Игра «Один — много — ни одного»


Автоматизация звука «Л»

1.Игра «1,2,5,9»

Цель: автоматизация звука Л в словах; согласование числительных с существительным.

Ход игры: Составь словосочетания со словами лампа, лапа, лодка по образцу.

Образец: одна лампа, две лампы, пять ламп, девять ламп .

2.Игра «Закончи слово»

Цель: автоматизация звука Л в словах;

Ход игры: Добавь последнюю букву.

бока. сту. соко. осе.

сто. узе. футбо. дяте.

4.Игра «Запомни, повтори»

Цель: автоматизация звука Л в словах; развитие слуховой памяти;

Ход игры: Запомни и повтори ряд слов. (Взрослый 4 раза меняет порядок слов.)

Клад – плот – пилотка — яблоко

Плот – яблоко – пилотка — клад

Пилотка – клад – яблоко — плот

Яблоко — плот – клад — пилотка

5.Игра «Снежный ком»

Цель: автоматизация звука Л в словах; развитие слуховой памяти;

Ход игры: Повтори мое, слово со звуком Л и придумай свое. Я повторяю свое, твое, и придумываю новое слово.

Образец: лак

лак-пила

лак – пила – молоко

лак – пила – молоко- облако

6.Игра «Один — Много»

Цель: автоматизация звука Л в словах; развивать умение образовывать мн. ч. существительного;

Ход игры: Послушай слова, измени по образцу.

Образец: лампа – лампы, пила – пилы, плот – плоты, болт – болты, клоуны — клоуны, блокнот – блокноты.

7.Игра «Назови ласково»

Цель: автоматизация звука Л в словах; развивать умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами;

Ход игры: Послушай слова, назови ласково.

Образец: салат — салатик, кукла — куколка, яблоко – яблочко, каблук — каблучок, слон – слоник, лужа – лужица и т. д.

8.Игра «Скажи наоборот»

Цель: автоматизация звука Л в словах; расширение словаря;

Ход игры: Назови слово противоположное по значению.

Образец: черный – белый, темный – светлый, грустный — веселый, старый – молодой, худой – толстый и т. д.

9.Игра «Посчитай от 1 до 10»

Цель: автоматизация звука Л в словах; согласование числительного с существительным;

Ход игры: Посчитай от 1 до 10 и обратно со словом лавина.

Образец: одна лавина, две лавины, три лавины и т. д.

10.Игра «Распутай слова»

Цель: автоматизация звука Л в словах.

Ход игры: Взрослый переставляет слоги местами, называет слово которое получилось. Ребенок отгадывает слово.

Образец: лапи – пила, налу – луна, жоклу – лужок, ункло – клоун, доньла — ладонь и т.д.

11.Игра «Жадина»

Цель: автоматизация звука Л в словосочетаниях; согласование притяжательного местоимения с существительным.

Ход игры: Взрослый просит поиграть в жадину, который говорит, что все вещи его.

Образец: лак – мой лак, кукла – моя кукла, ладонь – моя ладонь, плот – мой плот, блокнот – мой блокнот и т. д.

12.Игра «Что из чего сделано?»

Цель: автоматизация звука Л в словосочетаниях; образование относительных прилагательных.

Ход игры: Взрослый называет предмет и спрашивает из чего он сделан.

Образец: стеклянный стакан – стакан из стекла, соломенная кукла – кукла из соломы, пластмассовая пила – пила из пластмассы, пластилиновый клоун – клоун из пластилина.

13.Игра «Измени предложение»

Цель: автоматизация звука Л во фразе;

Ход игры: Спряжение глагол по образцу. (Образец дает взрослый)

Образец: Сломать лыжную палку.

Я сломала лыжную палку.

Ты сломал лыжную палку.

Он сломал лыжную палку.

Она … Вы… Мы… Они…

14.Игра «Путаница»

Цель: автоматизация звука Л во фразе;

Ход игры: Составь и преобразуй предложение по образцу.

Образец: Палка, Павел, у. – У Павла палка.

Молоко, котенок, лакать.

Мила, кукла, у. и т. д.

15.Игра «Исправь ошибки»

Цель: автоматизация звука Л во фразе.

Ход игры: Взрослый произносит фразу, ребенок исправляет ее.

Образец: Булка ела Аллу. – Элла ела булку.

Лук полол Лушу. — Луша полола лук.

На стекле лопнул балкон.

Голубь поймал Михаила.

Автоматизация звука Л в слогах.

ла-ла-ла ло-ло-ло лу-лу-лу лы-лы-лы ал-ал-ал ол-ол-ол ул-ул-ул ыл-ыл-ыл

Автоматизация звука Л в словах.

ЛА Лаз, лак, лапа, юла, зола, вела, дела, жила, мала, пила, лавка, лампа, кулак, калач, салат, халат, скала, водолаз, палатка, булавка, ласточка, ландыш, Мила, жила, пела, мыла, дула, бегала, видела, обидела, одела, школа, лапша, ела, лавина, писала, читала, кидала, носила, водила, возила.

ЛО лоб, лом, лось, лодка, ложка, локоть, лошадь, чулок, болото, калоши, колодец, Володя, голодный, холодный, поломка.

ЛУ Лук, луч, лужа, Луша, лунка, юлу, золу, пилу, тулуп, белуга, шалун, луковица, лыко, лыжи, волы, столы, малыш, полынь, улыбка, лыжник, булыжник, Лука, луна, лужок, лужайка, лукошко, голубь, желудь, палуба, голубцы, получать.

ЛЫ Вилы, алый, белый, вялый, милый, целый, смелый, спелый, унылый, пчелы, бокалы, каналы, пеналы, обвалы, вокзалы, каникулы, малыши, полыхает. АЛ Бал, вал, дал, жал, зал, мал, галка, палка, скалка, фиалка, спал, упал, устал, бокал, канал, копал, писал, пенал, обвал, вокзал, стучал, металл, галстук, алмаз, алфавит, халва, маршал, шалфей, балкон, выдал, выпал, падал, капал, сыпал, топал, щупл, выгнал. ОЛ Вол, гол, кол, пол, стол, долг, волк, холм, долго, полка, полный, молния, полдень, укол, чехол, щегол, футбол. УЛ Гул, дул, стул, аул, булка, гулко, подул, обулся, зевнул, тянул, уснул, шепнул, качнул, ущипнул, вынул, кинул, сунул, выгнул, дунул, стукнул, мускул, чулки, вулкан. ЫЛ Ныл, был, выл, мыл, мылся, забыл, завыл, пылкий, бутылка. ЯЛ Мял, снял, взял, паял, унял, стоял, гонял, завял, занял, менял, понял, поднял, боялся, смеялся, веял, сеял, таял, веялка, сеялка. ЁЛ Вел, шел, шелк, елка, телка, челка, пчелка, осел, козел, котел, новосел, щелкать, метелка. ЕЛ Ел, мел, пел, сел, одел, умел, гудел, висел, успел, хотел, сидел, шипел, шумел, свистел, белка, мелко, узел, видел, вывел, вышел, обидел, ненавидел, Павел, дятел, пепел. ИЛ Бил, мил, Нил, поил, Михаил, забил, водил, возил, косил, купил, носил, учил, садил, гостил, тащил, вилка, жилка, пилка, поилка, косилка, носилки, выучил, выбил, выпил, высадил, вытащил, выпустил, выскочил. Автоматизация звука Л в чистоговорках. Ла-ла-ла — завелась юла ла-ла-ла — наша вишня зацвела ло-ло-ло — в осине дупло ло-ло-ло — все на поле зацвело лу-лу-лу — заведу юлу лы-лы-лы — летит камень со скалы

Автоматизация звука Л в словосочетаниях.

Сладкое яблоко, колкая иголка, сладкие яблоки, колкие иголки, золотой подсолнух, кислая алыча, злой Полкан, кислое яблоко, плохой мальчик, волнистые волосы, лунная ночь, лучистое солнышко, глубокий колодец, глубокая тарелка, веселый клоун, светлый платок.

Автоматизация звука Л в предложениях.

Мила ела салат. Луша взяла лопатку. Ласточка свила гнездо. Мама сделала молочную лапшу. Мила вымыла ладони, причесала волосы. Около палаток лопухи и полынь. Луша полола лук и свеклу. Мила видела слона. Слава идет в кладовую за веслами. В глубоком колодце вода холодная. В лавке спелые и сладкие яблоки. Володя — смелый пловец. Клава надела на голову белый платок. Автоматизация звука Л в связной речи. Белый волк на свете жил, Чисто лапы с мылом мыл, Чистоплотный очень был, И без мыла долго выл. Молоток стучал, стучал, Гвозди в доску загонял. Колотил он с толком – Получилась полка. Наш кот. Наш кот любит поспать. Вот он вошел и пошел под лавку. Растянулся, укрылся лапой и уснул. Поспал всласть. Встал кот, зевнул и потянулся. А потом стал умываться. Кукла Мила. Купила мама Луше куклу. Кукла Луше понравилась. Голубые глаза, Светлые волосы, белое платье, белые башмаки. Луша назвала куклу Милой. Очень уж кукла мила. Целые дни Луша была с Милой. Одевала ее и обувала. Мыла ей голову и расчесывала волосы. Укладывала куклу спать и баюкала. Луша берегла куклу. Как-то Луша уложила куклу спать. Мама позвала Лушу обедать, а куклу унесла собака. Она таскала куклу и испортила ее. Поплакала Луша, но куклу не оставила. Тогда мама купила такую же куклу. Тайком обменяла, и Луша не догадалась. Рыболов. Захотел Володя половить рыбу. Он знал места, где ловится плотва. Володя взял лодку и поплыл. Было солнечно и тепло. Плыл Володя недолго. Остановился около омута. Достал удочку и стал ловить. Рыба попадалась всякая: и мелкая, и крупная. Наловив много плотвы, Володя смотал удочку. Толкнул лодку и поплыл домой.

Логопедические игры для детей дошкольного возраста

Дидактическая логопедическая игра «Вот такое домино – Л, Ль, Р, Рь»

Дидактическая игра «Вот такое домино – Л, Ль, Р, Рь»

Краткое описание: интегрированная игра для автоматизации звуков Л//Р и Ль//Рь, развития зрительного внимания и памяти, пространственного мышления, систематизация и обобщения знаний по теме: «Птицы». Игра может быть использована, как в индивидуальной, так и в подгрупповой работе.

Оборудование: лист формата А4.

Цель: развитие зрительной памяти, дифференциация сонорных звуков.

Задачи:

  1. Дифференцировать звуки Л, Ль, Р, Рь в словосочетаниях, предложениях. Закрепить умение использовать пространственные предлоги над, под, за в речи.
  2. Развивать зрительную память, пространственное мышление.
  3. Воспитывать навык самоконтроля за собственной деятельностью.

Методика работы:

Предварительная работа – уточнение зрительного образа птиц ( курица, цыпленок, ворона, снегирь, ласточка), геометрических фигур (квадрат, треугольник, овал, прямоугольник, трапеция), использование предлогов– над, под, за.

1 вариант

Ребенку предлагается лист (карта) формата А4, на котором изображены тайлы с картинками. В верхнем ряду птицы расположены сверху, а геометрические фигуры снизу. Ребенку расшифровывается задание: необходимо заполнить нижние тайлы геометрическими фигурами по образцу (т.е. на тайле с курице всегда будет изображен квадрат, а на тайле с цыпленком – треугольник). При этом ребенку необходимо быть предельно внимательным, так как геометрическая фигура может быть изображена под или над птицей, а ребенку необходимо не только правильно выбрать нужную фигуру, но и правильно произнести, где она расположена. Т.о. ребенок проговаривает необходимый речевой материал многократно, при этом речь подкрепляет движением.

Ребенок произносит фразы типа: «Под ласточкой прямоугольник. Над снегирем трапеция. Под ласточкой нарисую прямоугольник. Над снегирем буду рисовать трапецию.

2 вариант

Второй вариант игры предполагает соревнование. При этом у каждого ребенка – свой лист (карта). По условному сигналу дети начинают заполнять свою карту. Тот кто первый закончит заполнять свою карту подает условный знак (хлопок, звонок в колокольчик). Все остальные откладывают письменные принадлежности и начинается проверка. Каждый по очереди проговаривает что должно быть нарисовано в тайле, а остальные проверяют, если заполнено не верно перечеркивают тайл. После того, как прошла проверка происходит подсчет верно заполненных тайлов. Выиграл тот, кто больше других заполнил правильно. Часто тот, кто спешит делает ошибки и, соответственно у более медлительных, но более внимательных детей шансы на победу высоки.

3 вариант

Опять же игра может носить соревновательный характер. Заполненные тайлы разрезаются и выкладываются по типу домино. Важным условием будет то, что к птице кладем птицу, а к геометрической фигуре – фигуру. Выигрывает тот, кто выложит самую длинную цепочку до того, как будет подан условный сигнал водящего. Речевая нагрузка детям предлагается после выкладывания цепочки, каждый ребенок проверяет цепочку соперника озвучивая то, что выложено: «За курицей квадрат, за квадратом треугольник, за треугольником цыпленок и т.д.» Если допущена ошибка (к фигуре присоединена птица), то данная цепочка аннулируется.

Во всех вариантах задания взрослый непременно обращает внимание на речь ребенка, при необходимости поправляет. Но ребенок оказывается победителем или проигравшим независимо от того, как он произносил, а в зависимости от выполнения поставленной перед ним цели.

Желаю удачи!

Источник картинок: https://pixabay.com/ru/

Рейтинг
( 2 оценки, среднее 4 из 5 )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями: