятельность в школе для слышащих детей. Однако уже в начале ноября по приглашению И. Фаттера перешёл на работу в школу для глухонемых, где работал до 1891 года. В 1891 году переехал в Москву, где получил имя Фёдор Андреевич. Вначале работал в Меннонитском училище в городе Тиге Таврической губернии, а затем работал воспитателем глухонемого ребёнка в частной семье. В 1896 году переехал в Москву, где открыл частную школу – пансион для глухонемых, одновременно занимался логопедией и был заведующим отделом глухонемых в Политехническом музее. В это же время познакомился с будущей женой Наталией Александровной Голяшкиной, с которой до конца жизни занимался общим делом – обучением и воспитанием глухонемых детей. В 1899 году назначен директором Анрольдо-Третьяковского училища глухонемых (в последующем – Московский институт глухонемых), им были реорганизованы мастерские училища. В 1900 году вместе с женой открыл первый в России детский сад для глухонемых детей. В 1907 году под руководством Ф.А. Рау была открыта сельскохозяйственная колония для глухонемых, а в 1910 году он организовал отделение для умственно отсталых глухонемых в колонии. Он стал инициатором Съездов учителей глухонемых, прошедших в 1910 и 1917 годах, а также курсов для матерей и воспитательниц глухонемых детей. В 1919 году под его началом была открыта школа для тугоухих. В 1920-1921 годах в Крыму им были открыты дом умственно отсталого ребёнка, дом глухонемого ребёнка, дом слепого ребёнка, колония для морально дефективных, курсы для взрослых глухонемых и курсы по исправлению речи. На протяжении ряда лет Ф.А. Рау преподавал в Институте детской дефективности, а с 1925 года – на дефектологическом отделении 2-го Московского государственного университета. С 1925 по 1948 год заведовал кафедрой сурдопедагогики и логопедии. Немало сделал Ф.А. Рау и для социализации взрослых глухонемых. Много внимания уделял обучению чтению с губ, совместно с женой открыл «Клуб беглого чтения с губ». С 1924 года работал в кружке по логопедии и логотерапии при Центральном доме работников просвещения. С 1926 года вёл курсы по переподготовке сурдопедагогов. Награждён орденом Ленина, знаком «Отличник народного просвещения». Член-корреспондент Академии педагогических наук РСФСР (1947), доктор педагогических наук. Умер 30 мая 1957 года. Похоронен рядом с женой на Даниловском кладбище в Москве.

    Фотографию места захоронения предоставил Сергей Семёнов (г. Смоленск)

    Рейтинг
    ( 2 оценки, среднее 4.5 из 5 )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями: